11.4. ХАРАКТЕР ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Анохин С. А., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит».
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет».
asa70.70@rambler. ru
Аннотация: в статье раскрываются взаимосвязи
трансформационных процессов и их влияние на конкурентоспособность предпринимательства с учетом характера производственно-хозяйственных связей и форм организационно-экономического построения отношений. Конкурентоспособность рассматривается с точки зрения сбалансированного подхода на отраслевом и межотраслевом уровне к выбору направления трансформации экономической системы.
Ключевые слова: конкурентоспособность,
предпринимательство, трансформационный процесс, эффективность, регулирование, балансовая увязка структурных подразделений.
CHARACTER CONVERSION’S PROCESSES AND THEIR INFLUENCE ON COMPETITIVENESS OF BUSINESS
Anokhin S.A., Cand. Econ. Sci., the senior lecturer.
Place of employment: The Moscow state industrial
university.
asa70.70@rambler. ru
Annotation: in article interrelations conversion’s processes and their influence on competitiveness of business taking into account character of industrial-economic communications and forms of organizational-economic construction of relations reveal. Competitiveness is considered from the point of view of the balanced approach at branch and interbranch level to a choice of a direction of transformation of economic system.
Keywords: competitiveness, business, conversion’s
process, efficiency, regulation, balance coordination of structural divisions.
Трансформационные процессы активно оказывают влияние на деятельности предпринимательских образований, характер которых подвержен рыночным и нерыночным механизмам воздействия. Неотъемлемыми органическими факторами,
предопределяющими изменения в системе экономических отношений, а также вектор трансформации, выступают непрерывно
развивающиеся процессы в экономической структуре рыночного хозяйства . Трансформация - это не просто самораскрытие системы, актуализация заложенных в ней потенций, изменение состояний, форм функционирования. Благодаря трансформации
система выходит на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для нее, меняя при этом свою организацию. Трансформация
1 Сорокин Д.Е. Стратегический ответ России на вызовы нового века. - М.: ИЭ РАН, 2009, с. 76
представляет собой объективно-субъективный процесс, с одной стороны, происходящий в соответствии с объективными законами, а с другой -инициируемый и регулируемый субъектами с целью его ускорения и придания ему определенной направленности.
Влияние трансформационных процессов, как известно, накладывает свой отпечаток на проведение масштабной политики развития предпринимательской деятельности. В этой связи эффективность предпринимательства предполагает нахождение оптимального варианта его развития на базе предоставления экономической самостоятельности и государственной поддержки по реализации целевых программ развития национальной экономики.
В условиях трансформационной экономики эффективность предпринимательства напрямую зависит от того, насколько учтены цели, средства и т.д. Однако, научное обоснование этого положения состоит в том, что в современных условиях механизм структурных преобразований раскрывается главным образом через призму целевых стоимостных приоритетов, в то время как полезностная основа развития не реализуется в большинстве программ. С нашей точки зрения, данный подход к вопросу является односторонним, так как рассматривает эффективность предпринимательства только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности субъектов в положительном действии. Такой подход является явно недостаточным для изучения сути эффективности. Так как в данном случае суть эффективности сводится исключительно к наличию потенциальных возможностей и средств препятствовать свободе действия соперников. Однако здесь просматривается весьма существенная, скорее даже основополагающая, составляющая
эффективности - конкуренция.
Учитывая, что стратегия предпринимательства определяется внутренней структурой мотивационных экономических интересов, обличающих
направленность трансформационных изменений в экономике, то движущей силой эффективного развития выступают личные мотивы
заинтересованных участников совместной
деятельности. В этом случае конкуренция не выступает самоцелью развития, а лишь подкрепляет уровень противодействия соперничеству в данном сегменте рынка.
Противодействие соперникам не должно и не может быть самоцелью конкуренции. Это есть второстепенное следствие предпринимаемых усилий по достижению выгодных для себя результатов.
Исходя из этих условий можно заключить, что влияние трансформационных процессов на конкурентоспособность предпринимательской
деятельности и ее эффективность оказывает принятая форма мотивационных экономических интересов, где раскрытие потенциальных возможностей каждого из участников оценивается по критерию удельных затрат капитала в стоимости предоставленных работ и услуг.
Важно понимать, что оценка конкурентоспособности не должна искажать цель предпринимательской деятельности. Например, если предпринимательская деятельность не приводит к росту объемов поставляемых продуктов, товаров и услуг и
сопровождается ростом цен, то такой вид конкурентоспособности не раскрывает потенциальные возможности используемых ресурсов. Если целью является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в необходимо учитывать уровень доходов потребителей предполагаемого сегмента рынка, а также динамику потребительского спроса.
Оценка конкурентоспособности каких-либо объектов может преследовать самые разнообразные цели: от изучения положения конкретного товара на рынке до изучения инвестиционной привлекательности целых отраслей. Поэтому важным моментом в использовании оценочных показателей является учет уровня качественных характеристик, отражающих ценность и полезность предлагаемых видов продукции, работ, услуг.
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в условиях влияния трансформационных процессов, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня:
- микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия);
- мезоуровень (отрасли, корпоративные
объединения предприятий и фирм);
- макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны, объединения стран).
Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на
- микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции);
- мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое
улучшение показателей эффективности
использования имеющихся производственных
ресурсов отраслей) и
- макроуровневые (отражающие общее состояние
хозяйственных систем, их сбалансированность,
инвестиционный климат, налоговый режим, тарифнотаможенную политику и т.п.).
Приведенное структурирование субъектов
конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет
более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней.
Оценка конкурентоспособности на микроуровне проводится и по некоторым другим параметрам, связанным с особенностями производства и потребления конкретного вида продукции. Здесь принимаются во внимание (кроме отношения цены и качества сравниваемых видов продукции), в частности, условия поставки (время, форма платежа, вид транспортировки и пр.), а также наличие и эффективность обслуживания при продаже товара и последующем его использовании. В разрезе хозяйствующих субъектов могут оцениваться как отдельные категории видов деятельности (конкурентоспособность маркетинговой деятельности, менеджмента и т. д.), так и составные элементы хозяйственного процесса (конкурентоспособность технологии производства, оборудования и т. д.).
В процессе исследования конкурентоспособности объектов на микроуровне наиболее полную информацию предоставляет не выявление реального
соотношения качества сравниваемых товаров, а выявление устойчивых взаимосвязей между затратами (ценой) различных товаров и их качеством. При ее решении чаще всего используются параметрические методы исследования, позволяющие не только установить эти связи, но и количественно их определить. Оценка микроконкурентоспособности может охватывать как конкретные товары, так и товарные группы.
Конкурентоспособность на уровне
предпринимательской структуры можно оценивать, применяя следующие показатели (и их комбинацию):
- производительность труда;
- уровень оплаты труда;
- капиталоемкость;
- наукоемкость и технический уровень продукции;
- совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства;
- объем технологических заделов для реализации научных и проектно-конструкторских разработок;
- степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;
- степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства;
- то же - в отношении динамики цен на продукцию;
- экспансия отрасли (степень использования ее продукции в различных отраслях хозяйства) и т.д.
Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслевых объединений, финансово-промышленных групп или отдельных сфер хозяйствования.
Рассмотрение вопроса развития теории количественной оценки уровня конкурентоспособности будет незаконченным без описания применяемых методик расчета. Несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы конкурентоспособности, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет. Предложенные методики разных авторов, отличаясь друг от друга, охватывают различные стороны этого понятия, но не имеют законченной и комплексной структуры.
Уровень конкурентоспособности любого объекта является относительным показателем и поэтому может быть определен только в результате сравнения. Он представляет собой характеристику объекта, отражающую его отличие от аналогичного по степени выполнения возложенных на него функций2. Все предлагаемые методики строятся исходя из этого правила. Однако для его осуществления на каждом из уровней существуют свои проблемы. Так, например, достаточно полная и сформированная методика оценки конкурентоспособности конкретных товаров предполагает экспертную оценку отдельных показателей качества продукции, что делает результаты анализа весьма субъективными. Анализ конкурентоспособности предприятий и более крупных экономических объектов сводится к выбору определенных параметров, по которым производится сравнение, и от выбора тех или иных сторон деятельности предприятия зависит исход оценки.
Пожалуй, наиболее полную информацию предоставляет метод, основанный на теории эффективной конкуренции, который дает
2Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт, 2001, с 16
представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его
хозяйственной деятельности. Согласно этому методу наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов - ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей
конкурентоспособности предприятия3.
В теоретическом плане разработка некой комплексной и применимой ко всем без исключения объектам методики представляется задачей очень трудоемкой и практически неосуществимой. Гораздо более значимые достижения могла бы иметь разработка наиболее общих положений по
проведению данной оценки, которые легко
адаптировались бы к особенностям разных объектов.
Влияние на конкурентоспособность
предпринимательства оказывают трансформационные процессы в экономике. Важной особенностью является то, что на процессы трансформации накладываются два вида взаимосвязанных тенденций - глобализация и информатизация. Важным признаком конкурентоспособности является эволюционная трансформация и влияние инновационных технологий.
Наиболее значимым условием повышения конкурентоспособности выступает учет противоречий между:
- социально-экономическими потребностями и реальным общественно-экономическим потенциалом;
- производством и инвестициями, необходимыми для расширенного воспроизводства;
- реальным спросом на продовольственные товары и состоянием производства;
- ценами, ориентированными на мировые стандарты, и затратами отечественных товаропроизводителей;
- финансовыми потребностями и доходами предприятий.
Тем не менее, экономические противоречия трансформационных процессов должны
рассматриваться в качестве дополнительного источника развития предпринимательской
деятельности, поскольку вследствие
целенаправленного их преодоления возникает импульс дальнейшего поступательного развития накопленного потенциала и лучшего удовлетворения рынка спроса.
Как известно, трансформационные процессы характеризуются
- нестабильностью и не стационарностью;
- высоким уровнем риска;
- возможностью частичной потери управляемости.
Трансформационные процессы - современная
стадия развития экономической системы, которая характеризуется
- глобализацией и урбанизацией;
- ускорением темпов научно-технического прогресса;
- изменением экологии, и как следствие - изменение функций государства.
3 Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. //Маркетинг. - 1996, №3, с 34
Роль государства как общенационального центра заключается в прогнозировании, индикативном планировании, регулировании денежно-кредитной, структурно-инвестиционной, социальной, научнотехнической и внешней политики по эффективному использованию новых предпринимательских форм корпоративного и частного хозяйства.
Конкурентоспособность ставит множество вопросов по раскрытию стратегических целей
трансформационной экономики, среди которых важное место занимает вопрос, связанный с выбором направления трансформации той или иной экономической системы. При этом необходимо учитывать усложнение экономического развития, появление множества сфер, где рыночная мотивация ограничена либо невозможна. Как следствие возрастают «обязанности» государства и требования к нему со стороны индивида, бизнеса, общества. В исследовании обосновывается идея, связанная с тем, что современная экономика имеет рыночную основу, рыночный двигатель, однако рычаги воздействия на него находятся в руках государства и все более проявляющего себя индивидуального экономического субъекта, регулирующая роль которого, имея нерыночный характер, реализуется через институционализируемые в виде норм, правил поведения и ведения бизнеса, традиций, устоев, обычаев и т.д. коллективные начала. В современных условиях максимизация индивидуального интереса приводит к перекосу целевых установок
общественного развития, т.е. отсутствует сбалансированный подход на отраслевом и межотраслевом уровне, где игнорируется
общественный интерес. Как следствие должна иметь место сложная комбинация регулирующих механизмов
- рыночного и нерыночного.
Все это приводит к усилению роли государства в трансформационном процессе и нахождению эффективных форм воздействия на
предпринимательский интерес всех его участников.
Механизм взаимосвязи трансформации и
конкурентоспособности предпринимательства нельзя раскрыть без учета мотивационных интересов как в сфере производительных сил, так и в формировании организационно-производственных отношений.
Выделяя технико-технологические и организационноэкономические аспекты предпринимательской деятельности необходимо учитывать совокупность трансформационных факторов, влияющих на конкурентоспособность производимых работ и услуг. Именно они в своей совокупности образуют производственно-хозяйственные экономические
отношения, отличительной особенностью которых
является предоставление самостоятельности в
организации предпринимательской деятельности и распределении результатов этой деятельности. Содержанием этих отношений выступает балансовая увязка товарно-денежных отношений, координируемая оценкой стоимости ресурсного потенциала каждого ее участника.
Список литературы:
1. Сорокин Д.Е. Стратегический ответ России на вызовы нового века. - М.: ИЭ РАН, 2009.
2. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт, 2001
3. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. //Маркетинг. - 1996, №3
Reference list:
1. Sorokin D.E.Strategic the answer of Russia to calls of a new century. - М: Institute of economy of the Russian Academy of Sciences, 2009.
2. Lific I.M.Theor and practice of an estimation of competitiveness of the goods and services. - М: Yurait, 2001.
3. Maksimova I.Estimation of competitiveness of an industrial enterprise.//Marketing. - 1996, №3
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Анохина С. А. «Характер трансформационных процессов и их влияние на конкурентоспособность предпринимательства».
В статье Анохина С. А. рассматривается взаимосвязь трансформационных процессов и их влияние на развитие накопленного потенциала предпринимательской
деятельности с учетом характера производственнохозяйственных связей. Автором обосновано, что на конкурентоспособность предпринимательской деятельности и ее эффективность оказывает принятая форма мотивационных экономических интересов, раскрывающая потенциальные возможности каждого из участников
производства.
Основное внимание в статье уделяется конкурентоспособности. При этом, автор вскрывает
взаимосвязи трансформации и конкурентоспособности
предпринимательства. Экономические противоречия же трансформационных процессов должны рассматриваются в качестве дополнительного источника развития
п редп ринимател ьской деятел ьности.
В целом, статья представляется довольно интересной, содержит предложения, реализация которых может вполне повлиять на повышение конкурентоспособности предпринимательства и повышение его эффективности.
Учитывая все вышеизложенное, статья Анохина С. А. рекомендуется для публикации в открытой печати.
Доцент кафедры экономики
и управления производством
ФГБОУ ВПО «МГЙУ»,
кандидат экономических наук
М. А. Хончев