УДК 316
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ Н.Ю.Шашкеева1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дан теоретический обзор вопросов оказания государственной поддержки семьям, имеющим детей. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на решение супругов о количестве детей в семье. Описаны меры социальной поддержки семей 70-80-х гг. ХХ в. и действующие на сегодняшний день. Подробно представлена информация о пособиях, выплачиваемых семьям в Иркутской области на основании федеральных и региональных законов. Табл. 3. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: семья; социальная поддержка семьи; государственная семейная политика.
ROLE OF STATE IN CREATING CONDITIONS FOR FAMILY FUNCTIONING N.Yu. Shashkeeva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article presents a theoretical overview of the issues of state support for the families with children. It discusses the factors influencing the decision of the spouses on the number of children in the family; describes the measures of social support for the families in 1970-80s and the present ones; provides detailed information on the benefits paid to Irkutsk region families on the basis of federal and regional laws. 3 tables. 9 sources.
Key words: family; social support of family; state family policy.
Семья является основным условием функционирования социума благодаря физическому и социокультурному замещению поколений, посредством рождения детей, их социализации и поддержки всех членов семьи. На протяжении всего жизненного цикла семья испытывает воздействие различных факторов на исполнение ее функций. Гендерное неравенство, ухудшение социально-экономических условий, недостаточное внимание государственных органов дестабилизируют семейные и родительские отношения. Фундаментальный институт российского общества оказался в такой ситуации, когда самостоятельно справиться с нерешенными социальными проблемами не имеет возможности и нуждается в эффективной социальной поддержке государства.
Под социальной поддержкой понимается комплекс мер, направленных на формирование инфраструктуры и социальных условий, благоприятных для реализации репродуктивной функции семьи, и создание условий, позволяющих женщине совмещать профессиональную деятельность и материнство. Государственная семейная политика включает в себя мероприятия, обеспечивающие определенный уровень социальных гарантий и доступности социальной инфраструктуры для всех типов семей. Государственная поддержка семьи отражает реальные мероприятия, направленные на оказание помощи семьям с несовершеннолетними детьми [5, с. 16].
В нашей стране семьям, имеющим детей, содействие оказывается в виде различных выплат и социальных гарантий (материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка и т.д). Тем не ме-
нее, воспользоваться этой поддержкой желают немногие. Большинство россиян сегодня считают наиболее приемлемым иметь одного ребенка. Если раньше абсолютно нормальным явлением было три, четыре ребенка в семье, то сейчас многодетные семьи стали встречаться гораздо реже [8, с.249].
Распространившуюся модель малодетной семьи можно увидеть на примере результатов исследования, проведенного среди респондентов, вступающих в брак Е.В. Гольцовой, Я.А. Лещенко в 2008 г. в Иркутске. Базовые репродуктивные установки иркутян с общероссийскими установками имеют близкие значения. Двоих детей желают иметь 63% опрошенных россиян, а могут себе позволить 59,3%. Трех детей хотели бы иметь 23,2%, и соответственно могут позволить 14,2%. Желаемое число детей у вступающих в брак иркутян составляет 2,15 ребенка, что несколько ниже общероссийских данных (2,31). Ожидаемое (планируемое) число детей у иркутян - 1,88 ребенка на одного респондента, что выше общероссийских данных (1,8 ребенка). Разница между желаемым и ожидаемым числом детей составила 0,27, что на 0,24 ниже общероссийского показателя. Таким образом, желаемое количество детей оказалось значительно ниже, чем идеальное, что подтверждает общероссийские тенденции [4, с.128].
К факторам, оказывающим наибольшее влияние на решение супругов о желаемом количестве детей, в первую очередь можно отнести жилищные условия, материальные возможности семьи, а также социально-экономическую ситуацию в стране, регионе и в поселении, где проживает семья. Во вторую по значимо-
1Шашкеева Нина Юрьевна, аспирант, тел.: 89501119795, e-mail: [email protected] Shashkeeva Nina, Postgraduate, tel.: 89501119795, e-mail: [email protected]
сти группу факторов входят: стоимость ухода за детьми, доступность качественных детских учреждений, условия работы супругов и гибкость рабочего графика, отпуск по уходу за ребенком [3, с. 109].
Следующими факторами являются проблемы современных молодых супружеских пар и заключаются они в неудовлетворительном материальном состоянии и жилищной обеспеченности, отсутствии опыта семейной жизни, недостаточной моральной и материальной поддержке российского государства молодым семьям и др.[7].
Анализ факторов показал, что среди всего комплекса проблем в современной России для семьи главенствующими являются финансово-экономические и жилищные проблемы. К периферийным можно отнести сокращение инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений, досуговой сферы, летнего отдыха и др.
С.В. Дармодехин проблемную ситуацию в стране характеризует следующим образом: «Кризисное состояние социального института семьи требует от государства неотложных и решительных мер по его фундаментальной поддержке и стабилизации»[5, с.18]. Похожую точку зрения выразила Л.С. Ржаницына, выделяя две главные задачи в отношении института семьи, это «...обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей, и создание условий для возвращения женщин, имеющих маленьких детей, к активной трудовой деятельности. Без помощи государства и развития системы дошкольного образования эти задачи вряд ли будут решены»[5, с.29].
С.В. Дармодехин, Л.С. Ржаницына, являясь представителями одного научного направления - теории институционализма, акцентируют свое внимание на ответственности государства за функционирование институтов общества, одним из которых является семья.
Основоположником институционализма считается Т. Веблен, опубликовавший в 1899 г. «Теорию праздного класса». В этой книге были впервые сформулированы важнейшие положения институционализма. Т. Веблен подробно рассматривал привычки поведения, обычаи, мотивы поступков людей и совместно со своими единомышленниками Дж. Коммонсом, У. Митчеллом полагали, что рамки поведения людей определяются институтами, под которыми они понимали широкий круг категорий и явлений. Это и закрепление обычаев, порядков в виде учреждения или закона: государство, семья, бизнес и многое другое [6]. Классический институционализм рассматривает общество как систему взаимосвязанных между собой социальных институтов. Основой институциональных отношений в социуме является их единая культура, наличие функциональных связей (семья - политика). Теория институционализма позволяет рассмотреть поддержку с точки зрения социальной ответственности государственных институтов по отношению к семье.
Помимо описанной теории, в семейной политике заметно влияние еще двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических факторов в развитии
семьи, другая - роль конфликтов участников общественно-политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация) создают новые потребности. Социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, гендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи. Теория конфликтов рассматривает в качестве главной движущей силы конфликт между участниками политического процесса. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи [3, с. 108].
Государственная поддержка оказывается определенным категориям семей с детьми: многодетным, малообеспеченным, неполным и др. Нуждаются в поддержке и молодые семьи. В общественном мнении существует понимание того факта, что молодые семьи в начале нового века функционируют в гораздо более сложной социальной ситуации, нежели семьи их родителей в достаточно стабильные 70-80-е годы ХХ в. По крайней мере, на соответствующий вопрос утвердительный ответ дали 70 % респондентов. Противоположного мнения придерживаются только 12,7 % опрошенных. Затруднились с ответом 17,3 % отвечавших [7]. Карцева Л.В. считает, что данная позиция позволяет оценить с положительной стороны те социальные гарантии, которые предоставлялись молодым людям во второй половине ХХ в., и поставить под сомнение стремление современных российских властей содействовать наиболее успешной семейной социализации молодёжи в контексте осуществления социальных реформ [7].
К семье как важнейшему социальному институту советского общества в 70-80-е гг. был особый подход. В данный период выплачивались скромные единовременные пособия в размере 100 рублей на второго и третьего ребенка (50 руб. на первенца). Ежемесячные пособия выплачивались, начиная с четвертого ребенка (в размере 4 руб. за четвертого, 5 руб. за пятого и т.д.), в течение четырех лет (с одного года до пяти лет). В странах бывшей социалистической системы пособия были намного больше, впрочем, как и полностью оплачиваемый отпуск по беременности и после родов (если в СССР отпуск был 126 дней, то, например, в Венгрии - 140 дней, а в Чехословакии -182 дня). С октября 1974 г. у нас выдавались ежемесячные пособия в размере 12 руб. на каждого ребенка до 8 лет (с 12-й пятилетки - до 12 лет), однако только если душевой доход не превышал 50 руб. С 1981-го года, в соответствии с постановлением правительства, молодым супругам (до 30 лет) по месту работы предоставлялась ссуда в размере 1500 руб., которая погашалась на 200 руб. при рождении второго ребенка и на 300 руб. при рождении третьего ребенка [2].
По мнению А.И. Антонова, все эти меры помощи при рождении детей нельзя считать достаточными для содержания и воспитания детей в семье, тем более их нельзя было рассматривать как меры стимулирования рождаемости. Однако в 1982-1987 гг. общий и суммарный коэффициенты рождаемости несколько повысились, а затем, через четыре года, спад рождаемости привел к столь низкому уровню рождаемости, что с 1992 г. началась депопуляция [2].
С этого периода, демографическая ситуация в Иркутской области имела тот же вектор, как и страна в целом, и характеризовалась сокращением населения, продолжавшимся до 2007 г. Лишь с 2008 г. уровень рождаемости начал повышаться, и к концу 2011 г. естественный прирост населения составил 3309 человек [9, с. 419]. И это, скорее всего, связано с увеличением количества женщин фертильного возраста (2029 лет), родившихся в 80-х годах, в тот период, когда рост рождаемости имел высокий уровень в России за последние 40 лет. Повышение рождаемости носит временный характер, так как вскоре на смену придут малочисленные поколения 1990-х гг. рождения.
Одновременно государство готово активизироваться и направить усилия на поддержку материнства и детства. Автором рассмотрены меры социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, принятые и пересмотренные в последние годы Законом Иркутской области и Федеральным Законом.
С 1 января 2011 г. размер единовременного пособия при рождении ребенка в южных районах области (к ним относятся Усть-Ордынский Бурятский округ, Иркутский, Ангарский, Заларинский, Усольский, Черем-ховский, Шелеховский и другие районы) составляет 14 043,76 рублей, в северных районах области (Ки-ренский, Усть-Кутский, Бодайбинский, Ербогаченский,
Братский, Усть-Илимский и другие районы) - 15 214,07 рублей [1]. Следующим видом материальной поддержки семей, на основании Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 130-оз «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области», является ежемесячное пособие на ребенка, которое полагается на каждого рожденного, усыновленного ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося образовательного учреждения общеобразовательного типа -до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Размер пособия исчисляется в зависимости от состава (категории) семьи и выплачивается семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает утвержденную величину прожиточного минимума в целом по области в расчете на душу населения (табл.1). Базовое пособие установлено в размере 210 руб., размер ежемесячного пособия на детей одиноких матерей увеличивается на 100%. На детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, размер ежемесячного пособия увеличивается на 50% от базового размера пособия.
Если мать или отец (другие родственники, опекуны) находятся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и фактически осуществляют уход за ним, они имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (табл.2) [1].
Помимо основных выплат, согласно Закону Иркутской области от 23.10.2006 N 63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей», социальная поддержка в Иркутской области оказывается следующим категориям семей, имеющих детей (табл.3):
Таблица 1
Ежемесячное пособие на ребенка в Иркутской области с 1 января 2011 года_
Размер ежемесячного пособия на ребенка (руб.) Размер ежемесячного пособия на детей одиноких матерей (руб.) Размер ежемесячного пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (руб.)
Базовый размер пособия 210 420 315
Южные районы области 252 504 378
Северные районы области 273 546 409,5
Таблица 2
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в Иркутской области с 1 января 2011 года
Размер пособия по уходу за первым ребенком (руб.) Размер пособия по уходу за вторым и последующими детьми (руб.)
Базовый размер пособия 2 194,34 4 388,67
Южные районы области 2 633,21 5 266,40
Северные районы области 2 852,64 5 705,27
Меры социально й поддержки семей, им еющих дет ей
Таблица 3
- и <15
н ы
у н
м ь л
в е т
й а
е в
т о
е з
д а
е р
б
м о
е
и
р е
п ы
и н
р ь
п л
а о
к
в т ш
с о
е д
щ
у е я
м и
и ы н
е н е
р ь д
П л а же
пр
о д
е ч е п с е б о
ие рт
пе д
а а вх
стев хытд щ то
е р
е л в
о р
а в
тй се рч
аа кр
ев л
еа
ее чц
че е
с
а р
зх оя в
те х
еы д
яе лд до
с е б о
ем оы ат ме
апл та
сп тер ер
Б бо
р
е
еч в е
емл ле мо 6
но рд
о
н .
ае
ю со
о
го д
б о
е ы
л а
о г о
а л п с е б
я и н е
е р
ч у
е ы
ес я
б О
сз ха
о
ае
я
9 &
ер
до ф
с е б о
а д
о
р о
х ы
л о
а р
еш
м ние
то ещ
ке ес ло
охх 1= _0 .0 Ш Ш
янь сел
Е т ГО
ми ств аиц щ р цо
ю а со ад уч су х
уб го я ° =
_ ш ш
я
е р
ат
нт е
д ту
с
ш
а а
лп ф
х ы
мл
ы В
а в о йз оа нр чб
О О
с
ря
щ
я д
о х
ац
ння енс
щ , е
ще ,ы м
с ур в
оп ту вз пьа
т ^ ^
е
а л п с е Б
нс
не ал д лб
же о
ри чи
о- ак
с нк
о не
п б
2 2б
нль год ад
о
са н
та е лап елб
впы убр 0 я0 а2
е р
се ем мз еа еж р Ш ш
Многодетные семьи_
Малоимущие семьи_
Семьи одиноких родителей
- многодетные семьи, имеющие в своем составе трех и более детей, не достигших возраста 18 лет, включая усыновленных, удочеренных, принятых под опеку (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью, без учета детей, находящихся на полном государственном обеспечении, среднедушевой доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения;
- малоимущие семьи, имеющие среднедушевой доход ниже установленной величины прожиточного минимума в целом по области в расчете на душу населения;
- семьи одиноких родителей - одинокие матери, получающие соответствующее пособие, либо одинокие матери и отцы, получающие пенсии на детей по случаю потери кормильца.
При передаче ребенка на воспитание в семью усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям выплачивается единовременное пособие в размере базового - 11 703,13 рублей, в южных районах области - 14 043,76 рублей, в северных районах области - 15 214,07 рублей [1]. В соответствии с Законом Иркутской области от 07.12.2009 N 92/58-оз «Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области» приемным родителям (одному из них) выплачивается ежемесячно вознаграждение в размере 2500 рублей в месяц на каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка. Размер вознаграждения приемным родителям увеличивается на 25 процентов за каждого принятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо ребенка-инвалида. Возна-
граждение приемным родителям осуществляется с применением районных коэффициентов и других надбавок, установленных федеральным и областным законодательством. В Законе Иркутской области от 17.12.2008 N 107-оз «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области» предусмотрена ежемесячная выплата денежных средств опекунам или попечителям на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством, базовый размер которой составляет 4000 рублей (южные районы - 4 800 рублей, северные районы - 5 200 рублей).
Дополнительной материальной помощью, на основании постановления администрации Иркутской области от 03.12.2007г. № 281-па «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области», является:
• единовременная выплата родителям при одновременном рождении двух и более детей (35 000 рублей на каждого ребенка);
• единовременная выплата при рождении ребенка семьям, среднедушевой доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения (5 000 рублей);
• единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, награжденным при окончании общеобразовательного учреждения золотой или серебряной медалями «За особые успехи в учении» (для окончивших с золотой медалью - 50000 рублей, для окончивших с серебряной медалью - 40 000 рублей);
• единовременная выплата лицам, награжденным Почетным знаком «Материнская слава» (50 000 рублей).
Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» для родителей, чьи дети посещают образовательные учреждения, выплачиваются компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях размер компенсации составляет:
• на первого ребенка в семье - 20% размера внесенной родительской платы;
• на второго ребенка - 50% размера внесенной родительской платы;
• на третьего и последующих детей - 70% размера внесенной родительской платы.
В образовательных организациях, не являющихся муниципальными и государственными образовательными учреждениями, размер компенсации составляет:
• на первого ребенка в семье - 20% от среднего размера родительской платы, установленного на территории Иркутской области;
• на второго ребенка - 50% от среднего размера родительской платы, установленного на территории Иркутской области;
• на третьего и последующих детей - 70% от среднего размера родительской платы, установленного на территории Иркутской области.
Также в Иркутской области с 1 января 2012 года в соответствии с Региональным Законом от 3 ноября 2011 года № 101-оз «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области» при рождении третьего ребенка или последующих детей предоставляется областной материнский (семейный) капитал, дополнительно к федеральному материнскому (семейному) капиталу. Выплата регионального материнского капитала производится в размере 100 тысяч рублей. По закону он может быть использован на оплату образования детей либо для приобретения жилья. В отличие от федерального материнского капитала средства регионального не могут быть направлены на накопительную часть пенсии матери.
Рассмотрев основные меры повышения рождаемости и оказания материальной помощи семьям, имеющим детей, можно отметить положительный момент, что установленные ранее пособия пересматриваются, индексируются и устанавливаются новые дополнительные меры социальной поддержки семей. И все же существующая система пособий в Российской Федерации не является эффективным способом стимулирования для семейных пар, желающих родить ребенка. В условиях постоянного роста потребностей семьи и рыночных цен пособия, выплачиваемые государством, просто обесцениваются.
Актуально рассмотреть возможность приобретения собственного жилья молодыми семьями, на осно-
ве созданной системы муниципальной и государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании постановления от 16 марта 2005 г. №7/26-ЗС об областной государственной социальной программе «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2019 гг. предусматриваются следующие формы государственной поддержки:
1) предоставление субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам);
2) предоставление субсидии на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (субсидия на приобретение жилья);
3) предоставление дополнительной субсидии за счет средств областного бюджета на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) ребенка (субсидия при рождении ребенка).
Исходя из перечисленных форм государственной поддержки, механизм предоставления субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) предполагает, что 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств областного бюджета, 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств местного бюджета (по согласованию с муниципальными образованиями), 1/3 годовой процентной ставки и сумма кредита (займа) погашается за счет средств молодых семей.
Следующим способом предоставления субсидии является приобретение жилья. Условие в получении субсидии на приобретение жилья - это наличие у молодой семьи дополнительных средств (собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения). Субсидия на приобретение жилья может быть использована, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Размер субсидии на приобретение жилья составляет не менее:
- 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы для молодых семей, не имеющих детей;
- 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей.
Таким образом, улучшение жилищных условий для молодых семей можно рассмотреть не только как укрепление института семьи - повышение брачности и рождаемости, но и как возможность привлечения молодых специалистов остаться в организациях области, что не менее важно при увеличении с каждым годом миграционного оттока молодого поколения из Сибирского региона. Одновременно проблемной ситуацией считается тот факт, что при низком уровне заработной
платы, недостатке опыта и стажа работы, характерных для молодых специалистов, многим молодым семьям невозможно приобрести жильё даже по сравнительно невысоким ценам на льготных условиях.
Подводя итог по взаимодействию российского государства и института семьи, мы приходим к выводу, что политика в сфере поддержки семей постепенно начинает смещаться в сторону материального стимулирования рождаемости. Это немаловажный аспект в реализации программ социальной политики, так как для многих семей стало достаточно иметь одного ребенка, чтобы почувствовать поддержку в старости. Как
в 70-80-х годах ХХ в., так и в настоящее время реализуется выплата различных пособий в поддержку семей, имеющих детей, однако рождаемость, по сравнению с сорокалетней давностью, невелика. Попытки повысить рождаемость стимулирующими выплатами не дают успеха и приводят к выводу о том, что принимаемые меры малоэффективны. Государству, в свою очередь, необходимо не просто увеличивать размеры денежных пособий, а создавать благоприятные условия для функционирования семьи, в которых бы супруги хотели рожать и воспитывать детей.
Библиографический список
1. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1995, N 21, ст. 1929; [Электронный ресурс] URL:
http://society.irkobl.ru/sites/society/socpodderghka/family/ (дата обращения: 3.04.2012).
2. Антонов А.И. О соответствии мер и средств демографической политики ее долгосрочным целям (опыт демографической экспертизы) [Электронный ресурс] // Демографические исследования. 2006. вып.4. URL: http://demographia.ru/artides_N/mdex.html?idR=23&idArt=416 (дата обращения: 1.03.2012).
3. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социол. исслед. 2002. вып.7. С.108-110.
4. Гольцова Е.В., Лещенко Я.А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // Социол. исслед. 2010. вып.2. С.125-130.
5. Зыкова Н.Н. Государственная поддержка семьи, материнства и детства: социологический анализ (на примере Республики Марий Эл): дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2009. 187с.
6. Институционализм [Электронный ресурс] URL: http://moneygogo.ru/ mikroekonomika/39-potrebitel-v-rynochnom-hozjajstve/94-institucionalizm.html(дата обращения: 1.04.2012).
7. Карцева Л.В. Горожане об облике современной молодой семьи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2009. вып.1. С.12-18.
8. Лысенко Н.В. Функционалистский подход к исследованию института семьи // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. вып.7. С. 248-250.
9. Шашкеева Н.Ю. Региональный анализ трансформации семьи (на примере Иркутской области) // Иркутский истори-ко-экономический ежегодник: 2012. Иркутск: Изд-во бгуэп, 2012. Вып.14. С. 418-423.