Семья как объект социально-правовой охраны (на примере законодательства Оренбургской области)
С.И. Смирновская, к.ю.н., Оренбургский ГАУ
Проблемы социально-правовой защиты семей с детьми относятся к сфере государственных приоритетов. Забота о будущих поколениях — это самые надёжные, умные и благородные инвестиции [1]. В очередном Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации сделан акцент на государственную поддержку семей с детьми. Следует вспомнить и предыдущие инициативы главы государства, которые были обозначены им ранее. Так, в 2006 г. глава государства выразил озабоченность сокращением численности населения страны, что угрожает национальной безопасности и всей российской государственности [2]. Как отмечает академик В.И. Жуков, демографическая ситуация в современной России в лучшем случае квалифицируется как кризисная, в худшем — как катастрофическая [3].
В 2008 г. была выдвинута инициатива о проведении Года семьи. Предполагалось, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института
семьи, базовых семейных ценностей [4]. Указанные мероприятия, безусловно, повлияли на социальное и материальное положение семей с детьми в России, вместе с тем ожидаемого бума рождения детей не произошло, и остаётся множество проблем, которые необходимо решать незамедлительно.
Современная государственная социальная семейная политика направлена на защиту интересов семьи, материнства, детства. Как считает А.М. Нечаева, семейная политика, берущая за свою основу охрану семьи, также направлена на удовлетворение государственных интересов, в том числе потребности семьи, благодаря помощи её членам [5]. По мнению Н.С. Шерстнёвой, цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьёй её функций и повышении качества жизни [6].
Правовой основой семейной политики Российской Федерации являются, прежде всего, международно-правовые акты: Конвенция ООН «О правах ребёнка» 1989 г. [7], Европейская Социальная Хартия [8], которая защищает социальные и экономические права граждан
и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение, и другие международные правовые акты, направленные на защиту интересов семьи, материнства и детства.
В соответствии с конституционными положениями в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7). Особенностью современного семейного законодательства является то, что в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, что и стало основой для развития региональной семейной политики и, соответственно, формирования нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации. Начиная с 1994 г. стала развиваться региональная нормативно-правовая база в отношении социальной поддержки семей с детьми, в том числе и в Оренбургской области.
Однако, как показывает уже сложившаяся практика социально-правовой поддержки семей с детьми, в условиях разграничения компетенции федеральных и субъектных органов основная нагрузка лежит на субъектах, и возрастает их ответственность. Причём финансовое состояние субъектов весьма различно, а следовательно, не одинаковы и возможности материального характера в решении указанной проблемы, что, на наш взгляд, не повышает степень защищённости семей с детьми.
Государство в последние годы разработало различные программы, национальные проекты, направленные на социальную поддержку семей с детьми. К ним относятся: «Доступное и комфортное жилье гражданам России», «Дети России», «Концептуальная модель государственной политики в отношении молодой семьи» и др. Вместе с тем указанные программы охватывают лишь незначительную часть семей с детьми, нуждающихся в материальной поддержке.
В Оренбургской области также действуют аналогичные меры государственной социальной поддержки семей с детьми: «Дети Оренбуржья», «Концепция демографической политики Оренбургской области на период до 2025 г.» и др. Региональные меры направлены на защиту разных категорий семей с детьми: неполных семей, семей с детьми-инвалидами, семей безработных родителей, семей чернобыльцев, многодетных семей, семей с моральным неблагополучием, семей участников боевых действий, семей несовершеннолетних родителей и других малообеспеченных семей.
На 1 января 2010 г. в Оренбургской области проживало более 730 тыс. семей, в том числе 295 тыс. семей с детьми (40%). Число семей, нуждающихся в особой заботе государства, составляет 137 тыс. — это 40% от общего числа
семей с детьми. С заботой относятся к семьям с новорождёнными детьми. В области действует программа «Губернаторский именной накопительный вклад», в соответствии с которой каждому новорождённому жителю области перечисляется одна тысяча рублей на этот счёт. За 6 лет открыто более 165 тыс. таких вкладов [9].
Особое внимание уделяется в Оренбургской области социальной поддержке многодетных семей. Всего в области проживает 11 974 многодетных семьи. 80,3% семей имеют троих детей, 12% — четырёх, 5,2% — пять детей, 1,1% — шесть, 0,8% — семь, 0,3% — восемь, 0,2% — девять, 0,1% — десять детей. Всем многодетным семьям Оренбуржья, независимо от уровня их доходов, предоставляются меры социальной поддержки за счёт средств областного бюджета. Динамика выплаченных средства такой категории семей налицо. Если в 2006 г. многодетных семей было 8,7 тыс. и выплачено 20,4 млн рублей, то в 2009 г. таких семей 11,9 тыс. и выплачено 53,7 млн рублей [9].
Указанные мероприятия региональной социально-правовой поддержки семей с детьми сказались на качестве жизни детей и на снижении таких показателей, как темпы естественной убыли населения с 1,9 в 2008 г. до 0,6 в 2009 г.; численность семей, нуждающихся в заботе государства, — на 2%; численность семей с моральным неблагополучием — на 13%; численность безнадзорных детей — на 11,4 %. Кроме того, в 22 территориях области наблюдался естественный прирост населения. Следует отметить также, что увеличился коэффициент рождаемости с 12,1 до 13,3 на 1000 чел. населения.
Вместе с тем размер различных видов пособий, выплачиваемых семьям с детьми, остаётся недопустимо низким. Так, единовременное пособие женщинам, ставшим на учёт в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, составляет 473,9 руб. — это с учётом уральского коэффициента [9]. Ежемесячное пособие на ребенка — 143,75 руб., что конечно не отвечает реальным потребностям детей. Аналогичная ситуация наблюдается во многих других субъектах Российской Федерации. Государство уклоняется от многих вопросов, касающихся защиты семей с детьми, в том числе это относится к трудоустройству родителей, потерявших работу.
Положительной следует признать адресную поддержку семей с детьми в Оренбургской области, что способствует повышению материального уровня, рождаемости детей, в т.ч. второго и третьего ребенка, также в целом укреплению семьи.
Следует отметить, что аналогичные проблемы имели и имеют место во многих странах мира. Особого внимания заслуживает международный опыт социально-правовой поддержки семей с детьми во Франции, где существующие меры
пронаталистской демографической политики оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми [10]. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей — 107 евро в месяц, на троих — 244 евро, на четверых — 382 евро, на пятерых — 519 евро, на шестерых — 656 евро. Причем, чем старше ребенок, тем выше пособие. Так, детям старше 11 лет выплачиваются надбавки в 30 евро, а детям старше 16 лет — 54 евро. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей — трёх лет [10].
Как видим, французский законодатель устанавливает не только иные виды пособий, в отличие от российского законодательства, но и их размер существенно отличается от размера пособий, выплачиваемых родителям в России. Интересными также представляются и такие виды пособий, как надбавки для одиноких родителей, а также пособия родительского присутствия в отношении тех родителей, которые вынуждены прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжёлой болезни ребенка. Что же касается единовременного пособия, которое выплачивается при рождении ребенка в России, то и оно существенно отличается от аналогичных выплат в других странах. Так, во Франции единовременное пособие на рождение первого ребенка составляет 260% базовой зарплаты, на каждого последующего ребенка — 717% [10].
Краткий анализ некоторых положений, касающихся социально-правовой поддержки семей с детьми в Российской Федерации, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, уровень реальной государственной социальной помощи семьям с детьми зависит не столько от общепризнанных мировых стандартов, сколько от экономических и материальных возможностей конкретного государства и даже отдельно взятых регионов в нём.
Во-вторых, на наш взгляд, следует не только изучать, но и внедрять в российскую правоприменительную практику международный опыт в области государственной поддержки семей с детьми. В частности, в России практически не разработан механизм частно-государственного партнёрства, в отличие от Франции, где государственное участие и финансирование различных социальных программ, направленных на поддержку материнства и детства, строится на основе тесного взаимодействия государственных органов и различных общественных организаций.
В-третьих, в настоящее время уровень реально предоставляемых гарантий социально-правовой поддержки семей с детьми крайне низкий, что не отвечает реальным потребностям. Необходимо срочно повысить единый размер пособия на ребёнка до достижения им совершеннолетия.
В-четвёртых, приоритетными направлениями в сфере защиты семей с детьми должны стать такие вопросы, как раннее выявление семей с детьми, нуждающихся в конкретной помощи, и проведение профилактической работы с такими семьями.
Литература
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2.12.2010. № 47.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 11.05.2006.
3. Жуков В.И. Социальный набат. М., 2010. С. 31.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 27.04.2007.
5. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 108.
6. Шерстнёва Н.С. Понятие, сущность и система принципов семейного права: монография. М.: Юстицинформ, 2006. С. 74.
7. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
8. Европейская Социальная Хартия ETS № 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) вступила в силу 15.07.1999 г. РФ ратифицировала ФЗ от 3.06.2009 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ от 22.02.2010 г. № 8. Ст. 781.
9. Сборник информационно-справочных материалов по итогам работы в 2009 году системы социальной защиты населения / Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области, 2009. С. 39.
10. Климантова Г.И., Ростовская Т.К. Молодая семья — демографический ресурс в России. М.: Издательство РГСУ, 2008. С. 153.