РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ЗЕМЕЛЬНО-РЕСУРСНОЙ СФЕРЕ В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЙДЕРСКИМ ЗАХВАТАМ
Г. А. СЕРГЕЕВА
Статья посвящена выяснению роли государства в рамках осуществляемой государственной политики противодействия распространению рейдерства в земельно-ресурсной сфере.
Ключевые слова: рейдерство, земельные ресурсы, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, противодействие рейдерству, государственная политика.
Современный процесс обеспечения экономической безопасности, представляя часть государственной деятельности, особое место отводит противодействию рейдерским захватам в сфере земельных ресурсов, выступая в качестве одной из первостепенных основ совершенствования сложившихся экономических отношений.
Принципиальный характер означенной государственной деятельности определяется тем, что борьба с рейдерством в земельно-ресурсной среде не может быть отделена от усилий, направленных на снижение масштабов и уменьшение общественной опасности теневой экономики в целом.
Особое значение рейдерства выражается в том, что оно является одним из принципиальных проявлений теневизации экономических отношений в условиях современной российской государственности и выступает в качестве поглощения предприятия против воли его собственника или руководителя. При этом «захватчики» получают контроль над принятием решений, в том числе и в отношении имущества, принадлежащего на том или ином праве организации [4].
Распространение рейдерства в земельноресурсной сфере включает в себя криминальные и полукриминальные схемы, в соответствии с которыми земельные участки изымаются у собственников или пользователей с нарушением их интересов.
При этом определяющими предпосылками распространения рейдерства являются издержки процесса реформирования землепользования, осуществлявшегося в рамках государственной экономической политики России в конце XX -начале XXI в. [2].
Рассматривая основные этапы означенного процесса, следует указать, что преобразования землепользования были опосредованы политическими соображениями и были нацелены на реформирование коллективного землепользования.
Основой государственного регулирования землепользования представляется принятие нового Земельного кодекса, Законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве граждан», предполагавших закрепление порядка реализации права крестьян на получение в собственность земельного участка в размере своей земельной доли.
Особо следует отметить тот факт, что граждане получили законное право распорядиться своей долей: выделить ее из общего землепользования и создать фермерское хозяйство, передать ее в аренду, по наследству, продать сельскохозяйственной организации или одному из членов долевой собственности.
Основными собственниками землевладельцами в России стали граждане, работающие в сельскохозяйственных организациях, получившие земельные доли в крестьянских (фермерских) хозяйствах, ведущие личное подсобное хозяйство, а также граждане - члены садоводческих, огороднических, животноводческих, дачных кооперативов и объединений.
Иными словами, результатом такого рода процессов явилось то, что 68 % всех сельскохозяйственных земель перешли в частную собственность.
Вышеозначенные процессы опосредовали возникновение многоукладной экономики, осно-
вой которой выступило государственно-закрепленное право частной собственности на землю. При этом был гарантирован свободный оборот земель, определены права владельцев земельных долей, а также порядок приобретения земельных участков в собственность.
Особо следует отметить тот факт, что вышеозначенные процессы принесли не столь однозначные результаты, что было обусловлено имевшими место организационно-институциональными издержками государственной экономической политики в сфере земельных ресурсов [1].
Например, в период реформирования более 30 млн га сельскохозяйственных земель, в том числе 18 млн га пашни выбыли из сельскохозяйственного оборота, а также были переведены в иные категории земель. При этом, начиная с 2006 г., при учете сельскохозяйственных земель не выделяется и не учитывается площадь пашни как наиболее ценной категории земли [7].
Принципиальный характер имеет то, что юридическое оформление прав на землю представляет собой в большинстве своем громоздкий и не всегда эффективный процесс, что служит своего рода источником различных земельных махинаций, рейдерских захватов, обусловивших криминальный характер землепользования.
Введение подобного механизма позволит повысить эффективность защиты прав собственников и уменьшить вероятность принятия коррупционных и необоснованных решений о предоставлении земельных участков [3].
Принципиальный характер имеет приток инвестиций в означенную сферу, который сдерживает длительная бюрократически запутанная система оформления сельскохозяйственных земель в собственность или аренду. Кроме того, организационно-институциональные издержки, имеющие место в государственном регулировании, также затрудняют кредитование собственников земли, заставляя их прибегать к теневым механизмам.
В качестве еще одного условия распространения рейдерских захватов в сфере земельных ресурсов выступает тот факт, что согласно действующему законодательству все работы по оформлению земельных долей в собственность или передаче их в аренду должны проводить сами собственники и решать все вопросы на общем собрании. Причем, обеспечить проведение собрания представляется крайне проблематичным, чем пользуются рейдеры, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами.
В качестве основных положений, позволяющих наметить перспективы дальнейшего развития, следует внести ряд поправок, как в Земельный кодекс, так и в закон «Об обороте земель сельхозназначения», что позволило бы максимально упростить и удешевить весь процесс юридического оформления прав собственников земельных долей, порядок выделения земельных участков в соответствии с земельными долями как для их использования в сельскохозяйственном производстве, так и для их продажи и передачи в аренду [5].
Кроме того, с целью развития малого бизнеса и как способ противодействия рейдерству, необходимо дать субъектам РФ право предоставлять земельные участки в собственность без торгов для создания или расширения крестьянских (фермерских) хозяйств по цене, установленной субъектом федерации в размере не более 10-15 % от кадастровой стоимости земли с выплатой этой суммы в рассрочку в течение пяти лет, что позволит уравнять условия деятельности вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, которые сейчас переоформляют право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения своих земельных участков в собственность [6].
Вышеозначенные преобразования позволят восполнить правовой пробел в земельном законодательстве и вовлечь в экономический оборот сотни миллионов гектаров несельскохозяйственных угодий, которые не используются по их целевому назначению, или используются с нарушением законодательства. Кроме того, действующий порядок их судебного изъятия у собственника в законодательстве прописан нечетко, и суды вынуждены отказывать в привлечении к ответственности виновных в нецелевом использовании таких земельных участков.
В силу высказанных соображений, решение проблем противодействия распространению рейдерства посредством деятельности государства, позволит вовлечь в оборот, а также перераспределить земельные участки в пользу эффективно работающих землепользователей, препятствуя нецелевому использованию земель и способствуя сохранению земельного потенциала России, противодействия распространению рейдерства в земельно-ресурсной сфере.
Литература
1. Желнорович А. А. Рейдерство в России - показатель институционального дефицита российской экономики // Российская юстиция. 2007. № 8. С. 10.
2. Ивлева А. Ф. Самовольный захват земли: историческая и современная уголовно-правовая оценка // Правовые вопросы недвижимости. 2007. № 1. С. 18-19.
3. Медяник Н. В. Природопользование как система экономических отношений. М, 2009.
4. Перспективы и направления совершенствования законодательства о собственности // Недвижимость и инновации. 2009. № 3. С. 376.
5. Шагайда Н. И. Институциональные предпосылки рейдерства в отношении земель сельскохозяйственного назначения // Никоновские чтения. Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова. 2009. № 4. С. 376-378.
6. Юрьев В. М., Бабаян В. Г. Поиски нового унифицированного образа России: иллюзии и реальность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №4(60). С. 300-304.
7. URL: http://for-expert.ru
* * *
STATE ROLE IN ENSURING OF ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY IN THE LAND AND RESOURCE SPHERE WITHIN COUNTERACTION TO RAIDER CAPTURES
G. A. Sergeyeva
Article is devoted to clarification of a role of the state within a carried-out state policy of counteraction to raiding distribution in the land and resource sphere.
Key words: raiding, land resources, economic safety, threats of economic safety, counteraction to raiding, state policy.