Научная статья на тему 'Роль государства в обеспечении экономической безопасности национального хозяйства в земельно-ресурсной сфере в рамках противодействия рейдерским захватам'

Роль государства в обеспечении экономической безопасности национального хозяйства в земельно-ресурсной сфере в рамках противодействия рейдерским захватам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙДЕРСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЙДЕРСТВУ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / RAIDING / LAND RESOURCES / ECONOMIC SAFETY / THREATS OF ECONOMIC SAFETY / COUNTERACTION TO RAIDING / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Галина Александровна

Статья посвящена выяснению роли государства в рамках осуществляемой государственной политики противодействия распространению рейдерства в земельно-ресурсной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергеева Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ROLE IN ENSURING OF ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY IN THE LAND AND RESOURCE SPHERE WITHIN COUNTERACTION TO RAIDER CAPTURES

Article is devoted to clarification of a role of the state within a carried-out state policy of counteraction to raiding distribution in the land and resource sphere.

Текст научной работы на тему «Роль государства в обеспечении экономической безопасности национального хозяйства в земельно-ресурсной сфере в рамках противодействия рейдерским захватам»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ЗЕМЕЛЬНО-РЕСУРСНОЙ СФЕРЕ В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЙДЕРСКИМ ЗАХВАТАМ

Г. А. СЕРГЕЕВА

Статья посвящена выяснению роли государства в рамках осуществляемой государственной политики противодействия распространению рейдерства в земельно-ресурсной сфере.

Ключевые слова: рейдерство, земельные ресурсы, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, противодействие рейдерству, государственная политика.

Современный процесс обеспечения экономической безопасности, представляя часть государственной деятельности, особое место отводит противодействию рейдерским захватам в сфере земельных ресурсов, выступая в качестве одной из первостепенных основ совершенствования сложившихся экономических отношений.

Принципиальный характер означенной государственной деятельности определяется тем, что борьба с рейдерством в земельно-ресурсной среде не может быть отделена от усилий, направленных на снижение масштабов и уменьшение общественной опасности теневой экономики в целом.

Особое значение рейдерства выражается в том, что оно является одним из принципиальных проявлений теневизации экономических отношений в условиях современной российской государственности и выступает в качестве поглощения предприятия против воли его собственника или руководителя. При этом «захватчики» получают контроль над принятием решений, в том числе и в отношении имущества, принадлежащего на том или ином праве организации [4].

Распространение рейдерства в земельноресурсной сфере включает в себя криминальные и полукриминальные схемы, в соответствии с которыми земельные участки изымаются у собственников или пользователей с нарушением их интересов.

При этом определяющими предпосылками распространения рейдерства являются издержки процесса реформирования землепользования, осуществлявшегося в рамках государственной экономической политики России в конце XX -начале XXI в. [2].

Рассматривая основные этапы означенного процесса, следует указать, что преобразования землепользования были опосредованы политическими соображениями и были нацелены на реформирование коллективного землепользования.

Основой государственного регулирования землепользования представляется принятие нового Земельного кодекса, Законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве граждан», предполагавших закрепление порядка реализации права крестьян на получение в собственность земельного участка в размере своей земельной доли.

Особо следует отметить тот факт, что граждане получили законное право распорядиться своей долей: выделить ее из общего землепользования и создать фермерское хозяйство, передать ее в аренду, по наследству, продать сельскохозяйственной организации или одному из членов долевой собственности.

Основными собственниками землевладельцами в России стали граждане, работающие в сельскохозяйственных организациях, получившие земельные доли в крестьянских (фермерских) хозяйствах, ведущие личное подсобное хозяйство, а также граждане - члены садоводческих, огороднических, животноводческих, дачных кооперативов и объединений.

Иными словами, результатом такого рода процессов явилось то, что 68 % всех сельскохозяйственных земель перешли в частную собственность.

Вышеозначенные процессы опосредовали возникновение многоукладной экономики, осно-

вой которой выступило государственно-закрепленное право частной собственности на землю. При этом был гарантирован свободный оборот земель, определены права владельцев земельных долей, а также порядок приобретения земельных участков в собственность.

Особо следует отметить тот факт, что вышеозначенные процессы принесли не столь однозначные результаты, что было обусловлено имевшими место организационно-институциональными издержками государственной экономической политики в сфере земельных ресурсов [1].

Например, в период реформирования более 30 млн га сельскохозяйственных земель, в том числе 18 млн га пашни выбыли из сельскохозяйственного оборота, а также были переведены в иные категории земель. При этом, начиная с 2006 г., при учете сельскохозяйственных земель не выделяется и не учитывается площадь пашни как наиболее ценной категории земли [7].

Принципиальный характер имеет то, что юридическое оформление прав на землю представляет собой в большинстве своем громоздкий и не всегда эффективный процесс, что служит своего рода источником различных земельных махинаций, рейдерских захватов, обусловивших криминальный характер землепользования.

Введение подобного механизма позволит повысить эффективность защиты прав собственников и уменьшить вероятность принятия коррупционных и необоснованных решений о предоставлении земельных участков [3].

Принципиальный характер имеет приток инвестиций в означенную сферу, который сдерживает длительная бюрократически запутанная система оформления сельскохозяйственных земель в собственность или аренду. Кроме того, организационно-институциональные издержки, имеющие место в государственном регулировании, также затрудняют кредитование собственников земли, заставляя их прибегать к теневым механизмам.

В качестве еще одного условия распространения рейдерских захватов в сфере земельных ресурсов выступает тот факт, что согласно действующему законодательству все работы по оформлению земельных долей в собственность или передаче их в аренду должны проводить сами собственники и решать все вопросы на общем собрании. Причем, обеспечить проведение собрания представляется крайне проблематичным, чем пользуются рейдеры, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами.

В качестве основных положений, позволяющих наметить перспективы дальнейшего развития, следует внести ряд поправок, как в Земельный кодекс, так и в закон «Об обороте земель сельхозназначения», что позволило бы максимально упростить и удешевить весь процесс юридического оформления прав собственников земельных долей, порядок выделения земельных участков в соответствии с земельными долями как для их использования в сельскохозяйственном производстве, так и для их продажи и передачи в аренду [5].

Кроме того, с целью развития малого бизнеса и как способ противодействия рейдерству, необходимо дать субъектам РФ право предоставлять земельные участки в собственность без торгов для создания или расширения крестьянских (фермерских) хозяйств по цене, установленной субъектом федерации в размере не более 10-15 % от кадастровой стоимости земли с выплатой этой суммы в рассрочку в течение пяти лет, что позволит уравнять условия деятельности вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, которые сейчас переоформляют право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения своих земельных участков в собственность [6].

Вышеозначенные преобразования позволят восполнить правовой пробел в земельном законодательстве и вовлечь в экономический оборот сотни миллионов гектаров несельскохозяйственных угодий, которые не используются по их целевому назначению, или используются с нарушением законодательства. Кроме того, действующий порядок их судебного изъятия у собственника в законодательстве прописан нечетко, и суды вынуждены отказывать в привлечении к ответственности виновных в нецелевом использовании таких земельных участков.

В силу высказанных соображений, решение проблем противодействия распространению рейдерства посредством деятельности государства, позволит вовлечь в оборот, а также перераспределить земельные участки в пользу эффективно работающих землепользователей, препятствуя нецелевому использованию земель и способствуя сохранению земельного потенциала России, противодействия распространению рейдерства в земельно-ресурсной сфере.

Литература

1. Желнорович А. А. Рейдерство в России - показатель институционального дефицита российской экономики // Российская юстиция. 2007. № 8. С. 10.

2. Ивлева А. Ф. Самовольный захват земли: историческая и современная уголовно-правовая оценка // Правовые вопросы недвижимости. 2007. № 1. С. 18-19.

3. Медяник Н. В. Природопользование как система экономических отношений. М, 2009.

4. Перспективы и направления совершенствования законодательства о собственности // Недвижимость и инновации. 2009. № 3. С. 376.

5. Шагайда Н. И. Институциональные предпосылки рейдерства в отношении земель сельскохозяйственного назначения // Никоновские чтения. Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова. 2009. № 4. С. 376-378.

6. Юрьев В. М., Бабаян В. Г. Поиски нового унифицированного образа России: иллюзии и реальность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №4(60). С. 300-304.

7. URL: http://for-expert.ru

* * *

STATE ROLE IN ENSURING OF ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY IN THE LAND AND RESOURCE SPHERE WITHIN COUNTERACTION TO RAIDER CAPTURES

G. A. Sergeyeva

Article is devoted to clarification of a role of the state within a carried-out state policy of counteraction to raiding distribution in the land and resource sphere.

Key words: raiding, land resources, economic safety, threats of economic safety, counteraction to raiding, state policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.