К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗЕМЕЛЬНО-РЕСУРСНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЙДЕРСКИМ ЗАХВАТАМ
МЕШКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет», г. Балашиха, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются современные проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере земельных отношений с позиции противодействия рейдерству. Автором затрагиваются вопросы самой специфической сущности категории «рейдерский захват», особенности проявления данного явления экономической действительности в сфере земельно-ресурсных отношений, а также основные причины проявления рейдерской деятельности, заключающиеся в недостатках действующего законодательства, регулирующего отношения владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами, которые получили свое выражение в недостаточно полной реализации положений земельной реформы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и переходе земель в частные руки без проведения соответствующих установленных процедур их регистрации. В статье делается акцент на том неоспоримом факте, что процедура юридического оформления земельного участка частными лицами являет собой непрозрачный и громоздкий процесс, что создает дополнительные возможности для рейдеров в вопросе проведения махинаций по отношению к данным ресурсам. На основании данного положения автор приходит к выводу о недостаточной эффективности государственной экономической политики в области земельных отношений, что выражается в отсутствии действенных механизмов государственного управления земельными ресурсами, которые должны рассматриваться в качестве гаранта обеспечения экономической безопасности на земельном рынке. Особую роль в данном вопросе приобретает разработка инструментария противодействия рейдерским захватам на данном рынке. В соответствии с данной задачей в статье предлагаются мероприятия по противодействию рейдерству в сфере земельных правоотношений, реализация которых должна осуществляться при координации всех ветвей власти.
Ключевые слова: рейдерство, земельные ресурсы, экономическая безопасность, государственная политика.
Одним из важнейших препятствий развития современного государства представляется рост уровня угроз экономической безопасности в сфере земельных ресурсов как одной из основополагающих в национальном хозяйстве России.
Это объясняется тем, что в обеспечении экономической безопасности современной России, обладающей огромным земельноресурсным потенциалом, теневизация экономических отношений данной сферы сопровождаетя в последнее время интенсивным и массовым переходом земель в частную собственность. Более трети всех земель, которые государство считает допустимыми к нахождению в частной собственности, уже были приватизированы и вовлечены в рыночный оборот. Процесс становления рынка земли, посредством повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот, формирования института частной собственно-
сти на землю сопровождается значительным ростом административных правонарушений и уголовных преступлений [1].
Представляя собой часть государственной деятельности, современный процесс обеспечения экономической безопасности особое место отводит противодействию рейдерским захватам в сфере земельных ресурсов, выступая в качестве одной из первостепенных основ совершенствования сложившихся экономических отношений.
Фундаментальный характер вышеупомянутой государственной деятельности определяется тем, что борьба с рейдерством в среде земельных ресурсов не может быть отделена от усилий, направленных на сокращение бедности и снижение общественной опасности теневой экономики в целом.
Особая угроза рейдерства выражается в том, что оно является одним из принципиальных про-
S. A. MESHKOV
78
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
явлений теневизации экономических отношений в условиях современной российской государственности и выступает в качестве поглощения предприятия против воли его собственника или руководителя. При этом «захватчики» получают контроль над принятием решений, в том числе и в отношении имущества, принадлежащего на том или ином праве организации [2].
Рассматривая специфику означенной проблемы, следует указать, что распространение рейдер-ства в земельно-ресурсной сфере включает в себя криминальные и полукриминальные схемы, в соответствии с которыми земельные участки изымаются у собственников или пользователей с нарушением их интересов.
При этом определяющими предпосылками распространения рейдерства являются издержки процесса реформирования землепользования, осуществлявшегося в рамках государственной экономической политики России в конце ХХ-начале XXI в. [3].
Указывая основные этапы означенного процесса, следует отметить, что преобразования в сфере земельных отношений были опосредованы политическими соображениями и были нацелены на реформирование коллективного землепользования.
Основой государственного регулирования землепользования представляется принятие нового Земельного кодекса, Законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве граждан», предполагавших закрепление порядка реализации права крестьян на получение в собственность земельного участка в размере своей земельной доли [4].
Особо следует отметить тот факт, что граждане получили законное право распорядиться своей долей: выделить ее из общего землепользования и создать фермерское хозяйство, передать ее в аренду, по наследству, продать сельскохозяйственной организации или одному из членов долевой собственности.
Основными собственниками землевладельцами в России стали граждане, работавшие в сельскохозяйственных организациях, получившие земельные доли в крестьянских (фермерских) хозяйствах, ведущие личное подсобное хозяйство, а также граждане - члены садоводческих, огороднических, животноводческих, дачных кооперативов и объединений [5].
Иными словами, результатом такого рода процессов явилось то, что 68 % всех сельскохозяйственных земель перешли в частную собственность.
Вышеозначенные процессы опосредовали возникновение многоукладной экономики, основой
которой выступило государственно-закрепленное право частной собственности на землю. При этом был гарантирован свободный оборот земель, определены права владельцев земельных долей, а также порядок приобретения земельных участков в собственность.
Однако земельная реформа принесла не столь однозначные результаты [6], что, по мнению современных исследователей, было обусловлено имевшими место организационно-институци-ональными издержками государственной экономической политики в сфере земельных ресурсов [7].
Принципиальный характер имеет то, что юридическое оформление прав на землю представляет собой в большинстве своем громоздкий и не всегда эффективный процесс, что служит своего рода источником различных земельных махинаций, рей-дерских захватов, обусловивших криминальный характер землепользования.
Иными словами, основной причиной неэффективности реализуемой политики экономической безопасности в сфере землепользования является фактическое отсутствие действенных механизмов государственного управления земельными ресурсами.
Государственное управление земельными ресурсами осуществляется посредством системы мер, направленных на регулирование экономических отношений, возникающих в сфере земельных ресурсов посредством институционально-право-вых и экономических действий. Иными словами, именно механизм формирования и функционирования экономических отношений в сфере земельных ресурсов, регулируемый государственными инфраструктурами представляет собой действенный способ обеспечения экономической безопасности.
Актуальным в этой связи представляется введение механизма противодействия проявлениям рейдерства, что в свою очередь позволит повысить эффективность защиты прав собственников и уменьшить вероятность принятия коррупционных и необоснованных решений о предоставлении земельных участков [4].
Особо следует отметить тот факт, что приток инвестиций в означенную сферу сдерживает длительная бюрократически запутанная система оформления сельскохозяйственных земель в собственность или аренду [5]. Кроме того, организационно-институциональные издержки, имеющие место в государственном регулировании, также затрудняют кредитование собственников земли, заставляя их прибегать к теневым механизмам.
В качестве еще одного условия распространения рейдерских захватов в сфере земельных ресур-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
сов выступает тот факт, что согласно действующему законодательству все работы по оформлению земельных долей в собственность или передаче их в аренду должны проводить сами собственники и решать все вопросы на общем собрании.
Причем, обеспечить проведение собрания представляется крайне проблематичным, чем пользуются рейдеры, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами.
Ставя перед собой цель развить малый бизнес в качестве способа противодействия рейдерству, целесообразно предоставить субъектам РФ возможность предоставлять земельные участки в собственность не используя торги, чтобы создать или расширить крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом цены, закрепляют уровень субъекта, предусматривая размер не более 10-15 % от кадастровой стоимости земли. Интересным представляется и механизм выплат, предусматривающий возможность рассрочки на пять лет, что в свою очередь будет способствовать формированию равных условий функционирования крестьянских хозяйств [2].
Учитывая многоаспектность означенной проблемы, представляется целесообразным учесть потребность согласования процесса обеспечения экономической безопасности в сфере земельных ресурсов как на федеральном, так и на региональном, местном и локальном уровнях [8]. Особо следует отметить слабость местного уровня обеспечения экономической безопасности, что обусловлено отсутствием действенного организационно-экономи-ческого механизма, несовершенством законодательной базы, недостаточностью собственных средств, отсутствием мотивированной инициативности местных администраций.
Кроме того, необходима система инструментов, предусматривающих не только принуждение хозяйствующих субъектов к охране окружающей среды путем нормативного регулирования и штрафных санкций (плата за пользование природными ресурсами, штрафы за сверхнормативное загрязнение почв), но и экономические меры стимулирования природоохранной деятельности (ускоренная амортизация экологической техники, налоговые льготы, льготное кредитование). Снижение вредного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду достигается за счет внедрения на производстве экоинноваций [9].
Такие преобразования позволяют заполнить правовой пробел в земельном законодательстве и участвовать в хозяйственном обороте сотням миллионов гектаров сельскохозяйственных земель, которые не используются по целевому использованию, или используемых с нарушением закона.
Кроме того, существующая процедура судебного изъятия земли в законе четко не предписано, и суды вынуждены отказаться от судебного преследования лиц, ответственных за злоупотребление такой земли.
В силу высказанных соображений, решение проблем противодействия распространению рей-дерства посредством деятельности государства, позволит вовлечь в оборот, а также перераспределить земельные участки в пользу эффективно работающих землепользователей, препятствуя нецелевому использованию земель и способствуя сохранению земельного потенциала России, противодействию распространению рейдерства в земельно-ресурсной сфере.
Литература
1. Балян Э. В. Специфика противодействия теневым экономическим отношениям и коррупции в сфере природопользования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2012.
2. Перспективы и направления совершенствования законодательства о собственности // Недвижимость и инновации. 2009. № 3. С.65-73. URL: http:// elibrary.ru/download/25191018.pdf
3. Ивлева А. Ф. Самовольный захват земли: историческая и современная уголовно-правовая оценка // Правовые вопросы недвижимости. 2007. № 1. С. 18-22.
4. Кресников Н. И. Формирование системы земельных отношений в аграрном секторе экономики: ав-тореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.
5. Перспективы страны на фоне обострения продовольственного дефицита в мире // Материалы исследовательского центра В. Воксанаева. URL: knu.znate.ru
6. Желнорович А. А. Рейдерство в России - показатель институционального дефицита российской экономики// Российская юстиция. 2007. № 8. С. 6-10.
7. Медяник Н. В. Природопользование как система экономических отношений. М., 2009. URL: http:// economicarggu.ru/2011_4/medannik.pdf
8. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов,. 2011. Вып. 1-2. С. 194-198
9. Савон Д. Ю. Экологизация производственной сферы: концепция, факторы, механизм: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д., 2007.
References
1. Balyan E. V. Spetsifika protivodejstviya tenevym ekonomicheskim otnosheniyam i korruptsii v sfere prirodopol'zovaniya: avtoref. diss. kand. ekon. nauk. Tambov, 2012.
2. Perspektivy i napravleniya sovershenstvovaniya zakonodatel'stva o sobstvennosti // Nedvizhimost' i innovatsii. 2009. № 3. S. 65-73. URL: http://elibrary.ru/ download/ 25191018.pdf
S. A. MESHKOV
S0
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
3. Ivleva А. F. Samovol'nyj zakhvat zemli: istoricheskaya i sovremennaya ugolovno-pravovaya otsenka // Pravoviye voprosy nedvizhimosti. 2007. № 1. S. 18-22.
4. Kresnikov N. I. Formirovaniye sistemy zemel'nykh otnoshenij v agrarnom sektore ekonomiki: avtoref. diss... d-ra ekon. nauk. M., 2009.
5. Perspektivy strany na fone obostreniya prodovol'stvennogo defitsita v mire // Materialy issledovatel'skogo tsentra V. Voksanaeva. URL: knu.znate.ru
6. Zhelnorovich А. А. Rejderstvo v Rossii -pokazatel' institutsional'nogo defitsita rossijskoj ekonomiki// Rossijskaya yustitsiya. 2007. № S. S. 6-10.
7. Medyanik N. V. Prirodopol'zovaniye kak sistema ekonomicheskikh otnoshenij. M, 2009. URL: http:// economicarggu.ru/2011_4/medannik.pdf
8. Radyukova Ya. Yu., Shamayev I. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' strany kak mnogourovnevaya sistema elementov i otnoshenij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, Vyp. 1-2. 2011. S. 194-198.
9. Savon D. Yu. Ekologizatsiya proizvodstvennoj sfery: kontseptsiya, faktory, mekhanizm: avtoref. ... d-ra ekon. nauk. Rostov na Donu, 2007.
* * *
TO THE ISSUE ABOUT ECONOMIC SECURITY NATIONAL ECONOMY OF THE LAND AND RESOURCE SPHERES IN THE CONTEXT OF COUNTERACTION TO RAIDER CAPTURES
MESHKOV SERGEY ALEKSANDROVICH FSBEI HPE «Russian state agrarian correspondence university», Balashikha, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In this article author considered modern problems of providing economic security in the sphere of the land relations from a position of counteraction to raiding. The author raises the questions of the most specific essence of the category «forcible takeover», feature of manifestation of this phenomenon of economic reality in the sphere of land and resource relations, and also the main reasons for manifestation of the raider activity, consisting in shortcomings of the current legislation governing relations of possession, using and the order of land resources which received the expression in insufficiently full implementation of provisions of land reform at the boundary of the XX-XXI centuries and transition of lands to private hands without carrying out the corresponding established procedures of their registration. In article author made the emphasis that indisputable fact that procedure of legal registration of the land plot by individuals is opaque and bulky process that creates additional opportunities for raiders in the question of carrying out frauds in relation to these resources. On the basis of this situation the author comes to a conclusion about insufficient efficiency of the state economic policy in the field of land relations that expresses in lack of effective mechanisms of public administration by land resources which have to be considered as the guarantor of providing economic security in the land market. Development of tools of counteraction to raider captures at this market got the special role in this matter. According to this task in article author offered actions for counteraction to raiding in the sphere of the land legal relationship which realization has to be enabled at coordination of all branches of the power.
Key words: raiding, land resources, economic security, state policy.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES