УДК - 378 ББК - 74.04
ГОРБАТОВСКАЯ Елена Сергеевна,
аспирантка кафедры теории государства и права Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: [email protected] 123995, Россия, Москва, Садовая-Кудринская, 9
Научный руководитель: ПетручакЛариса Анатольевна,
доктор юридических наук, профессор, проректор по учебной и воспитательной работе Университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (юриспруденция)
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОКУЛЬТУРНОЙ
ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена основным проблемам в области правового воспитания и правовой культуры человека и общества. В статье приведены основные подходы к определению понятия правового воспитания, проанализированы методы правового воспитания. В качестве основного компонента правового воспитания автор выделяет образование. В статье обосновывается целесообразность включения в образовательные стандарты по всем направлениям подготовки компетенции по правовой культуре. При этом юридическое образование должно быть сопряжено с правоприменительной практикой и профессиональными стандартами.
Ключевые слова: культурно-воспитательная функция, функция государства, культурная политика, правовое воспитание, правовая культура, образование.
GORBATOVSKAYA Elena Sergeevna,
postgraduate student, Department of theory of state and law University after O. E. Kutafin (MSAL), e-mail: [email protected] 123995, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya, 9 Supervisor: Petruchik Larisa Anatolievna, doctor of legal Sciences, Professor, Vice-rector for academic and educational work University after O.E. Kutafin (MSAL)
THE ROLE OF THE STATE IN SHAPING PROTOCULTURE
PERSONALITY
Abstract. The article is devoted to the main problems in the field of legal education and legal culture of the individual and society. The article describes the main approaches to the definition of legal education, the methods of legal education. As a core component of legal education, the author distinguishes education. The article substantiates the expediency of inclusion in educational standards for all areas of training competence in legal culture. The legal education should be associated with legal practice and professional standards.
Keywords: cultural-educational function, the function of the state, cultural policy, legal education, legal culture, education.
Государственная культурная политика оказывает влияние на все-сферы государственной и общественной жизни. Содержание культурно-воспитательной функции современного государства выражается в разносторонней
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
поддержке сферы культуры и охватывает все виды культурной деятельности, включая просвещение и воспитание граждан. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоря-
жением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [6], культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого потенциала.
Культурный потенциал российского общества и государства составляют духовно и нравственно развитые граждане, знающие и признающие гуманистические, культурные и правовые ценности.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о должном внимании государства к проблемам обеспечения возможности всестороннего развития личности и населения, формирования человека российской культуры, в том числе, путем духовно-нравственного, эстетического, патриотического, правового, экологического, физического и других направлений развития личности. Не умаляя значения иных видов воспитания, считаю, что необходимо более подробно остановиться на анализе роли правового воспитания и правовой культуры населения на современном этапе развития государства.
Воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества определены в качестве приоритетных задач концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» [17].
Вполне обоснованно, на наш взгляд, на государственном уровне к важнейшим задачам в области воспитания отнесено формирование правового сознания и правовой культуры, привитие правовых навыков и уважительного отношения к закону. Культурно-воспитательная функция государства непосредственным образом связана с проблемами правовой социализации личности и общества. Формирование высокой правовой культуры, приобщение человека к системе нравственно-правовых ценностей общества, привитие навыков правового поведения является важнейшей предпосылкой развития правового государства.
На пути становления и развития правового государства уровень правовой культуры и правосознания непосредственным образом позволяет отразить современную правовую действительность, оце-
нить отношение человека и общества к праву, правовым ценностям и установкам.
В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [6] отмечено, что «развитие правового государства, формирование гражданского общества требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов».
В юридической литературе также подчеркивается, что «развитие российского государства может быть достигнуто только при наличии и успешном формировании целостного механизма правового воспитания» [19, с. 4].
Следует согласиться с утверждением Л.А. Петручак, что «коренные реформы в правовой сфере — признание естественных прав человека в качестве высшей ценности, формирование правового государства и гражданского общества, осознание новой, гуманистической роли права и реформирование правовой системы — диктуют настоятельную потребность в формировании правокультурной личности» [11, с. 269].
Сущности правового воспитания и правовой культуры, а также основам его организации посвящено значительное количество научных исследований, в том числе Г.А. Голубевой, И.А. Ильина, Е.Г. Комарова, Е.К. Матевосовой, А.А. Молчанова, В.П. Сальникова и др. Единообразный подход к определению понятия и раскрытия сущности правового воспитания в науке отсутствует, однако основные точки зрения ученых можно свести к рассмотрению правового воспитания в широком и узком смыслах.
В широком смысле правовое воспитание представляет собой воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности, включая социально-экономическую обстановку, окружение и личный опыт человека. При рассмотрении правового воспитания в узком смысле внимание акцентируется на целенаправленной дея-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
тельности органов власти, общественных организаций в области формирования правовой культуры и воспитания законопослушных граждан.
Вместе с тем бесспорным можно назвать утверждение, что уровень правовой культуры общества, независимо от государства и его развитости, является важнейшим показателем, определяющим степень зрелости конкретно-исторической правовой системы. В России, по мнению Н.Г. Аванесовой и Е.А. Муравской, «процесс формирования правовой государственности, как форма укрепления в целом системы государственной власти, не может быть реализован без развития и укрепления соответствующего уровня правовой культуры» [1, с. 87].
Правовое воспитание в современных условиях выполняет множество функций. В исследовании Л.А. Петручак выделяются, в том числе, следующие задачи правового воспитания: «овладение необходимыми знаниями права; повышение правовой информированности граждан; утверждение в сознании взглядов и убеждений, присущих правовому мировоззрению; формирование навыков для самостоятельного применения правовых знаний на практике; участие в правотворческой и правоохранительной деятельности» [11, с. 306].
При этом правовое воспитание, по мнению ученого, «осуществляется в следующих формах: правовое обучение, правовая пропаганда, правовая агитация, образование, самовоспитание, самообразование, участие граждан в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности».
Е.К. Матевосова выделяет следующие формы правового воспитания: правовое информирование, правовое обучение, правовое образование, оказание бесплатной юридической помощи, правовая пропаганда, участие в обсуждении законопроектов, самовоспитание [4, с. 17].
Анализ действующих и возможных форм правового воспитания позволяет выделить и такие элементы, как правовое просвещение населения, освещение правовых событий в средствах массовой информации, организация центров правовой
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
информации, деятельность профильных общественных организаций.
Следует согласиться с мнением В.Н. Павлова о том, что «содержательным уровнем повышения правосознания граждан будет являться построение «гражданского правового общества» [8, с. 12].
Полагаем, можно заключить, что особую роль в правовом воспитании играет государство и государственные учреждения, а также наличие тесной связи с иными видами воспитания. Правовое воспитание осуществляется различными методами. В первую очередь, это методы правового регулирования, выработанные общей теории права (дозволение, запрет, убеждение, принуждение, поощрение). Данные методы объединяет свойство непосредственно воздействовать на правосознание человека и населения. Опосредованное воздействие осуществляется посредством общественного мнения, окружения, примеров, средств массовой информации, сети «Интернет».
Справедливо утверждение А.С. Бондарева и Е.К. Матевосовой, что «применяемый метод должен соотноситься с выбранной формой и конкретными задачами правового воспитания... В конечном счете государство и общество должны стремиться к побуждению человека анализировать правовую действительность и делать сознательный выбор в пользу правомерного поведения» [4, с. 17].
Отсутствие же системы правового воспитания влечет за собой риск не только увеличения количества совершения тяжких преступлений, но и уменьшения роли права в обществе в целом, что будет препятствовать реализации гражданами принадлежащих им прав в полном объеме. В связи с изложенным представляется оправданным вектор законодательной работы, направленный на закрепление за культурой и воспитанием функций передачи ценностей и ценностных основ, в том числе, посредством образовательного процесса.
В научной литературе образование рассматривается в качестве основы развития правовой культуры личности и общества, направленных на трансляцию знаний и правил поведения людей от поколения
поколению. В исследованиях Р.Х. Макуева отмечено, что «культурный человек должен быть образованным, а образование немыслимо без научных знаний. Культура, наука и образование тесно взаимосвязаны, поэтому государство и занимается этим направлением деятельности» [3, с. 102].
Законодательно также закреплено, что образование представляет собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [21].
Нельзя, однако, не отметить, что сегодня остается неразрешенным противоречие между потребностью в значительных правовых знаниях, с одной стороны, и действующим механизмом обучения правовым знаниям в образовательных учреждениях — с другой. Получение некоторого количества правовых знаний не обеспечивает в полной мере развития правовой культуры у обучающихся, особенно по неюридическим специализациям.
В научной литературе подчеркивается необходимость инновационного развития, в том числе, в вопросах правовой культуры посредством создания широкой социальной среды, позволяющей сформировать правильное правовое сознание и, следовательно, правильное поведение. Главной инновационной задачей образования нового поколения В.Н. Синюков называет «изменение сложившейся юридической практики, формирование новой правовой культуры на принципах, адекватных социальным ценностям России» [18, с. 34].
Существенные элементы такой среды, по мнению П.Б. Кокорева, - это «образовательные организации, которые по своей природе должны быть не только организациями образования, но и центрами правовой культуры» [2, с. 214].
Представляют интерес результаты опроса студентов неюридических факультетов, приведенные в исследовании В.В. По-томахина, относительно необходимости и возможных путях формирования правовой культуры [12, с. 14]. В частности, отмечено, что многие из опрошенных в довольно полной степени осознают необходимость наличия правовой культуры для решения вопросов, актуальных в повседневной жизни, при этом не всегда связывают правовые знания и навыки с будущей профессиональной деятельностью. Достижению указанной цели, по мнению анкетируемых, будет способствовать изучение правовых дисциплин, занятие предпринимательской деятельностью, чтение юридической литературы, общение с профессиональными юристами в решении семейных правовых вопросов.
По результатам исследования ученый делает вывод, что «формирование правовой культуры будущего специалиста в учреждении высшего профессионального образования будет протекать гораздо эффективнее при реализации системного педагогического воздействия в ходе осуществления правовой подготовки студентов» [12, с. 15].
Выборочный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по различным направлениям подготовки показал, что, в частности, в числе требований к результатам освоения программы бакалавриата заложено требование по формированию общекультурной компетенции (ОК-4) — способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности; кроме этого, в общепрофессиональных компетенциях встречается такая компетенция, как ОПК-2 — способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2).
Однако в стандартах отсутствует указание на необходимость формирования компетенции по правовой культуре, что противоречит назревшим потребностям
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
обучающихся. Ведь именно повышение правовой грамотности населения является одним из существенных факторов для воплощения идеи правового государства. С учетом этого полагаем, что при разработке федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ и иных редакций во все направления подготовки должна быть включена компетенция по правовой культуре, а также разработаны методы оценки овладения указанной компетенций обучающимися.
Обращаясь к вопросу о формировании правовой культуры студентов юридических образовательных организаций, отметим, что в данной области ученые выделяют множество проблем, в том числе: обилие юридических вузов, превышение количества выпускаемых специалистов над имеющимся спросом на рынке, отсутствие надлежащей методологической основы, нехватку высококвалифицированных кадров и, как следствие, низкий уровень юридического образования и др.
Вместе с тем данные факторы играют существенную роль в процессе формирования личности юриста. Профессиональное юридическое образование является первоочередным источником профессионального правового сознания и в то же время выступает формой воспроизводства правовой культуры. Следует отметить, что в Указе Президента Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [20] в качестве приоритетных направлений обозначено прекращение выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной власти, органов местного самоуправления, повышение правовой культуры всего населения в стране и др. В рамках всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития юридического образования в Российской Федерации», состоявшейся 7 апреля 2017 г., член Президиума Союза юристов Москвы и Президиума Ассоциации юридических вузов Т.А. Сошникова обратила внимание на не-
обходимость получения студентами полноценного, качественного образования.
Во исполнение положений приведенного Указа Министерством образования и науки РФ был принят образовательный стандарт по направлению «Юриспруденция» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 № 1511) [13], основным приоритетом которого является практико-ориентированное обучение.
В исследовании Л.А. Петручак именно интеграция юридического образования, науки и практики выделена в качества значимого условия для повышения качества высшего профессионального образования. Ученый подчеркивает, что сегодня «требуется целевая подготовка и переподготовка юридических кадров с учетом требований модернизации юридического образования; вовлечение в учебный процесс ведущих специалистов практиков» [11, с. 350].
Большое значение имеет принятый Министерством образования Российской Федерации Приказ от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» [14]. Пунктом 26 данного приказа закреплено, что в состав государственной экзаменационной комиссии должны быть включены не менее двух человек, которые являются ведущими специалистами — представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности. Образовательные организации успешно реализуют практику работы юридических клиник, посредством которых студенты имеют возможность применять полученные теоретические знания при решении конкретных практико-правовых задач. Кроме того, положительный эффект имеет и проведение работодателями на базе образовательных учреждений независимых сессий для студентов, что выступает дополнительным стимулом для повышения последними своих правовых знаний и навыков.
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
Комплекс мер, направленный на повышение правовой культуры будущих и практикующих юристов, по нашему мнению, необходимо дополнить и принятием соответствующих профессиональных стандартов. Человек, планирующий работать по юридической специальности, должен осознавать предъявленные высокие моральные и профессиональные требования и соответствовать им.
Как было обоснованно указано В.Н. Си-нюковым, «юридические нормы, юридическая техника, правовая догма, правила процесса, безусловно, элементы культуры, но это культура прикладных юридических технологий, которая является лишь частью правосознания юриста. Поэтому профессиональная часть юридического образования должна иметь достаточно глубокий культурный и личностный фундамент» [18, с. 36].
Аналогичной точки зрения придерживается Л.А. Петручак, указывая, что «юристы должны иметь широкий культурный горизонт, знать историю развития правовых институтов» [9, с. 12]. В 2015 г. Министерство труда и социальной защиты РФ Приказом от 23.03.2015 № 183н [15] утвердило профессиональный стандарт «Следователь-криминалист», где среди необходимых навыков и умений названо умение осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализо-вывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности и т.д. Из приведенных положений следует, что для специалиста, работающего по юридической специальности, важно не только знание законов, но и наличие правового сознания и правовой культуры, поскольку данные качества непосредственно связаны с призванием юриста - служить обществу и человеку, защищать их права и законные интересы. Таким образом, разнообразие юридической деятельности требует принятия профессиональных стандартов и в иных областях,
таких, как адвокатская, прокурорская, судейская деятельность и др.
Важнейшим же показателем правового воспитания гражданина, уровнем развития гражданского общества, по нашему мнению, должен являться высокий уровень правовой культуры, знание своих прав и свобод, умение их реализовать и защищать, а также способность нести индивидуальную и общественную ответственность за свои действия и устремления.
Список литературы:
[1] Аванесова Н.Г., Муравская Е.А. Правовая культура в общественной системе современного общества // Социальные науки. 2015. № 2-1 (5).
[2] Кокорев П.Б. Образование как основа правовой культуры // Роль образования в формировании политической Р 68 и правовой культуры: Сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2013.
[3] Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 640 с.
[4] Матевосова Е.К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Москва, 2012. - 179 с.
[5] Милютина Н.Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации: Дисс. ... канд. педаг. наук: 13.00.08. Волгоград, 2000. - 206 с.
[6] Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168 // Российская газета. 14.07.2011. № 151.
[7] Официальный сайт Союза юристов Москвы // Режим доступа [http://www. mlunion.ru] (Дата обращения 24.06.2017).
[8] Павлов В.Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2005. - 172 с.
[9] Петручак Л.А. Государственная образовательная политика и юридическое образование сегодня // Образование и право. 2017. № 2.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
[10] Петручак Л.А. Правовая культура современного российского общества: теоретико-правовое исследование: Дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. Москва, 2012. — 453 с.
[11] Петручак Л.А. Правовая культура современного российского общества. М.: Издательство «Перо», 2012. — 364 с.
[12] Потомахин В.В. Формирование правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Курск, 2009. — 26 с.
[13] Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата)» // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: [http://www.pravo. gov.ru] (дата обращения 14.07.2017).
[14] Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: [http://www.pravo.gov.ru] (дата обращения 14.07.2017).
[15] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.03.2015 № 183н «Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист» // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: [http://www.pravo.gov.ru] (дата обращения 14.07.2017).
[16] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.
[17] Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2012 № 209-р «О концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2018 годы)» // СЗ РФ. 05.03.2012. № 10. Ст. 1255.
[18] Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7.
[19] Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском об-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
ществе: Учебное пособие. Москва: Проспект, 2015. - 124 с.
[20] Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // СЗ РФ. 07.05.2012. № 19. Ст. 2336.
[21] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Spisok literatury:
[1] Avanesova N.G., Muravskaya E.A. Pravovaya kul'tura v obshhestvennoj sisteme sovremennogo obshhestva // Social'ny'e nauki. 2015. № 2-1 (5).
[2] Kokorev P.B. Obrazovanie kak osnova pravovoj kul'tury' // Rol' obrazovaniya v formirovanii politicheskoj R 68 i pravovoj kul'tury': Sbornik nauchny'x trudov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i e'konomiki, 2013.
[3] Makuev R.X. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. 3-e izd., izm. i dop. M.: Norma: Infra-M, 2010. - 640 s.
[4] Matevosova E.K. Pravovoe vospitanie kak sredstvo bor'by' s pravovy'm nigilizmom: Diss. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. Moskva, 2012. -179 s.
[5] Milyutina N.R. Vospitanie lichnosti pedagoga kak process kul'turnoj identifikacii: Diss. . kand. pedag. nauk: 13.00.08. Volgograd, 2000. - 206 s.
[6] Osnovy' gosudarstvennoj politiki Rossij-skoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramot-nosti i pravosoznaniya grazhdan, utverzhdenny'e Prezidentom RF 28.04.2011 № Pr-1168 // Rossijskaya gazeta. 14.07.2011. № 151.
[7] Oficial'ny'j sajt Soyuza yuristov Moskvy' // Rezhim dostupa [http://www.mlunion.ru] (Data obrashheniya 24.06.2017).
[8] Pavlov V.N. Pravovoe vospitanie i tole-rantnost' v usloviyax sovremennogo rossijskogo obshhestva: Diss. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. Vladimir, 2005. - 172 s.
[9] Petruchak L.A. Gosudarstvennaya obrazovatel'naya politika i yuridicheskoe obrazovanie segodnya // Obrazovanie i pravo. 2017. № 2.
[10] Petruchak L.A. Pravovaya kul'tura sovremennogo rossijskogo obshhestva: teoretiko-pravovoe issledovanie: Diss. ... dokt. yurid. nauk: 12.00.01. Moskva, 2012. - 453 s.
[11] Petruchak L.A. Pravovaya kul'tura sovremennogo rossijskogo obshhestva. M.: Izdatel'stvo «Pero», 2012. - 364 s.
[12] Potomaxin V.V. Formirovanie pravovoj kul'tury' studentov neyuridicheskogo profilya podgotovki: Avtoref. dis. ... kand. pedagog. nauk. Kursk, 2009. - 26 s.
[13] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 01.12.2016 № 1511 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'-nogo standarta vy'sshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 «Yurispru-denciya» (uroven' bakalavriata)» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: [http: //www.pravo.gov.ru] (data obrashheniya 14.07.2017).
[14] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 29.06.2015 № 636 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'ny'm programmam vy'sshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta i programmam magistratury'» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: [http://www.pravo.gov.ru] (data obrashheniya 14.07.2017).
[15] Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity' RF ot 23.03.2015 № 183n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Sledovatel'-kriminalist» // Oficial'ny'j
internet-portal pravovoj informacii. Rezhim dostupa: [http://www.pravo.gov.ru] (data obrashheniya 14.07.2017).
[16] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r «O Koncepcii dolgo-srochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'-no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») // SZ RF. 24.11.2008. № 47. St. 5489.
[17] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22.02.2012 № 209-r «O koncepcii federal'noj celevoj programmy' «Kul'tura Rossii (2012 -2018 gody')» // SZ RF. 05.03.2012. № 10. St. 1255.
[18] Sinyukov V.N. Yuridicheskoe obrazo-vanie v kontekste rossijskoj pravovoj kul'tury' // Zhurnal rossijskogo prava. 2009. № 7.
[19] Sokolov N.Ya., Matevosova E.K. Pravovoe vospitanie v sovremennom rossijskom obshhest-ve: Uchebnoe posobie. Moskva: Prospekt, 2015. - 124 s.
[20] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 599 «O merax po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» // SZ RF. 07.05.2012. № 19. St. 2336.
[21] Federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 31.12.2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017