REFERENCES
1. Reformist voices of Islam: mediating Islam and modernity. Ed. by T. Hunter Shireen. New York, M.E. Sharpe, 2009, 322 p., p. 37.
2. Shabestari M.M. Hermeneutik, ketab va sonnat. Tehran, Tarh-e Nou, 2000, 294 p.
3. Farzin V. Post-revolutionary Islamic modernity in Iran: the intersubjective hermeneutics of Mohamad Mojtahed Shabestari. In: Modern Muslim Intellectuals and the Qur 'an. Ed. by T.S. Faruki. London, Oxford University Press, 2004, pp. 193-225.
4. Shabestari M. M. Iman va azadi. - Tehran, 1997. -220 p.
5. Abu Zayd N. H. Reformation of Islamic Thought: Critical Historical Analysis. Amsterdam, Amsterdam University Press, 2006, 112 p., pp. 14-16.
6. Al-Jabri M. A. The Formation of Arab Reason: Text, Tradition and the Construction of Modernity in the Arab World. London, I.B. Tauris, 2011, 320 p.
7. Shahrur M. The Qur 'an, Morality and Critical Reason. The Essential Muhammad Shahrur. Leiden, Boston, Brill, 2009, 588 p., pp. 186-187.
8. Starostin A. N. Abdolkarim Sorush - «Lyuter Is-lama» [Abdolkarim Sorush - "Luther of Islam"].
In: Ural Oriental Studies. Ekaterinburg, Publishing house Ural University, 2007, pp. 157-171.
9. Soroush A. The Expansion of Prophetic Experience: Essays on Historicity, Contingency and Plurality in Religion. Leiden, Boston, Brill, 2009, 355 p.
10. Soroush A. Reason, Freedom, & Democracy in Islam. New York, Oxford University Press, 2000, 256 p.
11. Sorush A. «Nadeyat'sya vernut'sya vo vremena, predshestvuyushchie modernu, - znachit nadeyat'sya na nevozmozhnoe» [«Hope to go back in the ages before modernism, is to hope for the impossible...»]. In: Islamskaya mysl': traditsiya i sovremen-nost'. Religiozno-filosofskiy ezhegodnik [Islamic thought: tradition and modernity. Religious and philosophical Yearbook]. Moscow, Medina-Publ., 2017, pp. 652-674.
12. Badamchi M. Post-Islamist Political Theory: Iranian Intellectuals and Political Liberalism in Dialogue. Springer, 2017, 223 p.
21 февраля 2019 г.
УДК 93
РОЛЬ ГАЗЕТЫ «ТЕРДЖИМАН» В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ТЮРОК-МУСУЛЬМАН НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.
Н.Е. Тихонова
DOI 10.18522/2072-0181-2019-97-1-42-47
Газета известного крымско-татарского просветителя, публициста, педагога, писателя и общественно-политического деятеля Исмаила Гаспринского (1851— 1914) «Переводчик-Терджиман» (далее - «Терд-жиман»), которая с 1883 по 1918 гг. издавалась в Бахчисарае, до 1905 г. оставалась единственной частной тюркско-мусульманской газетой в России.
Исследованию влияния этой газеты на модернизацию российских тюрок-мусульман посвящен целый ряд отечественных и зарубежных исследований. Следует отметить, что значительная часть зарубежных (в первую очередь, турецких) исследований по данной теме
Тихонова Надежда Евгеньевна - аспирант кафедры истории стран Ближнего Востока Санкт-Петербургского Государственного университета, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных гуманитарных исследований Южного федерального университета; 344010, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: tik-honovane@sfedu.ru, т. 8(863)2184000 (доб. 107-40).
направлена на формирование идеи о культурно-исторической гомогенности российских тюрок и стремится представить возникшее в их среде на рубеже XIX-XX вв. обновленческое движение как направленное на борьбу с российской властью [1, 2]. В то же время научный интерес к изучению данной темы на постсоветском пространстве в последние три десятилетия вызван созвучностью тех проблем, которые решали российско-мусульманские реформаторы рубежа XIX-XX вв., с вызовами, с которыми столкнулись тюркские народы после распада СССР - развитием национального образования на родном языке, поиском своего места в мировой истории, выработкой собственных под-
Nadezhda Tikhonova - Saint Petersburg State University, Southern Federal University, 160 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: tikhonovane@sfedu.ru, tel. +7(863)2184000.
ходов к национальной истории и т.д. Наиболее содержательными среди работ по данной теме являются совместная монография В.Ю. Ганке-вича и С.П. Шендриковой «Исмаил Гаспринский и возникновение либерально-мусульманского политического движения» [3], а также публикации американского исследователя Эдварда Дж. Лаззерини [4, 5]. Однако основной акцент в них делается на возникновении и развитии просветительского движения «джадидизма» (от араб. «джадид» - новый). Такой подход является только одним из аспектов развития модернизации у российских тюрок-мусульман.
Целью настоящего исследования является выявление роли газеты в процессе распространения модернизационных идей среди российских тюрок-мусульман. Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать методы, цели и эффективность их распространения. В этой связи в данной статье на материалах «Терджимана» рассматриваются основные вопросы, поднимаемые в газете в контексте модернизации; анализируются представленные в ней релевантные статистические показатели из раздела «К читателю / От редакции»; приводятся сведения из раздела «Письма в редакцию», в наибольшей степени отражающего эффективность формирования общественного мнения.
Газета «Терджиман» и джадидизм. Несмотря на широкое освещенние данной темы в научной литературе, до сих пор не существует единой точки зрения относительно времени возникновения джадидизма. В частности, российский исламовед Р. Ланда отмечает, что по одной из версий джадидизм возник в процессе реформирования традиционной системы мусульманского образования, которую инициировал Исма-ил Гаспринский, а согласно другой начало движению положили его предшественники -татарские просветители Ш. Марджани (1818-1889) и Х. Фаизханов (1823-1866) [6, с. 144-145]. Некоторые исследователи относят зарождение джадидизма к еще более раннему периоду - к рубежу ХУШ-Х1Х вв. Согласно данному мнению, первый этап движения - возрожденческий или подготовительный, был связан с деятельностью татарского богослова А. Курсави (1776-1812), второй этап - собственно модернистский -с именами татарских просветителей Ш. Марджа-ни и К. Насыри (1825-1902) [7].
С тем, что джадидизм зародился под влиянием идей Гаспринского, соглашается, в частности, американский исследователь Адиб Халид,
который связывает возникновение движения и его название со введенным Гаспринским «новым методом» (араб. «усул-и джедид») преподавания в традиционных мусульманских школах [8]. Примечательно, что авторы другого авторитетного издания - «Кембриджская история Турции», ссылаясь на монографию Халида, утверждают, однако, что джадидизм возник в Центральной Азии под влиянием османских образовательных реформ периода Танзимата* [9].
На наш взгляд, джадидизм как массовое явление появился именно под влиянием идей Гаспринского, так как деятельность его предшественников еще не представляла сформировавшегося движения. Однако исторические предпосылки для возникновения мусульманского модернизма в России появились уже с начала XIX в. [10, с. 273-274]. К их числу следует отнести постепенное развитие книгопечатания; рост и развитие промышленности, а также накопление капиталов; миграцию мусульманского населения из деревень в города, демографический фактор и т. д. [11].
Газета «Терджиман» и распространение модернизационных идей. Модернизационные процессы в среде российских тюрок-мусульман, которые имели свои региональные особенности, во многом совпадали с процессами, происходившими на всем мусульманском Востоке в рассматриваемый период. Среди характерных черт мусульманской модернизации необходимо отметить первостепенную важность реформирования самого ислама. Для его адаптации к реалиям современности и подготовки почвы для распространения своих обновленческих идей модернисты-мусульмане, в том числе Исмаил Гасприн-ский и другие представители джадидизма, об-
* Период Танзимата (1836-1876) - известный под таким названием период реформ в Османской империи, проводившихся «сверху» и имевших своей целью европеизацию и модернизацию. Период завершился принятием первой османской Конституции, которая, однако, в 1878 г. была отменена. Реформы охватывали все сферы общественной жизни - армию, административную сферу, образование и др., а также предусматривали де-юре уравнивание прав всех граждан Османской империи вне зависимости от вероисповедания.
ращались к возрождению принципа иджтихада* [6, с. 160-161]. Еще одним значимым аспектом их деятельности было внимание к «женскому вопросу» в контексте эмансипации мусульманок [12].
Кроме того, анализ модернизационных процессов в среде тюрок-мусульман России рубежа Х1Х-ХХ вв. подтверждает наличие как общемусульманских, так и общемировых тенденций, которые привели в результате к выкриста-лизовыванию «национальных идентичностей» и складыванию современных наций. Как и во многих других регионах мира, в среде российских тюрок-мусульман с 1880-х годов наблюдались возникновение и распространение национальной прессы и образовательной системы, связанные с деятельностью Исмаила Гаспринского и других представителей джадидизма. Принимая во внимание существующую критику применения конструктивистского подхода к вопросу на-циестроительства [13], необходимо все же отметить, что взаимосвязанные и шедшие параллельно процессы распространения газет как средств массовой информации и общеобразовательных школ с середины XIX в. повсеместно стали эффективными инструментами формирования «нового гражданина» с национально ориентированным мировоззрением, а эффективность «печатного слова» при этом напрямую коррелировала с уровнем грамотности населения [14].
Можно согласиться с мнением ряда исследователей о том, что «Терджиман» является «энциклопедией мусульманской жизни» рубежа XIX-XX вв. Однако при анализе процессов развития мусульманского сообщества на материалах данной модернистской газеты необходимо учитывать, что в России с 1883 по 1905 г. «Терд-жиман» был фактически единственным вырази-
* Иджтихад (араб. «усердствование, большое старание») в классическом понимании представляет собой деятельность ученого-богослова (муджтахида) в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса на основе интерпретации положений Корана и сунны. В 1017 г. при аббасидском халифе аль-Кадире собрание улемов утвердило наличие четырех суннитских правовых школ (мазхабов) и наложило запрет на практику иджти-хада. Спустя 800 лет мусульманские реформаторы XIX в. предлагали возродить иджтихад в качестве одного из четырех источников познания истины наряду с Кораном, хадисами Пророка и «иджма» - согласным мнением улемов. Согласно представлениям мусульманских реформаторов XIX-нач. XX вв., иджтихад представлял собой право каждого хорошо образованного и знакомого с предписаниями ислама мусульманина на самостоятельное суждение на базе Корана по различным религиозно-правовым вопросам, касающимся мусульманской общины.
телем мнения мусульманской общественности в формате СМИ. Так, сведения этнокультурного характера, не относящиеся к реформированию мусульманской жизни, появлялись только фрагментарно и в основном в форме критики, однако именно они позволяют получить представление об отсутствии гомогенности среди российских мусульман и наличии конкурирующих с модернистской тенденций.
Впоследствии после снятия цензуры и упрощения правил печати, провозглашенных в царском Манифесте 17 октября 1905 г., у российских мусульман стали появляться издания самых разных направленностей - модернистские (журнал «Шура» (1908-1917)); традиционалистские («Дин ве магишат» (1906-1918)); проправительственные («В мире мусульманства» (1911-1912)) и даже большевистские (газета «Урал» (1907)). По сведениям «Терджимана», если в 1883 г. читателей газет среди мусульман России было всего 285, то через 30 лет в 1913 г. - уже 50 тысяч [15].
Одно из ключевых мест на страницах газеты «Терджиман» в контексте модернизации занимали непосредственно взаимосвязаные вопросы создания единого литературного общетюркского языка и единой тюркской нации.
Рассматривая подход редакции газеты к национально-языковой проблематике в диахроническом аспекте, можно отметить: отсутствие определенного термина для общего языка и нации, в отношении которых в равной степени применялись понятия «татарский», «тюркский», «тюркско-татарский» и др.; постепенное продвижение идеи о культурно-исторической и языковой общности тюрок; постепенный переход языковой проблематики из просветительского дискурса в национальный. Однако, если в 1905-1907 гг. Гаспринский констатировал на страницах «Терджимана» наличие и широкую употребительность общетюркского языка среди российских тюрок-мусульман, то в 1913 г. он признал неудачу в его распространении [16], а, значит, и невозможность создания единой тюркской нации.
Продвижение модернизационных, а вместе с ними и национальных, идей, подразумевало также формирование новой национально-ориентированной литературы, включавшей в себя развитие жанра романа и гражданской поэзии. На страницах «Терджимана», как «газеты литературы, отечественной и иностранной жизни», И. Гаспринский регулярно помещал заметки о выходе новых книг на татарском языке,
в том числе, переводов русской и мировой литературы; печатал собственные романы («Молла Аббас Франсави», «Кюн догды» и др.), а также рассказы и поэтические произведения других авторов, в основном, поднимающие актуальные социальные проблемы. Например, в 1902 г. на страницах «Терджимана» было опубликовано стихотворение С.А. Озенбашлы «Эй, гонюль» («О, сердце»), посвященное началу очередной волны массовой эмиграции крымских татар в Османскую империю.
Еще одним основополагающим аспектом модернизационной программы Гаспринско-го было развитие сети «новометодных» школ. Исмаил Гаспринский впервые применил новый звуковой метод обучения в одном из бахчисарайских мектебов в 1884 г., а затем через издаваемую им газету способствовал его широкому распространению в России, а также в Иране, Индии, Восточном Туркестане.
На страницах газеты «Терджиман» регулярно публиковались статьи об открытии новых школ по введенному Гаспринским методу, а также данные об их количестве и географической распространенности; сведения об учениках и учителях данных школ; велась реклама изданного в 1884 г., а затем многократно переиздававшегося учебника звукового метода «Ховадже-и субъян» («Учителя для детей») и других учебно-методических материалов.
Помимо изучения богословских дисциплин, ученики «новометодных» школ получали на родном языке знания по таким общеобразовательным дисциплинам, как математика, география, история, русский и иностранные языки. Получившие образование по европейскому образцу выпускники школ были подготовлены к восприятию и дальнейшему распространению модернизационных идей.
На основе анализа рубрики «К читателям / От издателя», которая освещала (в том числе) количественные показатели развития газеты и «новометодных» школ, можно отметить, что в 1884 г. в первом показательном мектебе в Бахчисарае было всего 11 учеников, а к 1907 г. в России и за ее пределами существовало уже 5 тысяч «новометодных» школ, в которых было примерно 100 тысяч учеников [17]. Однако необходимо учитывать, что мусульманское население России на тот момент насчитывало около 12-14 миллионов человек.
Газета «Терджиман», которая продвигала идею создания унифицированной образовательной сети для российских тюрок-мусульман, в то
же время позволяет получить представление об отсутствии у российских мусульман единства в вопросе школьной системы. Так, на страницах газеты публиковались сообщения о традиционных (не реформированных) мектебах и государственных русско-татарских школах. Кроме того, в рубрике «Письма в редакцию», которая была направлена на демонстрацию успехов в усвоении читателями общетюркского языка и модер-низационных идей, встречались сообщения о периодических случаях закрытия «новометодных» школ из-за наличия их противников из числа мулл-традиционалистов [18].
Обобщая сказанное, отметим, что в рамках своей модернизационной программы И. Гас-принский прибегал к широко распространенным методам нациестроительства [14], таким, как создание единого литературного языка (общетюркского), распространение унифицированной образовательной сети («новометодных» школ), новой литературы (развитие жанра романа и гражданской поэзии) и национальных СМИ (газета «Терджиман» и др.). При этом Гаспринский на страницах этой газеты использовал традиционную для националистических дискурсов рассматриваемого периода риторику - пробуждение нации, просвещение, модернизация и т. д. [19].
Следует согласиться с тем, что «Терджи-ман», как газета модернистского толка, которая к тому же до 1905 г. оставалась единственным периодическим изданием у российских тюрок-мусульман, определила популярность и развитие обновленческих идей. Зарождение джадидиз-ма как массового движения среди российских тюрок-мусульман является непосредственным тому подтверждением. Однако необходимо отметить, что воспринятые представителями джа-дидизма обновленческие идеи Гаспринского, распространенные на географически обширном пространстве, могли оказать влияние только на определенную часть тюркско-мусульманского населения, в первую очередь, грамотного и связанного с «новометодными» школами. Собственно дискурс газеты подтверждает отсутствие у тюркско-мусульманского населения России внутренней гомогенности.
Заложенный Гаспринским фундамент на-циестроительства оказал влияние на процессы развития национальных движений среди российских тюрок-мусульман, особенно в период Февральской и Октябрьской революций 1917 г. и в годы Гражданской войны в России [20]. Однако зачастую он был воспринят прогрессивными представителями национальных элит без уче-
та «общетюркского» контекста. Так, уже после русской революции 1905-1907 гг. среди тюрок-мусульман России возобладали тенденции постепенного складывания не общетюркской, а региональной национальной идентичности (крымскотатарской, азербайджанской, татарской, башкирской, киргизской и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Topsakal T. Rusya Turklerinin Milli ve Medeni Bil-inglenmelerinde Tercuman gazetesinin rolu // Sosyal Bilimler Enstitusu dergisi. Karabuk. 2018. Vol. 8. № 2. P. 398-413.
2. Mende G. von. Ismail Bey Gasprinski. Zur nationalen Bewegung der Ruslandturken // Osteuropa. Berlin. 1934. № 10. P. 39-44.
3. Ганкевич В.Ю., Шендрикова С.П. Исмаил Гас-принский и возникновение либерально-мусульманского политического движения. Симферополь: Доля, 2008. 192 с.
4. Lazzerini E.J. ismail bey Gasprinskii's Tercuman: a clarion of modernism // Central Asian Monuments. Istanbul, 1992. P. 143-157.
5. Lazzerini E.J. Gadidizm at the turn of the twenty's century: a view from within // Charters du Monde russe et sovetique. Paris, 1975. XVI (2). P. 245-277.
6. Ланда Р.Г. Россия и мир российского ислама. М.-Нижний Новгород: Медина, 2011. 508 с.
7. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение. Уфа: Гилем, 2002. 300 с. С. 102.
8. Khalid A. The Politics of Muslim cultural reform: jadidizm in Central Asia. Berkeley: University of California Press, 1998. 336 р. P. 81-82.
9. Casaba R. The Cambridge history of Turkey. Vol. 4. Cambridge: Cambridge University press, 2008. 541 р. P. 22-23.
10. Губайдуллин Г. К вопросу об идеологии Гасприн-ского // Исмагыйль Гаспринский. Тарихи-доку-менталь жыентык. Казан: Жыен, 2006. C. 272332.
11. Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории российской империи 1905-1914). Нижний Новгород: Медина, 2007. 518 с. C. 167-169.
12. Турк С.Н. «Арабское возрождение» и женский вопрос в Египте в конце XIX - начале XX вв. // Манускрипт. 2016. № 12 (74). С. 187-189.
13. Барбашин М.Ю. Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2014. 320 с.
14. Anderson B. Imagined communities. London-New York: Versus, 2006. 240 p.
15. Гаспринский И. Матбуатымыз (Наша печать) // Терджиман. Бахчисарай, 1913. 13 апр.
16. Гаспринский И. Миллет оглы (Сын нации) // Тер-джиман. Бахчисарай, 1913. 10 апр.
17. Гаспринский И. К читателю // Терджиман. Бахчисарай, 1907. 28 дек.
18. Из Алупки // Терджиман. Бахчисарай, 1904. 9 апр.
19. Gellner E. Nations and nationalism. New York: Cornell University Press, 2009. 146 p. P. 48.
20. Красовицкая Т.Ю. Этнокультурный дискурс в контексте февраля-октября 1917 г. Стратегии, структуры, персонажи. М.: Новый хронограф, 2015. 416 с. C. 319-354.
REFERENCES
1. Topsakal T. Karabuk, 2018, vol. 8. no. 2. pp. 398413.
2. Mende G. von. Osteuropa. Berlin, 1934, no. 10, pp. 39-44.
3. Gankevich VY, Shendrikova S.P. Ismail Gasprin-skiy i vozniknoveniye liberalno-musulmanskogo politicheskogo dvizheniya [Ismail Gasprinskiy and the birth of a liberal Muslim political movement]. Simferopol, Dolya Publ., 2008, 192 p.
4. Lazzerini E.J. ismail bey Gasprinskii's Tercuman: a clarion of modernism. In: Central Asian Monuments. Istanbul, 1992. pp. 143-157.
5. Lazzerini E.J. Gadidizm at the turn of the twenty's century: a view from within. In: Chariers du Monde russe et sovetique [Chariers of the Russian and sovetian World]. Paris, 1975. XVI (2), pp. 245-277.
6. Landa R.G. Rossiya i mir rossiyskogo islama [Russia and the world of Russian islam]. Moscow-Nizhny Novgorod, Medina Publ., 2011, 508 p.
7. Yamalayeva L.A. Musulmanskiy liberalism nacha-la XX veka kak obshchestvenno-politicheskoye dvizheniye [Muslim liberalism at the beginning of 20th century as a socio-political movement]. Ufa, Gilem Publ., 2002, 300 p., p. 102.
8. Khalid A. The Politics of Muslim cultural reform: jadidizm in Central Asia. Berkeley, University of California Press, 1998, 336 р., pp. 81-82.
9. The Cambridge history of Turkey. Ed. by R. Casaba. Vol. 4. Cambridge, Cambridge University press, 2008, 541 р., pp. 22-23.
10. Gubaydullin G. K voprosu ob ideologii Gasprin-skogo [On the question of Gasprinsky's ideology]. In: Ismagyyl' Gasprinskiy. Tarikhi-dokumental' zhye-ntyk [The historical and documentary nature]. Kazan, Zhien Publ., 2006, pp. 272-332.
11. Senyutkina O.N. Turkizm kak istoricheskoye yazleni-ye (na materialakh istorii rossiyaskoy imperii 19051914) [Turkism as a historical phenomenon (on the ground of Russian empire history of 1905-1914)]. Nizhny Novgorod, Medina Publ., 2007, 518 p., pp. 167-169.
12. Turk S.N. Manuskript. Tambov, 2016, no.12, pp. 187-189.
13. Barbashin M.Y. Instituty i etnogenez: institutsion-alnoye vosproizvodstvo etnicheskoy identichnosti v lokalnykh soobshchestvakh [Institutes and ethnogen-
esis: institutional reproduction of ethnic identity in local communities] Rostov-on-Don, Southern Federal University Publ., 2014, 320 p.
14. Anderson B. Imagined communities. London-New York, Versus, 2006, 240 pp.
15. Gasprinski I. Perevodchik-Terciman. Bakhchesaray, 1913. April 13.
16. Gasprinski I. Perevodchik-Terciman. Bakhchesaray, 1913. April 10.
17. Gasprinski I. Perevodchik-Terciman. Bakhchesaray, 1907. December 28.
18. Iz Alupki [From Alupka]. In: Perevodchik-Terciman [Terdiman]. Bakhchesaray, 1904. April 9.
19. Gellner E. Nations and nationalism. New York, Cornell University Press, 2009. 146 p., p. 48.
20. Krasovitskaya T.Y. Etnokulturniy discurs v kontek-ste fevralya-oktayabrya 1917 g. Strategii, struktury, personazhi [Ethnocultural discourse in the context of February-October of 1917. Strategies, structures, characters]. Moscow, Noviy Khronograph Publ., 2015, 416 p., pp. 319-354.
Исследование проведено в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки РФ в сфере научной деятельности №30.2875.2017/8.9.
6 февраля 2019 г.
УДК 94(4)
ПОЛИТИКА БРИТАНСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АДМИИНИСТРАЦИИ В ПАЛЕСТИНЕ ДО ПРИНЯТИЯ МАНДАТА В УСЛОВИЯХ ЗАРОЖДЕНИЯ АРАБО-ЕВРЕЙСКОГО
КОНФЛИКТА (1920-1922)
А.В. Цветянский
DOI 10.18522/2072-0181-2019-97-1-47-51
После подписания Севрского мирного договора с Турцией и беспорядков в Палестине британское правительство приняло решение заменить военную администрацию на гражданскую во главе с известным деятелем Либеральной партии сэром Гербертом Сэмюэлом. Он был ортодоксальным иудеем, убеждённым либералом и во время Первой мировой войны лоббировал создание так называемого «еврейского национального дома» в Палестине. Особенности деятельности первого верховного комиссара Палестины, с учётом его бэкграунда и особенности сложившегося в Палестине положения, вызывали ранее интерес у отечественных исследователей, например, у С.С. Щевелева [1], М.С. Шаповалова [2]; и др. Авторы анализировали, в первую очередь, политику британского правительства по отношению к Палестине и её социально-экономическое развитие. В данной работе мы попытаемся проследить особенности деятельности верховного
Цветянский Алексей Витальевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1. e-mail: Venceslav@mail.ru, т. 8(863)2738328.
комиссариата в период 1920-1922 гг. в условиях зарождения арабо-еврейских противоречий и определить её роль в этом процессе. Актуальность работы обуславливается существованием арабо-израильского конфликта, являющегося и сегодня важнейшим узлом напряжённости международных отношений. Корни конфликта уходят в начало XX в., когда в условиях британского мандата в Палестине начали зарождаться арабо-еврейские противоречия.
Назначение Г. Сэмюэля вызвало ликование в рядах сторонников Декларации Бальфура и разочарование среди её противников. Оккупационная администрация Палестины полагала, что это неизбежно вызовет беспорядки и еврейские погромы, так как будет воспринято местным арабским населением как передача страны под управление сионистам [3]. Но Кабинет министров надеялся на позитивный эффект от назначения Сэмюэла. Его большой политический и административный опыт и привержен-
Alexey Tsvetyansky - Don State Technical University, 1 Gagarina Square, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: Venceslav@ mail.ru, tel. +7(863)2738328.