Ismail Gasprinsky-bay and its contribution to the development of political movement
muslims Russian Empire in the beginning of XX century Nurullayev R.1, Imasheva M.2 (Russian Federation)
Исмаил-бей Гаспринский и его вклад в развитие политического движения мусульман Российской Империи в начале XX века Нуруллаев Р. Р. , Имашева М. М. (Российская Федерация)
1Нурулпаев Рубин Рафаэльевич /Nurullayev Rubin - студент,
2Имашева Марина Маратовна /Imasheva Marina - доцент, кандидат юридических наук, кафедра государственно-правовых дисциплин,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Астраханский филиал,
Саратовская государственная юридическая академия, г. Астрахань
Аннотация: работа представляет собой попытку исследования феномена российского джадидизма и культурного развития мусульман, который стал концепцией государственно -правового культурнопросветительского развития мусульман Российской империи в начале ХХ века. Сформулированная Гаспринским доктрина обновления российского ислама на долгое время определила логику развития российских мусульманских народов, становления у них системы светского образования. В наши дни идеи Гаспринского имеют огромное значение в силу новых явлений, происходящих в современном российском исламе, на фоне процессов демократизации во всем российском обществе.
Abstract: the work is an attempt to study the phenomenon of the Russian Jadidism and cultural development of the Muslims, which was the concept of state-legal cultural and educational development of the Muslims of the Russian Empire in the early twentieth century. Gasprinsky formulated the doctrine of renovation Russian Islam for a long time defined the logic of the Russian Muslim nations, the formation of their secular education. Today Gasprinsky ideas are crucial in force of the new phenomena in modern Russian Islam, against the processes of democratization in the whole Russian society.
Ключевые слова: джадидизм, Российская Империя, Гаспринский.
Keywords: jadidism, Russian Empire, Gasprinsky.
Родился в селе Авджикой (по другим сведениям в соседнем селе Улу-Сала), Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне Бахчисарайский район Крыма), в семье офицера русской службы Мустафы Али-оглу Гаспринского и его жены Фатма-Султан Темир-Гази-кызы (девичья фамилия Кантакузова). Мустафа Али-оглу был уроженцем расположенного на южном берегу Крыма аула Г аспра и потому взял себе фамилию Гаспринский. 19.04.1854 г. семью утвердили в дворянском достоинстве. Исмаил Гаспринский получил образование домашнее, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в Воронежском военном учебном заведении, а затем во 2 -й Московской военной гимназии. Не окончив учебы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. В 1871 г. уехал во Францию. С 1874 по 1875 годы жил в Турции. По возвращении в Крым он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы. С 13 февраля 1879 года по 5 марта 1884 года — городской голова Бахчисарая.
С 1879 года Исмаил Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на общетюркском языке «Файдалы эглендже» (1879—1880), «Закон» (1881). С 10 апреля 1883 Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ-Терджиманъ» [5, с. 129].
В 1905 г. И. Гаспринский и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусие иттифак аль муслимин» («Всероссийский союз мусульман»). Он был членом ЦК и непосредственно возглавил Крымское отделение «Иттифак эль муслимин».
В 1907 г. И. Гаспринский предложил в Каире созвать Всемирный Мусульманский Конгресс для объединения прогрессивных сил Востока на пути реформ и преобразований.
И. Гаспринского волнуют проблемы мусульман в Российской империи. Этим вопросам он посвятил две свои книги — «Русское мусульманство» (1881) и «Русско-восточное соглашение» (1896), написанные на русском языке [6, с. 142].
Джадидизм - явление не случайное. Оно не внедрялась миссионерскими движениями Запада. Это явление взяло начало в России, из регионов, населенных тюркоязычными мусульманами. Россия на тот момент только-только избавилась от крепостного рабства. Этот регион считался отсталым, и в нем образовывалась атмосфера революционных преобразований. Движение сформировалось благодаря тому, что многие деятели этого движения, в том числе и сам Гаспринский, получили вдохновение в Европе, бывая там. Изначально это движение имело цель только реформировать систему образования. Единого
понимания феномена джадидизма в литературе до сих пор не выработано. Такое положение затрудняет трактовку истории татар XVIII-XX вв., так как для этого периода вопрос о джадидизме является ключевым. Анализ этого весьма непростого вопроса необходимо начать с рассмотрения истории складывания представлений об этом явлении [3, с. 87].
Как итог предшествующего развития татарской общественной мысли, к 1920 -м годам у татарских интеллектуалов сформировалось мнение, что под джадидизмом следует понимать «особого рода умственно-культурное движение», «умственное пробуждение», направленное на сближение татар с европейской культурой, на переустройство общества с потребностями времени.
К началу 1930-х годов на смену этим представлениям пришли другие, сугубо классовые оценки. Так, А. Аршаруни и Х. Габидуллин в 1931 г. определили джадидизм как «знамя политической борьбы передовой татарской буржуазии и ее сторонников против консерватизма».
Дальше в советской историографии закрепились гораздо более жесткие формулировки, выработанные в 1940 - начале 1950-х годов именно в Татарстане. Исмаилу Гаспринскому приписывают мысль о единстве интересов российских мусульман и российского государства. По крайней мере, так охарактеризовал некоторые из идей Г аспринского заместитель муфтия ДУМ РФ Дамир Мухитдинов. По его словам, до конца 19 столетия мусульманская община России развивалась в автономном режиме, взаимодействуя с российским государством лишь вынужденно [1, с. 532].
Крымско-татарский ученый предложил концепцию так называемого «русского мусульманства» (под данным термином не имелись в виду этнические русские мусульмане, а лишь правоверные, жившие в Российской империи), выражавшуюся в том, что мусульмане Российской империи могут в силу определенных ментальных и культурных особенностей достаточно безболезненно интегрироваться в социально-политическую реальность той России, которую нужно было воспринимать как данность. В то же время, западные государства воспринимались Гаспринским менее лояльными и терпимыми к специфическим чертам тюркоязычных мусульман.
Всю свою жизнь Исмаил Гаспринский провел на Крымском полуострове. Он был издателем первой в стране газеты, выпускаемой на двух языках - тюркском и русском. «Терджиман» (так называлась эта газета) к началу XX века обрела статус самого старого мусульманского издания в мире. Далее последовали первый женский и первый сатирический журнал на языке крымских татар [4, с. 160].
В последней четверти 19 века были радикальные изменения методов преподавания в мектебах и медресе: были введены европейские методы обучения - эсулджадид (новый метод), отсюда выражение джадидизм. Наряду с религией, в мектебах стали преподаваться также основы светских наук -арифметики, географии, а также родной язык, как особый предмет, рисование, придавалось большее значение обучению письму; преподавание проводилось на татарском языке вместо прежних, так называемых тюрки и арабском языках и т. д. [2, с. 485].
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря идеям Гаспринского были открыты новометодные мектебы и медресе, которые были обеспечены необходимой литературой, формируется собственная идеология и литературный татарский язык, мусульманская элита начинает получать знание русского языка, создаются благотворительные общества как культурнопросветительские центры общин. Итогом является повышение уровня просвещения и общенационального светского образования.
Литература
1. Валидов Д. Очерки истории образованности и литературы татар до революции 1917 г. Москва-Петроград, 1991. 532 с.
2. Давлетшин Т. Д. «Советский Татарстан». Казань: «Жиен», 2005. 485 с.
3. Тагиров И. Р. «История национальной государственности татарского народа и Татарстана». Казань, 2000. 87 с.
4. Хабутдинов А. Ю. «Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII-XIX веках». Казань: Иман, 2000. 160 с.
5. Хабутдинов А. Ю. « Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII-XIX веках. Казань: Иман, 2000. 129 с.
6. Хабутдинов А. Ю. Указ соч.142 с.