Научная статья на тему 'Роль функциональной асимметрии головного мозга в обучении школьников'

Роль функциональной асимметрии головного мозга в обучении школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
649
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / БЕГЛОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / ГИБКОСТЬ МЫШ ЛЕНИЯ / ИНДЕКС АССОЦИАЦИИ / УНИКАЛЬНОСТИ / INTERHEMISPHERIC SKEWNESS / FLUENCY / ORIGINALITY / FLEXIBILITY OF MENTALITY / INDEX OF ASSOCIATION / UNIQUENESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соснина Е. В., Сафронова А. И.

В статье представлены результаты изучения типов функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся 1015 лет. Установлено, что 50,4% учащихся имели левополушар ный тип функционирования головного мозга, тогда как количество правополушарных состави ло всего лишь 29,0%, равнополушарные же дети были выявлены в 42,9% случаев. С возрастом отмечена тенденция увеличения числа детей с левополушарным типом асимметрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соснина Е. В., Сафронова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CEREBRUM FUNCTIONAL SKEWNESS IN THE EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN

The article presents results of a study of the cerebrum functional skewness types in students between the ages of 10 and 15 years. It was found that 50.4% of the students had the left-hemispheric type of the cerebrum functioning, whereas the percentage of the right-hemispheric type was only 29.0%; in the remaining 42.9% children with equal-hemispheric type were recorded. With the age, there was a trend of increasing the numbers of children with the left-hemispheric skewness type.

Текст научной работы на тему «Роль функциональной асимметрии головного мозга в обучении школьников»

Соснина Е.В., Сафронова А.И.

ГОУ ВПО « Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены результаты изучения типов функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся 10-15 лет. Установлено, что 50,4% учащихся имели левополушар-ный тип функционирования головного мозга, тогда как количество правополушарных составило всего лишь 29,0%, равнополушарные же дети были выявлены в 42,9% случаев. С возрастом отмечена тенденция увеличения числа детей с левополушарным типом асимметрии.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия, беглость, оригинальность, гибкость мышления, индекс ассоциации, уникальности.

Традиционная система образования ориентируется на приобретение человеком вербальных навыков и развитие аналитического мышления, явно пренебрегая развитием важных невербальных способностей. Чаще всего несоответствие между требованиями учебной деятельности и психофизиологическими особенностями детей выражается в противоречии между преобладающей у ребенка полушарной активностью головного мозга и учебной нагрузкой, направленной преимущественно на левое полушарие. В этих условиях одна половина мозга «голодает», и ее потенциальный вклад в развитие личности в целом игнорируется. В связи с этим возникает необходимость диагностики межполушарной асимметрии у учащихся и ее учет при построении учебного процесса.

Сравнительная оценка гистограмм вариационной хронорефлексометрии [3] правой и левой руки учащихся 10-, 11-, 13- и 15-летнего возраста (150 чел.) позволила определить тип функциональной асимметрии полушарий головного мозга; психологические опросники Торренса и Медника дополнили психофизиологический портрет учащихся [4, 5].

Результаты исследований свидетельствуют о превалировании учащихся с левопо-лушарным типом функционирования головного мозга - 50,4%, тогда как количество правополушарных составило всего лишь 29,0%, равнополушар-ных же детей было выявлено 20,6% случаев. Причем распределение детей в зависимости от возрастной группы имело особенности.

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о значительном увеличении доли детей с доминирова-

нием левого полушария - с 25,3% до 68,9% (р<0,05) с одновременным уменьшением рав-нополушарных учащихся - с 63,2% до 15,5% (р<0,05), тогда как количество детей с преобладанием правого полушария в различных возрастных группах оставалось примерно на одном уровне и составляло 11,5-15,6% (р>0,05).

Общеизвестно, что «левополушарный» тип функционирования мозга характеризует учащегося низкими способностями решения образно-пространственных задач, с одной стороны, с другой же - богатым словарным запасом, хорошим абстрактным мышлением и способностью классифицировать предметы и явления. У «правополушарного» типа снижены речевые способности, преобладает образное мышление. В настоящее время считается, что левое полушарие играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Результаты оценки опросника Торренса позволили дать характеристику творческого

Таблица 1. Распределение учащихся в зависимости от полушарной доминантности, Р±т

Тип функциональной ассиметрии Возраст, лет

10 11 13 15

Равнополушарные 63,2±7,6 60,1±7,7 22,9±6,7* 15,5±6,4**

Левополушарные 25,3±6,9 27,4±7,0 64,2±7,8* 68,9±8,2**

Правополушарные 11,5±5,0 12,5±5,2 12,9±5,3 15,6±6,3

Число обследованных (п) 40 40 38 32

р<0,05 при сравнении с предыдущей возрастной группой * р<0,05 при сравнении 15-летних подростков с 10-летними детьми

Соснина Е.В., др.

Роль функциональной асимметрии головного мозга..

мышления право- или левополушарных учащихся по критериям беглости (способность быстрого перехода от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения), оригинальности (способность к нетипичным решениям) и гибкости (способность предлагать множество решений на поставленные задачи). Установлено, что индекс беглости у левополушарных и правополушар-ных учащихся практически не отличался и в среднем составил 9,7±0,2 и 9,6±0,5 усл. ед. (р>0,05), уровень оригинальности мышления был выше у левополушарных и составлял 8,4±0,1 против 6,9±0,2 усл. ед. (р<0,05), тогда как индекс гибкости был выше у правополушар-ных учащихся - 7,3±0,5 против 8,0±0,3 усл. ед. (р>0,05). Опросник Медника позволил оценить уровень словесно-логического мышления, которое характеризуется использованием понятий и логических конструкций, функционирует на базе языковых средств. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений, путем мысленного отбрасывания неспецифических свойств и признаков, единичных особенностей предметов некоторого класса и сохранения только тех свойств, которые являются общими для всех предметов этого класса. Установлено, что все критерии словесно-логического мышления были выше у учащихся с доминированием правого полушария, где индекс ассоциации со-

ставил 0,65±0,02 усл. ед. против 0,78±0,04 усл. ед. (р<0,05), индекс оригинальности 0,38±0,03 усл. ед. и 0,45±0,01 усл. ед. (р<0,05) и индекс уникальности 0,26±0,05 усл. ед. и 0,31±0,01 усл. ед. (р>0,05).

Полученные данные диктуют необходимость коррекции приемов обучения на основании индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся. Так, для детей с право-полушарным типом функционирования головного мозга необходимы технологии, позволяющие связывать предъявляемую информацию с реальностью и практикой, анализ от целого к частному, преобладание зрительно-пространственного анализа, творческого задания, экспериментов, эмоций, наличие музыкального фона, речевого и музыкального ритма. Для обучения левополушарных детей необходимы технологии с ясными и четкими инструкциями, абстрактный линейный стиль изложения информации от части к целому, неоднократное повторение учебного материала, проверка выполненной работы и тишина на уроке.

Таким образом, установленные нами различия в индивидуальных психофизиологических особенностях учащихся в зависимости от доминирования правого или левого полушария диктуют необходимость в коррекции педагогических технологий с целью сохранения и укрепления нервно-психического здоровья учащихся и успешности их обучения.

Список использованной литературы:

1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - №1.- 1995. - С. 111-131.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах. М.: Педагогика. 1982.

3. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Методическое руководство.- М.:«ИМАТОН», 2003.- 39 с.

4. Mednich S. A. The associative basis of the creative process //Psychol.- Rewiew. - 1969. - №2. - P. 220-232.

5. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. - 1965. - P. 663-679.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.