Соснина Е.В., Сафронова А.И.
ГОУ ВПО « Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены результаты изучения типов функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся 10-15 лет. Установлено, что 50,4% учащихся имели левополушар-ный тип функционирования головного мозга, тогда как количество правополушарных составило всего лишь 29,0%, равнополушарные же дети были выявлены в 42,9% случаев. С возрастом отмечена тенденция увеличения числа детей с левополушарным типом асимметрии.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия, беглость, оригинальность, гибкость мышления, индекс ассоциации, уникальности.
Традиционная система образования ориентируется на приобретение человеком вербальных навыков и развитие аналитического мышления, явно пренебрегая развитием важных невербальных способностей. Чаще всего несоответствие между требованиями учебной деятельности и психофизиологическими особенностями детей выражается в противоречии между преобладающей у ребенка полушарной активностью головного мозга и учебной нагрузкой, направленной преимущественно на левое полушарие. В этих условиях одна половина мозга «голодает», и ее потенциальный вклад в развитие личности в целом игнорируется. В связи с этим возникает необходимость диагностики межполушарной асимметрии у учащихся и ее учет при построении учебного процесса.
Сравнительная оценка гистограмм вариационной хронорефлексометрии [3] правой и левой руки учащихся 10-, 11-, 13- и 15-летнего возраста (150 чел.) позволила определить тип функциональной асимметрии полушарий головного мозга; психологические опросники Торренса и Медника дополнили психофизиологический портрет учащихся [4, 5].
Результаты исследований свидетельствуют о превалировании учащихся с левопо-лушарным типом функционирования головного мозга - 50,4%, тогда как количество правополушарных составило всего лишь 29,0%, равнополушар-ных же детей было выявлено 20,6% случаев. Причем распределение детей в зависимости от возрастной группы имело особенности.
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о значительном увеличении доли детей с доминирова-
нием левого полушария - с 25,3% до 68,9% (р<0,05) с одновременным уменьшением рав-нополушарных учащихся - с 63,2% до 15,5% (р<0,05), тогда как количество детей с преобладанием правого полушария в различных возрастных группах оставалось примерно на одном уровне и составляло 11,5-15,6% (р>0,05).
Общеизвестно, что «левополушарный» тип функционирования мозга характеризует учащегося низкими способностями решения образно-пространственных задач, с одной стороны, с другой же - богатым словарным запасом, хорошим абстрактным мышлением и способностью классифицировать предметы и явления. У «правополушарного» типа снижены речевые способности, преобладает образное мышление. В настоящее время считается, что левое полушарие играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.
Результаты оценки опросника Торренса позволили дать характеристику творческого
Таблица 1. Распределение учащихся в зависимости от полушарной доминантности, Р±т
Тип функциональной ассиметрии Возраст, лет
10 11 13 15
Равнополушарные 63,2±7,6 60,1±7,7 22,9±6,7* 15,5±6,4**
Левополушарные 25,3±6,9 27,4±7,0 64,2±7,8* 68,9±8,2**
Правополушарные 11,5±5,0 12,5±5,2 12,9±5,3 15,6±6,3
Число обследованных (п) 40 40 38 32
р<0,05 при сравнении с предыдущей возрастной группой * р<0,05 при сравнении 15-летних подростков с 10-летними детьми
Соснина Е.В., др.
Роль функциональной асимметрии головного мозга..
мышления право- или левополушарных учащихся по критериям беглости (способность быстрого перехода от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения), оригинальности (способность к нетипичным решениям) и гибкости (способность предлагать множество решений на поставленные задачи). Установлено, что индекс беглости у левополушарных и правополушар-ных учащихся практически не отличался и в среднем составил 9,7±0,2 и 9,6±0,5 усл. ед. (р>0,05), уровень оригинальности мышления был выше у левополушарных и составлял 8,4±0,1 против 6,9±0,2 усл. ед. (р<0,05), тогда как индекс гибкости был выше у правополушар-ных учащихся - 7,3±0,5 против 8,0±0,3 усл. ед. (р>0,05). Опросник Медника позволил оценить уровень словесно-логического мышления, которое характеризуется использованием понятий и логических конструкций, функционирует на базе языковых средств. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений, путем мысленного отбрасывания неспецифических свойств и признаков, единичных особенностей предметов некоторого класса и сохранения только тех свойств, которые являются общими для всех предметов этого класса. Установлено, что все критерии словесно-логического мышления были выше у учащихся с доминированием правого полушария, где индекс ассоциации со-
ставил 0,65±0,02 усл. ед. против 0,78±0,04 усл. ед. (р<0,05), индекс оригинальности 0,38±0,03 усл. ед. и 0,45±0,01 усл. ед. (р<0,05) и индекс уникальности 0,26±0,05 усл. ед. и 0,31±0,01 усл. ед. (р>0,05).
Полученные данные диктуют необходимость коррекции приемов обучения на основании индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся. Так, для детей с право-полушарным типом функционирования головного мозга необходимы технологии, позволяющие связывать предъявляемую информацию с реальностью и практикой, анализ от целого к частному, преобладание зрительно-пространственного анализа, творческого задания, экспериментов, эмоций, наличие музыкального фона, речевого и музыкального ритма. Для обучения левополушарных детей необходимы технологии с ясными и четкими инструкциями, абстрактный линейный стиль изложения информации от части к целому, неоднократное повторение учебного материала, проверка выполненной работы и тишина на уроке.
Таким образом, установленные нами различия в индивидуальных психофизиологических особенностях учащихся в зависимости от доминирования правого или левого полушария диктуют необходимость в коррекции педагогических технологий с целью сохранения и укрепления нервно-психического здоровья учащихся и успешности их обучения.
Список использованной литературы:
1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - №1.- 1995. - С. 111-131.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах. М.: Педагогика. 1982.
3. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Методическое руководство.- М.:«ИМАТОН», 2003.- 39 с.
4. Mednich S. A. The associative basis of the creative process //Psychol.- Rewiew. - 1969. - №2. - P. 220-232.
5. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. - 1965. - P. 663-679.