Дзюба Александр Святославович
кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: aleks.dzy@mail.ru)
Роль физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в воспитании морально-психологических качеств на этапе первоначальной подготовки
В статье рассматривается вопрос воспитания на этапе первоначальной подготовки морально-психологических качеств сотрудников ОВД средствами физической подготовки. Исследуются особенности использования физических упражнений для успешного решения задач по повышению психологической готовности сотрудников к действиям в сложных условиях повседневной деятельности.
Ключевые слова: физическая подготовка, морально-психологические качества, профессиональная деятельность, первоначальная подготовка.
A.S. Dzjuba, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: aleks.dzy@mail.ru
Role of physical fit of employees of the Internal Affairs Agencies in formation of moral and psychological qualities at a stage of initial training
In the article the question of formation of moral and psychological qualities of employees of the Internal Affairs Agencies at a stage of initial training by means of physical culture is considered. Use of physical exercises for the successful decision of problems on increase of psychological readiness of employees to actions in difficult conditions of daily activity is researched.
Key words: physical training, moral and psychological qualities, professional work, initial training.
Формирование и развитие морально-психологических качеств являются неотъемлемой частью профессионального становления сотрудников органов внутренних дел.
Деятельность правоохранительных органов находится под пристальным вниманием общества, т.к. в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов, ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности каждого человека. Эта работа сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств такой деятельности, поскольку предполагает риск для жизни и здоровья не только самого сотрудника, но и окружающих. В связи с этим большое значение имеет морально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, а именно формирование и развитие морально-психологических качеств.
Морально-психологические качества -устойчивые личностные детерминанты нравственного поведения, проявляющиеся везде и всегда, в любом поступке. Это итоговый ре-
зультат и интегративный продукт, сформированный во взаимодействии всех элементов морально-психологической устойчивости. Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т.д. [1].
К социально значимым морально-психологическим качествам относят также ответственность, инициативность, трудолюбие, чувство нового и другие, проявляющиеся в отношении к решению сложных проблем, в реальных дей-
179
ствиях и поступках будущих специалистов правоохранительных органов.
А.С. Петрова и М.А. Шелепова выделяют следующие группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и морально-боевые. Первые три группы обнаруживаются практически у всех граждан, последняя является «достоянием» сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. В соответствии с этим можно вычленить некоторые определяющие качества сотрудников правоохранительных органов:
патриотические качества, в которых проявляется их отношение к своему Отечеству, народу, его культуре и языку;
подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, в нетерпимости к национальной и расовой розни;
развитое чувство долга и личной ответственности за порученное дело;
качество, характеризующее культуру общения сотрудников правоохранительных органов как на службе так и вне ее (требование высокой культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах) [2].
Формирование этих качеств необходимо в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, и требуется, чтобы этот процесс был непрерывным и целенаправленным. Особая роль при этом отводится физической подготовке. В соответствии с требованиями Наставления по организации физической подготовки в ОВД РФ целью физической подготовки является физическая готовность сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
Исходя из цели физической подготовки и вытекающих из нее задач, сотрудник органов внутренних дел, освоивший программу профессиональной подготовки, должен обладать рядом профессиональных и специальных компетенций, позволяющих качественно решать стоящие перед ним повседневные задачи:
проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях;
выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормативно-правовыми основами деятельности ОВД, нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
уважать честь и достоинство личности, соблюдая права и свободы человека и граждани-
на, не допускать и пресекать любые проявления произвола;
поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности;
правомерно применять отдельные меры государственного принуждения, физическую силу, табельное оружие, специальные средства; осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей; знать тактику силового задержания и обезвреживания вооруженного и невооруженного противника, самозащиты без оружия;
уметь самостоятельно поддерживать должный уровень общей физической подготовленности, необходимый для профессиональной деятельности;
применять навыки профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности, применять правомерные действия по пресечению правонарушений, обезоруживанию, обезвреживанию, задержанию, проведению личного осмотра, связыванию (сковыванию наручниками) и сопровождению правонарушителей.
Физическая подготовка уже с этапа первоначальной подготовки сотрудников ОВД должна быть направлена не только на развитие и совершенствование физических качеств и, как следствие, навыков и умений, но и на формирование у них морально-психологических, профессиональных и нравственных качеств.
Результативный аспект физической подготовки сотрудников включает в себя всю совокупность полезных результатов, приобретенных в процессе деятельного использования сформированных навыков и умений.
К таким полезным результатам можно отнести: развитие и совершенствование в процессе физической подготовки двигательных навыков и умений;
развитие и совершенствование в процессе физической подготовки сотрудников основных физических и психологических качеств, смелости и решительности в действиях сотрудника полиции против вооруженного преступника;
способность быстро овладевать новыми двигательными действиями, опираясь на приобретенные навыки и умения, развитые в ходе занятий по физической подготовке; повышение работоспособности; пропорциональное развитие телосложения и осанки;
приобретение теоретических знаний по вопросам физической подготовки;
180
приобретение нравственных и эстетических качеств личности сотрудников;
способность преодолевать трудности, как физические, так умственные;
желание и стремление сотрудников к самореализации в профессиональной деятельности [3].
С помощью физических упражнений успешно решается задача повышения психологической готовности сотрудников к действиям в сложных условиях повседневной деятельности. Психологическая подготовка сотрудников должна обеспечивать воспитание мужества, готовности к «подвигу», вплоть до самопожертвования, вырабатывать способность к умелым действиям в самые сложные моменты при экстремальных ситуациях, устойчивость положительных психических реакций в опасных ситуациях.
При опасности у сотрудника наступает состояние высокого психического напряжения и в его действиях происходят заметные изменения по сравнению с тем, как он действует в обычных условиях. Напряжение сказывается на сложных элементах поведения, его движения выполняются неэкономно, с большими, чем нужно, усилиями. Чтобы управлять своими отрицательными эмоциями, сотрудник ОВД на этапе первоначальной подготовки должен приобрести опыт поведения в ситуациях, связанных с высоким психическим напряжением. При попадании в незнакомую ситуацию, особенно в условиях риска, ведущим сбивающим фактором в поведении является развитие ориентировочной реакции, которая носит генерализированный характер и вызывает излишнее возбуждение в деятельности систем организма. Это возбуждение затрудняет направленные действия. При повторении таких ситуаций ориентировочная реакция постепенно затухает.
Поэтому одним из главных моментов психологической подготовки является ознакомление сотрудников полиции с действиями при различных вариантах учебной деятельности на занятиях по физической подготовке. Одним из таких путей является специальная организация физической подготовки, чтобы осуществить перенос навыков, умений с одного вида деятельности на другой. Но здесь важен даже не конкретный навык - более существенным является навык преодоления страха при действиях в условиях опасности. Чем больше диапазон таких действий, тем легче осуществляется и процесс перехода на действия сотрудника в реальной обстановке. Следовательно, для физической подготовки важен не сам выбор физических упражнений, приемов и действий,
а методика тренировок рассматриваемых действий.
Физические упражнения могут применяться для общей и специальной психологической подготовки сотрудников, при совершенствовании навыков и умений специальной физической подготовки сотрудников в процессе прохождения первоначальной подготовки.
Специальная психологическая подготовка на занятиях по физической подготовке заключается в целенаправленной активации способности, умений и навыков для успешного выполнения конкретных задач, связанных с ограничением свободы передвижения правонарушителей (ассистентов), создании чувства уверенности в достижении поставленной цели, достаточного запаса физических сил.
Эта подготовка должна быть различной в ходе прохождения профессиональной подготовки, а именно на этапах совершенствования (тренировки) изученных приемов и действий.
В ходе проведения занятий по физической подготовке, используя физические упражнения, необходимо решать следующие задачи: развитие важных психических качеств; воспитание и совершенствование психофизических качеств и прикладных навыков;
создание готовности функциональных систем организма сотрудников к воздействию факторов внешней среды и реальных условий повседневной деятельности;
повышение физических возможностей организма за счет высокой физической тренированности, но при этом необходимо обращать внимание на возрастные, гендерные особенности сотрудников, а также начальный уровень физической подготовленности, выявленный при проведении входного контроля;
воспитание волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах и т.д.);
выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение;
формирование уверенности в своих силах [4]. Рассматривая вопросы психологической подготовки сотрудников ОВД при прохождении первоначальной подготовки, следует помнить, что это лишь одна из задач, которые решаются с помощью физических упражнений.
Ограничение учебного времени на физическую подготовку требует тесного увязывания всех решаемых задач в общей системе тренировок на этапе совершенствования приемов и действий.
Морально-психологическая устойчивость -это не только требование, не только неотъем-
181
лемая сторона профессиональных действий, но всегда и характеристика сознания работника правоохранительных органов, его психологии, его личных качеств и подготовленности. Несоответствие подготовленности сотрудника ОВД требованиям, которые объективно предъявляют к нему профессиональная деятельность и служба, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности решения задач, нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов и престижа профессии их сотрудника, плохой поддержке населением органов правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость в обществе и другим неприятным последствиям.
1. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., 2000.
2. Петрова А.С., Шелепова М.А. Нравственно-этическое воспитание сотрудников правоохранительных органов. Тюмень, 2010.
3. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 20-28.
4. Матвеев Л. П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура. 1998. № 2. С. 20-27.
5. Валеева Н.Ш., Хайруллова Э.Т. Факторы становления профессиональной морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Вестн. Казан. технологического ун-та. 2013. № 23.
Таким образом, физическая подготовка уже на этапе первоначальной подготовки должна формировать морально-психологическую готовность и убежденность сотрудников в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению стоящих перед ними оперативно-служебных задач. Как утверждают специалисты, формирование морально-психологической устойчивости необходимо в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел. Специфика данной профессиональной деятельности требует, чтобы этот процесс был непрерывным и целенаправленным [5].
1. Stolyarenko A.M. Applied legal psychology. Moscow, 2000.
2. Petrova A.S., Shelepova M.A. Moral and ethical education of law enforcement officers. Tyumen, 2010.
3. Lubysheva L.I. Modern value potential of physical culture and sport and ways of its development by society and personality // Theory and practice of physical culture. 1997. № 6. P. 20-28.
4. Matveev L.P. Physical training of the person as a problem of pedagogics // Physical culture. 1998. № 2. P. 20-27.
5. Valeeva N.Sh., Hayrullova E.T. Factors of formation of professional moral and psychological stability of the employees of the stuff of law enforcement bodies //Bull. of Kasan technological university. 2013. № 23.
182