ности у старших подростков связано с ростом анализа. Одно из них — исследование особен-
тревожности, которая снимается в противосто- ностей личностного развития 14-летних под-
янии слабости и силы, экстравертированности ростков, поскольку именно на этом среднем
и интровертированности, а также с подавлени- этапе подросткового периода зафиксирован
ем проявлений эмотивности, большей и посте- своеобразный «излом» целостного процесса,
пенно усиливающейся регуляцией эмоцио- проявляющийся в резкой дифференциации
нальных состояний. этой возрастной группы детей, возникновении
Показатели интровертированности устой- у них двух типологических вариантов протест-
чиво понижаются на дистанции онтогенеза от но-агрессивного поведения — гиперстеничного
13 до 16 лет. Это означает, что внешняя пассив- и гипостеничного. Подобной резкой диффе-
ность у взрослеющего подростка сменяется по- ренциации в группе младших подростков с на-
степенно иной картиной поведения, в которой рушенными родительско-детскими отношени-
изменяется нагрузка потребности в общении ями (их дефицитарностью) не выявлено.
с окружающими, серьезно ослабевает контроль _
общительности, действий-взаимодействий. 1 См. : Фелъдштейн Д.И. Человек в современной ситуации:
Таким образом, исследование позволяет тенденции и потенциальные возможности развития //
приблизиться к пониманию взросления под- мир жиогогш. 2005. № 1. с 15—17.
ростков, воспитание которых в семье наруше- 2 См.: БРатУ^ъ Б С. А^а™ шч^™. м., Ш8; Дозор-
но и определяется в своем содержании и сред- цева EL Аномальное развитие у подростков с
, „ „ противоправным поведением. М., 2004; Кондратенко В.Т.
ствах дефицитарностью отношений взаимодей- и
« ч- f « Девиантное поведение у подростков: социально-психоло-
ствия «взрослый — ребенок». В то Же время гические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
материалы исследования позволяют наметить 3 См.: Фелъдштейн Д.И. Указ. соч.
ряд направлений, требующих углубленного 4 См.: Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. СПб., 2002.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
А.В. ТРОИЦКАЯ
Научный руководитель доктор педагогических наук И.Б. ЛЕБЕДЕВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемные моменты профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД. Автором представлено понятие соответствующей подготовки в ракурсе ключевых слагаемых: морально-психологическая подготовка, физическая и боевая подготовка, проанализированы основные компоненты подготовленности сотрудников, на этой основе сформулированы ее основные задачи. Полученные результаты нашли отражение в изложенных в статье выводах применительно к психологическим условиям формирования профессионально значимых качеств сотрудника.
Ключевые слова : профессионально-психологическая подготовка, сотрудник ОВД, морально-психологическая подготовка, физическая подготовка, боевая подготовка, психологические условия, профессионально значимые качества.
PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF FORMING PROFESSIONALLY
IMPORTANT FEATURES
A.V. TROITSKAYA
Scientific supervisor Doctor of Psychology, professor I.B. LEBEDEV
Annotation. In this article we explore problems of policemen professional psychological training. The author gives it's definition which consists of psychological, physical and battle training. We also searched the components and basic tasks of the correct policemen training process. The results are given in the conclusion of the article.
Key words professional psychological training, policeman, psychological, physical and battle training, psychological conditions, professionally important features.
Одним из ведущих направлений формирования профессионально значимых качеств у сотрудников ОВД является психологическая подготовка. Цель этой подготовки — формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника — это особое качество, совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих психологическим особенностям служебной деятельности и выступающих необходимым внутренним условием ее успешного осуществления.
Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника ОВД состоит из следующих основных компонентов:
• профессионально развитых психологических качеств — восприятия, внимания, наблюдательности, памяти, мышления, представления, воображения, опосредуемых конкретными профессиональными задачами сотрудников ОВД;
• профессионально-психологических умений. Их можно свести в три группы: 1) умения учитывать, анализировать и создавать благоприятные психологические условия профессиональной деятельности (например, способность учитывать и быстро распознавать изменения в условиях скоротечности оперативной обстановки); 2) умение пользоваться психологическими приемами оперативно-служебной деятельности (например, быстрое переключение внимания при оценке поведения преступников); 3) умение использовать психологические средства (психотехники общения): речевое общение и невербальные средства общения (например, передача информации с помощью слов, использование сигналов управления);
• профессионально-психологической устойчивости. Характеризуется способностью: не поддаваться негативным воздействиям со стороны психогенных факторов; принимать решения и действовать при дефиците времени, неопределенности, неожиданности, опасности и других критических ситуациях; поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки; быть бдительным и готовым к разумному риску в особо опасных и экстремальных условиях (эмоционально-волевая устойчивость); быть готовым к работе в группе (социально-психологическая устойчивость). На основе наиболее важных компонентов
профессионально-психологической подготовленности сотрудника ОВД можно выделить
следующие основные задачи психологической подготовки:
• повысить психологическую устойчивость сотрудников ОВД к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для ОВД;
• развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.
Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Профессионально-психологическая подготовка структурно может быть представлена следующим образом:
• профессиональная подготовка;
• правовая подготовка;
• морально-психологическая подготовка;
• физическая и боевая подготовка.
Все составляющие профессионально-психологической подготовки взаимозависимы. Равномерное и оптимальное их проявление и сочетание в личностном и профессиональном развитии отдельного сотрудника ОВД определяют успешность его подготовки. Психологическим результатом такой подготовки являются профессионально значимые его качества, состояние оперативной готовности к действиям в любых экстремальных условиях.
Профессиональная подготовка в образовательном учреждении должна быть сведена прежде всего к полному освоению профессии, властных полномочий и функций сотрудников ОВД, овладению особыми методами и приемами, представлениями о праве и юридической практике и т.п.
Результатом морально-психологической подготовки курсантов и слушателей служат:
• достаточно высокий уровень нравственных, познавательных и эмоционально-волевых качеств;
• способностей, связанных с адекватным и быстрым принятием решений при выполнении оперативно-служебных задач;
• коммуникативная компетентность. Будущий сотрудник ОВД должен быть психологически устойчив, чувственно готов к тому, что его ожидает трудная, сложная, напряженная, опасная работа, требующая гибкого мышления, емкой памяти, устойчивого внимания, волевой и психоэмоциональной отдачи.
Правовая подготовка курсантов и слушателей в идеале должна быть сведена не только к овладению суммой готовых правовых знаний, юридических норм, принципов и требований, но и к тому, чтобы правовые ценности превратились в их личные убеждения и намерения, стали жизненной потребностью. Такая гармония между правовой психологией и профессиональным сознанием будущих сотрудников ОВД будет способствовать эффективному выполнению служебных обязанностей.
Психологическая подготовка сотрудников ОВД — это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию и активизации необходимых профессиональных качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных задач. Центральным звеном, стержнем, определяющим специфику психологической подготовки сотрудников, являются методы ее проведения. Имеются в виду приемы, с помощью которых развивается и достигается необходимый уровень психологической подготовленности, позволяющий эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.
В последнее время все большее значение в организации психологической подготовки приобретает использование профессионально-психологического тренинга сотрудников ОВД. Оно представляет собой систему целенаправленных тренировок и упражнений, позволяющих эффективно развивать профессионально значимые качества личности сотрудника.
К группе тренингов саморегуляции относятся аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Эти методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения. В группу коммуникативных тренингов входят преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим и социально-психологическим тренингом условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникации могут быть их разные целевые установки.
Можно выделить тренинги, стимулирующие личностный рост, — тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников тренинга (самопонимание, навыки социальной пер-
цепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.).
Обучающие тренинги также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения. Программа таких тренингов формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть лабораторный тренинг для психотерапевтов, направленный на отработку навыков работы с пациентами, методический тренинг для профессионалов, работающих с группами (методический тренинг для тренеров, работающих с группами социально-психологического тренинга, методический тренинг для групповых психотерапевтов и др.). Направленность такого варианта тренинга может быть и тематической: тренинг переговорного процесса, тренинг для управленческого персонала.
При разнообразии тренингов и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы, или процедуры, используемые при групповых формах работы, методические приемы ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены вариантами упражнений невербальной коммуникации, упражнениями для работы с языком, тренировкой определенных навыков, обратной видеосвязью.
Тренинги всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Можно выделить следующие парадигмы:
• тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
• тренинг как тренировка, в результате которой формируются и отрабатываются умения и навыки эффективного поведения;
• тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
• тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Психологическая подготовленность повышает профессиональное мастерство сотрудника ОВД. Необходимо ввести специальные задачи, формы и методы целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения. Психологическая подготовка — важный вид профессиональной подготовки в ОВД.