ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
%
5. Максимей И.В. Математическое моделирование больших систем / И.В. Максимей — Мн.: Выш. шк., 1985. — 119 с.
6. Schruben L.W. Simulation Modeling with Event Graphs. Communications of the ACM. 26: 957 — 963 (1983).
7. Бабкин Е. А. Событийные модели дискретных систем / Курск. гос. ун-т. — Курск, 2005. — 18 с. Деп. В ВИНИТИ 14.01.05, № 30-В2005.
8. Спирин, Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф. Спирин. — М., 1997. — 240с.
ТРАВКИН Евгений Иванович, ассистент кафедры «Методика преподавания информатики и информационных технологий».
Дата поступления статьи в редакцию: 22.11.06 г.
© Травкин Е.И.
Физкультура и спорт
УДК 796/799 И. Н. ШЕВЕЛЕВА
Омский государственный технический университет
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК_____________________________
Повышение мотивации к двигательной активности на семинарских занятиях, заседаниях «круглого стола» и регулярное выполнение комплекса специальных упражнений способствуют улучшению репродуктивного здоровья студенток. В результате занятий по разработанной нами методике показатели силы мышц спины, брюшного пресса, гибкости и подвижности тазобедренных суставов значительно выше у студенток экс-
периментальнои группы, чем
Демографические проблемы, нарастающие в последние годы в нашей стране, характеризуются отрицательными показателями прироста населения [1]. В связи с этим актуально сохранение репродуктивного здоровья девушек.
Правительства многих государств понимают важность этой проблемы и поэтому стараются использовать всевозможные средства для обеспечения здорового образа жизни граждан, особенно женщин. Одно из ведущих мест среди них занимают двигательная активность, занятия физической культурой и спортом. Анализ многочисленных данных о количестве занимающихся физической культурой и спортом в различных странах, включая Россию, показывает, что лишь треть из них составляют лица женского пола. При этом только в развитых странах, где общее число занимающихся составляет от 30% и более от общей численности населения, количество женщин, вовлеченных в эти занятия, колеблется в пределах 10-15%. А в России их число составляет всего 1-3% [2].
При этом значительное число учащихся, в том числе и девочек, начиная со школьной скамьи, освобождаются от занятий физкультурой и спортом далеко не всегда обоснованно [3,4]. В результате ограниченность мышечных движений, сидячий образ жизни приводят к снижению морфофункциональных показателей организма, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на генеративной функции будущей женщины.
контрольной.
Известно, что занятия физической культурой способствуют нормализации репродуктивной функции, оказывают общеукрепляющее действие, активизируют кровообращение во всем организме, уменьшая застойные явления в органах малого таза [5], то есть являются одним из средств профилактики нарушения репродуктивного здоровья.
Повышение образовательной функции физической культуры, интерес человека к сознательному участию в формировании своего здоровья и его коррекции является особенно актуальным для студенток, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья.
В то же время учебной программой по физическому воспитанию студентов специального отделения предусматривается развитие основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовой подготовленности и так далее. Однако роль физической культуры с позиции формирования репродуктивного здоровья изучена недостаточно.
Поиск эффективных средств физического воспитания для данного контингента ведется нами в Омском государственном техническом университете с 2002 года.
Целью данной работы явилось определение роли физической культуры в жизни студенток и формирования у них мотивации к двигательной активности для улучшения репродуктивного здоровья.
Показатели силы мышц спины, брюшного пресса, гибкости и подвижности тазобедренных суставов
Показатели экспериментальная группа контрольная группа
До После До После
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Гибкость, см 13,3±0,8 17,6±0,7* 13,5±0,6 15,9±0,5*
Силовая выносливость мышц спины, с. 94±4,5 146±5,5* 101±6,6 117,4±3,6*
Силовая выносливость мышц брюшного пресса, с. 21±4,2 55±2,8* 23±5,1 42±1,7*
Отведение в правом тазобедренном суставе, град. 52,3±1,3 56,3±1,2* 51,8±1,6 53,7±2,1
Отведение в левом тазобедренном суставе, град. 49,3±1,2 54±1,7* 49,6±2,2 50,7±2,3
Примечание: * достоверность различий.
Методы и организация исследования. Для изучения показателей характеризующих состояние репродуктивного здоровья, центральной нервной системы, морфофункциональных показателей, а также физической подготовленности занимающихся, был использован ряд традиционных методов исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование и интервьюирование, скрининговая оценка состояния репродуктивного здоровья, педагогические наблюдения и эксперимент, антропометрические измерения, определение физической работоспособности по степ-тесту. Для оценки уровня личностной тревожности использовали методику Спилбергера, для выявления тревоги и депрессии — госпитальную шкалу Hadsa.
Под наблюдением находились 100 студенток специальной медицинской группы (СМГ). В экспериментальной группе (ЭГ) девушки занимались по разработанной нами методике, в контрольной группе (КГ) в соответствии с базовой программой для СМГ высших учебных заведений (в каждой группе по 50 человек). Занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю на І-ІІ курсе и один раз на ІІІ-І^
Одновременно было проведено анкетирование 200 студенток 1-^ курсов специального отделения по разработанному нами опроснику.
Результаты и их обсуждения. Результаты показали, что положительное отношение к физической культуре выражают 89% студенток, безразличное — 9,5%, отрицательное — 1,5%. Обязательным физическое воспитание в вузе считают 85,5%, необязательным — 14,5%.
По количеству занятий в неделю: не менее двух раз — высказались 98,5% анкетируемых; по продолжительности учебы в институте: 68,5% - за занятия до V курса, 16,5% - до III курса; 13,5% - в виде факультатива.
Самостоятельно, кроме академических часов, занимаются 27,1% студенток.
Считают, что физическая активность улучшает состояние здоровья - 88% исследуемых. Хорошее и удовлетворительное самочувствие после практических занятий у 95% студенток. При этом 97% анкетируемых считают, что занятия физической культурой могут способствовать благополучному осуществлению детородной функции.
Из вышесказанного следует, что отношение к физической культуре у данного контингента позитивное. Наша задача состоит в том, чтобы найти способ вовлечения студенток специального отде-
ления в совместную работу по внедрению двигательной активности в жизнь, как в рамках академических, так и самостоятельных занятий.
Особенностью разработанной нами методики явилось включение в программу физического воспитания (в вариативную часть) комплекса специальных упражнений для укрепления мышц тазового дна, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. Кроме того, использовались дыхательные упражнения, аутогенная тренировка, а также метод «Су-Джок» терапии.
Основным направлением, при одноразовых занятиях, на Ш-^ курсе явилось повышение образовательной стороны занимающихся, а также самостоятельное выполнение специальной программы физической активности изученной ранее. Особое внимание уделялось усвоению теоретического раздела в виде семинарских занятий, выступлений в заседаниях «круглого стола» (методико-практи-ческий раздел), осуществлялся контроль над самостоятельным выполнением комплекса специальных физических упражнений.
Повторное анкетирование — через три года занятий по разработанной нами методике выявило повышение значимости физической культуры в жизни студенток, а также снижение степени нарушения репродуктивного здоровья в экспериментальной группе на 32%. В контрольной группе отмечена лишь тенденция снижения факторов риска.
Не касаясь в данной статье улучшения показателей физической работоспособности, необходимо остановиться на оценке состояния мышц спины, брюшного пресса, гибкости и подвижности тазобедренных суставов, имеющих первостепенное значение для осуществления такого физиологического акта, как роды и рождение здорового ребенка (табл. 1). Улучшение вышеназванных показателей выявлено в обеих группах, при этом в экспериментальной они значительно выше.
Заключение. В связи с тем что на состояние репродуктивного здоровья неблагоприятное влияние оказывает низкая физическая активность, необходимо внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию специальные профилактические мероприятия для студенток с I по IV курс включительно.
Установлено, что знания студенток о том, что физические упражнения специальной направленности могут способствовать улучшению репродуктивного здоровья, и являются профилактическим средством возможных его нарушений, служат мотивом для регулярных самостоятельных занятий
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
физической культурой, помимо учебных часов. Это повысит общую работоспособность девушек в течение всего периода обучения в вузе и в дальнейшей жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Баклаенко Н.Г Современное состояние охраны репродуктивного здоровья подростков / Н.Г. Баклаенко, Л.В Гаврилова // Здравоохранение РФ — 2000. - №7. — С. 26-33.
2. Панков В.А. Физическая культура и спорт в здоровом образе жизни женщин /В.А. Панков //Теория и практика ФК. - 2000. - №6. - С. 20-22.
3. Г илев Г. А. Физическая культура в вузе - средство социальной защиты студенчества. / Г.А. Гилев //Матер. Меж-дунар. науч.-практ. конф. Актуальные проблемы сохранения
УДК 796/799
и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона. — Иркутск. - 2006. - С. 31-33.
4. Сафонова Ж.Б. Физические тренировки для студентов специальной медицинской группы в рамках учебной программы /Ж.Б.Сафонова, ГА. Петрова, В.Ф.Красавина, Г.Г. Сабанина. //Инновационные процессы в высшей школе. Матер. V Всерос. науч-метод конф. 1-2 окт. 1999г. — Краснодар: КубГТУ, 1999. - С.93
5. Шушунова М.С. Нетрадиционные методы лечения гинекологических заболеваний у девочек и девочек-подрост-ков / М.С. Шушунова. - М.: «Триада-Х», 2000.- 210с.
ШЕВЕЛЕВА И.Н., аспирант.
Дата поступления статьи в редакцию: 20.10.06 г.
© Шевелева И.Н.
О. А. МЕЛЬНИКОВА
Омский государственный технический университет
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ДИСПЛАЗИЕЙ
СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ_____________________________________
В экспериментальных специальных медицинских группах с дисплазией соединительной ткани А (40 студентов) и В (20 студентов), занимающихся по разработанной методике (в зависимости от фенотипа) выявлена эффективность индивидуально-дифференцированной методики плавания на показатели внешнего дыхания, физической подготовленности , в отличие от контрольных групп К1 - 20 студентов специальной медицинской группы (без разделения по фенотипу) и К2 - 60 практически здоровых.
Введение Многочисленные исследования и на- Тем не менее ряд вопросов, в частности, опти-
блюдения специалистов различного профиля сви- мальная нагрузка, а также методика освоения тех-детельствуют, что в последние 10 - 15 лет наблю- ники спортивных способов плавания студентов дается прогрессирующее снижение показателей специальной медицинской группы, повышающего физического развития и резервов здоровья моло- неспецифическую резистентность, ввиду его за-дежи России [1]. каливающего воздействия, наряду с повышением
В последние годы появились данные, что на со- морфофункциональных показателей, остаются стояние здоровья молодого поколения существен- недостаточно разработаны.
ное влияние оказывают различные морфофункци- Противоречивы мнения по основной направ-
ональные проявления дисплазии соединительной ленности обучения плаванию в студенческом ткани [2]. В связи с этим возникает необходимость возрасте: спортивной [3] либо прикладной [4], в совершенствования учебных программфизическо- том числе и оздоровительно-реабилитационной го воспитания в вузах, приспособления различных [5].
видов спорта к особенностям занятий со студента- Цель данной работы - оценить эффективность
ми и, в первую очередь, специальной медицинской дифференцированной методики плавания на по-группы, направленных на постепенное улучшение казатели внешнего дыхания, физической подго-физической подготовленности и развитие функ- товленности и резистентности организма студен-
циональных способностей организма.
тов специальной медицинской группы.