Байбурина Мария Валерьевна, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Симонова Татьяна Александровна, ст. преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
PRECONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH THE COMBINED DISEASES
M.V. Bayburina, E.O. Kashmina, T.A. Simonovа
Increase in number of students of special medical group, especially with the combined diseases and insufficient methodical providing this direction are preconditions for development of a technique of physical training with use of means of swimming in higher education institution.
Key words: technique of physical training, improving and medical swimming, students of special medical group, combined diseases.
Bayburina Maria Valerievna., teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, teacher [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Simonova Tatiana Aleksandrovna, senior teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 792.012
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК ВУЗА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ
Т.В. Василистова
Дано теоретическое обоснование и наполнение содержанием вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток вуза, проживающих в условиях Северных регионов. Экспериментально обоснована эффективность авторской фитес-технологии в педагогическом эксперименте.
Ключевые слова: проектирование, фитнес-технологии, физическое воспитание студентов, неблагоприятные климатогеографические условия.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии и формировании человеческого потенциала страны. Одной из приоритетных задач государственной политики в нашей стране является оздоровление населения средствами физической культуры и спорта. В «Концепции охраны здоровья населения
Российской Федерации на период до 2015г.», в выступлении президента В.В. Путина на заседании государственного Совета «О стратегии развития Российской Федерации до 2020 г.» (08.02.2008 г., г. Москва) говорится об усилении комплексных мер: политического, экономического, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [2, 3 и др.]
В этих процессах особое внимание уделяется женщине, которая выполняет важную репродуктивную и социальную функции. Состояние здоровья женского населения, особенно репродуктивного возраста, их образ жизни является первостепенным государственным вопросом, который отражен в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2006 г.), где говорится: «О создании условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления и поддержания здоровья женщин и девушек, коррекции физического и репродуктивного здоровья» (Стручков В.И., Бондаренко Е.В., Шевелева И.Н., Мартиросова Т.А. и др.).
Особое значение приобретает укрепление и поддержание физического здоровья, формирование здорового образа жизни студенток в процессе обучения в вузе. Этот период времени характерен тем, что обучение требует больших физических и психологических затрат, в результате снижаются показатели здоровья, и это все в целом отрицательно сказывается в дальнейшем на репродуктивных функциях будущих мам. Продуктивная организация процесса физического воспитания студенток вуза в период учебной деятельности позволяет замедлить регресс физического состояния и репродуктивных функций девушек. Особое значение приобретает физическое воспитание студенток вуза, проживающих и обучающихся в условиях Северных регионов (Пономарев В.В., Андриевский А.А., Хоботов С.А). Неблагоприятные климатогеографические особенности Северных регионов (продолжительная зима, недостаток солнечных лучей, резкие перепады температуры воздуха, атмосферного давления, силы ветра, гипокинезия, гиподинамия и т. д.) оказывают дополнительное негативное влияния на состояние здоровья студенток, которые проживают и учатся в сложных климатогеографических условиях. Все это обусловливает необходимость комплексного педагогического подхода к укреплению и поддержанию психофизического потенциала здоровья студенток вуза, проживающих в условиях Северных регионов. Перспективным направлением обеспечения комплексного подхода является применение в занятиях по физическому воспитанию современной оздоровительно-профилактической системы физических упражнений «фитнес». В связи с этим возникает потребность в
разработке организационно-педагогических условий внедрения фитнес-технологий в физическое воспитание студенток вуза, проживающих в неблагоприятных Северных регионах страны с учетом специфики учебной деятельности, особенности функционирования женского организма и суровых условий жизнедеятельности (Пономарев В.В., Андриевский А.А., Суетина Т.Н., Желтиков А.А., Харитонова Л.Г., Щедрина А.Г., Светличная Г.Н. и др.).
Анализ научно-методической литературы по вопросам физического воспитания в вузе позволил выявить, что в настоящее время наблюдается тенденция ухудшения физического и репродуктивного здоровья студенток вуза. За последние пять лет показатели по воспалительным заболеваниям выросли на 30,5 %, осложнения беременности, родов и послеродового периода на 21,8 %. Отмечен рост анемии беременных, число нормальных родов снизилось с 43,3 % в 2002 году до 31,8 % в 2008 году. Заболеваемость новорожденных за минувшие пять лет выросла на 16,5 %, а в целом дети за последние 5 лет стали болеть в 3-4 раза чаще. Министерство здравоохранения отмечает резкое увеличение генитальных заболеваний у девушек, рост нервно-психических расстройств у мужчин всех возрастов. В 2006-2007 годах россиянки сделали более 2,3 миллиона абортов. Для современных молодых девушек характерны следующие заболевания: анемия, гестоз, болезни почек, заболевания сердечнососудистой системы и др. Здоровье студенток, прежде всего, зависит от их поведения, насколько они поддерживают и укрепляют свой организм, настолько расширяются функциональные возможности и формируется устойчивость иммунной системы к различным заболеваниям. По окончании учебного заведения студентки выходят во взрослую самостоятельную жизнь, где системные организационные формы физического воспитания заканчиваются. Поэтому необходимо формировать культуру здорового образа жизни, репродуктивную культуру у студенток в процессе обучения в вузе, что в дальнейшем позволит им самостоятельно поддерживать свое физическое и репродуктивное здоровье и иметь соответственно крепкое и здоровое потомство.
Анализ многочисленных данных о количестве занимающихся физической культурой и спортом в различных странах, включая Россию, показывает, что, как правило, только треть из них составляют лица женского пола. В развитых странах, где общее число занимающихся физической культурой и спортом составляет от 30 % и более от общей численности населения, количество женщин, вовлеченных в эти занятия, колеблется в пределах 10-15 %, а странах, где первый показатель равен 310 %, число женщин, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 1-3 %. К последним относится и Россия (Дегтярева Е.И.). Исследуя причины столь низкого показателя, педагоги отмечают несколько наиболее важных:
- исторические и религиозные факторы, а также традиции, существующие во многих странах, особенно в восточных, где воспитанием женщин всегда пренебрегали, уделяя внимание в основном воспитанию мужчин. Здесь бытует мнение, что женственность и занятия спортом просто не совместимы и это останавливает многих из них (Дегтярева Е.И.);
- отношение государства к месту и роли физической культуры и спорта в здоровом образе жизни;
- отрицательное отношение к занятиям физической культурой и особенно спортом, которое сложилось у многих девушек в школе. Особенно это касается соревновательного принципа, заложенного в программы школьного физического воспитания во многих странах мира. На эту причину указывают от 15 до 20 % женщин [1];
- неправильное восприятие девушками понятия «спорт». Нелюбовь многих девушек к спорту связана с имиджем спорта как агрессивной или мужской деятельностью, с опасением, что эти занятия сделают их непривлекательными. Следует подчеркнуть, что к развитию мышц тела девушки имеют двойственное отношение, которое особенно усиливается, если в основе физической подготовки лежит силовая тренировка (Дим Р.);
- занятия различными видами физической культуры и спорта не занимают пока достойного места среди других форм женского досуга. Изучению причин этого посвятили свои исследования многие зарубежные и российские ученые (Дим Р., Корбин Г., Дегтярева Е.И., Жолдак В.И. и др.). Основные из них: социальное и материальное положение, возраст, плохое состояние здоровья, нехватка времени, отсутствие поблизости от дома или учебы спортивных сооружений, отрицательное отношение близких, не безопасность на улице, особенно в вечернее время, отсутствие доступной по цене спортивной одежды и обуви, отсутствие интересных спортивно-оздоровительных программ, высокая стоимость занятий, непрофессионализм тренера или инструктора, отсутствие существенных мотивов (лень и т. д.).
Следует подчеркнуть, что наши российские студентки не приучены, а многие и не в состоянии контролировать свое здоровье и уровень физической активности. Результаты исследования, проведенного специалистами в России и в некоторых других странах, показывают, что у российских студенток показатель самоконтроля находится на довольно низком уровне. А многие студентки даже не могут вразумительно ответить, что такое физическая культура и какую пользу она приносит женскому организму (Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Исаев А.П. и др.).
Тем не менее, специалисты многих стран отмечают, что у многих девушек разных стран, включая Россию, появилось желание заниматься физической культурой самостоятельно. Особенно активизировалась эта тенденция после появления таких новых видов физической активности, как аэробика и ее разновидности (степ, слайд, фанк, джазэсайз), калланетика,
шейпинг и т д. Но для того, чтобы поддержать этот интерес, необходима продуманная пропаганда таких занятий, а также система научных исследований. Причем эта пропаганда должна быть рассчитана не на студенток с высоким уровнем подготовленности, а на обычных девушек со средним и даже низким уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья, которых у нас в стране более 80 % (Щедрина А.Г., Апанасенко Г.Л., Абаскалова Н.П., Казначеев В.П. и др.).
По мнению специалистов, в индустрии спортивно-оздоровительных услуг в конце девяностых годов произошли и сейчас происходят большие изменения, которые серьезно повлияют на развитие физической культуры и спорта среди молодежи в будущем:
- здоровый образ жизни становится для многих девушек неотъемлемой частью проведения досуга;
- в сферу физической активности и спортивно-оздоровительных услуг все больше проникают новые педагогические технологии, тренажеры и компьютеры;
- на смену групповым занятиям приходят самостоятельные, индивидуальные программы;
- больше внимания стали уделять так называемому домашнему спорту;
- появилось большое количество новых видов физической активности, которые наиболее полно отвечают запросам молодых девушек и становятся популярными среди прекрасной половины человечества.
Итак, для того, чтобы физическая культура и спорт заняли подобающее место в здоровом образе жизни студенток, необходимы понимание их значимости в профилактике и поддержании здоровья, добрая воля, наличие нормальных социально-экономических условий для занятий.
Особую значимость приобретают занятия физической культурой и спортом студенток, проживающих в Северных регионах (север Красноярского края, г. Лесосибирск), где неблагоприятные климатогеографические условия оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья и физическую работоспособность девушек. Климат на севере Красноярского края резко континентальный, с холодной продолжительной зимой, с малым количеством осадков, относительно жарким и влажным летом, короткими переходными периодами от зимы к лету и наоборот (Пономарев В.В.). Климат на севере Красноярского края субарктический. Суровая зима продолжается 9-10 месяцев. В течение года на севере Красноярского края: 203 дня - с метелями, 223 дня - с осадками, 267 дней - с морозами, 286 дней - лежит снег.
Средняя температура января - 32 С°; лето короткое и холодное, средняя температура июля +2 до +13 С°, иногда температура летом доходит до +25-30 С°.
Резкие перепады температуры, влажности, силы ветра, атмосферного давления характерны не только для разных биологических ритмов года, но могут наступать внезапно, в течение нескольких часов. В продолжительный зимний период организм человека ощущает солнечное «голодание», которое способствует изменению ряда физиологических функций, ухудшает самочувствие. Север Красноярского края является зоной высокой солнечной активности, что способствует высоким геомагнитным возмущениям (магнитные бури) в этом регионе.
Таким образом, разработка содержания организационнопедагогических условий проектирования фитнес-технологий в физическое воспитание студенток вуза, проживающих в неблагоприятных климатогеографических условиях Северных регионов (север Красноярского края, г. Лесосибирск), и явилось целью нашего педагогического исследования.
В настоящее время в мире интенсивно развивается новое оздоровительное направление для людей всех возрастов и социального статуса, система физических упражнений фитнес.
Фитнес - это система эффективных упражнений, направленных на физическое совершенство (воспитание) тела человека, которая включает: бодибилдинг, аэробный тренинг, стретчинг (упражнения на гибкость) и рациональное питание. Фитнес в переводе с английского («fitness») - это соответствие разных видов физических упражнений и комплексных мероприятий по улучшению здоровья, укреплению систем организма и коррекции тела человека. Особо важное значение имеет для укрепления и поддержания здоровья студенток занятия современным фитнесом, который подразделяется на оздоровительный, лечебный и прикладной (Астраханцев Е.А.). Адекватным потребностям студенток, по мнению Т.С. Лисицкой, будет комплекс с четкой направленностью упражнений из фитнеса на развитие силы рук, брюшного пресса, ликвидацию излишков жировой ткани на бедрах, ягодицах, талии и т. п. Применяемые танцевальные элементы, простые по координации, эстетически окрашивают обычные гимнастические упражнения, придают современность линиям и позам, создавая этим единство с музыкальным сопровождением. Юношам может быть рекомендована атлетическая гимнастика (Буланова Г.В., Цветков В.Н.).
Для студенток в вузе современный фитнес все в большей степени становится психорегулирующей и поддерживающей средством. На практике различные виды упражнений из фитнеса изолированно применяются не так часто. Обычно они встречаются в смешанном виде, однако преобладание в комплексе элементов танца или упражнений на силу или на гибкость и т. д. позволяет относить его к тому или иному виду оздоровительных упражнений (Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснова Г.О.). Оказывая существенное воздействие на функциональные
системы организма, комплексы упражнений из фитнеса могут быть преимущественно направлены на совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие мышечно-связочного аппарата, на поддержание нервной системы (Дегтярева Е.И., Жерносек А.М.).
Занятия фитнесом широко используются при подготовке спортсменов в различных видах спорта, а также артистов балета и цирка: комплексы упражнений из фитнеса можно широко применять в лечебной физкультуре, главным образом при кардиологических, легочных заболеваниях, неврозах, психических расстройствах, периферических повреждениях опорно-двигательного аппарата (Дубровский В.И., Дегтярева Е.И., Ивашко М., Краснова Г.О., Пармузина Ю.В.).
Независимо от разновидности фитнесом можно заниматься в закрытых помещениях, на воздухе (стадионах, площадках, парках), в воде (гидроаэробика). При этом движения могут выполняться стоя, сидя на стуле, скамье, в партере (в седе на полу, лежа на животе, спине и др.). Не исключается возможность и применения предметов (скакалки, мячи, гимнастические палки), а также отягощений и амортизаторов (Курпман Ю., Прохорцев И.В., Любимова Г.И., Крючек Е.С. и др.). Из множественного арсенала средств фитнеса наиболее значительный оздоровительный эффект несут в себе циклические упражнения умеренной интенсивности или так называемые аэробные упражнения (Апанасенко Г.Л., Мякинченко Е.Б., Шестакова М.П., Озолин Н.Г.).
Лучшими способами развития аэробной выносливости у студенток являются упражнения из фитнеса циклического характера (ходьба, бег, плавание). Но существуют научные исследования, указывающие, что аэробные возможности можно развивать и с помощью ациклических общеразвивающих гимнастических упражнений смешанного аэробно -анаэробного характера при условии выполнения наряду с упражнениями на выносливость упражнений на быстроту (Лисицкая Т.С., Лоуренс Д., Сиднева Л.В., Гониянц С.А. и др.). Потребление кислорода в данном случае составляет 85-95 % от максимального. Нагрузка анаэробной направленности может достигать 25-30 %. Включение в занятия анаэробных нагрузок целесообразно лишь при достижении определенного уровня предварительной подготовленности - через два-три месяца (Коц Я.М., Карпман В.Л., Платонов В.Н.). Для эффективного решения тех или иных педагогических задач выделяются четыре основных направления, используемых в занятиях фитнесом: оздоровительное,
прикладное, лечебное и спортивное.
Таким образом, в соответствии с современными принципами и требованиями оздоровительной физической культуры занятия фитнесом для студенток в вузе должны носить ярко выраженный аэробный характер: умеренные, низкоинтенсивные упражнения выполняются 30-45 минут непрерывно при частоте пульса в диапазоне 120- 140 уд/мин. Упражнения
скоростно-силового характера (бег, прыжки) целесообразно применять лишь через два-три месяца предварительной подготовки.
Для разработки содержания вариативной части программнометодического обеспечения оздоровительных занятий студенток, на основе фитнес-технологий, с учетом климатогеографических особенностей проживания в неблагоприятных условиях для жизнедеятельности в Северных регионах использовались следующие педагогические принципы: доступность, программно-целевой, индивидуальный, биоритмический, принцип учета половых различий, принцип «не навреди», учет возрастных изменений, принцип биологической целесообразности, принцип красоты и эстетической гармонии, гармонизации системы ценностных ориентаций человека, принцип взаимосвязи и взаимодействия психических и физических сил человека и принцип интеграции.
В содержание вариативной части оздоровительнопрофилактической программы занятий фитнесом вошли следующие теоретико-практические разделы: силовой и аэробный тренинги,
стретчинг, здоровое питание, индивидуальные и самостоятельные занятия оздоровительным фитнесом, контроль и самоконтроль состояния здоровья.
Методическая последовательность повышения интенсивности и сложности выполнения комплексов физических упражнений была следующая: первые две недели выполнялась стандартная нагрузка, разучивались простейшие танцевальные движения и упражнения из танцевальной аэробики, последующие две недели увеличивалась продолжительность основной части занятий на 10-15 минут, увеличивалось количество повторений разных «блоков» упражнений. Далее в течение четырех недель увеличивалось по времени и интенсивности выполнение упражнений, где у студенток частота сердечных сокращений поднималась и поддерживалась на уровне 60-75 % (120-140 уд/мин.) от максимально допустимых возможностей организма.
В первые три месяца занятий необходимо студенткам выполнять движения под музыкальное сопровождение с частотой 110-120 уд/мин. и в последующие месяцы можно двигаться с частотой 120-140 уд/мин. В процессе занятий со студентками запрещалось выполнение следующих упражнений: резкие наклоны головы назад; наклоны туловища назад из любых положений и круговые движения; поднимание туловища из положения лежа на спине в сед или упор сидя; махи прямыми ногами вперед и назад выше угла 90 о, поднимание прямых ног из положения лежа на спине, круговые движения коленями в положении стоя или приседе; активные поднимания, круги и сгибания (разгибания) рук с максимальной амплитудой и скоростью; элементы акробатики (мост, стойка на лопатках и др.); сидеть в позе «барьериста». Уже с 19 лет у женщин начинается активное снижение силовых показателей (Изаак С.И., Янкаускас Й., Логинов Э. и др.).
Студенткам силовые тренировки необходимы из-за высокого уровня женского гормона эстрогена и низкого уровня мужского гормона тестостерона. Поэтому формирование мышечной массы у них происходит медленнее. Занятия, направленные на развитие силовых способностей, необходимо проводить со студентками один раз в неделю, на которых надо применять следующие упражнения с различными отягощениями: приседания, жим лёжа и сидя; работа с гантелями весом 1-3 кг; повышение силовых показателей отдельных групп мышц на локальных и комплексных тренажерах. Особое значение имеет в поддержании здоровья студенток, укреплении опорно-двигательного аппарата гимнастика «стретчинг». Стретчинг - это комплекс статических упражнений для развития гибкости, подвижности суставов и эластичности мышц, в основе которого лежат древние системы оздоровительных гимнастик Индии и Китая.
Гибкость как качество, характеризующееся степенью подвижности в суставах, начинает регрессировать уже с первых лет жизни (Лях В.И.). Уровень развития гибкости зависит от эластичности мышц и связочного аппарата, которые необходимо ежедневно прорабатывать и тренировать не менее одного - двух часов. Максимальная амплитуда движений определяется и функциональным состоянием центральной нервной системой (Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н.). Физиологической основой упражнений стретчинга (тянуть) является миотатический рефлекс, при котором в насильственно растянутой мышце происходит сокращение двигательных волокон и она активизируется. В результате в мышцах усиливаются обменные процессы, обеспечивается высокий жизненный тонус, увеличивается эластичность апоневрозов, сухожилий и прилегающих связок (Спирин В.К.). В своих занятиях оздоровительным фитнесом со студентками мы используем в заключительной части в течение 10-15 минут комплексы упражнений на гибкость из гимнастики стретчинг. Для того чтобы поддерживать все жизненно важные функции, наш организм постоянно расходует энергию. Восполнение энергии в организме человека осуществляется через рациональное питание, которое является составной частью здорового образа жизни. Рациональное питание студенток, проживающих в Северных регионах, базируется на следующих принципах: первый принцип рационального питания: его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма; второй принцип: соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма; третий принцип: максимальное разнообразие питания; четвертый принцип: соблюдение режима питания (регулярность, кратность и чередование приёмов пищи). Контроль состояния здоровья студенток осуществлялся следующий: оперативный (на одном занятии); текущий (в течение месяца); этапный (за полугодие) и итоговый (за год). Критериями контроля состояния здоровья студенток на одном занятии (оперативный) являются: частота сердечных сокращений, самочувствие и артериальное давление; в течение месяца (текущий): вес
тела, артериальное давление, желание заниматься, активность; за полугодие (этапный): вес тела, частота сердечных сокращений,
артериальное давление, поднимание туловища за одну минуту из положения лежа на спине, прыжок в длину с места; за год (итоговый): рост и вес тела; артериальное давление, частота сердечных сокращений, окружность грудной клетки, косвенная оценка иммунной системы организма, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Также была разработана структура и содержание педагогической модели реализации вариативной части программно-методического обеспечения физического воспитания студенток, проживающих в Северных регионах, на основе занятий фитнесом.
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведён теоретический и математико-статистический анализ результатов исследования по следующим блокам критериев: физическая
подготовленность, физическое развитие, функциональная подготовленность, косвенная оценка состояния иммунной системы и субъективный анализ состояния здоровья студенток.
Физическая подготовленность: анализ силовых показателей
плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) показал, что данные результаты у студенток за два года занятий (с 1 по 2 курс) фитнесом повысились на 41,6 % (р<0,05); силовые показатели брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа на спине) стали выше на 39,4 % (р<0,05); скоростно-силовые показатели ног (прыжок в длину с места) повысились на 14,6 % (р<0,05); быстрота движений (бег на месте за 10 секунд) повысилась на 8 % (р<0,05); общая выносливость
(шестиминутный бег) повысилась на 33,9 % (р<0,05).
Физическое развитие: жизненная ёмкость легких увеличилась на 4,5 % (р<0,05); динамометрия кистей рук увеличилась на 14,2 % (р<0,05); вес тела снизился на 4,1 % (р<0,05).
Функциональная подготовленность: частота сердечных сокращений в покое сидя снизилась на 2,6 % (р<0,05); артериальное давление снизилось на 5,7 % (р<0,05).
Косвенная оценка состояния иммунной системы: частота
заболеваний ОРЗ за два года снизилась у студенток на 25 % (р<0,001).
В целом студентки экспериментальной группы после двух лет занятий фитнесом стали чувствовать себя более спокойными, уверенными, жизнерадостными; появилось ощущение комфортного состояния здоровья, снизилась утомляемость в учебной деятельности, стало больше положительных эмоций и времени для различных новых увлечений.
В то же время у студенток контрольной группы, занимающихся по федеральной программе, по окончании второго курса наблюдается регресс по всем вышеуказанным показателям.
Таким образом, анализ результатов показал высокую эффективность организационно-педагогических условий занятий
оздоровительным фитнесом студенток, проживающих в Северных регионах, что позволяет рекомендовать данную адаптированную педагогическую оздоровительную систему для других регионов страны.
Список литературы
1. Быховская И.М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997.
2. Исаев А.А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002. 512 с.
3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е издание. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 272 с.
Василистова Татьяна Викторовна, канд. пед. наук, [email protected], Россия, Красноярск, Сибирский государственный технологический университет
DESIGN FITNESS TECHNOLOGY IN PHYSICAL EDUCATION COLLEGE STUDENTS
LIVING IN THE NORTHERN REGIONS
T.V. Vasilistova
The theoretical rationale and content of the variable part filling methodical software physical education college students living in the Northern regions. Experimentally proved the effectiveness of the author fitness technology in pedagogical experiment.
Key words: design, fitness technology, physical education students, adverse climatic and geographical conditions.
Vasilistova Tatiana Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian State Technological University
УДК 796.011
АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Ю.Л. Веневцева, Е.О. Кашмина, М.В. Байбурина
Использование средств плавания на занятиях физическим воспитанием в вузе у студентов специальной медицинской группы показало выраженный закаливающий и оздоровительный эффект, а также улучшение показателей посещаемости занятий.
Ключевые слова: учебная посещаемость, студенты специальной медицинской группы, оздоровительно-лечебное плавание, физическое воспитание в вузе.