Научная статья на тему 'Роль физической культуры и спорта в социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Роль физической культуры и спорта в социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1238
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORTS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Султанова Муслима Каримджоновна

Статья посвящена изучению проблемы значения физической культуры и спорта в социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показан большой креативный потенциал физической культуры и спорта и его использование в системе инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Султанова Муслима Каримджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article focuses on the problem of the value of physical culture and sport in social adaptation of persons with disabilities. A great creative potential of physical culture and sports and its use in the system of inclusive education were shown in the article.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры и спорта в социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья»

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аллахвердиева Лейла Мадат кызы

доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент организации»

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

(г. Москва, РФ) Султанова Муслима Каримджоновна кандидат экономических наук, зав. кафедрой «Бухгалтерскийучет»

ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»

(г. Москва, РФ)

УДК 378.17

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Статья посвящена изучению проблемы значения физической культуры и спорта в социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Показан большой креативный потенциал физической культуры и спорта и его использование в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, инклюзивное образование, социальная адаптация, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности.

Article focuses on the problem of the value of physical culture and sport in social adaptation ofpersons with disabilities. A great creative potential of physical culture and sports and its use in the system of inclusive education were shown in the article.

Key words: physical culture, sports, inclusive education, social adaptation, disabilities, special educational needs.

Физическое развитие и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровый стиль жизни - все это в настоящее время является теми важными человеческими ценностями, которые формируются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Результатом всего этого становится формирование и развитие ряда устойчивых человеческих коммуникаций, которые сами становятся как необходимыми и естественными потребностям личности, так и стимулами ее социализации. Они способствуют формированию собственного стиля поведения человека в обществе, пониманию им необходимых для достижения жизненного успеха таких ориентировок, как упорство, и настойчивость, стремление к успеху и др.

В то же время значительный креативный потенциал физической культуры и спорта явно недооценен и не всегда эффективно используется для формирования физического и нравственного здоровья людей, имеющих ограниченные физические возможности, роста уровня их социальных коммуникаций и полноценной их адаптации в обществе. Здесь необходимо учитывать, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Исходя из такого понимания проблемы, во Всемирной программе действий в отношении инвалидов было отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства - члены ВОЗ должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности». [3]

Организация Объединенных Наций в Конвенции о правах инвалидов и в Международных пактах о правах человека провозгласила и закрепила, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия. Согласно Конвенции о правах инвалидов, к данной категории людей относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [5].

Среди российской общественности долгие годы бытовало мнение, что понятия «инвалид» и «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы, а сами средства физической культуры рекомендовались инвалидам как специальные мероприятия, дополняющее физиотерапевтические назначения. При этом сама физическая культура, не говоря уже о спорте, не рассматривались как адекватное и эффективное средство их социальной реабилитации. Но в настоящее время реабилитация и адаптация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для человечества, но и стратегическим направлением государственной социальной политики многих стран мира. Большинство экономически развитых стран уже достаточно давно имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом. Создание равных условий

инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - одно из важных социальных достижений развитых стран.

В России же лишь в 1990-е годы были отмечены серьезные изменения в этом направлении. Однако и у нас на основе использования как достижений мирового опыта, так и на основе отечественных разработок, также была сформирована целая система привлечения людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, к полноценным занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя не только сеть реабилитационных центров, но и специальные спортивные секции, спортивные клубы, что создает необходимые условия для систематических занятий физической культурой и спортом этими людьми. Появление и развитие паралимпийских видов спорта в России стало большим толчком для развития в направлении поддержки и оказании помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья. А проведение в 2014 году Сочинской Паралимпиады, несмотря на необоснованную критику со стороны ряда стран, стало реальным доказательством высокого уровня подготовки российских спортсменов.

Теоретические исследования комплекса проблем, связанных с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья, показывают, что человеческие коммуникации, образующиеся в ходе их физкультурно-спортивной деятельности, становятся важным фактором и их активной социализации. Такая деятельность способствуют формированию собственного стиля поведения человека в обществе, пониманию необходимых для достижения жизненного успеха ориентировок, терпения, толерантности, и ограничений. [6; с. 78]

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что инвалиды, как отдельная общественная группа, должны контактировать с другими группами, т.е. не быть изолированными в обществе. Они должны принимать участие в общественной жизни (к слову, в мире насчитывается достаточно много политиков-инвалидов), им должна предоставляться работа, или же, в нашем случае, право занятием спортом. Программы оказания поддержки людям с ограниченными возможностями помогут им адаптироваться в современном обществе и не чувствовать себя «другими» [4; с. 582]. В целом же, проблема привлечения людей с ограниченными возможностями здоровья к занятию физической культурой и спортом помимо своей общей социальной значимости, имеет также и важное значение в сфере образования, в том числе, в отношении совершенствования деятельности тех образовательных учреждений, которые включены в систему инклюзивного образования.

В «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1993 года, отмечено следующее: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования». [8] При этом

подчеркивается, что ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Здесь также говорится о том, что следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса.

Как известно, одним из основополагающих принципов инклюзии является признание равной ценности для общества всех учащихся. И в этом смысле следует признать ту простую истину, что инклюзивное образование не должно представляться в глазах общества как нечто исключительное, или, как это модно сейчас говорить - эксклюзив. Напротив, инклюзивное образование должно представляться в общественном мнении, как некая норма, т.е. такое образование, каким оно и должно быть в современном обществе, признающим себя гуманным и цивилизованным. [1; с. 231]

В свое время в отношении реализации самой идеи инклюзивного образования, его внедрения в практику деятельности образовательных учреждений всех уровней пока еще также не имеется единства мнений. В то же время ни у кого не возникало сомнений в том, что общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. [2; с. 14] При этом необходимо учитывать, что для лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание специальных условий не только для обучения, но и создание возможностей занятия физической культурой и спортом. Для этого, например, следует выделять средства на строительство спортивных объектов, приспособленных для инвалидов. Программы оказания поддержки людям с ограниченными возможностями посредством развития их спортивной деятельности помогут им адаптироваться в современном обществе, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в образовании и более глубокой социальной интеграции лиц с ОВЗ.

В качестве примера положительного опыта хотелось бы привести пример Московского государственного гуманитарно-экономического университета, в котором работа по социальной адаптации студентов с ОВЗ, включающая в себя привлечение их к спортивной деятельности, осуществляется на основе полноценного учета особенностей их образовательных потребностей и возможностей здоровья. Здесь в специальной научной лаборатории МГГЭУ разработана комплексная концепция реабилитации, в основу которой положен поэтапный, непрерывный процесс реабилитации. Модель направлена на изучение особенностей личности инвалида и предполагает реабилитацию человека с ограниченными возможностями здоровья как социально полноценной личности. [7; с. 25-26] Тем самым, предпринимаются меры по реализации комплексного решения проблем социальной адаптации студентов с ОВЗ и включения их в активную социальную, в том числе - спортивную, и, в дальнейшем - трудовую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аллахвердиева Л.М., Султанова М.К. Инклюзивное образование как социально значимая инновация // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 6. - С. 229-237.

2. Аллахвердиева Л.М. Специфика профессиональной ориентации студентов с ОВЗ в процессе их обучения в высшем учебном заведении // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 3-2 (33). - С. 12-14.

3. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года. // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml (Дата обращения 17.03.2017).

4. Земцова В. Н. Структурный функционализм как основа построения социальной работы в системе спорта для инвалидов // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 581-583.

5. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. Преамбула. // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (Дата обращения - 17.03. 2017).

6. Мавропуло О.С. Переосмысление сущности физической культуры как ценности жизнедеятельности человека // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. -№ 2. - С. 77-80.

7. Научно-исследовательская лаборатория по проблемам профессионального образования инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Реферативный обзор НИР (19922012) / Авторы-сост.: А.В. Тюрин, Т.О. Темирова / Под. Ред. Проф. Герасимова А.В. - М.: Экон-информ. 2012. - 107 с.

8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций.

URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (Дата обращения 17.03.2017).

Бунтовская Лариса Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР) Дмитриева Юлия Александровна студентка 1-го курса магистратуры ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.147.001.77

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND MODERN METHODS OF TEACHING STUDENTS OF ECONOMICS

В статье рассмотрены инновационные технологии в системе образования, уточняется место инноваций в образовательном процессе. Также речь идёт об основных методах обучения, претерпевшим некоторые изменения под воздействием научно-технического прогресса и запросов реального сектора экономики.

Ключевые слова: высшая школа, система образования, инновации, методы обучения, инновационные образовательные технологии, образовательный процесс, компьютерные технологии.

The article describes the innovative technologies in education. Tthe role of innovations in educational is specified. It is also described the main methods of training which undergone some changes in terms of influence of scientific and technical progress and requests of the real sector of the economy.

Key words: high school, education, innovations, teaching methods, innovative educational technologies, process of education, computer technology.

Постановка проблемы. В последние годы происходят кардинальные изменения в процессе подготовки специалистов в вузе, обусловленные современными тенденциями развития высшего профессионального образования. Применение современных образовательных технологий и методов для подготовки специалиста должно быть направлено на формирование:

• высокого профессионализма и компетентности, креативного мышления, творческой активности, инициативности личности;

• конкурентоспособного специалиста, способного работать в новых условиях рынка;

• деловых качеств специалиста, характеризующихся высоким уровнем профессиональной подготовки;

• научных основ управления;

• высокого уровня административных способностей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.