Иванова О.М.
доктор философских наук, профессор ФГБОУВО «Уфимский
государственный университет экономики и сервиса», Россия, г.Уфа
Билалова Л.М.
кандидат философских наук, Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Бирск
Шалагина С.В.
кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «Уфимский
государственный университет экономики и сервиса», Россия, г.Уфа
Гурьев М.
студент Royal Holloway University of London, Великобритания, г. Лондон
УДК 374.1
правовое регулирование вопросов инклюзии
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ пРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена вопросам нормативного правового регулирования инклюзивного образовательного пространства в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена процессами роста инвалидизации населения планеты. Указанные процессы вызваны различными социально-экономическими и политическими негативными факторами, в том числе непрекращающимися войнами, ухудшением экологического фона планеты и др.
Вопросы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в широкий социум возможно решить, в том числе организуя адаптивную образовательную среду. При этом важно соблюдать принципы дифференцированного подхода, которые учитывают специфику возможностей и потребностей лиц с ОВЗ. Необходимо совершенствовать технико-технологическую основу инклюзии. Разрешение многоаспектных вопросов инклюзивного образовательного пространства требует обеспечить их качественное нормативное правовое сопровождение.
Авторы, проведя анализ существующих нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию образовательных программ инклюзии для лиц с особыми потребностями, приходят к выводам, что следует совершенствовать это направление деятельности. Важно нормативное правовое оформление архитектуры социального партнерства, в рамках которого обучающиеся инклюзанты могли бы закреплять свои производственно-профессиональные знания, умения, навыки.
Ключевые слова: инклюзивное образование, Саламанкская декларация, правовое регулирование, инклюзивное образовательное пространство, Декларация социального прогресса и развития, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Конвенция о правах инвалидов, Гамбургская декларация об обучении взрослых, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «Об образовании».
lEGAL REGULATION OF THE ISSUES OF INCLUSION IN THE EDUCATIONAL SPACE
Article is devoted to legal regulation of inclusive educational environment in Russian Federation. Relevance of the topic is due to the processes of growth of the world population of disabled people. These processes are caused by different socio-economic and political negative factors, including the continuing war, the deterioration of the ecological background of the planet and others. Integration of people with disabilities in a society can be solved by organizing an adaptive learning environment. It is important to observe the principles of differentiated approach, which takes into account the specifics of the opportunities and needs of persons with HIA. It is necessary to improve
the technical and technologi-cal basis of inclusion. Resolution of multidimensional issues of inclusive educational space require to ensure their qualified normative legal support.
Integration of disabled people in a society can be solved by organizing an adaptive learning environment. It is important to observe the principles of differentiated approach, which take into account the specifics of the opportunities and needs of persons with HIA. It is necessary to improve the technical and technological basis of inclusion. Resolution of multidimensional issues of inclusive educational space required to ensure their quality normative legal support.The authors conducted an analysis of existing normative legal acts regulating the implementation of educational programs for the inclusion of people with special needs, comes to the conclusion that it is necessary to improve this activity. Important normative legal registration architecture of social partnership in which disabled students could consolidate its production and professional knowledge and skills.
Key words: Inclusive Education, Salamanca Statement, Legal regulation, Adaptive social environment, People with limited health poss, Declaration on Social Progress and Development, Declaration on the Rights of Mentally Retarded Persons, The World Programme of Action concerning Disabled Persons, Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities, Convention on the Rights of Persons with Disabilities, Hamburg Declaration, The Constitution of the Russian Federation, Federal education law, Federal law on social protection of disabled people of the Russian Federation.
Правовое регулирование вопросов инклюзии в образовательном пространстве
С каждым годом социальная среда становится все более доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Государственные программы Российской Федерации, несмотря на сложные экономические условия, продолжают реализовываться, что позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья активнее интегрироваться в широкий социум. Они получают профессиональное образование, возможность трудиться, путешествовать и т. д.
Проблема социализации человека интересовала мыслителей во все времена истории. Содержание, цели и задачи социализации в каждое историческое время обязательно включали две составляющие: первая - это предельные ее основания, которые в философии называют сущностью, то есть глубинные, устойчивые, повторяющиеся требования, принципы; вторая - те новые требования, которые предъявляла к человеку конкретно-историческая эпоха, интересующая исследователя, данный ее отрезок или современность.
Особенностью современной социализации является необходимость формирования адаптивной социальной среды для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, что стало сегодня серьезной проблемой для всего мирового сообщества. Увеличение доли лиц с ОВЗ обусловлено различными факторами. Здесь и загрязнение природной среды, неотъемлемой и органической частью которой является человек. В своих статьях мы неоднократно упоминали в качестве факторов инвалидизации технические и техногенные катастрофы, а также бесконечные войны. Ни один из указанных факторов не исчез на сегодняшний день. Эти проблемы стали предметом рефлексии со стороны различных социальных институтов, в том числе и науки. Социальная философия исследует вопросы формирования доступной среды
для лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе методологического принципа системности и детерминированности, заставляя искать глубинную обусловленность явления и системный подход к разрешению указанной проблемы. Однако предметом исследования в данной работе является не инклюзия, а правовое регулирование вопросов, возникающих в ходе ее реализации. Поэтому мы отмечаем, что для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для успешного их обучения, необходимо наличие разработанной нормативно-правовой базы.
Исследуя вопрос состояния нормативной правовой базы инклюзивного образования, следует отталкиваться от основополагающих международных документов, которые обусловили активную позицию мирового сообщества по созданию благоприятной социальной среды лицам с особыми потребностями.
В декларации социального прогресса и развития, принятой резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 года, в статье XIX, пункте d указывается на необходимость принятия необходимых мер «по восстановлению трудоспособности лиц с умственными или физическими недостатками, особенно детей и молодежи, с тем, чтобы помочь им в возможно полной мере стать полезными членами общества». Меры должны включать «предоставление лечения и технических приспособлений, возможностей образования, профессиональной и социальной ориентации, обучения и льгот при трудоустройстве, а также предоставление других видов необходимой помощи, создание социальных условий, в которых нетрудоспособные лица не подвергались бы дискриминации из-за своих недостатков» [1].
декларация о правах умственно отсталых лиц Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года, в частности, провозглашает право умственно отсталых лиц на образование, обучение, восстановление
трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности [2].
Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов 1982 года было отмечено, что свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Эта Программа также содержит замечание о том, что эти люди из-за существующих в обществе барьеров различного характера зачастую не могут успешно адаптироваться в социуме и вести полноценный образ жизни, что нарушает естественное право. Именно в этом документе подчеркнуто, что инвалиды не представляют собой однородную группу, «психически больные или умственно отсталые люди, инвалиды с дефектами зрения, слуха или речи, инвалиды с ограниченной подвижностью или с так называемой нетрудоспособностью по состоянию здоровья сталкиваются с барьерами различного характера, которые требуют различных путей для их преодоления» [3]. Учет указанного фактора диктует разнообразие форм и методов построения инклюзивного образовательного пространства. Скажем, лица с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата могут обучаться дистанционно, а для инвалидов с нейросенсорной тугоухостью важным является технико-технологическое оснащение учебных аудиторий. Слепых и слепоглухонемых логичнее обучать в специальных школах, образовательное пространство которых подстроено под нужды обучающихся. В качестве дополнения к рассматриваемому нами документу следует назвать Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года. В указанном документе Правило 6 «Образование» подробно рассматривает вопросы, касающиеся образования инвалидов, разработки учебных программ и организации учебного процесса. В документе указывается, что обучение инвалидов должно быть в рамках национальной системы образования. Лица с ОВЗ имеют право обучаться в массовых школах и, как устанавливают Правила, иметь при необходимости помощников (переводчиков). Одновременно в Правилах подтверждается мысль, которую мы высказали ранее, что для определенной категории лиц может быть организовано специальное обучение. Приведем соответствующую цитату, «Ввиду особых коммуникативных потребностей глухих и слепоглухонемых, возможно, целесообразнее организовывать их обучение в специальных школах или специальных классах для таких лиц или в специальных группах в обычных школах» [4].
В 1994 году была принята Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми по-
требностями, где было заявлено о лицах с особыми образовательными потребностями. Это обращение к главам государств лиц с ОВЗ дало мощный толчок к разработке и реализации по всему миру образовательных программ, приспособленных к нуждам инвалидов.
В 2006 году был сделан еще шаг по интеграции (инклюзии) лиц с особенностями здоровья в широкий социум. Конвенция о правах инвалидов нацелила общественность на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав. В 2008 году Конвенцию подписала Российская Федерация, а в 2012 году она была ратифицирована Федеральным законом Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ.
Гамбургская декларация об обучении взрослых, принятая Пятой Международной конференцией по образованию взрослых, в частности, поясняет, что обучение на протяжении всей жизни подразумевает переосмысление содержания образования с целью учета таких факторов, как возраст, равноправие мужчин и женщин, физические и умственные недостатки, язык, культура и экономическое неравенство. Пункт 22 прямо адресуется к лицам с особыми потребностями. «В соответствии с Декларацией, принятой в Саламанке, следует оказывать содействие интеграции и доступу к образованию людям с умственными и физическими недостатками. Инвалиды имеют право использовать возможности в области обучения, справедливо отражающие и учитывающие их образовательные потребности и устремления, с учетом которых соответствующие технологии обучения согласуются с их особыми потребностями в области образования» [5].
Документы международного права подкреплены нормативной правовой базой Российской Федерации.
• Конституция Российской Федерации. Статья 43 закрепляет право каждого на образование; гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, закрепляет государственную поддержку различных форм образования и самообразования.
• В Федеральном законе «Об образовании РФ», принятом в 2013 году, в статье 2 введены следующие понятия. пункт 27 - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
пункт 28 - адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Статья 5, пункт 5.1 Закона прямо указывает, что: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Статья 28, пункт 6 Федерального закона «Об образовании» обязывает образовательную организацию обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов» и статья 19 «Образование инвалидов» также предполагают профессиональную подготовку и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
• Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации. Письмо Минобрнауки № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года предусматривает использование различных моделей инклюзии в рамках сложившейся в Российской Федерации системы образования. В том числе:
- дифференцированную сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно
предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (коррек-ционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (образовательные учреждения общего типа).
В 2013 году Министерство труда и социальной защиты населения приняло профессиональный стандарт, предусматривающий подготовку специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере. Следует подчеркнуть, что понятие лица с особыми потребностями согласно этому закону расширено. Объектом работы реабилитолога согласно стандарту являются такие категории лиц, как:
- дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия;
- дети и подростки-сироты;
- дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе;
- трудоспособное население - граждане с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, при террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости);
- пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями [6].
Указанный нами профессиональный стандарт является доказательством того, что инклюзия в Российской Федерации получает дальнейшее развитие.
Важным документом, доказывающим поворот российского общества к инклюзии, является также новый Федеральный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который вступает в силу с 1 сентября 2016 года. Документ является первым такого рода в истории образования России, который предусматривает возможность обучения младших школьников с ограничениями в здоровье в различных формах. обычная школа, семейное образование, на дому, в медицинских организациях. Стандарт учитывает специфику потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и потому выделяет следующие категории. глухие, слабослышащие, позднооглох-шие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами [7].
Особо подчеркнем принципы организации образовательного пространства, указанные в Стандарте, которые действительно обеспечивают детям с ОВЗ и их родителям успешную интеграцию в социум. Вот эти принципы.
- признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- разработка содержания и технологий НОО (начального общего образования. - Авт.) обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
- реализация права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [7].
В дополнение к Стандарту принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [8].
Весьма актуальным и важным в современных условиях России стало содержание Письма Министерства образования РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07, в котором четко сказано, что не следует закрывать Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, что, к сожалению, происходит сейчас в регионах страны. Более того, деятельность этих Центров следует совершенствовать с тем, чтобы предоставлялась психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, «испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации» [9]. Среди задач Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, согласно Письму, является «увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам, и других» [9].
Подводя итог, следует констатировать, что развитие инклюзивного образовательного пространства в Российской Федерации основано на постоянно обновляющейся и актуальной нормативной правовой основе. Правовые акты различного характера позволяют реализовать программу инклюзии лиц с ОВЗ в социальное пространство.
Вместе с тем следует отметить в качестве перспективного направление правотворчества в аспекте инклюзии - это необходимость более четкого правового оформления дифференцированного и дея-тельностного подходов в организации инклюзивного образовательного пространства. Следует, на наш взгляд, проработать образовательные программы в аспекте дифференциации обучения в соответствии с особенностями обучающихся.
Важно также оформить архитектуру социального партнерства, в том числе в нормативно-правовом
варианте, в рамках которой обучающиеся инклю-занты могли бы закреплять свои производственно-профессиональные знания, умения, навыки.
Реализация инклюзивных образовательных программ невозможна без крепкой материальной и технологической основы. А значит, следует законодательно разработать и закрепить формы финансового обеспечения образовательных учреждений, реализующих инклюзивные проекты.
Список литературы:
1. Декларация социального прогресса и развития. Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/ru/documents/ ded_conv/declarations/socdev.shtml (дата обращения 12 октября 2014 года).
2. Декларация о правах умственно отсталых лиц. Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года. П. 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения 12 октября 2014 года).
3. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года. П. С (7) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/prog 1. shtml (дата обращения 12 апреля 2015 года).
4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года. Правило 6 «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/disabled (дата обращения 12 апреля 2015 года).
5. Гамбургская декларация об обучении взрослых. Принята Пятой Международной конференцией по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 14-18 июля 1997 года. П. 22 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/hamburg_decl.shtml (дата обращения 12 апреля 2015 года).
6. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 г. № 681н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 г. № 30658) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.consultant.ru (дата обращения 12 апреля 2015 года).
7. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Мин-
юсте России 03.02.2015 г. № 35847) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.consultant.ru (дата обращения 12 апреля 2015 года).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) [Электронный ресурс].
- Режим доступа: base.consultant.ru (дата обращения 2 сентября 2015 года).
9. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.consultant.ru (дата обращения 2 сентября 2015 года).
List of literature:
1. The Declaration on social progress and development. Adopted resolution 2542 (XXIV) of the General Assembly of 11 December 1969 [Electronic resource]. - URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ socdev.shtml (date accessed 12 October 2014).
2. The Declaration on the rights of mentally retarded persons Adopted by the resolution 2856 (XXVI) of 20 December 1971. Clause 2 [Electronic resource]. - URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/re-tarded.shtml (date acessed 12 October 2014).
3. The world programme of action concerning disabled persons. Resolution adopted by the General Assembly 37/52 of 3 December 1982. P. s (7) [Electronic resource].
- URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/prog1.shtml (date accessed 12 April 2015).
4. The standard rules on the equalization of opportunities for Invalids. Adopted by General Assembly resolution 48/96 of 20 December 1993. Rule 6. Education [Electronic resource]. - URL: www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disabled (date acessed 12 April 2015).
5. The Hamburg Declaration on adult learning. Adopted by the fifth International conference on adult education, Hamburg, Germany, 14-18 July 1997. P. 22 [Electronic resource].
- URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ hamburg_decl.shtml (date accessed 12 April 2015).