Научная статья на тему 'Роль физического воспитания в формировании личности студента'

Роль физического воспитания в формировании личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батыркаев Ренат Равилевич, Паначев Валерий Дмитриевич

В статье анализируется новый стандарт по физической культуре и его роль в физическом воспитании студентов. Также рассматривается методика внедрения комплекса ГТО в образовательный процесс университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батыркаев Ренат Равилевич, Паначев Валерий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль физического воспитания в формировании личности студента»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796

Батыркаев Ренат Равилевич

старший преподаватель ПНИПУ, Паначев Валерий Дмитриевич

д.социол.н., профессор, зав. каф. ПНИПУ

г. Пермь, РФ E-mail: [email protected]

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация

В статье анализируется новый стандарт по физической культуре и его роль в физическом воспитании студентов. Также рассматривается методика внедрения комплекса ГТО в образовательный процесс университета.

Ключевые слова

Физическая культура, физическое воспитание, студенты, личность, образование.

С каждым годом все острее поднимаются проблемы оздоровительной направленности образовательного и воспитательного процесса средствами физической культуры и спорта. В XXI веке знание и образование приобрели особую ценность, потому что стали приносить прямую пользу и прибыль в развитии социума и каждой личности для данного социума. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры (ФК) и спорта (С) потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Парадокс образования состоит в том, что, с одной стороны, оно является средством развития возможностей личности и ориентировано на реализацию личностного потенциала человека, его свободного самовыражения, а с другой - именно образование является одним из способов интеграции человека в социальную действительность. При этом личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности достаточно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Физическая культура в университете является обязательной дисциплиной для всех профилей и направлений образовательного процесса и тесно связана с ФГОС три плюс, в котором предусмотрены два модуля физического воспитания студентов: 72 часа по программе физической культуры и 328 часов по программе прикладной физической культуры. Принудительные занятия не могут сформировать стойкой потребности в них на всю жизнь. И то, что по данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 5% населения нашей страны занимается оздоровительной тренировкой (в то время как в Японии 80%, а в США - 70%), не противоречит этой мысли. Опрос преподавателей шести вузов нашего города дает близкие цифры: преподаватели, систематически занимающиеся физической культурой, составляют около 9% от общего числа педагогов. Если принципиально не изменить форму проведения занятий, положение не улучшится. Стремиться нужно к тому, чтобы 100 % выпускников вузов, получив высшее образование, получили бы и "свой" вид спорта, хобби на всю жизнь. Это было бы реальным вкладом в формирование основ здорового образа жизни и по существу решило одну из основных задач, стоящих перед системой физического воспитания в формировании личности студента. В отношении специальной медицинской группы (СМГ) подход должен быть несколько иным. Вполне допустимо, чтобы занятия в СМГ были с оздоровительной направленностью, проводились бы с учетом заболевания с привлечением специалистов-врачей. В этом случае очень многие проблемы СМГ

были бы решены, а занятия носили бы оздоровительно-профилактический характер. Присутствие врача позволило бы часть нагрузок перенести в зону риска, без чего невозможно по-настоящему прогрессировать. Врач вправе консультировать по специальным вопросам заболеваний. Подводя итоги, следует выделить два аспекта: изменения, которые должны произойти со студентами, занимающимися постоянно физической культурой; изменения, которые должны произойти с преподавателями. Если студенты должны будут перейти к сознательному выбору формы занятий и начнут задумываться о своих физических кондициях, т.е. станут активным элементом системы обучения, то в отношении преподавателей возникают другие проблемы. Во-первых, произойдет резкое улучшение эффективности оздоровительной работы кафедр и работа преподавателей станет носить творческий характер: между педагогом-консультантом и тренером в своем виде спорта. Во-вторых, выявятся популярные и непопулярные виды спорта (специализации) и преподаватели. Это заставит их совершенно по-другому подходить к работе и искать пути к каждому студенту. Возникает масса организационных вопросов. Но очевидно, что это нормальный педагогический процесс. В заключение можно выделить следующие пункты, характеризующие новизну подхода: обязательные медицинские осмотры студентов для определения группы здоровья. На первом курсе студенты занимаются по расписанию и с помощью преподавателей выбирают свой вид спорта, систему физических упражнений, а на втором-четвертом курсах занимаются самостоятельно по расписанию работы секций под контролем преподавателей кафедры и тренеров спортивного клуба. Этого достаточно для получения информации о состоянии здоровья человека. Каждый семестр сдают зачеты по контрольным нормативам комплекса ГТО. Эти тесты и характеризуют уровень специальной подготовленности и двигательной компетенции студентов.

Такой подход делает студента активным участником образовательного процесса.

©Р.Р. Батыркаев, В.Д. Паначев, 2015

УДК 378.1

Богатырёв Сергей Александрович

аспирант кафедры педагогики УралГУФК

г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

Приоритетные задачи, которые ставятся перед системой физкультурного образования, предполагают обеспечение развития жизненно важных двигательных умений, навыков и специальных знаний. При правильной организации занятий физическими упражнениями, как отмечается в статье, они способствуют достижению объективной готовности человека к трудовой деятельности. Это осуществляется за счет повышения функциональных возможностей, создания физиологических резервов организма, расширения двигательного опыта занимающихся. Таким образом, реализуется принцип прикладности физического воспитания, его связи с трудовой деятельностью человека. В последнее время это направление системы физического воспитания широко изучается и получило свое определение как профессионально-прикладная физическая подготовка. Эти вопросы являются предметом изучения в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.