Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЛИППИН В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЙ СТРАТЕГИИ США'

РОЛЬ ФИЛИППИН В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЙ СТРАТЕГИИ США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Филиппины / США / Китай / оборонное сотрудничество / безопасность / Philippines / USA / China / defense cooperation / security

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Наталия Григорьевна Рогожина

В статье анализируется характер взаимоотношений между Филиппинами и США после заключения ими нового соглашения о предоставлении американским военным доступа к четырем военным объектам в дополнение к пяти уже имеющимся в соответствии с Соглашением о расширенном оборонном сотрудничестве (EDCA). Для США это возможность усилить свои позиций в ЮКМ и укрепить военный плацдарм в случае возникновения вооруженного конфликта из-за Тайваня. Для Филиппин расширенное присутствие американских войск может стать более надежным средством сдерживания дальнейших китайских вторжений в воды, на которые претендуют Филиппины. Они также рассчитывают на передачу им более совершенной военной техники для модернизации национальных вооруженных сил. Расширение оборонного сотрудничества с США идет параллельно с углублением военных связей с другими союзниками США, Японией и Австралией, результатом чего может стать создание нового четырехстороннего союза, в котором Филиппины станут важным компонентом возглавляемой США стратегии «интегрированного сдерживания» Китая. В то же время было бы преждевременным делать вывод о том, что Филиппины сделали окончательную ставку на США в продвижении национальных интересов. Экономическое сотрудничество с Китаем является явным приоритетом для руководства Филиппин. Во внешней политике страны могут произойти новые повороты, что подтверждает опыт их взаимодействия со сверхдержавами на протяжении последних двух десятилетий. Филиппины будут пытаться найти компромисс, балансируя между США и Китаем в интересах собственной безопасности, проводя политику хеджирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PHILIPPINES IN THE US INDO-PACIFIC STRATEGY

The article analyzes the nature of the relationship between the Philippines and the United States after they concluded a new agreement on granting the US military access to four military facilities in addition to the five already available in accordance with the Enhanced Defense Cooperation Agreement (EDCA). For the United States, this is an opportunity to strengthen its position in the South China Sea and its military foothold in the event of an armed conflict over Taiwan. For the Philippines, the expanded presence of American troops may become a more reliable means of deterring further Chinese incursions into waters claimed by the Philippines. They also count on the support of the United States in the event of an aggravation of relations with China, as well as on the transfer of more advanced military equipment to them for the modernization of the national armed forces. The expansion of defense cooperation with the United States goes hand in hand with the deepening of military ties with other U.S. allies, Japan and Australia, which may result in the creation of a new quadrilateral alliance in which the Philippines will become an important component of the U.S.-led strategy of "integrated deterrence" of China. At the same time, it would be premature to conclude that the Philippines has made a final bet on the United States in promoting national interests. Economic cooperation with China is a clear priority for the leadership of the Philippines. New turns may occur in the country's foreign policy, which is confirmed by the experience of their interaction with superpowers over the past two decades. The Philippines will try to find a compromise, balancing between the United States and China in the interests of its own security, pursuing a policy of hedging. F. Marcos Jr. will seek to maximize the amount of trade, assistance and political support that the Philippines can receive from China and the United States without alienating any power.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЛИППИН В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЙ СТРАТЕГИИ США»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 2, № 2 (59). С. 150-159.

Научная статья. Политические науки

УДК 327(599+73)

йО!: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-150-159

РОЛЬ ФИЛИППИН В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЙ СТРАТЕГИИ США

Наталия Григорьевна РОГОЖИНА 1

1 ИМЭМО РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9924-2493

Аннотация: В статье анализируется характер взаимоотношений между Филиппинами и США после заключения ими нового соглашения о предоставлении американским военным доступа к четырем военным объектам в дополнение к пяти уже имеющимся в соответствии с Соглашением о расширенном оборонном сотрудничестве (EDCA). Для США - это возможность усилить свои позиций в ЮКМ и укрепить военный плацдарм в случае возникновения вооруженного конфликта из-за Тайваня. Для Филиппин расширенное присутствие американских войск может стать более надежным средством сдерживания дальнейших китайских вторжений в воды, на которые претендуют Филиппины. Они также рассчитывают на передачу им более совершенной военной техники для модернизации национальных вооруженных сил. Расширение оборонного сотрудничества с США идет параллельно с углублением военных связей с другими союзниками США, Японией и Австралией, результатом чего может стать создание нового четырехстороннего союза, в котором Филиппины станут важным компонентом возглавляемой США стратегии «интегрированного сдерживания» Китая. В то же время было бы преждевременным делать вывод о том, что Филиппины сделали окончательную ставку на США в продвижении национальных интересов. Экономическое сотрудничество с Китаем является явным приоритетом для руководства Филиппин. Во внешней политике страны могут произойти новые повороты, что подтверждает опыт их взаимодействия со сверхдержавами на протяжении последних двух десятилетий. Филиппины будут пытаться найти компромисс, балансируя между США и Китаем в интересах собственной безопасности, проводя политику хеджирования.

Ключевые слова: Филиппины, США, Китай, оборонное сотрудничество, безопасность

Для цитирования: Рогожина Н.Г. Роль Филиппин в индо-тихоокеанской стратегии США // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 2, № 2 (59). С. 150-159. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-150-159

© Рогожина Н.Г., 2023

Original article. Political science

THE ROLE OF THE PHILIPPINES IN THE US INDO-PACIFIC STRATEGY

Natalia G. ROGOZHINA 1

1 IMEMO RAS, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9924-2493

Abstract: The article analyzes the nature of the relationship between the Philippines and the United States after they concluded a new agreement on granting the US military access to four military facilities in addition to the five already available in accordance with the Enhanced Defense Cooperation Agreement (EDCA). For the United States, this is an opportunity to strengthen its position in the South China Sea and its military foothold in the event of an armed conflict over Taiwan. For the Philippines, the expanded presence of American troops may become a more reliable means of deterring further Chinese incursions into waters claimed by the Philippines. They also count on the support of the United States in the event of an aggravation of relations with China, as well as on the transfer of more advanced military equipment to them for the modernization of the national armed forces. The expansion of defense cooperation with the United States goes hand in hand with the deepening of military ties with other U.S. allies, Japan and Australia, which may result in the creation of a new quadrilateral alliance in which the Philippines will become an important component of the U.S.-led strategy of "integrated deterrence" of China. At the same time, it would be premature to conclude that the Philippines has made a final bet on the United States in promoting national interests. Economic cooperation with China is a clear priority for the leadership of the Philippines. New turns may occur in the country's foreign policy, which is confirmed by the experience of their interaction with superpowers over the past two decades. The Philippines will try to find a compromise, balancing between the United States and China in the interests of its own security, pursuing a policy of hedging. F. Marcos Jr. will seek to maximize the amount of trade, assistance and political support that the Philippines can receive from China and the United States without alienating any power.

Keywords: Philippines, USA, China, defense cooperation, security

For citation: Rogozhina N.G. The Role of the Philippines in the US Indo-Pacific Strategy. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razviti-ya, 2023, T. 2, № 2 (59). Pp. 150-159. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59150-159

Заняв пост президента США, Дж. Байден в отличие от своего предшественника Д. Трампа, стал проводить активную политику на сближение со странами Юго-Восточной Азии, которые являются ключевым звеном американской индо-тихоокеанской стратегии, направленной на укрепление позиций США в регионе и противодействие росту влияния Китая. Большинство стран ЮВА придерживается принципа равноудаленности от стратегической конкуренции между США и Китаем, проводя политику хеджирования, избегая принятия чьей-либо стороны, что, безусловно, накладывает отпечаток на характер их взаимоотношений с США. Попытки администрации Дж. Байдена заручиться поддержкой стран ЮВА в формировании антикитайской коалиции проваливаются, поскольку те придерживаются принципа инклюзивности в построении региональной архитектуры безопасности. И, тем не менее, рост опасений по поводу экспансионистской деятельности Китая в регионе, а также сохранение с ним территориальных споров по Южно-Китайскому морю заставляют страны ЮВА рассматривать США как важнейший элемент поддержания стратегического баланса сил в ИТР.

Возможности США по укреплению своих стратегических позиций в ЮВА значительно возросли с заключением нового соглашения с Филиппинами, которые являются их союзниками по договору. Это тем более важно, что отношения между странами заметно ухудшились в период правления президента Филиппин Р. Дутерте, который сделал ставку на развитие прочных экономических и политических связей с Китаем, пытаясь найти компромисс по территориальным спорам в Южно-Китайском море. Однажды он сказал, что «пора попрощаться» с США, и пригрозил разорвать двустороннее соглашение, касающееся посещения американских войск. И, тем не менее, столкнувшись с несговорчивостью Китая по территориальным претензиям в ЮКМ, Р. Дутерте в 2021 г. продлил данное соглашение, которое обеспечивает правовую основу для присутствия американских войск на Филиппинах и лежит в основе ежегодных совместных военных действий и учений.

Политика на расширение сотрудничества в «стратегических районах страны» с США стала проводиться при новом президенте Ф. Маркосе-младшем. В ходе визита в страну министра обороны США Ллойда Остина (февраль 2023 г.) была достигнута договоренность о предоставлении американским военным доступа к четырем военным базам в дополнение к пяти уже имеющимся в соответствии с Соглашением о расширенном оборонном сотрудничестве (ЕБСА) от

2014 г. Управление по связям с общественностью президента сообщило, что новые местоположения — военно-морская база Камило Осиас в Санта. Город Ана и аэропорт Лал-ло в провинции Кагаян; Лагерь Мельчор-дела-Крус в Гаму, провинция Исабела; и Балабак, самый южный остров в провинции Палаван1. В результате общее количество объектов ББСД достигло девяти, что приведет к крупнейшему американскому военному присутствию в стране за последние 30 лет. Американские солдаты покинули Филиппины в 1990-х годах, а конституция страны теперь запрещает иностранным войскам находиться там на постоянной основе.

Соглашение EDCA, основанное на Договоре о взаимной обороне между двумя странами 1951 г., позволяет США осуществлять ротацию войск на Филиппинах для длительного пребывания, строить объекты и заранее размещать как имущество, так и припасы на определенных филиппинских военных объектах. Данное соглашение имеет для США принципиальное значение как в плане усиления своих позиций в Южно-Китайском море, так и укрепления плацдарма в случае возникновения вооруженного конфликта из-за Тайваня, который, по мнению высокопоставленного американского генерала ВВС, может произойти уже в 2025 г.2

По мнению экспертов, получение США доступа к филиппинским территориям, стратегически расположенным в центре Индо-Тихоокеанского региона (часть из их находится на расстоянии всего 100 морских миль от Тайваня), заполнит критический пробел в позиционировании США в регионе и позволит им лучше отслеживать активность Китая в Южно-Китайском море и вблизи Тайваня3. По словам Германа Крафта, профессора политологии Университета Филиппин в Лусоне, получение доступа к филиппинским базам позволит США оказывать оперативную и материально-техническую поддержку Тайваню в случае необходимости. На данный момент доступ, скорее всего, будет использоваться для целей мониторинга4.

Филиппины же, в свою очередь, надеются, что расширенное присутствие американских войск может стать более надежным средством сдерживания дальнейших китайских вторжений в воды, на которые претендуют Филиппины, а также рассчитывают на поддержку США в случае возникновения вооруженного конфликта с Китаем. Герман Джозеф Крафт, профессор политологии филиппинского университета Дилиман, объяснил, что для Манилы главной целью соглашения является повышение способности Вашингтона оказывать Филиппинам помощь в чрезвычайных ситуациях, связанных с обороной,

особенно в связи с их территориальными претензиями в ЮжноКитайском море5. Как отметил в своем интервью Nikkei Asia президент страны Ф. Маркос-младший, соглашение с США направлено на защиту интересов Филиппин в спорном Южно-Китайском море6.

У Филиппин есть еще один мотив для предоставления США расширенного доступа к своим военным объектам. По их расчётам, EDCA будет способствовать передачи более совершенной военной техники для модернизации национальных вооруженных сил. В своем заявлении министерство национальной обороны Филиппин отметило, что США выделят более 82 млн долл. на инвестиции в инфраструктуру пяти предыдущих баз, к которым им был предоставлен доступ. «Альянс Филиппин и США выдержал испытание временем и остается непоколебимым», - говорится в сообщении7. Два союзника также рассматривают возможность совместного патрулирования в спорных водах для повышения оперативной совместимости и защиты суверенных прав Филиппин в богатом ресурсами районе8.

Официальные лица США и Филиппин заявили, что финансируемое американцами строительство казарм, складов и других сооружений, которые будут использоваться американскими войсками, создаст столь необходимые местные рабочие места и поднимет экономику. Присутствие США поможет Филиппинам реагировать на стихийные бедствия, повысить боеготовность и сдержать китайскую агрессию в Азии9.

Расширение оборонного сотрудничества с Вашингтоном идет рука об руку с углублением военных связей с другими союзниками США, Японией и Австралией. С Японией рассматривается вопрос о заключении оборонной сделки в стиле Соглашения о визите войск и обсуждается возможность заключения трехстороннего оборонного соглашения между США, Филиппинами и Японией. Австралия, наряду с Японией, в последние годы также регулярно участвует в ежегодных филиппино-американских военных учениях, которые в этом году прошли в северо-западной провинции Илокос-Норте, и в них приняли участие до 16 тыс. военнослужащих. Австралия и Филиппины также договорились вести регулярный оборонный диалог на высоком уровне в целях углубления военного сотрудничества. Результатом активизации оборонных связей Филиппин с США, Японией и Австралией может стать появление нового четырехстороннего союза, в котором Филиппины станут важным компонентом возглавляемой США стратегии «интегрированного сдерживания» набирающего силу Китая10.

Естественно, что подобное развитие событий вызывает недовольство китайской стороны. На новое соглашение Филиппин с США Китай отреагировал достаточно резко. Мао Нин, представитель министерства иностранных дел Китая, обвинил США в «обострении региональной напряженности и угрозе региональному миру и стабильности» и сказал, что другие страны региона должны опасаться «использования» США, которые усиливают свое военное присутствие в регионе «из собственных эгоистичных интересов»11. А что касается Филиппин, то они должны позаботиться о балансировании своих отношений с обеими странами. Однако Китай вместо укрепления взаимодействия с Филиппинами, на которое рассчитывало руководство страны (свой первый официальный зарубежный визит как новый президент Ф. Маркос-младший совершил в Пекин в январе 2023 г.), пошел на обострение конфликта в Южно-Китайском море.

Вряд ли, можно считать простым совпадением тот факт, что спустя всего несколько дней после визита министра обороны США Ллойда Остина на Филиппины, Китай, по мнению официальных лиц страны, совершил провокационную акцию против филиппинского корабля береговой охраны, использовав лазерное оружие, чтобы ослепить команду судна, находящегося вблизи оспариваемой второй отмели Томаса в ЮКМ, что спровоцировало новый виток напряженности в китайско-филиппинских отношениях. Ф. Маркос-младший вызвал главного посланника Китая, чтобы выразить «серьезную озабоченность» по поводу беспрецедентного инцидента. Власти Китая попытались вначале преуменьшить его значение, настаивая на том, что персонал китайской береговой охраны вел себя «профессионально и сдержанно», но затем обвиняли Филиппины во «вторжении» в китайские воды, что вызвало крайне негативную реакцию филиппинского руководства. Некоторые филиппинские эксперты даже предложили правительству рассмотреть вопрос о применении Договора о взаимной обороне (МБТ) с США в ответ на то, что они назвали «актом агрессии»12.

В свою очередь, Государственный департамент США не преминул поддержать протест Филиппин и отреагировал на «лазерный» инцидент, заявив, что «опасное оперативное поведение Китая напрямую угрожает региональному миру и стабильности» и «подрывает основанный на правилах международный порядок». Было заявлено о том, что США будет защищать Филиппины, союзника по договору, если филиппинские вооруженные силы, самолеты и корабли подвергнутся атаке в Южно-Китайском море13.

Выступая перед филиппинскими военнослужащими, Ф. Маркос призвал их быть бдительными, поскольку внешняя угроза безопасности страны становится все более «сложной» и «непредсказуемой» Он отметил, что филиппинская армия переключила свое внимание с борьбы с мусульманскими и коммунистическими повстанцами и другими внутренними угрозами на внешнюю оборону на фоне давних территориальных споров в Южно-Китайском море14.

Эта проблема обсуждалась в ходе визита президента Филиппин в Пекин в январе 2023 г. Однако поездка, от которой ждали конкретных результатов, не привела к какому-либо серьезному прорыву в нерешенных вопросах, связанных с их спорами в ЮКМ. Две страны не смогли договориться о каких-либо конкретных сделках по снижению напряженности на море и/или совместной разведке энергетических ресурсов в спорных районах.

Но было бы преждевременным делать вывод о том, что Филиппины сделали окончательную ставку на США в защите своего сувенирная и продвижения национальных интересов. С одной стороны, президент Фердинанд Маркос-младший, зная, что большинство филиппинцев недовольны Китаем из-за его действий в Южно-Китайском море, хочет показать своему народу, что он не будет так дружен с Си Цзиньпином, как его предшественник Р. Дутерте. Исследовательский центр АСЕАН при Институте изучения стран Юго-Восточной Азии в Сингапуре в своем отчете от 9 февраля 2023 г. опубликовал следующие цифры: почти 79% филиппинцев предпочли бы Америку Китаю, что отражает преобладающие проамериканские настроения в обще-стве15. Ф. Маркос занял бескомпромиссную позицию в спорах с Китаем в ЮКМ. Филиппины, скорее всего, еще больше развернутся в сторону США, если напряженность с Китаем возрастет, и он продолжит расширять свое присутствие в ЮКМ и претендовать на территории в исключительной экономической зоне Филиппин.

С другой стороны, внешняя политика Ф. Маркоса-младшего может оказаться непоследовательной и изменчивой, если учесть тот факт, что еще во время своей избирательной кампании он выступал за диалог с Китаем, считая это единственным способом предотвратить вооруженную конфронтацию в регионе. Он предупреждал, что использование военного союза Филиппин с Соединенными Штатами для защиты суверенных прав страны в ЮКМ ведет к катастрофе, и, придя к власти, первоначально сделал ставку на Китай, которого он назвал «самым сильным партнером» Филиппин в восстановлении экономики после пандемии.

Экономическое сотрудничество с Китаем является явным приоритетом для Маркоса. В условиях растущего государственного долга и большого количества незавершенных инфраструктурных проектов он крайне заинтересован в привлечении китайских инвестиций. Во время поездки Маркоса в Пекин было заключено множество новых соглашений о сотрудничестве. Осознавая, что филиппинская экономика зависит от торговли с Китаем, и что вооруженные силы страны слабы, он пытается убедить Китай в том, что предпринимаемые им усилия по укреплению оборонного потенциала не направлены против Пекина.

К тому же при проведении своего внешнеполитического курса Ф. Маркос должен учитывать и наличие в стране внутренней оппозиции, представленной прокитайски настроенными представителями правящей элиты. К последним относится и сестра президента, сенатор Марии Имельды «Ими» Маркос. Будучи сторонницей теплых отношений с Китаем, она публично раскритиковала высокопоставленных чиновников министерства обороны за предоставление американским военным доступа к базам вблизи Тайваня, заявив, что такой шаг может спровоцировать ненужный конфликт с КНР. По ее мнению, «очевидно, что соглашение по EDCA направлено на эскалацию напряженности в Тайваньском проливе, что не в интересах Филиппин в Западно-Филиппинском море»16.

Она не одинока в этом вопросе. Ее позицию разделяют и представители местной власти, в частности губернаторы провинций Кага-яна и Исабелы, где планировалось разместить американских военных на ротационной основе. Они выступили против решения Ф. Маркоса, аргументируя свое мнение опасениями по поводу наличия угрозы быть втянутыми в конфликт, если таковой возникнет, между США и Китаем из-за Тайваня. «Я сказал им, что не хочу, чтобы какая-либо часть провинции использовалась для какого-либо наступления на какую-либо нацию, расположенную рядом с нами. Мы не хотим ссориться с нашими соседями», — заявил губернатор Кагаяна Мануэль Мамба. С ним солидарен и губернатор Исабелы Родольфо Альбано III: «У нас хорошие отношения с Китаем, верно? Зачем нам это портить?»17 Учитывая эти настроения, филиппинские военные приняли решение отказаться от совместных учений с Пентагоном в северных частях страны.

Само же высшее руководство страны, несмотря на перспективу углубления оборонных отношений с США и его партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе, не уверено в том, что они смогут помочь Фи-

липпинам быстро развить базовую инфраструктуру и модернизировать недостаточно оснащенные национальные вооруженные силы18. Пока неясно, готовы ли США предоставить передовую военную технику по доступной цене в обмен на доступ к филиппинским базам. К тому же филиппинские власти опасаются того, что любой резкий поворот в сторону США может привести к оттоку потенциальных китайских инвестиций19, что будет иметь крайне негативные экономические последствия в условиях, когда ни США, ни другие западные державы еще не дали гарантий, что смогут компенсировать эти инвестиционные потери.

Нельзя исключать того, что в ближайшие годы во внешней политике Филиппин могут произойти новые повороты. Последние два десятилетия показывают, что страна имеет тенденцию резко колебаться между соперничающими сверхдержавами в зависимости от внутриполитических условий и предпочтений правящей элиты. Сегодня Филиппины по мере роста напряженности в ЮКМ зависят в стратегическом плане от США, которые используют их заинтересованность для укрепления своего военного присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе. Однако такое сближение с США угрожает не только нарастанием политических противоречий с Китаем с серьезными экономическими последствиями для Филиппин, но и появлением риска быть втянутым в военный конфликт между сверхдержавами, особенно в случае вооруженной конфронтации из-за Тайваня. Это заставляет Филиппины искать компромисс, пытаясь балансировать между США и Китаем в интересах собственной безопасности, проводя политику хеджирования. Ф. Маркос будет стремиться максимизировать объем торговли, помощи и политической поддержки, которую Филиппины могут получить от Китая и Соединенных Штатов, не вызывая отчуждения какой-либо державы20.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

РОГОЖИНА Наталия Григорьевна, доктор политических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 05.04.2023; одобрена после рецензирования 12.04.2023; принята к публикации 28.04.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalia G. ROGOZHINA, DSc (Politics), Chief Researcher, IMEMO RAS, Moscow, Russia

The article was submitted 05.04.2023;

approved 12.04.2023;

accepted to publication 28.04.2023.

1 Philippines reveals more bases US troops can use. URL: http://asianews.network/philippines-reveals-more-bases-us-troops-can-use/

2 Greater US access to Philippine bases hurts regional stability: China. The Jakarta Post. February 2, 2023. URL: http://www.thejakartapost.com/world/2023/02/02/greater-us-access-to-philippine-bases-hurts-regional-stability-china.html

3 Rebecca Ratcliffe and Helen Davidson. US seals crucial military deal with the Philippines close to China flashpoints. The Guardian, 2 Feb 2023. URL:

http://www.theguardian.com/world/2023/feb/02/us-seals-crucial-military-deal-with-the-philippines-close-to-china-flashpoints

4 Rebecca Ratcliffe and Helen Davidson. US seals crucial military deal with the Philippines...

5 Greater US access to Philippine bases hurts regional stability: China.

6 Cliff Venzon. Philippine defense chief says U.S. base deal not aimed at war. Nikkei Asia. March 3, 2023. URL: http://asia.nikkei.com/Politics/Defense/Philippine-defense-chief-says-U.S.-base-deal-not-aimed-at-war

7 Rebecca Ratcliffe and Helen Davidson. US seals crucial military deal with the Philippines.

8 Richard Javad Heydarian. Philippines opening wider to US troops and arms The Asia Times. February 2, 2023. URL: https://asiatimes.com/2023/02/philippines-opening-wider-to-us-troops-and-arms/

9 Philippine President Marcos defends US military presence as China warns of 'abyss of geopolitical strife. South China Morning Post. 22 Mar 2023. URL: //www.scmp.com/news/asia/ southeast-asia/article/3214462/philippine-president-marcos-defends-us-military-presence-china-warns-abyss-geopolitical-strife

10 Richard Javad Heydarian. Philippines paving the way toward a new Quad. Asia Times, February 28, 2023. URL: https://asiatimes.com/2023/02/philippines-paving-the-way-toward-a-new-quad/

11 Rebecca Ratcliffe and Helen Davidson. US seals crucial military deal with the Philippines.

12 Richard Javad Heydariah. China-Philippine relations on a hot laser's edge. Asia Times. February 17, 2023. URL: //asiatimes.com/2023/02/chi na-philippine-relations-on-a-hot-lasers-edge/ 13. Philippines launches strategy of publicizing Chinese actions in South China Sea. South China Morning Post .8 Mar 2023. URL: //www.scmp.com/news/asia/southeast-asia/article/3212838/ philippines-launches-strategy-publicising-chinese-actions-south-china-sea?module=perpetual_scroll_1&pgtype=article&campaign=3212838 Associated 3

14 Marcos says new military bases with US to be 'scattered' around the Philippines. The Straits Times, 22 March. 2023. URL: //www.straitstimes.com/asia/se-asia/marcos-says-new-military-bases-with-us-to-be-scattered-around-the-philippines

15 Collins Chong Yew Keat. Manila's New Geopolitical Push and Malaysia Must Step Up. Analysis. Eurasia Review. March 6, 2023. URL: //www.eurasiareview.com/06032023-manilas-new-geopolitical-push-and-malaysia-must-step-up-analysis/

16 Cliff Venzon. Philippine defense chief says U.S. base deal not aimed at war. Nikkei Asia. March 3, 2023. URL: //asia.nikkei.com/Politics/Defense/Philippine-defense-chief-says-U.S.-base-deal-not-aimed-at-war

17 Cagayan, Isabela governors not keen on hosting EDCA sites Feb 3, 2023. URL: //www.cnnphilippines.com/news/2023/2/3/cagayan-isabela-gov-not-keen-edca-sites.html

18 Richard Heydarian. Philippines' move towards US is unlikely to be the last twist in Manila's foreign policy. South China Morning Post 15 March 2023. URL:

https://www.scmp.com/comment/opinion/article/3213365/philippines-move-towards-us-unlikely-be-last-twist-manilas-foreign-policynes' move towards US is unlikely to be the last twist in Manila's foreign policy

19 Richard Heydarian. Philippines' move towards US is unlikely to be the last twist.

20 Luke Lischin. Marcos is no silver bullet for the US-Philippines alliance. East Asia Forum. 25 September 2022. URL: //www.eastasiaforum.org/2022/09/25/marcos-is-no-silver-bullet-for-the-us-philippines-alliance/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.