Научная статья на тему 'Роль Федерального казначейства в исполнении обязанностей по уплате таможенных платежей'

Роль Федерального казначейства в исполнении обязанностей по уплате таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
КАЗНАЧЕЙСТВО / БЮДЖЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ / ИСПОЛНЕНИЕ / TREASURY / BUDGET / FEDERAL / EXECUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казимиров Алексей Дмитриевич

На сегодняшний день, роль Федерального казначейства в осуществлении бюджетного процесса очень велика, в связи с тем, что данный орган исполнительной власти наделён полномочиями по исполнению бюджетных статей, полномочиями по осуществлению управления всеми доходами и расходами федерального бюджета, а также всеми другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в области ведения Правительства РФ. Кроме того, со стороны Казначейства осуществляется также и распоряжение средствами, которые числятся на соответствующих счетах в банковских организациях.Today, the role of the Federal Treasury in the implementation of the budget process is very large, due to the fact that this Executive authority is vested with the authority to execute budget items, the authority to manage all revenues and expenditures of the Federal budget, as well as all other centralized financial resources that are under the jurisdiction of the Government of the Russian Federation. In addition, the Treasury also manages funds that are registered in the corresponding accounts in banking organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Федерального казначейства в исполнении обязанностей по уплате таможенных платежей»

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

THE ROLE OF THE FEDERAL TREASURY IN THE PERFORMANCE OF DUTIES ON PAYMENT OF CUSTOMS PAYMENTS

УДК-33

Казимиров Алексей Дмитриевич

магистрант 2 курса

Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Alexey Kazimirov alexthehedgehog@mail .ru

Аннотация

На сегодняшний день, роль Федерального казначейства в осуществлении бюджетного процесса очень велика, в связи с тем, что данный орган исполнительной власти наделён полномочиями по исполнению бюджетных статей, полномочиями по осуществлению управления всеми доходами и расходами федерального бюджета, а также всеми другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в области ведения Правительства РФ. Кроме того, со стороны Казначейства осуществляется также и распоряжение средствами, которые числятся на соответствующих счетах в банковских организациях.

Annotation

Today, the role of the Federal Treasury in the implementation of the budget process is very large, due to the fact that this Executive authority is vested with the authority to execute budget items, the authority to manage all revenues and expenditures of the Federal budget, as well as all other centralized financial resources that are under the jurisdiction of the Government of the Russian Federation. In addition, the Treasury also manages funds that are registered in the corresponding accounts in banking organizations.

Ключевые слова: Казначейство, бюджет, федеральный, исполнение Keywords: Treasury, budget, Federal, execution

Федеральное казначейство отвечает, как за организацию исполнения, так и за само осуществление исполнения статей федерального бюджета, а также, в

случае заключения соответствующих соглашений - также занимается обслуживанием бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Данный орган осуществляет операции со средствами бюджета, производит открытие и закрытие счетов для зачисления и/или выдачи средств бюджета в ЦБ РФ и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство РФ играет ключевую роль в организации и осуществлении контроля за ходом исполнения бюджета. Являясь одними из представителей государственных интересов, органы Федерального Казначейства осуществляют контроль действий всех участников процесса исполнения бюджета. Они производят наблюдение за целевым использованием бюджетных средств, а также выясняют уровень обоснованности распределяемых объемов финансирования и степень соответствия реализуемых на эти средства мероприятий - изначальным целям бюджетных ассигнований. В связи с описанными выше задачами становится очевидной одна из главных задач Федерального Казначейства РФ (помимо распределения и перераспределения бюджетных средств) - формирование финансовых ресурсов бюджета, которое, помимо налоговых отчислений, взносов и уплаты штрафов, пеней и иных мер взыскательного характера производится также за счет уплаты таможенных платежей. Однако, не всегда очевидна связь поступлений средств с уплаты таможенных платежей, как элемента формирования бюджетных средств, с прямым осуществлением обслуживания статей бюджета со стороны Федерального Казначейства РФ. На данном этапе развития системы контроля бюджетных отношений со стороны органов государственного финансового контроля на территории РФ существует такое значительное упущение со стороны органов законодательной власти, как неполное раскрытие информации о деятельности органов Федерального казначейства в сфере обеспечения исполнения обязанностей подконтрольных объектов по уплате таможенных платежей. На данный момент, в нормативной документации описывается лишь механизм взаимодействия таможенных органов со счетами Федерального казначейства РФ, однако, в данных актах детально не прописывается место органов Федерального казначейства РФ в системе взимания таможенных платежей, что свидетельствует о неполноценности сведений о полномочиях данного органа исполнительной власти в сфере осуществления бюджетных отношений.

В качестве меры решения данной проблемы необходимо создание дополнительных статей таможенного и бюджетного законодательства, подробно описывающих аспекты деятельности органов Федерального казначейства в данной сфере. По этой причине - в данной работе ниже будет более подробно раскрыта суть роли Федерального казначейства в данном вопросе.

Уплата всех таможенных сборов осуществляется на счета Федерального казначейства исключительно в валюте Российской Федерации. Если после осуществления регистрации таможенной декларации в ходе проверки была также осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, напрямую оказывающих влияние на величину таможенных сборов за осуществление таможенных операций - сумма таможенных сборов, заявленная в ходе декларирования товаров изначально, не подвергается пересчёту, а дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции, в свою очередь, не производятся. В качестве решения данной проблемы необходимо введение и обеспечение нормативного регулирования дополнительных процедур пересчёта общей суммы таможенных сборов, с учётом вносимых поправок в сведения об их величине (возможно создание некоего алгоритма, по которому будет производиться корректировка итоговой суммы), что повлечёт за собой последующее взыскание и возврат сумм таможенных платежей за операции.

Согласно статье 30 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по осуществлению уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, полномочия по взиманию которых были возложены на таможенные органы, считается исполненной в полной мере только в том случае, если размер указанных денежных средств - не менее суммы исчисленных и подлежащих к уплате таможенных пошлин, налоговых и других видов платежей:

1) с момента осуществления зачисления денежного залога (в случае если такое зачисление производится по инициативе лица, уплатившего залог - с момента получения таможенным органом соответствующего распоряжения о таком зачете в отношении определенных видов и сумм таможенных пошлин, налогов и других платежей в отношении определённых товаров;

2) с момента осуществления полной идентификации сведений, содержащихся в распоряжении о переводе денежных средств на счет Федерального казначейства РФ, со сведениями, включенными в электронный документ, представляющий собой факт совершения операции по переводу денежных

средств с помощью программных и/или технических средств, оператором которой является оператор таможенных платежей - на счет Федерального казначейства РФ;

3) по наступлению момента списания на основании составленного поручения таможенного органа на осуществление бесспорного взыскания денежных средств со счетов плательщика в банковской организации;

4) с момента поступления на счет Федерального казначейства РФ в счет выплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей - денежных средств в случае их перечисления:

а) банком, государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", Евразийским банком развития в соответствии с банковской гарантией;

б) поручителем, назначенным в соответствии с договором о поручительстве;

в) территориальным органом федерального органа исполнительной власти, наделённым полномочиями по осуществлению функции обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц, выполняющим правоприменительные функции, в том числе и функции по контролю и надзору в конкретной сфере деятельности;

г) объединением-гарантом в случаях, предусмотренных статьей 76 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

д) банком (в случае исполнения поручения таможенного органа по переводу электронных денежных средств);

5) с момента начисления денежных средств на счет Федерального казначейства РФ в случае взыскания таможенных пошлин, налогов и других платежей - за счет залога имущества, принятого таможенным органом в качестве финансового обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных пошлин, а также обеспечения исполнения обязанности юридического лица, ведущего деятельность в области таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора.

Обращая внимание на статью 116 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О таможенном регулировании в Российской Федерации", также можно обособить тот факт, что в порядке и формах уплаты таможенных пошлин и налогов особое внимание уделяется предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной

компенсационной пошлинам. Они установлены Комиссией Таможенного союза, и их уплата также производится напрямую на счет Федерального казначейства РФ. В случае, если по результатам расследования, предшествовавшего введению особых защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для их введения отсутствуют, уплаченные суммы подлежат возврату плательщику в особом порядке, установленном данным Федеральным законом. В том случае, если по результатам указанного расследования было принято соответствующее решение о применении особых защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, суммы данных видов пошлин подлежат начислению на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.

Зачисление всех доходов на лицевые счета органа Федерального Казначейства РФ происходит ежедневно, подтверждением чему служит наличие выписки банка по каждому лицевому счету с приложением копий платежных документов. Главная задача казначейства состоит в обеспечении проведения учета и распределения всех поступающих сумм по видам налогов и платежей. Соответственно, по сведениям каждого платежного документа происходит учёт вида и суммы налога. Все виды поступающих налогов, платежей и иных поступлений систематизированы и имеют чёткую кодификацию в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Согласно идентификационному коду, производится учет и формирование ежедневного отчета о суммах доходов, поступивших в федеральный бюджет. Регулирующие налоги и платежи учитываются в отдельной статье, так как требуют распределения. Распределение всех налоговых сумм четко регламентировано в законе о бюджете на соответствующий год. В том случае, когда центральный аппарат или территориальные органы управления Федерального казначейства РФ осуществляют исполнение помимо федерального бюджета также бюджетов субъектов РФ и/или местных бюджетов, то в соответствии с этим, текущий перечень распределяемых налогов может быть расширен. Все поступившие платежи распределяются согласно утвержденным на законодательном уровне нормам. Итогом такого распределения за каждый отдельно взятый день являются суммы, предназначенные к последующему зачислению в бюджеты соответствующего уровня. Орган федерального казначейства подготавливает платежные поручения, в которых в качестве плательщика средств выступает казначейство, а в качестве получателя - финансовый орган со стороны исполняемого бюджета, или же казначейство - от лица федерального бюджета.

Следует также отметить, что органы Федерального казначейства в ходе осуществления исполнения бюджета по налогам выступают в качестве плательщика и получателя средств в одно и то же время. Различаются только лицевые счета: происходит списывание суммы с лицевого счета балансового счета №240101, а зачисление средств происходит на лицевом счете балансового счета №40102. Однако, данная операция не может быть осуществлена органами казначейства по внутреннему бухгалтерскому учету, так как процесс исполнения федерального бюджета осуществляется на счетах Федерального казначейства РФ в банках.

В числе обязательств органов Федерального казначейства присутствует обязательное представление платежных поручений на перечисление средств по соответствующим уровням бюджетов не позднее даты, следующей за датой получения выписки из банка на зачисление регулирующих налогов. Далее банк принимает платежные поручения со стороны органа казначейства и производит последующее списание средств в пределах остатка по лицевому счету. Поступления налогов не являются равномерными по дням месяца. Вместе с этим, в установленном порядке осуществляются возвраты ранее зачисленных сумм, поэтому могут возникнуть ситуации, когда по отдельным видам налогов может возникнуть отрицательный остаток (сальдо). Сумма поступивших налогов, таможенных пошлин и платежей на любой отдельно взятой территории может быть не всегда пропорциональна количеству платежных документов. Общий размер доходов зависит напрямую от объемов хозяйственной деятельности предприятий-налогоплательщиков. По территориям субъектов РФ доходы собираются неравномерно, а их количество зависит от уровня научно-производственного потенциала каждого отдельно взятого региона.

Подводя краткий итог анализа проблемы роли Федерального казначейства РФ именно в сфере обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей, необходимо отметить одну ключевую особенность системы таможенного регулирования правоотношений субъектов - участников внешнеэкономической деятельности. Все действия данных лиц обособлены, с помощью следующих факторов применения мер таможенного тарифного и нетарифного регулирования:

• Необходимостью уплаты тех или иных таможенных платежей,

• Необходимостью соблюдения ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой экономической деятельности.

Таким образом, можно обособить последовательность элементов единой системы поддержания экономического равновесия Российской Федерации, рассмотрев 2 ключевых её элемента - таможенное регулирование, осуществляемое с помощью взимания таможенных платежей, и роль Федерального казначейства, осуществляющего их перечисление в бюджеты соответствующих уровней. Таможенная политика государства играет ключевую роль в сфере развития экономических отношений РФ с другими странами. Правильно выстроенная схема налоговой системы в области осуществления внешнеэкономической деятельности, её внутренняя структура, а также выбранные цели текущей налоговой политики оказывают значительное влияние как на функционирование экономической системы в целом, так и на все макроэкономические показатели развития внутри страны, а значит и на степень заинтересованности в осуществлении предпринимательской деятельности юридических и физических лиц. Уплата и зачисление таможенных платежей, в свою очередь, являются одними из основных факторов поддержания регулирования осуществления бюджетного процесса государства. Вся информация, являющаяся правовой основой по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Таможенного союза.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что деятельность Федерального казначейства РФ в области осуществления формирования средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе и за счет начисляемых таможенных платежей, оказывает существенное влияние на поддержание системы перераспределения доходов государства и последующего направления их на реализацию наиболее приоритетных целей и задач социально-экономического развития страны, однако, вместе с этим становится очевидной и отрицательная сторона проведённого анализа деятельности данного органа исполнительной власти в этой сфере - недостаточное регламентирование процессов осуществления контроля таможенных платежей со стороны органов исполнительной власти. В качестве меры разрешения данной проблемы необходимо более подробное освещение информации о самом механизме перечисления денежных средств, их поступлении на счета Федерального казначейства, процесс взаимодействия с ЦБ РФ и иными кредитными организациями, руководствующимися его инструкциями, а также инструкциями Минфина РФ.

Литература

1. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-Ф3 (ред. от 28.11.2018) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Статья 117. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-Ф3 (ред. от 28.11.2018) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Статья 116. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов

3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Раздел II. Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины Глава 6. Общие положения об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин Статья 30. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

4. Приказ Минфина России от 18.12.2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»

5. Кулумбекова Т.Е. (2012). Особенности исчисления и уплаты таможенных платежей по законодательству Таможенного союза // Вестник СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. Владикавказ.

6. Бадулин О. Обеспечение уплаты таможенных платежей // «Право и экономика» 2010.

7. .Король Е.А. Отражение операций по расходам на лицевых счетах Федерального казначейства // Бюджетный учет. - 2008. - №7.

8. Дементьев, Д.В. Бюджетная система РФ: учеб. пособие: рек. УМО по образованию для студентов / Дементьев Д.В., Щербаков В.А. - 2-е изд. стереотип. - М.: КноРус, 2009.

Literature

1. Federal law of 27.11.2010 N 311-FZ (as amended on 28.11.2018) "About customs regulation in the Russian Federation" Article 117. Fulfillment of the obligation to pay customs duties and taxes;

2. Federal law of 27.11.2010 N 311-FZ (as amended on 28.11.2018) "About customs regulation in the Russian Federation" Article 116. Procedure and forms of payment of customs duties and taxes

3. Federal law of August 3, 2018 N 289-FZ "on customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" Section II. Customs payments, special, anti-dumping, countervailing duties Chapter 6. General provisions on payment of customs payments, special, anti-dumping, countervailing duties Article 30. Fulfillment of the obligation to pay customs duties, taxes and other payments, the collection of which is entrusted to the customs authorities;

4. The order of the Ministry of Finance of Russia dated 18.12.2013, No. 125n "On approval of accounting by the Federal Treasury of receipts in budgetary system of the Russian Federation and their distribution between budgets of budgetary system of the Russian Federation»

5. Kulumbekova T. E. (2012). Features of calculation and payment of customs payments under the legislation of the Customs Union // Bulletin of the North Ossetian state University named after K. L. Khetagurov. Social science. Vladikavkaz.

6. Badulin O. Ensuring payment of customs payments / / "Law and Economics" 2010.

1. 7.. Korol E. A. Reflection of operations on expenses on personal accounts of the Federal Treasury // Budget accounting. - 2008. - №7.

7. Dementiev, D. V. Budget system of the Russian Federation: textbook. manual: REC. UMO on education for students / Dementiev D. V., Shcherbakov V. A.-2nd ed. stereotype. - Moscow: KnoRus, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.