Научная статья на тему 'Роль этноспорта в подготовке компетентного учителя физической культуры в поликультурной образовательной среде'

Роль этноспорта в подготовке компетентного учителя физической культуры в поликультурной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСПОРТ / ETHNOSPORT / ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ / TRADITIONAL GAMES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дауров Аслан Маметбиевич

Рассмотрен этноспорт как один из компонентов подготовки учителей физической культуры к будущей профессии. Выявлена проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этно-педагогической, и предложены способы ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дауров Аслан Маметбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ETHNOSPORTIN THE PREPARA TION OF THE COMPETENT TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN THE POLYCULTURAL EDUCA TIONAL ENVIRONMENT

Ethnosport is considered as one of the components of the training of physical education teachers for the future profession. The problem of the formation of a personality capable of successfully functioning in conditions of a heterogeneous ethnic environment with a high level of ethnocultural, including ethno-pedagogical, has been revealed, and methods for its solution have been proposed.

Текст научной работы на тему «Роль этноспорта в подготовке компетентного учителя физической культуры в поликультурной образовательной среде»

Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., delphin87@,inbox.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД РФ им. И. Д. Путилина,

Грачев Александр Сергеевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

STUDY OF PECULIARITIES OF STUDENTS MOTIVA TION TO PHYSICAL CULTURE E.V. Gavrishova, L.N. Voloshina, A.A. Tretyakov, A.S. Grachov

The motivation for the physical activity of students oriented to success and avoiding failures has been diagnosed. The dominant motives for each subgroup of students are determined. It is established that the study of the peculiarities of the type of motivation of students for physical training influences the construction of technology of involving them in active motor activity, which positively affects complex health indicators.

Key words: motives, needs, achievement motivation, success motivation, failure avoidance motivation, physical training motives.

Gavrishova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, gavrishova. alena@gmail. com, Russia, Belgorod, Belgorod Institute of Education Development,

Voloshina Lyudmila Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, voloshina l@bsu. edu. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University,

Tretyakov Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, delphin8 7@inbox. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University,

Grachov Alexander Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, grarook@mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University

УДК 796.011

РОЛЬ ЭТНОСПОРТА В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

А.М. Дауров

Рассмотрен этноспорт как один из компонентов подготовки учителей физической культуры к будущей профессии. Выявлена проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этно-педагогической, и предложены способы ее решения.

Ключевые слова: этноспорт, традиционные игры, компетентность, этнопедагогическая компетентность, физическая культура, будущий учитель, образовательная среда.

Последние десятилетия педагоги, социологи и политологи отмечали оживление этнических и межнациональных проблем, рост национального самосознания, обращали внимание общественности на сложные проблемы

соотношения общечеловеческих и национальных ценностей в современном мире. В связи со сложностью межнациональных отношений в России в настоящее время резко выросла потребность в познании своих корней и истоков.

Вопросы формирования российского общества упорно выдвигают на первый план проблемы квалифицированного образования. Чем дальше государство шагает по пути политических, экономических и социальных преобразовании, тем ярче демонстрируется значимость успехов во многих областях образования [7, 8].

Первостепенной задачей нынешнего образования считается формирование личности студента, способного решать множество задач, связанных с обучением, воспитанием и оздоровлением человека. В нынешнее время, особую роль приобретает разработка эффективных решений профессиональной подготовки учителей физической культуры, способная, более эффективно и рационально организовать учебно-воспитательную работу [9].

Многочисленные работы показывают, что в нынешней ситуации образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои истоки и тем, самым мог определить место, которое он занимает в обществе, и, c другой - воспитать уважение к другим культурам. Решению этой двуединой сложной задачи способствует этнокультурное образование. В условиях многонациональной и многоконфессиональной России формирование компетентного учителя физической культуры готового функционировать в поликультурной среде приобретает важное значение. Приобщение учащихся к общекультурным ценностям, формирование межнациональных отношении гарантируется этнокультурным образованием учащихся и в большой степени зависит от степени этнокультурной подготовленности учителя. Стремление будущего учителя к профессиональной деятельности в поликультурном пространстве образовательного учреждения выступает нестандартным условием педагогической поддержки развития этнокультурной личности учащегося. Восстановление и сохранение духовных ценностей отдельного народа, их использование в этническом и культурном развитии новых поколений заставляет учителя максимально разумно и педагогически рационально организовывать учебно-воспитательный процесс в многонациональном регионе [9].

В обыденной речи и литературе компетентным называют человека, который в силу своей осведомлённости и (или) полномочий имеет право решать что-либо, судить о чем-либо, является специалистом в какой-то области (avec compétence - сделано профессионально). В данной работе мы говорим об этнопедагогической компетентности. Под этнопедагогической компетентностью мы понимаем совокупность определённых знаний, умений и навыков о народе, а именно знаний этноспорта и традиционных видов физической активности, которые позволяют сформировать у

учащихся такие нравственные ценности, как патриотизм, толерантность, справедливость, взаимоуважение, дают возможность приобщить человека к ценностям других народов и сформировать у них гражданскую ответственность. Следует отметить, что на сегодняшний момент многие учёные (А.В. Кайсарова, Л.А. Агеева, Т.А. Левченко и др.), рассматривают этнопедагогическую компетентность как один из главных компонентов профессиональной культуры современного педагога, что связано с нынешней социокультурной обстановкой, с особенностями и противоречиями развития многонационального и поликультурного российского гражданского общества [1, 4, 10].

В эпоху глобализации, одним из наиболее значимых вопросов общества является, тема о сохранении культуры. Культура любого этноса, представляет собой особое редкое самобытное синкретичное целое. Она изображается в языке, традициях, обычаях, труде, физической культуре, в том числе в этнических играх. Этнические игры и состязания всегда занимали особое место в физическом воспитании народов мира. В нынешнее время на мировом уровне обозначились тенденции, характеризующие стремление этносов сохранить и приумножить свою самобытность, выделить неповторимость и редкость своей культуры и психического склада, ростом осознания своей принадлежности к определенному этносу - национального самосознания и этнической идентичности. Прошедший форум (с 17 по 8 февраля 2018 г) в Турции «Возрождение традиционных видов спорта» подтвердили актуальность этнических игр на международном уровне. Чем вызван такой интерес к этническим играм? На чём он основан? На наш взгляд, это обусловлено оживлением процессов этнического самоопределения, ростом национального самосознания и новыми вызовами общества. Под этническими играми в научной литературе принято понимать этноспорт. Этноспорт (народные виды спорта, национальные виды спорта, традиционные виды спорта) - это формы традиционных игр и состязаний, являющихся телесным и духовным выражением адаптации человека к природной и культурной среде, специфической телесной моторики, которая служит механизмом воспроизводства идентичности этнокультурной общности [6].

Этноспорт и традиционные игры - это форма сохранения игрового наследия, выражает собой систему восстановления навыков этнодвигательности, характерных традиционному образу жизни и потерянных в условиях урбанизации [5].

Одной из важнейших поведенческих и педагогических функции, особенно на первых этапах жизни, является игра. Играя, индивид получает не только удовольствие, но и создаёт определённую модель проблемы, ситуации, общества. Моделируя, проигрывая различные обстоятельства, ребёнок внутренне готовится к решению аналогичных задач в реальной жизни. Именно поэтому один из основных моментов подготовки учителя

физической культуры является работа следующих направлений:

1) игровая работа с детьми. Здесь понятия игры определяется в привычном для нас понимании;

2) изучение детьми и обучение детей этноспорту на занятиях по физической культуре.

В настоящее время это очень актуально, утеряны многие прекрасные игры этносов народов России.

Физические упражнения и игры, создаваемые сами народом, изменялись в зависимости от условий жизни и передавались из поколения в поколение.

Игры и физические упражнения народов нашей страны представляют собой богатый резерв для массового развития физической культуры, особенно среди сельского населения. Роль этнонациональной физической культуры, которая складывалась веками, имеет, как теоретическое, так и практическое значение. Состав средств этноспорта тесно связан с трудовой и военной практикой, бытовой культурой, психологическим складом народов, географической средой. Следует отметить, что этнические игры и физические упражнения имеют значительную общность со всеобщей физической культурой, многие упражнения и игры идентичны у многих этносов. «Игры и борьба с быками, метание аркана в цель культивировались почти у всех народов. В тоже время существуют специфические упражнения и игры характерные только для отдельных народов. Так, у народов Кавказа бег в гору и по склону, прыжки в длину с шестом, скольжение на копытах коня после резкой его остановки и т. д. Для коренных жителей севера характерны бег на снежной целине, метание топора, прыжки через нарты и т. д. Игры для каждого этноса являются важнейшим компонентом его культуры, истории и философии. Они представляют собой универсальный способ реализации мечты каждого человека о самосовершенствовании - возможности быть смелым, быстрым, ловким, интеллектуально и духовно богатым. И в этом заключается воспитательный, образовательный, оздоровительный и нравственный аспект этноспорта.

На сегодняшний момент в образовании недостаточно используется потенциал этноспорта.

Как отмечают многие учёные (А. Кыласов, В.И. Прокопенко, А.Н. Ким-Кимэн и др.) для развития этнических игр необходимы следующие меры:

- в вузах физкультурного профиля на факультетах физической культуры, где это возможно необходимо, создать кафедры по народным и национальным видам спорта;

- создать четкую вертикаль управления к народным, так и к национальным видам спорта народов России, разработка региональных спортивных классификаций и их объединение во Всероссийскую спортивную классификацию;

- разработка и в дальнейшем совершенствование правил соревнований по национальным видам спорта;

- проведение всероссийских и регионально научно-практических конференций по развитию национального спорта РФ;

- организация и проведения среди школьников соревнования по национальным видам спорта;

- подготовка научной, научно-методической, учебно-методической и учебной литературы по национальным видам спорта для студентов, обучающихся в вузах физкультурного профиля, и её финансирование [2, 3, 6].

Сказанное заставляет полагать, что в сфере подготовки будущего учителя физической культуры существуют необходимые предпосылки для применения этноспорта в профессиональной социально-педагогической деятельности. На сегодняшний момент в вузовской системе профессиональной подготовки учителей физической культуры недостаточно используется воспитательный, образовательный, оздоровительный и развивающий потенциал этноспорта. Студенты -будущие учителя физической культуры не готовы к эффективному использованию опыта этнопедагической культуры и традиционных игр в социально-педагогической практике.

Историческая память малочисленных этнических групп, как мы видим сегодня, «жива» или оживает, сегодня народы стремятся приобщиться к своему сакральному, в том числе и через традиционные виды двигательной активности, ведущие свое начало от языческих и религиозных праздников. Развития этноспорта находится в поле концепции «Спорт для всех», то есть в области воспитательной, рекреационной и образовательной практики для людей всех возрастов и возможностей. Каждый народ имеет свои национальные традиции и обычаи, отражающие нормы и традиции принятого в данном обществе поведения, передающиеся от поколения к поколению. Будучи представителем своего народа, каждый индивид является носителем огромного комплекса его этнических особенностей. Этноспорт способен оказывать воздействие на каждого человека, а через призму человека соответственно и на все общество в целом.

Список литературы

1. Кайсарова А.В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 22 с.

2. Ким-Кимэн А.Н. Концепция институционализации национальных видов спорта народов России // Человек, спорт, здоровье: материалы V Междунар. конгресса. СПб., 2011. С. 160-161.

3. Кыласов А.В., Гавров С.Н. Этнокультурное многообразие спорта // Энциклопедия систем жизнеобеспечения (EOLSS). Наука о спорте. М., 2011. С. 462-491.

4. Левченко Т.А., Агеева Л.Н. Этнопедагогическая компетентность как фактор культуры межнациональных отношений. URL: https: //cyberleninka.ru / article/n/etnopedagogicheskaya-kompetentnost-kak-faktor-vospitaniya - kultury - mezhnatsionalnyh - otnosheniy (дата обращения: 18.03.2018).

5. Магомедов Р.Р., Дауров А.М. Институционализация Этноспорта в профессиональном пространстве // Гуманитарные науки. 2015. №4 (32). С.166-168.

6. Прокопенко В.И. Место и роль национального спорта в жизнедеятельности народов Севера Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. 2012. № 7. С. 12-16.

7. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http:// vmo.rgub.ru/actual/strategy 2025.php (дата обращения: 18.03.2018).

8. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 18.03.2018).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега, 2014. 134 с.

10. Харитонова Ф.П. Формирование этнопедагогической компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2012. 451 с.

Дауров Аслан Маметбиевич, старший преподаватель, аспирант, [email protected], Россия, Ставрополь, Ставропольский государственный педагогический институт

THE ROLE OF ETHNOSPORTIN THE PREPARA TION OF THE COMPETENT TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

А.М. Dаurov

Ethnosport is considered as one of the components of the training of physical education teachers for the future profession. The problem of the formation of a personality capable of successfully functioning in conditions of a heterogeneous ethnic environment with a high level of ethnocultural, including ethno-pedagogical, has been revealed, and methods for its solution have been proposed.

Key words: ethnosport, traditional games, competence ethnopedagogical competence, physical culture, future teacher, educational environment.

Daurov Aslan Mametbievich, senior lecturer, post-graduate student, daurov-1990 @ mail.ru, Russia, Stavropol, Stavropol State Pedagogical Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.