Научная статья на тему 'Роль этноинтегрирующих и этнодифференцирующих образов природы в психокоррекционной работе с осужденными за насильственные преступления'

Роль этноинтегрирующих и этнодифференцирующих образов природы в психокоррекционной работе с осужденными за насильственные преступления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭТНОИНТЕГРИРУЮЩИЕ И ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ / CRIMINAL BEHAVIOR / ETHNOFUNCTIONAL CORRECTION / ETHNODIFFERENTIAL AND ETHNOINTEGRATIVE IMAGES OF NATURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чулисова Анна Павловна

восстановление этноинтегрирующих образов природы в процессе психологической коррекции личности у осужденных за насильственные преступления обусловливает положительные изменения особенностей их эмоциональной, когнитивной, а также нравственной сфер. Напротив, использование этнодифференцирующих образов природы отрицательно влияет на динамику данных психологических особенностей личности осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чулисова Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in this article is revealed that using of ethnointegrative images of nature during the process of psychological correction of persons convicted for violent crimes determines positive changes in emotional, cognitive and moral sphere of the person. On the contrary, using of ethnodifferential images of nature determines negative changes.

Текст научной работы на тему «Роль этноинтегрирующих и этнодифференцирующих образов природы в психокоррекционной работе с осужденными за насильственные преступления»

РОЛЬ ЭТНОИНТЕГРИРУЮЩИХ И ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИХ ОБРАЗОВ ПРИРОДЫ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

А. П. Чулисова

Аннотация: восстановление этно-интегрирующих образов природы в процессе психологической коррекции личности у осужденных за насильственные преступления обусловливает положительные изменения особенностей их эмоциональной, когнитивной, а также нравственной сфер. Напротив, использование этнодифференцирующих образов природы отрицательно влияет на динамику данных психологических особенностей личности осужденных.

Ключевые слова: криминальное поведение, этнофункциональная коррекция личности, этноинтегрирующие и этнодифференцирующие образы природы.

The summary: in this article is revealed that using of ethnointegrative images of nature during the process of psychological correction of persons convicted for violent crimes determines positive changes in emotional, cognitive and moral sphere of the person. On the contrary, using of ethnodifferential images of nature determines negative changes.

Key words: criminal behavior, ethno-functional correction, ethnodifferential and ethnointegrative images of nature.

Системный кризис современного этапа культурно-исторического развития России коснулся прежде всего нравственной основы социума. Разрушительные тенденции в нравственной сфере, системе социальных норм, пра-

вил, этических принципов, аморальное поведение, распространение ценностей криминальной субкультуры обусловливают аномию, рост криминализации общества [13, 20 и др.]. Как одно из опаснейших последствий сложившейся ситуации — рост не только количества насильственных преступлений, но и их рецидивов (за период с 2001 по 2009 год). В настоящий момент происходит увеличение рецидивов таких тяжких насильственных преступлений,как убийство, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, разбой и др. [17]. Статистические данные свидетельствуют о том, что применяемые в исправительных учреждениях ФСИН России методы воспитательной и психокоррекционной работы с осужденными за насильственные преступления недостаточно эффективны для вторичной профилактики преступного поведения. В связи с этим перед исследователями в области пенитенциарной психологии встает важнейшая задача поиска новых, более эффективных методов психокоррекционной работы с осужденными.

В пенитенциарной психокоррекции наиболее часто применяются методы когнитивно-поведенческой психотерапии, основанной на классической поведенческой теории, необихевиоризме, теории социального научения, когнитивном подходе, копинг-теории, нейропсихологии и т. д. [9, 15, 26 и др.]. Кроме

того, психологами УИС часто используются техники нейролингвистического программирования (в частности, транс-овое внушение), трансактный анализ, логотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия и т. п. [18, 19, 24 и др.].

Однако указанные методы психокоррекции не учитывают негативное влияние на личность современной культурно-исторической специфики, которая выражается в этнокультурной «мозаич-ности», неоднородности ментальности общества [27, 30 и др.]. Последствием такого воздействия может являться, в частности, рост личностной тревоги, которая, как показывают многочисленные криминально-психологические исследования, представляет собой психологическую основу возникновения криминального поведения [2, 4, 6, 15 и др.]. Тревога, поведение личности в широком смысле обусловлены рядом взаимосвязанных причин: этнокультурной «мозаичностью» общества, следствием которой является «культуршок» [36, 38, 39 и др.], нарушением эмоциональной связи с родной природой [10, 25, 27 и др.], воздействием криминальной субкультуры [1, 23] и др. Речь идет о разнородных социальных, культурных, природно-климатических, конфессиональных и других факторах, системно не учитывающихся в исследовании их влияния на личность и психологической коррекции преступного поведения.

В связи с этим исторически актуальной для исследования и коррекции личности преступника является этнофунк-циональная парадигма в психологии [27], учитывающая системно, на единой методологической основе все перечисленные факторы, влияющие на личность и ее поведение.

В инструментальном плане актуальными и продуктивными представляются методы этнофункциональной коррекции, опирающиеся на регулятивный потенциал изменения этнической функции пространственных (на момент обследования) и онтогенетических характеристик образной сферы личности, в частности образов природы. Образная сфера является интегральной характеристикой личности [11]. Следовательно, характеристики образной сферы могут обусловливать особенности эмоциональной, когнитивной, нравственной и других сфер личности [5, 7, 11, 16 и др.].

Образы природы, как показано в эт-нофункциональных исследованиях, взаимосвязаны с особенностями различных сфер личности; при этом подчеркивается ведущая роль в развитии личности отношения к родной природе, взятого в системной взаимосвязи с культурными, антропологическими, религиозно-этическими характеристиками этносре-ды [27]. Важность отношения к образам природы для развития личности и ее поведения в целом отмечается во многих исследованиях [10, 21, 35 и др.]. Исследователи указывают также на то, что общение с объектами природы может обусловливать существенные «преобразования образа мира личности» [14], формирование нравственных качеств [32] и связано с формированием правовых норм [21].

Важнейшая психическая структура, регулирующая психические процессы, состояния, поведение личности, — это самоконтроль [22]. Одним из показателей самоконтроля является когнитивный контроль эмоциональной сферы. По данным исследования Д.В. Сочивко и В.М. Литвишкова [26], из 300 осужденных

у 216 (72 %) нарушен самоконтроль, что может способствовать росту неконтролируемой тревоги (вследствие нарушения когнитивного контроля эмоциональной сферы). Вместе с тем важнейшим регулятором поведения личности выступает отношение к моральным ценностям, составляющее ее нравственную сферу. Нравственная сфера личности, в частности, регулирует ее отношение к праву, что может обусловливать наличие или отсутствие противоправного поведения [3, 12]. Недостаточно сформированный в онтогенезе личности осужденных самоконтроль и, как следствие, эмоциональная незрелость, препятствуют полноценному усвоению моральных ценностей [8, 34 и др.].

На основании изложенного целью нашего исследования стало определение характера влияния этнофункци-ональной коррекции образной сферы (а именно образов природы) осужденных за насильственные преступления на особенности эмоциональной, когнитивной, а также нравственной сфер их личности.

В качестве теоретико-методологической основы исследования мы использовали концепцию возникновения преступного поведения [4], а также концепцию образной сферы человека [11]. Системный учет влияния различных факторов на особенности личности осужденных за насильственные преступления осуществлялся с позиций актуальной в современной культурно-исторической ситуации этнофункцио-нальной парадигмы в психологии [27], опирающейся на психологическую категорию образа как «единицу психического» [33]. Данная парадигма основана на ряде методологических принципов:

принципе этнофункциональной системности, этнофункционального единства микро- и макрокосма, из которого следует принцип этнофункционального развития, и др.

Важным понятием этнофункцио-нальной парадигмы является понятие этносреды, включающей в себя внутренние (биологические, психологические), внешние (ландшафтно-климатические (природные) социокультурные) и трансцендентные (Христос, духи природных стихий и т. д.) этнические признаки. Каждый элемент образной сферы личности — вторичный образ этносреды — наделен этнической функцией. Эта функция может принимать два значения: этно-интегрирующее, то есть объединяющее личность с родной этносредой, или эт-нодифференцирующее, разобщающее с ней. В процессе этнофункциональной коррекции личности осуществляется восстановление этноинтегрирующего содержания ее образной сферы.

На основании принципов этнофункционального развития и системности мы предполагали, что восстановление этноинтегрирующих образов природы в образной сфере осужденных за насильственные преступления может обусловливать положительные изменения особенностей эмоциональной, когнитивной, а также нравственной сфер их личности. Вместе с тем мы предполагали, что восстановление этнодифференцирующих образов природы может определять отрицательные изменения особенностей указанных сфер личности.

Методы исследования. В целом в исследовании сочеталось применение номотетического и идиографического подходов, а также использовались следующие эмпирические методы: 1) для

диагностики пространственной и онтогенетической составляющих образной сферы личности испытуемых использовался метод структурированного эт-нофункционального интервью [27]; в процессе этого интервью выявлялось также отношение испытуемых к моральным ценностям на примере христианских заповедей (в России отношение к данным заповедям является неотъемлемой частью отношений к моральным ценностям, то есть важнейшим показателем нравственности, а отношение к Богу — основой морали, так как христианство представляет собой важнейшую составляющую русской культуры); 2) для определения склонности личности осужденных к совершению противоправных поступков (делинквентному поведению), являющейся важнейшим показателем нравственности, использовался Опросник склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла [15]; 3) для исследования особенностей эмоциональной и когнитивной сфер личности испытуемых применялся тест Роршаха [37]; 4) для восстановления этноинтегрирующего содержания образов природы в образной сфере личности осужденных за насильственные преступления в формирующем эксперименте(1)использовался метод этнофункциональной коррекции [27]. Для того чтобы дифференцировать влияние этноинтегрирующих образов природы от этнодифференцирующих, также проводился формирующий эксперимент (2), в котором осуществлялось восстановление этнодифференцирую-щих образов природы в образной сфере личности осужденных за насильственные преступления.

Математико-статистическая обработка эмпирических данных проводи-

лась с помощью %2-критерия Пирсона.

Кроме того, идиографически описывались и анализировались психологические изменения, происходившие в процессе формирующего эксперимента (1] с конкретными испытуемыми.

В исследовании приняли участие 203 человека. Были обследованы 88 мужчин в возрасте от 20 до 25 лет, не привлекавшихся к уголовной ответственности, — курсанты Академии гражданской защиты МЧС РФ (группа «законопослушные»). В то же время проведено обследование 115 мужчин в возрасте от 20 до 33 лет, осужденных за тяжкие насильственные преступления, а именно за разбойные нападения, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, убийства, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Саратовской области, а также СИЗО № 3 г. Москвы (группа «осужденные»).

Этничность обследуемых по самоопределению: 95 %—русские (остальные 5 %—представители бывших республик СССР). Все участники исследования родились и проживали первые 5 лет в средней полосе России и большинство из них (92,7 %) считали себя христианами (православными).

В первой части исследования (констатирующем эксперименте) выявлялась связь психологических особенностей личности осужденных за насильственные преступления с этно-функциональными характеристиками ее образной сферы (с помощью сравнения данных особенностей личности у законопослушных и осужденных). Результаты констатирующего эксперимента показывают, что такие особенности личности осужденных за насильственные преступления, как неконтролируе-

мая эмоциональность и тревога, эмоциональное торможение когнитивных процессов, отвержение христианских заповедей, связаны с возникновением природных и сказочных образов не ранее 5 лет, представлений о Боге, грехе и справедливости не ранее 9 лет, а также с предпочтением этнодифференци-рующих образов животных, ландшафта, климата и антропологических типов лиц противоположного пола [29] .

Во второй части исследования проводился формирующий эксперимент (1), в процессе которого осуществлялось восстановление этноинтегрирую-щих образов природы в образной сфере личности осужденных экспериментальной группы (1); также проводился формирующий эксперимент (2): восстановление этнодифференцирующих образов природы в образной сфере осужденных экспериментальной группы (2).

Этнофункциональная коррекция личности испытуемых экспериментальных групп проводилась в форме групповых занятий: осужденным предлагалось в состоянии мышечной релаксации представить (вспомнить или вообразить) образы родной или экзотической природы (животных, деревьев, природных ландшафтов). В процессе представления данных образов испытуемые переживали, осознавали и вербализовывали их эмоциональные, когнитивные и двигательные характеристики.

Мы полагали, что криминальная субкультура является этнодифферен-цирующей в любой этносреде (вряд ли преступники, осужденные за тяжкие насильственные преступления, в какой бы то ни было этносреде могут считаться в полной мере культурными людьми). Для того чтобы выявить характер влияния на

осужденных этнодифференцирующих образов криминальной субкультуры, распространенной в среде отбывания наказания, в формирующем эксперименте (1] фиксировались изменения этнофункцио-нальных характеристик образной сферы, а также психологических особенностей личности испытуемых контрольной группы (в этой группе не проводились занятия по этнофункциональной коррекции личности). Следует отметить, что воздействию криминальной субкультуры подвергались испытуемые как контрольной, так и экспериментальных групп.

Результаты экспериментального исследования характера влияния восстановления этноинтегрирующих образов природы в образной сфере осужденных на психологические особенности их личности—формирующий эксперимент (1). За время проведения формирующего эксперимента осужденные контрольной группы стали чаще относить воспоминания об образах природы к возрасту после 5 лет (тенденция, р < 0,1). Вместе с тем в контрольной группе снизилось количество русских народных и других сказочных образов, возникших в возрасте до 5 лет (р < 0,05). Свои первые представления о справедливости они чаще стали относить к возрасту с 9 лет и старше (тенденция, р < 0,1).

Также у испытуемых контрольной группы была выявлена динамика пространственных характеристик: увеличилось количество предпочтений этнодиф-ференцирующих (экзотических) продуктов питания — киви, бананов и пр. (р < 0,05), а количество предпочтений традиционных продуктов питания наоборот — уменьшилось (тенденция, р < 0,1).

Кроме того, осужденные данной группы стали чаще отрицательно относиться

100п

80

60

40

20

1 — появление образов природы до 5 лет;

2 — появление образов природы с 6 до 7 лет;

3 — возникновение представлений о грехе с 6 до 8 лет;

4 — положительное отношение к родной природе;

5 — предпочтение экзотических продуктов питания.

Рис. 1. Динамика этнофункциональных онтогенетических и пространственных характеристик образной сферы осужденных за период проведения формирующего эксперимента (2), %

Примечание. Здесь и далее — белый цвет столбиков гистограммы означает уровни показателей до эксперимента, а черный — после.

к соблюдению христианских заповедей (р < 0,05) и у них повысился показатель склонности к противоправному поведению (р < 0,05). В контрольной группе повысился уровень неконтролируемой или неэффективно контролируемой эмоциональности (р < 0,05) и снизился уровень эффективно контролируемой тревожности (р < 0,05).

После формирующего эксперимента испытуемые экспериментальной группы (1) стали чаще относить свои первые воспоминания о природе к возрасту до 5 лет (р < 0,05). Те осужденные, которые до эксперимента не помнили природу до 5 лет, — начали вспоминать образы родной природы (р < 0,05). Одновременно испытуемые стали чаще относить свои

первые представления о справедливости к возрасту 6-8 лет (р < 0,05).

Динамика этнофункциональных пространственных характеристик образной сферы состояла в том, что осужденные экспериментальной группы (1) стали реже отрицательно относиться к образам зимней природы (р < 0,05).

Испытуемые указанной группы стали чаще положительно относиться к необходимости соблюдения христианских заповедей (р < 0,01), у них снизилась степень эмоционального торможения когнитивных процессов (р < 0,01 ), тревожности (р < 0,05) и повысился уровень продуктивного (творческого) мышления (р < 0,05), а показатель склонности к делинквентно-му поведению остался без изменения.

0

80 70 60 50 40 30 20 10 0

12 3

1 — сравнение показателей эмоционального торможения когнитивных процессов;

2 — сравнение показателей продуктивного (творческого) мышления;

3 — сравнение показателей эффективно контролируемой тревожности.

Рис. 2. Динамика показателей Роршах-теста за период проведения формирующего эксперимента (2), %

Результаты экспериментального исследования характера влияния восстановления этнодифференциру-ющих образов природы в образной сфере осужденных на психологические особенности их личности — формирующий эксперимент (2). У испытуемых экспериментальной группы (2) в процессе формирующего эксперимента произошли следующие изменения эт-нофункциональных онтогенетических и пространственных характеристик образной сферы их личности (рис. 1).

Показатели на рисунке 1 свидетельствуют о том, что осужденные экспериментальной группы (2) стали реже относить первые воспоминания об образах природы к возрасту до 5 лет (р < 0,05] и чаще к возрасту 6-7 лет (р < 0,05), а также первые представления о грехе стали реже относить к 6-8 годам (р < 0,05). Испытуемые стали реже положи-

-1-1-=-г

тельно относиться к родной природе и чаще предпочитать экзотические продукты питания (р < 0,05).

Как показано на диаграмме, представленной на рисунке 2, у осужденных экспериментальной группы(2)произош-ли следующие изменения психологических особенностей их личности: снижение степени эмоционального торможения когнитивных процессов (р < 0,01), повышение уровня творческого мышления (р < 0,05), снижение эффективно контролируемой тревожности (р < 0,05). Вместе с тем испытуемые стали более отрицательно относиться к христианским заповедям (тенденция, р < 0,1), а также у них повысилась склонность к делинквентному поведению (р < 0,05).

Обсуждение результатов. Эмпирические результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что этнодифференцирующие образы приро-

ды и криминальной субкультуры в целом одинаково влияют на психологические особенности личности осужденных. В соответствии с принципом этнофунк-циональной системности этнодиффе-ренцирующие образы природы и криминальной субкультуры могут разрушать целостность образной сферы, астенизи-ровать личность и способствовать дальнейшему проникновению в нее других этнодифференцирующих образов.

Полученные в нашем исследовании результаты косвенно подтверждаются исследованиями, проведенными на младших школьниках, где в процессе психологической коррекции использовались этноинтегрирующие как природные, так и сказочные образы [28]. В данных исследованиях было установлено, что одновременное использование в процессе психологической коррекции этноинтегрирующих образов природы и сказочных образов способствовало снижению эмоционального торможения когнитивных процессов; в то же время качество взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности повышалось. В нашем исследовании при применении лишь этноинтегрирующих образов природы, наряду со снижением эмоционального торможения когнитивных процессов, снижался и повышенный уровень личностной тревоги.

В свою очередь, в формирующем эксперименте с младшими школьниками этнодифференцирующие образы природы обусловливали снижение качества взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер и, как и в нашем эксперименте, способствовали снижению эмоционального торможения когнитивных процессов. Использование нами в исследовании только этнодифференци-

рующих образов природы способствовало лишь снижению качества когнитивного контроля тревоги.

Сравнение результатов этих исследований показывает, что влияние на личность только образов природы (этноинтегрирующих и этнодифференциру-ющих), по сравнению с совместным воздействием природных и сказочных образов, обусловливает менее выраженный эффект для изменения качества взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности. При этом как только этноинтегрирующие образы природы, так и данные образы совместно со сказочными оказывают, несомненно, более положительное влияние на эмоциональную и когнитивную сферы личности, чем этнодифференцирующие образы.

Кроме того, исследования А.В. Сухарева (2008) и А.А. Шапоревой (2007) показали, что применение в процессе психологической коррекции этноинте-грирующих сказочных образов, по сравнению с использованием этнодиффе-ренцирующих, а также телесноориен-тированной психотерапией, дает выраженный эффект повышения качества взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности. Таким образом, основной эффект использования этноинтегрирующих образов природы заключается в снижении уровня невро-тизации по показателям снижения эмоционального торможения когнитивных процессов и снижения уровня тревоги, являющейся психологической основой преступного поведения [4].

На основе результатов нашего исследования можно сделать следующие выводы.

1. Анализ научной литературы показал, что применяемые в российских

исправительных учреждениях методы психологической коррекции осужденных системно не учитывают влияние специфики современной культурно-исторической ситуации на личность и ее поведение. Использование метода этно-функциональной коррекции образной сферы в целях вторичной профилактики преступного поведения обусловлено исторической актуальностью этнофунк-циональной парадигмы в психологии, на единстве методологических принципов которой основан данный метод.

2. Восстановление этноинтегрирую-щих образов природы в образной сфере личности осужденных за насильственные преступления обусловливает ее изменение в онтогенетическом и пространственном аспектах: актуализируются более ранние воспоминания об эт-ноинтегрирующих образах природы, а также о возникновении представлений о справедливости; вместе с тем появляются предпочтения (на момент обследования) этноинтегрирующих образов зимней природы.

3. Восстановление этноинтегрирую-щих образов природы в образной сфере осужденных за насильственные преступления способствует изменениям в эмоциональной, когнитивной, а также нравственной сферах их личности: снижение уровня тревоги, степени эмоционального торможения когнитивных процессов и более положительное отношение к христианским заповедям.

4. Использование этнодифференци-рующих образов природы в психологической коррекции личности осужденных за насильственные преступления обусловливает ее изменение в онтогенетическом и пространственном аспектах: появление первых воспоминаний об об-

разах природы с 6-7 лет, более редкое возникновение первых представлений о грехе с 6-8 лет, менее положительное отношение к родной природе, а также предпочтение экзотических продуктов питания.

5. Использование этнодифферен-цирующих образов природы в психологической коррекции осужденных за насильственные преступления приводит к изменениям в эмоциональной, когнитивной, нравственной сферах их личности: снижение эмоционального торможения когнитивных процессов, уменьшение когнитивного контроля тревожности, более отрицательное отношение к христианским заповедям и повышение склонности к делинквентному поведению.

6. Влияние этнодифференцирующих образов криминальной субкультуры на осужденных за насильственные преступления обусловливает следующие изменения этнофункциональных характеристик образной сферы их личности: более позднее (после 5 лет) появление в онтогенезе образов природы, снижение количества воспоминаний русских народных и других сказочных образов в возрасте до 5 лет, отнесение первых представлений о справедливости к возрасту 9 лет и старше, более частое предпочтение этнодифференцирующих продуктов питания.

Кроме того, этнодифференцирую-щие образы криминальной субкультуры способствуют повышению у осужденных за насильственные преступления неконтролируемой или неэффективно контролируемой эмоциональности, снижению уровня эффективно контролируемой тревожности, повышению склонности к делинквентному поведению и более не-

гативному отношению к христианским заповедям.

Литература

1. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. — М.: Права человека, 2002.

2. Аминов И А. Юридическая психология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. — М., 1979.

4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. — М.: Юристъ, 1996.

5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.

6. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер, 2005.

7. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982.

8. Выдрина Е.А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.,

2007.

9. Галич Т.В. Когнитивно-поведенческая программа по коррекции криминально значимых свойств личности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы // Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. — М.: НИИ ФСИН России,

2008. — Ч. 2. — С. 8-11.

10. Голд Дж. Основы поведенческой географии. — М.: Прогресс, 1990.

11. Гостев АА. Психология вторичного образа. — М.: Ин-т психологии РАН, 2007.

12. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. — М., 1974.

13. Давыдов Ю.Н. Кризисное сознание // Современная западная социология: словарь. — М.: Политиздат, 1990. — С. 143-144.

14. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис. . д-ра психол. наук. — М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). — М.: Академия, 2008.

16. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

17. Иншаков С.М. Латентная преступность в Российской Федерации: перспективы исследования // www.sartraccc.ru.

18. Коробейников С.И. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных подростков // Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН Рос-

сии: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. — М.: НИИ ФСИН России, 2008. — Ч. 2. — С. 5159.

19. Лукшина О.Ю. Применение арт-терапии в снижении реактивной тревожности несовершеннолетних подследственных, содержащихся в ПФРСИ Ижевской ВК // Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. — М.: НИИ ФСИН России, 2008. — Ч. 2. — С. 64-67.

20. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. — М., 1966. — С. 299313.

21. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.

22. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — С. 351.

23. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М., 1998.

24. Савельева Т.И. Психокоррекция защитной сферы осужденных, употреблявших психоактивные вещества // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 2. — С. 137-142.

25. Сид Дж., Мэйси Дж, Флеминг П., Наэс А. Думая как гора. — М.: Россия Молодая, 1992.

26. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006.

27. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

28. Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников Е.В. и др. Этнофункциональный подход в воспитании и психопрофилактике // Психол. журн. — 2003. — Т. 24. — № 5. — С. 68-80.

29. Сухарев А.В., Чулисова А.П. От методологии к практике: этнофункциональная парадигма в криминальной психологии // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 4. — С. 70-86.

30. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. — 1993. — № 1. — С. 4.

31. Шапорева А.А. Роль этнической функции содержания сказок в развитии гармоничного взаимодействия когнитивных и эмоциональных сторон отношений у младших школьников и подростков: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2007.

32. Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности // Мир психологии и психология в мире. — 1995. — № 2. — С. 40-53.

33. Шихирев П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1993.

34. Шустова В.О. Этнофункциональный подход к антинаркотическому и антиалкогольному воспитанию молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2007.

35. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.

36. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies

In Cross-Cultural Interaction. — Oxford: Pergamon, 1982.

37. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. — Bern: Hans Huber, 1972.

38. Coelho G.V. Changing Images of America. — Glencoe: Free Press, 1979.

39. May R. The meaning of Anxiety. — N.Y.: Pocket Books, 1979.

АНОМИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Е. В. Харитонова

Аннотация: в статье рассматривается исторический аспект изучения влияния социокультурных факторов на проявления агрессии и криминальной активности в целом, а также из самых значимых ее детерминант — социальная аномия.

Ключевые слова: агрессия, общество, преступность, «моральная статистика», ценности, аномия, нравственность.

Annotation: the article discusses the historical aspect of studying the influence of socio-cultural factors on the manifestations of aggression and criminal activity in general. One of the most important determinants of the phenomenon seems to social anomie.

Key words: aggression, society, crime, «moral statistics», values, anomie, morality.

Многочисленные исследования агрессии рассматривают проблему агрессивного поведения человека с различных точек зрения. Независимо от разных подходов к пониманию агрессии очевидно следующее:

1) агрессивное поведение всегда наблюдается в определенной ситуации;

2) оно представляет собой специфический вид взаимодействия людей в обществе. В связи с этим логично рассматривать агрессию как форму социального поведения, включающего в себя прямое или опосредованное взаимодействие, как минимум, двух человеческих индивидов. Глубокое понимание сути и причин агрессивного поведения требует также учета социальных ситуаций и факторов, как способствующих проявлению агрессии, так и сдерживающих ее. Поиск социальных факторов, детерминирующих агрессивное поведение, приводит к статистике актов агрессии и насилия, то есть к криминальной статистике. Изучая подобную статистику, мы сталкиваемся с крайними проявлениями агрессивного поведения — преступлениями.

Впервые рассматривать преступления в качестве социального явления стали после выступления на Первом Международном конгрессе антропологов в Риме в 1885 г. французского криминолога А. Лакассаня, который сказал:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.