Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭТНОФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РОЛЬ ЭТНОФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ ЭТНОСА / ОБЫДЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / КАРТИНА МИРА ЭТНОСА / РОЛЬ ЭТНОФИЛОСОФИИ / КАТЕГОРИИ ЭТНОФИЛОСОФИИ / ЭТНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрова Валентина Васильевна

Предметом этнофилософии в статье является этническое философствование. Анализируются возможности взаимосвязей обыденного мышления и этнической философии. Этнофилософия представлена автором качественно новым уровнем становления этнософии или философствования этноса. Роль ее заключается в универсализации знаний этноса и создании на этой основе категориальной системы. Теория этнофилософии тесно связана с практическим опытом этноса, взаимно обуславливающим друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHILOSOPHY IN THE DEVELOPMENT OF ETHNO ETHNIC PHILOSOPHIZING: THEORETICAL ASPECT

The subject of ethno philosophy article is ethnic philosophizing. The possibilities of the relationships of everyday thinking and ethnic philosophy. Etnofilosofiya author presented a qualitatively new level of becoming ethnosophy philosophizing or ethnic group. Its role is to the universalization of knowledge and the creation of ethnic-based categorical on this system. Etnofilosofii theory is closely linked with the practical experience of the ethnos, mutually conditioned by each other.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭТНОФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

РОЛЬ ЭТНОФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОГО _ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Петрова Валентина Васильевна

аспирант, Чувашский государственный университет THE ROLE OF PHILOSOPHY IN THE DEVELOPMENT OF ETHNO ETHNIC PHILOSOPHIZING: THEORETICAL ASPECT

Petrova Valentina, graduate student, Chuvash State University

АННОТАЦИЯ

Предметом этнофилософии в статье является этническое философствование. Анализируются возможности взаимосвязей обыденного мышления и этнической философии. Этнофилософия представлена автором качественно новым уровнем становления этнософии или философствования этноса. Роль ее заключается в универсализации знаний этноса и создании на этой основе категориальной системы. Теория этнофилософии тесно связана с практическим опытом этноса, взаимно обуславливающим друг друга.

ABSTRACT

The subject of ethno philosophy article is ethnic philosophizing. The possibilities of the relationships of everyday thinking and ethnic philosophy. Etnofilosofiya author presented a qualitatively new level of becoming ethnosophy philosophizing or ethnic group. Its role is to the universalization of knowledge and the creation of ethnic-based categorical on this system. Etnofilosofii theory is closely linked with the practical experience of the ethnos, mutually conditioned by each other.

Ключевые слова: философствование этноса, обыденное мышление, саморефлексия, картина мира этноса, роль этнофилософии, категории этнофилософии, этническое знание, единство теории и практики.

Keywords: philosophizing ethnicity, everyday thinking, self-reflection, the picture of the ethnic group of the world, the role of etnofilosofii, etnofilosofii category, ethnic knowledge, the unity of theory and practice.

Обыденная форма познания мира этносом и своего места в мире через образное представление доступна всей общности. Этнофилософия тоже объясняет мир этноса, но в форме научного познания.

Содержания обыденного и научного мышления не одно и то же. Для выражения их содержаний, соответственно им, существует язык представлений, с помощью которого происходит общение в общности, и язык категорий, посредством которого объясняется мир этноса.

Как влияет на обыденное мышление язык этнофилософии и какая взаимосвязь между ними существует? Язык категорий труднее для постижения, чем язык представлений для усвоения индивидом, так как чувственное, наглядное, образное представления не одно и то же по сравнению с абстрактным мышлением о самих чувствах и образах этноса. Категории этнофилософии - это формы мышления и содержания научного знания об «этническом», суть этнофилософии. Определение категорий, например, этноса как истори-ко-социальной общности, составляет объект изучения этнофилософии, так как философствование этноса опирается на то, что существует сам этнос и предполагается наличие языка философствования. Язык этноса выражен в текстах фольклора, отображающих мировоззрение народа. Язык, фольклор и мировоззрение представляют элементы предмета исследования этнофилософии. Без языка, фольклора, мировоззрения не существует будущего этноса и его философии, то есть язык является основой образования категорий, в фольклоре же отобразилось мышление этноса, а мировоззрение связано с философствованием этноса. Целью в статье служит выявление роли этнофилософии в развитии этноса.

Роль этнофилософии как науки заключается в мировоззренческой ее функции развивать картину мира

этноса в соотношении с научной картиной. Главной идеей этнофилософии становится познание этнического философствования не только с позиции отражения этнического философствования, но и направленности на его преобразование. Этнофилософская идея есть содержание объективного научного знания о феномене «этническое философствование», представляющая собой систему доказательств по проблеме «этнос как социально-историческая общность». Образ этнофилософии пока не сложился полностью в связи с тем, что наука еще не параметрирована, однако определяется он ролью в культуре этноса. Роль этнофилософии состоит и в посредничестве между языком научных теорий и языком обыденного сознания, где, в последнем, все большее место занимает научная картина мира. Через нее этнофилософские знания обретают бытие в культуре этноса. В этнофилософии категория «этническая картина мира» синонимична категории «этническое мировоззрение», определяющая основание этнической культуры определенных исторических периодов становления этнософии.

Роль этнофилософии сопряжена с развитием и определением понятия «философствование этноса», и с поисками своего перехода в научное знание как качественно нового уровня развития этнософии в информационную эпоху и общество знаний.

Роль этнофилософии заключается в анализе категориального содержания научного знания об «этническом». Система категорий этнофилософии служит обоснованием роли этнофилософии в этническом философствовании. Следовательно, роль этнофилосо-фии заключается в ее языке, научном мировоззрении (научной картине мира).

Теоретический аспект роли этнофилософии заключается в построении ею теории, а практический - в реализации теории на практике. Этнофилософия

не может навязать этническому сознанию какие-либо теоретические истины, оторванные от практической основы. Эта теория будет субъективной и не иметь истинного значения для этноса. Не должно быть у этноса своя «правда», а у этнофилософии свои истины. Правдивый характер имеет народная мудрость, весь паремиологический ее ряд. Этнофилософия должна обосновать, что существует потребность этноса в эт-нофилософском знании. Такая потребность должна вытекать из соображений недостаточности обыденного мышления и чувственных восприятий. К этому способу знаний требуется приложить мыслительные усилия, при помощи которых чувственные восприятия этноса перешли бы на уровень понятийного мышления.

Обыденное мышление оперирует восприятиями опыта. Представления на основе эмпирических восприятий составляют картину обыденного мышления. Эмпирические представления этноса связаны непосредственно с опытом, объектами реальности этнического бытия. Наряду с этим уровнем познания существуют абстрактные предметы ума, которые знают не все и источник происхождения которых является не образное мышление, а мышление на категориальном уровне. Понятия рассудка, здравого смысла не постигают категорий разума без специальной практики. Только теоретическое освоение дает не полное представление об этих категориях, требуется опора теоретического знания на практическое опытное знание, выстраивание связи категорий этнофилософии с образами, концептами народной мудрости, которые непосредственно связаны с объектами действительности и практики этноса. Теоретическое освоение категориальной системы этнофилософии самой по себе не даст эффективного ее освоения, если она оторвана от этнической объективности.

Для постижения категорий этнофилософии необходим адекватный метод познания. Метод этнофило-софии исходит не из единичных восприятий, мнений общности, а из всеобщих понятий этнического философствования (этнософии). Этнофилософское познание должно строиться согласно иерархии категориальной системы как уровней единичного, особенного и всеобщего, как единства различаемых ее элементов, вбирающей в себя единство вещей, объектов этноса вплоть до понимания категории «этнической материи». Этнофилософское познание направлено на удовлетворение этносом потребности в самосознании и самопостижения глубин собственного «духа». Такое мышление, направленное на удовлетворение потребности этноса, является собственно этнофилософским мышлением.

Размышление, восходящее из категорий - это анализ самого по себе мышления, самосознания этно-философии как науки и метод ее рефлексии над собственным содержанием.

Что собой представляет рефлексивный метод в этнофилософии? Он очевиден в процедуре познания этнического философствования, когда этнофилософия размышляет о своей природе и «духе» народа.

Потребность в этнофилософском познании связана с сознанием этноса, кроме представлений, основанных на чувственных восприятиях, иметь в мышлении арсенал категорий, который лишен непосредственно чувственных, образных впечатлений ума. Слова, не-

когда имевшие в сознании свой образный прототип и указывавшие на объект, все более усложняясь поздними их наслоениями смыслов, оторвались от своей непосредственной связи с объектами действительности. Поэтому исследование категорий вне связи с практикой как возможности познания расцениваются по типу метафизического мышления, когда категории должны восприниматься на веру, а не на опытном постижении. Этнофилософия, рассматривая категории во взаимосвязи и на основе практики этноса, делает их более доступными для представлений обыденного мышления. В донесении до практического ума категорий мышления заключается роль этнофилософии. Сами по себе универсальные категории не интересуют человека, а только в совокупности предметов и явлений бытия, которые являются участниками жизнедеятельности человека и без которых невозможно выживание. Поэтому необходимо исходить из практики этноса и строить на этой основе категории этнофило-софии. Предмет же исследования ограничен областью этнического философствования. Объект как более широкое понимание возможностей охвата предмета составляет понятие «этническое», означающее, что этнофилософию интересует все, что касается этноса и его бытия, на основе которого и предполагается создание системы категорий.

Когда чувственные потребности доминируют над потребностями мышления, то говорить об этнофило-софском мышлении невозможно. Философствование этноса происходит на основе работы обыденного мышления по удовлетворению своих потребностей. Потребности этноса меняются, обуславливая изменения типов его философствований. Мышление необходимо сопровождает этническую жизнедеятельность, то чувственные представления и обыденное мышление без рационального его уровня ограничивают возможности ума и деятельности этноса полноценно проявлять себя как личность. В связи с чем возникает необходимость постижения своего мышления этносом, того как он размышляет о своей мысли. Этническая саморефлексия стоит к философии ближе, чем уровень обыденного мышления, ограниченного рамками быта, так как разумом захватываются проблемы универсального характера. Существует у этноса потребность в универсальном мышлении, которая всеобще для всех этносов и является еще не проявленным философским. Любая форма мировоззрения - это обобщение мира, постановка вопросов общечеловеческого характера, что возвышает людей над обыденностью. Потребность в универсальных категориях мышления необходима как достояние дуалистического сознания, состоящего из образных представлений ума, основанных на чувственных восприятиях, и из-мышлений разума, которых И.Кант назвал, порождающими метафизические противоречивые понятия. По мнению, автора статьи, диалектическое противоречие разума должно привести к постижению содержаний категорий, когда тезис и антитезис в результате приводят к философскому синтезу, лишенному в какой-то исторический промежуток времени противоречивости своего содержания.

Место этнофилософии определяется ее мировоззренческой позицией. Мировззрение у этнофилософии научное, а этническое философствование принадле-

жит к обыденному мировоззрению и представляет собой здравый смысл с незначительным вкраплением философских элементов. Чтобы понять мировоззрение этноса, также необходимо исследовать народную мудрость, именно в ней сосредоточено все богатство этнического философствования.

В отличие от этнофилософии, идеи которой постигаются с помощью категорий и сформированных научно-теоретических ее методов, содержание обыденного мировоззрения представлены в образной и конкретно-чувственной форме. Различие между этнофило-софским мировоззрением и мироощущением этноса не столь существенно, так как этническому сознанию свойственно отвлеченное мышление, однако оба мировоззрения существенно отличаются от философского теоретического мировоззрения, где этнофилософия может стать переходом к следующему качественно новому уровню мышления и философствования этноса, а именно, к философскому. Теоретическое осмысление этнического мира, отраженного в чувственно-образной форме в текстах фольклора, где элементы чувственного познания этноса для абстрактного исследования являются исходными данными, служащими основой проникновения в сущность этноса, объективно. В этнических представлениях, полученных в ходе практической деятельности, сосредоточен опыт чувственно-образного познания мира.

Единство теоретического и практического познания в этнофилософии составляет основной принцип процесса ее исследовательского метода. Отрыв теории от практики ведет к бездействию этнофилософской теории, умаляя ее теоретическую и практическую значимости. Теоретический уровень познания имеет своей целью изначально познание и практической деятельности этноса. В фольклоре содержатся эмпирические знания этноса, непосредственно извлеченные из его практики методом коллективного философствования: в паремиологии содержится практическая философия народа. Пословицы и поговорки являются обобщением народной мысли о мире и в их предельных афористических «формулах» заключается весь опыт общности. Их необходимо привести в систему, поскольку сами они не обладают признаком системности, так как народная мудрость исторически создавалась стихийно и не последовательно.

Народная мудрость относится к такому виду философии, как «наивное философствование», основные свойства которого представлены «наивным материализмом» и «стихийной диалектикой». Параллельно ему сопутствовали идеалистические представления или метафизика, прежде всего, получившие свое развитие в мифологии и верованиях этноса. В вышеприведенном первом представлении этносом считается, что мир существует независимо от него, а второе метафизическое мироощущение убеждает нас в обратном.

Наивный материализм и идеалистические воззрения, составляющие основу мировоззрения этноса, могут выйти за пределы содержания обыденного мировоззрения, так как в нем в результате мыслительной деятельности и активного отношения этноса к миру по постижению мира как целого достигается высокий уровень обобщений и философских выводов путем приложения усилий мышления разума.

Этнофилософия непосредственно и опосредованно

включена в практику этноса и осознание этнофилосо-фией того, что практика этноса является основанием ее теории, способствует сложению взаимообусловленности эмпирического и теоретического уровней как в в этнофилософии, так и в этническом сознании.

Этническое мышление развивается, наполняясь качественно новым содержанием, в соответствии с изменением мира и этнического бытия: «Теоретическое мышление каждой эпохи - это исторический продукт, принимающий в различные времена очень разные формы и вместе с тем очень различное содержание» (Ф.Энгельс. Диалектика природы. 1950, с. 22). Теоретическое мышление - это прирожденное свойство человеческого мозга, существующее в форме его способностей, однако оно действительным атрибутом может становиться только в процессе саморефлексии, осмысления научного и практического знаний.

Роль этнофилософии заключается в создании ею категориальной системы. Категории этнофилософии - это стремление зафиксировать в процессе теоретического осмысления этнических феноменов как объективных составляющих практического и теоретического познания этноса. По мере развития практики этноса возникают все новые стороны познавательного процесса. Этнос зафиксировал свой первоначальный опыт в познании мира в виде абстрактных слов, которые явились в последующем важнейшим фактором развития этнического познания и образования новых понятий. В ходе взаимодействия этноса с природой формировались понятия, которые выступая узловыми пунктами в развитии этнического познания, свидетельствовали об уровне познания этноса. По поводу категорий В.И.Ленин писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, то есть познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 85).

В отдельных случаях этнофилософские категории создаются на базе понятий народной мудрости, например, природа, вещи, сознание, разум, мышление, знание. Слова, концепты и понятия обыденной жизни по степени точности, глубине и всеохватности не тождественны этнофилософским категориям, хотя имеют с ними одинаковое звучание. Понятия народной мудрости относятся к отдельным явлениям и признакам существования материи, отдельным ее связям и отношениям, этнофилософские категории же должны отражать наиболее общие и существенные признаки и отношения этнических феноменов для последующего более глубокого анализа их. Такие понятия как «этническая материя», «духовность», «здравый смысл» не более, чем сокращения, в которых охватывается, соответственно их общим признакам, различные чувственно воспринимаемые вещи. Сущность понятия «этническая материя» полностью возможно познать только путем исследования отдельных форм ее проявлений в виде множества этнических феноменов, а так как исследователь начинает познавать с последних, а именно с категории «вещи», в иерархии этнофило-софских категорий, он познает одновременно и «этническую материю». Такая установка этнофилософс-кого диалектического метода способствует изучению соотношений этнофилософских категорий и понятий

этнософии, находящихся в процессе взаимодействия и отражения этнических объектов в сознании этноса на всем протяжении их эволюции по «восхождению от единичного к общему», «от конкретного к абстрактному».

В этнофилософии начальным этапом познания является практика этноса, эмпирические восприятия которого учитываются исследователем. Кроме эмпирических представлений этноса в мировоззрении исследователя создается схема теоретического уровня исследования, представленная категориями «этническая материя», «этническое бытие», «этническое сознание», «этническая культура», которые непосредственно не происходят из практики этноса, а возникают в процессе рациональной, теоретической и мыслительной деятельности по их созданию на основе объективной реальной базе. Для постижения таких категорий требуется научный метод познания, который исходил бы из восприятий единичных вещей и из понятий этнософии с последующим переходом к анализу категориальной системы среднего звена: «этнично-сти», «духовности», «ментальности», «этноисториче-ской памяти», «духа» народа», «этнического мира», «этнического объекта» и т.д. Этнофилософское познание строится в соответствии с понятиями этнософии, их структурой, различающей единство понятия такими его диалектическими моментами как единичное, особенное и общее. Эта мыслительная деятельность направлена на удовлетворение потребности этнического сознания в категориальном мышлении, основанном на собственном менталитете и «духе». Этот уровень мышления собственно и является этнофилософским, основанном на потребности этноса философствовать, а значит развивать научное мышление.

Понятия и категории - это исходные формы теоретического мышления в следующем его «шаге» к размышлению этнофилософии над содержанием собственного мышления. Рефлексивный метод познания этнофилософии означает самосознание ее как науки. Здесь этнофилософия выходит за пределы эмпирического уровня познания и трансцендирует, создавая метафизику своего бытия. Происходит размышление исследователя над содержанием собственного разума, движением своей мысли, на базе всего «этнического», которое он обосновал.

Рефлексивный метод познания, позволяющий выходить за пределы эмпирического познания с помощью разума, можно проследить как процесс мышления только в непосредственной познавательной философской теоретической деятельности. В этот момент философ способен постичь творческий процесс в исследовании. Однако, теоретическое познание, оторванное от «этнического», в том числе и практики этноса, этнических объектов, может увести исследователя в спекуляции и, соответственно, ведет к идеализму.

Потребность этноса в этнофилософском познании берет начало в устройстве человеческого сознания кроме чувственных восприятий и представлений иметь еще абстрактное мышление разума, и обратить его в деятельность, все время, активизируя его способности. Самое абстрактное лишено чувственных и образных впечатлений, но строятся абстракции на объективной основе, а значит, отдаленно в сознании должен находиться их реальный материальный прототип, по мере

удаления, от которого абстракция может принять все более и более невообразимые уровни идеализаций, связанные с предыдущими соответствующими ей «последами» прототипов основного «объекта»-прототипа. Увязывание этих прототипов, неуловимых физиологических процессов в мозге с точки зрения обыденного мышления, возможно проследить в процессе рефлексии над собственным мышлением, исследующем категориальную систему.

Деятельность «этнического разума», которая имеется в потенции у каждого индивида, необходимо развить логически, давая ему «выход» на освоение общемировых культурных пространств. Наравне с просвещением этноса этому способствует этнофилософия, дальнейшее ее развитие и становления в науку на основе размышлений этноса в лице отдельных его представителей -исследователей о философствовании и научном знании этноса. Мышление этноса, в силу природы сознания вообще, приходит к необходимости осмысления самого себя индивидуальным путем, а теоретически на этнофилософском уровне происходит постижение всего этнического сознания и этнофилософии, могущих исследовать этническое бытие. Поэтому предметом изучения в этнофилософии является этническое философствование как рефлексия этноса о себе, о мире, как мировоззрение, представленное в этнософии то мифологией, то верованием, наивным материализмом, стихийной диалектикой, здравым смыслом, рациональностью, философией, наукой, то тем и другим вместе, то есть этнофилософия предметом содержания своего исследования делает саму себя в становлении.

Этническое познание последних периодов не ограничено, по сравнению с его древним периодом, только материалом, предоставленным восприятиями опыта. С помощью мышления этнос анализировал чувственный материал и пытался ему давать наименования, присуждать общие определения, которые наиболее правдиво отразили бы мир в целях последующего применения этих знаний на практике, связанной с земледелием. По абстрактивным возможностям языка этноса можно судить о его мышлении. Этнос создал духовный материал своего мышления, называемого «народная мудрость» над которым работают в современности эт-нософия и этнофилософия. Этим общим моментом в сложении истории этнического философствования из индивидуальных самосознаний слагается всеобщий «дух» народа, принуждающий этническое мышление переходить в свою способность мыслить, а именно, переходить из обыденного его уровня на научный. Этнофилософия наравне с просвещением способствует мышлению обыденного уровня постепенно перейти к категориальному и более абстрактному уровню научного мышления через исследование этнофилософских категорий и определений.

Этнофилософское мышление, базирующееся на материалах чувственных восприятий и философствования этноса, постигает и самосознает в философском углублении собственную природу и сущность, где оно абстрагируется от объективного материала этноса, опыта и текстов. Только тогда возможно обозреть в целом «этническое», понять и вывести категории «этническое бытие», «этническое сознание» и, наконец, «этническая материя».

Этнофилософия, рефлексируя над «образом» самого себя, строит проблемную идею, гипотезу и создает собственные категории. В потенциале общей идеи этнофилософии заложена система множества категорий и их векторов развития. В результате проделанной работы по восхождению от вещей этноса (этнических объектов) к понятиям этнософии и категориям этнофилософии, определяется наивысшая ее категория «этническая материя». Понятая и интерпретированная этнофилософией, она «обогащает», «озаряет» своим «сиянием» все нисходящие уровни категорий и наделяет их более глубоким, философским смыслом, сама становясь все «прозрачнее» и неощутимее в эмпирическом, возвращается обратно, к своим первоистокам, откуда она «снизошла» к миру конкретных вещей. В связи с категорией «этническая материя» этнофилософия по-новому осмысляет этническое философствование и объекты этноса, данные в его опыте, опосредованные уже всеобщей категорией «этническая материя».

Концептуальные идеи разных авторов о феномене «этническом» являются частными моментами развития, принадлежащими общему процессу становления этнософии. Этнофилософия, относясь, таким образом, к своему предмету рассмотрения, ставит кажущиеся различными между собой этнософские учения, в некую последовательность, которая может раскрыть себя как восхождение по ступеням развития единой этнософии и науки этнофилософия как современного этапа развития этнософии и качественно нового уровня познания. Этнофилософия, как последнее по времени теоретическое философское учение этноса, должно быть итогом предшествующих всех этнических учений и заключать в себе при критическом методе их

анализа все основные положения этнософии.

Практическая роль этнофилософии как науки XXI-го века в обретении ею мировоззренческих функций, создании и развитии этнической научной картины мира, претендующей на то, чтобы этнос соотносил с ней свое мировоззрение и деятельность. Этнофило-софская идея является целостным научным познанием этнического мира, отражающей не только объект своего изучения, но и направленной на его преобразование, а именно переход на качественно новый уровень философствования. Теоретическая ценность эт-нофилософии заключается в способности достигнуть уровня научного знания как совокупности системы взаимосвязанных обоснований и предсказаний явлений по проблеме мышление этноса и его философии. Образ науки этнофилософия во многом определяется ее ролью в этнической культуре как «переводчика» с языка научной теории, известной узкому кругу профессионалов, на язык обыденного сознания или в область этнической ментальности, где все большую весомость получает научная картина мира, через которую научные знания онтологизируются, обретя бытие в этнической культуре. В современной этнофилософии категория «этническая научная картина мира» применяется для выражения мировоззрения этноса, лежащего в основе этнической культуры в информационную эпоху общества знаний.

Список литературы:

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. М.: «Изд-во полит. лит-ры». 1969, 817 с.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: «Изд-во полит. лит-ры». 1950, 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.