Научная статья на тему 'МИФ КАК ИСТОЧНИК ЭТНОФИЛОСОФИИ'

МИФ КАК ИСТОЧНИК ЭТНОФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / MYTH / МИФОЛОГИЯ / MYTHOLOGY / ЭТНОФИЛОСОФИЯ / ETHNIC PHILOSOPHY / ЦЕННОСТИ / VALUES / ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONS AND NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Николай Валерьянович, Махоткина Наталия Ивановна, Федотов Василий Артемьевич

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день тема поиска новых мировоззренческих ориентиров. Показано, что мифологическая модель мира определяет и характер формирования и функционирования основных политических и социальных институтов, которые, в свою очередь, воспроизводят универсальный мировой порядок. Только в таком случае они могут обеспечивать благосостояние коллектива и поддерживать социальный порядок, выполняя свою функцию. Авторами последовательно проводится мысль о том, что в эпоху глобализации возобновление духовных ценностей, народных традиций, их сохранение является мощнейшим фактором, способствующим выживанию этноса, а мифы выступают как факторы, способствующие поддержанию сложившихся традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTH AS A SOURCE OF ETHNOPHILOSOPH

The article considers the topical theme of the search for new ideological orientations. It is shown that the mythological world model determines the character of the formation and functioning of the main political and social institutions, which in turn reproduce the universal world order. Only in this way they can ensure the welfare of staff and maintain social order, carrying out its function. The authors consistently held the idea that in the era of globalization, the renewal of spiritual values, national traditions, their preservation is a powerful factor contributing to the survival of the ethnic group, and myths act as factors contributing to the maintenance of traditions.

Текст научной работы на тему «МИФ КАК ИСТОЧНИК ЭТНОФИЛОСОФИИ»

УДК 130.2

ПЕТРОВ Н.В., МАХОТКИНА Н.И., ФЕДОТОВ В.А.

МИФ КАК ИСТОЧНИК ЭТНОФИЛОСОФИИ

Ключевые слова: миф, мифология, этнофилософия, ценности, традиции, национальная культура.

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день тема поиска новых мировоззренческих ориентиров. Показано, что мифологическая модель мира определяет и характер формирования и функционирования основных политических и социальных институтов, которые, в свою очередь, воспроизводят универсальный мировой порядок. Только в таком случае они могут обеспечивать благосостояние коллектива и поддерживать социальный порядок, выполняя свою функцию. Авторами последовательно проводится мысль о том, что в эпоху глобализации возобновление духовных ценностей, народных традиций, их сохранение является мощнейшим фактором, способствующим выживанию этноса, а мифы выступают как факторы, способствующие поддержанию сложившихся традиций.

PETROV, N.V., MACHOTKINA, N.I., FEDOTOV, V.A.

MYTH AS A SOURCE OF ETHNOPHILOSOPH

Keywords: myth, mythology, ethnic philosophy, values, traditions and national culture.

The article considers the topical theme of the search for new ideological orientations. It is shown that the mythological world model determines the character of the formation and functioning of the main political and social institutions, which in turn reproduce the universal world order. Only in this way they can ensure the welfare of staff and maintain social order, carrying out its function. The authors consistently held the idea that in the era of globalization, the renewal of spiritual values, national traditions, their preservation is a powerful factor contributing to the survival of the ethnic group, and myths act as factors contributing to the maintenance of traditions.

Исследование данной проблемы является актуальным для современной социальной философии, поскольку изучение философии этноса позволяет проникнуть в глубины общественного сознания, найти истоки мировоззрения, национального менталитета. Источники формирования философии народа находятся в мифах.

Философский подход к толкованию мифа известен еще у Платона. У Аристотеля миф - реальность рассматривается как фабула трагедии. Первая

философская концепция мифа появилась в творчестве Дж. Вико, который отмечает, что в мифах совершается процесс перенесения человеком на окружающий мир своих собственных свойств. В «Основаниях новой науки он писал, семена философии проявляются уже в первобытной поэтической мудрости, в мифах, отличительными характеристиками которых являются эмоциональность, телесность, чувственная конкретность.

Романтический взгляд на миф характерен Шеллингу, который настаивал на необходимости понимания мифологии как самостоятельного мира в соответствии с его внутренними законами. Мифотворчество, на его взгляд, это живой, неотъемлемый компонент духовной жизни человека, сферы исскуства. «Мифология есть не что иное, как универсум в более торжественном одеянии, в своем абсолютном облике, истинный универсум в себе, образ жизни и полного чудес хаоса в божественном образотворчестве, который уже сам по себе есть поэзия и все-таки сам для себя в то же время материал и стихия поэзии... Она есть вечная материя, из которой все формы выступают с таким блеском и разнообразием» [1, с.105]. Данную концепцию развил Кассирер, который утверждает, что миф является сознанию как «полностью объективная реальность» [2].

Л. Леви-Брюль исследовал психологию культурно отсталых народов, ее отличие от психологии современного человека и сделал вывод, что мифы можно использовать с точки зрения психологии, которая в них отражается. «Сверхъестественные существа и невидимые силы, присутствие которых вокруг себя он постоянно чувствует, доставляют ему готовый, всегда имеющийся налицо материал для ответа на частные вопросы, которые он ставит перед собой, внушая ему одновременно смесь страха, покорности и почтения, которыми всегда оказывается проникнутой его деятельность, едва только для этих чувств представляется какой-нибудь объект» - писал он [3, с.158].

По мнению К. Леви - Стросса, французского этнолога и основателя структурной антропологии, миф может быть разложен на ряд «кодов». Могут быть выделены социологический, астрономический, этический и другие мифы [4]. В своих исследованиях он показал способности мифологического мышления к обобщениям, классификации и анализу. Он рассматривал такой аспект мифотворчества, как мифологическая логика, явившаяся инструментом решения противоречий, из которых сотканы мифы: доброе-злое, верх - низ, горячее - холодное, живое - мертвое.

Выявление заключенной в мифах мудрости, архетипов, составляющих глубинные основы сознания - вот ради чего занимаются исследованием мифов.

Между философией и мифологией есть нечто общее. Они проецируют свою личность на гигантские «экраны» мира. Благодаря фантазии, экстраполяции своего внутреннего мира, человек выносит себя в объективный мир, а иллюзия, в плену которой он оказывается, каким-то образом элиминируется. Было время, когда они рассматривали небо не просто как небо,

усыпанное звездами, а как арену сражения разумных существ, как сферу бытия мировых идей. Философия была ближе к объективности. Чем же продиктована столь субъективная окрашенность мифов?

Человеку свойственно выдавать зависящее от себя самого причины житейских удач или неудач в качестве сил, стоящих вне реальности, т.е. потустороннего мира. Мифологические герои самые живые существа, трансформированные в актеров, играющих на арене небесного царства. Мифологические представления - очередные примеры экстраполяции самосознания (внутреннего мира человека) на всю Вселенную. Для философии мифы представляют собой ценность как своеобразная, замысловатая информация о трагикомедии, происходящей в душе и поведении человека. Задача современного исследователя - найти ключ к расшифровке мифов, найти в них какие-то реальные, правдоподобные смыслы, касающиеся стратегии нравственного бытия: добра и зла, любви и коварства.

Не следует думать, что люди, еще не возведенные в ранг богов, жили так, как ведется рассказ в самих мифах. Миф - своего рода духовное выполнение возложенных на них функций. Люди жили двойной жизнью. Одно дело, порождение и распространение мифов как духовное развлечение и средство манипуляции сознание этноса, другое дело - реальная (земная) жизнь, основанная на знаниях реальных причин. Жить только по мифу - обречь себя на голодную смерть. Верно, что мифологическое и объективное знание переплеталось в виде соблюдения обычаев, ритуалов и запретов, но не это обеспечило людям выживание, а вторая - земная ориентация в мире.

Уже в недрах мифологического сознания появилась потребность в образной (фантастической) символизации знаний и моральных ценностей. Вместо современных математических (логических) символов использовались способы персонификации и вместе с тем передавались не при помощи учебника этики, а в виде конкретных образов конкретных личностей и богов, т.е. использовались эффективные образно-эмоциональные способы кодирования и запоминания нравственных регуляторов.

Миф - священный рассказ о начале времен, о делах и словах богов и героев как первопричине из которой далее выводится абсолютная истина. Это Иван - царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, Кощей. И обратно: по нынешнему, современному выбору кандидат, моделей и образцов можно выявить, каков был первоначальный миф.

Казалось, что христианство принесло в жизнь непререкаемую подлинность. Но, судя по телевизионному его воплощению, в котором вожди со свечками все-таки главнее священнодействия - это не совсем так. Поскольку в церкви, «как на небе», крепнет уверенность, что и на небе, будет, как в церкви. Тем более что паства обыденная вполне этим довольна. Так что хотя иереи и кропят космос, но ракеты все-таки больше смахивают на ковры-самолеты, а вода на живую - мертвую.

Явления природы, причинная связь между ними представлены в мифах не как таковые, а как замысловатое поведение, деяние конкретных личностей, богов, ведущих человеческий образ жизни. В них безжизненный мир описывается в терминах, обозначающих духовную сферу человека. На мировой сцене действуют боги, наделенные всеми человеческими слабостями и вооруженные силовыми приемами. Обожествление и персонифицирование стихийных явлений природы облегчали интеллектуальный труд беспричинного и нереалистического мышления древних. Взаимодействовали не сами явления, следуя законам объективного мира, а виртуальные боги и люди, наделенные умом, чувством и волей.

Внешняя для человека сила природы одухотворена в мифах для того, чтобы она понимала человека, была чувствительной к человеческим переживаниям и мольбам. Отсюда следует возможность человека оказывать воздействие на природу. Ритуалы, жертвоприношения и все иные магические операции предназначены именно для этой цели - подчинению объективных законов своим желаниям и интересам.

Миф, провозглашая мировой порядок, диктует людям определенные правила поведения, санкционирует обряды, доводит до чувства и разума различные социальные установления. Мифы выступают как факторы, способствующие поддержанию сложившихся традиций.

Особую роль в системе мифологического мировоззрения играли моральные нормы. Разнообразные виды деятельности и отношения, в возникающие в процессе жизнедеятельности далеких предков, предъявляли требования разработать и неукоснительно соблюдать нормы и правила поведения в различных ситуациях. Этого требовали как объективные потребности повседневной общественной жизни, так и еще не развитое общественное сознание. Грозные силы природы, неудачи и опасности, подстерегаемые при добывании пищи, а также другие факторы способствовали зарождению представлений о том, что существуют непонятные им злые и добрые духи, божества. Люди понимали, что от них зависит жизнь человека, и нужно совершать определенные обряды и поклоняться этим божествам. Это касалось и взрослых и детей, женщин и мужчин, индивидов и коллективов.

Будучи образцом для подражания, миф призван поддерживать в природе и социуме определенный порядок и выступать против сил зла с помощью ритуалов, соблюдение которых давало гарантию сохранения заведенного порядка, установленного предыдущими поколениями.

Итак, миф являлся практическим руководством к действиям для наших дальних предков, он определял судьбу человека, регулировал его жизнедеятельность, утверждал общепринятую систему ценностей, давал ему знания и основания нравственных поступков, указывал, как следует совершать ритуалы, и гарантировал их эффективность. «Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и

обществом, обществом и индивидом, т.е. они обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни» [5, с.15].

При этом миф не просто фиксирует традицию, а освящает мифологическую картину мира, создаваемую способностью человеческого сознания к воображению. Таким образом, традиция предопределяется мировым порядком, а в его основе находятся такие воля и мощь надчеловеческих сил, которые превышают неизмеримо возможности человека. Только мировой порядок может обеспечить твердую основу человеческого существования, гарантировать ему устойчивость и неизменность в изменчивом текучем мире.

Мифологическая модель мира определяет и характер формирования и функционирования основных политических и социальных институтов, которые, в свою очередь, воспроизводят универсальный мировой порядок. Только в таком случае они могут обеспечивать благосостояние коллектива и поддерживать социальный порядок, выполняя свою функцию. Весь материальный, социальный и духовный строй жизни запрограммирован мифологическим сознанием, наполнен священным смыслом.

Итак, общественное сознание проделало огромный путь от первобытно-мифологического, или, по мнению К.Маркса, «бессознательно-художественного» осмысления человеком окружающего мира до его рационального познания. И этому способствовало то, что в течение многих столетий весь опыт осмысления мира человеком аккумулировался в мифах, легендах и сказаниях, художественном творчестве. Мифология стала мастерской и хранилищем художественного сознания народа, чтобы оно, в конечном итоге, участвовало в формировании философского мышления.

В современной социальной философии сформировалась концепция, согласно которой принято считать, что «философская культура каждого народа - это уникальный феномен мировой мысли» [6]. Любой народ, который ставит перед собой вопросы о строении мира и создает космогонические мифы, народ, который излагает свои размышления о смысле жизни чрез устное неродное творчество, мифологию, искусство - остается философом.

«Философия есть творческое самовыражение не только всего человечества, но и каждого отдельного субъекта, вносящего разнообразие в философскую культуру. Каждая нация в своем арсенале духовной культуры имеет ценности, определяющие ее мировоззренческую позицию. Идеи и взгляды, понятия и категории, средства и формы постижения мира, накопленные в течение всей ее истории, составляют ее философскую культуру» [7, с.38].

Философское мышление народов - этнофилософия - формируется «путем развития первых философских конструкций в мышлении самостоятельно через собственную мифологию и первые научные знания и путем принятия ценностей мировой философской культуры через образование, просвещение» [7, с.38]. Таким образом, мифолого-поэтическое восприятие мира

трансформируется в рационально-умозрительную систему, и формируется философская культура народа.

Итак, в мифах, традициях и обрядах, в языческом веровании народов заложены основы жизненной философии, мобилизующие этнос. Мифы - одна из сторон проявления народной мудрости, являются истоками этнофилософии. Сущность мифов состоит в синкретичности: в мифе в единстве слиты естественное и сверхъестественное, знание и вера, реальность и фантазия, рационализм и иррационализм. Здесь проблемы происхождения мира и человека, о жизни и смерти, т.е. основные мировоззренческие проблемы, возникавшие в мифе и получившие свое развитие в этнофилософии.

Для современного общества, переживающего сложные изменения экономической, социальной и духовной жизни, значимым и важным становится приобщение к национальной культуре, к народным обычаям, традициям, нравственным и эстетическим ценностям.

Свидетельством возрождения национального сознания становится стремление людей знать прошлое своего народа, найти в нем ответы на многие насущные вопросы современной жизни с опорой «на национальную организацию общества и наднациональные регуляторы» в интересах обеспечения правовых гарантий развития человека [8]. Сейчас в обществе отношение к духовным и материальным основам традиционной культуры меняется, люди обращаются к религиозным институтам, к народной вере, и это оказывает огромное влияние на индивидуальную и общественную жизнь, на формирование личности. Возрос интерес к национальной культуре, все больше осознается ее самоценность и самобытность. А в эпоху глобализации возобновление духовных ценностей, народных традиций, их сохранение является мощнейшим фактором, способствующим выживанию этноса.

Литература и источники

1. Шеллинг А.В. Философия мифологии. В 2-х т. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013.

2. Кассирер Э. Мифологическое мышление. М.: Университетская книга, 2001.

3.Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970. №7.

5. Антонян Ю.М. Миф и вечность. М.: Логос, 2001. 464 с.

6. Исмуков Н.А. Национальное измерение культуры (философско-методологический аспект). М.: Прометей, 2001. 273 с.

7. Евграфова Т.Н. Формирование философской культуры чувашей. Монография. Чебоксары, 2011. 140 с.

8. Бьёрнсон К. Мировая история и роль России с точки зрения классического либертарианства // Современная научная мысль. 2013. №.4. С.28.

ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЯНОВИЧ - старший преподаватель кафедры биотехнологических и общественных дисциплин АНО ВО «Академия технологии и управления» г. Новочебоксарск ([email protected]) МАХОТКИНА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА - кандидат философских наук, доцент АНО ВО «Академия технологии и управления» г. Новочебоксарск (machotkina@mail. ru)

ФЕДОТОВ ВАСИЛИЙ АРТЕМЬЕВИЧ - доктор философских наук, профессор Чувашского государственного университета им. Ульянова, г.Чебоксары Чувашской Республики ([email protected])

PETROV, NIKOLAI V. - senior lecturer in social sciences and biotech, "Academy of Technology and Management", Novocheboksarsk

MAKHOTKINA, NATALIA I. - PhD in Philosophy , Associate Professor, "Academy of Technology and Management", Novocheboksarsk FEDOTOV, VASILIY A. - Doctor of Philosophy, Professor of the Chuvash State University. Ulyanov, Cheboksary of the Chuvash Republic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.