Список литературы
1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000. 125 с.
2. Ефимова Н. С. Социальная психология. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. 192 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2008. 336 с.
4. Карпова А. В. Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
5. Климов Е. А. Психолог: Введение в профессию. М.: Академия, 2007. 208 с.
6. Лукацкий М. А. Психология. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
7. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.
8. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М. : Московский психол.-соц. ин-т; Флинта, 2003. 184 с.
9. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М., 1997. 352 с.
10. Реан А. А. Психологический атлас человека. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.
11. Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология. СПб.: Питер, 2007. 256 с.
уДК Ю 940
ББК 370. 153
Ю. В. Сутурина
г. Чита
Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза
В статье представлены результаты исследования проявления эмпатии, как профессиональнозначимого и личностного качества педагогов высшей школы. Подвергнута анализу сниженная способность преподавателей к вербализации своих эмоциональных состояний, т. е. склонность к алексетимии. Приведены результаты эмпирических исследований взаимосвязи эмпатии и алекситимии с академической успеваемостью студентов.
Ключевые слова: преподаватели высшего учебного заведения, эмпатия, алекситимия, академическая успеваемость, студенты.
Y. V. Suturina
Chita
Role empathy and alexithymy in pedagogical doing of teachers of higher educational institution
At the article is represented a results of research of the appearing of empathy, as professional-main and larval quality of the teachers of higher school. The subjected to analysis reduced ability of the teachers to verbalization of their own emotional conditions - aptitude to аlexithymy. They are brought empirical studies intercoupling empathy and акх^Ь^^^ with academic progress students.
Key words: teachers of higher educational institution, empathy, аIexithymy, academic progress, students.
Современные тенденции в системе высшего профессионального образования демонстрируют значимость проблемы профессионализма профессорско-преподавательского состава, от которого зависит не только качество подготовки будущих специалистов, но и их личностное развитие. Очевидно, что педагогическая деятельность осуществляется в процессе взаимодействия со студентами, поэтому роль профессионально-значимымых и личностных качеств при осуществлении этой деятельности неоспорима. Одним из таких качеств преподавателей, рассматриваемых в данной работе, является эмпатия.
К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии [2, с. 147-159], истории развития представлений о ней в философии [4] и психологии. Мы же рассматриваем педагогическую эмпатию, как профессионально-значимое качество личности педагога, проявляющееся в ситуации общения и взаимодействия, в понимании внутреннего мира учащихся, эмоциональном приобщении к их жизни. Эмпатийные переживания преподавателя реализуются в формах помогающего поведения, то есть речь идет о действенной педагогической эмпатии, обеспечивающей успешность меж-
личностного взаимодействия. В этом случае педагогическая эмпатия имеет особую значимость для морального и нравственного совершенствования личности, оптимизации межличностных отношений, складывающихся в творческой деятельности и общении между преподавателем и студентом.
Такие исследователи, как А. А. Бодалев, С. Гмарин, Г. Калеро, Р. Мэй, Д. Ниренберг, Е. И. Рогов, К. Рудестам, П. Г. Щедровиц-кий, И. М. Юсупов отмечают, что эмпатия является ключом к подлинному пониманию человека. Иначе говоря, эмпатия способствует педагогической наблюдательности, является условием установления тесного контакта и подлинного диалогического общения, фактором, который все более способствует эмоциональной интеграции, восстановлению нарушенных связей с окружающими, необходимым условием любого творчества. Эмпатия является сложным функциональным образованием, в котором когнитивные и эмоциональные процессы составляют взаи-мообуславливающее единство [1, с. 213]. Эмпатия предполагает наличие ощущения понимания и сопереживания психологического состояния другого человека.
Исходя из этого, в дальнейшем мы будем рассматривать роль эмпатии в педагогическом процессе, а в частности - как влияет педагогическая эмпатия преподавателей высшего учебного заведения на академическую успеваемость студентов.
Говоря об эмпатии, мы подчеркивали значимость диалогического общения между преподавателем и студентом, то есть, иначе говоря, акт эмпатии не может произойти вне диалога, который помимо передачи вербальной информации общающихся включает эмоциональный компонент. Поэтому очень важно уметь выражать свои эмоции, чувства, переживания словами. Исходя из вышесказанного, мы посчитали уместным подвергнуть анализу степень развитости алекситимии у преподавателей. В психологии сниженную способность к вербализации эмоциональных состояний называют алек-ситимией (аlexithymia: а - отрицание, lexis -речь, слово, thymos - настроение, чувства). В данной работе алекситимия рассматривается в рамках социально-психологического подхода, развиваемого С. В. Воликовой, Н. Г. Гара-нян, Г. Кристал, С. В. Малыхиной, Д. Тэйлор, А. Б. Холмогоровой [3, с. 128-145], согласно которому изучаемый феномен имеет психологическую, а не физиологическую основу.
Обосновывая рассмотрение феномена алекситимии в русле данной темы, мы исходили из тех соображений, что эмпатия имеет в своей структуре эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (В. А. Якунина и С. Б. Борисенко). Вероятно, что при развитой алекситимии будет страдать аффективный компонент эмпатии, в основе которого лежит механизм эмоциональной идентификации, обеспечивающий передачу «личностного» опыта через личный пример путем «заражения», подражания. Нарушение в личностной сфере при алекситимии, проявляющееся в неспособности к рефлексии, приведет к нарушению в когнитивном компоненте эмпатии, то есть преподаватели не смогут проявлять сочувствие и сопереживание в силу того, что неумение осознавать свои эмоции не позволяет понять переживания и чувства других людей и сопереживать им. Все это приведет к нарушениям в поведенческом компоненте эмпатии, который проявляется в реальном содействии и помощи другим людям, в том числе и студентам.
Невозможность точной передачи другому возникающих чувств в вербальной форме может привести к отсутствию или неразвитости коммуникативной составляющей в эмпатическом акте, что, в свою очередь, так или иначе отразится на учебном процессе. На наш взгляд, изучение этого явления позволит в некоторой степени объяснить и расширить представления об эмпатии, а также получить более полную картину в области взаимоотношений между преподавателем и студентом.
Эмпирическое исследование эмпатии у преподавателей высшего учебного заведения проводилась на базе ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический университет им. Н. Г. Чернышевского» (г. Чита) в течении 2005-2009 гг. В нем приняли участие 57 преподавателей, работающих на факультете психологии (12 % мужчин и 88 % женщин).
Основными измерительными инструментами исследования эмпатии и алексити-мии у преподавателей явились следующие пси-ходиагностичекие методики: «Диагностика эмпатии» (по А. А. Меграбяну и Н. Эпштейну), «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И. М. Юсупова), «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко), Торонтонский алекситимиче-ский тест (TAS), адаптированнный в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.
Анализ интегративного уровня эмпатии, по трем вышеперечисленным методикам, позволил выделить три группы преподавателей. Полученные данные дают основание говорить о том, что почти четверть преподавателей (24 %) имеют высокий уровень развития эмпатии. Эти преподаватели проявляют заинтересованность делами студентов, их личной жизнью, они пластичны к смене окружающей обстановки, чутко реагируют на настроение группы и каждого студента отдельно. Проявляют эмоциональную отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Благодаря этому они могут выстроить свое поведение в зависимости от ситуации и направить процесс обучения и воспитания в нужное для них русло. К сожалению, есть и такие преподаватели, которые практически не способны проявлять эмпатию к студентам, их 2 %. Для них характерно затруднение в установлении контактов, интровертированность, то есть преобладание внутренней направленности мыслей, переживаний, ригидность, которая указывает на недостаточную подвижность, переключаемость, приспосабливаемость мышления, установок по отношению к постоянно меняющимся условиям и эгоцентричность. Это свидетельствует о том, что механизм социального восприятия студента преподавателем развит у испытуемых недостаточно, а так как эмпатия выступает одним из механизмов развития межличностных отношений, то мы можем предположить, что взаимоотношения между студентом и преподавателем складываются не всегда наилучшим образом.
Большинство людей относится к среднему уровню эмпатии, как оказалось, преподаватели не являются исключением, 74 % из них лишь частично могут проявлять эмпатию к студентам. Если исходить из соображений, что сильно развитая эмпатия может приводить к альтруистическому поведению, то в нашем случае, это не совсем желательно. Каждый преподаватель должен проявлять понимание и сочувствие к другим людям, но без ущерба для себя. Поэтому, мы считаем, что средний уровень развития эмпатии является допустимым в педагогической деятельности.
Помимо проведенного эмпирического исследования педагогической эмпатии у преподавателей вуза нами была предпринята попытка анализа того, как она влияет на академическую успеваемость студентов. Изначально нами был просчитан средний балл успеваемости у студентов (всего 3124 человека) по каждому преподавателю отдельно. За
вторую переменную были взяты баллы тестов, полученные индивидуально каждым из преподавателей. Рассмотрение корреляционных связей показателей вышеперечисленных тестов и средним баллом успеваемости студентов составляет (г = 0,38, г = 0,32, г = 0,55, р < 0,05), что говорит об умеренной и средней связи между проявлением эмпатии у преподавателей и той оценкой, которую получает студент на экзамене. Сила связи позволяет высказать предположение, что личность преподавателя, а в частности такое его личностное качество, как эмпатия, влияет на оценку, получаемую студентом. Это доказывает нам, что оценка зависит не только от ответов студента на экзаменах, но и от того, насколько является эмпатийным преподаватель. Причем, учитывая тот факт, что акт эмпатии чаще будет происходить между преподавателями и студентами, которые чаще общаются и более симпатичны друг другу, то мы можем предположить, что и оценка будет выше именно у этих студентов.
Более детальное рассмотрение корреляционных связей позволило заключить, что у спокойных, уравновешенных, не проявляющих излишней сентиментальности преподавателей успеваемость студентов выше. Оказывается, преподаватели, которые задумываются над дальнейшими судьбами студентов, размышляют над их удачами или неудачами, проявляют спонтанный интерес, пытаются понять их сущность, ставят оценку выше, нежели равнодушные преподаватели. Их способность понять другого на основе со-переживаниий, поставить себя на его место, а в нашем случае на место студента, также повышает средний балл академической успеваемости. При идентификации, то есть при усваивании поведения, норм, ценностей, вкусов и привычек студентов преподаватель определяет характер взаимоотношений с ними и способен повысить средний балл академической успеваемости. Также нами отмечено, что оценка студента практически не зависит от умения преподавателя на уровне интуиции обобщать различные сведения о них, предвидеть их поведение и действовать, опираясь на опыт. Оказывается, чем любопытнее преподаватели, тем выше успеваемость студентов. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что становясь вольным или невольным слушателем разговоров студентов, преподаватель становится в курсе их дел, удач или неудач, страхов, опасений и вероятно ему уже проще вести учебный процесс в этой группе, зная реальные возможности сту-
дентов к обучению. Но негативный момент мы отметили в том, что успеваемость студента повышается, если преподаватель ему симпатизирует. Личностные особенности студента, которые не симпатичны преподавателю, не должны негативно сказываться на обучении, а результаты учебной деятельности должны оцениваться исходя из реальных возможностей и знаний студента.
Но при этом мы допускаем, что академическая успеваемость студентов может складываться и в зависимости от других составляющих, например, от подачи материала преподавателем, от степени его сложности, подготовленности студента к занятиям, его интеллектуальных возможностей, а эмпатия преподавателя выступает как один из факторов, влияющих на получаемую оценку.
Изучение феномена алекситимии позволило констатировать, что преподаватели данной выборки в большей степени не алек-ситимичны (75 %). Мы с полной уверенностью можем утверждать, что им доступен для понимания большой спектр эмоциональных переживаний. Они способны к рефлексии, то есть анализу собственных психических состояний. Для этих педагогов важно, как они в действительности воспринимаются и оцениваются студентами. Они легко могут поделиться с аудиторией своими мечтами, фантазиями, переживаниями, не фиксируются на негативных переживаниях, способны к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе и отрицательных. Все это непременно должно способствовать большему эмоциональному включению в жизнь студентов, эмпатическому способу общения, стабилизации отношений, адекватному реагированию в стрессовых и конфликтных ситуациях.
В нашем исследовании 35 % преподавателей составляют группу риска. Мы полагаем, что частичное исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности обусловлено формированием механизма психологической защиты, представляющего собой приобретенный стереотип профессионального поведения, который, с одной стороны, помогает сохранить эмоциональные ресурсы, а с другой - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях со студентами. Почти все люди испытывают некоторые трудности, когда приходится описывать свои эмоциональные состояния и преподаватели не составляют исключения.
Повышенный уровень алекситимии свидетельствует о затруднениях в эмоциональноинтеллектуальной сфере и является проти-
вопоказанием для профессионалов в педагогической деятельности. В данной выборке испытуемых преподавателей таких нет.
В рамках изучаемой темы было установлено, что склонность к алекситимии практически никак не отражается на оценке, которую получает студент при сдаче экзамена (г = 0,14, р < 0,01). С одной стороны, данный факт будет только способствовать выполнению поставленных задач перед педагогом, а его личностная особенность, которая выражается в неумении распознавать и озвучивать как свои, так и чужие эмоциональные переживания, никак не отразится на получаемой оценке. А с другой стороны, когда в условиях высшей школы, где приоритетным направлением остается раскрытие закономерностей развития и формирования психики студентов, их психологической подготовки к профессиональной деятельности, формирование самоактуализирующейся личности, неумение педагога распознавать эмоциональные состояния студентов приведет, на наш взгляд, к тому, что преподаватель не сможет эмоционально включиться в педагогическую ситуацию, так как он ее сам не переживает. В данном случае, взаимопонимание, механизм идентификации, который обеспечивает передачу «личностного» опыта, будет нарушен.
Сила (теснота) корреляционных связей (г = 0,33, р < 0,01) между показателями «интегративный балл эмпатии» - «степень выраженности алекситимии» позволяет дать следующую интерпретацию: развитая способность преподавателя приобщаться к эмоциональной жизни студентов, понимать их путем эмоционального вчувствования в их переживания в какой-то мере зависит от умения педагога помимо изложения учебного материала, разнообразно, убедительно-ярко проявлять эмоции и чувства в своей речи. Это дает возможность выразить и передать свое эмоциональное состояние, а также свое отношение ко всему происходящему.
Итак, проведя эмпирическое исследование эмпатии и алекситимии у преподавателей высшего учебного заведения, мы можем констатировать тот факт, что преподаватели данной выборки в большинстве своем не склонны к алекситимии, и данный феномен практически никак не отражается на академической успеваемости студентов. В то время, как эмпатия, проявляемая преподавателями на экзамене, в некоторой степени влияет на оценку.
Преподаватели вполне адекватно реагируют на все происходящее вокруг них, могут помочь советом, выслушать студентов, найти
выход из сложившейся ситуации, а все это, в свою очередь, будет вызывать положительное отношение к ним со стороны студентов. Взаимопонимание при общении способно
привести к снятию барьеров, налаживанию благоприятного психологического климата, способствовать раскрытию личностного потенциала каждого студента.
Список литературы
1. Гаврилова Т. П. Утверждение эмпатии // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 204-213.
2. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-159.
3. Гаранян Н. Г. , Холмогорова А. Б. Концепция алекситимии // Журнал социальной и клинической психиатрии. 2003. № 1. С. 128-145.
4. Эмпатия как предмет исследования в современной западной философии: обзор публ. ЦКЬ: http://www.scorcher.ru/ пешгоп_ sys/empaty/em-paty2.php (дата обращения: 19.03.2009).