УДК/uDC 159.922 О. А. Лебеденко, О. С. Махно
O. Lebedenko, O. Mahno
ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ
features of the aggressive behaviour of future teachers with different empathy levels
Введение. В статье представлено исследование по проблеме проявлений агрессии студентов в зависимости от уровня их эмпатийных способностей. Цель статьи — проанализировать особенности агрессивного поведения будущих педагогов с разным уровнем эмпатии.
Методология. Исследование проводилось на основе теоретического анализа научно-методической литературы, использования в эмпирической части исследования диагностики способности к эмпатии (опросник А. Мехрабиана, Н. Эпштейна), уровня агрессивности (тест А. Басса — А. Дарки) и методов математической статистики — U-критерий Манна — Уитни (SPSS 21.0).
Результаты исследования подтверждают предположение о том, что уровень эмпатии оказывает влияние на выбор способа агрессивного поведения будущих педагогов.
Заключение. Авторы отмечают практическую значимость проведенного исследования и возможность использования его результатов для решения задач профилактики агрессивного поведения и развития эмпатийных способностей будущих учителей.
Introduction. This paper presents a study of the investigation of students aggression according to their empathy's abilities level. The purpose of the article is to analyse the peculiarities of the aggressive behaviour of future teachers with different levels of empathy.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of theoretical analysis of scientific-methodical literature, empirical part of the research questionnaire for the diagnosis of capacity for empathy (А. Mehrabian, Н. Epstein), a questionnaire determining the level aggressiveness (А. Buss — А. Darki) and methods of mathematical statistics-U Mann — Whitney test (SPSS 21.0).
The Results confirm that the level of empathy has an impact on the method of the aggressive behaviour of future teachers.
Conclusions. The author notes the practical significance of the study and its results for the prevention of aggressive behaviour and development of the empathy abilities of future teachers.
Ключевые слова: студенты, личностные качества педагога, агрессивное поведение, формы агрессии, эмпатия, эмпатийные способности.
Keywords: students, personal qualities of the teacher, aggressive behavior, forms of aggression, empathy, empathy ability.
Введение
Сфера педагогического труда относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. В содержании профессионального стандарта педагога отдельно выделяется умение общаться с детьми на основе признания их достоинства, понимания и принятия их педагогом [14]. Оптимальное педагогическое общение обеспечивает эффективные условия для развития творческого потенциала личности учащихся.
Умение сопереживать, сочувствовать ученику, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его удачам и поражениям — это важные личностные качества педагога, являющиеся предпосылками формирования профессиональных компетенций и повышения его профессионального мастерства. Таким образом, в процессе профессионального образования следует обращать внимание на развитие эмпатии как важного регулятора взаимоотношений между людьми.
В современной молодежной среде настораживающим фактором, негативно влияющим не только на эффективность межличностного общения, но и будущую профессиональную деятельность, является агрессивное поведение.
Агрессия рассматривается в психолого-педагогической литературе как одна из форм разрушающего поведения, которое противоречит социальным и нравственным нормам, приносит физический, моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт. В Большом психологическом словаре под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния, является агрессивное поведение. Агрессия как действие представляется в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [4, с. 10].
В западной психологии принято выделять три основных подхода к трактовке данной категории. Западные ученые Р. Бэрон и Д. Ричардсон называют А. Басса автором первого подхода, при котором под агрессией рассматривается любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим; реакция, физическое действие или угроза такого действия способны уменьшить свободу или генетическую приспособленность другого человека [6, с. 150].
Иной точки зрения придерживается Л. Берковиц, определяя агрессию как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта-жертвы и проявляется в демонстрации недружелюбного отношения и антипатии к конкретному человеку, в желании ему зла [1, с. 150].
Третья точка зрения, высказанная Д. Зильманом, ограничивает употребление термина «агрессия» только попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Разница между агрессией и враждебностью, по мнению ученого, заключается в том, что враждебное поведение имеет целью нанесение, скорее, морального, нежели физического ущерба, а агрессивное поведение нацелено на причинение морального и физического ущерба [6, с. 155].
Многие отечественные авторы настаивают на различии понятий «агрессия» и «агрессивность». Так, С. Л. Колосова понимает под агрессией индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность же рассматривается как свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей [10, с. 20]. По мнению А. Г. Долговой, сущность агрессивного поведения заключается в проявлении мотивированных внешних действий, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям [8, с. 105].
В своем эмпирическом исследовании мы основывались на типологии агрессии, разработанной зарубежными учеными А. Бассом и А. Дарки: физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм [13]. Одним из факторов профилактики агрессивности молодежи является формирование эмпатии как способности понимать волнения других людей, способности приобщаться к эмоциональной жизни окружающих, разделять их тревоги.
Кратко охарактеризуем понятие эмпатии. В психологии «эмпатия» рассматривается как вне-рациональное познание человеком внутреннего мира других людей и как отзывчивость на переживания и эмоции другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций [4, с. 603]. Однако общепризнанного понимания данного понятия ни в зарубежной, ни в отечественной литературе не существует. Исходные теоретические положения феномена эмпатии в начале XX века были представлены в трудах Э. Титченера, А. Бена, Т. Липпса, заложивших основу и перспективу в исследовании эмпатии как личностного феномена [11, с. 116].
Представитель гуманистического направления К. Роджерс эмпатию трактует как умение осознавать и чувствовать эмоции и настроения окружающих, умение понимать чужую точку зрения и проявлять активный интерес к заботам других людей, умение проникать во внутренний мир другого человека [15]. Таким образом, в трудах зарубежных психологов эмпатия рассматривается как специфический способ и форма социальной перцепции.
В отечественной психологии проблема эмпатии тоже трактуется неоднозначно. Так, Т. П. Гаврилова определяет эмпатию как форму эмоционального переживания, связанную с прошлым опытом индивида, и как переживание, возникающее в конкретной ситуации взаимодействия человека с другими людьми [7, с. 58].
Исследование связи структурных характеристик эмпатии с психическими процессами и психологическими особенностями личности, проведенное А. А. Бодалевым, доказывает, что на результаты познания человеком окружающих и себя самого, а также особенностей его взаимодействия с другими людьми оказывают влияние децентрация и рефлексия [2, с. 124].
С точки зрения И. М. Юсупова, эмпатия является ключевым звеном в способах понимания человеком объектов социальной природы и приобретения личностью коммуникативной компетентности [17, с. 28].
Изучение качественной природы эмпатии, проведенное В. В. Бойко, позволяет представить данную категорию как форму отражения партнеров по взаимодействию, в основе которой, с одной стороны, лежат эмоциональная отзывчивость и интуиция, а с другой — рациональное восприятие, выражающееся в точности восприятия состояний и особенностей другого человека [3, с. 236].
Таким образом, отечественные психологические исследования определяют эмпатию как способность, процесс, состояние, связанные с различными психическими процессами и психологическими особенностями личности человека.
Актуальным в современной науке является изучение эмпатии как профессионально важного качества специалистов группы профессий «человек — человек». Например, Б. В. Кай городовым и И. А. Еремицкой была выявлена прямая зависимость эффективности профессиональной деятельности психолога от уровня сформированности у него способности к пониманию, поскольку понимание для психолога лежит в основе способов получения информации о человеке [9, с. 129].
Эмпатия в качестве одного из важных профессиональных качеств педагогов и психологов, по утверждению О. Б. Поляковой, выступает предпосылкой возникновения редукции личных достижений, составляющей деформаций в профессии [12, с. 83].
Следовательно, развитие способности к эмпатии у будущих педагогов должно стать необходимой составляющей их профессионально-педагогической подготовки. Высокий уровень эмпатийных способностей содействует благополучной социализации личности, эффективному общению и формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. Поэтому считаем актуальным исследование по выявлению особенностей форм агрессии у студентов с разным уровнем эмпатии.
Методология
С целью выявления особенностей агрессивного поведения будущих педагогов с разным уровнем эмпатии было проведено исследование, в котором приняли участие 68 студентов ГБПОУ РО «Донской педагогический колледж», средний возраст составил 19,5 года.
На первом этапе исследования путем диагностики способности к эмпатии (опросник А. Мехрабиана, Н. Эпштейна) определялся уровень эмпатических тенденций и сформирован-ности эмпатии как личностной черты будущих педагогов [16]. На основании полученных ответов респонденты были распределены по группам в соответствии с уровнем эмпатических тенденций. На втором этапе исследования с помощью опросника уровня агрессивности (А. Басс, А. Дарки) выявлялись особенности проявлений агрессивных и враждебных реакций студентов. На третьем этапе исследования был проведен сравнительный анализ форм агрессии студентов и их уровня эмпатийности. Для достоверности полученных результатов использован метод математической статистики, U-критерий Манна — Уитни (SPSS 21.0).
Результаты исследования
В соответствии с поставленной целью исследования была проведена диагностика социальной эмпатии будущих педагогов. Результаты распределились следующим образом: высокий уровень эмпатии — 0 %; средний — 62 % респондентов; низкий — 38 % опрошенных. То есть большинство будущих педагогов хорошо понимают мысли и чувства окружающих, стараются не показывать свои волнения, обладают развитыми социальными эмоциями и соблюдают принятые общественные нормы. Однако у третьей части студентов наблюдается неспособность к сопережива-
нию и сочувствию, отсутствие интереса к постижению и принятию чувств, мыслей других людей и, как следствие, непонимание других людей при контактах с ними. Таким образом, будущие педагоги разделены на две группы для дальнейшего выявления особенностей агрессивного поведения: студенты со средним уровнем эмпатии; студенты с низким уровнем эмпатии.
Далее был проведен анализ показателей форм агрессии по группам студентов с разным уровнем эмпатии. Проанализируем результаты по каждому показателю опросника:
— показатель «физическая агрессия» в группе студентов со средним уровнем эмпатии меньше (5,84), чем у студентов с низким уровнем эмпатии (6,23);
— показатель «косвенная агрессия» у студентов со средним уровнем эмпатии выше (7,56), чем у студентов с низким уровнем эмпатии (5,77);
— показатель «раздражение» в группе со средним уровнем эмпатии меньше (5,36), чем в группе с низким уровнем эмпатии (6,19);
— показатель «негативизм» у студентов со средним (2,38) и низким уровнем эмпатии (2,73] практически не отличается;
— показатель «обида» у студентов со средним уровнем эмпатии меньше (3,75), чем в группе студентов с низким уровнем эмпатии (4,23);
— показатель «подозрительность» у студентов со средним (4,61) и низким уровнем эмпатии (4,92) значительных различий не имеет;
— показатель «вербальная агрессия» у студентов со средним (7,61) и низким уровнем эмпатии (7,57) практически не отличается;
— показатель «чувство вины» у студентов со средним уровнем эмпатии выше (7,86), чем в группе студентов с низким уровнем эмпатии (5,42).
Таким образом, в группе студентов со средним уровнем эмпатии наибольшие значения наблюдались по следующим показателям агрессии: «косвенная агрессия», «вербальная агрессия» и «чувство вины». Следовательно, для будущих педагогов, умеющих понимать мысли и чувства окружающих, характерно: использование окольного пути, направленного против других лиц (сплетни, шутки); проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости; использование негативных чувств через ссоры, крик или через угрозу, проклятие и ругань; убежденность в том, что они поступают плохо, и потому испытывают угрызения совести. Менее свойственными для этой группы оказались «обида» и «негативизм».
В группе студентов с низким уровнем эмпатических тенденций значения оказались иными, чем у предыдущей группы: наибольшие значения наблюдались по показателям: «физическая агрессия», «вербальная агрессия», «раздражение». Респонденты с низким уровнем эмпатии, то есть неспособные к сопереживанию и сочувствию, отличаются следующими проявлениями: применением физической силы против другого лица; готовностью при малейшем возбуждении вспылить, проявить резкость и грубость; выражением негативных чувств через ссору и ругань. Показатели агрессии «обида» и «негативизм» наименее выражены.
Для подтверждения значимости различий в частоте встречаемости форм агрессии у будущих педагогов с разным уровнем эмпатии нами был проведен математический анализ (Ы-критерий Манна — Уитни), который показал наличие статистически значимых различий по таким формам агрессии, как «косвенная агрессия» (р=0,007) и «чувство вины» (р=0,008).
Заключение
Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать ряд следующих выводов. Среди будущих педагогов отсутствуют люди с высоким уровнем эмпатии, то есть у них не сформировано умение сопереживать другим людям как ценное качество личности. Это можно объяснить юным возрастом и недостаточным социальным опытом студентов.
Большинство респондентов контролируют собственные эмоциональные проявления, однако часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми. При организации работы специалистов по развитию эмпатии как профессионально важного качества педагога может быть использован в качестве ресурса для построения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Уровень эмпатии влияет на формы проявления агрессии. Людям с нормальным (средним) уровнем эмпатии не свойственна физическая агрессия, они чаще выражают свое раздражение и гнев через косвенные формы или вербальную агрессию. Важное место в формировании агрес-
сивного поведения занимает критичное отношение к себе (чувство вины), то есть направленность личности на себя. Для студентов, не понимающих эмоционального состояния других и затрудняющихся в установлении взаимопонимания с окружающими, наоборот, свойственны применение физической силы и готовность к проявлению негативных чувств по отношению к другому человеку.
Практическая значимость проведенного эмпирического исследования заключается в возможности использования психологами профессионального образования полученных результатов для эффективного проектирования тренингов, круглых столов и других форм работы по формированию эмпатийных способностей и снижению агрессии у будущих педагогов.
Литература
1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 512 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Педагогика, 1983. 272 с.
3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996. 472 с.
4. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М. : Олма-пресс, 2004. 672 с.
5. Бэн А. Психология. М. : Дрофа, 2008. 104 с.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
7. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста : дис. ... канд. психол. наук. М., 1977. 149 с.
8. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М. : Генезис, 2009. 216 с.
9. Кайгородов Б. В., Еремицкая И. А. Формирование понимания другого человека в процессе профессионального становления психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 128-131.
10. Колосова С. Л. Развитие личности детей с агрессивным поведением в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 35 с.
11. Липпс Т. Пути психологии // Фундаментальная психология у истоков неклассической парадигмы. М. : КомКнига, 2007. С. 116-145.
12. Полякова О. Б. Психологические особенности эмпатических способностей психологов и педагогов // Мир образования — образование в мире. 2010. № 1. С. 80-92.
13. Практикум по психологии состояний : учеб. пособие / под ред. О. А. Прохорова. СПб. : Речь, 2004.
14. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://минобрнауки.рф.
15. Роджерс К. Личностно-центрированная терапия [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 4. URL: http://ifkik.nu/docs/lcterapy.doc (дата обращения: 11.04.17).
16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2005. 490 с.
17. Юсупов И. М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1995. 40 с.
References
1. Berkowitz L. Aggression: causes, consequences, and control [Agressija: prichiny, posledstvija i kontrol']. Saint Petersburg: Prime EVROZNAK, 2007. 512 p. (In Russian).
2. Bodalev A. A. Identity and communication [Lichnost' i obshhenie]. Moscow: Pedagogy, 1983. 272 p. (In Russian).
3. Boyko V. V. Energy of emotion in communication: a look at myself and at others [Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih]. Moscow: Filin, 1996. 472 p. (In Russian).
4. The big psychological dictionary [Bol'shoj psihologicheskij slovar']. Compl. B. Mescheryakov, B. Zinchenko. Moscow: Olma-press, 2004. 672 p. (In Russian).
5. Bains A. Psychology [Psihologija]. Moscow: Drofa, 2008. 104 p. (In Russian).
6. Baron R., Richardson D. Aggression [Agressija]. Saint Petersburg: Piter, 2001. 352 p. (In Russian).
7. Gavrilova T. P. Empathy and its peculiarities in children of primary and secondary school age [Jempatija i ee osobennosti u detej mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta] : dissertation ... candidate of psychological sciences. Moscow, 1977. 149 p. (In Russian).
8. Dolgova A. G. Aggression in children of primary school age. Diagnostics and correction [Agressija u detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Diagnostika i korrekcija]. Мoscow: Genesis, 2009. 216 p. (In Russian).
9. Kaigorodov B. V., Eremickaja I. A. Forming an understanding of another person in the process of professional development of psychologists. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology [Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija]. 2012. № 2. P. 128-131. (In Russian).
10. Kolosova S. L. Personality development of children with aggressive behavior in the period of transition from pre-school to junior school age [Razvitie lichnosti detej s agressivnym povedeniem v period perehoda ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu vozrastu] : abstract of the dissertation ... doctors of psychological sciences. Moscow, 2006. 35 p. (In Russian).
11. Lipps T. Ways psychology. Basic Psychology at the beginnings of the neoclassical paradigm [Fundamental'naja psihologija u istokov neklassicheskoj paradigmy]. Moscow: KomKniga, 2007. P. 116-145. (In Russian).
12. Polyakova O. B. Psychological peculiarities of empathy abilities of psychologists and pedagogues. The world of education — education in the world [Mir obrazovanija — obrazovanie v mire]. 2010. № 1. P. 80-92. (In Russian).
13. Workshop on the psychology of states [Praktikum po psihologii sostojanij] : tutorial. Ed. O. A. Prokhorov. Saint Petersburg: Speech, 2004. (In Russian).
14. Professional standard. Teacher (teaching activities in pre-school, primary General, basic general, secondary general education] [Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii]]. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation from October 18 2013 № 544. Available at: http://MMHo6pHayKM.p(£. (In Russian].
15. Rogers K. Personal-centered therapy. Journal of applied psychology and psychoanalysis [Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza]. 2002. № 4. Available at: http://ifkik.ru/docs/lcterapy.doc (accessed: 11.04.17]. (In Russian].
16. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological Diagnostics of personality development and small groups [Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp]. Moscow: Publishing house Institute of psychotherapy, 2005. 490 p. (In Russian].
17. Yusupov I. M. Empathy Psychology: theoretical and applied aspects [Psihologija jempatii: teoreticheskie i prikladnye aspekty] : abstract of the dissertation ... doctors of psychological sciences. Saint Petersburg, 1995. 40 p. (In Russian].
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
к дисциплине «физическая культура»
КАК ФАКТОРУ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
attitude of students of economic university higher education to the discipline physical culture"
AS A FACTOR OF READINESS TO HEALTH PRESERVATION
Введение. В статье представлено исследование по проблеме отношения студентов вуза к наличию в учебных планах дисциплины «Физическая культура». Цель статьи — выявить отношение студентов экономического вуза к занятиям по физической культуре, что позволит определить их готовность к здоровьесбережению.
Методология. Исследование проводилось на основе анализа документации и официальных источников, анкетирования и методов математической статистики.
Результаты исследования выводят на понимание причин низкого уровня посещения занятий по физической культуре студентов вуза.
Заключение. Большая часть студентов 1-3-го курса вуза положительно относятся к наличию в учебном плане дисциплины «Физическая культура». Следовательно, студенты понимают важность двигательной активности в процессе обучения в вузе и осознают, что занятия физической культурой формируют их здоровье. Автор отмечает, что низкий уровень посещения занятий по физической культуре в вузе обусловлен недостатками организации и проведения занятий.
Introduction. The article presents a study on the problem of attendance and attitudes of students of an high school to the availability of the discipline "Physical Culture" in the curricula. The purpose of the article is to find out the attitude of students of an institution to physical education classes, which will determine their readiness for health preservation.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of analysis of documentation and official sources, questionnaires and methods of mathematical processing.
The results of the research consist in obtaining new knowledge about the attitude and the reasons for the low level of attending physical education classes for students at institution of higher learning.
Conclusions. The author notes that most of the students of the 1-3 years of the university are positive about the presence of the discipline "Physical Culture" in the curriculum. Consequently, students of institution understand the importance of motor activity in the process of studying at a uni-
УДК/uDC 378:796
Н. А. Мелешкова
N. Meleshkova