m
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Kortunov V.V., Grigoryev S.L., 2022
ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-ll-33-40
Ч Принята 20.11.2022 | ***
i УДК 1 130.2:654.197
THE ROLE OF EMOTIONAL TRIGGERS IN SCREEN CULTURE
Kortunov V.V., Grigoryev S.L.
Russian State Agrarian University - Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russian Federation
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРИГГЕРОВ В ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЕ
Коршунов В.В., Григорьев С.Л.
Российский государственный аграрный университет - МСХА им К. А. Тимирязева, г. Москва, Российская Федерация
Abstract. The relevance of the research is connected with the need to explain the mechanisms and strategies of the screen's influence on modern man. The problem of emotional perception of screen culture by a person through the prism of "emotional triggers" is considered, some of their types are analyzed and examples of embedding in screen culture are given. A certain vision of the role of emotional triggers is also formulated and the prospects for further development of screen culture in which they will play a key role are described. Emotional triggers contribute to maintaining the process of endless consumption ofmass culture products. The maintenance of this process occurs due to the formation of a sense of emotional closeness and deep, in the opinion of the viewer, emotional contact with the products and phenomena of modern mass culture. Triggers become a form of representation of reality in the consciousness of the subject, creating instead of real reality a new form of its representation filled with visualized images and phantoms, which brings a certain emotional load into the viewer's consciousness. In this sense, screen culture can be considered as a global tool that exerts an artificial influence on both the individual viewer and the public consciousness as a whole. Emotional triggers, influencing the thoughts and behavior of the viewer, form secondary ways of describing the world for
Аннотация. Актуальность исследования связана с необходимостью объяснения механизмов и стратегий влияния экрана на современного человека. Рассмотрена проблема эмоционального восприятия человеком экранной культуры сквозь призму «эмоциональных триггеров»,
проанализированы некоторые их виды и приведены примеры встраивания в культуру экрана. Также сформулировано определенное видение роли эмоциональных триггеров и описаны перспективы дальнейшего развития экранной культуры, в которой они будут играть ключевую роль. Эмоциональные триггеры способствуют поддержанию процесса бесконечного потребления продуктов массовой культуры. Поддержание этого процесса происходит за счет формирования чувства эмоциональной близости и глубокого, по мнению зрителя, эмоционального контакта с продуктами и явлениями современной массовой культуры. Триггеры становятся формой репрезентации действительности в сознании субъекта, создавая вместо реальной действительности новую, наполненную
визуализированными образами и фантомами, форму
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
him, set the coordinates of orientation in the world of screen culture, simulating the immediacy of personal experiences and feelings, creating the illusion of belonging, integrity to a certain informational whole, thus building their own identity. The role, or rather the power of the impact of emotional triggers in modern screen culture is due to the fact that they are always visualized, and emotions most vividly affect it through visual images.
Keywords: trigger, emotional trigger, emotions, perception, behavior, culture, screen culture.
REFERENCES
ее отображения, которая привносит в сознание зрителя определенную эмоциональную нагрузку. В этом смысле экранную культуру можно рассматривать в качестве глобального инструмента, оказывающего искусственное влияние, как на отдельного зрителя, так и на общественное сознание в целом. Эмоциональные триггеры, воздействуя на мысли и поведение зрителя, формируют у него вторичные способы описания мира, задают координаты ориентации в мире экранной культуры, симулируя непосредственность личностных переживаний и чувств, создавая иллюзию сопричастности, целостности некоему информационному целому, выстраивая таким образом собственную идентичность. Роль, а точнее сила воздействия эмоциональных триггеров в современной экранной культуре обусловлена тем, что они всегда визуализированы, а наиболее ярко эмоции воздействуют именно через визуальные образы.
Ключевые слова: триггер, эмоциональный триггер, эмоции, восприятие, поведение, культура, экранная культура.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Askerova M.A. The concept of violence in modern culture. Aestheticization of violence. Bulletin of the Magistracy. 2020. No. 4-3 (103). pp. 11-13.
[2] Vorozheikin E.P. Strategies of mass screen culture. Electronic journal "STUDIA HUMANITATIS". 2015 No. 3. [Electronic resource]. URL: https://st-hum.ru/sites/st-
hum.ru/files/pdf/vorozheikin.pdf?ysclid=l7adm6h8ef7 91417703.
[3] Grigoriev S. L. Ethical existentials of modern screen culture (on the example of the British TV series "Black mirror"). Society: philosophy, history, culture. 2022. No. 8(100). pp. 39-44.
[4] Cognitive therapy of depression / A. Beck, A. Rush, B. Sho, G. Emery. St. Petersburg: Peter, 2003. 304 p.
[5] Kozyakova M.I. Evolution of the screen: myths of modern culture. Culture of culture. 2018. No. 1(17). pp. 1-23.
[6] Lisovets I. M. Screen culture in the space of visual communication. Screen culture in the modern media space: methodology, technologies, practices. M.; Yekaterinburg: IPP "Ural Worker", 2006. pp. 82-86.
[7] Lobanova Yu. V. History of philosophical understanding and study of emotions. Society: philosophy, history, culture. 2022. No. 8(100). pp. 5055.
[8] Pankratova A.A., Lyusin D.V. Videos for emotion induction in laboratory conditions: normative data and
_cross-cultural analysis. Experimental Psychology
[1]. Аскерова М.А. Понятие насилия в современной
культуре. Эстетизация насилия // Вестник магистратуры. 2020. № 4-3 (103). С. 11-13.
[2]. Ворожейкин Е.П. Стратегии массовой экранной
культуры // Электронный журнал «STUDIA HUMANITATIS». 2015 № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/vorozheikin.pdf?ysclid=l7adm6h 8ef791417703.
[3]. Григорьев С. Л. Этические экзистенциалы современной экранной культуры (на примере британского сериала "Black mirror") // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8(100). С. 39-44.
[4]. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек, А. Раш,
Б. Шо, Г. Эмери. СПб.: Питер, 2003. 304 с.
[5]. Козьякова М.И. Эволюция экрана: мифы современной культуры // Культура культуры. 2018. № 1(17). С. 1-23.
[6]. Лисовец И. М. Экранная культура в пространстве визуальной коммуникации // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики. М.; Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2006. С. 82-86.
[7]. Лобанова Ю. В. История философского понимания и изучения эмоций // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8(100). С. 50-55.
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Experimental Psychology (Russia). 2018. Vol. 11. No. 2. C. 5-15.
[9] Ryazantsev A.A. Screen character of modern culture. Analitika kulturologii. 2012. No. 2 (23). pp. 115-121.
[10] Saenko N. R., Shcheglov I. V. Procedures for "implanting" the screen into the being of a modern person. Caspian region: politics, economics, culture. 2012. No. 4(33). pp. 275-282.
[11] Saenko N.R. The fate of the pleasure principle in the era of postmodernity. Modern cultural space : Philosophy. Art. Technology. Information / Scientific edition of V. H. Razakov. Volgograd : Volgograd Regional Branch of the Youth Union of Lawyers of the Russian Federation, 2004. - pp. 22-28.
[12] Fromm E. A man for himself. M.: AST, 2016. 320 p.
[13] Shigapova I.I. Screen culture and screen speech. Psychology, sociology and pedagogy. 2014. No. 5 [Electronic resource]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/05/3072 (date of address: 25.08.2022).
[14] Ekman P. Psychology of compassion. St. Petersburg: Peter, 2016. 112 p.
[15] Ekman P. Psychology of emotions. St. Petersburg: St. Petersburg, 2019. 448 p.
[16] Ekman P. Evolution of emotions. St. Petersburg: St. Petersburg, 2018. 336 p.
[17] Karin G. Coifman, Jessica J Flynn, Lavinia A Pinto. When context matters: Negative emotions predict psychological health and adjustment // in Motivation and Emotionv40 n4 (201608). pp. 602-624
[18] Jäger Ch., Bänninger-Huber E. Looking into meta-emotions in Synthese. An International Journal for Epistemology, Methodology and Philosophy of Science. Volume 192, № 3 (2015). pp. 787-811
[19] Paul Quinn Gizelle, Anzures Carroll, Izard Kang, Lee Olivier Pascalis, Alan Slater. Looking Across Domains to Understand Infant Representation of Emotion. inEmotion Review3, no. 2 (2011). pp. 197-206
[20] Thomas-Jones A. The host in the machine: examining the digital in the social. Oxford [England] : Chandos Publishing, 2010. 120 p.
[8]. Панкратова А.А., Люсин Д.В. Видеоролики для
индукции эмоций в лабораторных условиях: нормативные данные и кросс-культурный анализ // Экспериментальная психология Experimental Psychology (Russia). 2018. Т. 11. № 2. C. 5—15.
[9]. Рязанцев А.А. Экранный характер современной
культуры // Аналитика культурологии. 2012. № 2 (23). С. 115-121.
[10]. Саенко Н. Р., Щеглов И. В. Процедуры "вживления" экрана в бытие современного человека // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 4(33). С. 275282.
[11]. Саенко Н.Р. Судьба принципа удовольствия в эпоху постсовременности // Современное культурное пространство : Философия. Искусство. Технология. Информация / Научная редакция В. Х. Разакова. Волгоград : Волгоградское региональное отделение Молодежного союза юристов РФ, 2004. - С. 22-28.
[12]. Фромм Э. Человек для себя. М.: АСТ, 2016. 320 с.
[13]. Шигапова И.И. Экранная культура и экранная речь // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https ://psychology. snauka. ru/2014/05/3072 (дата обращения: 25.08.2022).
[14]. Экман П. Психология сострадания. СПб.: Питер, 2016. 112 с.
[15]. Экман П. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2019. 448 с.
[16]. Экман П. Эволюция эмоций. СПб.: Питер, 2018. 336 c.
[17]. Karin G. Coifman, Jessica J Flynn, Lavinia A Pinto. When context matters: Negative emotions predict psychological health and adjustment // in Motivation and Emotionv40 n4 (201608). pp. 602624
[18]. Jäger Ch., Bänninger-Huber E. Looking into meta-emotions in Synthese. An International Journal for Epistemology, Methodology and Philosophy of Science. Volume 192, № 3 (2015). pp. 787-811
[19]. Paul Quinn Gizelle, Anzures Carroll, Izard Kang, Lee Olivier Pascalis, Alan Slater. Looking Across Domains to Understand Infant Representation of Emotion. inEmotion Review3, no. 2 (2011). pp. 197-206
[20]. Thomas-Jones A. The host in the machine: examining the digital in the social. Oxford [England] : Chandos Publishing, 2010. 120 p.
Author Contributions. Kortunov V. V. — literature review, writing a text; Grigoryev S.L. of materials, research concept and design.
collection and processing
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Kortunov V.V. — SPIN ID: 8193-4038; ORCID ID: 0000-0002-6058-498X Grigoryev S.L — SPIN ID: 6509-7292; ORCID ID: 0000-0001-9143-0636
Вклад авторов. Коршунов В. В. — обзор литературы, написание текста; Григорьев С. Л. материалов, концепция и дизайн исследования.
сбор и обработка
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Коршунов В. В. — SPINID: 8193-4038; ORCID ID: 0000-0002-6058-498X Григорьев С. Л. — SPIN ID: 6509-7292; ORCID ID: 0000-0001-9143-0636
For citation: Kortunov V.V., Grigoryev S.L. THE ROLE OF EMOTIONAL TRIGGERS IN SCREEN CULTURE // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №11. P. 33-40. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-33-40
Для цитирования: Кортунов В.В., Григорьев С.Л. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРИГГЕРОВ В ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЕ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №11. С. 33-40. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-33-40.
Введение. Экран стал неотъемлемой частью культуры, определяющей константой жизни современного человека, которая формирует информационное поле бытия общества. В этом информационном поле создаются, производятся и потребляются различные ценности современной культуры, транслируемые через экран, который не только передает их современному человеку, но и меняет его форму их восприятия. Вместе с тем экран инициирует и новую ментальность, перераспределяя и трансформируя культурные ценности в разнообразные информационные потоки, воздействующие на потребителя массовой культуры. Создавая «ложное сознание», экран навязывает реципиенту собственные мифологемы и стратегии поведения. Пропущенная через каналы масс-медиа повседневность не просто вербализуется или визуализируется, но и: «подвергается кодированию; проходит селекционную обработку; ранжируется в соответствии с теми или иными политическими, идеологическими или коммерческими целями» [5, с. 3].
В итоге экран завораживает зрителя/пользователя/геймера, внедряя в его сознание не только новую информацию, но и отличные от прежних эмоции, создавая оптимальные условия для манипуляций. Так обеспечивается заинтересованность, мотивация к погружению и потреблению различных продуктов экранной культуры, к которым относятся фильмы, видеоигры, музыка, медиасообщения и др.
В силу того, что все создаваемое в контексте экранной культуры является месседжем, посланием к ее потребителям, речь может идти о тотальной коммуникации, которая проходит под знаком симуляций и симулякров. Подобное положение дел обусловлено тем, что характерная для коммуникативного акта процедура кодирования и декодирования, осуществляемая участниками коммуникации, в рамках экранной культуры оказывается прерогативой исключительно тех, кто отвечает за качество контента. Что же касается потребителя экранной продукции, то в большинстве случаев ему отводится роль пассивного наблюдателя того, что происходит за пределами его локального видения. При этом известно, что всякое сообщение может менять смысл в зависимости от того эмоционального подкрепления, на фоне которого оно происходит. Именно поэтому в экранной культуре приоритет остается не за информацией, а за тем, какой эмоциональный отклик на нее будет со стороны воспринимающего субъекта. Для описания этого процесса специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, американский психолог Пол Экман ввел
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
~ 36 ~
понятие «эмоциональный триггер», которому и посвящено настоящее исследование. Его актуальность связана с необходимостью осмысления происходящих в экранной культуре процессов формирования эмоциональности нового типа, которая, безусловно, связана с ролью экрана в современном обществе.
На сегодняшний день как в отечественной, так и в зарубежной философии культуры, культурологии и психологии проводятся многочисленные исследования, посвященные проблеме эмоционального воздействия экрана на сознание и восприятие человека. Несмотря на то, что изначально интересующая нас проблема наибольший отклик получила в трудах представителей зарубежной гуманитаристики (в частности, из числа зарубежных авторов обращают на себя внимание работы П. Джизелли, Э. Кэролл [19], Дж. Кэрин, Дж. Гоффман [17], К. Ягера, Е. Бэннингер-Хюбер [18]), в последнее время к ее активному изучению присоединились и российские ученые. Сегодня среди отечественных научных исследований можно выделить работы А. А. Рязанцева [9], И. И. Шигаповой [13], И. М. Лисовец [6], Е. П. Ворожейкина [2] и др.
Результаты и обсуждение. Экранная культура трансформирует культурные ценности в глобальные информационные потоки. Для осуществления этого процесса она сама должна иметь гетерогенный дисперсный характер, чтобы учитывать и удовлетворять различные потребности общества. Именно в гетерогенной среде экранной культуры формируется поле информационного воздействия на зрителя через экран. Для поддержания этого воздействия необходимо непрестанно создавать и поддерживать стимулы, которые позволяют человеку быть активно вовлеченным в продукты массовой культуры, и, как следствие, постоянно обеспечивать их бесконечное потребление. С учетом того, что эти стимулы носят внешний характер, они выполняют функцию «триггера» - раздражителя, призванного вызвать у зрителя определенные чувства и переживания, которые создают чувство глубокого эмоционального отношения и привязанности. Работая над обоснованием места триггера в межкультурной коммуникации и в современной культуре в целом П. Экман провел ряд исследований. Его работы «Психология эмоций» [15], «Психология сострадания» [14], «Эволюция эмоций» [16] и ряд др. получили наибольшую популярность как в среде теоретиков, так и практиков.
Согласно П. Экману, эмоции представляют собой дискретные, автоматические реакции на общие для всех культурно-специфические и индивидуальные события. Такие эмоциональные термины как «гнев», «страх» и другие обозначают семейство родственных состояний, имеющих минимум двенадцать характеристик, которые отличают одно семейство эмоций от других, а также от других аффективных состояний. Внешние раздражители, запрограммированные непроизвольные аффективные реакции, формирующиеся жизненным опытом и запускающие у человека определенные эмоциональные состояния и есть эмоциональные триггеры.
Сегодня экран - это способом создания нужных у реципиента эмоций. Причем, специфической особенностью экранной культуры является то, что экран неизменно воздействует на любого участника коммуникативного процесса, независимо от того, является ли он адресантом месседжа или же его адресатом. Главное, чтобы каждый из них сохранял за собой статус зрителя. Как уже упоминалось, отмеченное воздействие происходит с помощью формирования некоторых эмоциональных стимулов. По мнению американского психотерапевта, создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека, изменения чувств автоматически приводит к изменению мыслей и поведения, подобно тому, как последующие мысли и поведение влияют на эмоции. Как он пишет: «эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он структурирует мир. Представления
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта» [4, с. 8].
Посредством эмоциональных «зарядов» зритель чувствует себя более органично вписанным в социокультурную действительность, поскольку теперь он не столько рационализирует и контролирует то, что происходит с ним, сколько переживает и сопереживает тому, что его окружает и к чему он получает доступ посредством экранной культуры. При этом мало кто отдает себе отчет в том, что определенность его взгляда на мир, а также вполне логичное объяснение всего происходящего в этом мире, основанные на эмоциональном контакте с экранной действительностью, - лишь видимость. Аналогичным образом симуляцией оказывается и возникающее у зрителя чувство некоей сопричастности общекультурному целому через сообщество людей, эмоционально разделяющих с ним, как ему представляется, культурные ценности и смыслы.
Вне всяких сомнений, обретаемый благодаря экрану зрительский опыт, являясь проекцией чужого опыта и лишенный непосредственного видения, нацелен на создание симулякра, способного «запустить» в зрителе нужную эмоцию. Последняя может носить как положительный, так и отрицательный характер, вызывая самые разные ассоциации. При этом не важно, что это будут за воспоминания; главным и определяющим становится наличие эмоционального отклика на какой-либо сюжет, предмет, ситуацию или проблему. Посредством таких триггеров зрителя эмоционально «цепляет» то, что он пережил когда-то в своем личном опыте, поскольку наиболее глубокое эмоциональное «погружение» и эмоциональная связь формируются при отклике на особенно травмирующую ситуацию.
На поведенческом уровне полученный в процессе коммуникации с экраном эмоциональный триггер может повлечь за собой излишнюю эмоциональность зрителя, плаксивость, даже инфантильность, сопровождаемую раздражительностью, импульсивностью и неконтролируемостью своего состояния. При этом мысли человека становятся тем, что А. Бек назвал «автоматическими», хотя они и воспринимаются зрителем как естественные и «свои». В итоге индивид - зритель утрачивает способность критически мыслить, попадая в тотальную зависимость от эмоционального фона, воспроизводимого извне посредством постоянных эмоциональных триггеров, воздействующих на его сознание через экран.
Представляется, что для достижения целей нашего исследования необходимо более подробно рассмотреть виды эмоциональных триггеров в рамках экранной культуры.
1. Например, в качестве эмоционального триггера на экране может выступать яркая, харизматическая личность, которая демонстрирует непосредственное поведение. Это поведение носит эмоциональный характер, насыщено личными переживаниями, эмоциональными импульсами, что создает у зрителя ощущение эмоциональной близости, понимания, а также сопричастности. У него возникает мысль, что блогеры, шоумены «тоже люди» со своими симпатиями и антипатиями, и им не чужды искренние человеческие эмоции. Не случайно видеоролики молодежных блогеров и тиктокеров наполнены эмоциями, их трансляции кажутся чем-то необычным, неожиданным, а подчас и шокирующим. Однако по сути их месседжи несут один и тот же посыл: человек с экрана по своим внутренним переживаниям должен быть похожим на зрителя или, по крайней мере, вызывать у него такое чувство, чтобы «эмоциональный триггер» срабатывал, инициируя эмпатию. При этом в экранном «герое» должно быть что-то свое, узнаваемое зрителем буквально «до боли».
2. Эмоциональным триггером могут являться искусственно сконструированные ситуации, отсылающие зрителя к личным переживаниям, часто негативного характера. Демонстрация насилия, ссор, криков провоцирует у зрителя погружение в свой личный опыт
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВаАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
~ 38 ~
или, как минимум, вызывает чувство беспокойства и дискомфорта: ««Приятное» экранное насилие, воспринимаемое по склонности, увлекает зрителя и вселяет в него уверенность и комфорт, а также вызывает мажорные эмоции и отвечает определенным фантазиям. Насилие, которое предполагает этическую оценку, не является массовым и требует знания и личного выбора от человека, ведь оно предполагает соучастие и сопереживание всему происходящему, что способствует осознанию связи между людьми в совершении всех поступков» [1, с. 13]. В качестве примера можно привести недавнее шоу «Рабы любви», посвященное теме семейного насилия. Для человека, испытавшего травму семейного насилия в семье - родителей или партнера, действующие лица этого шоу будут выступать как триггеры, позволяющие зрителю «реанимировать» свою боль и в то же время получить обезболивающее посредством сочувствия и сострадания персонажам шоу.
3. Одной из действенных техник манипуляции сознанием человека в массовой культуре является идеализация и обесценивание. В этом случае триггером могут служить действия, вызывающие эмоции по поводу идеализации и обесценивания: комментарии и лайки в социальных сетях, подкасты, агрессивная полемика, сталкинг (преследование в социальных сетях). Как отмечает зарубежный исследователь А. Томас-Джонс, сталкинг является одной из форм осуществления насилия над личностью с целью вывести ее из эмоционального равновесия [20].
4. Также в качестве эмоционального триггера могут выступать и сами мысли по поводу месседжев, популярных в современной экранной культуре посланий. Определенный визуальный ряд или ролик может запустить у человека целый ряд мыслей, которые могут вызвать соответствующе поведение и углубить негативные эмоции. С этой точки зрения нередки ситуации, когда в социальной сети «ВКонтакте» к пользователю добавляются в друзья совершенно незнакомые люди, рекламирующие какие-либо товары или услуги. Так, например, если пользователь в сети женщина, мечтающая похудеть, то ей могут написать с целью указания на ее лишний вес и необходимости приобретения определенной продукции или специальной программы для похудения. Это выступает триггером, поскольку женщина может начать думать, что она выглядит действительно «как-то не так», что это заметно окружающим, вызывает осуждение и прочее. В итоге у человека растет степень тревожности, что может привести к депрессии. Важно заметить, что общественное порицание в экранной культуре играет особую роль, свидетельство чему - нашумевший научно-фантастический сериал «Черное зеркало» (2011-2019), который с очевидностью демонстрирует, каким образом травля в социальных сетях или лайки могут довести человека до депрессии специально создаваемыми эмоциональными триггерами, особенно заметными на фоне общественного порицания и осуждения.
5. Триггером в экранной культуре могут выступать красивые и модные вещи, дорогие аксессуары, которые часто вызывают у обывателя чувство зависти и ощущение собственной неполноценности. Посредством таких триггеров сам человек начинает чувствовать себя «товаром». Об этом феномене писал известный немецкий философ, психоаналитик Э. Фромм. Согласно его версии, в условиях рыночной экономики человек озабочен не столько собственной жизнью и желанием счастья, сколько стремлением стать успешно продаваемым товаром, что ставит его в один ряд с любым модным аксессуаром. Как пишет философ, чувство такого человека «можно было бы сравнить..., например, с чувством сумок на прилавке, если б они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно «привлекательнее», чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтоб получить цену выше, чем ее соперницы. Подобно сумке, человек должен быть в моде - на
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
личностном рынке, а чтобы быть в моде, ему нужно знать, какой вид личности пользуется повышенным спросом» [12, с. 143].
Заключение. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что в современной культуре экран является основной формой трансляции эмоциональных триггеров. В роли таковых могут выступать яркие личности, ситуации, действия, вещи, события, посредством которых они формирует у зрителя определенный способ восприятия действительности, изменяя его мысли и поведение. В качестве носителей эмоциональных триггеров выступают кино, видеоигры, мессенджеры, социальные сети, различные новостные и развлекательные Интернет-ресурсы.
Роль, а точнее сила воздействия эмоциональных триггеров в современной экранной культуре обусловлена тем, что они всегда визуализированы, а наиболее ярко эмоции воздействуют именно через визуальные образы.
На наш взгляд, эмоциональные триггеры в экранной культуре позволяют глубже понять природу человека и роль, которую в современной культуре играют эмоции, обуславливающие его существование, восприятие и конструирование им действительности, поскольку:
• во-первых, эмоциональные триггеры способствуют поддержанию процесса бесконечного потребления продуктов массовой культуры. Поддержание этого процесса происходит за счет формирования чувства эмоциональной близости и глубокого, по мнению зрителя, эмоционального контакта с продуктами и явлениями современной массовой культуры;
• во-вторых, они становятся формой репрезентации действительности в сознании субъекта, создавая вместо реальной действительности новую, наполненную визуализированными образами и фантомами, форму ее отображения, которая привносит в сознание зрителя определенную эмоциональную нагрузку. В этом смысле экранную культуру можно рассматривать в качестве глобального инструмента, оказывающего искусственное влияние, как на отдельного зрителя, так и на общественное сознание в целом.
• в-третьих, эмоциональные триггеры, воздействуя на мысли и поведение зрителя, формируют у него вторичные способы описания мира, задают координаты ориентации в мире экранной культуры, симулируя непосредственность личностных переживаний и чувств, создавая иллюзию сопричастности, целостности некоему информационному целому, выстраивая таким образом собственную идентичность.
Corresponding Author: GrigoryevS.L. - PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, 49 Timiryazevskaya Street, Moscow, 127550, Russian
Federation grigoryevdiss@gmail. com
Ответственный за переписку: Григорьев Сергей Леонидович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Российский государственный аграрный университет - МСХА им К. А. Тимирязева, ул. Тимирязевская, 49, г. Москва, 127434, Россия, grigoryevdiss@gmail. com
Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—