Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФЕЙКОВЫХ СООБЩЕНИЙ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФЕЙКОВЫХ СООБЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ФЕЙК / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФЕЙКА / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ФАКТЧЕКИНГ / КРИЗИС РЕФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лобанова Ю. В.

Рассмотрен и проанализирован новый тип сообщений, содержащих недостоверные сведения, который в массовой коммуникации получил наименование «фейк», а также потенциальные генеративы фейка, особенности действия механизмов его создания, трансляции и восприятия массовым сознанием, которое в значительной степени осуществляется в результате целенаправленного воздействия на сферу эмоций современного человека. Особое внимание уделено востребованности и циркуляции фейков в механизмах трансляции рекламных и пропагандистских сообщений, а также функционально-ролевой стороне фейков в реализации замыслов создателей рекламы или пропаганды, содержащих недостоверные сведения. Фейк задумывается, воспроизводится и тиражируется в расчете на целенаправленное воздействие на сферу эмоций потенциальных его реципиентов. Фейк непременно должен обладать свойством «цеплять» эмоции, и удерживаться через них в восприятии для того, чтобы затем, подобно вирусу, развязать эпидемию настоящего «эмоционального заражения». Массовое распространение фейковых сообщений стало возможным только на фоне сочетания техногенной глобализации мирового информационного пространства и искусственно организованного внутри него кризиса референции. По результатам исследования выделены и проанализированы истоки эмоциональной притягательности фейковых сообщений, рассмотрены условия, в которых этот эффект обнаруживается наиболее отчетливо. В заключение исследованы понятия техногенной глобализации информационного пространства, фейк-ньюс, фактчекинга и кризиса референции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL PECULIARITIES OF THE PERCEPTION OF FAKE MESSAGES

This article considers and analyzes a new type of messages containing unreliable information, which in mass communication received the name "fake", as well as potential generatives of fake, the features of the operation of the mechanisms for its creation, translation and perception by the mass consciousness, which is largely carried out as a result of purposeful influence on the sphere of emotions of a modern person. Particular attention is paid to the demand and circulation of fakes in the mechanisms for broadcasting advertising and propaganda messages, as well as the functional role of fakes in the implementation of the intentions of the creators of advertising or propaganda containing false information. Fake is conceived, reproduced and replicated in the expectation of a purposeful impact on the sphere of emotions of its potential recipients. A fake must certainly have the property of "catching" emotions, and being held through them in perception in order to then, like a virus, unleash an epidemic of real "emotional infection". The mass distribution of fake messages became possible only against the background of a combination of technogenic globalization of the world information space and an artificially organized reference crisis within it. Based on the results of the study, the origins ofthe emotional appeal of fake messages are identified and analyzed, and the conditions under which this effect manifests itself most clearly are considered. In conclusion, such concepts as technogenic globalization of the information space, fake news, factchecking and crisis of reference are explored.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФЕЙКОВЫХ СООБЩЕНИЙ»

m

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

"S % ^^^Я^Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ймР* iL © Lobanova Yu. V., 2022

ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-ll-59-65

t&y \t__-. Ч Принята 20.11.2022 | ***

1 УДК 1 130.2:654.197

EMOTIONAL PECULIARITIES OF THE PERCEPTION OF FAKE MESSAGES

Lobanova Yu. V.

Moscow Polytechnic University, Moscow, Russian Federation

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФЕЙКОВЫХ СООБЩЕНИЙ

Лобанова Ю.В.

Московский политехнический университет, г. Москва, Российская Федерация

Abstract. This article considers and analyzes a new type of messages containing unreliable information, which in mass communication received the name "fake", as well as potential generatives of fake, the features of the operation of the mechanisms for its creation, translation and perception by the mass consciousness, which is largely carried out as a result of purposeful influence on the sphere of emotions of a modern person. Particular attention is paid to the demand and circulation of fakes in the mechanisms for broadcasting advertising and propaganda messages, as well as the functional role of fakes in the implementation of the intentions of the creators of advertising or propaganda containing false information. Fake is conceived, reproduced and replicated in the expectation of a purposeful impact on the sphere of emotions of its potential recipients. A fake must certainly have the property of "catching" emotions, and being held through them in perception in order to then, like a virus, unleash an epidemic of real "emotional infection". The mass distribution of fake messages became possible only against the background of a combination of technogenic globalization of the world information space and an artificially organized reference crisis within it. Based on the results of the study, the origins ofthe emotional appeal of fake

Аннотация. Рассмотрен и проанализирован новый тип сообщений, содержащих недостоверные сведения, который в массовой коммуникации получил наименование «фейк», а также потенциальные генеративы фейка, особенности действия механизмов его создания, трансляции и восприятия массовым сознанием, которое в значительной степени осуществляется в результате целенаправленного воздействия на сферу эмоций современного человека. Особое внимание уделено востребованности и циркуляции фейков в механизмах трансляции рекламных и пропагандистских сообщений, а также функционально-ролевой стороне фейков в реализации замыслов создателей рекламы или пропаганды, содержащих недостоверные сведения. Фейк задумывается, воспроизводится и тиражируется в расчете на целенаправленное воздействие на сферу эмоций потенциальных его реципиентов. Фейк непременно должен обладать свойством «цеплять» эмоции, и удерживаться через них в восприятии для того, чтобы затем, подобно вирусу, развязать эпидемию настоящего

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

messages are identified and analyzed, and the conditions under which this effect manifests itself most clearly are considered. In conclusion, such concepts as technogenic globalization of the information space, fake news, fact-checking and crisis of reference are explored.

Keywords: emotions, fake, emotional impact of fake, fake news, fact checking, crisis references

REFERENCES

«эмоционального заражения». Массовое распространение фейковых сообщений стало возможным только на фоне сочетания техногенной глобализации мирового информационного пространства и искусственно организованного внутри него кризиса референции. По результатам исследования выделены и проанализированы истоки эмоциональной притягательности фейковых сообщений, рассмотрены условия, в которых этот эффект обнаруживается наиболее отчетливо. В заключение исследованы понятия техногенной глобализации информационного пространства, фейк-ньюс, фактчекинга и кризиса референции.

Ключевые слова: эмоции, фейк, эмоциональное воздействие фейка, фейковые новости, фактчекинг, кризис референции

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Baudrillard J. The spirit of terrorism. There was no war in the Gulf / translated with fr. A. Kachalov. M.: Ripol-classic, 2016. 222 p.

[2] Voronova O.E. Functions of fakes in modern information wars. History.RF (Electronic resource) URL: https://histrf.ru/magazine/article/funkcii-feykov-v-sovremennyh-informacionnyh-voynah (Date of reference: 12.07.2022).

[3] Grigoriev S.L. Manipulative technologies of screen culture: to the formulation of the problem. Modern studies of social problems. 2021. Vol. 13. No. 4-2. pp. 198-204.

[4] Debord G. La Société du spectacle ("Society of the spectacle"). Moscow: Desolator, 2020, 275 p.

[5] Ershov Yu.M. The phenomenon of fake in the context of communication practices. Bulletin of Tomsk State University. Philology. 2018. No. 52. pp. 245-256.

[6] Ivanishcheva O.N. Fake news as a new form of propaganda. Man. Culture. Education. 2018. № 4(30). Pp. 104-110.

[7] Kobyzeva V.O. Approaches to the study of fact-checking: a scientific review. Sign: problematic field of media education. 2021. № 2(40). Pp. 194-199.

[8] Lobanova Yu.V. Manipulation of consciousness: strengthening of influence in the information space. Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Cognition. 2019. № 6(93). Pp. 117-120.

[9] Manoilo A.V. "Fake news" as a method of intercepting the information agenda in the conditions of modern information confrontation. Cultural Policy. 2019. No. 1. Official website "History.rf". p. 4. URL access code: https://histrf.ru/magazine/release (Accessed: 08.07.2022).

[10] Naberezhnova Z.G. The problem of reference and reference of time forms. Socio-humanitarian Bulletin of the South of Russia. 2012. No. 10-11. pp. 149-159.

[1]. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не

было / пер. с фр. А. Качалова. М.: Рипол-классик, 2016. 222 c.

[2]. Воронова О.Е. Функции фейков в современных

информационных войнах // История.РФ. URL: https ://histrf. ru/magazine/article/funkcii-feykov-v-sovremennyh-informacionnyh-voynah (Дата обращения: 12.07.2022).

[3]. Григорьев С.Л. Манипулятивные технологии

экранной культуры: к постановке проблемы // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13. № 4-2. С. 198-204.

[4]. Дебор Г. La Société du spectacle («Общество

спектакля»). М.: Опустошитель, 2020, 275 с.

[5]. Ершов Ю.М. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 52. С. 245-256.

[6]. Иванищева О.Н. Фейковые новости как новая

форма пропаганды // Человек. Культура. Образование. 2018. № 4(30). С. 104-110.

[7]. Кобызева В.О. Подходы к исследованию фактчекинга: научный обзор // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2(40). С. 194-199.

[8]. Лобанова Ю.В. Манипуляция сознанием: усиление воздействия в информационном пространстве // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 6(93). С. 117-120.

[9]. Манойло А.В. «Фейковые новости» как метод

перехвата информационной повестки в условиях современного информационного противоборства // Культурная политика. 2019. № 1. Официальный сайт «История.рф». URL:

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[ii]

[12] [13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

Sukhodolov A.P. The phenomenon of "fake news" in the modern media space. Eurasian cooperation, humanitarian aspects: Materials of the International Conference. Irkutsk: Publishing House of the Baikal State University, 2017. pp. 93-112. Feuerbach L.A. The essence of Christianity. M.: Ripol-Classic, 2021, 432 p.

Fuller S. Post-Truth: Knowledge as a struggle for power / translated from the English by D. Kralechkin; edited by A. Smirnov; Nats. research. un-t "Higher School of Economics". Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2021. 368 p. Shevtsov K.P. The modern world as a fake society. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2019. No. 3. pp. 52 - 62.

Eco U. Full back! "Hot wars" and populism in the media. Moscow: Eksmo, 2007. 592 p. Allister Heath. Fake news is killing people's minds, says Apple boss Tim Cook. The Telegraph. URL access code:

http://www.telegraph.co.uk/technology/2017/02/10/fa ke-news-killing-peoples-minds-says-apple-boss-tim-cook / (Accessed: 07/21/2022). Post-truth politics. Art of the lie. The Economist. Sep. 10th 2016. URL:

https://www.economist.com/news/leaders/21706525-politicians-have-always-lied-does-it-matter-if-they-leave-truth-behind-entirely-art (Accessed: 27.07.2022). Tsokur E. F., Repina M. G., Saenko N. R., Grigoryev S. L. Legal status of fake news: global challenges and possible solutions. Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2022. Vol. 2. No 34. P. 60-73.

(Дата

https ://histrf. ru/magazine/release обращения: 08.07.2022).

[10]. Набережнова З.Г. Проблема референции и референтность временных форм // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2012. № 10-11. С. 149-159.

[11]. Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество, гуманитарные аспекты: Материалы Международной конф. Иркутск: Изд-во Байкальского гос. ун-та, 2017. С. 93-112.

[12]. Фейербах Л.А. Сущность христианства. М.: Рипол-Классик, 2021, 432 с.

[13]. Фуллер С. Постправда: Знание как борьба за власть / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 368 с.

[14]. Шевцов К. П. Современный мир как общество фейка // Вестник РХГА. 2019. № 3. С. 52 - 62.

[15]. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007. 592 с.

[16]. Allister Heath. Fake news is killing people's minds, says Apple boss Tim Cook. The Telegraph. - Код доступа URL: http://www.telegraph. co.uk/technology/2017/02/1 0/fake-news-killing-peoples-minds-says-apple-boss-tim-cook/ (Дата обращения: 21.07.2022).

[17]. Post-truth politics. Art of the lie // The Economist. Sep. 10th 2016. URL: https ://www.economist. com/news/leaders/217065 25-politicians-have-always-lied-does-it-matter-if-they-leave-truth-behind-entirely-art (Дата обращения: 27.07.2022).

[18]. Tsokur E. F., Repina M. G., Saenko N. R., Grigoryev S. L. Legal status of fake news: global challenges and possible solutions // Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2022. Vol. 2. No 34. P. 60-73.

Author Contributions. Lobanova Yu. V. — literature review, writing a text. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Lobanova Yu. V. — SPIN ID: 7142-9250; ORCID ID: 0000-0003-2970-7520

Вклад авторов. Лобанова Ю. В. — обзор литературы, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Лобанова Ю.В. — SPIN ID: 7142-9250; ORCID ID: 0000-0003-2970-7520

For citation: Lobanova Yu.V. EMOTIONAL PECULIARITIES OF THE PERCEPTION OF FAKE MESSAGES // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №11. P. 59-65. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-59-65.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Для цитирования: Лобанова Ю.В. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФЕИКОВЫХ СООБЩЕНИЙ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №11. С. 59-65. Doi: 10.26787/пуаЬя-2686-6846-2022-24-11-59-65.

Введение. Цель исследования - определение содержательной и технологической стороны процесса производства и массового распространения фейков, а также эмоционально-психологических особенностей процесса восприятия, обеспечивающих усвоение и принятие на веру общественным сознанием «истинности» сообщений, содержащих те или иные фейковые компоненты. Методология исследования основывается на общем анализе текстов и контент-анализе материала первоисточников, а также кросс-факторного анализа рассматриваемых медиаресурсов по параметрам, имеющим существенное значение для достижения заявленной цели исследования.

В предисловии ко второму изданию своего программного труда «Das Wesen des Christentums» («Сущность христианства» - нем.) один из предшественников появившейся позже марксистской доктрины Людвиг фон Фейербах писал следующее: «Определенно, в нашу эпоху, когда образ предпочитают вещи, копию - оригиналу, представление -действительности, а видимость - бытию, лишь иллюзия обладает святостью. Истина же профанирована. Более того, святость возрастает в той мере, в какой уменьшается истина» [12, с. 3]. Второе издание «Сущности христианства» увидело свет в 1848 году, то есть прошло более чем полтора века, однако эпоха, описанная Л. Фейербахом, не завершена.

Результаты и обсуждение. Более чем век спустя после «Сущности христианства», в 1967 году, еще один бунтарь, французский мыслитель и художник-авангардист Ги Дебор выпустил книгу, которую во многих экономически развитых странах, считающих себя «демократическими», воспринимают с осторожностью. Дебор пишет следующее: «...все убеждены, что предметы потребления неоспоримо соответствуют их традиционным именам: их просто уже не с чем сравнивать, и отсутствие оригинала выдвигается в качестве доказательства подлинности фальшивки. По этой причине очень немногие люди могут находить подлинное там, где его не существует: фактически, фальшивка на полном основании заменила вымерший подлинник» [4, с. 27]. С тех пор также уже прошло полвека, однако описываемая ситуация отсутствия баланса между тем, чего нет, и тем, что есть вместо того, чего на самом деле нет, не изменилась.

Активное сопровождение английской лексикой целого ряда изобретений и разработок в сфере новой информационной культуры общества постмодерна привело к тому, что явление, подменяющее реальность и факты в информационных сообщениях о таковых, получило свое собственное наименование - «фейк». Семантика аналогичного по произношению английского глагола имеет целый спектр примерно синонимичных значений: «подделывать», «симулировать», «фабриковать», «мошенничать», «жульничать», «фальсифицировать», «фальшивить» и т.п. Вошедшее в мировой политический, а затем и культурный лексикон, это понятие стало тем исключительным по своей репрезентативности символом «эпохи спектакля», о котором писал еще полвека назад Дебор. Кроме того, повысился уровень и технологическое оснащение механизмов замещения настоящего поддельным, и, по существу, именно это и определило актуальность нашего исследования.

При детальном анализе оказывается, что фейк задумывается, воспроизводится и тиражируется именно в расчете на целенаправленное воздействие на сферу эмоций потенциальных его реципиентов: фейк - это изначально не просто ложная информация, но и информация сенсационная, заставляющая на себя обратить внимание. Эмоциональный след от сообщения должен быть такой глубины, чтобы транслированный фейк непременно не

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 62 ~

забылся и далее задавал тему (темы) для обсуждения. Подобно биологическому вирусу, цепляющемуся за клетки организма своего хозяина, фейк непременно должен обладать свойством «цеплять» эмоции, и удерживаться через них в восприятии для того, чтобы затем, подобно вирусу, развязать эпидемию настоящего «эмоционального заражения». Генеративами фейков часто выступают слухи, сплетни, детали реализации сценариев по очернению конкурентов или политических противников, домыслы и вымыслы. Собственно говоря, падкая на сенсационность и патологически любопытная массовая культура занималось распространением всего вышеперечисленного и раньше, до того, как появился сам этот термин.

Например, 30 октября 1938 года по радио в нескольких северо-восточных штатах США начался радиоспектакль по фантастическому рассказу Герберта Уэллса «Война миров» [5, с. 246]. Постановка была срежессирована таким образом, что начиналась с транслируемого шума от множества информационных сообщений о приземлении (якобы) армии марсиан в штате Нью-Джерси в 1939 году. Тем, кто слушал ее с самого начала, удалось сохранить относительное спокойствие, а вот тем, кто включил радио попозже и не смог разобраться, в чем дело, сходу, повезло в этом отношении меньше. Где-то в вечернем тумане вставшие грудью на защиту родной земли местные жители расстреляли из ружей свою же водонапорную башню, приняв ее за марсианский корабль, тогда как в другом месте по этой же причине «завалили» трубу местной котельной. Дороги моментально забились пробками из беженцев в автомобилях, в то время как другие решили «отходить» через прерии перебежками. Кто-то вообще не выдержал и наложил на себя руки. Когда всеобщая паника миновала, число обратившихся за медицинской помощью - поправить как физическое, так и душевное свое здоровье - возросло кратно. Этот случай вошел в историю как самый впечатляющий по своему влиянию на массовое сознание фейк за все время существования мировых медиа, - фейк, спровоцировавший поистине массовое безумие [17].

Примерно такая же ситуация разыгралась в радиоэфире Канады 19 февраля 1942 года, когда кто-то сенсации ради (и не потрудившись проверить) вбросил информацию о высадке десанта немецкого вермахта на канадское побережье. Время, минувшее до того момента, как выяснилась истина, также стоило некоторым душевного здоровья, тогда как другим - еще и здоровья физического [16].

Информирование ради одного только информирования - процедура, не осуществляемая в современности, поскольку сам процесс массовой трансляции информационных сообщений давно приобрел устойчивые черты или рекламы, или пропаганды. Однако как рекламы, так и пропаганды для того, чтобы они подействовали, всегда должно быть много.

Оценить точность этого утверждения можно самостоятельно, сложив продолжительность всех рекламных пауз в трансляции телепередачи. Рекламные сообщения почти тотально формируются по одним и тем же лекалам: начинаясь с самой искренней заботы о какой-либо стороне бытия потенциального потребителя, зависящей только от того, что именно рекламируется, далее все рекламные ролики завершаются или прямым призывом, или же весьма брутальным намеком приобрести рекламируемый товар, утверждения о почти всеобщей полезности которого, даже если и не находят прямого подтверждения, то могут быть просто заявлены.

С пропагандой же в этом отношении дела обстоят еще хуже, потому что оказывающая самое глубокое эмоциональное воздействие пропаганда всегда строится на контрасте, то есть на целенаправленном очернительстве кого-то, и если нет нужного компромата, то его необходимо генерировать. Аудиторию, «правильно» обработанную симулирующими факты

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 63 ~

фейками, отвлекают от истинных событий, что и есть настоящая цель этой доведенной сегодня до автоматизма манипуляции [11, с. 95].

Как реклама, так и пропаганда, должны быть стилистически или эстетически притягательны с тем, чтобы непременно всколыхнуть внутри реципиента «нужные струны» эмоционального восприятия и непременно обратить на себя внимание. Содержательно же и то, и другое категорически должно быть самым простым для того, чтобы сообщение было однозначно понято самым необразованным представителям целевой аудитории. Чем проще пропаганда по содержанию, чем она эмоциональнее более притягательна, чем более завуалирован в ней ее основной посыл, тем лучше она «бьет в цель».

Эмоции, которые должна порождать пропаганда в сознании реципиентов, тоже должны быть однозначно модулированными, для чего следует избегать всяких тонких намеков и двусмысленностей. Пропагандируемые образы «своих» и «врагов» должны быть четко прописанными и разведенными для того, чтобы вызывать однозначные эмоциональные реакции на себя, как на стимул: «своих» любим, «врагов» ненавидим. Однозначность понимания, равно как и следование псевдоинформационной повестке, где один фейк идёт за другим, позиционируется как «решимость», «сплоченность», «преданность» и тем самым получает общественное одобрение.

Феномен манипулирования сознанием самых широких масс граждан самых различных стран по всему земному шару получил название техногенной глобализации процесса манипулирования, внутри которой любой придуманный фейк просто не оценивается в системе «истинно - ложно», поскольку в несравнимо большей степени его тайных творцов интересует его функциональная сторона: аттрактивность, запоминаемость, эмоциональность, транслируемость, популярность [9, с. 4]. В этой системе координат истине просто места нет, поскольку там действительность факта давным-давно заменена его представленностью в информационном поле: если что-то преднамеренно и постоянно выводится за его рамки, то массовому сознанию об этом не будет известно ничего.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, вследствие продолжительного пребывания в информационной среде, в которой сообщения следуют одно за другим таким образом, чтобы поддерживать намеченную «единую линию», для индивидуального восприятия и сознания практически не остается времени для хотя бы попыток определить, в какой мере эта непрерывная новостная лента соответствует действительности. Все говорят, - непрерывно и о чем-то таком, что во мгновение ока подкрепляется «экспертными оценками» специалистов «из самых верхних эшелонов власти», и этому самому индивидуальному сознанию практически больше ничего не остается, как только робко надеяться на то, что ответственные персоналии, занимающие такие важные государственные посты, просто не могут «врать народу» [6, с. 19].

Таким образом, основанные на фейках сообщения распространяются целенаправленно в расчете именно на эмоциональную аттракцию, и такие же последующие эмоциональные оценки реципиентов. Тем самым, эти последние оказываются, по сути лишены выбора референции, потому что этот выбор раз и навсегда уже сделали за них [10, с. 154]. Референтами, в истинности мнения которых сомневаться «просто неприлично», мировые массмедиа назначили сами себя, а само распространение такого рода сообщений, в которых правду нужно искать днем со свечкой, стало возможным только на фоне всего этого кризиса референции, - преднамеренно спровоцированного, и принявшего глобальные масштабы, -того кризиса, который Дебор в своей книге назвал «спектаклем».

В современной культуре «спектакль» обрел новое имя «fake-news» (англ. «фейковые новости») и затем все-таки стал объектом обсуждения действительно независимой журналистики, в результате чего в русскоязычной коммуникации появился еще один

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 64 ~

англицизм «фактчекинг» («^айЛеск^» англ., «проверка факта» [7, с. 194].) По существу, эта процедура есть сито, призванное отделить факты от всего того, что ими не является, еще до публикации. Внедрение этой процедуры в процесс публикации информации в СМИ имеет цель - поставить преграду для использования политтехнологий, которые прежде применяли СМИ для отработки политических заказов через «конструирование псевдореальности» в массовом восприятии и сознании посредством целенаправленно формируемых в нем эмоций.

Выводы.

1. Фейк задумывается, воспроизводится и тиражируется именно в расчете на целенаправленное воздействие на сферу эмоций потенциальных его реципиентов.

2. Фейк непременно должен обладать свойством «цеплять» эмоции, и удерживаться через них в восприятии для того, чтобы затем, подобно вирусу, развязать эпидемию настоящего «эмоционального заражения».

3. Массовое распространение фейковых сообщений стало возможным только на фоне сочетания техногенной глобализации мирового информационного пространства и искусственно организованного внутри него кризиса референции.

Corresponding Author: Lobanova Yu. V. - PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department «Humanities disciplines», Moscow Polytechnic University, 38 Bolshaya Semyonovskaya str., Moscow, 107023, Russian Federation, E-mail: lobanova_diss@mail.ru

Ответственный за переписку: Лобанова Юлия Владимировна — кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины», Московский политехнический университет, ул.

Большая Семёновская, 38, г. Москва, 107023, Россия

E-mail: lobanova_diss@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.