УДК 338.24:340:37.01
РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
THE ROLE OF ECONOMIC KNOWLEDGE FOR EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Павлова Светлана Алексеевна,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат технических наук, доцент
Ключевые слова:
образовательный стандарт экономическая теория, правоохрани
тельная деятельность, рыночная эконо мика, нормы права.
В статье рассматривается возможность и необходимость использования экономических знаний в профессиональной деятельности сотрудника современной полиции, важность формирования способности ориентироваться в экономических процессах, обусловленных объективными закономерностями развития современного общества, для профессионала органов внутренних дел.
Keywords:
educational standard, economic theory, law enforcement, market economy, legal norms.
The article considers the possibility and necessity of using economic knowledge in the professional activity of a modern police officer. It substantiates the importance to cultivate the ability to understand economic processes caused by objective regularities in development of modern society for the formation of a professional in the field of internal affairs bodies.
Современный подход к образовательному процессу в образовательных организациях МВД России предполагает формирование у обучающихся комплекса предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.
Изучение экономической сферы будущими специалистами в рамках дисциплины «Экономика» направлено, в первую очередь, на формирование общекультурной компетенции (ОК-3), в соответствии с которой будущие специалисты должны обладать способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах [6]. Особенностью преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях системы МВД России является необходимость во время обучения учитывать не только цели и задачи, стоящие перед системой национального образования, но и сугубо прикладные практические аспекты, помогающие будущим сотрудникам профессионально исполнять должностные обязанности. Новая система управления образованием предполагает как формирование качественно новой образовательной среды, где главная роль отводится решению профессиональных задач в процессе обучения [1; 4], так и использование организационно-экономических методов управления образовательной деятельностью в целях развития конкурентоспособности сферы образования. Необходимость экономических знаний обусловливается и решением профессиональных задач, стоящих перед будущими специалистами, например таких, как участие в разработке нормативных правовых актов с учетом профиля деятельности (в том числе для профилактики экономической преступности); проведение правовой экспертизы нормативных актов (при этом необходимо в том числе предусмотреть минимум организационно-финансовых затрат при максимальной общественной пользе); защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; сбор, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере правоохранительной деятельности (экономическая информация и ее грамотный анализ является важным источником для оценки эффективности правовых норм); организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач (рациональное экономическое поведение отдельной личности является ключевым фактором эффективной работы коллектива); проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (экономическим преступлениям посвящена целая глава в Уголовном кодексе РФ).
Задачи дисциплины заключаются в формировании представления о месте и роли экономики в жизни общества, умении грамотно разъяснять основные экономические процессы в стране и за ее пределами; развитии навыков самостоятельной работы по изучению теоретических источников и решению практических задач; развитии умения анализировать, сопоставлять экономические явления, события, факты, деятельность государственных органов, выявлять причинно-следственные связи; применять полученные знания при анализе и оценке социально-экономических проблем в развитии страны.
Изучение экономической теории как науки способствует прежде всего возможности познания объективных законов хозяйствования в рамках государства, общества и поведения отдельного индивида. Не стоит забывать, что экономические законы имеют объективный характер, а значит, и проявляют себя как в официальном секторе экономики, так и его теневой сфере. Так, например, в годы трансформационного перехода от командного управления экономикой к рыночным отношениям, когда официальная экономика находилась в состоянии глубокого кризиса, стал расти спрос на рабочую силу в теневом секторе экономики страны. На рынке труда сразу возрос объем предложения работников, готовых получать заработную плату «в конвертах» как альтернативу абсолютной нищеты.
В настоящее время преступность так или иначе связана с экономическими отношениями, нарушение которых ведет, во-первых, к незаконным видам деятельности (например, ст. 231, 232, 233, 235, 235.1 УК РФ [5]); во-вторых, к созданию организаций, посягающих на личность и права граждан (например, ст. 239 УК РФ [5]); в-третьих, преступности против здоровья населения и общественной нравственности, в том числе латентного и международного характера (например, ст. 228, 228.1-228.4, 229, 229.1УК РФ [5]), а это требует от сотрудников органов внутренних дел соответствующих компетенций для понимания происходящих в экономике изменений.
Изучение явлений и процессов, законов и принципов экономической теории позволяет понять особенности процессов общественного развития.
Экономическая теория рассматривает материальный мир как систему, основными элементами которой являются производство, распределение, обмен и потребление, то есть как систему воспроизводственного цикла. Каждая из стадий процесса воспроизводства подчиняется своим принципам и объективным законам, игнорирование которых ведет к рассогласованию всех звеньев единого экономического механизма. Так, например, только экономические отношения, возникающие на стадиях воспроизводственного цикла, позволяют стать собственником. Все другие способы взаимодействия хозяйствующих и экономических субъектов, помимо данных стадий, будут означать нарушение установленных государственной властью норм (хищения, кражи и др.). Это означает, что происходит присвоение материальных благ для личных целей, создается теневой рынок. Такая система экономических отношений позволяет теневой экономике функционировать бесперебойно и эффективно.
Субъектами экономической сферы в рамках национальной экономики выступают домашние хозяйства (потребители, отдельные семьи), предприятия (фирмы) и государство. Субъекты экономической деятельности тесно взаимосвязаны между собой посредством трех видов рынков - рынка факторов производства, рынка готовых товаров и услуг и финансового. Их поведение долж-
но подчиняться определенным рыночным механизмом «правилам игры». Если «правила» нарушаются, то нарушается и работа рыночного механизма. Для поддержания общественных отношений устанавливаются и принимаются нормы права, защищающие экономический механизм (например, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 185.3 «Манипулирование рынком и ст. 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации» УК РФ и другие) [5].
Именно в экономической теории с помощью математического инструментария с учетом психологии человека просчитывается его возможное поведение в хозяйственной деятельности. Это обусловливает появление экономических понятий, принципов, правил, объясняющих, например, многообразие организационно-правовых форм предприятий в рыночной экономике, учит экономически верно действовать как отдельного индивида, так и руководителей фирм, в соответствии с правилом максимизации прибыли и минимизации убытков. Знание экономических понятий и закономерностей помогает выявить нарушения экономического поведения хозяйствующего субъекта, в том числе правового характера, в случае убыточной деятельности. В настоящее время официальные методики проведения финансового анализа предприятия, положенные в основу выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, подвергаются критике со стороны юристов и экономистов [2]. Имеющиеся финансовые и правовые проблемы признания предприятия банкротом требуют, по нашему мнению, использования экономического подхода к решению данной проблемы. В экономической теории разработаны правила выбора и оптимального использования ресурсов, применение которых ведет к их эффективному использованию в жизни и отдельного человека (для сотрудников правоохранительных органов это отношение к своему здоровью: стремление к здоровому образу жизни, в том числе отказ от курения, тренировка моральной и физической выносливости и прочее), и руководителей служебных коллективов (правильный подбор кадров для достижения поставленных целей и другое). Правило рационального поведения потребителей - «ценно то, что редко» [3].
Экономический подход к жизни общества закрепляется в нормах права, отражающих специфику общественного развития и взаимодействия рыночных субъектов на текущий момент. Так, в настоящее время приняты и действуют нормы права национального значения: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении измене-
ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Классификация экономических структур по системообразующим признакам позволяет четко структурировать экономические и тесно связанные с ними социальные процессы и изменения. Понимание этой взаимосвязи, правильное экономическое видение причины социальных последствий, особенно негативных с точки зрения интересов общества, помогает сформироваться экономическому типу мышления. Его преимущество заключается в том, что человек учится выстраивать рациональное экономическое поведение, контролировать разумом свои неограниченные потребности, учит жить по заработанным средствам, распределять доход на потребление и сбережения. Ведь от рационального поведения каждого трудоспособного человека в обществе зависит устойчивость экономической системы в целом. Накопления, сбережения граждан есть главный источник внутренних инвестиций в стране. Именно правильное экономическое мышление, а затем и поведение граждан может способствовать сбережению ограниченных экономических ресурсов, их более полному и эффективному использованию, в условиях глобализации - укреплению суверенитета, а следовательно, и национальной безопасности страны в мире.
Также можно заключить, что нелегальный теневой сектор экономики берет начало и функционирует, опираясь именно на слабости экономически разумного поведения граждан [7]. С появлением денег как особого инструмента взаимоотношений между продавцом и покупателем на рынках товаров и услуг управлять общественными потребностями стало намного проще, особенно когда слабы или не выработаны индивидуальные и общественные внутренние механизмы (противовесы) противодействия своим неограниченным потребностям. Отсюда бум развития финансово-кредитных институтов, причем не только отечественных, но и на международном уровне. В статью 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» Налогового кодекса РФ с 2014 года включены такие новые для российской экономической жизни институциональные единицы, как «иностранная структура без образования юридического лица», «иностранные финансовые посредники», «публичные компании» [1]. Быстрая (по историческим меркам) эволюция денег от бумажных к кредитным -достижение научно-технического развития (интернет-технологий). Новый формат банковских операций с клиентами (населением) - переход от депозитарной функции (хранение и приумножение накоплений, сбережений граждан под проценты (доход населения, но издержки для банков) как основной источник денег коммерческого банка) к кредитной (записи на электронных счетах при отсутст-
вии реальных денег). Превращение денег из реальных, которые можно взять в руки, в виртуальные (электронные записи на счетах).
Следствием изменения формы движения денег являются новые преступления в сфере экономической деятельности и правонарушения в банковской сфере, такие как мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ), незаконное получение кредита (ст. 165 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ) и другие.
С 2015 года статья 187 УК РФ «Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов», содержанием которой являлось «изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами», преобразовалась в статью 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей», включающую более широкий формат экономических незаконных действий, в частности: «изготовление, приобретение, хранение, транспортировку в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных ст. 186 УК РФ, а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств».
Таким образом, обзор по применению экономических знаний в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел показывает, что знания, умения и навыки использования в практической жизнедеятельности экономической теории и ее закономерностей позволяют минимизировать издержки общества (правоохранительные органы содержатся населением за счет налогов), добиваться решения профессиональных задач, стоящих перед сотрудниками органов внутренних дел в конкретный момент времени, при этом повышая общественную пользу (выгоду) на максимум.
Библиографический список
1. Андрончев, И.К. Формирование и развитие организационно-экономического механизма конкурентоспособности современных вузов / И.К. Андрончев // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 5(127). - С. 188-193.
2. Брю, С.Л. Экономикс: краткий курс : учебник / С.Л. Брю, К.Р. Макконнелл. -М., 2015.
3. Власенко, Р.Н. Правовые основы и методы выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства / Р.Н. Власенко // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 5. - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/ pravovye-osnovy-i-metody-vyyavleniya-priznakov-fiktivnogo-i-prednamerennogo-bankrotstva (дата обращения: 26.01.2017).
4. Диденко, Л.А. Использование игровых технологий в подготовке будущих специалистов правоохранительных органов / Л.А. Диденко, В.Е. Шинкевич // Инновации в непрерывном образовании. - 2016. - № 1 (11). - С. 20-24.
5. Маршалл, А. Принципы политической экономии / А. Маршалл. - М., 1983.
6. Подборнова, Е.С. Организационно-экономические инструменты управления и развития конкурентоспособности сферы образования / Е.С. Подборнова, М.В. Голдобина // Вестник СамГУ. - 2015. - № 9.1 (131). - С. 80-87. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/orzatsionno-ekonomicheskie-instrumenty-upravleniya-i-razvitiya-konkurentosposobnosti-sfery-obrazovaniya (дата обращения: 05.10.2017).
7. Тимофеев, Л.М. Наркобизнес: Начальная теория экономической отрасли: Позитивный подход / Л.М. Тимофеев. - М., 2003.