Юридические науки
Д.А. Литвинов,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
ECONOMIC CRIME AS THE REALLY THREAT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
На основе анализа динамики и структуры экономический преступности в России рассматривается опасность экономической преступности для национальной безопасности. Раскрываются сущность и причины общего и специфического характера, вызывающие расширение масштабов и диапазона преступности в экономике. Акцентируется внимание на одной из форм экономической преступности — фальшивомонетничестве.
On the basis of the analysis of dynamics and structure of economic crimes in Russia danger of economic crime to national security is considered. The essence and the reasons of the general and specific character, causing expansion of scales and range of crimes in economy, are revealed. The attention on one offorms of economic crime - counterfeiting — is focused.
Принятая в начале «нулевых» годов XXI века Концепция национальной безопасности России определила исходные фундаментальные принципы обеспечения национальной безопасности страны. Основополагающее значение в реализации концептуальных положений имеет защита национальных интересов российского государства в сфере экономики. Вне всякого сомнения, практически все структурные элементы национальной безопасности детерминированы экономическим потенциалом страны.
Следует подчеркнуть, что в Концепции национальной безопасности дан достаточно глубокий и подробный анализ места России в мировом сообществе, четко расставлены акценты на ее национальных интересах, а также указаны процессы и явления, представляющие прямую или косвенную угрозу национальным интересам.
Справедливости ради необходимо отметить, что если за прошедшие полтора десятка
лет не удалось полностью ликвидировать определенную часть угроз, то, по крайней мере, удалось смягчить остроту их воздействия. В частности, имевшее место снижение темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) сменилось его ростом (оставим в стороне источники и структуру это роста). В этот же период заметно повысилась инвестиционная и инновационная активность. Существенным образом изменилась ситуация с государственными заимствованиями внутреннего и внешнего порядка и др.
Тем не менее окончательная нейтрализация существующих прямых и косвенных угроз национальной безопасности требует значительного напряжения и усилий. Среди таких угроз наиболее рельефно выделяется экономическая преступность. Глубина и масштабы распространения преступности в сфере экономических отношений достигли такого уровня, который пред-
164
Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015
ставляет не мнимую, а реальную угрозу национальной безопасности российского государства.
Однако необходимо сразу же отметить, что экономическую преступность, по нашему мнению, не следует относить к сугубо российскому явлению, детерминированному национальной, этнической или психологической спецификой. Можно с уверенностью сказать, что феномен экономической преступности присущ всем странам с экономической системой рыночного типа. Вопрос только в масштабах распространения и глубине проникновения в рамках социально -экономической системы.
Более того, само представление об экономической преступности берет начало в США от разработанного в 1940-х гг. американским криминологом Э. Сатерлендом понятия «беловоротничковой преступности». В одной из своих многочисленных работ он выдвинул концепцию «преступника в белом воротничке», согласно которой представители деловых кругов, политики, чиновники совершают противоправные действия, наносящие больший ущерб, чем традиционные преступники. Э. Сатерленд указывал на опасность «беловоротничковых» преступлений не только с позиции причиняемого имущественного ущерба, но и с точки зрения подрыва социальных и моральных устоев общества.
Впоследствии сатерлендовская концепция получила дальнейшее развитие: она была расширена и конкретизирована. Так, к этому виду преступлений стали относить уклонения от уплаты налогов, компьютерные и другие преступления, наносящие ущерб экономике государства, ее отдельным сферам и отраслям, предпринимательской деятельности, экономическим интересам отдельных групп граждан. В настоящее время перечень этих преступлений расширен до 20-30 составов.
В научной литературе выделены признаки экономической преступности. Сюда относят деяния, которые:
а) совершаются в процессе профессиональной деятельности;
б) совершаются в рамках и под прикрытием экономической деятельности;
в) носят корыстный характер;
г) имеют длящееся систематическое развитие;
д) наносят ущерб экономическим интересам государства, частного предпринимательства и граждан;
е) совершаются юридическими и физическими лицами, действующими от имени и в интересах предприятия [1].
В мировой правоохранительной практике признано, что «преступность как форма бизнеса» представляет собой более серьезную угрозу для общества, национальной и мировой экономики, чем традиционные ее виды.
В целом в мировой системе хозяйства отмечается тенденция к росту экономической преступности. Эта тенденция характеризуется не только ростом количества, но и качественной трансформацией преступных деяний подобного рода. Красноречивым подтверждением этого является глобальный финансово-экономический кризис. Причины и факторные обстоятельства кризиса весьма многообразны, и предстоит длительный процесс политико-экономических исследований этого феномена. Но уже в настоящее время несомненным является то, что одной из причин банковского ипотечного кризиса, который стал предтечей мирового финансовоэкономического кризиса, стало корпоративное мошенничество и использование инсайдерской информации, искажение финансовой, бухгалтерской отчетности, на основе которой принимаются решения о кредитовании [7. — С. 169].
Как это ни покажется парадоксальным, высокий уровень жизни в ряде стран Западной Европы и Северной Америки стал фактором, обуславливающим совершение отдельных видов преступлений в сфере экономики. Например, резкое повышение экономической преступности напрямую связано с упрощением контактов с материальными ресурсами и сложностями электронных систем контроля. Во многих высокоразвитых странах уже со второй половины 1980-х годов в качестве основного средства расчета стали выступать не наличные деньги, а кредитные карточки. Упрощение денежных расчетов породило многочисленные мошеннические операции с кредитными карточками. И только применение дополнительных технических средств защиты, установление более действенных средств контроля позволили существенно сократить число подобного рода преступлений.
И тем не менее, не игнорируя те или иные факторы усиления экономической преступности, следует подчеркнуть, что общие глубинные ее причины связаны с аномалиями и патологиями как рыночного механизма в целом, так и отдельных его элементов. Так, рыночный механизм, определяя в качестве доминирующего вектора получение различных форм дохода, и прежде всего массы прибыли, в значительной степени стимулирует корыстные мотивы в сознании и поведении людей, приводит к деформации нравственных устоев и т.п. Эти и подобные им негативные явления генерирует обязательный элемент рыночного механизма — конкуренция. Тем
165
Юридические науки
более в условиях, когда последняя остается вне рамок государственного регулирования.
Наряду с причинами общего, фундаментального характера вал преступлений в России в сфере экономки детерминирован целым рядом специфических причин и факторов.
Безусловно, происходящие институциональные изменения в экономической и социально-политической системах российского общества, и прежде всего в базисных отношения собственности, следует отнести к причинам фундаментального порядка с непременной оговоркой. Суть этого примечания заключается в том, что всплеск экономической преступности в России вызван не столько трансформационными обстоятельствами как таковыми (они давно назрели), сколько радикализмом в методах проведения социально-экономических и политических преобразований. Радикализм, примитивная либерализация выдвигали на авансцену не решение экономических и социальных проблем, а узкокорыстные политические цели. В связи с этим, по существу, государству было отказано в правовом регулировании нарождающегося предпринимательства. В итоге в России была создана атмосфера правового нигилизма и безнаказанности: тот, кто занимался преступной деятельностью, практически не ощущал угрозу быть уличенным и наказанным. Вполне ожидаемым было расширение диапазона экономической преступности и в связи с резким ухудшением уровня жизни населения, возникновением рельефных контрастов в социальной дифференциации, ростом безработицы, расширением масштабов бедности и т.п.
Экономическую преступность продуцировали и такие причины и факторы, как коренные изменения содержания и методов управления народнохозяйственным комплексом, и прежде всего на уровне предприятия, что предопределило переход к иным моделям распоряжения материальными и денежными ресурсами как на отраслевом, так и на территориальном уровнях.
Экономическая преступность в современной России в некотором смысле представляет собой продолжение, а в какой-то мере своего рода реинкарнацию экономической преступности советского периода. Как известно, в СССР такого рода преступления в основном были связаны с теневой экономикой. К экономической преступности относились некоторые ви-
ды государственных преступлений (нарушение порядка о валютных операциях, фальшивомонетничество), преступления против общественной собственности (хищения, совершенные путем присвоения, растрата, злоупотребление служебным положением, мошенничество, коммерческое посредничество), должностные преступления (взяточничество, злоупотребление властью, подлог и др.), хозяйственные преступления (спекуляция, приписки, частная предпринимательская деятельность). Поэтому можно считать, что отдельные виды экономических преступлений в постсоветской России содержат в себе генетический код теневой экономической деятельности советской хозяйственной системы, а современные правонарушители в сфере экономики выросли «из шинели» цеховиков и теневиков, преступных элементов совпартноменклатуры.
Однако сложившаяся ситуация с экономической преступностью связана не только с теневым экономическим наследием советской хозяйственной системы. Ошибки и откровенные провалы в реформировании политико-экономической и социальной системы породили новые виды преступной деятельности в сфере экономики. Наряду с массированной контрабандой потребительских товаров в орбиту преступных деяний вовлекаются предприятия и целые секторы военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, осуществляется несанкционированный вывоз редкоземельных и драгоценных металлов, радиоактивных материалов.
Чрезмерная либерализация кредитно-финансовой и банковской системы, упрощение условий кредитования, появление пресловутого бартера и взаимных неплатежей породили такие преступления, как злоупотребление инвестициями, действия, причиняющие ущерб партнерам и акционерам, подделка гарантийных писем, электронных платежных документов, коммерческие взятки и т.д.
В связи с развитием коммуникаций и расширением возможностей производить на их основе расчеты возрастает количество хищений денежных средств путем взлома компьютерной сети, использования ценных бумаг, электронных платежных и кредитных карт.
Под воздействием вышеназванных и других причин, факторов и обстоятельств изменяется динамика масштаба и структуры экономической преступности (см. табл.).
166
Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015
Динамика и структура преступлений экономической направленности в России в 2007—2013 гг.
[рассчитано по: 4. — С. 26—27; 5. — С. 28—29]
Годы 2007 2013 2013 к 2007, %
Выявлено экономических преступлений по видам Всего, тыс. Всего, тыс.
Тяжкие и особо тяжкие 128,3 81,6 63,6
Против собственности 103,1 55,8 54,1
В сфере экономической деятельности 46,2 27,4 59,3
Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг 34,1 16,8 49,3
Против гос. власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления 25,9 26,6 102,7
Связанные с финансово-кредитной системой 74,9 39,4 52,6
Связанные с внешнеэкономической деятельностью 6,0 1,2 20,0
Анализ динамики и структуры преступлений экономической направленности за 2007—2013 гг. говорит о явно наметившейся позитивной тенденции, но также и о наличии отрицательных трендов, особенно в структуре совершаемых преступлений.
Прежде всего, следует отметить снижение более чем на треть общего количества совершенных преступлений из числа тяжких и особо тяжких. Нельзя не заметить почти двукратное сокращение преступлений против собственности. Речь в данном случае идет о кражах, грабежах и разбоях. Весьма отрадным фактом является значительное снижение в этот период преступлений непосредственно в сфере экономической деятельности. Почти в три раза сократилось количество преступлений, связанных с финансово-кредитной системой.
И тем не менее, несмотря на наличие благоприятных тенденций, преждевременным было бы считать, что все проблемы борьбы с экономической преступностью решены, а на актуальные вопросы получены исчерпывающие ответы.
Тревожным сигналом следует считать пусть даже незначительный, всего на 2,7%, рост преступлений против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления. В данном случае, как известно, речь идет о возрастании масштабов взяточничества, нецелевого расходования, а в ряде случаев и прямого хищения бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов и др. Если принять во внимание высокую степень латентности
такого рода преступлений, как и в целом преступлений экономической направленности, то перед нами предстанет картина, далекая от радужной.
К обстоятельствам тревожного характера необходимо отнести и повышение в структуре экономических преступлений удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений. Происходит своего рода «качественное» совершенствование («утяжеление») экономической преступности, что, безусловно, повышает степень ее общественной опасности, трансформируя ее в реальную угрозу национальной безопасности.
В силу ряда обстоятельств, затрагивающих интересы экономической и в целом национальной безопасности, считаем целесообразным остановиться на таком виде преступлений, как фальшивомонетничество.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 186 УК РФ) фальшивомонетничество квалифицируется как изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.
Если иметь в виду ретроспективу, то фальшивомонетничество как преступное деяние имело место на всех этапах развития русской, а затем и российской государственности. Другое дело — масштабы и характер фальшивомонет-
167
Юридические науки
ничества в зависимости от экономической и социально-политической ситуации подвергались колебаниям.
В пореформенной России своеобразный скачок масштабов изготовления и сбыта поддельных денежных знаков приходится на «лихие 90-е» прошлого века. Этот период характеризуется снижением роли и значения государства и его правоохранительных структур в решении экономических и социальных проблем при отсутствии или только формировании присущих рыночной форме хозяйства институтов.
Сложившейся ситуацией воспользовались организованные преступные группировки, которые стали заполнять нишу, проникая во властные структуры, контролируя ключевые сферы и отрасли экономики, включая и сферу денежного обращения. За период 1992—1999 гг. количество поддельных банкнот, выявленных в обращении, возросло в 21 раз. Примечательным является то, что в 1989 году было выявлено 52 случая изготовления поддельных денег и ценных бумаг, а на третьем году проведения рыночных реформ в новой России — 14894: рост — почти в 300 раз [1].
В дальнейшем масштабы и объем поддельных денежных знаков возрастали едва ли не в геометрической прогрессии. В частности, в период 1996—2008 гг. количество выявленных поддельных денежных знаков увеличилось с 39,5 тыс. шт. до 130 тыс.
Своеобразным центром фальшивомонетничества в 90-х годах и в «нулевые» годы стал Северокавказский регион, и прежде всего Чеченская Республика и Республика Дагестан. Так, по данным тогдашнего ГУБЭП МВД России, в 1993—1994 гг. 9 из 10 изъятых поддельных денежных знаков изготавливались на территории Чечни.
Фальсификации подвергаются не только российские денежные знаки, но и валюта иностранных государств, главным образом доллар США и евро. По данным Центрального банка России, в 2008 г. ущерб от вбрасывания в обращение фальшивых купюр составил более 130 млн. рублей. По тем же данным, на каждые 10 тыс. купюр иностранной валюты, находящихся в обращении на территории России, приходится одна фальшивая.
Среди многообразия причин и обстоятельств, вызвавших всплеск фальшивомонетничества, особое место занимает появление и широкое распространение высокопроизводительного и высокотехнологичного полиграфического оборудования, средств цветного копирования, что в
значительной степени позволило совершенствовать в организационно-техническом отношении методы изготовления поддельных денежных знаков и ценных бумаг.
Как свидетельствуют данные Интерпола, в настоящее время известно более десяти тысяч способов подделки денежных знаков. В большинстве случаев фальшивомонетчики используют лазерные и струйные цветные принтеры. Этот способ позволяет обеспечить высокое качество подделок. Кроме того, он отличается простотой и доступностью. По данным различных источников, 80—90% изъятых из обращения фальшивых денежных знаков изготавливались на струйном принтере.
Полиграфический способ подделки денежных знаков и ценных бумаг хотя и является сложным и дорогостоящим, тем не менее позволяет обеспечить высокую степень сходства поддельных денег и ценных бумаг с подлинными и обеспечивает возможность тиражирования фальшивок в неограниченном количестве. Поэтому нередко оборудование и расходные материалы типографий и издательных комплексов используются в преступных целях для изготовления поддельных денег и ценных бумаг.
Как показывают статистика и расчеты, масштабы фальшивомонетничества в абсолютном и относительном выражении имеют тенденцию к снижению. Но в данном случае необходимо принять во внимание ряд обстоятельств. Во-первых, в отличие от других видов экономических преступлений фальшивомонетничество имеет наивысшую латентность (по экспертным данным, раскрываемость составляет не более 10%). Во -вторых, вследствие изменения способов совершения преступлений подобного рода, значительно возрос объем вбрасываемых в обращение фальшивых денежных знаков, а следовательно, увеличился и размер наносимого экономического ущерба.
Так, в течение 2007—2009 гг. на всей территории России Департаментом экономической безопасности МВД России была проведена серия крупномасштабных операций, в результате которых пресечена деятельность межрегиональных преступных сообществ фальшивомонетчиков, занимавшихся изготовлением и сбытом крупных партий денежных знаков России и США. Только в г. Махачкале было установлено местонахождение 12 точек с печатным оборудованием. В результате обысков было обнаружено и изъято 13 млн. поддельных рублей (номиналом 1000 рублей) и 90 тыс. фальшивых долларов США (номиналом 100 долларов). Изъято было также оборудование и матери-
168
Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015
алы для изготовления поддельных купюр, в том числе большое количество бумаги с имитацией защитных признаков денежных знаков. В этот же период была ликвидирована подпольная сеть по изготовлению и сбыту фальшивых денег в Ингушетии и Ростовской области. Надо заметить, что средства, полученные от этих преступных деяний, направлялись на финансирование экстремистских организаций Северного Кавказа. В итоге проведенная серия операций позволила ликвидировать более 940 преступных сообществ в 30 регионах России [2. — С. 28—29].
В июле 2014 г. в Воронеже сотрудниками правоохранительных органов пресечена деятельность межрегиональной преступной группы, занимавшейся изготовлением и сбытом поддельных векселей на сотни миллионов рублей. Группа действовала на территории ЦФО и специализировалась на изготовлении и сбыте в г. Москве, Воронежской области и других регионах России поддельных ценных бумаг, преимущественно векселей номиналом 100 и 500 млн. рублей.
Используя высокотехнологичное печатное оборудование, поддельные печати Центробанка России, члены группы изготавливали высококачественные подделки, которые пускали в обращение в различных регионах России. В качестве подтверждения подлинности ценных бумаг ими дополнительно изготавливались поддельные верификационные (подтверждающие истинность) письма Сбербанка и договоры об авалировании (вексельном поручительстве), в соответствии с которым банк якобы выступает поручителем по ценной бумаге. В результате проведенных обысков изъята компьютерная техника, на которой находились подготовленные к печати в электронном виде векселя, а также верификационные письма [3. — С. 7].
Сбыт является завершающим этапом преступных действий фальшивомонетчиков. Как показывает практика, в абсолютном большинстве случаев поддельные денежные знаки сбываются в местах торговли, как правило, при большом скоплении покупателей, перед инкассацией или перед перерывом, в конце рабочего дня, при недостаточном освещении и при отсутствии прибора контроля подлинности денежных купюр.
Последствия фальшивомонетничества характеризуются своей отрицательной мно-гоаспектностью и многогранностью. Прежде всего, вбрасывание поддельных денежных знаков дестабилизирует сферу денежного обращения. Более того, наполнение денежного обращения фальшивыми дензнаками приводит к раскручиванию инфляционной
спирали, вызывает рост цен при отсутствии экономических причин.
Что касается вопроса о том, насколько серьезную угрозу национальной безопасности создают факторы, дестабилизирующие денежное обращение в государстве, то в данном контексте следует обратить внимание на замечание Дж. М. Кейнса, который писал: «Нет более тонкого и более верного способа перевернуть существующий базис общества, чем подорвать его денежное обращение. В процесс вовлекаются все скрытые силы экономических законов, как деструктивные, и это происходит так, что поставить диагноз не сможет и один человек из миллионов». Печальный опыт развала советской экономики и советского государства наглядно подтверждает истинность этого кейнсианского положения.
Кроме того, ущербное воздействие фальшивомонетничества проявляется и в том, что снижается доверие к национальной валюте на внутреннем и внешнем рынках, падает активность частных инвесторов на фондовом рынке, дискредитируются органы государственной власти, правоохранительные органы и т.д.
Наиболее опасные преступления совершаются в кредитно-финансовой и банковской системах. Небезынтересно отметить, что в целом по СССР вскрывались лишь единичные случаи таких преступлений. Однако в 1992 г. в России их было выявлено 1100, в 1996 — 14600, в 2013 — уже 39424, почти треть от выявленных в сфере экономики преступлений [1; 5. — С. 30, 31].
Диапазон преступлений в этой системе весьма широк, однако наиболее распространенным является легализация («отмывание») денежных средств, полученных в результате совершения преступления. Поэтому «нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода «отмывочных контор» или, как еще говорят, «прачечных». При этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надежно защищены» [6].
Широкое распространение за последнюю четверть века получили такие виды преступлений, как незаконное предпринимательство, торговля фальсифицированными товарами, обман потребителей, недобросовестная конкуренция.
Однако нельзя не заметить, что опасность представляет собой не столько расширение масштабов экономической преступности и повышение темпов ее роста, сколько приобретение данными преступными деяниями качественно новых свойств. Именно эти новые качества и составляют острие угрозы национальной безопасности Российского государства.
169
Юридические науки
И в экономической, и в правоохранительной науке и практике отмечается высокая степень консолидации и организованности экономической преступности. Лидеры и авторитеты преступных сообществ предпринимают усиленные попытки «соединиться с властными структурами, создают реальные возможности нейтрализовать, даже блокировать некоторые формы социального контроля и институты гражданского общества» [8].
С этой целью созданные преступные сообщества стремятся внедрить своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти, правоохранительные органы. И необходимо признать, что в отдельных случаях такие действия небезуспешны. Это позволяет создавать обстановку хаоса в экономике, противодействовать принятию или исполнению уже принятых нормативных актов.
Общеизвестным является то, что любая угроза, в том числе и угроза национальной безопасности, в общественном сознании и на уровне государственных структур проходит своего рода три стадии движения: осознание угрозы, реакция на осознанную угрозу и ответ на угрозу.
По нашему мнению, общество и государство в России понимают и осознают угрожающую суть экономической преступности. Можно сказать даже, что и общество, и государство адекватно отреагировали в той или иной форме на попытки преступных сообществ расширить свой плацдарм в сфере экономики. Однако ответ на данную угрозу далеко не соответствует тому вызову, который бросила экономическая преступность национальной безопасности Российского государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рудковской Е.Н. Преступления в сфере экономической деятельности [Электронный ресурс]. — URL: www.xserpver.ru
2. Борьба с фальшивомонетничеством // Экономический вестник МВД России. — 2009. — №7. — C. 28 — 31.
3. Фалалеев М. Деньги на просвет // Российская газета. — 2014. — 23 июля. — C. 7.
4. Состояние преступности в России за 2007 год. — М., 2008. — 73 с.
5. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2013. — М.; 2014. — 56 с.
6. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года // Российская газета. — 2013. — 13 дек.
7. Состояние и тенденции развития организованной преступности в Российской Федерации:
материалы круглого стола (Москва, 14 ноября 2008 г.) — М.: ВНИИ МВД России, 2009. — 244 с.
8. Ревин В.П. Преступность в России в контексте социально-экономических реформ [Электронный ресурс]. — URL: www.samo-upravle-nie.ru
9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от
10.01.2000 №24 [Электронный ресурс]. — URL: www.armscontrol.ru
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. С изменениями и дополнениями от 1 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. — URL: www.base.garant.ru
11. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения) // Российская газета. —1996. —14 мая.
12. Преступность в Воронежской области: состояние и прогноз / под ред. А.В. Симоненко, Н.А. Шишкина. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. —140 с.
13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедева.
— М.: Изд-во Юрайт, 2013. — 1069 с.
REFERENCES
1. Rudkovskoy E.N. Prestupleniya v sfere ekonomicheskoy deyatelnosti [Elektronnyiy resurs].
— URL: www.xserpver.ru
2. Borba s falshivomonetnichestvom // Ekonomicheskiy vestnik MVD Rossii. — 2009. — #7. — C. 28 — 31.
3. Falaleev M. Dengi na prosvet // Rossiyskaya gazeta. — 2014. — 23 iyulya. — C. 7.
4. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za 2007 god.
— M., 2008. — 73 s.
5. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar — dekabr 2013. — M.; 2014. — 56 s.
6. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniyu 12 dekabrya 2013 goda // Rossiyskaya gazeta. — 2013. — 13 dek.
7. Sostoyanie i tendentsii razvitiya organizovan-noy prestupnosti v Rossiyskoy Federatsii: materialyi kruglogo stola (Moskva, 14 noyabrya 2008 g.) — M.: VNII MVD Rossii, 2009. — 244 s.
8. Revin V.P. Prestupnost v Rossii v kontekste sotsialno-ekonomicheskih reform [Elektronnyiy resurs]. — URL: www.samo-upravlenie.ru
9. Kontseptsiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot
10.01.2000 #24 [Elektronnyiy resurs]. — URL: www.armscontrol.ru
10. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda. S izmeneniyami i
170
Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015
dopolneniyami ot 1 iyulya 2014 g. [Elektronnyiy resurs]. — URL: www.base.garant.ru
11. Gosudarstvennaya strategiya ekonomich-eskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (osnov-nyie polozheniya) // Rossiyskaya gazeta. —1996. — 14 maya.
12. Prestupnost v Voronezhskoy oblasti: sos-toyanie i prognoz / pod red. A.V. Simonenko, N.A. Shishkina. — Voronezh: Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2012. —140 s.
13. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii / otv. red. V.M. Lebedeva. — M.: Izd-vo Yurayt, 2013. — 1069 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Литвинов Дмитрий Афанасьевич. Профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел.: . (473) 200-53-67.
Litvinov Dmitry Afanasyevich. Professor of the chair of Civil Law and Economic Disciplines. Doctor of Sciences (Economics), Professor, Honored Economist of Russia.
Vorohezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.
Tel. (473) 200-53-67.
Ключевые слова: национальная безопасность; угрозы национальной безопасности; экономическая преступность; причины экономической преступности; фальшивомонетничество.
Key words: national security; threats of national security; economic crime; reasons of economic crime; counterfeiting.
УДК 336
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
С.А. Винокуров Д.И. Борисенко Ю.С. Никитина
Винокуров С.А.
Основы управленческой деятельности в подразделениях вневедомственной охраны полиции: учеб. пособие / С.А. Винокуров, Д.И. Борисенко, Ю.С. Никитина. — Воронеж: Воронежский
институт МВД России, 2014. — 129 с.
В учебном пособии в систематизированном виде представлены материалы по вопросам организации системы управления в подразделениях вневедомственной охраны полиции. Издание предназначено для курсантов и слушателей радиотехнического факультета и факультета заочного обучения, обучающихся по специальностям 210302.65 «Радиотехника» (специализация — Организация, проектирование и эксплуатация систем охраны) и 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы» (специализация — Специальные радиотехнические системы), а также для слушателей факультета дополнительного профессионального образования и факультета профессионального обучения.
171