УДК 502.37:504.37.
Нургабылова А.Ш.
Оренбургский государственный университет, Россия E-mail: ekchoo@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Nurgabylova A.Sh.
Orenburg state university, Russia E-mail: ekchoo@mail.ru
PECULIARITIES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF YOUTH IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
В современную эпоху существования человечества продуктивное решение жизненно важных экологических вопросов и проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество, во многом соотносится с успешностью экологического образования и воспитания будущего поколения. В этой связи педагогические и социальные аспекты экологическое образование и воспитание молодежи стоит главным вопросом в период модернизации образования в Республике Казахстан.
В условиях возрастающей экологической деградации природной среды следует постоянно удерживать в центре внимания - наряду с не менее значимыми иными - педагогические аспекты совершенствования экологического образования, повышения уровня экологической грамотности подрастающего поколения в коэволюционной плоскости гуманитарных ценностей, идей, идеалов и парадигм.
В этой связи проблему экологического образования молодежи следует рассматривать как самостоятельную и самоценную область образовательного становления личности взрослеющего человека, характерными особенностями которой являются: новое понимание целей, задачи и показателей эффективности образования, ориентация образовательного взаимодействия на решение глобальных и региональных экологических вопросов и задач в условиях направленной гуманизации многогранной жизни казахстанского социума.
К отличительным чертам экологического образования молодежи Республики Казахстан следует также отнести: ориентацию содержания, форм и методов подготовки специалистов экологического профиля в вузах на насущные экологические проблемы, где особое внимание уделяется реализации гуманитарного потенциала проектной деятельности экологической направленности; активизацию эколого-просветительской и практической деятельности общественных неправительственных организаций, в том числе, с использованием возможностей средств массовой информации и ресурса IT-технологий; реализацию экологического потенциала личностного развития учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов в региональных системах общего образования.
Ключевые слова: экологическое образование, молодежь, воспитание к экологии, экологические проекты, педагогика ответственности.
In the modern era of mankind's existence, a productive solution to the vital environmental issues and problems faced by the world community is largely correlated with the success of environmental education and the upbringing of the future generation. In this regard, the pedagogical and social aspects of environmental education and the education of young people is the main issue in the period of modernization of education in the Republic of Kazakhstan.
In the conditions of increasing environmental degradation of the natural environment, pedagogical aspects of improving environmental education, raising the level of ecological literacy of the younger generation in the co-evolutionary plane of humanitarian values, ideas, ideals and paradigms should be constantly kept in the center of attention - along with no less significant other ones.
In this regard, the problem of environmental education of young people should be regarded as an independent and self-valuable area of the educational development of the adult person's personality. The characteristic features of this are: a new understanding of the goals, objectives and indicators of the effectiveness of education, the orientation of educational interaction in addressing global and regional environmental issues and tasks in a the humanization of the multifaceted life of the Kazakh society.
The distinctive features of environmental education for the youth of the Republic of Kazakhstan should also include: the orientation of the content, forms and methods of training environmental specialists in higher education institutions on urgent environmental problems, where special attention is paid to the implementation of the humanitarian potential of environmental design activities; intensification of environmental education and practical activities of public non-governmental organizations, including using the capabilities of the media and the resource of IT technologies; realization of the ecological potential of personal development of the subjects of the natural and humanitarian cycles in regional general education systems.
Key words: ecological education, youth, education for ecology, ecological projects, responsibility pedagogy.
Общемировые социальные, экологические и природоохранные проблемы современности понятны и близки молодой суверенной Республике Казахстан. На ее территории имеются
области с опасным уровнем радиационного и химического загрязнения, регионы, признанные официально зонами экологического бедствия, что негативно сказывается на здоровье
проживающего населения, отражается ростом заболеваемости, усилением миграционных процессов [1]-[4].
Сегодня, в условиях возрастающей деградации природной среды, обозначенная проблема встает еще более остро, чем ранее, и ее продуктивное решение необходимо обществу как никогда: если мы действительно желаем помочь природе восстановить утраченные качества ради благополучия живущих и будущих поколений, следует постоянно удерживать в центре внимания - наряду с не менее значимыми иными - педагогические аспекты совершенствования экологического образования, повышения уровня экологической грамотности подрастающего поколения, молодежи.
Обращаясь к истории вопроса следует отметить постоянное внимание государства к вопросам экологического образования молодежи, связанное, в частности, с введением во всех высших и средне специальных учебных заведениях обязательного преподавания основ экологического знания с целью формирования экологической культуры личности [5]-[7].
Так, в 1998 году, следуя приоритетным направлениям «Долгосрочной стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года», на государственном уровне была принята Концепция экологического образования, разработанная совместно Министерством образования и науки и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, в которой определены цели, задачи и основные направления деятельности по разработке и реализации экологически значимых национальных образовательных проектов [8], [9].
В целях усиления процессов реформирования экологического образования в стране были разработаны и утверждены следующие программы: «Национальная стратегия экологического образования и воспитания в Республике Казахстан» (1998 г.), «Программа экологического образования» (1999 г.), «Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 гг.» (2003 г.) и другие.
Начиная с 2008 года для студентов высших и средних специальных учебных заведении была введена в качестве обязательной дисциплина «Экология» (с 2011 года - «Экология и устойчивое развитие»), а также «Агроэкология»,
по которым успешно осуществляется подготовка специалистов-экологов, бакалавров и магистрантов экологического профиля.
При подготовке специалистов-экологов предусмотрены в основном дисциплины практической направленности, установлены связи вузов с производствами и предприятиями на базе филиалов профильных кафедр, где преподают инженеры-экологи, инженеры по технике безопасности (в числе изучаемых дисциплин -«Экологический мониторинг», «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС по отраслям), «Экономика природопользования» и другие). Студенты и магистранты проходят практику на базе этих организации, имеющих современные аккредитованные экологические лаборатории, оснащенные современным научным оборудованием, чтобы будущие специалисты смогли научиться работать на приборах физико-химического анализа, уметь самостоятельно проводить исследования загрязненного объекта и др.
Решение проблем экологического характера всегда опиралось на научные знания о географической, физической, химической и биологической организованности биосферы. Методологической основой принципа научности экологического образования является единство природы с человеческим обществом в широком понимании их эволюции, развитие и учения В.И. Вернадского о ноосфере. Именно экологическое образование, понимаемое как обучение экологии (точнее, воспитание к экологии), играет ведущую роль в формирование нового, коэволюционного типа сознания и мировоззрения молодых людей, актуализирует осознании проблем окружающей среды, способствует установлению заботливого и предусмотрительного отношения к миру окружающей природы.
Поэтому организация учебной деятельности направлена не только на формирование системы научно-практических знаний, но и на становление ценностных ориентаций и гуманитарных смыслов, обеспечивающих ответственное отношение к природной и социальной среде, к обществу в целом, что с необходимостью предполагает реализацию в процессе образовательной подготовки основополагающих идей педагогики ответственности [10].
В национальной высшей школе Республики Казахстан существует традиция по организации экологических олимпиад, форумов и конкурсов научно-исследовательских проектов студентов вузов, что имеет определяющее значение не только в плоскости экологического образования, поскольку проектная деятельность в современных условиях выступает в качестве значимого фактора «личностного развития будущего специалиста как действительного субъекта проблемно-задачного образа жизни» (И.Н. Ча-рикова) [11, с. 3005].
В содержательно-смысловом контексте уровневой преемственности динамично изменяющаяся экологическая компонента обеспечивает связь общего образования с новыми знаниями о многогранной жизни социума, что делает ее органической частью системы непрерывного образования в целом.
Одной из характерных особенностей реализации базовых целей экологического образования в Республике Казахстан является просветительская и практическая деятельность целого ряда общественных неправительственных организаций (НПО), которые выступают в статусе своеобразных «самобытных очагов воспитания» подлинной экологической культуры личности растущего человека, организуют экологические лагеря и кружки, сотрудничают с работниками заповедников, лесхозов, со станциями юных натуралистов, с другими экологическими организациями [2], [12].
В рамках фонда поддержки экологического образования города Алматы существует проект «Зеленое образование», целью которого является поиск и стимулирование молодых исследователей, школьников и студентов, выполняющих работы в области экологии [13]. С этой целью, начиная с 1992 года, Фонд проводит республиканские конкурсы экспериментальных экологических работ прикладного характера, выполненных молодых исследователей в возрасте от 14 до 21 года. Победители участвуют в Международном конкурсе «Молодые европейцы в изучении окружающей среды», проводимом в Германии. Ребята из Казахстана неоднакратно занимали на этом конкурсе призовые места.
В городе Кызылорде с 1998 года работает ТОО «Ибрайхан и К-ЛТД», которое занимается не только вывозом, захоронением и переработ-
кой твердых бытовых отходов, но и регулярно организует и проводит конкурсы среди школьников по экологическому рисунку и тематическим научным проектам.
В городском акимате города Кызылорды существует специальный отдел по делам молодежи и внутренней политики, а в Кызылор-динском государственно университете имени Коркыт Ата уже несколько лет работает «Студенческий альянс», которые ежегодно организуют конкурсы научных проектов по экологии среди школьников области и города.
В 2011 году в г. Кызылорда была создана Ассоциация юридических лиц «Сыр табигаты», которая оказывает содействие в обеспечении соблюдения экологического законодательства участниками рынка, помогает установлению коммуникаций, укреплению интеграционных связей, организации конструктивного диалога между компаниями, оказывающими услуги, в области охраны окружающей среды, природо-пользователями и государственными природоохранными структурами, что в конечном итоге содействует улучшению экологической обстановки в Аральском регионе.
Ассоциация «Сыр табигаты» совместно с учеными Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, Департаментом экологии по Кызылординской области и Комитета экологического регулирования и контроля Министерством Энергетики Республики Казахстан регулярно проводит среди школьников и студентов экологические акции и конкурсы экологических проектов, рисунков, исследовательских работ ко Всемирному Дню Окружающей Среды и другим датам экологического характера.
С 2012 года под учредительством Ассоциации издается областная общественная экологическая газета, которая выходит на трех языках - казахском, русском, английском - и играет важную просветительскую роль в деле экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального ипользования природных ресурсов.
В этом отношении следует отметить, что актуализация вопросов экологического образования позволяет в значительной мере активизировать информационную деятельность в сфере охраны окружающей среды, особенно местных
СМИ и, используя преимущество 1Т-технологий, повышать уровень экологического сознания населения и пропаганды экологических знаний.
В настоящее время такие ассоциации, как «Сыр табигаты» и экологические неправительственные организации, действуют во всех регионах Республики Казахстан, в основном имеют свои газеты и сайты, которые играют важную роль в экологическом образовании и воспитании детей, молодежи, взрослого населения.
Начиная с 2013 г. в республике осуществляет социальную, благотворительную, культурную, образовательную деятельность проект «Жандану Алеми» («Добрая планета Детства»). Реализация проекта включает проведении конкурсов, акций, конференций и других мероприятий, посвященных защите окружающей среды и экологическим проблемам страны, предполагает создание эколого-просветительских документальных фильмов, посвященных мировой и региональной проблематике социально-экологического характера и активно применяемых в образовательной практике школ и вузов.
Вместе с тем, как отмечают исследователи, существует необходимость актуализации социально-гуманитарных аспектов экологического образования молодежи, разработка педагогических технологий и средств обоснования и утверждения взаимосвязей между экологией и правами человека, экономикой, здоровьем и культурой в содержательно-смысловой плоскости духовного становления личности [2].
Важно активизировать участие студентов, молодежи в разнообразной опытно-исследовательской работе и природоохранной
деятельности, организовывать различные кружки и экологические клубы, проводить зимние и летние семестры экологического просвещения с целью придания широко понимаемой экологической деятельности подлинно культурный, предельно неравнодушный и образовательно целостный характер.
В этой связи проблема экологического образования молодежи должна предъявлять себя как самостоятельная область образовательного становления личности взрослеющего человека, характерными особенностями которой выступают: новое понимание целей, задачи и показателей эффективности образования, ориентация на решение глобальных и региональных экологических вопросов и задач в условиях направленной гуманизации многогранной жизни социума.
К особенностям экологического образования молодежи Республики Казахстан следует также отнести: ориентацию содержания, форм и методов подготовки специалистов экологического профиля в вузах на насущные экологические проблемы, где особое внимание уделяется реализации гуманитарного потенциала проектной деятельности экологической направленности; активизацию эколого-просветительской и практической деятельности общественных неправительственных организаций, в том числе, с использованием возможностей средств массовой информации и ресурса 1Т-технологий; реализацию экологического потенциала личностного развития учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов в региональных системах общего образования.
11.12.2017
Список литературы:
1. Нургалиева, Д. А. Анализ состояния проблемы организации экологического образования студентов / Д. А. Нургалиева, М.А. Нургалиева, Д.М. Байканова // «Алтай - золотая колыбель тюркского мира» : Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Усть-Каменогорск, 2013. - С. 132-137.
2. Соляник, С. Экологическое образование в Республике Казахстан [Электронный ресурс] / С. Соляник. - Режим доступа: http:// www.greensalvation.org /old/Russian/Publish/ 02_rus/02_01.htm.
3. Аскарова, Г.Ш., Оценка заболеваемости сердечно-сосудистой системы у населения экологически неблагоприятных районов / Г.Ш. Аскарова, Ж.А. Калмакова, Г.Ж. Асанова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015. - №8-3. - С. 319-321.
4. Аскарова, ГШ. Влияние внешней среды в зоне экологической катастрофы на формирования здоровья детского населения / Г.Ш. Аскарова, Ж.А. Калмакова, С.Е. Шажанбаева //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
- 2015. - №8-3. - С. 324-327.
5. Закон Казахской ССР от 18.06.1991 года «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z910003500_/history.
6. Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», 15 июля 1997 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008107.
7. Кодекс Республики Казахстан «Экологический кодекс РК», 9 января 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=30085593
8. Шалгымбаев, С.Т. Тенденции развития экологического образования на современном этапе / С.Т. Шалгымбаев. - Алматы, 2005. - 144 с.
9. Концепция экологического образования Республики Казахстан // Экологическое образование в Казахстане. - 2005. - №1. -С. 3-6.
10. Каргапольцев, С.М. Гуманистические доминанты педагогики ответственности / С.М. Каргапольцев // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - С. 2510-2513.
11. Чарикова, И.Н. Реализация гуманитарного потенциала проектирования в образовании как педагогическая проблема / И.Н. Ча-рикова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2017. - С. 3002-3005.
12. Примбетова, А.И. О проблемах и задачах экологической педагогики / А.И. Примбетова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2017. - С. 3975-3977.
13. Хамзина, Ш.Ш. Неформальное экологическое образование в Республике Казахстан на пути к «зелёной экономике» / Ш.Ш. Хамзина, М.С. Кадырова, Б.К. Жумабекова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №3 (часть 2). - С. 257-259.
References:
1. Nurgalieva D.A., Nurgalieva M.A., Baikanova D.M. Analysis of the state of the problem of organization of environmental education of students «Altaj — zolotaya kolybel' tyurkskogo mira» : Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ["Altai is the golden cradle of the Turkic world". Proceeding of the international scientific and practical conference]. Ust-Kamenogorsk city, 2013, pp. 132-137.
2. Solyanik S. EHkologicheskoe obrazovanie vRespublikeKazahstan [Ecological education in the Republic of Kazakhstan]. Available at: http:// www.greensalvation.org/old/Russian/Publish/02_eng/02_01.htm
3. Askarova G.Sh., Kalmakov Zh.A., Asanova G.Zh. Assessment of the incidence of the cardiovascular system in the population of ecologically unfavorable regions. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2015, no. 8-3, pp. 319-321.
4. Askarova G.Sh., Kalmakova Zh.A. , Shazhanbaeva S.E. Influence of the environment in the zone of ecological catastrophe on the health of the child population. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2015, no. 8-3, pp. 324-327.
5. Law of the Kazakh SSR from 18.06.1991 "On the protection of the environment in the Kazakh SSR". Available at: http://adilet.zan.kz/eng/ docs/Z910003500_/history.
6. Law of the Republic of Kazakhstan "On Environmental Protection", July 15, 1997. Available at: http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=1008107.
7. The Code of the Republic of Kazakhstan "Environmental Code of the Republic of Kazakhstan", January 9, 2007. Available at: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30085593.
8. Shalgymbaev S.T. Tendencii razvitiya ehkologicheskogo obrazovaniya na sovremennom ehtape [Trends in the development of environmental education at the present stage]. Almaty, 2005, 144 p.
9. The Concept of Ecological Education of the Republic of Kazakhstan. EHkologicheskoe obrazovanie v Kazahstane [Ecological Education in Kazakhstan], 2005, no. 1, pp. 3-6.
10. Kargapoltsev S.M. Humanistic dominants of responsibility pedagogy. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [University complex as a regional center of education, science and culture. Proceedings of the All-Russian scientific and methodological conference]. Orenburg: PKI University, 2012, pp. 2510-2513.
11. Charikova, I.N. Realization of humanitarian potential of designing in education as a pedagogical problem. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [University complex as a regional center of education, science and culture. Proceedings of the All-Russian scientific and methodological conference]. Orenburg: OSU, 2017, pp. 3002-3005.
12. Primbetova A.I. On the problems and tasks of environmental pedagogy. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [University complex as a regional center of education, science and culture. Proceedings of the All-Russian scientific and methodological conference]. Orenburg: OSU, 2017, pp. 3975-3977.
13. Khamzina Sh.Sh., Kadyrova M.S., Zhumabekova B.K. Informal ecological education in the Republic of Kazakhstan on the way to the «green economy». Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2016, no. 3 (part 2), pp. 257-259.
Сведения об авторе:
Нургабылова Агила Шараповна, методист кафедры экологии и химических технологий инженерно-экологического факультета Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета
E-mail: ekchoo@mail.ru 120000, Республика Казахстан, г. Кызылорда, ул. Айтеке би, 29 А, тел. 8-7242-27-16-32