Научная статья на тему 'Роль экологического образования при решение региональных экологических проблем'

Роль экологического образования при решение региональных экологических проблем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль экологического образования при решение региональных экологических проблем»

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ Усмонова Раъно Миржалиловна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ташкентский государственный технический университет, Узбекистан

В статье рассмотрена роль экологического образования и воспитания при решении экологических проблем. Актуализирована функция экологического образования и воспитания, выраженная в предотвращении негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду. Проанализированы отдельные нормативно-правовые акты (республиканского, регионально и международного), подтверждающие необходимость экологизации общественных отношений на современном этапе развития цивилизации. Особое внимание в статье уделено уровню экологического образования в Республики Узбекистан.

Ключевые слова: экология, воспитание, образование, система экологического образования, устойчивое развитие

Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, является повышение уровня информированности всех групп населения посредством экологического образования, способствующего усвоению ряда экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Экологическое образование заключается в становлении экологической культуры личности и общества как совокупности духовного опыта взаимодействия человека с природой; оно трактуется как непрерывный процесс самообразования и развития личности, направленный на формирование и получение специальных знаний по охране окружающей среды [1]. Важной составляющей экологического образования является экологическое воспитание - процесс, направленный на формирование гуманного, эмоционально-нравственного и бережного отношения к природе. В настоящее время экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать за- дачи будущего общественного развития. Именно по этой причине экологическому образованию и воспитанию придается общественное значение. Сущность экологического образования можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение -поведение, которые являются основными компонентами всей системы [2]. Данные категории взаимосвязаны и тесно взаимодействуют в процессе организации эко- логического образования.

Воспитание учащейся молодёжи, ее экологическое образование являются приоритетами государственной образовательной политики Республики Узбекистан. Основы формирования гармонично развитого поколения за-

ложены в Законах «Об охране природы», «Об образовании», Национальной программе по подготовке кадров и других документах [3-5].

Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования проведена определенная работа по созданию системы непрерывного экологического образования и воспитания в республике. Принято трех стороннее Постановление «О перспективах усовершенствования системы развития экологического образования в Республике Узбекистан».

В целях осуществления мер, направленных на реализацию задач, вытекающих из стратегических и программных документов, изложенных в выступлениях первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия» 20 сентября 2010 года, на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан о «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» 12 ноября 2010 года, а также пункта Программы действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008-2012 годы, Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 181-11 от 26.03.2011 года, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, Министерство народного образования и Министерство высшего и среднего специального образования приняли совместное постановление № 2/20/305 от 19 июля 2011 года «О Концепции образования в целях устойчивого развития Республики Узбекистан (ОУР)».

С целью организации экологического образования в дошкольных учебных заведениях, школах, колледжах, лицеях и вузах в соответствии с международными стандартами и национальными ценностями разработаны и совершенствуются государственные образовательные стандарты, учебники, программы, учебно-методические пособия. Для обеспечения гармоничной связи экологического образования и воспитания учеными и специалистами издаются научно-популярные брошюры и руководства для родителей и населения.

В высших учебных заведениях готовятся бакалавры и магистры в области экологии и охраны окружающей среды. Проводятся традиционные соответствующие предметные олимпиады, различные конкурсы для поддержки талантливых студентов, эффективного привлечения их к поиску решения экологических проблем, научной деятельности.

Министерствами высшего и среднего специального образования, народного образования Республики Узбекистан и Государственным комитетом по охране природы приняты программа и концепция по развитию экологического образования, подготовке и повышению квалификации кадров. Принимаются широкомасштабные меры по осуществлению определенных в них задач.

Предмет «Экология» и родственные ей дисциплины включены во все учебные планы высших учебных заведений республики. Каждый год готовятся около 320 специалистов - экологов. Учебные и производственные практики, подготовка выпускных работ ведется в Госкомприроды. Темы выпускных квалифицированных и магистерских работ направлены на решение ряд региональных, глобальных экологических проблем, как разработка эффективных технологий очистки сточных вод от ионов тяжелых металлов, нефтепродуктов, взвешенных частиц, органических и неорганических веществ; разработка эффективных технологий очистки воздуха от окислов азот, серы, пыли, утилизация бытовых и промышленных отходов и т.д.

В последние годы в Республике Узбекистан уделяется пристальное внимание развитию эко-образования. Даже сложно в одночасье вспомнить весь широкий комплекс мероприятий, направленный на развитие данной сферы. Это проведение конференций как национального, так и международного уровня, тренингов, семинаров, выездов на природу, эко-лагерей для детей, издание экологической литературы и многое другое.

В результате реализации Концепции непрерывного экологического образования и Программы по ее реализации, в соответствии с рекомендациями ЕЭК ООН, в 60 ВУЗах, научных центрах, 1370 колледжах, 138 академических лицеях, 9779 школах и в 5212 дошкольных учреждениях образовательной системы республики появились опытные педагоги с хорошим потенциалом и педагогической практикой по обучению учащейся молодежи. Эти преподаватели сумели успешно интегрировать в учебный процесс вопросы экологического образования.

Экологическое образование прошло длинный путь в своем развитии от относительной неопределенности целей и задач до всеобщего признания как ведущего фактора достижения стабильности и устойчивого развития современного мирового сообщества и планеты в целом. Экологическое образование дает нам не только научные знания из области экологии, но и является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Это предполагает привитие им высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам и др. Иными словами, у специалистов должно сформироваться новое экологическое сознание и мышление.

Концепция устойчивого развития ставит перед человечеством нравственную задачу, выходящую за пределы индивидуального эгоцентризма и общественного утилитаризма, а именно заботу о будущих поколениях людей и окружающей природной среде. Борьба за признание нравственных задач, утверждение высших бытийных ценностей является, по сути дела, процессом реализации идеи устойчивого развития. Главным условием устойчивого развития общества является наличие творческого потенциала людей, который будет тем мощнее, чем большее количество людей будет иметь возможность для развития своих способностей, для самосовершен-

ствования и самореализации. Поэтому для устойчивого развития очень важно, чтобы люди получили равный доступ к благам, ресурсам и информации, чтобы в обществе утвердился нравственный принцип справедливости, т. е. правило честного соблюдения равенства возможностей [6].

27 мая 2013 года Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление «О Программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013 — 2017 годы». Документ был принят в целях дальнейшего обеспечения благоприятного состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, внедрения экологических основ устойчивого развития в отрасли экономики. Организация работ и контроль за выполнением Программы возложен на Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы. Настоящая Программа подготовлена на основе Национального плана действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан (НПДООС) и направлена на реализацию природоохранных мероприятий в части экологического сопровождения экономических реформ в Узбекистане и создания условий для социально-экономического развития и достижения целей устойчивого развития страны. Исходя из положений новой Программы экологическая политика республики направлена на осуществление перехода от охраны отдельных элементов природы ко всеобщей охране экологических систем, гарантированию оптимальных параметров среды обитания человека и гармонизации взаимосвязи с механизмами развития отраслей экономики по принципам «зеленой экономики». В этой Программе также предусматривается совершенствование природоохранного законодательства и нормативно-методической базы в области охраны окружающей природной среды, экологического образования и образования в целях устойчивого развития, а также пропаганда экологических знаний.

Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования является закон «Об охране природы». Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов республики, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.

Список литературы

1. Суслова Л. А. Формирование экологического сознания учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса // Наука, образование, общество. 2006. № 5.

2. Муртазалиева Б. Н. Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение // Вести республики. 2007. № 113. 3. Gore A. Earth in the Balance. N.Y.: Plume, 1992.

3. Закон Республики Узбекистан "Об образовании", 1997 г.

4. Закон Республики Узбекистан "Об охране природы", 1992 г.

5. Национальная программа Республики Узбекистан по подготовке кадров, 1997 г.

6. Воронин Б. А. Экология культуры - один из факторов устойчивого развития экономики/Аграрное и земельное право. - 2010. - № 8. -С.9-12.

Usmonova Rano Mirjalilovna, candidate of econ. science, docent

Tashkent state technical university, Tashkent, Uzbekistan

(e-mail: [email protected])

DECISION OF THE REGIONAL ENVIRONMENTAL PROBLEMS

Abstract. The article considers the role of environmental education in the solution of environmental problems. There was actualized a function of environmental education, expressed in the prevention of the negative impacts of human activities on the environment. Analyzed individual regulations (national, regional and international), confirming the need for greening of public relations at the present stage of development of civilization. Particular attention is paid to the level of environmental education in the Republic of Uzbekistan.

Keywords: ecology, education, the system of environmental education, sustainable development

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ПРИОРИТЕТНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ Федотова Гилян Васильевна, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный технический университет Гонтарь Анастасия Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный технический университет

В данной статье рассматриваются проблемы обеспечения информационной безопасности современных региональных социально-экономических систем, представлены ключевые направления для решения данного вопроса.

Ключевые слова: информационная безопасность, социально-экономическая система, региональная экономика, информационные технологии

Одним из важнейших инструментов повышения экономической безопасности в социально - экономических системах является обеспечение информационной безопасности. В современном мире целостность и сохранность информации является важнейшей составляющей обеспечения не только экономической безопасности, но и политической, социальной, духовной. Контроль и управление информационными потоками позволяют манипулировать сознанием большой массы людей, способны даже спровоцировать военные конфликты мирового масштаба. Именно поэтому информационную безопасность необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую успешного экономического развития макро - и микроэкономических структур.

Информационная сфера является важнейшим системообразующим фактором экономической деятельности человека, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики [Рис. 1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.