DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-88-95 УДК 658.562.3:004.9
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В США
Л. Г. Чувахина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Рассматриваются вопросы, связанные с ролью системы образования в экономическом развитии государства. Приоритетное значение приобретают интеллектуальные ресурсы производства. Главным фактором в экономике становится человек, обладающий фундаментальными общеобразовательными и профессиональными знаниями. Ведущими становятся принципы непрерывности образования, интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки. Уделяется внимание системе подготовки квалифицированного работника в США. В условиях растущей конкуренции на мировом рынке труда в настоящее время главной задачей является обеспечение возможности получения учащимися среднего образования и подготовки их к поступлению в колледжи и в высшие учебные заведения. Финансирование образования происходит за счёт государственных и частных средств. Повышение доступности образования для различных категорий граждан позволяет развитым странам доминировать в мировом хозяйстве. Сделана попытка выявления факторов, как способствующих, так и сдерживающих развитие образовательного процесса. Выдвинута гипотеза возможного усиления взаимосвязи между образовательной подготовкой и профессиональным обучением. Отмечено, что в американских школах во всех штатах расширены формы специализированного профессионального обучения. В образовательной программе главный акцент делается на дисциплины, помогающие выпускникам школ быстрее приспособиться к требованиям рынка труда. Образование в США рассматривается в качестве основного драйвера успеха работника на рынке труда и стабильности его занятости.
Ключевые слова: образовательный процесс, начальная школа, средняя школа, высшее образование, бакалавриат, профессиональная подготовка, финансирование образования, рынок труда.
Для цитирования: Чувахина Л. Г. Современные подходы к развитию системы образования в США // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 88-95. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-88-95.
Введение
В начале XXI в. всё большую значимость приобретают вопросы, связанные с развитием системы образования, его доступностью и качеством.
Исследование сферы образования в разных странах подтверждает разнообразие форм, методов и сроков обучения, предоставляемого государственными и частными учебными заведениями. Инновационным подходом в развитии образования является стремление к профессиональному определению учащихся.
Образовательный фактор является одним из ключевых факторов трудоустройства, поскольку наиболее высокие показатели безработицы встречаются среди лиц, не окончивших школу. Образование традиционно ассоциируется с перспективой получения более высокого дохода, возможностью самореализации в результате приобретения профессиональных навыков, определения места на рынке труда, достижения карьерного роста. Доходы лиц с высшим образованием в среднем в 3 раза и более превышают доходы работников с начальным или незаконченным средним образованием.
Одним из наиболее важных вопросов развития системы образования является выявление приоритетов в деятельности образовательных учреждений.
Существует два основных теоретических подхода к роли образовательного учреждения в системе экономического развития государства, изложенных в фундаментальных исследованиях представителей двух научных школ.
Представители так называемой прогрессивной научной школы - такие, как Л. Кремин, Дж. Коузол, П. Грэхем, П. Бодиен, Дж. Хойт - считают, что образовательное учреждение в состоянии самостоятельно, независимо от сферы материального производства, создавать моральные ценности, что позволяет образованию влиять на изменения в социальных отношениях общества [1].
Представители второй научной школы - Т. Парсон, Р. Дривен, А. Инкелье, М. Карной, С. Боулис, Г. Левин - утверждают, что наиболее важные характеристики образовательного учреждения определяет их функция по подготовке молодёжи к трудовой деятельности [2].
Обе точки зрения сводятся к пониманию взаимосвязи образовательного учреждения и рынка труда. Такой же позиции придерживаются и российские исследователи. Так, российский учёный А. Глазунов подчёркивает, что образовательные учреждения формируют рынок труда, который в свою очередь формирует и воспитывает образовательные учреждения, заставляя их искать педагогические технологии, модели управления [3].
По мнению американского профессора экономики и образования Т. Бейли, происходит постепенное стирание границ между образовательными учреждениями и частными компаниями, что проявляется в интеграции общего и профессионального образования [4]. Усиление взаимодействия развивающихся фирм и эффективных учебных заведений привело американских исследователей к выявлению элементов новой парадигмы эффективной школы, предполагающей коллективную ответственность учащихся за учебные достижения и профессиональную подготовку. Знания, приобретённые благодаря общему образованию, способствуют достижению успеха при осуществлении трудовой деятельности.
Американская модель образования
В США отсутствует единая государственная система образования. Согласно Конституции США, ответственность за организацию образовательного процесса возлагается на правительство штатов. Структура образования определяется каждым отдельно взятым штатом. В соответствии с принимаемыми в штатах законодательными актами в каждом из них устанавливается продолжительность учебного года, расписание учебных занятий, меры по охране здоровья учащихся, требования к получению дипломов об окончании образовательного учреждения. В большинстве американских штатов школьную политику определяет совет по образованию и осуществляет департамент образования.
Обучение в стране имеет многоступенчатый характер. Образовательную систему США составляют, во-первых, учреждения дошкольного типа для воспитанников в возрасте от 3 до 5 лет. Дошкольное образование представлено как государственными, так и частными заведениями. Большинство детских садов имеют определённый уклон. В одних дошкольных учреждениях уделяется больше внимания художественному творчеству, музыкальному образованию, в других - математическим знаниям. В государственных образовательных центрах обучение бесплатное, в частных школах может достигать 30 тыс. долл. в год. Федеральные и местные органы власти обеспечивают порядка 90 % финансирования начального и среднего образования и около 40 % финансирования учреждений высшего образования.
В основу методической деятельности дошкольных учреждений заложен игровой принцип, на основе которого осуществляется плавный переход к чтению, письму, рисованию, пению, музыке, занятиям по физкультуре.
Для американских детей образование начинается в возрасте пяти лет. Первый год обучения называется «kindergarten» («детсадовский»). На этой ступени образования происходит создание школ-яслей для маленьких воспитанников.
В некоторых штатах по окончании дошкольного учреждения выдают сертификаты, в которых констатируются достижения воспитанника. Сертификат рассматривается в качестве необходимого документа для зачисления в начальную школу.
Второй уровень образования - это начальная школа (Primary school). Американские дети поступают в начальную школу в возрасте 6 лет. Начальная школа состоит из шести лет обучения. В США действуют около 90 тыс. государственных и около 30 тыс. частных школ.
Для американских начальных школ характерен дифференцированный принцип комплектования классов. Учащиеся зачисляются в «одарённые», «нормальные», «неспособные» группы исходя из результатов теста, проверяющего умственные способности каждого зачисляемого.
Преподавание в группе для «одарённых» учащихся предполагает высокий уровень требований к знаниям и ориентирует их на получение серьёзного образования с первых дней занятий. Такой подход подвергается критике со стороны многих американских учёных и педагогов. По мнению Дж. Брэддока, подобная система не даёт возможности получения полноценного образования значительной части американских школьников. В ряде штатов тесты по определению умственных способностей учащихся отменены [5].
Содержание учебного процесса определяется разработанным в рамках штата учебным планом. Согласно учебному плану учащиеся, как правило, изучают такие предметы, как чтение, письмо, родной язык, литературу, арифметику, географию, историю, естествознание, музыкальное, трудовое и физическое воспитание, рисование. При этом на арифметику, рисование, музыкальное и трудовое воспитание выделяют одинаковое количество учебных часов.
Третий уровень образования - средняя школа (Secondary school) - длится с 7 по 12 класс. При этом классы с 9 по 12 представляют собой высшую среднюю школу (High school). Профилирующими предметами учебной программы на старшей ступени средней школы являются английский язык, математика, естественные и социальные науки. На этапе высшей средней школы создаются благоприятные условия для интеграции общего и профессионального образования учащихся. Устанавливается тесное сотрудничество школ и частного бизнеса. Школам предоставляется технологическая информация, приглашаются для преподавания специалисты компаний. Для общей подготовки учащихся к рынку труда большинство образовательных школ предлагает курсы по изучению бизнеса, бухгалтерского дела, стенографии, работе с офисной техникой. Приобретаемые профессиональные навыки способствуют развитию гражданской ответственности у учащихся и одновременно их мыслительных способностей.
В общеобразовательных школах выделяют академический, профессиональный, дуальный и общий профили. Академический профиль (academic curriculum) ориентирует учащихся на дальнейшее получение образования на высшей ступени. Речь идёт об учебе в колледжах и высших учебных заведениях. Обязательным условием при поступлении является сдача теста, определяющего коэффициент умственной одарённости учащегося от 90 и выше. На профессиональном профиле (occupational curriculum) обучаются учащиеся, настроенные после окончания школы начать работать. На дуальном профиле (dual curriculum) учащиеся одновременно осваивают программы академического и профессионального профилей. На общем профиле (general curriculum) занимается более половины учащихся, не определившихся, как правило, с дальнейшим выбором профессии [6]. Для изучения ряда предметов учащиеся разных профилей могут объединяться в одну группу. Так, например, на занятиях по математике часто присутствуют одновременно учащиеся разных профилей. На академическом профиле обучаются в основном дети из семей со средним и высоким доходом [7].
Программы по общеобразовательным предметам составляются на основе профильной дифференциации. Программы по математике, английскому языку, естествознанию представлены в зависимости от знаний и жизненных целей учащихся тремя уровнями. Первый уровень предназначен для учащихся, ориентированных на поступление в колледжи. Второй и третий уровни предполагают менее глубокое изучение предмета. При этом третий уровень предназначен для имеющих крайне слабые знания учащихся.
Поскольку среднее образование является обязательным в США, то учащиеся из малообеспеченных семей получают возможность посещать так называемые общественные школы, где обучение бесплатно. В большинстве общественных школ учатся преимущественно дети представителей национальных меньшинств. Многие из этих школ могут дать учащимся общее образование. Квалификация учителей в этих школах недостаточно высокая. Такое же положение характерно и для сельских государственных школ, в которых учится одна треть всех учащихся страны. Таким образом, значительная часть учащихся не получает достаточно знаний, необходимых для должного трудоустройства молодёжи. Не на должном уровне проводится работа по выявлению профессиональных интересов и склонностей учащихся, по предоставлению информации о существующих профессиях. Недостаточно подготовленные учащиеся сталкиваются с трудностями после окончания школы. Размер заработной платы выпускников колледжа примерно на 20 % превосходит заработную плату выпускников средней школы.
В частных школах плата за обучение высокая. Среди частных школ выделяют элитарные, которые готовят выпускников своих школ к поступлению в самые лучшие университеты страны. Большинству частных школ придан статус пансионатов, что подразумевает проживание в них учащихся на протяжении всего учебного года. Определённый процент обучаемых получает образование на дому (по решению родителей) по заранее утверждённой программе обучения.
Образовательный процесс в США продолжается и в период каникул посредством организации детских лагерей. В таких лагерях отдыхают и совершенствуют знания английского языка много учащихся из разных стран. Обучение английскому языку в лагере предполагает наличие обязательной учебной программы, предусматривающей 20 ч занятий в неделю. В процессе обучения используются ролевые игры.
Единой общенациональной системы оценок в США не существует. Некоторые школы используют шкалу оценок в цифрах, другие - в буквах. Наиболее широкое распространение в школах страны получила пятибалльная буквенная шкала с самой высокой оценкой A (отлично), B (хорошо), C (средне), D (ниже среднего), F (неудовлетворительно). Основная форма проверки знаний учащихся - тестирование.
После двенадцатого года обучения выпускники получают Диплом об окончании высшей средней школы (high school diplom). Получение данного диплома является обязательным условием для зачисления в колледжи и университеты. Чтобы иностранные граждане поступили в университеты или колледжи, они должны иметь аналогичное образование.
США считаются страной, где в средней школе активно используются технические средства обучения, внедряются инновационные программы обучения. Актуальной задачей модернизации образования является обучение учащихся основам информатики и компьютерной грамотности, программированию. Компьютерная грамотность является интегратором общего и профессионального образования. Основы программирования изучают учащиеся, ориентированные на дальнейшую учёбу или практическую деятельность, связанную с компьютером.
Активное использование телекоммуникаций даёт возможность обучать детей как в школе, так и дома. Однако следует отметить, что виртуальные школы не смогли продемонстрировать своё преимущество по сравнению с традиционными общеобразовательными учреждениями.
После окончания высшей средней школы учащиеся поступают в учебные заведения (Undergraduate school), которые дают им базовое образование. Это либо двухгодичное образование в колледжах (community colleges), составляющих основу системы профессионального образования, после окончания которых учащиеся получают Associate Degree. Условно эту ступень образования можно назвать «профессиональным дипломом». Либо четырёхгодичное образование в университетах, которое ведёт к присвоению степени бакалавра. Степень бакалавра можно получить после достижения Associate Degree. Число высших учебных заведений в США превышает 4 тыс. В этих университетах около 2 млн преподавателей обучают более 15 млн студентов. Частных учебных заведений больше, чем государственных. Широко развита система грантов на обучение (scholarships), которые представляют собой как полное финансирование, так и определённый процент от полной стоимости обучения и кредитов на обучение, которые должны быть выплачены студентом в течение 10 лет после окончания вуза. В настоящее время главный акцент делается на подготовку кадров по естественным и инженерным специальностям [8].
После получения степени бакалавра учащиеся имеют возможность продолжить образование и получить научную степень магистра (master's degree). Обучение в магистратуре длится 2 года. Это узкоспециализированное обучение в области, в какой получена степень бакалавра. В ходе обучения в магистратуре учащийся должен подготовить серьёзное научное исследование по специальности и защитить его. После получения степени магистра можно продолжить обучение до степени доктора философии - PhD. Это образование длится в среднем 3-6 лет.
Несмотря на преобладание частных источников финансирования в сфере высшего образования, значительное развитие получила государственная финансовая помощь в его получении. Основной формой федеральной финансовой помощи для обучающихся по программам бакалавриата выступают гранты. Самым распространённым среди государственных грантов является грант Пелла (Pell Grant), представляющий собой безвозмездную помощь исходя из финансового положения учащегося, доходов его семьи. Для того чтобы претендовать на получение гранта
Пелла, необходимо быть гражданином США или обладать документами, подтверждающими пребывание в стране на законных основаниях, а именно являться студентом бакалавриата [9]. В отличие от грантов каждый учащийся может получить федеральный кредит.
В дополнение к федеральной помощи существуют также гранты, предоставляемые властями штатов и местными органами власти. Финансовая поддержка в получении образования также оказывается путём выдачи стипендий учащимся вне зависимости от их материального положения, оказания содействия в получении временной работы материально нуждающимся студентам.
Одним из приоритетов социальной политики Б. Обамы было совершенствование системы образования с целью улучшения результатов подготовки учащихся. Была поставлена задача обеспечить всем учащимся возможность окончить среднюю школу, улучшить их успеваемость, что позволило бы им поступить в колледжи или высшие учебные заведения.
В рамках принятого в 2009 г. Закона о реинвестировании и восстановлении (American Recovery and Reinvestment Act of 2009) были определены четыре основные направления реформирования в сфере образования. Речь идёт, во-первых, о принятии достаточно жёстких стандартов и критериев оценки качества образования; во-вторых, о создании базы данных и её использовании для совершенствования системы образования; в-третьих, о повышении эффективности работы учителей; в-четвёртых, об улучшении работы школ с самыми низкими результатами [10].
По Закону предусматривалось увеличение финансирования образования за счёт грантов на улучшение работы школ, на поддержку специального образования. Средства на развитие системы образования выделялись через фонды налоговой стабилизации штатов, через федеральные программы. В результате использования денежных средств фондов налоговой стабилизации осуществлялось финансирование образования от дошкольного до старшего школьного возраста в штатах Калифорния, Индиана, Флорида и др. Согласно федеральной грантовой программе «гонка к вершине» были переведены деньги штатам на повышение уровня успеваемости учащихся и преодоление «разрыва в успеваемости», на улучшение профессионально-педагогической подготовки учителей, на повышение эффективности работы школ с более низкими показателями.
Особое место в образовательной стратегии Б. Обамы принадлежало роли университетов в формировании национальной инновационной системы. Университеты стимулируют инновационную и предпринимательскую деятельность студентов путём инвестирования в стандартные программы и в программы сверх учебного плана, в которые, например, включаются практические задания по составлению бизнес-планов, созданию клубов по предпринимательству.
В основе программы общественного образования Д. Трампа заложен принцип наличия у школьников максимального выбора учебных заведений различного типа, включая частные, государственные или даже религиозные. В ходе предвыборной кампании Д. Трамп обещал выделить из федерального бюджета 20 млрд долл. и потратить их на гранты для того, чтобы учащиеся из малообеспеченных семей могли выбрать себе хорошую школу, в том числе и частную, чтобы родители, независимо от уровня их доходов, могли обеспечить получение качественного образования ребенком, учащимся исходя из его интересов. Одновременно Д. Трамп предлагал активнее продвигать систему ваучеров и чартерных школ, выпускники которых демонстрируют лучшие показатели, чем их сверстники из общеобразовательных школ. Также Д. Трамп призывал изменить структуру оплаты труда учителей. Учителям Д. Трамп предлагал платить премиальные надбавки за эффективность работы. Кроме того, Д. Трамп выступал за отмену федерального образовательного стандарта. Стандарт Common Core характеризуется чёткими результатами обучения по каждой предметной категории на каждой ступени образования, а также форма-лизированными тестированиями. В США критикуют этот стандарт за то, что он предполагает одно, а тестирует совершенно другое [11].
Между тем за прошедшие два года президентства Д. Трампу не удалось исполнить свои обещания по реформированию системы образования. Правительство не смогло перенаправить потоки государственных ассигнований на образование, чтобы родители имели возможность на свой выбор отдавать детей в государственные, частные, независимые, специализированные, религиозные школы или обеспечить им домашнее обучение. Также до сих пор не отменена система единых образовательных стандартов.
В то же время в США при Д. Трампе начался процесс закрытия государственных школ при одновременном поощрении открытия новых частных школ. Мотивацией к этому является мнение руководства Министерства образования страны о более качественном образовании в частных школах. Всё чаще руководство США выступает за отмену государственных кредитных программ на развитие образования.
Заключение
Образование в США является важным фактором, определяющим успех работника на рынке труда. Основой процесса образования выступает интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся. Уровень образования, профессиональной подготовки является важнейшим показателем трудового потенциала.
В настоящее время для получения стабильной работы требуются общая образовательная подготовка, профессиональные знания и практические навыки, которые учащиеся получают в государственных, частных, религиозных школах, а также при обучении на дому.
Государственные и местные органы власти, как правило, по большей части обеспечивают финансирование начального и среднего образования. Финансирование высшего образования происходит за счёт как государственного, так и частного финансирования.
Уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки проявляется при поступлении учащихся в колледжи и на работу. В случае недостаточной подготовки учащихся ни колледжи, ни компании не смогут заметно улучшить качество общего образования молодёжи. Между тем наиболее важным сегодня для трудоустройства является способность эффективно работать с ресурсами, технологическим оборудованием, современными технологиями.
Особое внимание повышению уровня образования в США придавала администрация Б. Обамы. Одной из основных задач, поставленных Б. Обамой, было предоставление американцам возможности реализовать свой личный потенциал через повышение доступности образования для всех граждан [12].
Задача повышения эффективности образования поставлена и президентом Д. Трампом, хотя сегодня большинство обещаний Д. Трампа по повышению уровня образования не выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Graham P. A. Breaking the Silence about Educational Purpose // The Educational Digest. 1985. Vol. LI. N. 1. Pp. 6-8.
2. Carnoy M., Levin H. M. Schooling and Work in the Democratic State. Stanford (CA): Stanford Univ. Press, 1985. 307 p.
3. Глазунов А. Т. Управление профшколой на образовательном рынке. М.: Изд. центр НОУ ИСОМ, 2004. 41 с.
4. The Changing U. S. Labor Market / Ed. by Eli Ginzberg. Boulder: West view Press., 1994. 215 p.
5. Fashey J. A. Who Wants to Differentiate Instruction? We did ... // Educational Leadership. Sept. 2000. Pp. 70-72.
6. Stone J. R. Ill, Aliaga O. A. Career and Technical Education, Career Pathways, and Work-Based Learning: Changes in Participation 1997-1999. Columbus (OH): Nat. Research Center for Career and Techn. Education, 2003. 53 p. URL: http://nccte.com/publications/infosynthesis/r%26dreport/CTE_CareerPathways_Ston eAliaga_Res.pdf (дата обращения: 30.01.2019).
7. Stone J. R. III. What do We Know about Career and Technical Education. Preliminary Findings from 2000 and 2001. NRCCTE Projects. Briefing Paper. St. Paul (MN): Nat. Research Center for Career and Technical Education, 2002. 19 p.
8. Science, Technology, Engineering and Mathematics (STEM) Education: A Primer. CRS, Wash., 2016. 34 p.
9. The Condition of Education 2016. URL: https://nces.ed.gov/pubs2016/2016144.pdf (дата обращения: 28. 01.2019).
10. American Recovery and Reinvestment Act of 2009: Using ARRA Funds to Drive School Reform and Improvement. URL: http://www.ed.gov (дата обращения: 01.02.2019).
11. Взять и отменить: что Трамп сделает с образованием США. URL: https://newtonew.com/ culture/trump-cancel-everything (дата обращения: 29.01.2019).
12. State of the Union Address 2015. URL: https://obamawhitehouse archives.gov/the-press-office/ 2015/01/20/remarks-president-state-union-address-january-20-2015 (дата обращения: 28.01.2019).
Статья поступила в редакцию 07.02.2019
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Чувахина Лариса Германовна - Россия, 115088, Москва; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; канд. экон. наук, доцент; доцент департамента мировой экономики и мировых финансов; [email protected].
MODERN APPROACHES TO DEVELOPMENT OF EDUCATION SYSTEM IN THE UNITED STATES
L. G. Chuvakhina
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article discusses issues related to the role of the education system in the economic development of the state. Intellectual production resources take priority. The main factor in the economy becomes a person with fundamental educational and professional knowledge. The principles of continuity of education, integration of general educational and vocational training become the leading ones. The system of training a qualified worker in the United States is being looked at carefully. In conditions of growing competitiveness in the global labor market the current problem is to provide secondary education for students and to train them for entering colleges and universities. Education is financed by public and private funds. Increasing the availability of education for various categories of citizens allows developed countries to dominate the world economy. There have been made the attempts to identify factors that both contribute to and hinder the development of the educational process. The hypothesis of a possible increase in the relationship between educational training and vocational training has been put forward. It has been stated that in all states of the US schools expand forms of specialized vocational training. In the educational program the focus is on disciplines that help school graduates to quickly adapt to the requirements of the labor market. Education in the United States is regarded as the main driver of employee success in the labor market and the stability of his or her employment.
Key words: educational process, elementary school, secondary school, higher education, bachelor degree, vocational training, education financing, labor market.
For citation: Chuvakhina L. G. Modern approaches to development of education system in the United States. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019;1:88-95. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-88-95.
REFERENSES
1. Graham P. A. Breaking the Silence about Educational Purpose. The Educational Digest, 1985, vol. LI, no. 1, pp. 6-8.
2. Carnoy M., Levin H. M. Schooling and Work in the Democratic State. Stanford (CA), Stanford Univ. Press, 1985. 307 p.
3. Glazunov A. T. Upravlenie profshkoloi na obrazovatel'nom rynke [Vocational school management at education market]. Moscow, Izdatel'skii tsentr NOU ISOM, 2004. 41 p.
4. The Changing U. S. Labor Market. Ed. by Eli Ginzberg. Boulder, West view Press., 1994. 215 p.
5. Fashey J. A. Who Wants to Differentiate Instruction? We did ... Educational Leadership, Sept. 2000, pp. 70-72.
6. Stone J. R. Ill, Aliaga O. A. Career and Technical Education, Career Pathways, and Work-Based Learning: Changes in Participation 1997-1999. Columbus (OH), Nat. Research Center for Career and Techn. Education, 2003. 53 p. Available at: http://nccte.com/publications/infosynthesis/r%26dreport/CTE_ CareerPathways_Ston eAliaga_Res.pdf (accessed: 30.01.2019).
7. Stone J. R. III. What do We Know about Career and Technical Education. Preliminary Findings from 2000 and 2001. NRCCTE Projects. Briefing Paper. St. Paul (MN), Nat. Research Center for Career and Technical Education, 2002. 19 p.
8. Science, Technology, Engineering and Mathematics (STEM) Education: A Primer. CRS, Wash., 2016. 34 p.
9. The Condition of Education 2016. Available at: https://nces.ed.gov/pubs2016/2016144.pdf (accessed: 28. 01.2019).
10. American Recovery and Reinvestment Act of 2009: Using ARRA Funds to Drive School Reform and Improvement. Available at: http://www.ed.gov (accessed: 01.02.2019).
11. Vziat' i otmenit': chto Tramp sdelaet s obrazovaniem SShA [To take and abolish: what Trump does with US education system]. Available at: https://newtonew.com/culture/trump-cancel-everything (accessed: 29.01.2019).
12. State of the Union Address 2015. Available at: https://obamawhitehouse archives.gov/the-press-office/2015/01/20/remarks-president-state-union-address-j anuary-20-2015 (accessed: 28.01.2019).
The article submitted to the editors 07.02.2019
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Chuvakhina Larisa Germanovna - Russia, 115088, Moscow; Financial University under the Government of the Russian Federation; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of World Economy and World Finance; l-econom @mail.ru.