Научная статья на тему 'Роль дисциплины "Социология моды" в профессиональной подготовке будущих социологов'

Роль дисциплины "Социология моды" в профессиональной подготовке будущих социологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ СОЦИОЛОГИ / FUTURE SOCIOLOGISTS / СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ / FASHION SOCIOLOGY / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ESTHETIC VALUES / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / FORMATION OF REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Э. М., Кашина Н. И.

В статье выявляется педагогический потенциал дисциплины «Социология моды» профессиональной подготовке будущих социологов, заключающийся в формировании у студентов представлений об эстетических ценностях. В профессиональной деятельности социологов большую роль играют визуальные средства, обеспечивающие ориентировку человека в процессе коммуникации. Социолог должен уметь передавать необходимую информацию, устанавливать коммуникативные связи, создавать определенный психологический настрой, в том числе посредством внешнего облика, а для этого нужно иметь представления об эстетических ценностях людей различных социальных групп. Обосновывается идея о том, что носителем эстетических ценностей является мода, сочетающая в себе информационный, эстетический и коммуникативный аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DISCIPLINE “FASHION SOCIOLOGY” IN VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE SOCIOLOGISTS

The article studies the pedagogical potential of the discipline “Fashion Sociology” in vocational training of future sociologists. It is noted that it has tasks to form ideas of esthetic values in students. In professional activity of sociologists the large role is played by the visual means providing orientation of the person in the course of communication. The sociologist has to be able to report necessary information, to establish communicative connection, to create a certain psychological spirit, as well as by means of appearance, and for this purpose it is necessary to have ideas of esthetic values of people of various social groups. The research proves an idea that the carrier of esthetic values is fashion that combines information, esthetic and communicative aspects.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины "Социология моды" в профессиональной подготовке будущих социологов»

- Педагоги и студенты должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

- Педагогу следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

- Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

- Педагогу следует планировать и организовывать самостоятельную работу студентов по предмету с привлечением ИКТ [2].

Рекомендуется использовать следующие варианты занятий с ИКТ поддержкой:

1. С мультимедийной поддержкой (в аудитории используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в учебном заведении, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать занятие с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время.

В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на CD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматери-алов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим занятиям. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому занятию. Занятия такого типа просто незаменимы при изучении гуманитарных дисциплин. [3]

2. С компьютерной поддержкой (в аудитории несколько компьютеров, за которыми студенты работают группами или по очереди).

На таких занятиях целесообразно давать задания, выполняя которые студенты работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний студентов и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний студентов.

На занятиях с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирую-

Библиографический список

щих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе педагог-студент. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сегодня представляется возможным самим учителям разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях [4; 5].

3. С использованием Интернет-ресурсов. На таком занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т. д.), так и образовательные Интернет-ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к занятию, на разных этапах его проведения (объяснение, закрепление, контроль) [6].

4. Нетрадиционные формы проведения занятий. Мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, экскурсия и др.

Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего курса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм.

Один из реальных путей повышения качества высшего образования - использование информационных технологий в оценочной деятельности педагога. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику.

Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Использование ИКТ позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования. Компьютерное тестирование на практических занятиях, позволит сократить время на контроль и оценку знаний студентов по данной теме.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ в образовательном процессе является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить учащегося. Использование средств ИКТ в значительной мере увеличивает масштабы потребляемой информации, стимулирует когнитивную деятельность, развивает мышление, пополняет человеческие интеллектуальные ресурсы, вторгаясь в них, меняет конституцию психической жизни человека.

1. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). 2014; 4: 215 - 217.

2. Кларк Ч. Информационные и коммукационные технологии: революция в образовании. Информатика и образование. 2003; 4.

3. Шафрин Ю.Р Информационные технологии: учебное пособие. Москва, 2005.

4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. Москва, 1987.

5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные процессы. Москва, 2000.

6. Хуторской А.В. Интернет в школе. Москва, 2000.

References

1. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2014;_4: 215 - 217.

2. Klark Ch. Informacionnye i kommukacionnye tehnologii: revolyuciya v obrazovanii. Informatika iobrazovanie. 2003; 4.

3. Shafrin Yu.R. Informacionnye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

4. Gershunskij B.S. Komp'yuterizaciya v sfere obrazovaniya: Problemy i perspektivy. Moskva, 1987.

5. Ugrinovich N.D. Informatika iinformacionnye processy. Moskva, 2000.

6. Hutorskoj A.V. Internet vshkole. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 11.09.17

УДК 378.147

Valeeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Ural State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Kashina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), professor, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF THE DISCIPLINE "FASHION SOCIOLOGY" IN VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE SOCIOLOGISTS. The

article studies the pedagogical potential of the discipline "Fashion Sociology" in vocational training of future sociologists. It is noted that it has tasks to form ideas of esthetic values in students. In professional activity of sociologists the large role is played by the

visual means providing orientation of the person in the course of communication. The sociologist has to be able to report necessary information, to establish communicative connection, to create a certain psychological spirit, as well as by means of appearance, and for this purpose it is necessary to have ideas of esthetic values of people of various social groups. The research proves an idea that the carrier of esthetic values is fashion that combines information, esthetic and communicative aspects.

Key words: future sociologists, fashion sociology, esthetic values, formation of representations.

Э.М. Валеева, канд. пед. наук, доц. каф. социологии Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск,

Е-mail: [email protected]

Н.И. Кашина, д-р пед. наук, доц., проф. каф. музыкального образования Уральского государственного педагогического

университета, г. Екатеринбург, Е-mail: [email protected]

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ

В статье выявляется педагогический потенциал дисциплины «Социология моды» профессиональной подготовке будущих социологов, заключающийся в формировании у студентов представлений об эстетических ценностях. В профессиональной деятельности социологов большую роль играют визуальные средства, обеспечивающие ориентировку человека в процессе коммуникации. Социолог должен уметь передавать необходимую информацию, устанавливать коммуникативные связи, создавать определенный психологический настрой, в том числе посредством внешнего облика, а для этого нужно иметь представления об эстетических ценностях людей различных социальных групп. Обосновывается идея о том, что носителем эстетических ценностей является мода, сочетающая в себе информационный, эстетический и коммуникативный аспекты.

Ключевые слова: будущие социологи, социология моды, эстетические ценности, формирование представлений.

Профессия социолога требует сформированной системы профессиональных знаний, умений и навыков в области социального познания, в числе которых находится система ценностных представлений, так как ценности являются имманентными регуляторами деятельности человека. Поэтому будущим социологам необходимо «осмыслить процесс функционирования и трансформации новых ценностных парадигм, в рамках которых происходит становление личности человека нового тысячелетия» [1, с. 31].

Выпускник-социолог, освоивший программу бакалавриата, согласно действующему ГОС ВО, должен быть подготовлен: к участию в организации и проведении социологических и маркетинговых исследований; участию в разработке рекомендаций для маркетинговых служб; к идентификации потребностей и интересов социальных групп и т. д. Выпускник-социолог, освоивший программу магистратуры, должен быть подготовлен: к участию в формировании кадрового состава учреждений; к организации управленческих процессов в органах власти и управления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений; к преподавательской деятельности и т. д.

Как мы видим, сфера деятельности социолога предполагает: знание карты «ценностного поля» всего общества; умение оперировать ценностными представлениями для успешного осуществления различных видов профессиональной деятельности; владение приемами самопрезентации и визуальной костюмной коммуникации; обращение к имиджу при работе в качестве преподавателя (знания в области педагогической имиджелогии) [2]. Можно сделать вывод о значимой роли визуальных средств, обеспечивающих ориентировку человека в процессе коммуникации. Социолог должен уметь передавать необходимую информацию, устанавливать коммуникативные связи, создавать психологический настрой посредством внешнего облика, а для этого нужно иметь представления об эстетических ценностях людей различных социальных групп. На необходимость освоения эстетических ценностей обучающимися любых возрастных групп указывают ряд исследователей, в числе которых - Н.Г. Тагильцева и др. [3].

Дисциплина «Социология моды», ранее входящая в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности «Социология», а сегодня являющаяся курсом по выбору студентов в ряде вузов России (НИУ «ВШЭ», Самарский НИУ университет им. С.П. Королева, Южно-Уральский государственный университет и др.), обладает в этом смысле большим педагогическим потенциалом, который будет раскрыт в данной статье.

В современной науке существует ряд классификаций ценностей. Согласно Б.С. Ерасову, эстетические ценности включают: ценности красоты (или, напротив, эстетику безобразного), эстетический идеал, стиль, гармонию, следование традиции или новизну, эклектику, культурную самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Носителем эстетических ценностей может выступать любой объект как природного, так и созданного человеком мира,

любое явление экономического, социального, политического и нравственного порядка (Р.П. Шульга). Носителем эстетических ценностей является и мода, где они проявляются в конкретно-чувственной форме. Мода является полифункциональной системой. А.Б. Гофман выделяет: функцию создания и поддержки единообразия и разнообразия в культурных образцах; инновационную, коммуникативную функцию, функцию социальной дифференциации и нивелирования, социализации, психофизиологической разрядки. Е.В. Колесникова считает, что мода -механизм регулирования сознания, реакций, деятельности и общественного поведения людей; один из факторов социальной дифференциации; значение эстетической ценности и нормы. Г.Г. Шубин выделяет коммуникативную, интеракционную, компенсаторную, престижную, эротическую и эстетическую функции моды. М.И. Килошенко выделяет функцию регуляции сознания и поведения; демонстрации социального положения и престижа, эстетической ценности объектов внешней и внутренней культуры. Как мы видим, исследователи признают функцию моды как «носителя» эстетических ценностей. Мода отражается в сознании человека, мода утверждает эстетический идеал, в ней проявляется эстетический вкус. Мода является одним из общественных институтов, обеспечивающих хранение и распространение эстетических материальных и духовных ценностей.

Одним из аспектов социального познания и взаимодействия, то есть профессионального инструментария социолога, является категоризация - отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к какому-либо классу объектов. Наиболее эффективными для категоризации считаются символы, относящиеся к образу жизни, эстетическим и ценностным приоритетам. Подобными символами, знаками-признаками, которые дифференцируют и идентифицируют людей, могут выступать и цвета, линии, фигуры, телесные признаки, модели одежды и т.д. (Г. Г. Шубин).

Однако формирование ценностной сферы личности - сложный и многогранный процесс [4]. Под формированием представлений об эстетических ценностях у будущих социологов мы понимаем процесс построения личностью мысленного содержания доминирующих эстетических ценностей (красота или эстетика безобразного, идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизне, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде) отдельных индивидов, классов, групп и поколений общества, которые выражаются в их облике, действиях, поступках, поведении.

Представление может формироваться стихийно, а также под влиянием целенаправленного педагогического воздействия, сохраняться в памяти и оказывать воздействие на личность. Поэтому нами была создана методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов (в процессе изучения дисциплины «Социология моды»), теоретическое обоснование и описание было опубликовано в наших ранних работах [2; 5]. Механизмом формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов является

поэтапный переход от знака-признака, несущего определенную психосемиотическую информацию об эстетических ценностях человека, к размышлению (рефлексии), от размышления к действию. Раскроем его более подробно.

Восприятие человека человеком, в понимании современной психологии, это наглядно-образное отражение одним человеком другого, результатом которого является формирование перцептивного образа-сигнала о внешних признаках этого другого (физическом облике, оформлении внешности, экспрессии), о его поведении. Этот образ-сигнал выполняет осведомительную и регулятивную функции по отношению к процессу взаимодействия между данными субъектами. На основе восприятия у познающего человека складывается понятие о другой конкретной личности, в которой обобщенно фиксируются признаки данного лица (Г.А. Ковалев).

В процессе отражения человеком объекта (человека) выделяют фактуальный компонент (отражение объекта как факта) и ценностный компонент (отражение объекта как ценности). Ценностный компонент, в свою очередь, рождает абстрактно-понятийное (рациональное) отражение ценности объекта и эмоциональное отражение ценности объекта (А.А. Горбатков).

Современные исследования в области познавательных процессов позволяют выделить три основные уровня психического отражения: сенсорно-перцептивный уровень; уровень представлений; вербально-логический уровень (Н.Д. Завалова).

В формировании у человека представлений об эстетических ценностях другого человека фундаментальную роль играет процесс познания. Этот процесс является целостным актом психического отражения, включающим всю структуру познавательных процессов психики - от ощущений до мышления. Он осуществляется на двух уровнях отражения социальной реальности - чувственном (восприятии человека человеком) и логическом (понятие о другом человеке как личности). Процесс познания людьми друг друга является процессом актуализации психологического содержания личности, которое закрепляется признаками внешности, поведения и деятельности человека в общественно-трудовой практике людей.

В теории социальных представлений термин «представление» не эквивалентно традиционному значению, когда под представлением понимается звено в переходе либо от восприятия к мышлению, либо от образа к понятию. Выделяют следующие

Библиографический список

функции социального представления: оно является инструментом познания социального мира; оно является способом опосредования поведения - способствует направлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, детерминирующих поведение; оно является средством адаптации совершающихся событий к уже имеющимся, то есть способствует сохранению сложившейся картины мира. Реализация вышеназванных функций обеспечивается механизмом возникновения социального представления, который включает в себя три этапа: «зацепление», объектификация и натурализация. Сначала новый объект необходимо «зацепить», зафиксировать в нем что-то, что можно вписать в привычную картину мира. Затем следует объектификация - обозначение нового неизвестного предмета в более конкретный образ и натурализация - принятие полученного знания как объективной реальности (Г.М. Андреева). Исходя из вышеизложенных теоретических положений функционирования представлений, можно заключить: мгновенное восприятие обеспечивается формированием эталонов, оперативных единиц восприятия; представления - это результат индивидуального опыта человека (опыта принятия и преобразования информации; образ должен обладать личностным смыслом

В связи с этим нами был сформулирован механизм формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, изложенный выше.

Процесс формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов выполняет ряд важных функций: ориентировочная функция позволяет человеку ориентироваться, к какой субкультуре/социальной группе принадлежит собеседник, о его намерениях (конформист или нонконформист); регулятивная функция регулирует межличностную коммуникацию, поскольку костюм передает сообщение о социальных категориях; корригирующая функция позволяет корректировать коммуникативную деятельность человека, в зависимости от тех сообщений, которые он демонстрирует своим костюмом; функция формирования субъективного отношения к воспринимаемому индивиду позволяет человеку, опираясь на зрительный образ, сформировать отношение к объекту взаимодействия. Таким образом, педагогический потенциал дисциплины «Социология моды» заключается в формировании у будущих социологов представлений об эстетических ценностях.

1. Кашина Н.И., Москаленко O.A. Модель освоения современной российской молодежью традиционных культурных и художественных ценностей. Инновационные проекты и программы в образовании. 2016; 3: 30 - 34.

2. Валеева Э.М., Кашина Н.И. Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 78 - 80.

3. Тагильцева Н.Г. Инновационная среда развития художественно одаренных детей: детский сад - школа - вуз. Инновационные проекты и программы в образовании. 20^; Т. 1: - 38.

i. Кашина Н.И., Тагильцева Н.Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей. Мир науки, культуры, образования. 201i; 5 ^8): 70 - 73.

5. Валеева Э.М. Проблема формирования у будущих социологов представлений об эстетических ценностях людей в процессе изучения дисциплины «Социология моды». Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008; 28: - i8.

References

1. Kashina N.I., Moskalenko O.A. Model' osvoeniya sovremennoj rossijskoj molodezh'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2016; 3: 30 - 3i.

2. Valeeva 'E.M., Kashina N.I. Formirovanie predstavlenij ob 'esteticheskih cennostyah u buduschih sociologov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 78 - 80.

3. Tagil'ceva N.G. Innovacionnaya sreda razvitiya hudozhestvenno odarennyh detej: detskij sad - shkola - vuz. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 20K T. 1: - 38.

i. Kashina N.I., Tagil'ceva N.G. Psihologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 20M; 5 ^^ 70 - 73.

5. Valeeva 'E.M. Problema formirovaniya u buduschih sociologov predstavlenij ob 'esteticheskih cennostyah lyudej v processe izucheniya discipliny «Sociologiya mody». Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. Aspirantskie tetradi. 2008; 28: - i8.

Статья поступила в редакцию 06.09.17

УДК 371.72

Grebennikova N.S., postgraduate, Department of Leisure and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR OPTIMAL PERCEPTUAL-COMMUNICATIVE PROCESS IN THE CREATIVE TEAMS OF CULTURAL INSTITUTIONS. The article is dedicated to pedagogical conditions of optimal perceptual-communicative process in the creative collectives of the cultural institutions. Perceptual-communicative competence is the personal and professional characteristics, which combines not only knowledge and skills in the field of appropriate pedagogical interaction with students, but emphasizes the organizational aspect of activity of the expert. When optimizing perceptual-communicative process in cultural institutions of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.