5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005.
References
1. Bobyleva L.D. O programme 'ekologicheskogo vospitaniya starshih doshkol'nikov Doshkol'noe vospitanie. 1998; 7: 36 - 42.
2. Smirnova E.O. Psihologiya rebenka: uchebnik dlya pedagogicheskih uchilisch i vuzov. Moskva: Shkola-Press, 1997.
3. Nikolaeva S.N. Metodika 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ispr. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001.
4. Nikolaeva S.N. Syuzhetnye igry v 'ekologicheskom vospitanii doshkol'nikov. Igrovye obuchayuschie situacii s igrushkamiraznogo tipa iliter-aturnymipersonazhami. Moskva: Gnom i D, 2005.
5. Kondrashova M.A. 'Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov na zanyatiyah i v povsednevnoj zhizni. Metodicheskie razrabotki. Orenburg, 2005.
Статья поступила в редакцию 11.09.17
УДК 378
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology,
Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Nurmagomedova N.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Informatics and Information Technologies,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
POTENTIAL OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN STUDENTS' TRAINING. The
article explores the potential and reveals the role of the application of information and communication technologies in teaching students, gives recommendations to teachers on the ways of their usage. The introduction of ICT in the educational process is intended to improve the effectiveness of classroom teacher free from routine work, to enhance the attractiveness of presentation, to carry out the differentiation of types of jobs, as well as the diversifying forms of feedback. The work helps to conclude that the key foundation for the development of informatization of Education Act information processes in the educational institutions of different levels, which are widely applied ICT tools. ICT helps improve the effectiveness of the educational process, significantly diversifying education and training and to develop student. The use of ICT tools greatly increases the scope of information consumption, stimulate cognitive activities, develops thinking, adds human intelligence.
Key words: information and communication technologies, student, learning process.
Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный
университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, доц. каф. информатики и информационных технологий, ФГБОУ ВО
«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
В статье изучен потенциал и выявлена роль применения информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов, даны рекомендации педагогам по их применению. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Сделан вывод о том, что ключевой основой развития информатизации образования выступают информационные процессы в образовательных учреждениях различного уровня, в которых широко применяются средства ИкТ. ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательного процесса, значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить учащегося. Использование средств ИКТ в значительной мере увеличивает масштабы потребляемой информации, стимулирует когнитивную деятельность, развивает мышление, пополняет человеческие интеллектуальные ресурсы.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, студент, процесс обучения.
Современное образовательное учреждение невозможно представить без новых информационных технологий. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
В настоящее время одной из задач системы профессионального образования является формирование у выпускников знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способности и готовности использовать их средства в профессионально-педагогической деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образовательное учреждение. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Теоретический анализ научной литературы показал, что определяющим фактором информатизации общества становится информатизация образования, где ключевой основой развития информатизации образования выступают информационные процессы в образовательных учреждениях различного уровня, в которых широко применяются средства ИКТ. Основные требования к будущему педагогу профессионального обучения предъявляются к его способности ориентироваться в информационных потоках, умению работать с компьютерной техникой, способность к адаптации в быстро меняющихся условиях и другим характеристикам личности студента, связанным с оперированием информацией. Как результат информатизации образования, информационная культура личности позволит обеспечить зрелые личностные смыслы студента в пространстве информационной деятельности; осуществлять обоснованную оценку полезности и истинности получаемой информации на занятиях, эффективно осуществлять поиск личностно значимой информации на основе современных средств ИКТ [1, 215 - 217.]
Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на учебных занятиях:
- Педагоги и студенты должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- Педагогу следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
- Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
- Педагогу следует планировать и организовывать самостоятельную работу студентов по предмету с привлечением ИКТ [2].
Рекомендуется использовать следующие варианты занятий с ИКТ поддержкой:
1. С мультимедийной поддержкой (в аудитории используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).
Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в учебном заведении, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать занятие с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время.
В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на CD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматери-алов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим занятиям. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому занятию. Занятия такого типа просто незаменимы при изучении гуманитарных дисциплин. [3]
2. С компьютерной поддержкой (в аудитории несколько компьютеров, за которыми студенты работают группами или по очереди).
На таких занятиях целесообразно давать задания, выполняя которые студенты работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний студентов и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний студентов.
На занятиях с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирую-
Библиографический список
щих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе педагог-студент. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сегодня представляется возможным самим учителям разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях [4; 5].
3. С использованием Интернет-ресурсов. На таком занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т. д.), так и образовательные Интернет-ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к занятию, на разных этапах его проведения (объяснение, закрепление, контроль) [6].
4. Нетрадиционные формы проведения занятий. Мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, экскурсия и др.
Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего курса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм.
Один из реальных путей повышения качества высшего образования - использование информационных технологий в оценочной деятельности педагога. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику.
Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Использование ИКТ позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования. Компьютерное тестирование на практических занятиях, позволит сократить время на контроль и оценку знаний студентов по данной теме.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ в образовательном процессе является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить учащегося. Использование средств ИКТ в значительной мере увеличивает масштабы потребляемой информации, стимулирует когнитивную деятельность, развивает мышление, пополняет человеческие интеллектуальные ресурсы, вторгаясь в них, меняет конституцию психической жизни человека.
1. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения. Вестник университета (ГУУ). 2014; 4: 215 - 217.
2. Кларк Ч. Информационные и коммукационные технологии: революция в образовании. Информатика и образование. 2003; 4.
3. Шафрин Ю.Р Информационные технологии: учебное пособие. Москва, 2005.
4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. Москва, 1987.
5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные процессы. Москва, 2000.
6. Хуторской А.В. Интернет в школе. Москва, 2000.
References
1. Aliphanova F.N., Ataeva 'E.A. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2014;_4: 215 - 217.
2. Klark Ch. Informacionnye i kommukacionnye tehnologii: revolyuciya v obrazovanii. Informatika iobrazovanie. 2003; 4.
3. Shafrin Yu.R. Informacionnye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
4. Gershunskij B.S. Komp'yuterizaciya v sfere obrazovaniya: Problemy i perspektivy. Moskva, 1987.
5. Ugrinovich N.D. Informatika iinformacionnye processy. Moskva, 2000.
6. Hutorskoj A.V. Internet vshkole. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 11.09.17
УДК 378.147
Valeeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Ural State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kashina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), professor, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE DISCIPLINE "FASHION SOCIOLOGY" IN VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE SOCIOLOGISTS. The
article studies the pedagogical potential of the discipline "Fashion Sociology" in vocational training of future sociologists. It is noted that it has tasks to form ideas of esthetic values in students. In professional activity of sociologists the large role is played by the
visual means providing orientation of the person in the course of communication. The sociologist has to be able to report necessary information, to establish communicative connection, to create a certain psychological spirit, as well as by means of appearance, and for this purpose it is necessary to have ideas of esthetic values of people of various social groups. The research proves an idea that the carrier of esthetic values is fashion that combines information, esthetic and communicative aspects.
Key words: future sociologists, fashion sociology, esthetic values, formation of representations.
Э.М. Валеева, канд. пед. наук, доц. каф. социологии Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск,
Е-mail: [email protected]
Н.И. Кашина, д-р пед. наук, доц., проф. каф. музыкального образования Уральского государственного педагогического
университета, г. Екатеринбург, Е-mail: [email protected]
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ
В статье выявляется педагогический потенциал дисциплины «Социология моды» профессиональной подготовке будущих социологов, заключающийся в формировании у студентов представлений об эстетических ценностях. В профессиональной деятельности социологов большую роль играют визуальные средства, обеспечивающие ориентировку человека в процессе коммуникации. Социолог должен уметь передавать необходимую информацию, устанавливать коммуникативные связи, создавать определенный психологический настрой, в том числе посредством внешнего облика, а для этого нужно иметь представления об эстетических ценностях людей различных социальных групп. Обосновывается идея о том, что носителем эстетических ценностей является мода, сочетающая в себе информационный, эстетический и коммуникативный аспекты.
Ключевые слова: будущие социологи, социология моды, эстетические ценности, формирование представлений.
Профессия социолога требует сформированной системы профессиональных знаний, умений и навыков в области социального познания, в числе которых находится система ценностных представлений, так как ценности являются имманентными регуляторами деятельности человека. Поэтому будущим социологам необходимо «осмыслить процесс функционирования и трансформации новых ценностных парадигм, в рамках которых происходит становление личности человека нового тысячелетия» [1, с. 31].
Выпускник-социолог, освоивший программу бакалавриата, согласно действующему ГОС ВО, должен быть подготовлен: к участию в организации и проведении социологических и маркетинговых исследований; участию в разработке рекомендаций для маркетинговых служб; к идентификации потребностей и интересов социальных групп и т. д. Выпускник-социолог, освоивший программу магистратуры, должен быть подготовлен: к участию в формировании кадрового состава учреждений; к организации управленческих процессов в органах власти и управления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений; к преподавательской деятельности и т. д.
Как мы видим, сфера деятельности социолога предполагает: знание карты «ценностного поля» всего общества; умение оперировать ценностными представлениями для успешного осуществления различных видов профессиональной деятельности; владение приемами самопрезентации и визуальной костюмной коммуникации; обращение к имиджу при работе в качестве преподавателя (знания в области педагогической имиджелогии) [2]. Можно сделать вывод о значимой роли визуальных средств, обеспечивающих ориентировку человека в процессе коммуникации. Социолог должен уметь передавать необходимую информацию, устанавливать коммуникативные связи, создавать психологический настрой посредством внешнего облика, а для этого нужно иметь представления об эстетических ценностях людей различных социальных групп. На необходимость освоения эстетических ценностей обучающимися любых возрастных групп указывают ряд исследователей, в числе которых - Н.Г. Тагильцева и др. [3].
Дисциплина «Социология моды», ранее входящая в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности «Социология», а сегодня являющаяся курсом по выбору студентов в ряде вузов России (НИУ «ВШЭ», Самарский НИУ университет им. С.П. Королева, Южно-Уральский государственный университет и др.), обладает в этом смысле большим педагогическим потенциалом, который будет раскрыт в данной статье.
В современной науке существует ряд классификаций ценностей. Согласно Б.С. Ерасову, эстетические ценности включают: ценности красоты (или, напротив, эстетику безобразного), эстетический идеал, стиль, гармонию, следование традиции или новизну, эклектику, культурную самобытность или подражание престижной заимствованной моде.
Носителем эстетических ценностей может выступать любой объект как природного, так и созданного человеком мира,
любое явление экономического, социального, политического и нравственного порядка (Р.П. Шульга). Носителем эстетических ценностей является и мода, где они проявляются в конкретно-чувственной форме. Мода является полифункциональной системой. А.Б. Гофман выделяет: функцию создания и поддержки единообразия и разнообразия в культурных образцах; инновационную, коммуникативную функцию, функцию социальной дифференциации и нивелирования, социализации, психофизиологической разрядки. Е.В. Колесникова считает, что мода -механизм регулирования сознания, реакций, деятельности и общественного поведения людей; один из факторов социальной дифференциации; значение эстетической ценности и нормы. Г.Г. Шубин выделяет коммуникативную, интеракционную, компенсаторную, престижную, эротическую и эстетическую функции моды. М.И. Килошенко выделяет функцию регуляции сознания и поведения; демонстрации социального положения и престижа, эстетической ценности объектов внешней и внутренней культуры. Как мы видим, исследователи признают функцию моды как «носителя» эстетических ценностей. Мода отражается в сознании человека, мода утверждает эстетический идеал, в ней проявляется эстетический вкус. Мода является одним из общественных институтов, обеспечивающих хранение и распространение эстетических материальных и духовных ценностей.
Одним из аспектов социального познания и взаимодействия, то есть профессионального инструментария социолога, является категоризация - отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к какому-либо классу объектов. Наиболее эффективными для категоризации считаются символы, относящиеся к образу жизни, эстетическим и ценностным приоритетам. Подобными символами, знаками-признаками, которые дифференцируют и идентифицируют людей, могут выступать и цвета, линии, фигуры, телесные признаки, модели одежды и т.д. (Г. Г. Шубин).
Однако формирование ценностной сферы личности - сложный и многогранный процесс [4]. Под формированием представлений об эстетических ценностях у будущих социологов мы понимаем процесс построения личностью мысленного содержания доминирующих эстетических ценностей (красота или эстетика безобразного, идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизне, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде) отдельных индивидов, классов, групп и поколений общества, которые выражаются в их облике, действиях, поступках, поведении.
Представление может формироваться стихийно, а также под влиянием целенаправленного педагогического воздействия, сохраняться в памяти и оказывать воздействие на личность. Поэтому нами была создана методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов (в процессе изучения дисциплины «Социология моды»), теоретическое обоснование и описание было опубликовано в наших ранних работах [2; 5]. Механизмом формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов является