7. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ ИМ. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.
8. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
11. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
12. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.
References
1. Asaf'eva B.V. Izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1952; T. 1.
2. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
3. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
4. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya ipraktika obschestven-nogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.
5. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
6. Pavlova L.'E. Primenenie tembral'nyh vozmozhnostej rabochej stancii na urokah sintezatora v detskih shkolah iskusstv. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya ipraktika ispolnitel'skogo masterstva. Sostaviteli: Gorbunova I.B., Davletova K.B. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017.
7. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU IM. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.
8. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/Is-sues/1_5.html
11. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
12. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 378.126
Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF DISTANCE LEARNING IN MUSIC EDUCATION. The article deals with the problem of developing a model information technology training future teachers of music, built on the basis of interdisciplinary and context-oriented principle of the selection of training content; an integrated approach in the formation of the continuous (for the entire period of study in high school) successive educational disciplines; integration of music computer technologies as a means of learning information technology and facility for study. The developed model is implemented in a particular educational process in different disciplines ("Information Technology", "Information Technologies in Music", "Computer Music", "Computer Technologies in Music Education"). The article defines the criteria, reflecting the characteristics of information technologies for training future music teachers in the conditions of the pedagogical high school. The material allows concluding that the use of the developed method allows to use a clear algorithm for educational training of qualified music teacher, has a high level of information competence and the ability to apply information technology opportunities in the creative professional activity.
Key words: music computer technologies, information technology, competence in informatics, high-tech educational information environment, music education.
А. А. Панкова, преподаватель детской школы искусств № 7, г. Воронеж, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрывается проблема разработки модели обучения информационным технологиям будущих учителей музыки, построенной на основе междисциплинарного и контекстно-ориентированном принципа отбора содержания обучения; комплексного подхода при формировании непрерывных (в течение всего периода обучения в вузе) преемственных образовательных дисциплин; интеграции музыкально-компьютерных технологий как средства обучения информационным технологиям и объекта для изучения. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе в рамках комплекса дисциплин («Информационные технологии», «Информационные технологии в музыке», «Компьютерная музыка», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»). Также, в статье сформулированы критерии, отражающие особенности обучения информационным технологиям будущих учителей музыки в условиях педагогического вуза. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование разработанной методики позволит реализовать четкий образовательный алгоритм подготовки квалифицированного учителя музыки, обладающего высоким уровнем информационной компетентности и способного применять широкие возможности информационных технологий в творческой профессиональной деятельности.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии, информационная компетентность, высокотехнологичная информационная образовательная среда, музыкальное образование.
Ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что полученные в вузе знания иногда теряют актуальность прежде, чем выпускники приступают к профессиональной деятельности. В распоряжении учителей музыки сегодня есть такие средства и технологии, которые пять лет назад не имели широкого распространения, а еще через пять лет будет реализовано,
то, что сегодня кажется «научной фантастикой». Так, например, по данным специалистов Cisco, представленным в публикации журнала «EWeek», к 2020 г. через Сеть будут взаимодействовать 50 миллиардов «умных» устройств, что в несколько раз превзойдет все население Земли и такие коммуникации кардинально изменят многие аспекты повседневной жизни [1]. Зачастую,
предсказать очередной технологический рывок или даже направление, в котором он произойдет невозможно: «...выпускник школы или вуза 2012 года уже в 2025 году будет использовать такие технологии, которые сегодня еще даже не изобретены, и для таких целей, которые еще неизвестны нашим современникам» [2, с. 7]. В связи с этим, в образовательном процессе приоритетным направлением становится не увеличение передаваемой информации, а формирование профессиональных компетенций. Пересмотр методологии и критериев отбора содержания образования обусловлен «необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования современных технологий информационного взаимодействия.» [2, с. 20].
Сегодня умение принимать решения в условиях функционирования динамично развивающейся высокотехнологичной информационной образовательной среды (ВТИОС) и оптимизировать собственную профессиональную деятельность - необходимые качества для учителя музыки, позволяющие применять имеющиеся знания и умения, при решении творческих задач. На первый план выходит не способность осваивать некий набор знаний, умений и навыков, а умение обучаться и, более того, самообучаться.
Особый акцент на развитии способности будущего учителя музыки к самообразованию обусловлен в том числе и существенным расширением спектра средств информационных технологий (ИТ), используемых в профессиональной музыкально-педагогической деятельности, освоить и даже ознакомиться с которыми в рамках обучения в вузе не представляется возможным. Следовательно, процесс обучения требует пересмотра с целью формирования механизмов, «которые бы позволили преподавателю быстро и без особого труда ориентироваться во вновь появляющихся средствах ИКТ и осваивать их применение в образовательных целях. Поэтому весьма важное место в самом содержании подготовки занимает описание способов использования средств ИКТ для самообразования, повышения уровня знаний и умений педагога, использование средств ИКТ в научно-педагогической деятельности» [2, с. 301]. Приоритетность самообучения, основанного на активном использовании современных музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [3; 4; 5], становится одним из направлений совершенствования процесса обучения ИТ будущих учителей музыки.
Для повышения эффективности процессов обучения и самообучения необходимо уделить особое внимание сетевым технологиям в целом и дистанционным технологиям обучения в частности. Развитие средств доставки информации открывает широкие возможности работы в интерактивном режиме и эффек-
тивного комплексного использования различных взаимодополняющих технологий обучения. Дистанционное обучение позволяет организовать образовательный процесс, основанный на принципе активизации целенаправленной, контролируемой, интенсивной самостоятельной работы студента [6; 7; 8]. Для успешного развития дистанционных образовательных технологий помимо материально-технической базы, также необходимо программно-методическое обеспечение [9; 10; 11]. Использование элементов дистанционного обучения в процессе формирования ИК студентов-музыкантов позволяет:
- сформировать социально-психологическую потребность самостоятельного приобретения и применения знаний будущими учителями музыки в дальнейшей музыкально-педагогической деятельности;
- организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов-музыкантов с использованием ИТ в целом и МКТ, в частности, стимулирующих развитие их ИК как основу дальнейшей профессиональной деятельности в условиях функционирования ВТИОС;
- реализовать разнообразные формы внешнего контроля, а также самоконтроля усвоения знаний в процессе выполнения теоретических и практических заданий, творческих проектов;
- обеспечить возможность реализации не только индивидуальных, но и групповых форм дистанционного обучения для общения с другими студентами-музыкантами;
- обеспечить возможность обучения в удобном для студента-музыканта месте, по индивидуальному графику, что обусловлено особенностями процесса обучения будущих учителей музыки (наличие дополнительных репетиций, концертная и конкурсная деятельность и др.);
- создать условия для вхождения будущих учителей музыки в мировую образовательную и профессиональную среду за счет совершенствования информационной и профессиональной подготовки.
Также следует отметить существенную оптимизацию распределения затрачиваемого преподавателем времени на реализацию образовательного процесса. Как отмечает В.П. Соломин, «преподаватель, располагающий компьютером, но не использующий возможности Интернета в учебном процессе, тратит значительно больше времени на организационные вопросы по сравнению со своим коллегой, умеющим пользоваться социальными сетями» [12, с. 36].
Использование дистанционных технологий в образовательном процессе студентов-музыкантов обеспечивает формирование компетентного учителя музыки [13; 14; 15], способного успешно решать задачи по воспитанию и обучению музыке школьников, живущих в мире стремительно развивающихся ИТ.
Библиографический список
1. Burt J. Cisco says mobile traffic will grow eightfold by 2020. EWeek. 2016. Available at: http://www.eweek.com/networking/cisco-says-mobNe-traffic-wiN-grow-8-fold-by-2020.html
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.
4. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкально-компьютерные технологии как фактор становления профессиональной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 12 (83): 390 - 396.
5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург, 2014: 32 - 38.
6. Anetta L.A., Folta E., Klesath M. V-Learning: Distance Education in the 21-st Century Through 3D Virtual Learning Environments. London, New York: Springer Science+Business Media, 2010.
7. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2012.
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
9. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
10. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.
11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
12. Соломин В.П. Использование социальных сетей интернета в преподавании естественнонаучных дисциплин. Universum: Вестник Герценовского университета. 2009; 7: 36 - 39.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; 3 (86): 214 - 221.
14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
15. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Burt J. Cisco says mobile traffic will grow eightfold by 2020. EWeek. 2016. Available at: http://www.eweek.com/networking/cisco-says-mobile-traffic-will-grow-8-fold-by-2020.html
2. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2014.
3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
4. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. VestnikIrkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg, 2014: 32 - 38.
6. Anetta L.A., Folta E., Klesath M. V-Learning: Distance Education in the 21-st Century Through 3D Virtual Learning Environments. London, New York: Springer Science+Business Media, 2010.
7. Krasil'nikova V.A. Ispol'zovanie informacionnyh ikommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie. Orenburg: OGU, 2012.
8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
9. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
12. Solomin V.P. Ispol'zovanie social'nyh setej interneta v prepodavanii estestvennonauchnyh disciplin. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2009; 7: 36 - 39.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 3 (86): 214 - 221.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: fflosoffya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
15. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 378
Petrova N.N., teacher, Children's Art School № 2 (Tver, Russia), E-mail: [email protected]
ART-PEDAGOGICAL APPROACH IN MODERN MUSIC EDUCATION. The author considers the modern educational process in music education from the point of view of art pedagogy, relying on long-term pedagogical practice. The article considers the relevance and expediency of using digital musical instruments for teaching children with different degrees of musical talent and motivation to study in a children's music school and a children's art school. The author shows examples of her pedagogical practice with children on traditional acoustic musical instruments, such as an accordion, piano, digital musical instruments, keyboard synthesizer and digital accordion.
Key words: art pedagogy, music education, digital and acoustic musical instruments, keyboard musical synthesizer, additional education.
Н.Н. Петрова, преподаватель детской школы искусств № 2, г. Тверь, E-mail: [email protected]
АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор рассматривает современный учебный процесс в музыкальном образовании с точки зрения арт-педагогики, опираясь на многолетнюю педагогическую практику. В статье рассматривается актуальность и целесообразность использования цифрового музыкального инструментария для обучения детей с разной степенью музыкальной одарённости и мотивации к обучению в детской музыкальной школе и детской школе искусств. Приводятся примеры из педагогической практики автора с детьми на традиционных акустических музыкальных инструментах, таких, как баян / аккордеон и фортепиано, и цифровых музыкальных инструментах - клавишном музыкальном синтезаторе и цифровом баяне / аккордеоне.
Ключевые слова: арт-педагогика, музыкальное образование, цифровые и акустические музыкальные инструменты, клавишный музыкальный синтезатор, дополнительное образование.
В соответствие с «Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2020 г.» (от 04.09.2014 № 1726-р) дополнительное образование осознаётся не как подготовка к жизни или освоение азов профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Сфера дополнительного образования детей создаёт особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации. Фактически, эта сфера образования становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке [1]. Новые варианты решения проблем
музыкального образования, внедрение инновационных форм работы в детских школах искусств и детских музыкальных школах (ДШИ/ДМШ) связаны, прежде всего, с переосмыслением целей, содержания и методов обучения музыке [2; 3; 4]. Инновационные методы обучения музыке - это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося. Создание развивающих методов обучения в современной ДШИ/ДМШ отвечает и мысли Г. Нейгауза, который писал: «Я убеждён, что диалектически продуманная методика школы должна охватывать все степени одарённости - от музыкально-дефективного (ибо и такой ребёнок дол-