Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСКУРСА СОБРАНИЙ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ'

РОЛЬ ДИСКУРСА СОБРАНИЙ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ / МУЗЕЙ / КОЛЛЕКЦИИ / КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вахромеева Оксана Борисовна

Дистанционная форма обучения новейшего периода является остродискуссионным вопросом в научно-педагогической среде; в методической литературе активно обсуждаются проблемы практического и теоретического свойства (от эффективности дистанционных серверов до тем этического характера, возникающих при проведении занятий). В качестве положительного опыта в статье приведены материалы практических занятий курса «История цивилизаций», который читается автором в СПбГУПТД, в частности в дистанционном формате. Материал выстроен по проблемно-хронологическому принципу, позволяя обучающимся закрепить пройденное на лекциях, дополнить знания при помощи различных методов визуализации и иллюстрирования, углубляя в целом познания в теме. Опосредованное обращение к историческим источникам возможно при анализе монографических исследований о культурах этносов древности, 18-томной энциклопедии «Исчезнувшие цивилизации» и содержания официальных сайтов музеев мира, которые хранят наследие древних цивилизаций. Цивилизация - исторически наиболее развитая форма социального общежития (от лат. civilis - гражданский, государственный); термин был употреблен М. Монтенем в «Опытах» в 1581 г. Р. Декарт в «Рассуждении о методах» противопоставил понятия «дикий» и «цивилизованный»; П. А. Гольбах подметил, что «нация цивилизуется под воздействием опыта»; В. Р. Мирабо увидел в цивилизации основу добродетели, а Ж. -Ж. Руссо полагал, что цивилизация оторвала человека от природы, привив ему собственнические качества; А. Фергюсон указал на стадиальный характер цивилизации; И. Г. Гердер одним из первых связал цивилизацию с развитием культуры, указав на цивилизацию Востока как на древнейшую. В XIX в. понятия «цивилизация» и «культура» выступали синонимaми, в XX в. антропологическое понимание культуры как результата приобретенных навыков поведения стали заменять понятием цивилизации. Статья посвящена тематиескому обзору отдельных исторических памятников ряда древнейших цивилизаций, хранящихся в различных музеях мира и способных послужить иллюстрациями для учебной дисциплины «История цивилизаций» дистанционного формата. Выбор пал на отдельные древнейшие исчезнувшие цивилизации, возникшие в различных историко-географических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DISCOURSE OF MUSEUM COLLECTIONS IN THE DISTANCE COURSE ON THE HISTORY OF ANCIENT CIVILIZATIONS

Distance education is a hotly debated subject in the scientific and pedagogical environment of the newest period; in the methodological literature, issues of practical and theoretical nature are actively discussed (from the effectiveness of remote servers to ethical issues that arise during classes). As a positive experience, the article presents the materials of practical classes of the course “History of civilizations”, which is read by the author at St Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, in a distance format as well. The material is built according to the problem-chronological principle, that allows students to consolidate what they have learned in lectures, supplement their knowledge using various visualization and illustration methods, thus deepening their understanding of the topic as a whole. An indirect appeal to historical sources is possible when analyzing monographic studies on the cultures of ancient ethnic groups, the 18-volume encyclopedia “Disappeared Civilizations”, and the content of the official websites of world museums that store the heritage of ancient civilizations.M. Montaigne in “Experiments” used the term ‘civilization’ (1581). Descartes in “Discourse on Methods” contrasted the concepts of “wild” and “civilized”; Herder was one of the first to connect civilization with the development of culture, pointing to the civilization of the East as the most ancient. In the 19th century, the concepts of “civilization” and “culture” were synonymous. In the 20th century, anthropological understanding of culture as a result of acquired behavioral skills began to be replaced by the concept of civilization. The article is devoted to a thematic review of individual historical monuments of a number of ancient civilizations, stored in various museums around the world, which can serve as illustrations for the educational discipline “History of Civilizations” in a distance format. The choice fell on some ancient “disappeared civilizations” that arose in various historical and geographical conditions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСКУРСА СОБРАНИЙ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

2022

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 13. Вып. 1

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

УДК 903

Роль дискурса собраний музейных коллекций в дистанционном курсе по истории древних цивилизаций

О. Б. Вахромеева

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18

Для цитирования: Вахромеева О. Б. 2022. Роль дискурса собраний музейных коллекций в дистанционном курсе по истории древних цивилизаций. Вопросы музеологии 13 (1): 65-77. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.105

Дистанционная форма обучения новейшего периода является остродискуссионным вопросом в научно-педагогической среде; в методической литературе активно обсуждаются проблемы практического и теоретического свойства (от эффективности дистанционных серверов до тем этического характера, возникающих при проведении занятий). В качестве положительного опыта в статье приведены материалы практических занятий курса «История цивилизаций», который читается автором в СПбГУПТД, в частности в дистанционном формате. Материал выстроен по проблемно-хронологическому принципу, позволяя обучающимся закрепить пройденное на лекциях, дополнить знания при помощи различных методов визуализации и иллюстрирования, углубляя в целом познания в теме. Опосредованное обращение к историческим источникам возможно при анализе монографических исследований о культурах этносов древности, 18-томной энциклопедии «Исчезнувшие цивилизации» и содержания официальных сайтов музеев мира, которые хранят наследие древних цивилизаций. Цивилизация — исторически наиболее развитая форма социального общежития (от лат. civilis — гражданский, государственный); термин был употреблен М. Монтенем в «Опытах» в 1581 г. Р. Декарт в «Рассуждении о методах» противопоставил понятия «дикий» и «цивилизованный»; П. А. Гольбах подметил, что «нация цивилизуется под воздействием опыта»; В. Р. Мирабо увидел в цивилизации основу добродетели, а Ж. -Ж. Руссо полагал, что цивилизация оторвала человека от природы, привив ему собственнические качества; А. Фергюсон указал на стадиальный характер цивилизации; И. Г. Гердер одним из первых связал цивилизацию с развитием культуры, указав на цивилизацию Востока как на древнейшую. В XIX в. понятия «цивилизация» и «культура» выступали синонима-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

ми, в XX в. антропологическое понимание культуры как результата приобретенных навыков поведения стали заменять понятием цивилизации. Статья посвящена тематическому обзору отдельных исторических памятников ряда древнейших цивилизаций, хранящихся в различных музеях мира и способных послужить иллюстрациями для учебной дисциплины «История цивилизаций» дистанционного формата. Выбор пал на отдельные древнейшие исчезнувшие цивилизации, возникшие в различных историко-географических условиях.

Ключевые слова: цивилизация, древняя история, музей, коллекции, культура, дистанционное обучение.

Первоначальные очаги культуры древности образовались на обширной территории от верхних притоков Инда до первого порога Нила; они были рассредоточены, локально ограничены и не сохранили своих названий. За ними пришли самодовлеющие цивилизации, располагавшиеся в долинах рек, ставшие крупными культурными очагами, имевшие характерные неповторимые черты и отличавшиеся большим разнообразием, они обладали постоянным динамизмом. Все это служило стимулом к их процветанию, о чем свидетельствуют многочисленные находки, хранящиеся в музеях мира; при этом их внутреннее развитие было задержано географическими, политическими и иными факторами1. Первые цивилизации возникли в Месопотамии (Элам, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), они были взаимосвязаны с древнейшими культурами, которые они вобрали в себя2.

В конце XVIII в. в истории Западной Европы, достигшей определенного устойчивого положения, начался резкий технический, экономический и политический подъем. Люди Запада осознали себя как цивилизацию, отличную от других, экзотических и менее развитых. При этом ученые, не ограничившись существованием других культур, стали изучать «послания» погибших цивилизаций. Их пристальное внимание было приковано к Месопотамии, после к Египту. Так, наука ассириология заложила принципы изучения языков народов Месопотамии. Археология вступила в свой «героический» период развития, вводя в научный оборот керамику, глиняные таблички (которые находили от Персидского залива до Малой Азии, на Кипре и в Египте), золотые, серебряные и медные предметы и украшения, статуи и фрагменты древних зданий и др.3

Историю археологических открытий в Месопотамии с 1820 г. по 1941 г. описала историк, археолог, специалист по искусству и культуре Передней Азии И. М. Лосева (1908-1959)4; данную тему в специальных трудах затрагивали А. Л. Оппенхейм, И. М. Дьяконов, В. М. Массон и другие ученые. В томе серии «Исчезнувшие цивилизации», посвященном Шумеру, представлены, помимо истории открытий (до конца XX в.), цветные иллюстрации памятников с подробными комментариями. Так, французский дипломат П.-Э. Ботта (Paul-Émile Botta, 1802-1870), хорошо знавший Ближний Восток и проводивший исследования в Аравии и Йемене, в 1843 г. в Хор-сабаде обнаружил ассирийскую столицу Дур-Шаррукин, которую в конце VIII в. до н. э. построил царь Саргон II. В качестве трофеев дипломат-археолог вывез огром-

1 Оппенхейм, 1990. С. 26-27.

2 Лосева, 1946. С. 3.

3 Оппенхейм, 1990. С. 8-9.

4 Лосева, 1946. С. 6-13.

ные скульптурные изображения крылатых львов и быков с человеческими головами, множество изящно вырезанных барельефов богов, царей и сцен схваток (например, изображение из алебастра — бородатая фигура, держащая в руках львенка и нож); произведения искусства хранятся в Лувре5.

Американский лингвист, крупный ассириолог А. Л. Оппенхейм (Adolph Leo Oppenheim, 1904-1974) писал, что «европейцы соревновались в борьбе за интеллектуальный престиж и добычу для своих растущих музеев»6. Примером могут служить английские археологи, нашедшие и определившие в Британский музей наследие великого царя Ассирии Ашшурбанапала (668-627 гг. до н. э.), который собрал в столице Ниневии коллекцию глиняных табличек, ставшую первой систематизированной библиотекой Древнего Востока7. Шумерская бюрократия оставила неисчислимое множество текстов, от пиктографических до огромных административных архивов, многие из которых до сих пор сокрыты в земле Южной Месопотамии. Большинство текстов из столицы Шумера Ниппура были опубликованы специалистами (например, Torczyner Н. Altbabylonische Tempelrechnungen aus Nippur. Vienna, 1913), неопубликованные тексты хранят Археологический музей Стамбула (Турция)8, Музей Пенсильванского университета (США) и Восточный институт Чикагского университета (США)9.

Крупные коллекции искусства Древней Месопотамии в наши дни находятся в Британском музее (Великобритания)10, Лувре (Франция)11, Национальном музее Багдада (Ирак)12, Национальном музее Дамаска (Сирия)13, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Россия)14 и музеях США — Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке15, Музее изящных искусств в Бостоне16, Музее Пенсильванского университета17, Восточном институте Чикагского университета18 и др.

Первые раннеземледельческие культуры зародились в VIII-VI тыс. до н. э. в Северной Месопотамии. Археологические находки культуры Ярмо (Кал'ат-Джармо) в Северо-Восточном Ираке свидетельствуют о том, что люди пользовались при-

5 Буряков, 19976. С. 20-21.

6 Оппенхейм, 1990. С. 8.

7 Там же. С. 13.

8 Muzeler. Ttirkiye Cumhuriyeti. Ktilttir ve Turizv Bakanli. URL: https://muze.gov.tr/muzeler (дата обращения: 27.01.2022).

9 Оппенхейм, 1990. С. 218, 273.

10 The British Museum. Museum of The World. URL: https://britishmuseum.withgoogle.com/ (дата обращения: 26.01.2022).

11 Louvre. Louvre Museum. URL: https://www.louvre.fr/en/ (дата обращения: 26.01.2022).

12 The Iraq Museum. URL: https://www.theiraqmuseum.com/ (дата обращения: 26.01.2022).

13 Antiquities & museums. Dgam.gov.sy. URL: http://dgam.gov.sy/?d=251&id=661%2F (дата обращения: 26.01.2022).

14 Музей. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. URL: https:// www.pushkinmuseum.art/museum/index.php?lang=ru (дата обращения: 26.01.2022).

15 The Met. The Metropolitan Museum of Art. URL: https://www.metmuseum.org/ (дата обращения: 26.01.2022).

16 Museum of Fine Arts, Boston. Boston's Art Museum. URL: https://www.mfa.org/ (дата обращения: 26.01.2022).

17 Home. Penn Museum. URL: https://www.penn.museum/ (дата обращения: 26.01.2022).

18 Museum & Exhibits. The Oriental Institute of The University of Chicago. URL: https://oi.uchicago. edu/museum-exhibits (дата обращения: 26.01.2022).

вычной для условий их жизни едой, приобретая опыт земледелия и скотоводства. «Раковины улиток, шелуха фисташек и желудей рядом с костями диких животных ясно указывали, что охотничья добыча и собранные дикие плоды составляли большую часть ежедневного меню. <...> Углеродный анализ показал, что возделыванием земли в Джармо начали заниматься в VII тыс. до н. э.»19. В поселении Умм-Дабагиях жители возводили глинобитные дома, на стены которых наносили рисунки (например, бег онагров); в особых местах построек они хранили глиняные сосуды со следами обжига и росписи20.

В период культуры Хассун в Тель-Хассуне (район Мосула) и Ярым-тепе I (район Синджара) на севере Месопотамии люди использовали каменные и костяные орудия труда (стрелы, лезвия, мотыги и др.), изготовляли металлические изделия, прекрасно владели ткачеством, производили глиняную посуду, на которой были нанесены несложные геометрические фигуры и узоры с горными козлами21. Культура Халаф на северо-западе Месопотамии (поселения Хассуна, Ниневия, Ярым-тепе II, где она перекрывает наслоения с материалами хассунского круга) известна глиняными фигурами плодородия в виде полных сидящих женщин, покрытых поперечными полосами, изображениями бычьих голов (букрания), абстрактными геометрическими узорами и орнаментами, наличием изделий из меди22.

Памятники хассунской и халафской культур были подробно описаны и проиллюстрированы отечественным исследователем древних культур Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока, профессором В. М. Массоном (1929-2010); они хранятся в Лувре, Эрбильском музее цивилизации (Иракский Курдистан)23 и других музеях мира.

Самарранская (самаррская) культура в Центральной Месопотамии (Самарра, Савван на среднем Тигре, Матарра, Чога-Мами в предгорьях Загроса и другие поселения) была синхронна хассунской культуре на позднем этапе ее развития, сосуществовала с халафской и начальным периодом раннеубейдской культуры (когда земледельцы производили больше, чем требовалось для семьи, в связи с чем продавали излишки или обменивались с соседями; свободное время они посвящали другим занятиям, что дало начало различным профессиям; люди проживали в городах, например Тель-аль-Убайид)24. Самарра получила широкое распространение в речных долинах Тигра и Евфрата прежде всего потому, что в Чога-Мами появился первый ирригационный канал, после чего скотоводство и ирригация сделали возможным заселение соседнего региона, Южной Месопотамии. Самаррской культуре были известны искусственное орошение, дома из сырцового кирпича, расписная керамика с усложненными географическими узорами, одиночные и групповые изображения зверей и насекомых, массивные каменные и терракотовые фигурки женщин с подчеркнуто крупными глазами. Большая коллекция самарранской ке-

19 Буряков, 19976. С. 72.

20 Там же. С. 73-74.

21 Массон, 1989. С. 69-70.

22 Там же. С. 79-83.

23 Музей цивилизации Эрбиля — удивительный Курдистан. Главное управление по контролю над Курдистаном — Ирак. URL: http://bot.gov.krd/arabic/erbil-province-erbil/arts-and-cultures-history-and-heritage/«W Uj-uJ-lk^lj^ (дата обращения: 26.01.2022).

24 Буряков, 19976. С. 64-65.

рамики хранится в Восточном институте Чикагского университета, Лувре и Ближневосточном музее Берлина (Германия)25.

В Южной Месопотамии, после в Восточном Средиземноморье, Сузиане (Элам в древности, современный Хузестан), части Иранского нагорья, Закавказье, на побережье и островах Персидского залива в VI-IV тыс. до н. э. была распространена убейдская (обейидская или убайидская) культура с развитой храмовой архитектурой. Ее отличительными особенностями являются монохромная расписная керамика с геометрическими и криволинейными мотивами росписи, терракотовые серпы с выделенной рукоятью и терракотовые статуэтки стоящих женщин с головами фантастических существ, напоминающих рептилий26. Так, в Национальном музее Багдада выставлена терракотовая статуэтка кормящей матери (5900 г. до н. э.) с ящероподобным лицом27. Убейдский энеолит — феномен регионального взаимодействия, был открыт в 1918 г. в результате британской экспедиции, обследовавшей шумерский город Эреду (Эриду); через пару лет к англичанам присоединились американцы, поэтому наследие данной культуры ныне хранится в Британском музее и Музее Пенсильванского университета. Также керамика Убейда, найденная вдоль Персидского залива до Дильмуна (современный Бахрейн), пополнила коллекции Музея изящных искусств Бостона (США) и Национального музея Ирака.

Шумеры, прибывшие в Междуречье в VI тыс. до н. э., были чужаками; их цивилизация сложилась постепенно на основе более десятка ранее существовавших культур28. А. Оппенхейм описывал неоднократные взаимопроникновения культур месо-потамской цивилизации, называя ее многослойной. «В каждом из этих слоев новые ситуации, заимствованные понятия, переосмысленные традиционные выражения подгонялись под привычные формы и приспосабливались для адекватной передачи того или иного содержания»29. Это относилось к экономике, религии, социальной, политической жизни и «изящной словесности». Сведения об исторической эпохе дает язык; шумерская и аккадская письменности, сохранившиеся до наших дней, дешифрованы. «И в аккадском, и в шумерском языках, — писал А. Оппенхейм, — есть заимствованные слова, которые относятся к одному или нескольким предшествующим культурным слоям. Кроме того, примесь слов явно семитского происхождения указывает на наличие вдоль русла Евфрата или на незначительном расстоянии от него носителей нескольких ранних семитских языков. Аккадский — первый из зафиксированных семитских языков — дает лишь ограниченную информацию о древнейшем языковом материале (так называемом староаккадском). Отчасти это объясняется содержанием текстов и их стилем. Но языковая однородность не обязательно свидетельствует о единстве этноса. Аккадский язык, как известно из его истории, по крайней мере на протяжении двух тысячелетий демонстрировал исключительную способность противостоять иностранному влиянию даже в тех случаях, когда оно было сильным и длительным. Следовательно, не исключена возможность, что семитский элемент месопотамской цивилизации в самый ранний период был не менее

25 Vorderasiatisches Museum Berlin. Staatliche Museen zu Berlin. URL: https://www.smb.museum/ museen-einrichtungen/vorderasiatisches-museum/home/ (дата обращения: 26.01.2022).

26 Массон, 1989. С. 84-86.

27 Буряков, 1997б. С. 45.

28 Дьяконов, 1983. С. 92.

29 Оппенхейм, 1990. С. 29.

сложен и разнообразен, чем, например, в середине II и в I тысячелетии до н. э., когда семиты, не говорившие по-аккадски ("западные семиты" и "арамеи"), играли значительную политическую и культурную роль, хотя это и не получило почти никакого отражения в аккадских текстах соответствующих периодов»30. Из полумиллиона находящихся в различных музеях мира памятников шумерско-аккадской письменности большинство еще ждет своих исследователей.

На многие языки мира переведен знаменитый «Эпос о Гильгамеше» (запись эпических песен на 12 глиняных табличках на вавилонском литературном диалекте аккадского языка). Оригинал хранится в Британском музее. Памятник состоит из двух основных частей и одной вводной (в которую включены три независимых сюжета), в первой части на шести табличках описана счастливая жизнь Гильгамеша, во второй — на пяти — его страдания. Современная исследовательница памятника Н. Рудик полагает, что работа над эпосом не закончена, так как по мере нахождения на раскопках, в музейных собраниях, на черном рынке и в частных коллекциях новых табличек человечество узнает о новых приключениях и страданиях героя31. Автор фундаментального труда «Гильгамеш и Энкиду» В. К. Афанасьева, проанализировавшая шумерские литературные тесты и глиптику, проследила отдельные закономерности общеисторического процесса в разнообразных сферах культуры и человеческой деятельности, исходя из желания потомков «конкретно и осязаемо представить себе наших далеких предков <. > почувствовать реальность их бытия»32. В новейшей историографии В. В. Емельянов представил попытку реконструкции героя эпоса, в одноименной монографии, в качестве исторического прототипа — реального политического деятеля, объекта культового поклонения и героя эпических сказаний33.

Древним городом Шумера был Эреду (в переводе «добрый город», современный Тель-Абу-Шахрейн), который располагался более чем в 11 км к юго-западу от Ура. Согласно шумерскому списку царей, в нем зародилась древнейшая месопотам-ская династия, что подтверждают данные археологических раскопок. И. М. Лосева отмечала, что в начале V тыс. до н. э. город стоял на берегу моря (или внутреннего озера), а его главной достопримечательностью было общинное святилище, в котором «божественным господином» был Энки (у аккадцев соответствовавший богу воды Эа), владыка мирового пресноводного океана и подземных вод, повелитель мудрости и бог-творец. Упоминание об Эреду встречается в различных источниках на протяжении всей истории Месопотамии34. Историк-востоковед, лингвист И. М. Дьяконов (1915-1999) в «Истории Древнего Востока» детально проанализировал шумерские храмовые постройки; в частности, он писал, что храм Эреду достиг особенно больших размеров и сложной внутренней планировки в период позднего Убейда (первая половина IV тыс. до н. э.), когда отмечался расцвет самого Эреду; храм представлял собой мощное строение с толстыми стенами, имел размеры 26,5 х 16 м35. В. М. Массон писал, что по его подобию строились другие храмо-

30 Оппенхейм, 1990. С. 28.

31 Рудик, 2017. С. 64-66.

32 Афанасьева, 1979. С. 5.

33 Емельянов, 2015. С. 9-10.

34 Лосева, 1946. С. 309.

35 Дьяконов, 1983. С. 78, 145.

вые здания: первоначально это были однокомнатные дома площадью около 9 кв. м с квадратным алтарем-очагом в центре; постепенно их планировка усложнялась, внешние стены декорировались контрфорсами, постройки превращались в специализированные архитектурные сооружения36. Эреду упоминается в мифе о его правителе Адапе, который был любимцем Эа, на табличке библиотеки Ашшурба-напала, хранящейся в Британском музее.

Крупные города Шумера (Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур) притягивали новых жителей, что в конце концов привело к снижению плодородия почв и разрушению ирригационной системы (последнему способствовали политическое размежевание, череда бесконечных войн за обладание источниками воды и нападения варварских племен, например гутеев, на столицу Агаде). Шумер дважды возвращал себе былое могущество: в период аккадского правителя Саргона Великого и его внука (2350-2150 гг. до н. э.) и во время возрождения Лагаша и Ура в неошумерский период (2150-2000 гг. до н. э.). Около II тыс. до н. э. шумерский язык стал забываться, но цивилизация не пропала бесследно: на ее основе были выстроены новые цивилизации (Вавилон, Ассирия и др.)37.

Месопотамские мастера по камню, глине, металлу оставили в истории искусства неизгладимый след. Так, шумерские и аккадские художники и ремесленники славились тем, что создавали в единственном экземпляре произведения искусства неизменной красоты и реализма для городской элиты и ее богов. «Шумерский сановник» (3300-3000 гг. до н. э.) и алебастровая ваза (3200-3000 гг. до н. э.) — самые ранние сохранившиеся произведения рельефной скульптуры в мире (эти предметы хранятся в Национальном музее Ирака). В коллекции Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке представлен «Глаз идола» из гипсового алебастра (3700-3500 гг. до н. э.). В Лувре выставлены скульптура ритуально обнаженного царя или священника с бородой, который молится богам, и различные печати, например цилиндрическая печать со змеями и орлами со львиной головой из яшмы (4100-3000 гг. до н. э.) по образцу египетских, серпантиновая цилиндрическая печать пятого царя Аккада с изображением персонажей, подающих воду буйволам (2217-2193 гг. до н. э.) и др. О развитии глиптики в аккадский период писал Р. М. Бёмер (Die Entwicklung der Glyptik wa'hrendder Akkad-Zeit. Berlin, 1965). Более четырех тысяч лет людей очаровывает полая бронзовая голова из Ниневии, отлитая с царя Нарам-Сина (23002200 гг. до н. э.); ценный экспонат хранится в Национальном музее Багдада. Самым значимым сокровищем Шумера считается подвеска в виде орла с лазуритовыми крыльями и золотой головой льва (2500-2000 гг. до н. э.); она хранится в Национальном музее Дамаска38.

Печати Персидского залива, по мнению В. М. Массона, связывают месопотам-скую и хараппскую цивилизации (исследователь называет их всеохватывающим, или синтетическим, типом глиптики). Хараппцы вытачивали печати из стеатита, изображения выполнялись маленьким долотом с подправкой трехгранным резцом и сверлом. Рисунки воспроизводили какое-либо животное (например, быка, евшего манго, или единорога, высоко поднявшего голову), над ним помещали надпись из нескольких пиктографических знаков. При передаче скульптурных объемов ис-

36 Массон, 1989. С. 59.

37 Буряков, 19976. С. 159.

38 Буряков, 1997б. С. 53, 83, 126-127.

пользовалась профильная манера изображения, восходящая к традиции, выработанной при росписи глиняной посуды39.

Хараппская цивилизация считается древнейшей в мире и первой индийской цивилизацией периода энеолита; была распространена на северо-западе Индостана, насчитывала около 5 млн человек. Хараппская культура была обнаружена в 1920 г., однако первые попытки ее открытия связаны с именами глав Археологической службы Индии А. Каннингема в 1873-1885 гг. и Дж. Маршалла в 1914-1944 г.40 Ныне известно более 1000 поселений (Хараппа, Мохенджо-Даро, Дхолавира, Чан-ху-Даро, Лотхад, Рупар, Калибанган и др.) на территории Индии и Пакистана. Ха-раппцы, чьи города и деревни отличались четкой планировкой, жили в кирпичных жилищах с водопроводом и очистительной системой; они применяли ирригацию, возделывали поля (растили ячмень, пшеницу, бобовые, хлопок и рис), разводили буйволов, быков, овец, свиней, приручали собак, кошек, верблюдов и слонов. Характер археологических находок свидетельствует о значительном неравенстве жителей, сложной социальной организации общества. Наиболее высокий уровень благосостояния обеспечивался развитием технологического способа производства, в котором объединялись высокоэффективное земледелие и разнообразные специализированные ремесла: металлообработка (хараппцы широко использовали сплавы меди с мышьяком, свинцом и оловом), ювелирное дело (повсеместно были распространены браслеты, покрывающие значительные поверхности рук и ног; изящными изделиями считались браслеты из морских раковин, ожерелья из жадеитовых бус, разделенных золотыми дисковидными бусинами с агатовыми и яшмовыми подвесками). Хараппцев отличала развитая торговля, как морская, так и сухопутная (учеными были открыты фактории и места стоянок, где осуществлялся прямой торг и происходил многоступенчатый обмен товарами). Харапп-ская цивилизация оставляет нам больше вопросов, чем ответов, во многом из-за того, что хараппское письмо еще не расшифровано полностью41.

Памятники хараппской культуры подразделяют на три периода: ранний, когда появились города (3300-2800 гг. до н. э.), время их расцвета (2600-1900 гг. до н. э.) и заката (1800-1300 гг. до н. э.). Они хранятся в Национальном музее в Нью-Дели (Индия)42, Национальном музее в Карачи (Пакистан)43 и др.

На рубеже V-IV тыс. до н. э. обитатели обширных равнин на юго-западе современного Ирана — эламиты — стали основывать новые поселения, вскоре из них выросли города (Сузы, Аншан и др.), в которых кипела оживленная торговля. Жители называли свою страну Хатами («Страна Бога»). Благодаря своему расположению между долиной Инда на востоке и шумерами на западе, Сузы стали главным центром торговли, а также завидной добычей для завоевателей (в III тыс. Элам воевал с Аккадом, аккадцы победили и оккупировали Сузы, но впоследствии контроль над ними попеременно переходил от эламитов к жителям Месопотамии). Ко времени разграбления Суз Ашшурбанапалом в 647 г. до н. э. жителей Элама пре-

39 Массон, 1989. С. 133, 193, 196.

40 Акатова, 1997. С. 9-14.

41 Акатова, 1997. С. 23-24; Массон, 1989. С. 184-188, 191-193, 196-197.

42 Home. National Museum, New Delhi. URL: http://www.nationalmuseumindia.gov.in/en (дата обращения: 28.01.2022).

43 National Museum of Pakistan. National Museum in Karachi. URL: https://national-museum-of-pakistan.business.site/ (дата обращения: 28.01.2022).

взошли индоиранские мидяне, а тех завоевали ассирийцы; затем появилась новая сила — персы. В 550 г. до н. э. персидский царь из династии Ахеменидов Кир Великий стал безраздельным властителем прежней территории эламитов44.

Большинство произведений искусства и архитектуры эламской цивилизации, сохранившихся до наших дней, свидетельствуют о преобладании религиозного мышления эламитов, прежде всего заботившихся о том, чтобы умерший человек ни в чем не испытывал нужды в потустороннем мире. При захоронении эламиты оставляли множество сосудов различной формы, их лепили из чистой глины, без использования гончарного круга. И. М. Лосева писала: «Формы этих сосудов чрезвычайно разнообразны: чаще всего это — кубок, расширяющийся кверху, чаши с плоскими основаниями и сосуды, напоминающие греческий кратер. Все сосуды были без крышек и ручек. Окраска сосудов монохромна (одного цвета), причем краска наносилась на глину до обжига. Обычно орнамент в виде темно-коричневого рисунка красиво выделяется на желтом фоне. Иногда рисунок геометрический, но в таких случаях он менее тщателен, иногда воспроизводит формы животных: коз, собак, птиц и т. д., но эти изображения настолько сильно схематизированы, что на первый взгляд производят впечатление геометрических фигур»45. Наибольшую известность получил сосуд (кубок или ваза) высотой в один фут, который нашел французский горный инженер, археолог Ж. -Ж. де Морган (Jacques Jean de Morgan, 1857-1924), когда открыл миру находки погребений Сузского акрополя (шедевр эламского искусства хранится в Лувре)46. И. М. Лосева относила сосуд к «первому стилю» (Сузы I) эламитской керамики, который также прослеживался в древнеегипетском и эгейском искусстве: «рога центральной фигуры — серны настолько сильно увеличены, что образуют почти что полный круг, а туловище упрощено до двух треугольников, соединенных вершинами»47.

В 1927 г. Иран положил конец монополии Франции на проведение раскопок, и с тех пор к французам присоединились археологи из разных стран, поэтому в наши дни экспонаты из Суз можно встретить в различных музеях мира. Керамика «второго стиля» (Сузы II) была более грубой, отличалась менее правильным рисунком. Она была распространена не только в Сузах, но и в Тепе-Мусиан, Шумере, Аш-шуре, Верхней Сирии, Палестине, а также на территории Анау (древнее городище недалеко от Ашхабада), что объясняется единой стадией развития населявших эти территории народов48.

Большую ценность для историков искусства представляют сохранившиеся эламские памятники глиптики (резные камни, печати и амулеты). По мнению И. М. Лосевой, они заполнили собой пробелы переднеазиатского искусства, вызванные отсутствием достаточного количества памятников монументального искусства. Крупным исследователем шумеро-аккадских печатей был французский археолог и реставратор Пьер Амье (Pierre Amiet, 1922-2021) — «La glyptique mesopotamienne archaique» (Paris, 1961). Лосева называла маленькие произведения искусства подлинными шедеврами, а их исполнителей — самыми изысканными ма-

44 Клюева, 2003. С. 158.

45 Лосева, 1946. С. 14-15.

46 Клюева, 2003. С. 18-19.

47 Лосева, 1946. С. 15.

48 Лосева, 1946. С. 16-17.

стерами. «Исполнены они в различных породах полудрагоценных камней (халцедон, агат, оникс и др.), в технике, требующей максимального мастерства художника, так как работа производится не по плоской поверхности, а по цилиндрической, и, кроме того, давая изображение в зеркальном отражении, художник должен учитывать, что смотреться оно будет в оттиске. При всем этом художник пользовался для работы чрезвычайно примитивным инструментарием»49. Исследовательница описала технику изготовления эламской печати при помощи «бутерольи» (стержня с медным наконечником, высверливавшего контуры изображения круглыми точками, которые художник затем соединял линиями). Так, во время «второго стиля» эламские печати приняли форму цилиндров. «Такой цилиндр прокатывался по свежей глине и давал оттиск в рельефе целой уже сложной сцены, которую в плоской печати передать было бы невозможно из-за недостаточного размера поверхности. Наиболее частыми сюжетами эламской глиптики являются изображения геометрического и растительного орнамента и животного мира. Чаще других встречаются изображения диких животных: быков, львов, оленей с ветвистыми рогами и иногда животных в сочетании с растительным мотивом. Большое место занимают сцены охоты, отличающиеся умелым построением всей композиции резной поверхности и прекрасной моделировкой изображенных фигур»50. Памятники глиптики из Суз хранятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Лувре, Национальных музеях Багдада и Дамаска.

О неугасаемом интересе археологов к культуре Элама говорит, например, тот факт, что панели храма Иншушинака (Господина Суз) в Сузах археологи и реставраторы воссоздавали в 1930 и в 1990 гг., используя различные технологические открытия. Так, раскопанные в 1912-1924 гг. кирпичи окончательно были реконструированы в 1991 г.; и, помимо трех величественных фигур (быкочеловека, пальмового дерева и богини), ученые выявили отпечатки пальцев ремесленников, отформовавших кирпичи для статуй в 3000 г. до н. э. Коллекция кирпичей со стены была отправлена в Лувр, там же экспонируется изваяние богини Суз Нарунди, сидящей на львином троне (около 2100 г. до н. э.)51.

Последние крупнейшие находки в Эламе принадлежали основателю иранской археологии Эзатолле Негахбану (1926-2009). Так, в 1965-1979 гг. под его руководством в 10 км от Суз в Хафт-Тепе были найдены развалины храма-усыпальницы, который возвели по приказу последнего царя династии Кидинуидов Тепти-Ахара для него и его любимой служанки. Памятник во многом уникален. Среди предметов были обнаружены: головы статуй из раскрашенной глины с полными, округлыми лицами, миндалевидными глазами и заплетенными в косы волосами; женские фигурки, часть которых идентифицирована как изображения богини любви и войны Иштар; счетные бирки, школьные тексты и словари, толкователи гаданий; тысячи глиняных табличек в оставшихся неповрежденными глиняных емкостях (они свидетельствуют о том, что эламские чиновники обменивались с Вавилоном эмиссарами). Большинство из перечисленных находок хранится в Лувре, Национальном музее Багдада и Археологическом музее Суз. В 2003 г. раскопки в Хафт-Тепе были продолжены немецко-

49 Лосева, 1946. С. 17.

50 Лосева, 1946. С. 18.

51 Клюева, 2003. С. 26-27.

иранской группой ученых52; с 2019 г. они используют технологии 3D-моделирования. В 2015 г. город Сузы был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Между древними цивилизациями установились экономические, политические и культурные контакты, оформились торговые пути; в связи с борьбой за доминирование в торговле росло число войн. Кроме того, медь была довольно распространенным в природе металлом, а бронза требовала более редких компонентов (мышьяк, олово и др.), что привело к развитию международной торговли. На сцену истории вышла эгейская цивилизация, состоявшая из ряда культур, которые не были «цивилизациями великих рек», но имели удобное положение между Европой, Азией и Африкой, славились развитым мореходством и вели активную морскую торговлю с Месопотамией и Египтом, что способствовало развитию кикладской и троянских культур (период раннего бронзового века, 3500-2000 гг. до н. э.), ми-нойской цивилизации (период средней бронзы, 2000-1600 гг. до н. э.) и микенской культуры (эпоха позднего бронзового века, 1600-1050 гг. до н. э.)53.

В западной Анатолии в рамках эгейской культуры развивалась кикладская субцивилизация. Она также располагалась на самом древнем тектоническом плато в Греции: 5 млн лет назад горный массив Эгеиды погрузился в море, а его вершины составили Кикладские острова. Горный массив разбивается на три группы вулканических островов — южные, юго-западные и юго-восточные. Греческий археолог Х. Думас (р. 1933 г.), автор фундаментального труда Early Cycladic Culture (Athens, 2000) пишет о трех периодах кикладского искусства (Early Cycladic I-III): 2800-2500 гг. до н. э. (EC I), 2500-2200 гг. до н. э. (EC II), 2200-2000 гг. до н. э. (EC III). При этом кикладские произведения искусства EC I можно чаще встретить на Милосе, Паросе, Наксосе, Кее, Антипаросе, Деспотико, Тире (современный Санторин), Сифносе и необитаемом Салиагосе; EC II лучше представлена на Аморгосе, Деспо-тико, Делосе, Тире, Керосе, Наксосе, Паросе, Сифносе, Сиросе и островах Кристиа-ни; EC III встречается на Тире, Керосе, Мелосе, Наксосе и Паросе.

По мнению М. Силиной, самая представительная и полная в мире коллекция кикладских древностей хранится в афинском Музее кикладского искусства54 (коллекция была собрана семьей Гуландрисов и долгие годы хранилась в их доме, к которому был присоединен особняк Стафтоса, а после передана государству). В музее можно увидеть мраморных идолов канонического типа, керамику геометрического стиля, шедевры вазописи классического периода и знаменитые кикладские сково-родки55. При этом предметы различных периодов Древней Киклады хранят: Археологический музей Пароса («Дама с Салиагоса» V-IV тыс. до н. э., обсидиановые инструменты и схематические мраморные идолы IV тыс. до н. э.)56; Археологический музей Наксоса (мраморный идол 5300-4300 гг. до н. э., мраморные мужской и женский идолы периода EC I, ваза из Агия Анаргирон из EC II)57; Национальный археологический музей в Афинах (мраморная чаша с Наксоса, фигурки мраморных

52 Клюева, 2003. С. 23-25, 28-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 Буряков, 1997а. С. 158-159.

54 Museum of Cycladic Art. URL: https://cycladic.gr/ (дата обращения: 28.01.2022).

55 Силина, 2013. С. 3-4.

56 Archaeological Museum of Paros. URL: https://www.paros.gr/en/what-to-do/shmeia-endiaferontos/ museums/721-archaeological-museum-of-paros.html (дата обращения: 28.01.2022).

57 Archaeological Museum of Naxos. Ministry of Culture and Sports. URL: http://odysseus.culture. gr/h/1/eh151.jsp?obj_id=3302 (дата обращения: 28.01.2022).

идолов периода EC I; из периода EC II — флейтист и арфист с Крита, пиксиды, ваза с Деспотико, мраморные идолы типа Лурос, сосуды в форме ежика, керамическая посуда группы Кастри из Троады, различные бронзовые инструменты; из периода EC III — керамическая посуда Филакопи I, зооморфный аск, канонические пиксиды)58; другие государственные музеи Греции, а также многочисленные частные музейные собрания (например, музей Бенаки в Афинах).

Применение технологического обучения в высшей школе, обеспечивающее связь между преподавателем и обучающимися на расстоянии, в настоящий момент находится на стадии опытных разработок. В качестве методических рекомендаций можно предложить способ подачи материала курса по истории цивилизаций, в котором активно используются оцифрованные научные исследования и интернет-ресурсы, представленные на официальных сайтах музеев мира. С одной стороны, их собрания служат объемным иллюстративным материалом, с другой стороны, позволяют развивать аналитические и когнитивные способности студентов.

Литература

Акатова В. (ред.). 1997. Индия: страна чудес / пер. И. Опимах. М.: Терра.

Афанасьева В. К. 1979. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. Буряков В. (ред.). 1997а. Удивительные эгейские царства / пер. Т. Азаркович. М.: Терра. Буряков В. (ред.). 1997б. Шумеры: города Эдема / пер. В. Хренова. М.: Терра.

Дьяконов И. М. 1983. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы.

Емельянов В. В. 2015. Гильгамеш. Биография легенды. М.: Молодая гвардия. Клюева А. (ред.). 2003. Персы: властители империи. М.: ТОМ.

Лосева И. М. 1946. Искусство Древней Месопотамии: очерки. М.: Изд-во ГМИИ им. А. С. Пушкина. Массон В. М. 1989. Первые цивилизации. Л.: Наука.

Оппенхейм А. 1990. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / пер. М. Н. Ботвинника. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. Рудик Н. 2017. Эпос о Гильгамеше. Памятники книжного эпоса Запада и Востока. М.: Инфра. Силина М. 2013. Музей кикладского искусства (Афины). Серия: Великие музеи мира: 83. М.: Директ-Медиа.

Статья поступила в редакцию 30 января 2022 г.; рекомендована к печати 25 марта 2022 г.

Контактная информация:

Вахромеева Оксана Борисовна — д-р ист. наук, проф.; [email protected]

The role of the discourse of museum collections in the distance course on the history of ancient civilizations

O. B. Vakhromeeva

St Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, 18, Bolshaya Morskaya ul., St Petersburg, 191186, Russian Federation

For citation: Vakhromeeva O. B. 2022. The role of the discourse of museum collections in the distance course on the history of ancient civilizations. The Issues of Museology 13 (1): 65-77. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.105 (In Russian)

58 National Archaeological Museum. URL: https://www.namuseum.gr/ (дата обращения: 28.01.2022).

Distance education is a hotly debated subject in the scientific and pedagogical environment of the newest period; in the methodological literature, issues of practical and theoretical nature are actively discussed (from the effectiveness of remote servers to ethical issues that arise during classes). As a positive experience, the article presents the materials of practical classes of the course "History of civilizations", which is read by the author at St Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, in a distance format as well. The material is built according to the problem-chronological principle, that allows students to consolidate what they have learned in lectures, supplement their knowledge using various visualization and illustration methods, thus deepening their understanding of the topic as a whole. An indirect appeal to historical sources is possible when analyzing monographic studies on the cultures of ancient ethnic groups, the 18-volume encyclopedia "Disappeared Civilizations", and the content of the official websites of world museums that store the heritage of ancient civilizations. M. Montaigne in "Experiments" used the term 'civilization' (1581). Descartes in "Discourse on Methods" contrasted the concepts of "wild" and "civilized"; Herder was one of the first to connect civilization with the development of culture, pointing to the civilization of the East as the most ancient. In the 19 th century, the concepts of "civilization" and "culture" were synonymous. In the 20th century, anthropological understanding of culture as a result of acquired behavioral skills began to be replaced by the concept of civilization. The article is devoted to a thematic review of individual historical monuments of a number of ancient civilizations, stored in various museums around the world, which can serve as illustrations for the educational discipline "History of Civilizations" in a distance format. The choice fell on some ancient "disappeared civilizations" that arose in various historical and geographical conditions. Keywords: civilization, ancient history, museum, collections, culture, distance learning.

References

Akatova V. (ed.). 1997. India: wonderland / transl. by I. Opimah. Moscow: Terra Publ. (In Russian)

Afanasieva V. K. 1979. Gilgamesh and Enkidu. Epic images in art. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Buryakov V. (ed.). 1997a. Amazing Aegean kingdom / transl. by T. Azarkovich. Moscow: Terra Publ. (In Russian)

Buryakov V. (ed.). 1997b. Sumerians: the cities of Eden / transl. by V. Khrenov. Moscow: Terra Publ. (In Russian)

Dyakonov I. M. 1983. History of the Ancient East. The origin of the oldest class societies and the first centres of slave-owning civilization, vol. 1. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Emelyanov V. V. 2015. Gilgamesh. Biography of the legend. Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (In Russian)

Klyueva A. (ed.). 2003. Persians: rulers of the empire / transl. by T. Azarkovich. Moscow: TOM Publ. (In Russian)

Loseva I. M. 1946. The Art of Ancient Mesopotamia: Essays. Moscow: Pushkinskii Musei Publ. (In Russian)

Masson V. M. 1989. The first civilizations. Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Oppenheim A. 1990. Ancient Mesopotamia. Portrait of a lost civilization, transl. by M. N. Botvinnik. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Rudik N. The Epic of Gilgamesh. Pamiatniki knizhnogo eposa Zapada i Vostoka. Moscow: Infra Publ. (In Russian)

Silina M. 2013. Museum of Cycladic Art (Athens), Series: Great Museums of the World: 83. Moscow: Direct-Media Publ. (In Russian)

Received: January 30, 2022 Accepted: March 25, 2022

Author's information:

Oksana B. Vakhromeeva — Dr Sci. in History, Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.