#
02’2008 ВЛАСТЬ 75
Александр ПОПЕНКО
РОЛЬ ДАЛЬКРАЙИСПОЛКОМА В БОРЬБЕ
с контрабандой во второй половине
двадцатых ГОДОВ XX ВЕКА
Острая постановка на общегосударственном уровне проблемы о роли Дальнего Востока в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации включает в себя и вопрос о создании современных прочных барьеров для контрабанды. Незаконный вывоз из Дальневосточного региона природных и биологических ресурсов, незаконный ввоз иностранных дешевых товаров широкого потребления подрывают экономические интересы государства и интересы дальневосточных субъектов РФ в особенности.
Обобщение отечественного, удачного опыта борьбы с контрабандой во второй половине 20-х годов прошлого века может быть полезно для выработки более разнообразных и эффективных мер противостояния контрабанде на Дальнем Востоке. К тому же этот опыт борьбы с контрабандой пока не получил полного обобщения в отечественной историографии.
Знание опыта преодоления контрабанды особо необходимо выпускникам Пограничных институтов ФСБ РФ и Юридическим институтам МВД РФ, так как в задачи пограничных органов и МВД входит борьба с контрабандой.
ПОПЕНКО
Александр
Владимирович —
адъюнкт
Хабаровского
пограничного
института ФСБ
России
В отличие от многих центральных и сибирских регионов СССР на Дальнем Востоке советская власть и ее местные органы с начала 20-х годов столкнулись со сложной проблемой борьбы с контрабандой, негативно влиявшей на все сферы жизни дальневосточного социума. Без раскрытия борьбы против контрабанды нельзя в полной мере воссоздать картину деятельности местных органов власти по решению экономических, политических и социальных задач в 20-е годы, а также задач, связанных с охраной безопасности СССР на Дальнем Востоке.
Контрабанда наносила огромный урон государственной монополии внешней торговли и серьезно тормозила экономическое развитие дальневосточной окраины. В середине 20-х годов для широких масс населения советской России многие товары народного потребления оказались недоступными по причине высоких цен. Это создавало социальную напряженность в стране и дезорганизовывало торговлю.
Особенно высокие цены на товары народного потребления отечественного производства были на российском Дальнем Востоке, что побуждало население покупать сравнительно дешевые товары, доставляемые незаконным путем из соседней Маньчжурии. Тем более что в приграничных районах этот способ покупки товаров являлся традиционным.
Дороговизна товаров в Дальневосточном крае была обусловлена не только общероссийскими, но и специфическими местными причинами. Значительное удорожание цены товаров давало высокие железнодорожные тарифы. По сравнению с 1914 г. провозная плата в 1926 г. повысилась от Москвы до Читы более чем на 250%, а до Благовещенска, Хабаровска, Владивостока — более чем на 400%.
Насколько высокие пошлины и акцизы на товары широкого потребления вели к их удорожанию, можно видеть на следующих примерах: 1 фут хрома стоил 90 коп., пошлина составляла 36 коп.
ф
76_______________________ВЛАСТЬ___________________02'2008
(40%), женские чулки стоили 12 руб., пошлина — 24 руб. (200%), 1 кг краски — 3 руб., пошлина — 4 руб. (125%). Негативно на ценообразовании сказывалось слабое развитие в крае государственной и кооперативной торговли. Например: Сретенский округ был обеспечен торговой сетью только на 59%, Амурский округ — на 75%, Владивостокский округ — на 33%. В приграничной полосе местное население было удовлетворено менее чем на 30%. Высокие цены на отечественные товары в крае делали их неконкурентоспособными с товарами, незаконно доставляемыми в край из Маньчжурии. По данным Благовещенского района, разница между ценами на чай достигала 150%, на мануфактуру — 30%. В Приморье контрабандная мануфактура была дешевле советской на 50%, табак — на 100%, чай на — 150%.
Естественно, что дешевизна контрабандных товаров, по сравнению с отечественными товарами, которые отсутствовали в торговле из-за ограниченности торговой сети в крае, в целом являлась питательной основой существования импорта контрабандных товаров. Поэтому решение советского правительства по снижению цен на товары широкого потребления для Дальнего Востока имело первостепенное значение в борьбе с импортной контрабандой товаров.
Согласно постановлению Совета Труда и Обороны (СТО) «О снижении цен на 10%» от 1926 г. к 1 августа в СССР цены должны были быть снижены на 10% по отношению к ценам на 1 мая 1926 г. на промышленные товары, металлические, кожаные и текстильные изделия1. Для контроля за ходом снижения цен образовали Центральную комиссию по снижению цен. На Дальнем Востоке создали Дальневосточную краевую комиссию, а также окружные, районные и сельские комиссии по снижению цен.
Дополнительно Далькрайисполком образовал комиссию по режиму экономии для того, чтобы те торговые предприятия, которые имели большие неторговые расходы (излишний штат, накладные расходы) при снижении цен на одни товары не могли поднять цены на другие товары.
В сентябре 1926 г. ДКИК заслушал отчет Дальневосточной краевой комиссии по снижению розничных цен в ДВК. Было отмечено, что в крае произошло значительное снижение розничных цен и наценок на хлопчатобумажные, суконные, льняные изделия, изделия из металла. Правда, это снижение цен в крае произошло только на 7%. Были также отмечены позитивные изменения в работе по улучшению торгового аппарата, сокращению лишних торговых звеньев, расширению торговой сети. Так, с 1 октября 1925 г. по 1 октября 1926 г. количество кооперативов в крае возросло на 60,5%, а торговых лавок на 63,6%. За это же время число частных торговых предприятий сократилось на 20%.
Однако снижение цен на товары широкого потребления не было подкреплено увеличением поставок в край товаров из центра. Обеспеченность потребностей в крае текстилем составила всего 68%, металлическими изделиями — 50%, шерстяными товарами — 75%. Существенная нехватка товаров широкого потребления по-прежнему компенсировалась контрабандными товарами из Маньчжурии.
В начале 1927 г. советское правительство продолжило курс на снижение цен. 16 февраля 1927 г. вышло постановление СТО, которое определяло не позднее 1 июня 1927 г. уменьшить розничные цены на все промышленные товары на 10%, исходя из цен на 1 января 1927 г., причем к 1 марта цены должны были понизиться на 3%. Согласно директиве снижение цен могло произойти исключительно за счет сокращения на 15% административнохозяйственных расходов торгового аппарата. А главное — теперь банки имели право выдавать кредиты только тем торговым предприятиям, которые выполнили данное постановление2.
Поначалу в Дальневосточном крае это правительственное решение нашло слабое выполнение. Амурская окружная комиссия по снижению цен в марте 1927 г. отметила слабые результаты по снижению цен в Амурском округе. Снижение цен на 3% было проведено частично, а иногда и вообще не проводилось. С помощью советских органов дело было поправлено, и к 1 октября 1927 г. комиссия доложила о снижении цен в округе на
1 РГИА ДВ. Ф. Р. 2413. Оп. 4. Д. 1153. Л. 53 2 «Тихоокеанская звезда». 1927 г., 22 февраля
#
02'2008__________________ВЛАСТЬ_________________________77
11,71%, в том числе за счет себестоимости произошло снижение на 7,95%, а за счет наценок — на 5,04%. На заседании пленума Владивостокской комиссии по снижению цен в мае 1927 г. были установлены новые пониженные предельные наценки на товары массового потребления: табак, обувь, мясо, сахар, крупу, соль, косметику, мыло, платье. В апреле были снижены розничные цены на хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани. Процесс снижения цен в крае происходил параллельно с дальнейшим увеличением числа государственных и кооперативных торговых заведений. За два года число частных предприятий сократилось на 34%, а кооперативных — возросло на 12%.
Был увеличен завоз в край промышленных товаров из центра. Если в 1925—1926 гг. он составлял 12 млн. руб., то в 1928 г. увеличился на 49% и достиг порядка 18 млн. руб. Значительно выросли и обороты Далькрайсоюза, который отвечал за снабжение товарами кооперативов, в том числе и приграничных. Если в 1924—1925 гг. его оборот составил 13,7 млн. руб., то в 1927—1928 гг. он увеличился до 63 млн. руб., то есть произошел рост в 4,5 раза.
В конце 1927 г. стали видны первые результаты работы центральной и местных комиссий по снижению цен в крае и насыщению краевого рынка товарами из центра. В одном из докладов ОГПУ утверждалось: «Наблюдается массовая ликвидация китайских лавок, они рассчитаны исключительно на снабжение контрабандой населения нашей территории и ликвидация их является результатом невыгодности существования в связи с уменьшением, а иногда и полным прекращением спроса на товары»1.
Постепенно акцент в деле борьбы с -контрабандой переместился в сторону пресечения экспортной контрабанды. Краевые власти предпринимали серьезные шаги в борьбе с бесконтрольным вывозом из края золота, пушнины и другого ценного сырья.
На Дальнем Востоке золото всегда занимало ведущее положение в контрабандном экспорте. Во второй половине 20-х годов контрабанда золота стимулировалась резкой разницей закупочной цены на золото, существовавшей в крае, и его ценой в Маньчжурии. Если установлен-
1 ГАХК. Ф. П. 2. Оп. 1. Д. 66. Л. 38
ная Народным комиссариатом финансов в 1927 г. цена за один грамм золота была 1,29 руб., то за границей за него давали почти 2 руб.
Для усиления борьбы с контрабандой золота Далькрайисполком в апреле 1928 г. провел совещание, на котором выработали программу борьбы с утечкой золота из края. Была запрещена выдача патентов на право скупки золота частным фирмам и кооперативным организациям. Право на закупку золота в крае получила государственная организация Союззолото.
В ответ на неоднократные обращения в правительство о разрешении применения жестких административных мер к золотоносным контрабандистам (так как один золотоносный контрабандист мог нелегально вывозить до 11 кг золота2) в мае 1928 г. местные органы советской власти получили право административно выселять из золотодобывающих районов лиц, занимающихся незаконной скупкой золота.
Экономические и административные меры оказались эффективными в борьбе с незаконным вывозом золота. Так, если в 1925 г. контрабандный вывоз золота достигал 250 пудов (4 тыс. кг) на сумму в 5 млн. руб., то в 1927 г. вывоз золота уменьшился до 125—150 пудов (2—2,4 тыс. кг), то есть почти в два раза.
В концеянваре 1927г. Далькрайисполком запретил скупку пушнины и другого сырья частными торговцами у туземного населения, поскольку пушнина в основном сбывалась за границу. Разрешалось вести заготовку пушнины только государственным и кооперативным торговым предприятиям и организациям. На них было возложено полное обеспечение туземного населения всеми необходимыми товарами. Организацией снабжения туземных народов в крае стала заниматься Дальневосточная охоткооперация, которой на эти цели был выделен кредит в 3,379 млн. руб.
В 1930 г. заготовка пушнины была сосредоточена исключительно в государственных предприятиях3.
Благодаря настойчивой работе Далькрайисполкома контрабандный поток пушнины из ДВК существенно
2 ЦПМ. ФСБ. РФ. П. 3. Д. 1. Л. 1. Инв. № 1307
3 РГИА ДВ. Ф. Р. 2413. Оп. 4. Д. 1432. Л. 2
ф
78_______________________ВЛАСТЬ___________________02’2008
сократился. В 19З1 г. на него приходилось в общем объеме экспортной контрабанды всего 4%.
Другой разновидностью экспортной контрабанды в это время стал опий, который широко возделывался на территории края и контрабандным путем переправлялся через границу в Маньчжурию. В 1926 г. ВЦИK СССР установил общесоюзную государственную монополию на покупку, переработку и сбыт опия1. В ДВK это право было предоставлено торговой фирме «Акоспо». Однако она не смогла обеспечить контроль за общим процессом посева, сбора и переработки мака в крае. Одной из главных причин такого положения дел было то, что Народный комиссариат торговли установил закупочную цену опиума в 1З,50 руб. за килограмм, а контрабандисты покупали его за 125 руб., то есть в 9 раз выше2.
Далькрайисполком не раз обращался к правительству с предложением запретить макосеяние на Дальнем Востоке. Постановлением ВЦИK и СНK РСФСР от 9 мая 1927 г. он наконец-то получил право запретить посев мака на два года. В крае была произведена большая работа по уничтожению посевов мака, что резко снизило его долю в номенклатуре экспортных контрабандных товаров. По данным Благовещенской таможни, удельный вес опиума в общем объеме экспортной -контрабанды составлял в 19З1 г. 0,7%, а по всему ДВK — 1%.
Одной из разновидностей экспортной контрабанды в крае во второй половине 20-х годов являлась продажа приграничным населением сельскохозяйственной продукции за границу. Для пресечения этого в 1928 г. был создан специальный резервный фонд в объеме 50 млн. руб. из товаров местной и привозной промышленности. Это способствовало тому, что большинство крестьян стало менять свою продукцию на необходимые промышленные товары у государства.
Значительное влияние на контрабанду в крае оказывало большое количество проживающих здесь китайцев и корейцев, значительная часть которых занималась контрабандой. В 1927 г. было принято решение о применении административных и судебных мер к лицам, незаконно
проникающим в край через границу. В 1929 г. началось выселение корейцев из пограничного Охотского района.
Сумма задержаний в 1930 г. оставалась еще внушительной, но проявлялась устойчивая тенденция сокращения числа задержанных контрабандистов. Так, в крае были задержаны в 1927 г. 15 545 чел., в 1928 г. — 8469 чел., в 1929 г. — 6021 чел. Произошел отход основного населения от занятия контрабандой.
При сокращении общей численности контрабандистов этой противозаконной деятельностью продолжали заниматься контрабандисты-профессионалы, борьба с которыми требовала принятия жестких мер. Так, органы ОГПУ в марте 1926 г. получили право более чем на два года внесудебной расправы над контрабандистами вплоть до расстрела. Всего с 1 апреля 1926 г. по 1 марта 1928 г. в Дальневосточном крае внесудебные права были применены к 1131 контрабандисту, из которых 7 чел. были расстреляны, 151 чел. заключен в концлагерь, 39 чел. — в исправительную трудовую колонию, 739 чел. высланы из края в другие регионы, 195 чел. высланы из региона за границу.
По докладу ОГПУ, «жесткость приговоров произвела на контрабандистов громадное впечатление, мы наблюдаем весьма значительный переполох в контрабандистской среде в сторону прекращения контрабандной деятельности. Теперь занятие контрабандным промыслом является характерным только для контрабандистов-профессионалов»3.
В заключение следует сказать, что Далькрайисполком и местные органы власти, реализуя государственную политику, в 1926—1930 годах развернули широким фронтом борьбу с контрабандой, которая захлестнула советский Дальний Восток в начале 20-х годов и угрожала монополии внешней торговли в крае. В результате к началу 1930 г. импортная контрабанда была ликвидирована, а экспортная контрабанда уже не могла угрожать монополии внешней торговли в ДВК. Это способствовало повышению авторитета советской власти на дальневосточной окраине и в значительной мере содействовало улучшению охраны государственной границы.
1 ГАХ^ Ф. Р. 1З7. Оп. 10. Д. 105. Л. ЗЗ ______________
2 ГАХ^ Ф. Р. 1З7. Оп. 10. Д. 105. Л. З6—41 об, 49 З TAXK. Ф. П. 2. Оп. 1. Д. 66. Л. З8