УДК 94(571.6)
А. В. Попенко
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНТРАБАНДЫ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ КРАЕ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1920-х ГОДОВ)
На основе архивных источников в статье рассмотрены действия советского правительства и краевых органов власти по формированию экономических условий для преодоления контрабанды на советском Дальнем Востоке. В результате проведенного исследования сделан вывод, что ликвидация контрабанды возможна только во взаимодействии мероприятий экономического, правового и административного характера.
Ключевые слова: ликвидация контрабанды, краевые органы власти, государственная торговля, снижение цен, экономические мероприятия.
The creation of economic conditions to overcome contraband in the USSR Far East Region (the second half of the 1920s). ALEXANDER V. POPENKO (Khabarovsk Border guard Institute of the Federal Security Service of Russian Federation, Khabarovsk)
Based on archival sources, the article deals with the actions initiated by the Soviet government and regional authorities to create economic conditions, under which contraband could be overcome in the Soviet Far East. As a result of the study, a conclusion has been drawn that doing away with contraband became possible only after joint economic, legal and administrative actions had been taken.
Key words: elimination of contraband, local authorities, state trading, price reduction, economic measures.
На современном этапе сформирована основа национальной безопасности, и, естественно, экономическая ее составляющая нашла отражение в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Очевидно, что в современных условиях опасность военной угрозы для России значительно снизилась, но сохранились и существенно возросли угрозы ее экономической безопасности.
Сегодня экономическая безопасность рассматривается как устойчивое состояние экономики национального государства, при котором страна способна обеспечить: эффективное удовлетворение потребностей населения, позволяющее поддерживать на достаточном уровне социально-экономическую и военную стабильность государства; технико-экономическую и научнотехнологическую независимость и независимость от внешних и внутренних угроз; защиту экономических интересов государства на внутреннем и внешнем рынке.
Поэтому она представляет собой сложную индикаторную систему, которая включает в себя национальные интересы в сфере экономики и выступает как основа национальной безопасности. От состояния экономической безопасности зависит возможность реализации внутренних и внешних государственных интере-
сов. И очевидно, что в качестве главной цели сегодня на первый план выдвигается проблема сдерживания риска экономического конфликта. К их числу относится и контрабанда.
Проблема борьбы с контрабандой давно привлекает внимание дальневосточных исследователей [1, с. 269; 8, с. 150; 10, с. 143; 12, с. 239]. В данной же статье предпринята попытка показать деятельность местных органов власти, направленную на формирование экономических условий для преодоления контрабанды, которая в условиях становления советской власти создавала на окраине страны серьезную угрозу национальной безопасности во второй половине 1920-х гг.
Середина 20-х годов - период социально-экономического кризиса, одним из ярких проявлений которого был «товарный голод». Из-за медленно преодолеваемой разрухи многие товары народного потребления оказались недоступными населению советской России по причине высоких цен, что создавало социальную напряженность в стране и дезорганизовывало торговлю. На Дальнем Востоке, лишь недавно вошедшем в состав советской республики, эта проблема приобретала несколько иные очертания - более благоприятные для населения, но неприемлемые для государства. Цены на товары отечественного производства здесь были
ПОПЕНКО Александр Владимирович, кандидат исторических наук, преподаватель (Хабаровский пограничный институт ФСБ России, Хабаровск). E-mail: [email protected] © Попенко А.В., 2011
особенно высоки, что побуждало население покупать сравнительно дешевые товары, доставляемые незаконным путем из соседней Маньчжурии. Заметим, что в приграничных районах этот способ покупки товаров давно стал традиционным. Занятие контрабандой не считалось здесь преступлением, а потому им занимались открыто. Зная о преступном промысле местных жителей, представители власти зачастую не только не противодействовали ему, но сами приобретали контрабандные товары1.
В этот период на Дальнем Востоке России к постоянным факторам (протяженная и слабо охраняемая граница с Китаем) добавились и новые. Среди них следует назвать сильные позиции частного капитала. Так, если в центре страны «частный торговый аппарат» за годы военного коммунизма в основном был разрушен, а государственная торговля и кооперация оказались достаточно сильны, то на Дальнем Востоке при слабой государственной торговле и кооперации на долю частной торговли приходилось до 87% от общего товарооборота2. Частные торговые заведения охватывали почти всю потребительскую торговую сеть образованной в 1925 г. Дальневосточной области (ДВО). Особенно развит частный капитал был в Приморье, где на его долю приходилось 96,5% от общего числа торговых заведений. Именно через частную торговлю реализовывались ввозимые из Китая контрабандные товары.
В определенном смысле можно говорить о том, что первые шаги, направленные на включение Дальнего Востока в состав советского государства, не только не создавали условий для прекращения контрабанды, но напротив - способствовали ей. В 1923 г. на Дальний Восток была распространена государственная монополия внешней торговли, что затрудняло ввоз многих товаров из-за рубежа. Государство сознательно шло на переключение населения Дальнего Востока с заграничного рынка на центральные рынки России. Однако отечественная промышленность была пока не в состоянии удовлетворить потребности дальневосточного рынка. Приведем только один пример: ввоз товаров в Амурскую губернию за три месяца 1923 г. сократился на 339 тыс. руб., или на 67%, при этом ввоз мануфактуры сократился более чем в четыре раза. Естественно, по традиции пустоту товарной ниши заполняли контрабандные товары. Отечественные товары не выдерживали конкуренции с иностранными и по ценовым показателям. Самые низкие цены на отечественные товары были в Забайкальской губернии из-за сравнительно близкого расположения к центру. Однако розничные цены в Маньчжурии были на 50% ниже оптовых цен в Чите, а чем дальше на восток, тем цены становились еще выше из-за железнодорожного тарифа. В итоге на 20 руб. золотом крестьянин не мог купить советской
1 Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф.Р. 137. Оп. 10. Д. 111. Л. 4.
2 ГАХК. Ф.Р. 1151. Оп. 1. Д. 2. Л. 145.
мануфактуры в достаточном количестве, а в Маньчжурии за эти деньги он одевал всю семью3.
Причины большого размаха контрабанды крылись не только в сокращении легального ввоза, который лишь увеличивал размеры контрабанды - из общего объема контрабанды в 20 млн руб. на ввоз контрабандных товаров приходилось 15 млн руб. Главная причина скрывалась в мероприятиях фискального характера - в высоких акцизах и таможенных ставках. Так, при ввозе 1 фунта хрома стоимостью 90 коп. уплачивалась пошлина 36 коп. (40% от цены); пошлина, взимавшаяся при ввозе женских чулок, в 2 раза превышала отпускную и составляла 24 руб.; 1 кг краски стоил 3 руб., а пошлина с него - 4 руб. (125%) [7, с. 228]. После введения акцизных ставок пуд чая, стоивший 10-12 руб., стал стоить 100-140 руб., т.е. в 10 раз больше4. Контрабандный ввоз на 80% состоял из мануфактуры, спирта, чая, сахара, обложенных по советским тарифам самой высокой пошлиной и акцизом. Остальные 20% контрабандного ввоза являлись предметами, запрещенными к ввозу в Дальневосточную область, в основном галантерейными товарами.
В условиях монополии внешней торговли правительство предприняло ряд мер по усилению охраны границы с Китаем: ужесточило законодательство по отношению к контрабандистам; перешло к охране границы войсковым методом; на приграничной территории были выделены особые пограничные зоны, в которых особо регламентировался порядок проезда и провоза товаров. Однако контрабанда на Дальнем Востоке имела экономические корни, и без насыщения рынка товарами первой необходимости снижение цен на эти товары, создание государственной и кооперативной торговли, преодоление контрабанды было невозможно [3, с. 2-5; 4, с. 186; 5, с. 8-9; 6, с. 3-6; 7, с. 274; 11, с. 1-4].
Уже с 1923 г. советское правительство принимает ряд мер, направленных на формирование экономических условий для искоренения контрабанды в Дальневосточной области. В 1923 г. при Совете труда и обороны (СТО) была образована комиссия по внутренней торговле, важнейшей задачей которой стала выработка мероприятий, направленных на регулирование розничных цен. Основные направления этой деятельности нашли отражение в Положении и Инструкции о регулировании розничных цен, согласно которым на целый ряд ходовых товаров в розничной торговле были введены жесткие цены, выше которых товар продавать запре-щалось5. Анализ протоколов комиссии показывает, что ей приходилось рассматривать ходатайства трестов, синдикатов и отдельных предприятий о повышении цен на продукцию их производства. Однако комиссия
3 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 413. Оп. 14. Д. 278. Л. 82.
4 ГАХК. Ф.Р. 1151. Оп. 1. Д. 2. Л. 147.
5 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 19. Оп. 4. Д. 53. Л. 10-13.
в основном отказывала в подобных просьбах, стараясь не поднимать и без того высокие цены на отечественные товары, а иногда заставляла предприятия снижать цены на их продукцию1.
В июне 1924 г. Центральная комиссия по борьбе с контрабандой подготовила «Положение о задачах и методах по борьбе с контрабандой в условиях государственной монополии внешней торговли». В документе вопрос о контрабанде тесно связывался с внешнеторговой политикой страны. Массовая контрабанда рассматривалась как прямое следствие сокращения импорта и увеличение экспорта товаров. Предлагалось вести борьбу с ней как административными, так и экономическими мерами. Впервые была введена материальная заинтересованность крестьян приграничных районов в борьбе с контрабандой2. Любой, кто докладывал о незнакомых людях, провозящих товары в приграничной зоне, получал деньги, если задержанные оказывались контрабандистами.
Вслед за Центральной комиссией по борьбе с контрабандой экономический отдел Наркомата внешней торговли (НКВТ) в 1924 г. рассмотрел возможность снижения экспортных пошлин с товаров, которые стали производиться в стране в больших объемах, но не находили сбыта в СССР, и ходатайствовал перед Советом народных комиссаров (СНК) об этом. В результате вывозные пошлины на ряд товаров и продуктов были полностью сняты и значительно снижены на ввозимые в страну газетную бумагу, строительные краски, запасные части для машин, текстильные изделия3, что способствовало почти полному исчезновению их из номенклатуры контрабандных товаров. Во многом благодаря совместным усилиям комиссии по внутренней торговле при СТО, Центральной комиссии по борьбе с контрабандой и экономического отдела НКВТ, в октябре 1924 г. Госплан СССР выделил из фонда СТО 5 млн руб. на экономические мероприятия по борьбе с контрабандой. Средства должны были пойти на выработку мероприятий по ввозу сырья и оборудования для производства товаров из контрабандной номенклатуры, принятие мер по снижению цен на контрабандные товары4.
Государственным органом, которому была поручена координация мероприятий, направленных на борьбу с контрабандой, стал наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ), который в декабре 1924 г. разработал «Программу обследования контрабанды и борьбы с ней», определившую объекты, задачи, методы работы5. Объектом исследования стала работа местных комиссий по борьбе с контрабандой; деятельность пограничной охраны. Целью подобного исследования
1 РГАСПИ. Ф. 19. Оп. 4. Д. 56. Л. 1-19.
2 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 14. Д. 72. Л. 124-126.
3 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 10. Д. 871. Л. 112-118, 150.
4 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 14. Д. 313. Л. 1.
5 Там же. Д. 336. Л. 66.
стало изучение организации охраны границы экономическими мерами.
Система экономических мероприятий, направленных на преодоление контрабанды, была предложена Советом труда и обороны в марте 1925 г. Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ) СССР предлагалось принять все необходимые меры к организации и расширению производства товаров, входивших в число контрабандных; наркомату финансов (НКФ) - обеспечить эту деятельность конкретными мерами в финансовой и кредитной сферах. На наркомат внешней торговли возлагалась определение номенклатуры контрабандных товаров, поиск поставщиков сырья для этих товаров. Для снижения цен на легальные импортные товары предлагалось выдавать лицензии только государственным и кооперативным организациям и при этом с фиксированной ценой; кредитовать государственные и кооперативные организации, которые занимались закупкой сырья и готовых товаров в пограничной по-лосе6. Все эти мероприятия должны были нанести серьезный удар по массовой контрабанде.
В центре внимания ВСНХ СССР встали вопросы развития отечественной резиновой промышленности, расширения производства товаров из номенклатуры контрабандных7.
В апреле 1926 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было утверждено новое постановление «О мерах по борьбе с контрабандой», в котором были конкретизированы задачи, стоящие перед советскими и хозяйственными органами в сфере борьбы с контрабандой и создания благоприятных условий для ее преодоления. Безусловно, основными являлись мероприятия экономического характера. Прежде всего ставились задачи расширения производства товаров широкого потребления; снабжения этими товарами населения приграничной полосы; снижения торговых надбавок в государственной и кооперативной торговле на товары, составляющие предметы контрабанды.
Однако экономические мероприятия постоянно поддерживались административными мерами, в том числе и созданием специальных структур, решавших проблемы борьбы с контрабандой. В середине 20-х годов многие административно-хозяйственные ведомства Дальневосточного края (ДВК)8 имели свои комитеты и секции, разрабатывавшие планы борьбы с контрабандой. Одни просчитывали удешевление железнодорожного тарифа; другие планировали мероприятия, направленные на снижение расходов райсоюзов и кооперативов; третьи искали пути снижения цен на товары из контрабандной номенклатуры. Все предложения направлялись
6 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 14. Д. 313. Л. 9.
7 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 1. Д. 323. Л. 5-19.
8 Дальневосточный край образован Постановлением ВЦИК СССР 4 января 1926 г. на месте ликвидированной Дальневосточной области (Административный центр -г. Хабаровск).
в Дальневосточную краевую плановую комиссию (Дальплан), образованную в марте 1926 г.1. Именно на Дальплан возлагалось планирование хозяйственной деятельности ДВК, именно ему подчинялись все хозяйственные органы края, а потому и доклады, отражавшие их вклад в борьбу с контрабандой, поступали в Далькрайплан, где формировался единый план борьбы с контрабандой, обсуждавшийся и утверждавшийся на заседании Далькрайисполкома. Контроль над выполнением плана осуществляла Дальневосточная комиссия по борьбе с контрабандой путем обсуждения отчетов и изучения положения дел на местах.
Постановлением СТО к 1 августа 1926 г. в СССР цены на промышленные товары, металлические, кожаные и текстильные изделия должны были быть снижены на 10% по сравнению с ценами по состоянию на
1 мая 1926 г.2 Для контроля за ходом выполнения этой директивы была образована специальная Центральная комиссия по снижению цен3. Такая же комиссия была создана постановлением Далькрайисполкома при Далькрайторге4. Одновременно создавались окружные комиссии по снижению розничных цен, в функции которых входило обследование торговых заведений в округах с целью ликвидации излишних передаточных звеньев, снижения накладных расходов, выявления расхождения покупных и продажных цен в кооперации, сокращения лишнего штата в торговой сети и др.5 Соответствующие структуры, подчинявшиеся окружным, создавались в районах - это районные комиссии по снижению розничных цен. Они занимались непосредственно контролем торговых организаций, сбором информации о невыполнении мероприятий по регулированию розничных цен, установлению закупочных и продажных норм6. Районные комиссии в свою очередь создавали сельские комиссии по снижению розничных цен, которые наблюдали за выполнением всех распоряжений в этой сфере7. Нередко именно сельские комиссии налагали денежные штрафы на торговые предприятия за завышенные цены. Таким образом, создавалась целая система контроля за снижением розничных цен.
Для того чтобы торговые предприятия, имевшие неторговые расходы (большой штат, излишние накладные расходы), снизив цену на товар на рекомендованные 10%, не смогли увеличить прибыль путем увеличения наценки на другие товары, была создана комиссия по режиму экономии. Именно она определяла размер наценки на основные товары массового потребления
1 ГАХК. Ф.Р. 137. Оп. 10. Д. 17. Л. 9.
2 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. Р. 2413. Оп. 4. Д. 1153. Л. 53.
3 РГИА ДВ. Ф. Р. 2413. Оп. 4. Д. 1153. Л. 38.
4 Там же. Л. 74.
5 РГИА ДВ. Ф. Р. 2638. Оп. 1. Д. 195. Л. 32-33.
6 Там же. Л. 37.
7 Там же. Д. 408. Л. 16-17.
для торговых организаций края. В среднем наценка составляла 14% при расходе в 9%, при этом прибыль составляла 2%8.
Помимо различных административных комиссий контролировать снижение розничных цен в крае было поручено дальневосточному представительству Рабоче-крестьянской инспекции. Ему же поручалось изучать накладные расходы, пересматривать структуру оплаты труда, устранять лишние передаточные звенья на пути от изготовителя до потребителя.
К сентябрю 1926 г. были подведены первые итоги кампании по снижению цен в Дальневосточном крае. Оптовые и розничные цены значительно уменьшились в первую очередь благодаря снижению наценок: на хлопчатобумажные изделия с 19 до 14%; на суконные изделия - с 24 до 16%; льняные изделия и нитки - с 20 до 15%; изделия из металла - с 30 до 17%, кожаные товары - до 10% [2, с. 233]. Были уменьшены и оптовые наценки Всероссийского текстильного союза (ВТС) на хлопчатобумажные и суконные изделия - на 1%; льняные изделия и нитки - на 1,25%. На 1 сентября 1926 г. была установлена оптовая наценка на текстильные товары в 5% против 7% на 1 августа, а розничная наценка в 10% против 13%, соответственно9.
Позитивные изменения отмечались в работе по улучшению торгового аппарата, сокращению лишних торговых звеньев, расширению торговой сети10. Так, с 1 октября 1925 г. по 1 октября 1926 г. количество кооперативов в крае возросло на 60,5%, а торговых лавок на 63,6%11. За это же время число частных торговых предприятий сократилось на 20%. Удельный вес частника в торговле в 1925-1926 гг. составлял в крае всего 28,4%, кооперации - 34,2%, госторговли - 37,4% [2, с. 233, 238].
Большие изменения произошли во внешней торговле. В 1925-1926 гг. в экспортной торговле частник занимал всего 8%; на долю кооперации приходилось 11%, госторговли - 81%. В импорте частник был полностью вытеснен общественной торговлей - на его долю приходилось лишь 6% внешнеторгового товарооборота [9, с. 331]. Однако сельские кооперативы обеспечивали лишь 54,7% от розничного товарооборота в деревне; остальные 45,3% по-прежнему приходились на долю частников и контрабандистов12.
В результате предпринятых мер были ликвидированы слабые торговые заведения и лжекооперативы, а оставшиеся улучшали способы ведения торговых дел за счет увеличения товарооборота. Благодаря снижению оптовых цен, наценок ВТС, транзитных пошлин, в крае были снижены розничные цены, что плодотворно сказалось на уменьшении контрабандного товарооборота.
8 ГАХК. Ф. П. 341. Оп. 1. Д. 18. Л. 2-3.
9 РГИА ДВ. Ф. Р. 2413. Оп. 4. Д. 1153. Л. 88-111.
10 Там же.
11 ГАХК. Ф. Р. 137. Оп. 10. Д. 57. Л. 44об, 46об.
12 ГАХК. Ф. Р. 137. Оп. 10. Д. 57. Л. 44об, 46об.
Подведя итоги, комиссия предложила целый ряд мер, продолжающих линию на вытеснение контрабандных товаров из торгового оборота. Среди них - срочное насыщение рынка дефицитными товарами; развитие местной промышленности для выпуска предметов, входящих в номенклатуру контрабандных товаров; увеличение государственного импортного завоза и снижение пошлин и акциза на товары контрабандной группы; реализация конфискованных товаров внутри края через общественную торговлю по ценам, сопоставимым с ценами на контрабандные товары; расширение кооперативной сети1.
В начале 1927 г. советское правительство продолжило курс на снижение цен. 16 февраля 1927 г. вышло новое постановление СТО, которое рекомендовало к 1 июня 1927 г. снизить розничные цены на все промышленные товары на 10% к уровню цен по состоянию на 1 января 1927 г. Причем уже к 1 марта цены должны были понизиться на 3%. Снижения цен предполагалось достичь за счет сокращения на 15% административно-хозяйственных расходов торгового аппарата. Банки получили право выдавать кредиты только тем торговым предприятиям, которые выполняли данное постановление2.
Дальневосточная краевая комиссия по снижению розничных цен рекомендовала всем торгующим предприятиям представить к 10 марта отчеты о выполнении директоры - т.е. фактическом снижении к 1 марта розничных цен на 3%; пересмотреть свои накладные расходы с максимальным их сокращением; городским коммунальным хозяйствам предлагалось снизить оплату коммунальных услуг3.
Новое снижение цен в крае проходило тяжело. Так, Амурская окружная комиссия 3 марта 1927 г. отмечала слабые результаты работы в Амурском округе. Как одна из причин называлось нежелание работников торговли снижать цены4.
В марте 1927 г. ВЦИК издал постановление о привлечении к работе по снижению цен торгово-кооперативных секций, которые объединяли кооперативные и торговые заведения, реализовывавшие однородную продукцию. Секции должны были проверять наличие в магазине жалобных книг, информации о проделанной работе по снижению цен, выявлять, за счет чего происходило это снижение5.
Курс правительства, направленный на снижение цен, потребовал больших усилий от торговых органов. Они вынуждены были торговать в жестких условиях максимального сокращения нетоварных расходов и уменьшения наценок при постоянном двух- трехкратном контроле. Однако эти меры способствовал значи-
1 РГИА ДВ. Ф. Р. 2413. Оп. 4. Д. 1153. Л. 88-111.
2 Тихоокеанская звезда. 1927. 22 февраля.
3 РГИА ДВ. Ф. Р. 2638. Оп. 1. Д. 192. Л. 88.
4 РГИА ДВ. Ф. Р. 2638. Оп. 1. Д. 192. Л. 87.
5 РГИА ДВ. Ф. Р. 2638. Оп. 1. Д. 192. Л. 111-112.
тельному снижению импортной контрабанды, в том числе и в ДВК.
Необходимо отметить, что в крае под снижение цен и сокращение предельных наценок попадали не только промышленные товары, но и продукты питания. На заседании пленума Владивостокской комиссии по снижению цен в мае 1927 г. были установлены новые предельные наценки на товары массового потребления: табак, обувь - 15%; мясо - 13; сахар - 3; крупа - 14; соль - 23; косметика - 20; мыло - 17; платье - 3%. В апреле произошло снижение розничных цен на хлопчатобумажные ткани на 5,8%; шерстяные - на 4,4, льняные - 7,3; нитки - 11,3; пряжу - 20%. Было констатировано общее снижение цен на промышленные товары с октября по март на 4% и появление в округе постоянной тенденции к снижению цен, которая позволяла выполнить постановление СТО6.
При проверке торговой инспекцией Амурского округа на тот момент было отмечено снижение цен в ЦРК на 9,07% (за счет наценок 4,58%), Дальторге - на 9,65% (3,71%), Райторге - 8,15% (4,18%), Текстильторге -11,36% (8,92%), Амурсельсоюзе - на 8,93% (2,78%). В целом по округу розничные цены были снижены на 9,31% (5,26%), оптовые - на 4,36% (1,94%). Сокращение торговых административных расходов составило в среднем 16,87%7.
1 октября 1927 г. Амурская окружная комиссия доложила о снижении цен в округе на 11,71%. При этом цены снизились за счет себестоимости на 7,95%, а за счет наценок - на 5,04%. Наценка на себестоимость товара с 1 января 1927 г. в 16,10% снизилась к 1 октябрю 1927 г. до 11,28%. Торговые затраты, которые составляли в 1926 г. 8,20% к обороту, снизились к октябрю
1927 г. до 6%8.
Процесс снижения цен в крае происходил одновременно с дальнейшим увеличением числа государственных и кооперативных торговых заведений. За два года число частных предприятий сократилось на 34%, а кооперативных - увеличилось на 12%. В сельской кооперации, которая в основном обслуживала приграничное население, также наблюдалось укрепление позиций общественной торговли и ослабление частной. Так, количество государственных предприятий в сельской сети с 1926 г. по 1928 г. увеличилось с 658 до 750 (на 14%); кооперативных с 1139 до 1259 (на 11%); тогда как доля предприятий частной торговли уменьшилась с 2304 до 1500 (на 35%). Удельный вес частной торговли в
1928 г. составлял 19% против 28,4% в 1926 г. [2, с. 233].
Снизились расходы по содержанию крупнейших
краевых торговых организаций. Если в 1926 г. расходы по содержанию их аппарата составляли 6,7%, то в 1928 г. они снизились не на 2,7%, как планировалось,
6 Государственный архив Приморского края. (ГАПК) Ф.П. 67. Оп. 1. Д. 127. Л. 1-18.
7 РГИА ДВ. Ф. Р-2638. Оп. 1. Д. 192. Л. 217-224.
8 Амурская правда. 1928. 8 января.
а на 3,3%. Это позволило к 1 июля 1928 г. дополнительно снизить цены на соль на 26%; сахар, чай - на 5%; табачные изделия - на 4; текстиль - на 13; металлические изделия - на 8; силикатные - на 26; химические - на 2; керосин - на 1%.
Проводимые мероприятия положительно сказались на увеличении импортного плана - в 1927-1928 гг. более чем на 20 млн. руб. Одновременно происходило увеличение завоза в край промышленных товаров из центра страны. Если в 1925-1926 гг. в ценовом выражении он составлял 12 млн руб., то в 1928 г. достиг 18 млн руб. (рост на 49%). Значительно выросли и обороты Далькрайсоюза, который отвечал за снабжение кооперативов, в том числе и приграничных, необходимыми товарами. Так, в 1924/1925 гг. было продано товаров на 13,7 млн руб.; в 1925/1926 гг. - на 17; 1926/1927 гг. - на 28,5; а в 1927/1928 гг. - уже на 63 млн руб. [2, с. 233-253].
Проведенные экономические мероприятия во взаимодействии с административными ресурсами дали положительный результат. Значительно увеличился завоз товаров массового потребления из центра и ввоз легального импорта; многократно увеличился товарооборот краевых торговых предприятий при постоянном снижении закупочных оптовых цен в центре. Снизились тарифы на перевозку промышленных товаров, входящих в номенклатуру контрабандного ввоза, а также продукты питания. Все эти мероприятия позволили к концу 20-х годов значительно уменьшить поток контрабанды в Дальневосточный край. Подтверждением этому служат данные, приведенные в докладе ОГПУ в конце 1928 г. о массовом закрытии так называемых «китбакалеек» - торговых заведений, расположенных на китайской территории против каждого нашего населенного пункта для снабжения населения контрабандными товарами1. Прекращение их деятельности явилось прямым результатом уменьшения, а иногда и полного прекращения спроса на контрабандные товары. А это в свою очередь свидетельствует о создании к концу 20-х годов условий для отказа населения от потребления контрабандных товаров и постепенный переход к потреблению продукции национальной промышленности.
Обращение к историческому опыту борьбы с контрабандой на Дальнем Востоке в 20-е годы позволяет полнее выявить сущность этого явления, глубже понять предпосылки и причины его появления, особо определить роль краевых органов и силовых структур. Обобщение опыта противоборства контрабанде необходимо для подготовки кадров силовых структур, призванных к защите национальной безопасности Российской Федерации.
На современном этапе совместная работа дальневосточных пограничных, таможенных органов и 11. сотрудников МВД позволила внести существенный вклад по охране и контролю за использованием био-
1 ГАХК. Ф. П. 2. Оп.1. Д. 66. Л. 37-38.
логических ресурсов в целях сохранения биологического разнообразия и уменьшения угрозы уничтожения дальневосточной флоры и фауны и природных богатств территории региона, а также значительно снизить масштабы и ограничить противоправную деятельность лиц и организаций, специализирующихся на ввозе импортной контрабанды в регион.
Знание исторического опыта борьбы краевых советских органов власти в совокупности с пограничными, таможенными органами и милицией имеет практическое значение. Особый интерес могут представлять:
- мероприятия, проводимые властными структурами по организации взаимодействия различных силовых структур в деле борьбы с контрабандой;
- опыт проведения пограничной охраной военнооперативных мероприятий, направленных на выявление каналов контрабандного ввоза или вывоза товаров и предметов через границу;
- организационно-штатные мероприятия, проводимые таможенным ведомством для более эффективной работы по борьбе с контрабандой;
- опыт проведения экономически-административ-ных мероприятий для более эффективных результатов по пресечению импортной и экспортной контрабанды, усилению пограничного режима в крае.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дальневосточная контрабанда как историческое явление (Борьба с контрабандой на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - первой трети ХХ века). Владивосток: ВФ РТА, 2009. 296 с.
2. Два года работы Далькрайисполкома за 1926/1927 -1927/1928 гг. Хабаровск: Типогр. «Книжное дело», 1929. 401 с.
3. Клейман Ю. Борьба с контрабандой как экономическая задача // Внешняя торговля. М., 1925. № 14. С. 2-5.
4. Контрабанда и борьба с ней: по материалам Главного таможенного управления. М.: РИО НКВТ, 1925. 186 с.
5. Кумыкин П. К вопросу о задачах и методах экономической борьбы с контрабандой // Внешняя торговля. М., 1925. № 24. С. 8-9.
6. Кумыкин П. Контрабанда в 1924-1925 гг. // Внешняя торговля. М., 1926. № 13. С. 3-6.
7. Кумыкин П.Н. Практика таможенного дела. М.: Изд-во Наркома СССР и РСФСР, 1927. 274 с.
8. Опыт борьбы с контрабандой на Дальнем Востоке России (1884 - конец 20-х гг. ХХ в.). Хабаровск, 2009. 150 с.
9. Отчет Далькрайисполкома за 1925/1926 гг. Хабаровск: Типогр «Книжное дело», 1927. 436 с.
10. Пашков А.М. За край родной - Дальневосточный. О деятельности Коммунистической партии и советского правительства по организации и усилению охраны государственной границы на Дальнем Востоке (1920-1941 гг.). Южно-Сахалинск: Сахалин. отд-ние Дальневост. кн. изд-ва, 1985. 143 с.
Потяев А.И. Меры борьбы с недостатками нашего импорта // Внешняя торговля. М., 1926. № 15. С. 1-4. Худяков П.П. Борьба с контрабандой в Приамурье. Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ, 2002. 239 с.