Научная статья на тему 'РОЛЬ БАЛЕТНОЙ (ПАРТЕРНОЙ) ГИМНАСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ БАЛЕТНОЙ (ПАРТЕРНОЙ) ГИМНАСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arts Academy
Область наук
Ключевые слова
балетная (партерная) гимнастика / развитие физических данных / профессиональное образование. / ballet (parterre) gymnastics / development of physical data / vocational education.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агзамова Диана Олеговна, Пайзахметова Камилла Улукбековна, Тусупбекова Асель Досовна

В статье рассматривается балетная (партерная) гимнастика в контексте профессионального и дополнительного образования, ее цели и задачи, методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Агзамова Диана Олеговна, Пайзахметова Камилла Улукбековна, Тусупбекова Асель Досовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BALLET (GROUND) GYMNASTICS IN PROFESSIONAL AND ADDITIONAL EDUCATION

The article discusses ballet (parterre) gymnastics in the context of professional and additional education, its goals and objectives, teaching methods.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БАЛЕТНОЙ (ПАРТЕРНОЙ) ГИМНАСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

МРНТИ 18.49.45 УДК 793.38

DOI:10.56032/2523-4684.2022.3.3.13

Агзамова Диана Олеговна1, Пайзахметова Камилла Улукбековна2, Тусупбекова Асель Досовна3 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

РОЛЬ БАЛЕТНОЙ (ПАРТЕРНОЙ) ГИМНАСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье рассматривается балетная (партерная) гимнастика в контексте профессионального и дополнительного образования, ее цели и задачи, методы обучения.

Ключевые слова: балетная (партерная) гимнастика, развитие физических данных, профессиональное образование.

Агзамова Диана Олеговна1, Пайзахметова Камилла Улыкбеккызы2,

Ту^пбекова Эсел Доскызы3 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)

КЭС1БИ ЖЭНЕ КОСЫМША Б1Л1М БЕРУДЕГ1 БАЛЕТ (ЖЕРГ1) ГИМНАСТИКАНЫН Р©Л1

Аннотация

Макалада кэс1би жэне косымша б1л1м беру контекст1ндеп балет (партер) гимнастикасы, онын максаттары мен м1ндеттер1 карастырылFан, окыту эд1стер1.

ТYЙ¡нд¡ сездер: балет (партер) гимнастикасы, физикалык мэл1меттерд1 дамыту, кэс1пт1к б'л'м.

Agzamova Diana Olegovna1, Payzakhmetova Kamilla Ulukbekovna2, Tusupbekova Asel Dosovna3 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan) 13

THE ROLE OF BALLET (GROUND) GYMNASTICS IN PROFESSIONAL AND ADDITIONAL EDUCATION

Annotation

The article discusses ballet (parterre) gymnastics in the context of professional and additional education, its goals and objectives, teaching methods.

Key words: ballet (parterre) gymnastics, development of physical data, vocational education.

Введение. В данной работе рассматривается роль балетной (партерной) гимнастики в профессиональном и дополнительном образовании на примере Казахской национальной академии хореографии, которая реализует основную образовательную программу начального

образования (1-4 классы) в рамках Государственного образовательного стандарта и профессионального образования школа-колледж, осуществляющей образовательную деятельность технического и профессионального образования специальности «Хореографическое искусство» по квалификациям «Артист балета», «Артист ансамбля танца». Образование в академии выстроено таким образом, что обучение искусству балета начинается с 6-7 летнего возраста (предпрофессиональная программа хореографического искусства). Данная программа предусматривает урок балетной гимнастики, которая дает первоначальную подготовку физических данных, формирует двигательные навыки и качества, являющиеся основными критериями при поступлении обучающихся на техническое и профессональное образование по специальности «Хореографическое искусство».

За последние годы в параллели с профессиональным образованием в Казахстане открылось более 2000 разных студий танцев, балетных школ и танцевальных кружков, где обучаются дети и взрослые всех уровней подготовки. В программу данных танцевальных школ чаще всего входят уроки балетной (партерной) гимнастики.

14

Интерес к хореографическому воспитанию детей как на профессиональном уровне, так и на уровне дополнительного образования развивается и растет, из этого следует, что подготовка профессиональных кадров тоже имеет немаловажное значение. Так ребенок, обучающийся в самодеятельном кружке, в будущем имеет возможность поступить в профессиональное учебное заведение на основную образовательную программу начального

образования, так как имеет определенный опыт работы в развитие своих природных данных, благодаря упражнениям на уроке балетной (партерной) гимнастики.

Методы исследования. При приеме обучающихся в профессиональные

хореографические учебные заведения главными показателями годности ребенка к обучению являются природные данные: возраст, рост, вес, особенности телосложения, развитие двигательных качеств, координация движений, гибкость, музыкальность, танцевальный шаг, подъем (т.е. подвижность, гибкость стопы) и др. Природные данные обучающихся можно и нужно развивать, этого требует специфика специальности. Поэтому значение балетной гимнастики для хореографии неоценимо. Детей с исключительными данными для балета - избранные единицы, ребенок со средними сценическими данными может развить природные физические способности через определенный ряд упражнений балетной (партерной) гимнастики.

Обзор литературы по теме. Необходимо рассмотреть понятия партерной и балетной гимнастики. В своей книге Барышникова Т. «Азбука хореографии» [1, с.97] рассматривает партерный экзерсис как упражнения на полу, способствующие исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах, при этом помогают вырабатывать вывортность ног, развивают гибкость, эластичность стоп, мышц и связок, наращивают силу мышц с наименьшими затратами энергии. Гимнастика обучает ребенка сознательному управлению мышцами через

упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

Автор Нагайцева Л.Г. в своем методическом пособии «Вопросы теории и методики» [2, с.7] также отмечает, что партерная гимнастика и ее специфические упражнения помогают устранить определенный ряд физических недостатков обучающихся с учетом их индивидуальных физических данных, регулируя физическую нагрузку на различные суставы и группы мышц и при этом развивая и гармонично формируя мышечную массу и физические данные обучающихся.

Балетная гимнастика получила огромное распространение по всему миру, использует методику и последовательность упражнений в экзерсисе у станка и на середине зала. Балетная гимнастика по системе Князева Б., легендарного артиста и педагога, содержит базовые упражнения классического танца, разрабатывает природную выворотность, воспитывает эластичность стопы, совершенствует растяжк. Силкин П.А. [3, с.162] писал, что урок Князева Б. ценен тем, что выполнение упражнений, лежа на полу снимает нагрузку с позвоночника, это подготовка обучающихся к уроку классического танца, а не подмена его, является инструментом для восстановления физической профессиональной формы артистов балета после длительного пропуска занятий в силу различных причин, таких, как например травмы.

Результаты исследования. Гимнастика -совокупность упражнений для физического развития организма [4, с.166]. Таким образом, гимнастика несет под собой основу сформированных физических упражнений, в которых в единую систему собраны методические приемы, способствующие повышенно и совершенствованию уровня двигательных способностей организма, выработке физических способностей обучающихся, укреплению и восстановлению здоровья в целом.

От слова «партер в переводе с французского - на земле» возник русский термин «партер», у него несколько значений, которые используются в спорте

(упражнения или положения спортсмена на полу) и в хореографии, где партерными называются движения, исполняемые на полу, в различных положениях сидя, лежа, стоя на коленях [5, с.4].

Из этого следует, что на практике эти понятия партерной и балетной гимнастики синтезируются в единый контекст в целях, развития работы опорно-двигательного аппарата, совершенствования физических данных обучающихся и подготовки тела для дальнейшего изучения движений классического танца, который представляет собой трудоемкий процесс. Поэтому на первоначальном этапе обучения одним из важнейших аспектов подготовки, обучающихся является освоение урока балетной (партерной) гимнастики.

Гимнастика на полу развивает у обучающихся первоначальную хореографическую подготовку, природные физические данные, гибкость, выворотность ног, координацию движений, эластичность связок, мягких тканей и мышц, поддержание которых, в свою очередь, благоприятно отражается на здоровье обучающихся. Также благодаря музыкальному сопровождению урока развивается музыкальный слух обучающихся. Реализуется индивидуальный подход с учетом их возрастных особенностей обучающихся.

Из этого следует, что цель предмета — обучение и овладение обучающимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, и способствующей успешному освоению технически сложных элементов.

Задачами предмета являются:

• овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;

• обучение приемам правильного дыхания;

• обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата, обучающегося;

• формирование у обучающихся привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы;

• развитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма;

• развитие темпо-ритмической памяти обучающихся;

• воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности;

• воспитание важнейших психофизических качеств двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности -силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации.

Поставленные задачи курса тесно связаны между собой. Результаты их освоения взаимообусловлены и имеют взаимозависимый характер. Если рассматривать работу над формированием осанки, корректировки отдельных недостатков в физическом строении тела, то эти и другие задачи находятся в прямой зависимости от постановки дыхательной системы конкретного обучающегося, от его умений, навыков использования правильного дыхания. В свою очередь, выработка правильного дыхания зависит от осанки и постановки корпуса, а также психологических качеств личности, развития мышечно-связочного аппарата. Все это работает за счет опущенных и вставленных лопаток с одновременным вытягиванием макушки вверх, тем самым вырабатывается постановка корпуса и улучшается осанка обучающихся.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются такие методы обучения, как:

• методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

• метод стимулирования и мотивации (формирование интереса обучающегося);

• метод активного обучения (формирование творческих способностей обучающегося).

Как показывает практика, в группы школ и студий танцев ведется прием всех желающих без учета

физиологических индивидуальных данных обучающихся, что, в свою очередь, может нести за собой травмирование обучающихся, которым не хватает физических способностей.

Также необходимо отметить, что не все образовательные учреждения дополнительного образования имеют опыт работы с квалифицированными специалистами, что также приводит к ряду проблем при подготовке обучающихся в раннем возрасте. Поэтому немаловажным аспектом является высшее образование для преподавателя специальных дисциплин в области хореографического искусства и имеется необходимость проведения курсов повышения квалификации по таким предметам, как балетная (партерная) гимнастика для развития физических данных обучающихся в учреждениях дополнительного образования с адаптированными учебными программами курсов.

Заключение. Таким образом, роль балетной (партерной) гимнастики в профессиональном и дополнительном образовании неоценима. Главными принципами обучения является последовательность и систематичность принцип «от простого - к сложному». Балетная (партерная) гимнастика приучает детский организм к сложным физическим нагрузкам, улучшает эластичность мышц и связок, наращивает силу мышц и повышает гибкость суставов. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому, народно-

сценическому экзерсисам, требующим высокого физического напряжения. Ниже приведен примерный рекомендуемый набор упражнений балетной (партерной) гимнастики в классе дополнительного образования (Таблица 1.).

Таблица 1.

1. Исходное положение Название движения

Одна нога в положении «бабочка», другая вытянута вперед

И.П. Сесть на пол, спина прямая, обе ноги вытянуты перед собой. Сгибаем одну ногу в положении «бабочка» так, чтобы колено соприкасалось с полом. Другая нога остается вытянутой перед собой, стопу сокращаем. Затем корпусом, наклоняемся вперед к ноге, руки нам помогают, обхватают пятку сокращенной ноги, максимально стараемся корпусом достать до ноги, с ощущением «положить живот». Спина остается прямой с раскрытыми ключицами. Данное движение развивает выворотность тазобедренного сустава, силу мышц спины, растягивает подколенные связки.

2. И.П. Лечь на спине, обе ноги собраны, и натянуты по 1 позиции, руки вдоль корпуса, ладони направлены в пол. Медленное поднимание ног

Движение подготавливает к разделу adagio в экзерсисе у станка. Обе ноги предельно вытянуты в стопе и колене. Работающая нога

предельно выворотна в тазобедренном суставе, подавая пятку в потолок, медленно поднимается на высоту 90° в медленном темпе.

Опорная нога еще больше сопротивляется работающей ноге за счет работы в вертлужной впадине, сохраняя при этом «угол» в

тазобедренном суставе. Далее работающая нога постепенно опускается в И.П., сохраняя до последнего работу

натяжения и

выворотности ног во время исполнения

движения.

Все необходимо повторить с другой ноги.

В дальнейшем можно усложнить

данное движение: в исходном положении -ноги в 1-ой позиции с сокращенными стопами, при поднимании в воздух работающую ногу вытянуть в стопе. Опорная нога остается в сокращенном положении во время исполнения движения.

Данное движение развивает

танцевальный шаг, силу ног в тазобедренном_

суставе, натяжение ног.

3. И.П. Лечь на спину, обе ноги собраны, и натянуты в 1-ой позиции, руки вдоль корпуса, ладони направлены в пол. Большие броски ног

Работающая предельно вытянутая нога активно, и четко выбрасывается на высоту 90°, при этом ягодичные мышцы, поясница плотно прижаты к полу. Опорная нога вытянута, предельно выворотна, сопротивляется работающей ноге, пятка направлена в потолок. После броска работающая нога, сдержанно спускается в И.П. Движение повторить не менее 4 раз, затем повторить другой ноги. Данное движение развивает силу ног, за счет активного броска и сдержанного спуска, выносливость и координацию движения.

4. И.П. Лечь на спину, обе ноги собраны, и натянуты в 1-ой позиции, руки вдоль корпуса, ладони направлены в пол. Поднимание ног «свечка»

Обе ноги из И.П., медленно поднимаются наверх на 90°, стопы и колени предельно вытянуты, поясница остается прижатой к полу, активно работают

мышцы пресса. Далее следует равномерное опускание обеих ног в И.П. Ягодичные мышцы во время исполнения движения остаются прижатыми к полу. Данное движение развивает работу мышц пресса, вырабатывает выносливость, легкость ног.

5. И.П. Лечь на спину, обе ноги собраны, и натянуты в 1-ой позиции, обе руки в стороне на уровне плеч. «Книжка»

Одновременно активно отрываем корпус и ноги от пола, образуя тем самым «полуоткрытую книгу» (в форме буквы «V»), ноги активно поднимаются в воздух, спина сильная прямая, шея и голова -продолжение линии позвоночника, не напрягаются. Варианты: без удержания ног и с обхватом ноги руками. Далее исполняем сдержанный одновременный спуск в И.П. Движение повторить не менее 8 раз, проследить за работой спины и предельным натяжением ног во время исполнения движения.

Данное движение развивает силу спины, координацию движений ног, рук и корпуса, выносливость.

6. И.П. «бабочка». Усложненная «бабочка»

Руки обхватывают голеностоп около носка с внутренней части ноги, тем самым обе стопы соединены, пятки направлены вверх в потолок. Обе подушечки пальцев максимально прижаты к полу (полупальцы) и плотно примыкают друг к другу. Колени смотрят вниз, раскрываем от тазобедренного сустава, спина предельно прямая, макушкой вытягиваемся вверх. Данное движение развивает активную выоротность в трех суставах (тазобедренном, коленном, голеностопном).

7. И.П. «поза кошки», стоя на четвереньках. Работающую ногу на вступление вытягиваем назад, стопа натянута. На сильную долю выбрасываем работающую ногу по прямой линии на воздух, в потолок, колено вытянуто. Удерживаем крепкую спину, особенно в пояснице.

Опорная нога вытянута в стопе. Данное движение развивает силу ног во время броска, силу мышц спины.

После бросков можно задержать на несколько счетов работающую ногу в воздухе, и повторить все с другой ноги. Броски выполнить не менее 6-8 раз.

8 И.П. свободная 1-ая позиция ног, руки на талии Трамплинные прыжки

Трамплинные прыжки можно

исполнять по точкам

зала, усложняя

координацию рук и

головы: Раз-Правая рука поднимается к голове (как бы придерживая шляпу, соприкасаются голова и кончики пальцев. Левая рука одновременно поднимается в 4 позицию народно-сценического танца, на талию. И-Правая рука опускается к левой, на талию. Два-Левая рука поднимается навверх, чтобы «придержать шляпу на голове». И-Обе руки в 4 позиции рук.

Данное движение развивает толчок ног, высоту прыжка,

укрепляет работу стоп, координацию движений.

Таблица 1. Примерный рекомендуемый набор упражнений балетной (партерной) гимнастики в классе дополнительного

образования.

Список используемых источников:

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических балетных школ и студий. - СПб.: Люкси, Респекс, 1996. - 256 с.

2. Нагайцева Л.Г. Пояснительная записка. Вопросы теории и методики. (Метод. пособие). - Москва, 2003.

3. Силкин П.А. Рекомендации по развитию физических (функциональных) данных обучающихся на подготовительном отделении и в младших классах на основе системы Бориса Князева// Матер. междунар. науч. конф. Вестник АРБ. - 2007. -№1(17). - С.160-182.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 53000 слов/С.И.Ожегов; под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2005. - С.1200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж. -Москва, 2018. - 261 с.

References:

1. Baryshnikova T. Azbuka horeografii. Metodicheskie ukazanija v pomoshh' uchashhimsja i pedagogam detskih horeograficheskih, baletnyh shkol i studij. - SPb.: Ljuksi, Respeks, 1996. - 2S6 s. (In Russ.).

2. Nagajceva L.G. Pojasnitel'naja zapiska. Voprosy teorii i metodiki. (metod. posobie). - Moskva, 2003. (In Russ.).

3. Silkin P.A. Rekomendacii po razvitiju fizicheskih (funkcional'nyh) dannyh obuchajushhihsja na podgotovitel'nom otdelenii i v mladshih klassah na osnove sistemy Borisa Knjazeva// Mater. mezhdunar. nauch. konf. Vestnik ARB. - 2007. - №1(17). - S.160-182. (In Russ.).

4. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka. Ok. S3000 slov/S.I.Ozhegov; pod obshh. Red. Prof. L.I. Skvorcova. - 24-e izd., ispr. - M.: Oniks, Mir i Obrazovanie, 2005. - s.1200. (In Russ.).

5. Nikitin V.Ju., Kuznecov E.A. Parternyj trenazh. - Moskva, 2018. - 261 s. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.