политология. история. философия
УДК 327.3(47+57+5-11)
Н. В. Шинковская
«для РЫВКА НАМ НУЖНО ПАРТНЕРСТВО С АЗИЕЙ» (Итоги саммита АТЭС-2012)
Анализируются итоги саммита АТЭС-2012. Рассматриваются различные подходы к проблеме интеграции России в экономическое сообщество АТР
Ключевые слова: АТЭС, АТР, саммит, интеграция, инвестиционный климат.
“We need partnership with Asia to make pace forward” (Results of the 2012 APEC summit). NATALIYA V. SHINKOVSKAYA (Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok). The article sums up the results of the 2012 APEC summit. It deals with various approaches to the issue of the integration of Russia into the economic system of the Pacific Rim countries.
Key words: APEC, Pacific Rim, summit, integration, investment climate.
В сентябре 2012 г. во Владивостоке состоялся долгожданный саммит АТЭС. Впервые он проводился в России, на острове Русский. Участниками саммита стали представители 21 страны Азиатско-Тихоокеанского экономического региона.
27 января 2007 г. президент РФ В.В. Путин провел во Владивостоке совещание, на котором впервые официально объявил, что саммит АТЭС
2012 г. пройдет во Владивостоке. Было отмечено, что саммит - это не статусное мероприятие, а важный проект по развитию Дальнего Востока России и Приморского края. В мае 2009 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г., о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Для подготовки к саммиту АТЭС-2012 в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до
2013 года» была разработана и утверждена подпрограмма «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» [3]. Все это свидетельствовало о том, что федеральный центр рассматривает Владивосток и Приморье и как форпост России на Тихом океане, и как площадку для встраивания России в АТР - центр де-
лового, экономического, политического и гуманитарного сотрудничества.
Приоритетами российского форума торговоэкономического сотрудничества было обозначено пять направлений: либерализация торговли, региональная интеграция, совершенствование транспортно-логистической системы, продовольственная безопасность и содействие инновационному развитию.
Результаты форума, подготовка к которому проходила в обстановке практически всеобщего скепсиса и весьма мрачных прогнозов, превзошли, по определению журналистов, все ожидания: он «превратился в площадку, где встретились лидеры ведущих держав региона (Китая, России, США, Японии) и где было подписано множество различных соглашений» [1]. По оценкам СМИ, после саммита Россия явно набрала вес среди стран-участниц.
В итоговой декларации форума, наряду с несколько абстрактными призывами к борьбе с коррупцией, укреплению финансовых систем, снижению резких колебаний цен и т.п., были сформулированы конкретные обязательства, взятые на себя участниками. Так, крупнейшим достижением саммита названы обязательства воздерживаться до 2015 г. от роста защитных импортных пошлин и согласование списка 54 экологических товаров, по которым импортные пошлины в течение трех лет предполагается снизить до 5% (сейчас они достигают 25-30%). Это, по оценкам специалистов,
ШИНКОВСКАЯ Наталия Витальевна, кандидат исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института права и управления (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). E-mail: [email protected] © Шинковская Н.В., 2012
политология. история. ФИЛОСОФИЯ
открывает большие перспективы как для России, так и для остальных двадцати экономик стран, входящих в АТЭС, а также дает толчок для развития производства продукции, минимально загрязняющей природу. Россия от принятия документа выиграет, поскольку многие пункты дадут нашему бизнесу возможность участвовать в производстве и продаже компонентов российского производства в страны АТЭС. Москва на прошлогоднем саммите АТЭС в Гонолулу обещала приложить все усилия, чтобы добиться появления согласованного списка [8]. В основном речь шла об энергетическом оборудовании и комплектующих коммунальной инфраструктуры «зеленой» энергетики. В этой сфере с 2010 г. очевиден постоянный конфликт ЕС, с одной стороны, и США с Китаем - с другой. Предпринятые участниками форума в этом направлении шаги были расценены аналитиками как перспектива создания в рамках АТЭС своеобразной «мягкой альтернативы» ВТО и, далее, открытие для стран АТЭС возможности играть на противоречиях в ВТО с ЕС [1].
Положительным для России фактом, отмеченным средствами массовой информации, явилось почти полное отсутствие каких-либо шагов в развитии темы Транстихоокеанского партнерства (ТТЛ) - инициированного США в 2009 г. возможного соглашения девяти развитых экономик АТЭС по свободной торговле, войти в которое ни у России, ни у КНР шансов не было. Если на предыдущем саммите АТЭС в Гонолулу председатель КНР Ху Цзиньтао заявлял о принципиальной поддержке его страной идеи ТТП, то во Владивостоке данная тема развития не получила. В целом на АТЭС-2012 явных противоречий между позициями России и КНР не демонстрировалось, хотя двусторонняя встреча Владимира Путина и Ху Цзиньтао не дала значимых объявленных результатов [2].
Несмотря на напряженные политические отношения России и Японии из-за Курил, позитивными оказались «японские» итоги саммита АТЭС, выразившиеся в готовности Японии участвовать в российском проекте по экспорту сжиженного природного газа из РФ (Владивосток), в соглашении между группой ИСТ и Мйзш по железнодорожному транспорту, а также нескольких менее крупных контрактах. Российско-японские переговоры в рамках саммита АТЭС не слишком афишировались, но по их итогам 9 сентября президент России Владимир Путин объявил о предстоящем визите в Россию премьер-министра Японии Есихико Ноды и обсуждении с ним ключевых проблем в отношениях двух стран.
В чисто политической сфере на АТЭС-2012 во Владивостоке власти России, вероятно, ставку
делали именно на Хиллари Клинтон и США. Но здесь ничего непредсказуемого и хотя бы символически важного (если не считать прогноза госсекретаря США о возможной отмене Конгрессом США в сентябре-октябре 2012 г. поправки Джексона-Вэника) не произошло. Стороны обменялись мнениями по всевозможным посторонним темам -от гражданской войны в Сирии до дела Pussy Riot, но не по темам АТЭС. В качестве положительного момента многими обозревателями был отмечен тот единственный факт, что даже у США никаких возражений к азиатско-тихоокеанским планам России не прозвучало [9].
Позитивную направленность переговоров 7-9 сентября подтвердил в ходе саммита АТЭС глава «Газпрома» Алексей Миллер, объявивший, что поставки госмонополией газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона «в самые ближайшие годы превысят объемы поставок в Европу». А довольно резкий тон Путина в оценке требования ЕС к России продолжать «субсидирование» дешевым газом стран Восточной Европы был воспринят как иллюстрация к тому, что о «восточном развороте» экономики РФ действительно готовы говорить.
Характер саммита, по мнению аналитиков, изменило сразу несколько обстоятельств. Среди них - развитие в 2010-2011 гг. финансового кризиса, который к 2012 г. трансформировался в угрозу экономикам не входящего в АТЭС Евросоюза. Положительным фактором явилось присоединение с лета 2012 г. России к ВТО: АТЭС рассматривается и как «тихоокеанский клуб» внутри ВТО. Возросший в связи с кризисом интерес Китая и стран Юго-Восточной Азии к «мультивалютной» мировой торговле, которая к 2012 г. уже выглядит как альтернатива паре доллар-евро, тоже сыграл немаловажную роль [2].
Подводя итоги саммита, Владимир Путин, как представитель принимающей АТЭС страны, заявил, что задачи форума полностью выполнены, а все затраты на его проведение были обоснованы. По словам президента, из «этих 600 миллиардов рублей 300 миллиардов пошло на строительство газовой трубопроводной системы с Сахалина на Владивосток для газификации Приморья». Деньги были вложены также в строительство системы водоснабжения, аэровокзала и новых корпусов студенческого городка Дальневосточного университета. «Удалось не только сохранить преемственность в деятельности АТЭС, но и обозначить новые горизонты и, что очень важно, дать позитивный сигнал деловым кругам», - подвел итог Владимир Путин [11].
Однако понятно, что успешно проведенное мероприятие, ставшее реализацией одного из самых
амбициозных и дорогостоящих проектов экс-президента Дмитрия Медведева, и реализация «полученных бонусов» - это две самостоятельные истории.
АТЭС - ключевая организация Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которой приходится 58% глобального ВВП и 40% населения мира. После кризиса 2008-2009 гг. российские чиновники всерьез задумались о новой роли АТР, а сырьевые олигархи обратили взоры на новые динамичные рынки. Однако сегодняшний уровень развития России не позволяет ей претендовать на роль лидера, а амбиции - смириться с унизительной, по мнению ряда чиновников, ролью сырьевого придатка Азии. Вопрос о том, в каком качестве наша страна должна интегрироваться в динамичный АТР, стал предметом острых дискуссий, получивших отражение на страницах СМИ. «Неадекватная оценка своей роли в Азии имеет для России серьезные последствия», - пишет обозреватель издания «Коммерсантъ ВЛАСТЬ». Автор напоминает, что в роли сырьевой базы Азии выступают не только страны Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки, но и такое вполне развитое государство, как Австралия. России ничто не мешает пойти по этому пути. Необходимо отбросить амбиции, поняв, что быть сырьевым придатком Азии ничем не хуже, чем играть ту же роль в Европе, и начать строить инфраструктуру, привлекать иностранных подрядчиков, поддерживая баланс инвесторов из разных стран, менять доступ к ресурсам на доступ к технологиям, грамотно администрировать полученную ренту и вкладывать ее в другие отрасли. По такому пути шли «азиатские тигры», используя единственное конкурентное преимущество - дисциплинированную и дешевую рабочую силу. Всем приходилось с чего-то начинать [4].
«Присутствие в этом регионе жизненно необходимо для России, - считает директор Центра исследований постиндустриального общества доктор экономических наук Владислав Иноземцев. - Однако пока это, скорее, пожелание, чем реальная возможность. Наша страна недопустимо слабо вовлечена в тихоокеанскую экономику и политику» [6]. В статье «На обочине Великого океана. Чего достигла Россия к саммиту АТЭС» он приводит целый ряд аргументов, подтверждающих этот вывод. В частности, ученый напоминает о том, что Россия в Азии - не главный и, тем более, далеко не единственный поставщик сырья, таковым является, например, Китай, который через 10-15 лет вполне освоит как новые энергетические технологии, так и богатства соседних Центральной Азии и Мьянмы; тогда игра для нашей страны и вовсе закончится. «Россия, - пишет Иноземцев, - почти
не участвует в заметном в регионе соревновании ’’технологических” и ’’индустриальных” экономик. Сегодня за Россией зарегистрировано меньше международных патентов, чем за компанией Samsung, а инвестиции в инновационное производство в Китае превосходят российский показатель в 40 раз. Через 10-15 лет в регион сместятся и центры биржевой торговли, но стране нечего предложить партнерам, которые были бы готовы рассматривать ее как главного союзника, в том числе и из-за опасений перед растущей мощью Китая. Несостоятельными выглядят и претензии России на значимую роль в логистической сфере. Мощность российских транзитных путей составляет не более 85 миллионов тонн в год: 80 млн т приходятся на БАМ и Транссиб, остальные 5 - на Северный морской путь. При этом и та, и другая артерии сейчас более чем на 80% заняты перевозкой российских грузов» [6].
Более оптимистично смотрят на перспективы России представители бизнес-элиты, для которой АТЭС - это возможность продвигать свою продукцию, привлекать инвестиции и создавать новые партнерства. У России, полагает сопредседатель Делового консультативного совета АТЭС, гендиректор ОК РУСАЛ Олег Дерипаска, есть шанс стать чем-то большим, чем сырьевым придатком. За 15-20 лет, благодаря сложившейся сейчас мировой конъюнктуре, можно, по его мнению, полностью преобразить регион и сделать его одной из ключевых точек роста всей российской экономики, укрепить геополитические позиции России в АТР, построить современную энергетическую, транспортную и социальную инфраструктуру, в разы повысить уровень, качество и комфорт жизни, благосостояние граждан. «Для рывка, - сказал он в интервью телеканалу ДОЖДЬ, - нам нужно партнерство с Азией». «Но главное условие для развития интеграции с АТР ключевых регионов -Восточной Сибири и Дальнего Востока - развитие инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, морских портов, авиаузлов, электроэнергии... необходимой связи между регионами» [5].
По мнению В. Иноземцева, чтобы попытаться вернуть России статус великой тихоокеанской державы, нужен масштабный проект нового освоения всей Сибири. Реализация такого проекта в Азии, по его мнению, возможна только с учетом азиатского опыта. «Опыт этот имеет несколько общих для всех стран черт: развитие индустриального производства, экономическая открытость, ориентированность на сотрудничество с партнерами и соседями. Единственным стратегическим преимуществом России остается наличие дешевого сырья и энергоресурсов. В случае попытки индустриального развития быстро окажется, что главным конкурен-
политология. история. философия
том выступает Китай; его участие в этом проекте принципиально невозможно, так как КНР воспринимает Россию только как поставщика сырья и проповедника на международной арене тех антиамериканских лозунгов, которые боится озвучивать она сама. Соответственно, опираться нужно в первую очередь на Японию, Южную Корею и Тайвань. Российский Дальний Восток должен стать мощной промышленной площадкой, где перерабатывались бы ресурсы, добываемые на основе концессий, и производилась бы продукция, конкурентоспособная на мировых рынках. Япония и Корея - крупнейшие в мире производители торговых судов и строители портов; инфраструктура Дальнего Востока должна быть ориентированной на океан, а не на перевозки вглубь страны. Японские технологии, корейские и тайваньские инжиниринговые возможности и, к примеру, дешевый северокорейский труд должны соединиться с возможностями и потенциалом России для ускоренного развития Дальнего Востока как естественной части экономики региона. Все Приморье могло бы стать одной большой экспортно-ориентированной промышленной зоной с льготным режимом налогообложения и большими возможностями для международного сотрудничества» [6].
Главной целью форума для России организаторы заявили привлечение иностранных инвестиций в развитие страны. Одна из конференций саммита так и называлась: «Инвестируйте в Россию». Владимир Путин активно продвигал несколько проектов - в частности, предлагал использовать просторы нашей страны для транзита грузов между Европой и Азией. Путин объяснил лидерам стран АТЭС преимущества использования Транссиба, БАМа и Северного морского пути для доставки грузов в Европу. Кроме того, он призывал страны АТЭС совместно участвовать в освоении наших сельскохозяйственных земель [7].
Инвестировать в Россию желающих оказалось немало. Наибольшую заинтересованность проявили китайцы. Представители этой страны готовы вкладывать и в энергетику, и в освоение земель, и в совместную разработку нового вертолета. Готовы рискнуть своими инвестициями и японцы. По итогам двусторонней встречи Владимира Путина с премьером Японии Есихико Нодой были подписаны соглашения по созданию совместного предприятия по производству сжиженного газа и организации лесопереработки [7].
Однако практика реализации инвестиционных проектов в большой степени связана с проблемами гарантий ведения бизнеса в России, неблагоприятного инвестиционного климата, которые неоднократно пытались поднять на встрече с пре-
зидентом представители зарубежных компаний. Но программные выступления Владимира Путина на саммите АТЭС показали, что, кроме общих обещаний по поводу дальнейшего улучшения инвестиционного климата, президент не готов обсуждать те проблемы страны, которые иностранные инвесторы считают для себя наиболее важными. На встрече участников Делового саммита АТЭС президент рассказывал предпринимателям о строительстве космодрома, аэропорта, мостов и железных дорог. Однако главными проблемами России, с точки зрения бизнеса, являются низкая эффективность и расточительность правительства, зависимые суды, высокие налоги, коррупция и незащищенность частной собственности. Такой список препятствий для бизнесменов в России опубликовал Всемирный экономический форум прямо во время саммита АТЭС. Взгляд иностранных специалистов на российскую экономику, который они изложили в своем отчете о глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report 2012-2013), принципиально отличался от тех тем, на которых акцентировал внимание Владимир Путин. Так, среди важнейших проблем России иностранные предприниматели и экономисты называют коррупцию, неэффективную правительственную бюрократию, сложности финансирования, высокие налоги, невосприимчивость к инновациям и давление криминала. Эти показатели определяют положение России в глобальном рейтинге конкурентоспособности, который в последние годы ухудшился, переместив Россию за последние три года с 63-го на 67-е место среди 144 стран. В соответствии с выводами The Global Competitiveness Report 2012-2013, в списке 144 стран Россия занимает 133-е место по степени защиты прав собственности, 122-е - по уровню независимости судов, 133-е - по надежности полицейских услуг, 140-е - по защите интересов акционеров и 124-е - по эффективности антимонопольной политики [10].
Проблему качества судебной системы, которая волнует бизнес, президент вообще обошел стороной. Не упомянул он и о качестве государственного регулирования. На игнорирование болезненных проблем обратили внимание и независимые экономисты. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК (Финансовые и бухгалтерские консультанты) Игорь Николаев считает, что из года в год и инвесторы, и представители отечественного бизнеса, и экономисты говорят о наличии важнейших препятствий, ситуация с которыми не меняется. Более того, ком проблем только нарастает, и вряд ли с ними может справиться прорекламированный российской стороной на саммите институт инвестиционного омбудсмена. В свою очередь,
научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что при продолжении прежней политики рассчитывать на особые позитивные результаты в будущем не приходится [10].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АТЭС-2012 принес России больше дивидендов, чем ожидалось. URL: http://izvestia.rU/news/534755#ixzz298maXBok (дата обращения: 01.10.2012).
2. Бутрин Д. Россия вовремя отвернулась от Европы // Коммерсантъ. № 168/П(4953).10.09.12. URL: http://zagolovki. т/аг11с1е/108ер2012/саттк (дата обращения: 01.10.2012).
3. Все об АТЭС: сайт саммита АТЭС. URL: Ы^р//рптогеку. ги/т^гта^оп/а11_аЬоШ;_арес.Мт1 (дата обращения:
01.10.2012).
4. Габуев А. Знать свое место. URL: http://kommersant.ru/ doc/2009574 (дата обращения: 02.10.2012).
5. Дерипаска О. «Для рывка нам нужно партнерство с Азией». URL: http://deripaska.ru/in_focus/video/interview/ detail.php?ID=535#.UHlmyK5Hgb0 (дата обращения:
02.10.2012).
6. Иноземцев В. На обочине Великого океана. Чего достигла Россия к саммиту АТЭС. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2001507 (дата обращения: 02.10.2012).
7. Наводить мосты, а не отгораживаться. URL: http://www. newizv.ru/politics/2012-09-10/169504-navodit-mosty-a-ne-otgorazhivatsja.html (дата обращения: 02.10.2012).
8. Россия продавила на АТЭС «зеленые товары». URL: http:// izvestia.ru/news/534662#ixzz299UdLfu9 (дата обращения:
02.10.2012).
9. Сам себе саммит // Коммерсантъ. № 168/П (4953). 10.09.2012.
10. Ухудшение инвестклимата оказалось за рамками саммита АТЭС. URL: http://www.ng.ru/economics/2012-09-10/1_ rezhim.html (дата обращения: 01.10.2012).
11. Участники форума АТЭС приняли итоговую декларацию. Владимир Путин доволен результатами саммита. URL http://kommersant.ru/doc/2018886 (дата обращения:
01.10.2012).