Научная статья на тему 'Роль анималистического рисования в системе преподавания на художественно-графическом факультете МПГУ'

Роль анималистического рисования в системе преподавания на художественно-графическом факультете МПГУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1387
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНИМАЛИСТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ / АЛЬБОМЫ ОБРАЗЦОВ / ХУДОЖНИКИ-АНИМАЛИСТЫ / КЛАССЫ АНИМАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ / ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЖИВОТНЫХ / ПОРТРЕТ И ЭМОЦИИ ЖИВОТНОГО / АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ / МЕТОДЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНОГО В НАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / ВИДЫ РИСОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ / ANIMAL DRAWING / SAMPLE ALBUMS / ANIMAL ARTISTS / ANIMALISTIC PAINTING CLASSES / PLASTIC ANATOMY OF ANIMALS / PORTRAIT AND EMOTIONS OF ANIMALS / ANIMALISTIC COMPOSITIONS / METHODS OF DEPICTING ANIMALS IN SCIENTIFIC AND FICTION LITERATURE / TYPES OF ANIMAL DRAWING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова Татьяна Владимировна

В данной статье освещаются вопросы истории и методов преподавания анималистического жанра в европейской, восточной и российской школах изобразительного искусства. Рассматриваются творческие подходы в изображении животных различными художниками-анималистами, советскими ученымизоологами, художниками-иллюстраторами. На основе творчества выдающихся художников предлагаются варианты методик преподавания рисунка данного жанра. Проведенный ретроспективный анализ выявил ряд проблем, с которыми сталкиваются бакалавры и магистры при изучении анималистического жанра в области пластической анатомии, конструкции, пластики и психологии животных. В частности рассмотрены этапы освоения анималистического рисунка студентами художественно-графического факультета МПГУ. Не редко студенты выбирают темой дипломного проекта анималистическое рисование. Поэтому на протяжении всего курса обучения им рекомендуется обращаться к темам, связанным с изображением животных. В рамках летней пленэрной практики эта тема является не решенной, что оказывает влияние на качество дипломной работы. Статья направлена на совершенствование методов преподавания рисунка представителей животного мира у студентов художественно-графического факультета МПГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of animalistic drawing in the system of teaching at the art-graphic faculty of the MPSU

This article highlights the issues of history and methods of teaching animalistic genre in European, Eastern and Russian schools of fine arts. Examines creative approaches to the depiction of animals various artists-animal Soviet scientistszoologists, artist’s illustrators. On the basis of creativity of outstanding artists variants of methods of teaching of drawing of this genre are offered. The retrospective analysis revealed a number of problems faced by bachelors and masters in the study of the animalistic genre in the field of plastic anatomy, design, plastic arts and animal psychology. In particular, the stages of development of animalistic drawing by students of the art-graphic faculty of MPSU are considered. Not infrequently, students choose the theme of the graduation project of the animal drawing. Therefore, throughout the course, they are encouraged to refer to topics related to the image of animals. In the framework of summer plein air practice this topic is not resolved, which has an impact on the quality of the thesis. The article is aimed at improving the methods of teaching the drawing of the animal world among students of the art-graphic faculty of the Moscow state University.

Текст научной работы на тему «Роль анималистического рисования в системе преподавания на художественно-графическом факультете МПГУ»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С. 124-129. __ _ _

удк 76.021 | . В. Волкова

Роль анималистического рисования в системе преподавания на художественно-графическом факультете МПГУ

В данной статье освещаются вопросы истории и методов преподавания анималистического жанра в европейской, восточной и российской школах изобразительного искусства. Рассматриваются творческие подходы в изображении животных различными художниками-анималистами, советскими учеными-зоологами, художниками-иллюстраторами. На основе творчества выдающихся художников предлагаются варианты методик преподавания рисунка данного жанра. Проведенный ретроспективный анализ выявил ряд проблем, с которыми сталкиваются бакалавры и магистры при изучении анималистического жанра в области пластической анатомии, конструкции, пластики и психологии животных. В частности рассмотрены этапы освоения анималистического рисунка студентами художественно-графического факультета МПГУ. Не редко студенты выбирают темой дипломного проекта анималистическое рисование. Поэтому на протяжении всего курса обучения им рекомендуется обращаться к темам, связанным с изображением животных. В рамках летней пленэрной практики эта тема является не решенной, что оказывает влияние на качество дипломной работы. Статья направлена на совершенствование методов преподавания рисунка представителей животного мира у студентов художественно-графического факультета МПГУ.

Ключевые слова: анималистическое рисование, альбомы образцов, художники-анималисты, классы анималистической живописи, пластическая анатомия животных, портрет и эмоции животного, анималистические композиции, методы изображения животного в научной и художественной литературе, виды рисования животных

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 124-129.

T. V. Volkova

The role of animalistic drawing in the system of teaching at the art-graphic faculty of the MPSU

This article highlights the issues of history and methods of teaching animalistic genre in European, Eastern and Russian schools of fine arts. Examines creative approaches to the depiction of animals various artists-animal Soviet scientists-zoologists, artist's illustrators. On the basis of creativity of outstanding artists variants of methods of teaching of drawing of this genre are offered. The retrospective analysis revealed a number of problems faced by bachelors and masters in the study of the animalistic genre in the field of plastic anatomy, design, plastic arts and animal psychology. In particular, the stages of development of animalistic drawing by students of the art-graphic faculty of MPSU are considered. Not infrequently, students choose the theme of the graduation project of the animal drawing. Therefore, throughout the course, they are encouraged to refer to topics related to the image of animals. In the framework of summer plein air practice this topic is not resolved, which has an impact on the quality of the thesis. The article is aimed at improving the methods of teaching the drawing of the animal world among students of the art-graphic faculty of the Moscow state University.

Keywords: animal drawing, sample albums, animal artists, animalistic painting classes, plastic anatomy of animals, portrait and emotions of animals, animalistic compositions, methods of depicting animals in scientific and fiction literature, types of animal drawing

Человек начал изображать животный мир еще во времена палеолита. «Зверь был источником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством», - писала Н.А. Дмитриева [1, с. 11]. Человек жил в окружении диких и домашних животных, поэтому на протяжении десятков тысяч веков люди рисовали и писали животных также часто, как и самих себя. За последнее столетие мир стремительно изменился, теперь уже не наблюдается такого тесного соседства между людьми и животными. Изображение животных отошло на второй план.

Имена художников первобытного общества рисовавших, писавших или создававших скульптуры животных остались неизвестны, как и большинство имен художников Древнего мира.

Изучая историю данного вопроса начиная с Нового времени, стоит упомянуть следующих европейских художников рисовавших животных и писавших их: Пизанелло [2], Л. да Винчи, А. Дюрер, Ф. Снейдерс, Я. Вильденс, Я. Фейт, П. Поттер, М. де Хондекутер, Д. Стаббс, Ф. Руссо, Ф.В. Ку-нерт. Заслуживают внимания анималистические рисунки художников школ Востока: И Юаньцзи, Чжу Чжаньцзи, Ци Байши, Сюй Бэйхуна, Ито Дзя-кутю, Мори Сосэна, К. Хокусая [3], У. Хиросигэ, О. Косона.

Исследуя эволюцию анималистического жанра можно проследить такую тенденцию: среди мастеров изобразительного искусства есть художники-анималисты, и есть те, кого интересовала не только анималистика, однако в своем творчестве они достигли вершин в создании образа животного. Среди выдающихся художников, которые отдали дань анималистическому жанру стоит упомянуть Пизанелло, Л. да Винчи, А. Дюрера, П.П. Рубенса, Э. Делакруа, К. Хокусая, У. Хиросигэ.

На протяжении многих веков художники старались систематизировать и передавать свой опыт ученикам и будущим поколениям художников, создавали учебные пособия, образцы рисунков, методические указания. М.И. Майская ссылается на альбом Джованнино де Грасси, кодекс Валларди, где собраны образцы рисунков, в том числе и животных, которые предназначались для копирования учениками. Первый этап обучения был таков - «от образца к натурной штудии». Подобные альбомы принадлежали художнику возглавлявшему мастерскую и передавались по наследству. Рисунки из Манги К.Хокусая являются дневником художника, но собранные учениками этого художника, также послужили образцами для копирования. Отдельные разрозненные репродукции старинных оригиналов для копирования по изображению представителей животного мира встречаются в учебных пособиях по рисунку, изданных в ХХ веке. К сожалению, нет исследования на эту тему, и мы не имеем информации о том, чтобы кто-нибудь занимался систематизацией этого вопроса.

Традиции обучения грамотному изображению животного мира в России сложились еще в XVIII веке, когда был создан класс зверей и птиц. Основоположником обучения зверописи учеников Академии художеств был И.Ф. Гроот, который смог привить обучаемым любовь к созданию композиций с животными, ознакомил их с неизвестным до этого жанром живописи. В свою очередь ученики И.Ф. Гроота впоследствии стали создавать произведения отличающиеся новизной и неповторимостью [4].

Развитие анималистического искусства в России принесло свои плоды: в XIX веке появилась яркая плеяда скульпторов П.К. Клодт, А.Л. Обер, Е.А. Лансере, Н.И. Либерих. П.К. Клодт ввел традицию, сделав главным героем своих произведений именно животное.

В конце Х!Х века в императорской Академии художеств стал преподавать Самокиш Н.С., который помимо батальных сцен виртуозно рисовал анималистические композиции пером. Он создал рисунки для учебного пособия по изображению животных.

В Московском училище живописи ваяния и зодчества был открыт класс анималистической живописи, преподавателем которого был А.С. Степанов. Благодаря его педагогической деятельности многие ученики получили возможность освоить рисование и живопись животных, прониклись любовью к миру животных.

Художники-анималисты часто являлись также учеными, либо тесно сотрудничали с учеными.

XX век явился важной вехой в становлении анималистического жанра. Активизировался научный подход в изучении биосферы. Появилась плеяда художников изображавших животных и бывших одновременно учеными-зоологами: это

A.Н. Формозов, К.К. Флеров, В.А. Ватагин [5], Н.Н. Кондаков, В.М.Смирин, А.Н. Комаров. Они лучше других изучили повадки, движения животных.

На биологическом факультете МГУ до сих пор существует практика изучения и наблюдения за животными с альбомом и карандашом в руках. В среде преподавателей биологического факультета МГУ зарисовка считается более объективной, чем фотография.

Помимо художников-анималистов занимавшихся наукой появился ряд художников изображавших животных в книжной иллюстрации, и станковых композициях. Их произведения может быть не столь скрупулезны, но отличаются большей образностью. Это А.Н. Комаров, Г.Н Карлов,

B.А. Горбатов, Д.В. Горлов, М.М. Кукунов.

Одной из самых сложных задач художника-

анималиста является создание портрета и передача эмоций у животного. Эти задачи успешно решали М. де Хондекутер, В.А. Серов, Г.Н. Карлов, Е.И. Чарушин, В.В. Трофимов. Трое первых наделяли животных человеческими эмоциями, но делали это на самом высоком уровне. Последние двое старались передавать эмоции не-

посредственно самих животных. Вот что пишет Баранцева М.А. о творчестве выдающегося художника-анималиста В.В. Трофимова: «Наивысшим достижением в области анималистического жанра считается создание художником портретов животных. Это требует от него особого внимания к отдельно взятой «особи», так как в этом случае важно передать не видовые признаки последней, а ее индивидуальные особенности» [6].

Если научные книжные иллюстрации убедительно изображают экстерьер животных в разных ракурсах, то совершенно иные задачи решаются в тематических композициях: В. Серова, Е. Чарушина, В. Трофимова (связь фигуры животного со средой, фигуры животных могут быть объединены сюжетной завязкой).

Задачи художника-анималиста в ХХ веке становятся более разнообразными. В связи с изменением методов преподавания рисунка и живописи в ХХ веке, на первый план выдвигаются задачи научить последовательно вести работу над изображением, а не слепо копировать оригинал. В результате этого были опубликованы учебные пособия по работе над рисунком животного (Г. Баммес [7], А.М. Лаптев [8], Г.Н. Карлов [9]).

В этот же период был выпущены учебные пособия по пластической анатомии животных В.Танка [10], М.Ц. Рабиновича [11].

В МГПИ им. В.И. Ленина в 1950 г. были открыты факультативные курсы рисования, которые возглавил М.М. Кукунов, сумевший привить своим ученикам большую любовь к изображению животных. Работы М.М. Кукунова хранятся в Московском зоопарке и Государственном Дарвиновском музее.

В XXI веке появился ряд статей по истории русской, советской анималистики И.В. Портно-вой. Ее искусствоведческие исследования посвящены отечественным художникам-анималистам с XVIII по конец XX века и рассказывают о научной анималистической иллюстрации, развитии анималистической скульптуры в России и т.д.

Бызовой А.А. защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете: На материале курса скульптура и пластическая анатомия». Автор предлагает следующий алгоритм обучения искусству изображения животных: в начале обучения студенты должны глубоко изучить пластическую анатомию, механику движения, создать альбом анатомических рисунков, набросков, зарисовок и затем уже работать над скульптурным воплощением образа. Мы отметили для себя в этом исследовании то, что автор уделяет большое внимание сбору материала для альбома анатомических рисунков [12].

Проанализировав информацию по изображению представителей животного мира, мы пришли к выводу, что в анималистическом рисовании

есть четыре творческих метода обучения: 1) рисование по памяти и по представлению, воображению - так работали художники Древнего мира, Японии, Китая, 2) рисование по образцам - методы работы ломбардских миниатюристов XV века, 3) переход от копирования образцов к работе с натуры, 4) рисование непосредственно с натуры.

Ознакомившись с историей анималистического жанра и историей методов преподавания его, мы задались вопросом, в каком состоянии находится преподавание анималистического жанра на художественно-графическом факультете МПГУ.

В процессе обучения на художественно-графических факультетах педагогических вузов студенты изучают методы изображения геометрических тел, головы и фигуры человека в различных техниках [13]. На знакомство с методами изображения представителей животного мира отводится всего 6 часов на пленэре. Несмотря на большое сходство в строении человека и многих млекопитающих студенты XГФ не умеют рисовать животных, даже, если достигли определенных успехов в передаче человеческого тела.

Незнание научного наследия в области анималистического жанра сказывается на качестве теоретической и практической подготовки студентов педагогических вузов, которые, определяясь с темой выпускной квалификационной работы, все-таки останавливают свой выбор на создании образов животного мира.

Тематика дипломных работ, посвященных изображению представителей фауны очень разнообразна: это иллюстрирование произведений писателей-анималистов и поэтов, писавших стихи о животных для детей, создание станковых произведений в графике и живописи, иллюстрирование календарей, научных изданий о зверях и птицах, создание образов животных в декоративно-прикладном искусстве.

На XГФ студент-дипломник начинает основательно работать над своей темой в начале 5 курса. И сразу же сталкивается с проблемами плохого знания анатомии животных, неумения передачи фактуры внешних покровов, незнания характера и повадок различных животных. В результате дипломная работа выходит маловыразительной.

Окончив художественно-графический факультет, выпускники идут работать в самые различные учебные заведения: детские дошкольные образовательные учреждения, кружки, школы с углубленным изучением ИЗО, колледжи со специальностью ИЗО. Во всех вышеперечисленных заведениях определенное количество времени отводится на изображение животного мира и тут возникает противоречие, так как выпускники педагогических вузов слабо подготовлены в области раскрытия образов животных. Часто школьники обладают большей информацией о

представителях фауны и большей наблюдательностью, чем они.

Студенты педагогических вузов в связи с нехваткой часов на данный вид рисования для приобретения знаний, умений и навыков в области изображения представителей животного мира вынуждены работать самостоятельно и это затормаживает процесс их обучения. Многое происходит из-за их неосведомленности и отсутствия любознательности.

Если создать план работы обучающихся, где будут четко указаны этапы освоения знаний, даны упражнения на приобретение тех или иных навыков или умений, то работа их будет более целенаправленной.

Студенты ХГФ МПГУ имеют большие возможности для изучения анатомического строения, характеров, поведения животных. Во внеурочное время они могут посещать Московский зоопарк, Государственный Дарвиновский музей, Научно-исследовательский зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Научно-художественный музей коневодства, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева. Следуя по стопам выдающихся художников-анималистов, студенты могут сначала ознакомиться с внутренним строением зверей и птиц, особенностями их внешних покровов, выполнить рисунки с чучел, а затем изучить особенности поведения их в условиях зоопарка. Никто из студентов ХГФ не имеет представления о существовании музея МПГУ с коллекцией чучел, собранных А.Ф. Котсом, где можно выполнить ряд зарисовок.

Летом, выезжая на пленэрную практику, оказавшись в провинциальных городах, студенты могут посещать краеведческие музеи с чучелами зверей и птиц, энтомологическими коллекциями.

Рисование зверей и птиц с натуры сильно отличается от аудиторного рисования, так как объектами изображения в этом случае служат модели, которые всегда находятся в движении. Для студентов, которые привыкли рисовать неспешно и размеренно, подобное рисование представляет сложность. Правда, и при рисовании животных можно найти малоподвижные модели, которые позволяют выполнять более длительные зарисовки-штудии. Однако рисование животного мира требует большей концентрации внимания, чем даже при выполнении набросков с человека. Выполнение набросков с животных сходно с работой над набросками не позирующих детей.

Рисование животных отличается еще и тем, что художник должен учитывать особенности их внешнего покрова. Привыкнув рисовать гипсовые модели, передавать фактуру предметов в натюрмортах, выработав определенный характер штриха, студенты стараются использовать полученный опыт при рисовании совершенно разных по фактуре оперения, меха, кожи. Последнее

вызывает у них затруднение. Тяжело соединить знания пластической анатомии и в нужном месте подчеркнуть фактуру внешнего покрова. Изображение различных животных требует разнообразного сочетания приемов, большей фантазии и выдумки. Хотелось бы обратить внимание, что в этом плане художниками-анималистами накоплен большой опыт: образцами могут служить рисунки Е. Чарушина, М. Кукунова, И. Маковее-вой и др.

Стоит отметить также отсутствие должной наблюдательности при рисовании представителей животного мира. Если поставить перед студентами задачу выполнить с натуры зарисовку постановки из чучел различных птиц, то можно констатировать, что все птицы становятся однообразными: вороны, галки приобретают некий усредненный вид - их силуэты, клювы, лапки становятся одинаковыми, студенты не замечают, что вороны, например, выглядят более хищно. Нет смысла также просить студентов изобразить этих птиц по памяти, так как в таком случае их рисунки выглядят обезличенными. Это говорит о том, что при работе с натуры студенты невнимательны. Для того, чтобы рисунки стали более образными и выразительными преподаватель должен предлагать студентам выполнить рисунки различных птиц, которых они рисовали предварительно с натуры, по памяти, по представлению.

Для достижения наибольшего эффекта должна быть разработана система упражнений. Она может быть частично в форме аудиторных, а частично в форме домашних заданий. В домашние задания может входить посещение Зоологического музея, где надо, опираясь на принципы, разработанные Г. Баммесом, выполнить серию зарисовок скелетов зверей и птиц с четко выраженной конструкцией, затем изучить мышечный аппарат по схемам, приведенным в учебных пособиях Г. Баммеса, М.Ц. Рабиновича, В. Танка, др. и создать для себя альбом зарисовок мышечного аппарата млекопитающих, птиц, пресмыкающихся.

Для успешного рисования животных и птиц следует опираться не только на рисование с натуры, но также работать по памяти и по представлению. Если, например, рисующий не успевает зарисовать движение животного с натуры, то он вынужден завершить рисунок по памяти или выполнить полностью рисунок по памяти, оставив предыдущий рисунок с натуры. Изучив анатомию животных, можно выполнять рисунки по представлению и воображению достаточно убедительно. Только после аналитической работы в музеях, изучения книг по пластической анатомии можно выполнять наброски и зарисовки в зоопарке. Либо можно вести работу параллельно.

ХГФ МПГУ имеет некоторое количество чучел животных и птиц, которые используются крайне редко. Однако, на ХГФ накоплен немалый опыт по изучению анималистического жанра. К.В. Ма-

карова дает задания на изучение строения животных как домашние, ей написана программа по книжной иллюстрации, куда входят задания по изображению животных. Чаще всего постановки с чучелами птиц с сюжетной завязкой на занятиях по рисунку осуществляет А.И. Филимонов.

Но, чаще преподаватели создают натюрморты с чучелами птиц без сюжетной завязки. Таким образом, чучело птицы воспринимается как часть натюрморта, обычный предмет.

Анализируя рисунки студентов старших курсов, выполненных с постановок, включающих чучела животных, организованных на основе сюжета, можно констатировать факт, что студенты перечисляют предметы постановки, не выделяя главное. Образное начало постановки в их рисунках отсутствует. Для того, чтобы не было «вымученных», «сухих» рисунков основанных только на знаниях, студентам следует ознакомиться с лучшими литературными источниками следующих писателей: В. Бианки, В. Дурова, И. Крылова, Г. Паустовского, М. Пришвина, Сетона-Томпсона, Л. Толстого, В. Чаплиной, Е. Чарушина, А. Чехова и других попытаться осмыслить характеры, поведение персонажей. Большинство из этих книг проиллюстрировано выдающимися художниками. Знакомство с лучшими образцами книжной иллюстрации может послужить мощным стимулом к созданию собственных рисунков.

Итак, перед студентами при выполнении анималистических рисунков встает несколько проблем:

• нехватка знаний по анатомии,

• плохая наблюдательность,

• отсутствие привычки анализировать, сопоставлять, делать выводы,

• неразвитость композиционного мышления, неумение опираться на воображение; на работу по памяти, по представлению [14].

При изображении животных студентами 1-5 курсов движут разные мотивы. Студенты младших курсов проявляют больше любопытства и хотят попытать свои силы в изображении животных, но у них очень мало опыта в рисовании. Отдельные из них создают эффектные работы, у большинства работы маловыразительные. Старшекурсники и дипломники менее эмоциональны. У них больше опыта в рисовании, но своих идей немного. Максимально они могут выполнять наброски в зоопарке или копировать фотоснимки. Они не понимают механику движения животного (им могут помочь наброски, рисунки ученых-зоологов, которые были и художниками одновременно), не задумываются о композиции.

Главная черта характера художника-анималиста - терпение, так как при рисовании в заповедниках приходится долго ждать, когда животные выйдут на поляну, появятся на опушке. Рисуя представителей фауны, художники стараются не привлекать к себе внимание. В зоопарке, рису-

ющие должны иметь громадную выдержку, работая над изображением фаз движения зверей и птиц. Студенты часто такой выдержкой не обладают. Чтобы не потерять уверенность в собственных силах, они должны понимать, что в зависимости от характера поведения с одних животных можно выполнять наброски, а с других зарисовки и длительные рисунки-штудии.

Занимаясь иллюстрированием книг о животных, художник должен продумать, какие моменты сюжета он будет изображать, какова должна быть точка зрения на изображаемое событие, а затем начать сбор набросков и зарисовок к будущим композициям. Именно так работал художник В.А.Серов, иллюстрируя басни И.А. Крылова [15]. Он постоянно искал необычную точку зрения, типажи животных.

Московские студенты практически не имеют возможности изображать диких животных в их родной среде обитания, поэтому большее, что они могут сделать, это убедительно изобразить животное в условиях зоопарка. Если же они хотят создать убедительную композицию с дикими животными в их родной стихии, им придется опираться на фотоматериалы, уметь компоновать.

Пункты, которые могли бы способствовать лучшей работе над рисунками животных:

• изучение анатомии (скелет, мышечный аппарат) различных животных,

• изучение конструкции тела животных;

• изучение фаз движения животных;

• психология животного (изучение научной и художественной литературы),

• знакомство с произведениями изобразительного искусства о животных (графика, живопись, скульптура),

• копирование произведений художников с целью знакомства с техникой изображения, композицией, уяснения пропорций и характерных особенностей животных),

• наброски и зарисовки в зоопарке, на улицах города, зарисовки домашних животных:

1. портрет животного; поиски выразительности в портрете животного;

2. фигура в движении;

3. 1, 2 или несколько фигур в среде (взаимодействие светлых или темных силуэтов животных с фоном);

4. взаимосвязь фигур на основе сюжетной завязки.

• знакомство с приемами изображения внешнего покрова зверей и птиц, использование в рисунке тех или иных материалов с целью передачи фактуры внешних покровов, поиск приемов передачи внешних покровов (растушевка, четкие, жесткие линии, проведенные твердым карандашом и т.д.);

• сравнительный анализ различных птиц или животных близких по строению (на-

пример, чайка и ворона, ворона и галка, тематическое рисование «Птичий двор»,

собака и лиса); выполнение эскизов к бу- «Тигр в засаде»;

дущим композициям (компоновка фигур • работа по иллюстрированию литератур-

животных с целью выявления сюжета), ного произведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн.1 М.: «Искусство», 1998. 535 с.

2. Майская М.И. Пизанелло. М.: «Искусство», 1981. 208 с.

3. Штейнер Е.С. Манга Хокусая. Энциклопедия старой японской жизни в картинках (комплект из 3 книг + приложение). С-Пб.: «Петербургское востоковедение» 2016. 698 с.

4. Портнова И.В. Процесс работы художника-анималиста: специфика, материалы и особенности творчества [Электронный ресурс] // «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» Московский педагогический государственный университет. 2009. №4. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2009/2009_4_1077_1082.pdf (дата обращения 13.04.2018)

5. Ватагин В.А. Изображение животного [Текст] записки анималиста. М.: Искусство, 1957. 170 с.

6. Вадим Вадимович Трофимов [сайт]. URL http://www.animalist.ru/?action=show_article&article=trofimov (дата обращения 13.04 2018)

7. Баммес Г. Изображение животных. С-Пб., ООО «Дитон», издание на русском языке, 2011. 239 с.

8. Лаптев А.М. Как рисовать лошадь. М.: Гос. изд-во «Искусство», 1953. 154 с.

9. Карлов Г.Н. Рисование животных и птиц: Учебное пособие. М.: «Ижица», 2002. 224 с.

10. Танк В. Анатомия животных для художников / В. Танк; Пер. с нем. Т. Седелкиной. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. 156 с.

11. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. Изд.2-е, перераб. и доп. Учебник для художественных и художественно-промышленных училищ. М.: «Высш. школа», 1978. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Бызова А.А. Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете: На материале курса скульптура и пластическая анатомия: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: М., 2005 299 с.

13. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: «Просвещение», 1973. 303 с.

14. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: Учеб.пособие. М.: Изобраз. искусство, 1985. 152 с.

15. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 232 с.

REFERENCES

1. 2. 3.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Dmitrieva N.A. A Brief History of Arts. Kn.1 Moscow, Art Publ., 1998. 535 p. Mayskaya M.I. Pisanello. Moscow, Art Publ., 1981. 208 p.

Steiner E.S. Manga Hokusaya. Encyclopedia of the old Japanese life in pictures (set of 3 books + appendix). Saint-Petersburg: "Petersburg Oriental Studies" 2016. 698 p.

Portnova I.V. The work of the artist-animalist: specificity, materials and features of creativity [Electronic resource]. "Pedagogy and psychology", "Philology and art history" Moscow Pedagogical State University. 2009. no 4. Available at: http://www.ssc.smr. ru/media/journals/izvestia/2009/2009_4_1077_1082.pdf (accessed 13 April 2018) Vatagin V.A. Animal image [Text] animalist's notes. Moscow, Art Publ., 1957. 170 p.

Vadim Vadimovich Trofimov [site]. Available at http://www.animalist.ru/?action=show_article&article=trofimov (accessed 13 April 2018)

Bummes G. Animal image. Saint-Petersburg, OOO "Diton", Publication in Russian, 2011. 239 p.

Laptev A.M. How to draw a horse. Moscow: Gos. Publishing House "Art", 1953. 154 p.

Karlov G.N. Drawing animals and birds: Textbook. Moscow, "Izhitsa" Publ., 2002. 224 p.

Tank V. Anatomy of animals for artists / V. Tank; Trans. with him. T. Sedelkina. Moscow, AST Publ., 2004. 156 p.

Rabinovich M.Ts. Plastic anatomy of man, four-legged animals and birds and its application in the drawing. Izd.2-e, revised. and

additional. Textbook for art and art-industrial schools. Moscow, High school, 1978. 208 p.

Byzova A.A. Scientific and methodological substantiation of the system of teaching the animalistic genre in the Pedagogical University: On the course material, sculpture and plastic anatomy: Diss. PhD. Ped. Sci. Moscow, 2005. 299 c. Rostovtsev N.N. Academic drawing. Lecture course. Textbook. allowance for students ped. in-tov. Moscow, Enlightenment Publ., 1973. 303 p.

Avsyan O.A. Nature and drawing by presentation: Textbook. Moscow, Pict. art, 1985. 152 p.

Kuzin V.S. Drawing. Sketches and sketches: A manual for stud. supreme. ped. training. institutions. Moscow: Publishing Center "Academy", 2004. 232 p.

Информация об авторе Волкова Татьяна Владимировна

(Россия, г. Москва) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка Институт Изящных Искусств Московский педагогический государственный университет E-mail: tat-bolycheva@yandex.ru

Information about the author

Volkova Tatiana Vladimirovna

(Russia, Moscow) PhD in Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Drawing Department Institute of Fine Arts Moscow State Pedagogical University E-mail: tat-bolycheva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.