УДК 37. 378
РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
С. А. НОСКОВА, А. С. САСКЕВИЧ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь 213410
(Поступила в редакцию 18.01.2018)
Статья посвящена вопросам интернационализации образования и расширения академической мобильности в академии в контексте присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу. Рассматриваются возможности и преимущества мобильности, меры, принимаемые на институциональном уровне для сотрудничества и согласованности действий академии и зарубежных учреждений высшего образования по вопросам обмена, развития европейских схем и инструментов мобильности. Представлен анализ текущей мобильности студентов и преподавателей; возможности финансирования и развития мобильности; меры по совершенствованию интернационализации..
Ключевые слова: мобильность, конкурентоспособность, качество образования, интернационализация, иностранный язык.
The article is devoted to the issues of internationalization of education and the expansion of academic mobility in the academy in the context of accession of the Republic of Belarus to the Bologna process. The possibilities and advantages of mobility, the measures taken at the institutional level for cooperation and co-ordination between the Academy and foreign higher education institutions on the issues of exchange, and the development of European schemes and mobility instruments have been considered. We have presented the analysis of current mobility of students and teachers; opportunities for financing and mobility development; measures to improve internationalization.
Key words: mobility, competitiveness, quality of education, internationalization, foreign language.
Введение
Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах деятельности, затронули и систему высшего образования. Создание единого образовательного пространства потребовало гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей, больше доверия к вузам-партнерам. Открытое образовательное пространство предполагает, в первую очередь, рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей из разных стран, что, как ожидается, должно способствовать достижению успехов в избранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников, повышению статуса участвующих в мобильности учебных заведений, интернационализации образования.
Интернационализация вуза, составной частью которой является академическая мобильность, дает представление о степени интеграции вуза в мировое образовательное пространство и является одним из важнейших показателей качества образования. Развитие академической мобильности приобрело важное значение после вступления Республики Беларусь в Болонский процесс с целью
интеграции, в первую очередь, в европейское образовательное пространство, адаптации учебного процесса к требованиям международного рынка образовательных услуг.
Современный рынок труда, требующий от выпускников вузов знания иностранных языков и межкультурных навыков коммуникации заставляет вузы все больше внимания уделять интернационализации образования. Количество студентов, которые обучаются за границей удвоилось в период с 2000 по 2010 гг. (1), и эта тенденция продолжается. Отмечается, что новый вид мобильности в рамках программы Эрасмус+ дает сравнительное преимущество участникам мобильности в академической, межкультурной, лингвистической, личной и профессиональной областях, а также при трудоустройстве (2).
Основная часть
Согласно статье 121 Кодекса Республики Беларусь об образовании под академической мобильностью понимается обмен обучающимися, педагогическими работниками Республики Беларусь и иностранного государства в целях обучения, повышения квалификации, совершенствования педагогической деятельности.
Количественные данные по мобильности преподавателей Белорусской государственной сельскохозяйственной академии за последние 3 года свидетельствуют о расширении мобильности. Так, в 2013/2014 учебном году 80 преподавателей выезжало за границу, в 2014/2015- 85, в 2015/2016-102. Что касается финансирования программ академической мобильности, то в 2016/17 гг. только 21,42 % мобильностей за границу осуществлялось за счет финансирования академией, остальные-за счет партнерских организаций и проектов.
В академии существуют следующие виды академической мобильности:
Программы обмена по межвузовским соглашениям;
Программы мобильности в рамках Эрасмус+ КА1;
Программы стажировок международных организаций и фондов;
Программа стажировок Министерства образования Республики Беларусь.
Исходя из важности сельского хозяйства для Республики Беларусь и роли квалифицированных кадров для АПК, приобретение опыта в странах-партнерах является исключительно важным. Мобильность студентов и преподавателей в академии рассматривается как механизм формирования качественно новых трудовых ресурсов, которые будут конкурентоспособны как на внутреннем, так и на мировом рынке труда, а также для повышения престижа академии на международном рынке образовательных услуг, достижения большей совместимости национальной и зарубежных систем высшего образования.
При разработке программ мобильности учитывался целый ряд перспективных возможностей и преимуществ:
• международный опыт в научно-образовательной сфере,
• новые профессиональные знания и практические навыки,
• реальная языковая практика,
• опыт общения, обучения и преподавания в межкультурной среде,
• финансовый аспект как важное преимущество, которое является главным стимулом для студентов и преподавателей.
В связи с этим в области академической мобильности академией были поставлены следующие задачи:
• развитие входящей и исходящей мобильности студентов и преподавателей;
• развитие способности студентов и преподавателей использовать иностранный язык;
• развитие межкультурной компетенции студентов и преподавателей.
Огромное значение имеет политика финансирования программ академической мобильности, их информационного «продвижения» и стимулирования. Была поставлена цель - привлечение как можно большего количества грантов и финансирования извне для реализации мобильности студентов и преподавателей.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• поиск источников финансирования мобильности студентов, преподавателей, сотрудников;
• нормативно-методическое обеспечение мобильности;
• языковая подготовка студентов и преподавателей, соответствующего уровня;
• развитие каналов информирования.
Когда в 2015/2016 гг. у белорусских вузов появилась возможность участвовать в программе Эрас-мус+, академическая мобильность, первым шагом была активизация партнерских отношений с университетами стран-партнеров. В 2015/2016 гг. были подписаны межуниверситетские соглашения с 3 университетами, которые оказались успешными, одобрены и получили финансирование. Таким образом, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия стала участницей программы Эрасмус+ уже с первого года ее реализации в Республике Беларусь.
Организация мобильности, ее нормативно-методическое обеспечение потребовало абсолютно новых знаний и компетенций от сотрудников международного отдела и выполнялось с непосредственными консультациями с вузами-партнерами, с учетом требований программы Эрасмус+.
Следующим этапом был поиск подходящих кандидатов среди студентов и преподавателей, способных слушать лекции, выступать с докладами, общаться со студентами других стран на английском языке, а также организовать обучение входящих студентов на английском языке. Соблюдение всех формальностей открытого конкурса позволило выбрать 7 студентов и 5 преподавателей для участия в программе Эрасмус+. В 2016/2017 гг. расширился список вузов-партнеров. Таким образом, начало механизма академической мобильности, рассчитанной сегодня на небольшое количество студентов и преподавателей, может позволить распространить ее постепенно на более широкий круг участников и на разные специальности. Сейчас в процессе мобильности участвуют студенты и магистранты экономических специальностей, рыбоводства, агрономии, зоотехнии, землеустройства.
Задача по подготовке студентов, преподавателей и сотрудников к периодам учебы или преподавания за рубежом, чтобы мобильность не превратилась в форму «образовательного туризма», потребовала усиления языковой подготовки.
Для этого был разработан план повышения уровня владения английским языком преподавателей и студентов, предусматривающий механизмы мотивации и стимулирования совершенствования иностранных языков с акцентом на тех преподавателях, которые, как предполагалось, будут вести занятия для студентов по входящей и исходящей мобильности. Этой же цели способствовало приглашение иностранных лекторов в академию из США, Великобритании, Польши, Италии, а также возможность пройти стажировку на английском языке по международным программам.
Организация академической мобильности преподавателей академии представляется более важной, чем мобильность студентов, поскольку мобильность сотрудников оказывает системное воздействие на учебное заведение, является главным каналом интернационализации и дает возможность начала сотрудничества с новыми партнерами. Результатом этого процесса явилось повышение креативного потенциала преподавателей, распространение передового научного и образовательного опыта на уровне всех подразделений академии, развитие и активизация научных интересов преподавателей, направленных на обеспечение качества дисциплин и привлечение в академию преподавателей вузов-партнеров для участия в учебном процессе и разработке совместных научных проектов.
Преподаватели получили опыт чтения лекций и проведения занятий на английском языке в международной студенческой среде. Предполагается, что методы преподавания переместились в сторону большего взаимодействия со студентами, изменились требования, предъявляемые к студентам, от простого воспроизведения информации к выполнению конкретных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью студента.
Вызовы состояли в том, что у преподавателей не было опыта в разработке лекций и практических занятий на английском языке, отмечалось недостаточно свободное владение английским языком, присутствовал страх преподавания на английском языке в международной аудитории. Действительно, разработка лекции на иностранном языке требует огромных интеллектуальных усилий со стороны преподавателя, способствуя в то же время его профессиональному росту и развитию его личному и профессиональному развитию.
Заключение
Участие студентов и профессорско-преподавательского штата академии в программах мобильности вносит большой вклад в процесс интернационализации академии, в подготовку современного конкурентоспособного специалиста, в личное и профессиональное развитие личности, а также в гармонизацию учебных планов, в отработку нормативных и методических документов и других организационных вопросов в системе европейского высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. OECD (2012a), "Indicator C4 - who studies abroad and where?", Education at a Glance 2012: OECD Indicators, pp. 360-381. doi: 10.1787/eag-2012-en.
2. Coleman, J., 2011. Study/work abroad and employability, Shaping the future, University council of modern languages (UCML), Retrieved 12.04.2013 from http://www.ucml.ac.uk/sites/default .