ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 3 2019_
ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
УДК 378
ПОЛИТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ
О. В. ПАЦУКЕВИЧ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407
(Поступила в редакцию 04.07.2019)
В представленной автором статье рассматриваются особенности реализации политики интернационализации высшего образования Великобритании. Освещается комплекс мер, предпринимаемых британским правительством в этом направлении. Приведены современные статистические данные о численности иностранных студентов в британских вузах. Проводится анализ действий некоторых организаций, участвующих в процессе интернационализации высшего образования Великобритании.
Ключевые слова: Британский совет, иностранные студенты, политика интернационализации.
The article presented by the author discusses the features of implementation of the policy of internationalization of higher education in the UK. We have highlighted the complex of measures undertaken by the British government in this direction. We have presented modern statistics on the number of foreign students in British universities. We have analyzed the actions of some organizations involved in the internationalization of higher education in the UK.
Key words: British Council, international students, internationalization policy.
Введение
В настоящее время британские университеты стабильно занимают второе место в мире по числу обучающихся иностранных студентов, уступая только США. По статистике, ежегодно около 167 тыс. студентов приезжают на учебу в Великобританию из стран, входящих в Европейский союз [3]. Значительному росту популярности британской академической модели высшего образования в мировом сообществе и актуализации интереса к ней способствуют следующие факторы:
- во-первых, она основывается на продолжительной университетской традиции, поэтому это одна из самых устойчивых европейских образовательных моделей;
- во-вторых, в Великобритании гораздо раньше, чем во многих европейских странах осознали необходимость модернизации образования и интенсифицировали усилия в разработке ее стратегии;
- в-третьих, в Великобритании идет серьезная работа над внедрением новых практик управления университетами, трансформирующих модель современной системы образования;
- в-четвертых, особый интерес представляют практики эффективного стимулирования исследовательской деятельности, применяемые в британских университетах;
- в-пятых, привлекают внимание стратегии интернационализации британского высшего образования.
Основная часть
Об активизации процессов интернационализации в британской системе высшего образования свидетельствовало объявление в июне 1999 г. премьер-министра Великобритании Э. Блэра о начале широкомасштабной кампании по привлечению большего количества иностранных студентов в университеты и колледжи Соединенного Королевства. В соответствующем документе была поставлена и успешно достигнута цель - к 2005 году увеличить долю участия Великобритании в мировом рынке образовательных услуг на 25 % путем дополнительного привлечения 50 тыс. иностранных студентов, и соответственно увеличить почти на 500 млн фунтов ежегодный доход от экспорта образовательных услуг.
В условиях возрастающей конкуренции в мировом образовательном пространстве, Правительство Соединенного Королевства в 2013 г. разработало новый программный документ по привлечению иностранных граждан к обучению - Стратегию развития образования Соединенного Королевства. В
157
ней предусматривался ряд существенных мер, направленных на укрепление позиций Соединенного Королевства на международном рынке образовательных услуг к 2018 г.
Дело в том, что начиная с 2012 г. численность иностранных студентов стала снижаться по причине троекратного увеличения стоимости обучения с 3375 фунтов в год до 9000, а также ужесточения визовой политики страны, проявившейся, прежде всего, в отсутствии возможности остаться в стране после окончания учебы на год с целью поиска работы. Однако, наметившийся спад числа студентов, в 2011-2013 гг. быстро завершился, и в 2013-2014 гг. рост составил уже 4 %. В 2013-2014 учебном году отмечаются незначительные колебания динамики в сторону уменьшения доли иностранных абитуриентов из стран ЕС, в сравнении с предыдущим годом: Германия (снижение на 3 %) и Франция (снижение на 2 %). Кроме того, зафиксирован рост количества студентов из Италии (20 %) и Польши (10 %) [4].
Из 2,3 млн студентов, принятых в британские университеты в 2014—2015 годах, 436585, или 19 % приехали на учебу из стран ЕС и других государств. При этом число иностранных студентов из Китая возросло на 5 %, однако поток студентов из Индии снизился на 12 %.
В 2015-2016 учебном году в вузах Великобритании обучались уже 438010 студентов, и это 12,5 % от общего числа иностранных студентов в мире. Среди них больше всего прибывают в Британию по-прежнему из Китая - 91125 человек. На 2-м месте Малайзия, а за ней идут США, Гонконг и Индия [6].
В иерархии предпочтений иностранных студентов первое место принадлежит Курсам по бизнесу и администрированию, количество учащихся в этих курсах более чем вдвое превышает второй по выбору предмет студентов - «Технологии», за которым следуют «Общественные науки», «Предметы, связанные с медициной» и «Творчество» и «Дизайн».
По американским представлениям стоимость образования в Великобритании не является высокой, в то время как в Евросоюзе британские вузы считаются самыми дорогими. По причине повышения цен на учебу студенты могут начать искать более доступный по цене вариант образования в Европе. Например, весьма привлекательна в этом отношении Германия, где высшее образование в государственных вузах страны в основном бесплатно.
Необходимо отметить, что интенсивное развитие академических обменов во многом продиктовано экономическими факторами. Так, совокупный доход университетов Соединенного Королевства в денежном выражении приносит 25,8 млрд фунтов стерлингов в экономику Великобритании, благодаря чему поддерживают 206600 рабочих мест [1].
Исследование, организованное исследовательским центром Института политики высшего образования и проведенное среди 231000 иностранных студентов, выявило, что их финансовые взносы в бюджет Великобритании в 10 раз превышают затраты на их размещение. Исследователи обратили внимание на тот факт, что ежегодно иностранные студенты пополняют бюджет страны на сумму в 22,6 млрд фунтов стерлингов за счет оплаты за обучение, стоимости проживания и других расходов. При этом затраты на размещение иностранных студентов составляют около 2,3 млрд фунтов стерлингов. Поэтому исследователи пришли к выводу, что чистая экономическая выгода составила чуть более 20 млрд фунтов стерлингов. По прогнозам экспертов, к 2020 г. число иностранных студентов в Великобритании может достичь цифры в 600 00 ежегодно [1; 3].
В этой связи английский исследователь Смит отметил, что в Университете Экзетера, где он работает, иностранные студенты составляют 18 %, но их денежный вклад равен денежному вкладу 82 % остальных студентов, обучающихся на внутренних условиях. По его мнению, это процветающий бизнес [1].
В свете последних событий, лидеры британских университетов обеспокоены тем, что ужесточение визовых правил в Британии приведет к тому, что иностранные студенты отдадут предпочтение в учебе США, Канаде, Австралии и другим странам. Так, в США и Канаде предлагают выпускникам-иностранцам возможность остаться и работать до трех лет после окончания университета, а Австралия - на срок до четырех лет [7].
По этой причине представители британских университетов призывают правительство позволить иностранным студентам оставаться и работать в Великобритании в течение 2 лет после завершения учебы, т. е не ужесточать визовые правила.
Согласно действующим визовым правилам, студенты могут остаться после окончания учебы в Великобритании, однако есть существенные ограничения относительно того, сколько должны зарабатывать выпускники, сроки для перехода на работу и требования к спонсорству. Министерство внутренних дел Великобритании заявило о том, что сегодня иностранные выпускники могут остаться в Британии, но при условии «если они получают работу соответствующего уровня, проходят стажи-
ровку или подают заявку на создание бизнеса в Великобритании. Аспиранты также могут остаться на дополнительный год, чтобы получить опыт работы или стать предпринимателем» [2].
Необходимо отметить, что получить студенческую визу в Великобританию всегда было непростой процедурой. Оформить разрешение стало еще труднее, после того как в 2010 г. Т. Мэй возглавила министерство иностранных дел Королевства. Занимая этот пост, Т. Мэй подвергала критике политику вузов, позиционировавших обучение в Британии как возможность в будущем остаться жить и работать в стране. В то же время Т. Мэй направила свои усилия на борьбу с фиктивными учебными заведениями. Это привело к тому, что около 900 колледжей отказались работать со студенческими визами, а следовательно, со студентами из-за пределов ЕС, избегая дополнительных проверок. Более того, Т. Мэй выступила с инициативой установления жесткого контроля над учебными заведениями, привлекающих иностранных студентов. В начале июля 2016 г. Т. Мэй, находясь на посту премьер-министра Великобритании, активизировалась в антимиграционных действиях. Так, по ее поручению были уволены министр финансов и сотрудники министерства предпринимательства, инноваций и ремесел, противостоявших ужесточению условий для обучения в Королевстве [3].
Однако, несмотря на ужесточение визовой политики, более половины английских университетов в ближайшие годы планируют увеличить количество иностранных студентов. Так, университеты группы «Рассел», Лондонский университет королевы Марии, Саут-Гемптонский университет, Университет Шеффилда, Йоркский университет и Ньюкаслский университет особый акцент делают на привлечение большого количества иностранных студентов к программам бакалавриата. Эссекский университет планирует увеличить контингент учащихся на 50 % до 2020 г. в целом, в том числе за счет привлечения иностранных студентов. Однако ряд британских вузов - Бирмингемский, Бристольский, Кембриджский, Даремский, Эксетерский, Манчестерский, Ноттингемский университеты, Имперский колледж Лондона, Королевский колледж Лондона, Лондонская школа экономики и политических наук, а также Университет Уорвика - дальнейшее увеличение количества студентов не планируют, так как в них уже произошел значительный рост учащихся, включая иностранных студентов.
Важнейшим инструментом реализации государственной политики в области международного образования Великобритании является Британский Совет, созданный в 1934 г. Он осуществляет следующие мероприятия: распространяет сведения об образовательных возможностях британских учебных заведений; поддерживает академическую мобильность в виде профессиональной подготовки так называемых «образовательных агентов» (сотрудников учебных заведений); контролирует деятельностью официального сайта для иностранных студентов «Образование в Великобритании», ежегодно посещаемый более 2 млн пользователей из различных стран. Работа Британского Совета в направлении академической мобильности основывается на целевых программах, охватывающих различные регионы мира (их более 30).
Помимо участия в процессе интернационализации британского образования через финансирование программ Британского Совета, Министерство иностранных дел и по делам Содружества напрямую участвует в реализации стипендиальных программ, направленных на привлечение иностранных студентов для получения высшего образования в Великобритании.
Крупнейшей международной программой по поддержке талантливых студентов, финансируемой Министерством иностранных дел и организациями-спонсорами, считается стипендия Chevening Scholarship, которая распространяется на 118 стран мира, за исключением США и Европейского союза. Ежегодно стипендиальную поддержку в рамках программы получают более 600 человек сроком на 1 год для получения степени магистра. Участвовать в отборе могут всех желающие, чей пакет документов соответствует требованиям программы Chevening: высшее образование, гражданство и постоянное проживание, высокий уровень владения английским языком (TOEFL или IELTS), 2 года работы по специальности, планируемая деятельность в своей стране после обучения в UK. В числе стран-претендентов на участие: Белоруссия, Украина, Россия, Грузия, Казахстан и др.
Известная благотворительная организация The Hill Foundation выдает гранты на очное обучение в Оксфордском университете студентам из зарубежья (в т. ч. стран СНГ). Доступно любое направление бакалавриата и магистратуры. Данная стипендия полностью покрывает расходы на обучение и проживание (в 2015-2016 учебном году минимальный размер составил 14057 фунтов). Конкуренция высокая, поэтому документы следует подавать хотя бы за год до начала курса. Предъявляются особые требования: соискатель (гражданин другого государства) должен иметь диплом об окончании вуза в своей стране с отличием; важны персональные качества и активность в социальной жизни; стремление применить полученные в UK знания на пользу своей стране и должен подтвердить, что в его планы входит возвращение на родину (минимум 12 месяцев после завершения обучения).
Стипендия фонда Кларендон - обучение в магистратуре Оксфордского университета. Эту стипендию ежегодно начисляют 140 магистрам университета. Ее выплачивают в течение всего курса. Она покрывает расходы на обучение и проживание в Оксфорде. Стипендию могут получить студенты-иностранцы с высокими показателями успеваемости, способностями к исследовательской работе, потенциалом развития и личной мотивацией. Подать заявки можно на любую специальность магистратуры в Оксфордском университете. Будущий студент будет автоматически причислен к кандидатам на стипендию.
Стипендия Родса, предлагаемая Оксфордским университетом, является одной из старейших в мире и присуждается за высокие академические способности, спортивные достижения, выдающиеся лидерские качества. Стипендиаты могут обучаться на любом курсе магистратуры или аспирантуры этого университета. Стипендия рассчитана на два года и покрывает стоимость обучения и проживания.
Стипендии Ноттингемского университета для иностранных граждан предоставляются гражданам Африки и Индии для обучения в магистратуре. Ежегодно присуждается 105 стипендий, из которых 30 покрывают полную стоимость обучения, 75 только половину.
Брэдфордский университет предоставляет стипендии иностранным студентам из развивающихся государств, оказавшихся в условиях чрезвычайной ситуации (военные события, природные катаклизмы). Стипендия покрывает полную стоимость обучения, проживание и ежегодно предоставляет 2 тыс. фунтов стерлингов на текущие расходы [5].
Заключение
Таким образом, реализация политики интернационализации высшего образования в Великобритании сопровождается определенными трудностями, обусловленными принятием не всегда эффективных правительственных мер в отношении иностранных студентов. В этой ситуации эксперты говорят о необходимости изменения стратегии привлечения иностранных студентов британскими университетами, а также изменения политики правительства Великобритании с акцентом на смягчение визовых требований по отношению к иностранным студентам и исследователям. Усложняет ситуацию и возрастающая во всем мире конкурентная борьба стран - экспортеров высшего образования за иностранных студентов.
Более того, в мировом сообществе существует мнение, что выход Соединенного Королевства из Евросоюза может ослабить лидирующие позиции стран в области науки, искусства и инноваций. Ведь Великобритания останется без финансирования ЕС, а это может повлечь ухудшение качества исследований. Также высказываются предположения, что Великобритания станет менее привлекательной для иностранных студентов по причине возможного увеличения оплаты за обучение. Кроме того, им придется получать визу еще до начала обучения.
Немаловажно и то, что выход из ЕС может отразиться на репутации британского академического образования, ведь оно позиционируется, как свободное, космополитичное и либеральное. Однако из-за референдума оно может приобрести изоляционную репутацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Великобритании высоко оценили вклад иностранных студентов в экономику страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . - Дата доступа: 25.05.2019.
2. Великобритания «упускает» иностранных студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://immigrant.today/article/13674-velikobritanija-upuskaet-inostrannykh-studentov.htm. - Дата доступа: 02.06.19
3. Количество иностранных студентов в Великобритании достигнет 600 тысяч человек к 2020 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bri1ainius.co.uk/news/Kolichestvo_inostiannykh_studentov_v_Velikobritanii_dostignet_600_tysjach_chelovek_k_2020_godu/ . -Дата доступа: 02.06.19.
4. Марджинсон, С. Великобритания становится менее привлекательной для иностранных студентов / С. Марджинсон // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). - 2014. - № 76. - С. 15-16.
5. Стипендии и гранты в Великобритании для студентов-иностранцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.theuk.onehttps://theuk.one/stipendii-i-granty-v-velikobritanii-dlya-studentov-inostrancev/ . - Дата доступа: 02.06.19.
6. Тагирова, Ш. В. Новая стратегия экспорта образования в Соединенном Королевстве Великобритании и северной Ирландии / Ш. В Тагирова, Г. А. Краснова, В. Ф. Ницевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/novaya-strategiya-razvitiya-eksporta-obrazovaniya-so. - Дата доступа: 29.04.2018.
7. Университеты Великобритании призвали упростить визовые правила для иностранных студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://forbes.kz/news/2018/09/04/newsid_180987_. - Дата доступа:02.06.19.