психология
О.Б. Абраменко
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ личности ЧАСТО БОЛЕЮШЕГО РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Часто болеющие дети, родительское отношение, личность ребенка, типы родительского отношения, агрессивность.
Социально-экономические преобразования в России обусловливают изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций. Ухудшение микроклимата семьи является причиной, провоцирующей рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Для общества являются приоритетными задачи, направленные на формирование физически развитой и психологически здоровой личности, способной к продуктивной деятельности и конструктивному межличностному взаимодействию [Хухлаева, 2001].
Классики отечественной психологии подчеркивают роль социальной среды в психическом развитии детей и считают, что главным институтом воспитания подрастающего поколения, целенаправленного формирования фундамента психического здоровья детей является семья. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. По мнению JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна и др., взаимоотношения детей и взрослых формируют особенности личности подрастающего поколения. Родительское отношение — это комплекс всех отношений в семье [Выготский, 1983].
Многие исследователи (D.W. Winnikot, 1965; A.A. Любянская, 1977 и др.) высказывают мнение, что ребенок не только «получает любовь, но, как член семьи, оказывает влияние на чувства и отношение родителей, как к себе, так и друг к другу», т. е. является субъектом взаимоотношений.
В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводят к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития детей [Котова, 2004].
Наиболее частыми причинами обращения к помощи профессиональных психологов являются семейные конфликты с детьми и сложности в общении. Особенности поведения, нарушения эмоционально-волевой сферы являются результатом присвоения детьми особенностей взаимоотношений, которые транслируются взрослыми в семье.
Исследователи (И.С. Багдасарьян, В.В. Николаева, А.С. Спиваковская, А.К. Ос-ницкий, H.H. Прихожан, Г. Паренс, P.C. Сирс, Е.Е. Маккоби, М. Мид, К. Левин, А.Е. Личко, Г.Г. Филиппова, К. Хорни и др.), изучающие влияние родительских отношений на развитие и формирование детей, приходят к заключению, что неконструктивные взаимоотношения, семейная дисгармония, обстановка чрезмерной опеки и запугивания способствуют развитию личности по невропатическому и психопатическому типам, проявлению агрессивных тенденций, тревожности, эмоциональной незрелости.
Особое внимание в нашей работе уделено часто болеющим детям. Это обусловлено тем, что наблюдается увеличение детской заболеваемости и, как следствие, возникает проблема развития личности соматически больных детей. В письме Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009 г. указывается, что за 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 15 лет увеличилась на 11 %.
Следует отметить, что ряд авторов (И.Г. Гагаркина, 2006; В.Н. Шестакова, М.А. Пунина, Ж.Г. Чижова, 2006) отмечают факт нарушения состояния здоровья детей, вызванный микросоциальными факторами (постоянные стрессовые ситуации, испытываемые матерью; низкий экономический уровень семьи; плохие условия проживания; перенесенные инфекционные заболевания ребенком на первом году жизни; патология воспитания; конфликты в семье; посещение ДДУ; алкоголизация родителей и т.п). Эти и другие микросоциальные факторы способствуют проявлению агрессивных тенденций детей [Гагаркина, 2006; Шестакова, Пунина, Чижова, 2006 с. 23].
Важность и необходимость изучения соматически больного ребенка, через исследование социальной ситуации его развития, подтверждают многие ученые (Г.А. Арина, H.A. Коваленко, 1995; О.В. Груздева, 2004; Б.С. Братусь, 2004; Б.В. Зейгарник, 2007; В.А. Ковалевский, 1997; В.В. Николаева, 1987; А.Ш. Тхос-тов, 1991).
Дефицитарность социальной ситуации развития соматически больного ребенка оказывает влияние на ход познавательного и личностного развития ребенка, а также способствует формированию определенных типов родительского отношения [Николаева, 1994; Арина, Коваленко, 1995; Котова, 2004].
Авторы (Г.А. Арина, H.A. Коваленко, 1995; В. Николаева, 1995; A.A. Михеева, Е.О. Смирнова, С.М. Чечельницкая, В.Н. Касаткин, 1999; И.Г. Киян, И.В. Ра-вич-Щербо, А.Г. Румянцева, 2000; И.Г. Гагаркина, 2006; В.Н. Шестакова, 2006; М.А. Пунина, 2006; Ж.Г. Чижова, 2006) высказывают мнение о том, что одним из ведущих факторов возникновения и развития заболевания детей может являться нарушенное родительское отношение. Ребенок, который не получает в полной мере внимания, потребности которого не всегда удовлетворяются, склонен использовать «уход в болезнь», с подсознательной целью получения недостающей любви и внимания от родителей. Кроме того, по мнению многих ученых (A.A. Аладьин, 1996; Г.Э. Бреслав, 2006; И.В. Котова, 2004; Д.А. Леонтьев, 1987; И.А. Фурманов, 1997; К. Хорни, 1974 и др.), негармоничное семейное воспитание способствует проявлению негативизма, агрессивных тенденций ребенка.
Целью нашего исследования является выявление особенностей родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста и его влияния на нарушение развития личности ребенка.
Исследование проводилось в период с сентября 2006 по май 2010 гг. Испытуемые посещали МДОУ № 33, 60, 63, 64; 66 г. Железногорска Красноярского края и МДОУ № 3 поселка городского типа Североенисейский Красноярского края. В эксперименте участвовали 80 детей: 40 часто болеющих и 40 здоровых дошкольников в возрасте 6—7 лет, 80 их родителей и 16 педагогов. Часто болеющие и здоровые дети отличались только количеством заболеваний. Частота заболеваний составляла три и более случая в год в категории часто болеющих детей. На момент исследования часто болеющие дети находились в стадии ремиссии.
Изучение особенности родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста происходило путем определения эмоционального благополучия ребенка в семье и определения типа семейного воспитания. С этой целью были использованы следующие методики: рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С.К. Кауфман, А.Л. Венгер, 2001), тест-оп-росник «Анализ семейного воспитания» (Эйдемиллер Э.Г.) [Котова, 2004].
Анализ полученных результатов позволяет увидеть следующую особенность: во всех семьях (полных и неполных) часто болеющих детей старшего дошкольного возраста данной выборки присутствует нарушенный тип родительского отношения к детям. Тогда как в категории здоровых детей неэффективные детско-ро-дительские отношения выявлены у 52,5 % диагностируемых семей. Преобладающими тиами неэффективного (нарушенного) родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста являются «потворствующая гиперпротекция» (27,7 % семей), «эмоциональное отвержение» (30 % семей) и «повышенная моральная ответственность» (22,5 % семей). В семьях, имеющих здоровых, детей преобладает нарушенный тип воспитания — «повышенная моральная ответственность» (у 22,5 % семей). Результаты нашего исследования позволили выявить качественные отличия в особенности проявления агрессивного поведения в категории часто болеющих детей. В семьях, использующих тип воспитания «потворствующая гиперпротекция» агрессивность часто болеющих детей проявляется в виде негативизма и отказа выполнять правила. В семьях, где выявился тип воспитания «эмоциональное отвержение», агрессивность часто болеющих детей старшего дошкольного возраста проявляется в виде обидчивости, косвенной и вербальной агрессии. Воспитание часто болеющих детей по типу «повышенная моральная ответственность» провоцирует вид агрессивности, такой как чувство вины и отказ выполнять правила. Исследование агрессивности проводилось с помощью методики «КРС» (Р. Бэнс, С.К. Кауфман, А.Л. Венгер, 2001), опросника «Самооценка форм агрессивного поведения», модифицированный вариант Басса - Дарки (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов и др., 2002), анкетирования педагогов по методике Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко (1992). В категории здоровых детей старшего дошкольного возраста агрессивное поведение имеет следующие особенности: физическая и вербальная агрессия, стремление к лидерству, стремление все сделать лучше других. Анализ полученных результатов не выявил достоверных отличий в уровне проявления агрессивности часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного возраста.
Хочется отметить особенность рисования часто болеющих детей, которая имеет явные различия в сравнении со здоровыми детьми старшего дошкольного воз-
раста: 70 % часто болеющих детей использовали в основном более холодные, темные тона, хотя им предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства отверженности, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи. По мнению С.К. Кауфман (2003), это указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к этому члену семьи. В некоторых рисунках детей члены семьи отделены друг от друга видимыми границами или значительный по размеру предмет отделяет взрослых от ребенка; члены семьи изображены в машине с затемненными окнами; первенство в рисовании отдавалось изображению предметов, что свидетельствует об эмоциональном дискомфорте ребенка в семье (A.JL Венгер, 2001). Некоторые дети не изображали самого себя в составе семьи (это может свидетельствовать о том, что ребенок не чувствует принадлежности к своей семье, не может определить свое место в кругу семьи). Данные показатели можно отнести к признакам эмоционального неблагополучия ребенка в семье. Такие особенности рисования могут свидетельствовать о неблагоприятной эмоциональной атмосфере в семьях часто болеющих детей. В категории здоровых детей эмоциональное неблагополучие обнаружилось у 25 % детей.
Таким образом, анализ исследования родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста позволяет сделать заключение о том, что в семьях, имеющих соматически больных детей, могут формироваться своеобразные отношения, обусловленные дефицитарной ситуацией развития ребенка. Микросоциальные факторы способствуют ухудшению здоровья детей. Неэффективное (нарушенное) родительское отношение может негативно сказываться на эмоциональном благополучии и отрицательно влиять на развитие личности часто болеющего ребенка.
Американский исследователь Г.Л. Лэндрет (2000), анализируя детско-родительские отношения, указывает на то, что родители нуждаются в помощи. Им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию конструктивных взаимоотношений с детьми, что обусловит полноценное развитие личности подрастающего поколения [Лэндрет, 2000]. Поэтому психолого-педаго-гическая работа должна быть направлена на создание благоприятных взаимоотношений родителей с детьми, что позволит создать положительную эмоциональную атмосферу внутри семьи и снизит агрессивные проявления детей. Данная работа должна проводиться с детьми и их родителями. Коррекционная работа с соматически больным ребенком должна быть нацелена на создание жизненных перспектив, эмоционального комфорта и формирование уверенности в себе.
Библиографический список
1. Арина Г.А., Коваленко H.A. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья.
1995. Т.2, № 3.
2. Братусь Б.С. Аномалия личности. М., 2004. 304 с.
3. Выготский JI.C. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 5. 369 с.
4. Гагаркина И.Г. Дисгармоничное нервно-психическое развитие детей и подростков:
клинический и социальный аспекты: монография, 2006. 252 с.
5. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. М.: МПСИ, МОДЭК,
2007. 416 с.
6. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997. 122 с.
7. Коваленко Н.А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 227 с.
8. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей: монография. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. 156 с.
9. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Междунар. пед. академия, 2000. 368 с.
10. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. 166 с.
Н.Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1991.
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Психотерапия, 2009. 544 с.
13.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.
14. Шестакова В.Н., Пунина М.А., Чижова Ж.Г. Состояние здоровья детей из неполных семей и их готовность к школьному обучению // Поликлиника. 2006. № 1.