Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
УДК 32
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
И. С. Береговая, Н. А. Трофимова Научный руководитель - Л. А. Фомина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Исследована роль туристических услуг в космической сфере РФ и привлекательность их для граждан. Дан анализ тенденций развития международного туризма в мире для потребностей прогнозирования туристического рынка.
Ключевые слова: космический туризм, международная космическая станция, материально-техническое обеспечение.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SPACE TOURISM IN RUSSIA
I. S. Beregovaya, N. A. Trofimova Scientific Supervisor - L. A. Fomina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article examines the role of tourist services in the space sector, the Russian Federation and their attractiveness for citizens.
Analysis of tendencies of development of international tourism in the world to predict future needs of the tourism market.
Keywords: space tourism, international space station logistical support.
В индустрии туризма недавно появилось новое и перспективное направление - космический туризм. Это самый дорогой на сегодняшний день и самый впечатляющий вид туризма. Об этом свидетельствует тот факт, что с 2001 года, число отправленных на орбиту туристов - 7. Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз на Российский сегмент МКС (Международная космическая станция). Организацией полётов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Стоимость тура - от 30 млн долл. Дополнительная услуга - выход в открытый космос - заявлена с 2013 года стоимостью от 15 млн долл. Россия может по праву считать себя лидером в области туристического освоения космоса.
«Космический туризм» представляет собой услугу по предоставлении возможности для человека или группы людей отправиться в космическое путешествие за определенную плату. Несмотря на заманчивое предложение космического туризма как услуги, вопросы, которые ученные связывают со стоимостью и МТО (Материально-техническое обеспечение) остаются актуальными. Ведь, по общему мнению, специалистов, космический туризм может стать еще и важным источником будущего развития космонавтики [1].
На сегодняшний день говорить о «набирающем силу» направлении туризма пока преждевременно. Туры в космос - развлечение, доступное единицам. Самая большая проблема в этом направлении - это организация полетов «туристическим маршрутом». Для людей путешествие на МКС зависит целиком от Роскосмоса, так как мешает деятельности экипажа, отвлекая дефицитные ресурсы по обеспечению функционирования станции.
Еще одна проблема космических экскурсий, вне сомнения, - безопасность. Понимая, что за бортом космического корабля придется пребывать в условиях крайне разреженной атмосферы, огромных перепадов температуры, а в самом корабле или на МКС будет существенен фактор замкну-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
того пространства, который негативно воздействует на человеческую психику. Также влияние на все живое крепкой космической радиации, которая в Космосе намного выше, чем на Земле.
Можно говорить о разрушении озонового слоя космическими кораблями и о простых исследовательских полетах ученых-космонавтов, которые соответственно негативно влияют на озоновый слой. Но в защиту научных полетов можно сказать, что эти полеты крайне редки, и они приносят очень большой вклад в науку и развитие отдельных отраслей. Но если будут налажены регулярные туристические туры, которые, как планируется американскими учеными, будут доступны по цене (из-за их многочисленности) большому количеству людей, то неминуема глобальная экологическая катастрофа.
Эта катастрофа может произойти по причине частого воздействия на озоновый слой, путем непосредственного попадания в него разрушающих химических соединений. Достаточно лишь одного атома хлора или брома чтобы произошло около 100 000 химических реакций, в результате которых и разрушается озоновый «щит» [2].
Что касается перспективных проектов и планов развития космического туризма, как бизнеса, то всё зависит от изобретательности предпринимателей. Довести до ума идею и заставить ее работать и приносить прибыль. Зарубежные и отечественные инвесторы сходятся во мнении, что причин или стимулов для развития космического туризма предостаточно. Среди них:
- желание людей летать в космос;
- большинство идей действительно можно воплотить в жизнь, пусть даже в перспективе;
- один из немногих и самых простых путей заработать на «неиссякаемых космических ресурсах».
Космический туризм волшебным образом позволяет совместить целое множество земных видов бизнеса - начиная с маркетинга, моды, архитектуры, технологий и заканчивая изготовлением сувениров и предоставлением оригинальных услуг для самых эксцентричных клиентов.
Пока речь идет только о так называемых суборбитальных полетах, когда космические туристы достигают на борту специального самолета границ дальнего космоса (110 км.) и испытывают в течение нескольких минут состояние невесомости.
Согласно расчетам представителей фирмы «Virgin Galactic» стоимость такого несколько часового тура составит 200 тысяч долларов, причем уже в настоящее время насчитываются тысячи желающих испробовать незнакомое состояние космического полета.
Экскурсии по Звездному городку проводятся регулярно. У посетителей есть возможность увидеть точную копию затопленной космической станции «Мир» и гигантский бассейн, в котором космонавты проходят подготовку к выходу в открытый космос. Самые смелые могут испытать себя на центрифуге - специальном устройстве, которое моделирует перегрузки при старте космического корабля.
Уже к 2021 году планируется сделать космический туризм массовым явлением. По расчетам, через пятнадцать лет объем этого сегмента туррынка будет равен примерно 700 млн долларов, а количество туристов, которые получат возможность увидеть Землю с орбиты, составит 14 тысяч.
Идея космического туризма не нова и в нашей стране. Однако не о какой массовости речи идти не может, так как единственным пока «туристическим маршрутом» является зависящее целиком от Роскосмоса путешествие на МКС стоимостью не менее 20 миллионов долларов.
Надо отметить, что подобный вояж, во-первых, не имеет никакого отношения к настоящему туризму, является уделом крайне ограниченного круга людей, а что самое главное мешает деятельности экипажа МКС, отвлекая и без того крайне дефицитные ресурсы по обеспечению функционирования станции. В этой связи понятно, что западная туристическо-космическая инициатива, мягко говоря, встретила не совсем лестные отклики в Роскосмосе. В свое время американская фирма «Space Adventures», которая занимается организацией для Роскосмоса туров на МКС, хотела в частности развивать и на российской материальной базе суборбитальный туризм. Однако как по организационным, так и по техническим причинам это направление пока в полном застое [3].
Сейчас определенные перспективы имеют суборбитальные полеты. И опять, это находится только в самом начале своего развития. В принципе, это должно обрести правовую базу, поддержку со стороны государства, так как это частный бизнес. Частные компании разрабатывают саму транспортную систему, двигатели и все остальное. Например, 23 января британский мультимиллионер Ричард Бренсон представил свою новую разработку - суборбитальный корабль Spaceship 2, экипаж которого уже составит 8 человек - 2 пилота и 6 туристов. По словам Бренсона, регулярные полеты на орбиту (до высоты чуть более ста километров) начнутся уже с начала следующего года. Насколько
Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
это будет соответствовать действительности, сказать сейчас трудно. Это все пока в новинку, система не обкатана и не отработана.
Был совершен орбитальный полет на «Союзе», то эта система себя проверила, корабль надежный и мы можем быть уверены, что он не подведет. А суборбитальный полет пока вызывает много вопросов.
Но именно суборбитальные непродолжительные и достаточно дешевые уже сегодня космические полеты могут стать действительно новым массовым направление в туристическом бизнесе через неполный десяток лет.
В России, пока дела с этим никак не обстоят, потому что суборбитальный корабль в России не строится. И вопрос открытия космического турагентства в ближайшее время в России не стоит, потому что туристические полеты в космос пока не приобрели такой массовости, при которой необходимо было бы создавать агентство. Так как в России пока нет транспортной системы, которая смогла бы это обеспечивать. Что касается полетов на «Союзе» - это очень дорогостоящая вещь. И с каждым годом, цена на эти полеты будет только увеличиваться. Скорее всего, это будут только единичные случаи. Первым российским космическим туристом может стать Владимир Груздев, депутат Госдумы.
Огорчает, что в России с ее опытом конструирования пилотируемых транспортных средств суборбитальные корабли сейчас не разрабатываются. Была попытка в КБ Мясищева сделать отечественный ракетоплан, но все осталось на бумаге. Нужна заинтересованность как государства, так и частного сектора. Если у «Virgin Galactic» дело «пойдет», то это будет прибыльный бизнес. Но в России своего Бренсона, к сожалению, пока нет [4].
Библиографические ссылки
1. Алавердов В. В. Основные направления космической деятельности России в 2009-2012 гг. // Земля и вселенная. 2011. № 1. С. 9-18.
2. Борисов М. Прыжки человечества // Деловые люди. 2008. № 11. С. 76-83.
3. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т. 1. Как устроен мир. М., 2010.
4. URL: http://www.cosmos-online.ru/articles/715-perspektivy-razvitiya-kosmicheskogo-turizma.html (дата обращения: 20.02.2016).
© Трофимова Н. А., Береговая И. С., 2016