Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»
УДК 659.44
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ В СФЕРЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
К. И. Игнатова, А. С. Грачева Научный руководитель - Н. В. Федорова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются особенности управления компанией в отрасли космического туризма. В настоящее время при наличии определенных материальных возможностей вполне возможно побывать на орбитальной космической станции. Космический туризм является новой областью туризма, которая еще только начинает развиваться.
Ключевые слова: космический туризм, космос, Virgin Galactic, массовое развлечение, управление, продвижение.
FEATURES OF COMPANY MANAGEMENT IN THE FIELD OF SPACE TOURISM
K. I. Ignatova, A. S. Gracheva Scientific Supervisor - N. V. Fedorova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article discusses the features of company management in the industry of space tourism. Currently in the presence of certain material resources it is possible to visit the orbiting space station. Space tourism is a new area of tourism, which is still in its infancy.
Keywords: space tourism, space, Virgin Galactic, mass entertainment, management, promotion.
Космический туризм на данный момент является развивающейся отраслью туризма. Он представляет собой экзотический вид туризма с выводом клиентов на орбиту Земли и в космос в развлекательных или научно-исследовательских целях. Virgin Galactic это компания, которая сделала космический туризм массовым развлечением, еще не запустив при этом ни одного человека в космос.
Целью данной работы является выявление причин успешности Virgin Galactic.
Не так давно космос был недоступен обычным людям. Полеты в космос осуществляли государственные компании, за которыми оставался набор претендентов в космонавты. Затем в Америке этим стали заниматься сторонние организации, по большей части исследовательские институты.
Впервые Идея космического туризма была продемонстрирована в работах Баррона Хилтона и Крафта Эрика, опубликованных в 1967 году. Они предложили устраивать платные космические полёты для всех желающих, тем самым впервые попытались протолкнуть идею коммерциализации (извлечение прибыли) космоса. Лишь спустя 20 лет предложение было реализовано, в 1986 году, когда на борту шаттла «Челленджер» оказалась простая учительница начальных классов Кристи Маколифф вместе с профессиональными космонавтами. Так человечество вошло в новую эпоху космических путешествий [1].
Помимо космического туризма выделяют следующие направления, в которых космическое пространство используется в коммерческих целях: запуски космических аппаратов, коммерческое использование спутниковой связи, глобальной навигации, дистанционное зондирование Земли из космоса [2].
Повторимся, Virgin Galactic это компания, которая сделала космический туризм массовым развлечением, еще не запустив при этом ни одного человека в космос. На суборбитальный полет,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
т. е. полёт космического летательного аппарата (КЛА) по баллистической траектории без выхода на орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ) с Virgin Galactic стоимостью $250 000 продано на данный момент свыше 700 билетов. Предполагается, что длительность полета будет составлять несколько часов, а состояние невесомости продлится около 6 минут [3].
Поднимать туристов на стокилометровую высоту (там, как принято считать, начинается космос) будет корабль SpaceShip Two, который разрабатывают совместно Virgin Galactic и Scaled Composites знаменитого конструктора Берта Рутана. SS2 совершил свой первый тестовый полет в 2010 году. Более отдаленные планы Virgin Galactic включают быстрые межконтинентальные перелеты на Земле, рейсы на МКС и орбитальные полеты.
Virgin Galactic одна из 400 компаний, входящих в состав корпорации Virgin Group, основателем которой является Ричард Брэнсон - один из самых успешных британских предпринимателей. Брэнсон всегда придерживается своего главного правила - «к черту все, берись и делай».
История Virgin Group началась с интервью у Мика Джагера, Джона Леннона и других звезд музыки. Это существенно увеличило читательскую аудиторию имевшегося на тот момент у Брэнсона издания и, по его словам, заставило задуматься над новым бизнесом - записью и продажей музыкальных дисков.
В качестве названия компании было выбрано слово «Virgin» т. е. невинный.
Далее последовало создание собственных магазинов для продажи музыкальных пластинок, музыкальная студия, мультимедиа-супермаркеты, компания по созданию фильмов, компания по недвижимости, компания по производству игр, компания по изданию книг, частная авиакомпания, группа железнодорожных компаний, сотовая связь и пр.
В 2004 году азартность Ричарда Брэнсона, а также его любовь к экстриму позволила начать создание Virgin Galactic, первой в своем роде туристической космической компании. Брэнсон хотел сделать космос доступным для всех. С этой целью был разработан проект космического корабля, куда могут поместиться два пилота и восемь пассажиров. Для запуска в 2010 году также был создан специальный космопорт «Америка». Пассажиров Virgin Galactic намерены готовить в специально созданном центре.
По словам Ричарда «Главной проблемой продвижения проекта является недоверие человечества к подобным идеям и отсутствие проверенных технологий по отправке обычных пассажиров в космос». Тем не менее, космический туризм манил больше не скорой реальностью осуществления полета в космос, сколь привлекательна была уникальная возможность приобрести путевку в космос одним из первых, так как сумма в размере $250 000 хоть и кажется большой, «по карману» немалому числу американцев.
Первый полет в космос должен был быть совершен в 2008 году. Однако у компании не было для этого специальной структуры и качественного корабля, поэтому пришлось перенести старт на более поздний период. Фактически, реальная возможность коммерческих рейсов появилась только после того как компания приобрела права на SpaceShipTwo, который был протестирован несколько десятков раз и признан пригодным для космических полетов [4].
В 2014 году было решено провести контрольный тест, который закончился аварией и гибелью одного из пилотов. Это происшествие вызвало существенный резонанс в обществе. Шокированные данным событием Потенциальные клиенты Virgin Galactic начали требовать возвращения внесенных предоплат на планируемый полет. Недовольство их только возросло, когда Virgin Group попыталась дистанцироваться от происшествия, обвиняя в ошибках пилотов. Тем не менее, Ричард Брэнсон не огорчился неудачами и продолжил направлять работу компании для достижения поставленного результата [5].
Virgin Galactic пока не стала лидерам своей отрасли - более того, возникшие трудности наталкивают на мысль, что их запуск был совершенно не оправдан. Но если подробно рассматривать историю компаний Ричарда Брэнсона, то у них всегда был период спада, после которого начинался бурный рост, приводящий к успеху.
Главная особенность управления Virgin Group - поиск возможностей на рынках с неудовлетворенными потребностями, платежеспособным спросом и неактивной конкуренцией. Virgin Group привлекает внимания к своим товарам и услугам необычным способом. Например, для продвижения услуг Virgin Galactic, Virgin совместно с Volvo устроила конкурс, главным призом которого являлся космический полет на новом корабле.
Virgin Galactic придерживается тактики сохранения внимания существующего аудитории, периодически публикуя записи о новых разработках.
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
Сейчас космическое пространство становится все более и более доступным. В ближайшем будущем, произойдёт дифференциация, космического туризма по стоимости - суборбитальные путешествия будут стоить от 40 тыс. долл. до 100 млн долл., экспедиции значительно дороже. Пока космические туристы могут останавливаться только на МКС (Международная космическая станция), хотя и проводятся технологические разработки для строительства космических отелей. Ученые прогнозируют появление первых гостиниц через 15 лет. Ближайшие два небесных тела, вызывающие коммерческий интерес, - Луна и Марс. С развитием науки и технологий, самыми дорогими станут путешествия на другие планеты А еще какое-то время спустя и всю Солнечную систему удастся обустроить как единый туристический регион. То есть в отличие от горнолыжных и тропических курортов космических туризм имеет вектор развития на ближайшие 300-400 лет.
Библиографические ссылки
1. Национальное космическое агентство. Космический туризм [Электронный ресурс]. URL: http://nackosmos.ru/pilotiruemye-polety/kosmicheskiy-turizm/ (дата обращения: 20.02.2016).
2. Масловская А. М., Митина М. С. Космонавты и астронавты как маркетинговый сегмент рынка // Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс] : Тезисы X Всерос. науч.-практ. конф. творческой молодежи (8-12 апреля 2014 г., Красноярск) : в 2 т. Т. 2. С. 84. URL: http://www.sibsau.ru/index.php/nauka-i-innovatsii/nauchnye-meropriyatiya/materialy-nauchnykh-meropriyatij (дата обращения: 20.02.2016).
3. РИА Новости. Около 20 россиян уже приобрели билеты в космос у Virgin Galactic. [Электронный ресурс]. URL:http://ria.ru/space/20121101/908560433.html2 (дата обращения: 20.02.2016).
4. VC.ru. История Virgin Group [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/p/virgin-story (дата обращения: 20.02.2016).
5. Hi-news.ru - новости высоких технологий [Электронный ресурс]. URL: http://hi-news.ru/tag/virgin-galactic (дата обращения: 20.02.2016).
© Игнатова К. И., Грачева А. С., 2016