Научная статья на тему 'Риторика и гендерная коммуникация'

Риторика и гендерная коммуникация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
412
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РИТОРИКА / КОММУНИКАЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касумова Марина Юрьевна

В статье анализируются теоретические предпосылки формирования самостоятельного научного направления, в центре которого находятся гендерные аспекты языка, коммуникации, риторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторика и гендерная коммуникация»

№ 1 (35), 2010

"Культурная жизнь Юга России"

Важное свойство дейктических доминант заключается в их непосредственном отношении к оформлению коммуникативных моделей поэтического текста, маркирующих эготивные и эго-тивно-апеллятивные речевые схемы. Приоритет точки зрения автора обусловливает автокоммуникативность и эгоцентричность речи. «Я» в поэтическом тексте - центр, определяющий референцию и номинацию. Творец воздействует на все параметры текста, определяет способы кодирования и репрезентации эмотивно-смысловых доминант, форму контакта автора и читателя. В свою очередь, система языковых средств маркирует присутствие автора (концептосферу и особенности эгоцентрической речевой деятельности). Более того, исследование поэтической модели, базирующейся на коммуникативной составляющей текста, позволяет через разноплановость образов «адресант / адресат» выявить когнитивные и прагматические задачи автора. Так как коммуникативные предпочтения пишущего связаны с его концептуально-смысловой системой, мы, оценивая их, оцениваем и всю систему в целом.

Наличие разных поэтических моделей обусловлено разными типами авторского сознания, неодинаковым уровнем языковой рефлексии говорящего и, соответственно, представлениями о мире. Тип адресанта (когниотип) определяет способ моделирования мира в коммуникативных параметрах: особенности преобразования внутренней речи в речь внешнюю, выбор и трансформацию языковых средств, служащих манифестации авторских личностных смыслов.

Система языковых доминант, принадлежащих разным уровням языка, организует коммуникативное пространство текста, а также его когнитивную трансформацию; определяет направления интерпретации; позволяет описать когниотип творческой языковой личности. Когниотип является неким связующим звеном между реальной действительностью (материальным миром) и сознанием автора (сферой идеального), пристрастно, субъективно отражающим все, что объективируется в произведениях речетворчества.

Общие тенденции знакового оперирования автора точно или вариативно проступают как в рамках одного произведения, так и в массиве всех текстов. В этой связи представляется интересным исследовать способы:

- означивания эмотивно-смысловых доминант в пределах текста и всей художественной системы автора;

- семиотического представления, разграничения и взаимодействия когнитивно-концептуальных и коммуникативных пространств автора, лирического героя;

- вербализации средств контакта автора с читателем в смысловом поле художественного текста.

Литература

1. Бутакова Л. О. Авторское сознание в поэзии и в прозе: когнитивное моделирование. Барнаул, 2001. С. 117.

2. Крюкова Н. Ф. Метафорика и смысловая организация текста: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000. С. 5-6.

o. v. CHETVERIKOVA. TYPOLOGY OF LANGUAGE SIGNS IN THE POETIC TEXT

The purpose of the article is to show that the idiostyle of a creative person is a semantic-semiotic way of marking the peculiarities of the reflection of the facts of the reality by the author's consciousness in the products of performance - verbally represented mental units that in linguistics are called cognitive dominants.

Key words: linguistic person, idiostyle, cogniotype, nominative, predicative, deictic cognitive groups.

М. Ю. КАСУМ0ВА РИТОРИКА И ГЕНДЕРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В статье анализируются теоретические предпосылки формирования самостоятельного научного направления, в центре которого находятся гендерные аспекты языка, коммуникации, риторики.

Ключевые слова: гендерные исследования, риторика, коммуникация, лингвистика.

Существует мнение, что лингвистическая традиция, учитывающая фактор пола, уходит корнями в античность, когда началось осмысление категорий природного пола (sexus) и грамматического рода (gender) [1]. Гендерные исследования в области языка и коммуникации привлекают все большее внимание современных ученых: сформировалось самостоятельное научное направление - лингвистическая гендерология, называемая также гендерной лингвистикой.

Понятие «гендер» не является собственно лингвистической категорией, но его содержание можно раскрыть с помощью анализа различных структур языка. В настоящее время таким путем осуществляется описание гендерных различий на всех уровнях языка и в разных сферах языковой деятельности - их социолингвистическое исследование [2]. Современные российские и зарубежные лингвисты раскрывают гендерную проблематику на материале многих языков. Исследованию подвергаются:

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (35), 2010

У 2 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

- особенности мужского и женского речевого поведения;

- категория рода и связанные с ней вопросы референции;

- интернет-среда с точки зрения гендерных особенностей [3].

Одним из основных источников гендерных исследований является номинативная система языка. Методологические проблемы, связанные с междисциплинарным характером гендерных исследований, признаются очень важными. В самом широком смысле гендерное направление в современных гуманитарных науках - это выявление и критический анализ общих и специфических возможностей функционирования различных социальных универсумов и взаимосвязи их полей [4].

Основные категории гендера - маскулинность и феминность - исторически изменчивы. Известно, что культурная репрезентация пола создается при помощи акцентуации тех или иных аспектов соответствующего концепта, и это важно в массовой коммуникации, цели которой социально ориентированы. Уже можно говорить о формировании в рамках поля гендерных исследований самостоятельного научного направления - гендерной риторики, ставящей в центр своей проблематики соответствующие аспекты языка массовой коммуникации.

Риторика, как и языкознание, относится к кругу семиотических наук. С ее проблематикой пересекаются вопросы целого ряда филологических и нефилологических дисциплин (синтаксис сверхфразовых единств и лингвистика текста, лингвистическая теория экспрессивности и теория прозы, логические науки, особенно современные неклассические логики, психолингвистика, психология памяти и эмоций и др.). Стилистика и культура речи представляют собой обособившиеся, самостоятельно развивающиеся подразделы классической риторики.

Как известно, наиболее тесно связанной с лингвистической проблематикой частью риторики является канон «словесное выражение» (дикция, е1осШ;ю), поскольку именно здесь рассматривается организация конкретного языкового материала, вплоть до подбора слов и структуры отдельных предложений. Автор одного из современных учебников указывает: «Элокуция изначально давала рекомендации довольно широкого спектра и апеллировала к таким категориям, как арШт - подбор целесообразных языковых средств, puritas - грамматическая правильность, perspektivas - ясность мысли, ота1ш - красота выражения» (курсив наш. - М. К.) [5]. В перспективе следует ожидать превращения риторики как современной семиотической дисциплины в более точную науку (в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным областям знаний). На наш взгляд, этому послужит детальное описание закономерностей организации типов текста и речевых жанров.

Исследование прогностического потенциала риторики само по себе представляет большой интерес. Отметим, что гендерная риторика форми-

рует «стык» наиболее актуальных для современного этапа общественного развития дискурсов: неориторического и социально-культурного.

Рассматривая организацию пространства человеческого знания через когнитивные и эпистемологические разграничения, П. Бурдье, в отличие от структуралистов, понимал эти разграничения в первую очередь как репрезентацию и столкновение социальных, политических и культурных противоречий. Он подчеркнул, что исследователи культуры в своих теоретических и методологических установках не учитывают существование в структуре социальных пространств таких «агентов», как поля. Применительно к социальному миру можно утверждать, что окончательный смысл и ценность дискурс получает лишь в прагматическом соотношении с полем (литературным, артистическим, научным, философским и т. д.), функционирующим, согласно П. Бурдье, как «рынок». В отличие от научного здравого смысла (допускающего, что риторика, особенно в ее классическом варианте, есть «нечто рассчитанное, искусственное, противостоящее естественному, спонтанному, первичному способу выражения» [6]), попытки выразить нечто в культуре и социуме реализуются не иначе, как через связь с полем («рынком символической продукции»). В этом смысле у поля знания любой науки есть субполя. Следовательно, существует столько ри-торик, сколько и полей («рынков»).

На основе анализа философского дискурса и социальных практик обществ и групп различной степени сложности и дифференцированности П. Бурдье убедительно показал, что даже самые утонченные «ученые риторики» не предполагают в качестве необходимости ни расчета, ни полного контроля над производимыми ими эффектами.

Гендерные исследования в настоящее время претендуют на роль метадискурса в социально-гуманитарных науках. Сущностной характеристикой любого (и тем более, научного) поля является то, что его структура, историческая траектория и трансформации воспроизводят не только «старое» знание, но и создают нечто «новое» (не имеющее генезиса в самом поле как пространстве борьбы).

Таким образом, можно констатировать, что гендер не является неизменной и универсальной конструкцией. Данное понятие означает не вещь или предмет, а анализ комплексного переплетения отношений и процессов.

Литература

1. Гендер как интрига познания. М., 2000. С. 4.

2. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. О. А. Ворониной. М., 2001.

3. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел, 2007. Вып. 5. С. 223-237 и др.

4. Кирилина А. В. Исследование гендера в лингвистических научных дисциплинах // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы: материалы междунар. науч. конф. Иваново, 2003. С. 135.

№ 1 (35), 2010

"Культурная жизнь Юга России" ^

5. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. 6. Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

Элокуция): учеб. пособие для вузов. М., 1999. С. 147. С. 123.

M. YU. KASUMOVA. RHETORIC AND GENDER COMMUNICATIONS

The article examines theoretical prerequisites of the formation of an independent scientific direction, in the center of which there are: gender aspects of language, communication, rhetoric.

Key words: gender studies, rhetoric, communication, linguistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.