Научная статья на тему 'Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя'

Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1625
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / РИТОРИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горобец Людмила Николаевна

Статья посвящена еще не решенной в методике и лингводидактике проблеме разграничения таких дидактических понятий, как «коммуникативные умения» и «риторические умения». Показана особенность риторических умений, их соотнесенность с традициями риторического канона. Риторические умения рассматриваются через призму функционирования в педагогических жанрах речи, поэтому типология приобретает свои специфические особенности, отражающие профессиональную направленность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя»

ПЕДАГОГИКА

Например, умение выбрать тип речи (соотносимо с изобретением) ® расположить в соответствии с избранным типом речи, прогнозируя впечатление, эффект (соотносимо с расположением) ® определить уместность его употребления в данной речевой ситуации, варьируя риторическими приемами воздействия, активизации внимания, украшения (соотносимо с выражением мысли) ® умение адекватно воспринимать информацию и правильно реагировать на нее (соотносимо с произнесением).

Второй тип РУ соотносится с введением риторических элементов в тексты нериторических жанров и включает комплекс: 1) приемов воздействия; 2) приемов украшения; 3) приемов активизации внимания.

Например, умение владеть средствами убеждения (прием воздействия), умение вводить повторы, элементы интимизации повествования (приемы активизации внимания), умение соединить рациональное и эмоциональное (прием украшения).

Подробнее охарактеризуем РУ первого типа.

1. РУ, соотносимые с изобретением мысли:

• находить тему, идею, цель, замысел речи;

• сформулировать задачи речи, подбирать материал для раскрытия замысла;

• подбирать материал по основным микротемам;

• выбирать жанр и соответствующий ему тип речи для эффективного речевого общения;

• формулировать основной тезис (субтезисы) речи, определять их качество;

• подбирать аргументы (факты, цифры, примеры, аксиомы, постулаты), связь между тезисом (субтезисами) и аргументами;

• отбирать языковые средства, возможные речевые клише, соответствующие стилю, тональности текста, образу адресата;

• определять тип адресата, особенности общения с ним;

• определять коммуникативное намерение адресанта, адресата (образ автора);

• отбирать языковые средства, соответствующие образу автора / оратора;

• проводить риторический анализ речи.

Эти умения определяют речевую компетенцию, так как во многом идентичны текстовым умениям. Отличие — в центре риторических умений — человек, произносящий речь, общающийся человек, т. е. «человек говорящий».

2. РУ, соотносимые с расположением мысли:

• составлять план текста;

• продумывать логику изложения;

• выбирать скрепы на всех уровнях языка в соответствии с жанром и адресатом;

• расположить факты / материал / аргументы в соответствии с выбранным типом речи, прогнозируя риторическое впечатление;

• определять способы доказательства своего взгляда и опровержение обратного;

• располагать аргументы в тексте;

• продуцировать вторичные тексты (тезисы, краткий план, конспект и т.п.);

• определять условия целесообразности использования прямого или опосредованного способа воздействия;

• выбирать наиболее приемлемый способ выражения согласия, возражения, отказа, опровержения и т.п.

3. РУ, соотносимые с выражением мысли:

• определить уместность употребления той или иной языковой единицы в данной речевой ситуации;

• варьировать риторическими приемами для эффективного педагогического общения с целью точно и правильно выразить мысль и воздействовать на интеллектуальные эмоции слушающих / участников устного диалога / полилога.

Умения этих групп определяют уровень риторической культуры оратора, которого он достиг, и уровень его творческого потенциала, который он имеет.

Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя

4. РУ, соотносимые с произнесением речи:

• умения распределять дыхание, регулировать громкость, звучность голоса и темп речи;

• выделять голосом ключевые слова, делая необходимые логические ударения и паузы;

• умения воспроизвести / передать модальность текста;

• умения передать риторический пафос;

• умения использовать разнообразную интонацию;

• умения использовать необходимые невербальные средства;

• умения установить зрительный контакт;

Названные приемы, с одной стороны, формируют способность к речевой импровизации, являющейся показателем уровня владения риторическими умениями, риторическим искусством, с другой, способствуют успеху любого публичного выступления учителя, потому что помогают осуществлять психологическую связь с учениками / коллегами / родителями.

• умения выходить из трудной ситуации. В целом, умения этой группы совершенствуют ораторский опыт.

Предложенную классификацию можно назвать универсальной, так как она распространяется на тексты всех жанров, в том числе и педагогические.

Однако мы рассматриваем РУ через призму функционирования в педагогических жанрах, поэтому типология приобретает свои специфические особенности, отражающие профессиональную направленность обучения, которая проявляется и в умениях второго типа: введение риторических элементов в нериторические жанры педагогической речи. Назовем их.

Раскроем некоторые приемы активизации внимания:

• обращение помогает установить контакт учителя и аудитории. Традиционные обращения «ребята», «друзья», «дорогие друзья», «мальчики и девочки», «дорогие мои» помогают установить субъект-субъектные отношения и определенный уровень коммуникации;

Введение риторических элементов в нериторические жанры педагогической речи

Приемы воздействия Приемы активизации внимания Приемы украшения

• умение учитывать а) связанные с употреблением языковых и • использование

адресата / заботиться речевых единиц: риторических фигур

о нем; • обращения; и тропов в учебно-

• владеть риториче- • повторы; научном тексте;

скими средствами • интимизация повествования; • соединение ра-

убеждения, воздейст- • диалогизация; ционального и эмо-

вия; • использование риторических вопросов, ционального,

• предвидеть реак- дилемм, устанавливающих контакт средств; информационного

цию партнера; • «демонстрация зависимости» от слу- и образного;

• умение быстро шающих; • выбор языковых

принимать «языко- • впечатление импровизированной речи; и речевых средств,

вые» решения, сохра- • сопоставление всех «за» и «против»; адекватных собесед-

няя и инициативу, и • оценочность; нику;

возможность компро- • использование экспрессии, цитат, афо- • умение органи-

мисса; ризмов, прецедентных текстов; зовывать равноправ-

• поддерживать / • апелляция к авторитету; ное психологически

опровергать доводы • случай / история, вызывающие сочувст- комфортное речевое

оппонента; вие; общение;

• умение задавать б) связанные с техникой речи (речевым ма- • умение подоб-

вопросы разных типов неврированием) рать особую тональ-

и др. ность текста и др.

• являются базовым компонентом риторической компетенции.

Резюмируя сказанное, отмечаем:

1. В современной науке и практике возникла необходимость в разграничении понятий «речевые умения» и «риторические умения».

2. Риторические умения становятся не только важным компонентом коммуникативной компетенции учителя, но и самостоятельным объектом и предметом изучения.

3. Риторические умения являются сложным / многокомпонентным умением, входят в структуру коммуникативно-рече-

вых умений и выполняют роль метаумений, рассматривать их следует в широком и узком контексте: как общие — универсальные и как частные — профессиональные.

4. Введение данного понятия в обучение, постепенное освоение риторических особенностей каждого жанра позволило: а) улучшить устные выступления и письменные тексты студентов, так как их стихийный риторический опыт переходит в осмысленную речемыслительную деятельность; б) сформировать риторическую компетенцию будущего учителя, базовым компонентом которой и являются риторические умения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ладыженская Т. А. Школьная риторика. 5 класс: Методический комментарий. — М.: Дрофа, 1996. - С. 7.

2 Пассов Е. И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. — М., 1978. — С. 78.

3 Лосева Л. М. Как строится текст. — М.: Просвещение, 1980. — С. 12.

4 Донская Т. К. Коммуникативная методика русского языка. — СПб., 2000. — С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.