ПЕДАГОГИКА
Например, умение выбрать тип речи (соотносимо с изобретением) ® расположить в соответствии с избранным типом речи, прогнозируя впечатление, эффект (соотносимо с расположением) ® определить уместность его употребления в данной речевой ситуации, варьируя риторическими приемами воздействия, активизации внимания, украшения (соотносимо с выражением мысли) ® умение адекватно воспринимать информацию и правильно реагировать на нее (соотносимо с произнесением).
Второй тип РУ соотносится с введением риторических элементов в тексты нериторических жанров и включает комплекс: 1) приемов воздействия; 2) приемов украшения; 3) приемов активизации внимания.
Например, умение владеть средствами убеждения (прием воздействия), умение вводить повторы, элементы интимизации повествования (приемы активизации внимания), умение соединить рациональное и эмоциональное (прием украшения).
Подробнее охарактеризуем РУ первого типа.
1. РУ, соотносимые с изобретением мысли:
• находить тему, идею, цель, замысел речи;
• сформулировать задачи речи, подбирать материал для раскрытия замысла;
• подбирать материал по основным микротемам;
• выбирать жанр и соответствующий ему тип речи для эффективного речевого общения;
• формулировать основной тезис (субтезисы) речи, определять их качество;
• подбирать аргументы (факты, цифры, примеры, аксиомы, постулаты), связь между тезисом (субтезисами) и аргументами;
• отбирать языковые средства, возможные речевые клише, соответствующие стилю, тональности текста, образу адресата;
• определять тип адресата, особенности общения с ним;
• определять коммуникативное намерение адресанта, адресата (образ автора);
• отбирать языковые средства, соответствующие образу автора / оратора;
• проводить риторический анализ речи.
Эти умения определяют речевую компетенцию, так как во многом идентичны текстовым умениям. Отличие — в центре риторических умений — человек, произносящий речь, общающийся человек, т. е. «человек говорящий».
2. РУ, соотносимые с расположением мысли:
• составлять план текста;
• продумывать логику изложения;
• выбирать скрепы на всех уровнях языка в соответствии с жанром и адресатом;
• расположить факты / материал / аргументы в соответствии с выбранным типом речи, прогнозируя риторическое впечатление;
• определять способы доказательства своего взгляда и опровержение обратного;
• располагать аргументы в тексте;
• продуцировать вторичные тексты (тезисы, краткий план, конспект и т.п.);
• определять условия целесообразности использования прямого или опосредованного способа воздействия;
• выбирать наиболее приемлемый способ выражения согласия, возражения, отказа, опровержения и т.п.
3. РУ, соотносимые с выражением мысли:
• определить уместность употребления той или иной языковой единицы в данной речевой ситуации;
• варьировать риторическими приемами для эффективного педагогического общения с целью точно и правильно выразить мысль и воздействовать на интеллектуальные эмоции слушающих / участников устного диалога / полилога.
Умения этих групп определяют уровень риторической культуры оратора, которого он достиг, и уровень его творческого потенциала, который он имеет.
Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя
4. РУ, соотносимые с произнесением речи:
• умения распределять дыхание, регулировать громкость, звучность голоса и темп речи;
• выделять голосом ключевые слова, делая необходимые логические ударения и паузы;
• умения воспроизвести / передать модальность текста;
• умения передать риторический пафос;
• умения использовать разнообразную интонацию;
• умения использовать необходимые невербальные средства;
• умения установить зрительный контакт;
Названные приемы, с одной стороны, формируют способность к речевой импровизации, являющейся показателем уровня владения риторическими умениями, риторическим искусством, с другой, способствуют успеху любого публичного выступления учителя, потому что помогают осуществлять психологическую связь с учениками / коллегами / родителями.
• умения выходить из трудной ситуации. В целом, умения этой группы совершенствуют ораторский опыт.
Предложенную классификацию можно назвать универсальной, так как она распространяется на тексты всех жанров, в том числе и педагогические.
Однако мы рассматриваем РУ через призму функционирования в педагогических жанрах, поэтому типология приобретает свои специфические особенности, отражающие профессиональную направленность обучения, которая проявляется и в умениях второго типа: введение риторических элементов в нериторические жанры педагогической речи. Назовем их.
Раскроем некоторые приемы активизации внимания:
• обращение помогает установить контакт учителя и аудитории. Традиционные обращения «ребята», «друзья», «дорогие друзья», «мальчики и девочки», «дорогие мои» помогают установить субъект-субъектные отношения и определенный уровень коммуникации;
Введение риторических элементов в нериторические жанры педагогической речи
Приемы воздействия Приемы активизации внимания Приемы украшения
• умение учитывать а) связанные с употреблением языковых и • использование
адресата / заботиться речевых единиц: риторических фигур
о нем; • обращения; и тропов в учебно-
• владеть риториче- • повторы; научном тексте;
скими средствами • интимизация повествования; • соединение ра-
убеждения, воздейст- • диалогизация; ционального и эмо-
вия; • использование риторических вопросов, ционального,
• предвидеть реак- дилемм, устанавливающих контакт средств; информационного
цию партнера; • «демонстрация зависимости» от слу- и образного;
• умение быстро шающих; • выбор языковых
принимать «языко- • впечатление импровизированной речи; и речевых средств,
вые» решения, сохра- • сопоставление всех «за» и «против»; адекватных собесед-
няя и инициативу, и • оценочность; нику;
возможность компро- • использование экспрессии, цитат, афо- • умение органи-
мисса; ризмов, прецедентных текстов; зовывать равноправ-
• поддерживать / • апелляция к авторитету; ное психологически
опровергать доводы • случай / история, вызывающие сочувст- комфортное речевое
оппонента; вие; общение;
• умение задавать б) связанные с техникой речи (речевым ма- • умение подоб-
вопросы разных типов неврированием) рать особую тональ-
и др. ность текста и др.
• являются базовым компонентом риторической компетенции.
Резюмируя сказанное, отмечаем:
1. В современной науке и практике возникла необходимость в разграничении понятий «речевые умения» и «риторические умения».
2. Риторические умения становятся не только важным компонентом коммуникативной компетенции учителя, но и самостоятельным объектом и предметом изучения.
3. Риторические умения являются сложным / многокомпонентным умением, входят в структуру коммуникативно-рече-
вых умений и выполняют роль метаумений, рассматривать их следует в широком и узком контексте: как общие — универсальные и как частные — профессиональные.
4. Введение данного понятия в обучение, постепенное освоение риторических особенностей каждого жанра позволило: а) улучшить устные выступления и письменные тексты студентов, так как их стихийный риторический опыт переходит в осмысленную речемыслительную деятельность; б) сформировать риторическую компетенцию будущего учителя, базовым компонентом которой и являются риторические умения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ладыженская Т. А. Школьная риторика. 5 класс: Методический комментарий. — М.: Дрофа, 1996. - С. 7.
2 Пассов Е. И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. — М., 1978. — С. 78.
3 Лосева Л. М. Как строится текст. — М.: Просвещение, 1980. — С. 12.
4 Донская Т. К. Коммуникативная методика русского языка. — СПб., 2000. — С. 27.