Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
5. Muller, S. Discourse markers in native and non-native English discourse // Bayerishe Staats Bibliothek. - 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bsb-muenchen.de/index.php (Дата обращения 25.08.2015).
References
1. Nikolaeva, T. M., Uspenskij, B. A. Jazykoznanie i paralingvistika / Lingvisticheskie issledovanija po obshhej i slavjanskoj tipologii. - M., 1966. - 202 s.
2. Sadohin, A.P. Mezhkul'turnaja kommunikacija / A.P. Sadohin. - M.: Al'faM, 2004. - 288.
3. Aijmer, K., Simon-Vandenbergen, A. Pragmatic markers // Handbook of Pragmatics. - 2009 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.benjamins.com/online/hop/ (Data obrashhenija 12.07.2015).
4. Maschler, Y. Discourse markers in bilingual conversation // Special issues of the international journal of bilingualism. - 2000. - P. 4.
5. Muller, S. Discourse markers in native and non-native English discourse // Bayerishe Staats Bibliothek. - 2005 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.bsb-muenchen.de/index.php (Data obrashhenija 25.08.2015).
DOI 10.18454/IRJ.2015.41.068 Колесникова Л.Н.
Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Почетный работник высшей школы, кандидат филологических наук, доцент, Орловский государственный университет РИТОРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ
Аннотация
Цель статьи - выявить и описать наиболее важные риторические средства эффективной речи на примере анализа восприятия студентами речи современного российского преподавателя вуза. Практическое применение наше исследование находит на занятиях по риторике и культуре речи, русскому языку как иностранному, деловому общению и пабликрилейшнз на разных факультетах ОГУ.
Ключевые слова: риторика, риторические средства, эффективность речи, риторическая личность, риторическая культура личности
Kolesnikova L.N.
Corresponding Member of the International Academy of Pedagogical Education , Honorary Worker of Higher Education ,
PhD in Philology, associate professor, Orel State University EFFECTIVE SPEECH RHETORICAL MEANS
Abstract
Purpose of the article - to identify and describe the most important means of effective rhetorical question on the example of the perception of the students of the speech of the modern Russian university teacher . The practical application of our research is on the lessons of rhetoric and culture of speech , Russian as a foreign language , business communication and public relations in different departments at OSU.
Keywords: rhetoric, rhetorical tools , the effectiveness of speech , rhetorical identity rhetorical culture of personality.
Современная риторика разрабатывается на основе синтеза достижений многих гуманитарных наук: лингвистики и психолингвистики, социолингвистики и лингвокультурологии, теории коммуникации, этики, логики, семиотики и рассматривается учеными как учение об эффективной речи и риторической личности. Риторическая личность - это языковая личность, риторически образованная, эффективно воздействующая и взаимодействующая с аудиторией своим словом, нравом, образом [Колесникова, 1998; 2007; 2013]. Речь представляет собой сложный психолингвопрагмариторический процесс, форму существования человеческого языка. Речь отражает менталитет, социальный статус, характер и культуру личности, индивидуальность человека, «речь - это человек в целом» (Цицерон). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций, их понимание и воздействие на адресата речи, ибо как гласят русские пословицы, «речь - это в другого втечь», «с кем поведешься, от того и наберешься».
Эффективность речи (общения) определяется как коммуникативный успех. «Эффективность (от лат. Effectivus -эффективный) речи - это свойство речи, свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи. Эффективность речи можно оценить лишь после произнесения речи или публикации текста по реакции слушателей или читателей. Воздействие речи направлено непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента, его знаний о мире, отношений к тем или иным событиям и реалиям мира и др.» [Азимов, Щукин, 2009]. Эффективность речи зависит от говорящего и слушающего, от их симпатий и антипатий, от их настроения в момент речи, поэтому «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...» (Ф.И. Тютчев). Однако оратору полезно учитывать фактор адресата речи, ситуацию общения (ибо все зависит от ситуации), а именно: обстановку общения (официальную/неофициальную), численность и социально-возрастной статус слушателей, цель и задачи речи, тональность общения. Добиться эффективности речи можно, изучая риторику и становясь риторической личностью.
Риторическая личность - видовое понятие языковой личности, и как любая языковая личность всегда этнически, социально, гендерно, профессионально маркирована. В частности, если рассмотреть русскую риторическую личность современного российского преподавателя вуза, то можно отметить следующие риторические средства создания эффективной речи, проанализировав, например, отзывы студентов Орловского государственного университета (более 3700 человек), которые в письменных опросах, проведенных нами с 2000 по 2015 годы на разные темы: «Эффективность речи преподавателя», «Риторический идеал современного преподавателя», «Что бы вы сказали
83
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (41) ■ Часть 5 ■ Ноябрь
своему любимому преподавателю?», отметили, что их любимые преподаватели всегда производили на них хорошее впечатление, потому что были интеллигентны, обаятельны, гуманны (далее цитируем отзывы студентов как свидетельства и доказательства): «Преподаватель должен быть, прежде всего, хорошим человеком, Вы хороший человек!». Мнения студентов согласуются с мыслью Квинтилиана о том, что «прежде, чем стать оратором, надо стать сначала хорошим человеком».
Продолжаем анализ студенческих отзывов-комплиментов их любимым преподавателям: «У Вас всегда гармоничный образ!», «Вы всегда производите хорошее впечатление!», «Вы очень умны и интеллигентны», «Вы так обаятельны!», «Вы покоряете нас своей интеллигентностью!», «У Вас отличное отношение к студентам», «На Ваших занятиях у нас стресса», «Мы ходим к Вам на лекции с охотой и удовольствием», «Студенты Вас обожают!».
Следовательно, аудитория активно реагирует на внешний облик оратора, ей нравится его гармоничный образ, студенты тонко чувствуют характер, нрав, культуру преподавателя, его отношение к аудитории. Подтверждается мысль классика о том, что «мы слушаем не речь, а человека, который говорит» (Квинтилиан).
Говорящий творит свою аудиторию: «На Ваших парах всегда теплая атмосфера, и к Вашим словам хочется прислушиваться»; «Вы научили нас не бояться друг друга. С каждой парой прибавлялась уверенность, и выступать перед аудиторией было проще». «Преподаватель наш уважал студентов и общался с нами на равных, беседовал с нами, и мы лучше усваивали материал лекций». «Ваши пары сплотили нас, научили слушать и слышать друг друга». «На парах есть чему научиться, и есть возможность открыть в себе и развить что -то новое». «С Ваших пар не хочется уходить»; «После Ваших занятий еще пару дней отходишь, размышляя о жизни и о себе» и т.д. Важно, когда студенты выходят после лекций обновленными, переживающими, мыслящими.
Таким образом, аудитория ценит умение оратора заинтересовать слушателей темой речи и своей личностью, умением создать доброжелательную атмосферу общения, способствующую самореализации и развитию личности.
Многие отзывы студентов посвящены красноречию преподавателей, эффективности его речи: «Преподаватель умеет говорить так, что заслушаешься, и всегда помнит, что он преподаватель». «Посещая именно Ваши занятия, я как будто попадаю в другое измерение, то есть я слушаю очень внимательно, все запоминаю и улавливаю. Мне нравится слышать Вашу речь, тембр голоса, звук, интонации, я обретаю состояние полного удовлетворения. Сидя два часа, мне порой не хочется идти на другие лекции, так бы и сидела до конца дня, слушая Вас. Я стараюсь тоже быть культурным, образованным человеком» (Значим личный пример преподавателя-ритора как образец для подражания - Л.К.).
В данных отзывах подмечено ценное качество: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать» (Сенека). Студенты внимательно относятся к личности преподавателя и его риторической культуре. Риторическая культура личности преподавателя вуза - это нравственно-эстетическая и эмоциональноинтеллектуальная культура его речевой деятельности, направленной на постижение истины и гармоничное развитие личности студента. Мы используем факты-отзывы студентов, как доказательства, потому что без позитивных фактов обсуждение любой проблемы не уходит дальше деклараций и отображения мышления самого исследователя.
Итак, мы выяснили, что риторическими средствами эффективной речи являются: 1) нравственно-этические качества личности оратора: обаяние, интеллигентность, артистизм, ответственность за каждое сказанное слово, доброжелательное и уважительное отношение к аудитории, увлеченность и заинтересованность предметом речи, спокойствие, уверенность; 2) риторическая культура оратора: диалогизированное, т.е. субъект-субъектное общение с аудиторией, демократический стиль общения; красноречивая, умная и эмоциональная речь, создание благоприятного климата общения в аудитории; 3) гармоничный образ оратора - его приятный внешний облик; звучный и красивый голос, его тембр и разнообразные интонации, хорошая дикция, эстетическое исполнение речи, производящие благотворное воздействие на слушателей. Более подробно эта проблема рассмотрена в других наших работах [Колесникова, 1998, 2001, 2007, 2013].
Практическое применение наше исследование находит на занятиях по риторике и культуре речи, по русскому языку как иностранному, деловому общению и паблик рилейшнз на разных факультетах ОГУ. Студенты с удовольствием учатся выступать публично, участвовать в дискуссиях, доказывать свою точку зрения, проигрывать различные диалоги, учатся культурной и эффективной речи (общению).
Литература
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. 2009.
2. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. - Орел,1998.
3. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры. Монография в 3-х томах. - Орел, ОГУ, 2007.
4. Колесникова Л.Н. Риторическая культура личности современного российского преподавателя вуза. - Орел, ОГУ, 2013.
5. Колесникова Л.Н. Лингвокультурология. Языковая личность в аспекте диалога культур. Изд. 2-е. Допущено УМО в качестве учебного пособия для студентов вузов. - Орел, ОГУ, 2013.
References
1. Azimov Je.G., Shhukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam). - M.: Izdatel'stvo IKAR. 2009.
2. Kolesnikova L.N. Obajanie lichnosti kak kategorija ritoriki. - Orel,1998.
3. Kolesnikova L.N. Ritoricheskaja lichnost' prepodavatelja-filologa v kontekste professional'noj kul'tury. Monografija v 3-h tomah. - Orel, OGU, 2007.
4. Kolesnikova L.N. Ritoricheskaja kul'tura lichnosti sovremennogo rossijskogo prepodavatelja vuza. - Orel, OGU, 2013.
5. Kolesnikova L.N. Lingvokul'turologija. Jazykovaja lichnost' v aspekte dialoga kul'tur. Izd. 2-e. Dopushheno UMO v kachestve uchebnogo posobija dlja studentov vuzov. - Orel, OGU, 2013.
84