УДК 81.23 801. 613
Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова
РИТМ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПРИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ
Авторы рассматривают устную речь как функциональную систему, реализующуюся в психосенсомоторном речевом стереотипе, который формируется в результате интеграции, координации и регуляции ее подсистем. Изучены речевой и неречевой ритмы в онтогенезе и при речевом дизонтогенезе. В норме выявлена четкая динамика созревания неречевого и речевого ритмов. У детей с речевыми нарушениями обнаружены низкий уровень развития ритмического моторного ответа, задержка созревания ритмической организации речи, выявлены ее специфические нарушения при разных формах речевой патологии. Научно обоснована и предложена психолого-педагогическая модель развития ритма у детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: речевой и неречевой ритм, психосенсомоторный речевой стереотип, речевой онтогенез, дизонтогенез, психолого-педагогическая модель коррекции.
Lydia I. Belyakova, Yulia O. Filatova
RHYTHM OF SPEECH AND NONSPEECH PROCESSES
IN CHILDREN IN NORM AND SPEECH & LANGUAGE PATHOLOGY
The authors consider oral speech as a functional system realizable in a psychosensomotor speech stereotype which is forming as a result of integration, coordination and regulation of its subsystems. This study examined speech and nonspeech rhythms in ontogenesis and speech dysontogenesis. In norm the accurate dynamics of nonspeech and speech rhythms maturing is revealed. The low level of rhythmical motor response development, the delay of the rhythmical speech organization maturing are found out in children with speech & language pathology, its specific disorders are shown at different forms of speech & language pathology. The psychological and pedagogical model of rhythm development in children with speech & language disorders is scientifically substantiated and presented.
Key words: speech and nonspeech rhythm, psychosensomotor speech stereotype, speech ontogenesis, dysontogenesis, psychological and pedagogical model of treatment.
Н а современном этапе развития теории специальной педагогики, и в особенности логопедии, психолингвистика занимает все более значимое место как в плане исследования речи и языка, так и с точки зрения привлечения ее теоретических положений к толкованию тех феноменов, которые являются предметом логопедической науки. Наименее изученными в логопедии являются неречевые и речевые ритмические процессы.
Ритм является одной из важнейших характеристик бытия и представляет собой интегративный регулятор всех процессов живой и неживой природы. Жизненные процессы целостного организма обеспечиваются сложной иерархией соподчиненных структур центральных механизмов, характеризующихся разными по сложности ритмами, которые у человека располагаются в пространственно-временном континууме от циркадных ритмов сохранения жизни до сложнейших ритмов лингвистического планирования речи.
Речь - наиболее сложно организованная психофизиологическая система человеческого организма, в которой теснейшим образом объединены ее психические и биологические составляющие. Согласно Т.Н. Ушаковой, «... слова не изолированные единицы; в вербальном механизме - это, скорее, системно и упорядоченно организованный клубок их латентных связей с объектами мира и другими словами» [Ушакова 2011: 17]. Понятно, что ритм речи также относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга - восприятии, порождении и реализации речи.
Несмотря на то, что в физиологии, психолингвистике, педагогике обсуждается значение ритма [Сапаров 1974; Тарасова 1971; Хризман 1991 и др.], проблемы этого феномена исследованы недостаточно. Ритмические процессы, связанные с речевой функцией, изучены фрагментарно. Это ка-
сается как их формирования в онтогенезе, так и в дизонтогенезе. В то же время проведенный нами теоретический междисциплинарный анализ свидетельствует о том, что ритм является важнейшим показателем как нормального развития, так и деструкции функции [Белякова, Филатова 2010: 26]. Такой анализ проблемы ритма неречевых и речевых процессов позволяет расширить методологическое поле психолого-педагогических исследований в логопедии, что может способствовать более глубокому, а возможно, и новому пониманию роли ритмических процессов в онтогенезе и дизон-тогенезе речи.
Рассматривая речь как единую функциональную систему, необходимо подчеркнуть, что она состоит из целого ряда структурно-функциональных подсистем, или элементов, устойчиво координированных во времени и пространстве между собой. Сюда относятся структуры мозга, как воспринимающие речь, так и участвующие в формировании и реализации психолингвистической и речедвигательной программ. В программе реализации устной речи участвуют функциональные подсистемы речевого дыхания, голоса и артикуляции. Каждый из элементов имеет собственный ритм, а кроме того, все подсистемы для достижения «результата действия» функциональной системы речи, т.е. реализации целостного психосенсомоторного речевого стереотипа, синхронизируются между собой. Нами сделана попытка дальнейшего развития теоретических представлений о речи как о функциональной системе в плане определения места и роли ритма в интеграции, координации и регуляции ее подсистем.
Состыковка психолингвистической и психомоторной программ функциональной системы речи носит сложный характер, постепенно формируется в ходе онтогенеза, что, по-видимому, связано с развитием целостного центрального ритмического пейс-мекерного механизма [Белякова, Филатова 2010: 29].
В разных научных направлениях представлены различные определения ритма [Антипова 1991: 18; Башкиров, Ветчинки-на 1976: 177; Маковецкий 2004: 6; Потапов 1996: 9 и мн. др.]. В них акцентируются особенности трактовки ритма в соответствии с задачей исследования. В широком смысле ритм определяется как «воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов» [БСЭ: 133]. В целях настоящего исследования, посвященного изучению речевого ритма, он представляет собой временную структуру, образуемую акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.п. Ритм речи каждого человека характеризуется теми же качествами, что и его моторная активность [Torii 1976 и др.].
Как утверждают многие исследователи и практики [Далькроз 1914; Кольцова 1973; Теплов 2003 и др.], ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Восприятие ритма внешней среды вызывает многообразные ощущения, которые влияют на эмоциональное состояние человека и его двигательную активность. М. Н. Ливановым [Ливанов 1989] и др. выявлено, что выработка прочного двигательного условного рефлекса облегчается при действии ритмического раздражителя, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.
В настоящее время в психофизиологии доказано, что целенаправленное действие обеспечивается согласованностью во времени и пространстве нейронных импульсов. Их согласованность является главным условием для организации и функционирования нейронных ансамблей, необходимых для реализации функций. Наряду с жесткими связями нейронных ансамблей, обеспечивающих взаимодействие элементов функциональных систем, существуют и гибкие, которые объединяют нейронные ансамбли благодаря синхронизации их ритмов, образуя системы более высокого порядка (твор-
ческие озарения, элементы эвристики и пр.) [Иваницкий 2007: 28]. Можно думать, что примером гибких связей являются в онтогенезе специфические нейронные ансамбли, которые формируются в процессе общения между матерью и младенцем уже на самых ранних этапах его жизни, проявляясь, в частности, в общности их акустических характеристик голоса [Ляско 2005; Shumura 1992 и др.].
Наблюдения за здоровыми маленькими детьми показывают, что любая ритмическая стимуляция (пение, музыка) сразу вызывает ответную ритмическую двигательную реакцию. В практике, несмотря на отсутствие теоретических обоснований, ритмические стимулы давно и широко применяются при различных функциональных тренировках. Недостаточно исследованными остаются речевые ритмические процессы, особенности восприятия и воспроизведения неречевой ритмической стимуляции в зависимости от канала подачи ритмического стимула (звукового, зрительного, бимодального).
По существу, мало известно, как формируется у ребенка неречевой и речевой ритмы в онтогенезе, как они меняются в зависимости от хода онтогенеза, каковы общие и специфические особенности организации ритмических процессов в зависимости от клинической формы речевого расстройства. Решение этих задач позволит научно обосновать принципы ритмических воздействий при коррекции речевых нарушений.
В настоящем исследовании было выяснено, что речевой и неречевой ритмы имеют свои онтогенетические особенности, а также общие и специфические нарушения у детей с разными видами речевой патологии. Был разработан диагностический комплекс изучения неречевых и речевых ритмических процессов, который состоял из двух блоков, включавших отечественные и зарубежные модифицированные методики, адекватные возрасту, двигательным и ре-
чевым возможностям детей и подростков с нормальной и нарушенной речью.
Всего в исследовании принимало участие 262 ребенка 6-11 лет и 32 подростка 1115 лет без речевых нарушений, 504 ребенка 6-11 лет и 45 подростков 11-15 лет с разными видами речевой патологии (заикание, дизартрия, моторная алалия).
При изучении неречевого ритма мы базировались на известном положении о двигательной природе ритма, в связи с чем было введено понятие «уровень развития ритмического моторного ответа» в качестве диагностического признака. Предварительные исследования, проведенные с детьми младшего дошкольного возраста, показали, что воспроизведение неречевого ритма в ответ на ритмическую стимуляцию разной модальности носило нестабильный характер. В этой связи для получения статистически достоверных данных анализировались результаты обследования детей, начиная со старшего дошкольного возраста, а именно с 6 лет. Использовались методика А.Р. Лурии для нейропсихологического изучения слухо-моторных координаций и методика Х. Бирча, Л. Белмонта для изучения слухо-зрительных связей1.
Для исследования речевого ритма применялись: методика выявления нарушений плавности речи [Кшйп 19971], методика изучения речевого ритмического ряда с учетом метрических признаков [Медникова 2004], методика обследования ритмоинтона-ционной стороны речи [Бабина и др. 1997]. Изучение акустических ритмических коррелятов осуществлялось с помощью средства визуализации речи на базе информационных технологий (программно-аппаратного комплекса «Видимая речь 3.0»).
В норме у детей уже с 6 лет в показателях неречевого ритма отмечался достаточно высокий уровень развития ритмического моторного ответа на ритмические стимулы
разных модальностей. С возрастом отчетливо обнаруживалась положительная динамика развития неречевого ритма, которая носила плавный характер. В возрасте 8-9 лет у детей появлялась способность к графической перешифровке ритмических стимулов, предъявленных на слух. Экспериментально выявлено статистически достоверное преобладание зрительного канала восприятия неречевого ритма по сравнению со слуховым, что указывало на первостепенное значение зрения в восприятии не только образов окружающего мира, но и их ритмической организации. У всех детей обнаружено достоверное повышение уровня развития ритмического моторного ответа при комбинировании звукового и зрительного стимулов (р<0,001).
В характеристиках речевого ритма выявлена четкая динамика последовательности созревания ритмических процессов на разных иерархических уровнях речи: от слогового, словесного и синтагменного уровней речевого ритма у дошкольников до ритмоинтонационного оформления высказывания у подростков.
Впервые при разных видах речевой патологии обнаружены общие для детей с нарушениями речи показатели неречевого ритма: доминантность зрительного канала восприятия неречевого ритма, низкий уровень развития ритмического моторного ответа на звуковые ритмические стимулы, трудности аудиовизуальной интеграции, а также существенные затруднения графической перешифровки ритмических стимулов, предъявленных на слух.
При таких формах речевого дизонто-генеза, как неврозоподобное заикание, дизартрия, моторная алалия, выявлен разный уровень развития ритмического моторного ответа на звуковые стимулы: низкий уровень при неврозоподобном заикании и дизартрии, отсутствие ритмического ответа
1 Методика представлена в статье Ю.О. Филатовой, Т.И. Кострик 2005: 134-135.
при моторной алалии. В отличие от нормы бимодальное предъявление звуковых и зрительных ритмических стимулов при не-врозоподобном заикании и дизартрии мало влияло на результаты воспроизведения ритмического рисунка, при моторной алалии наблюдалось значительное ухудшение результатов воспроизведения ритмического рисунка предъявляемого аудиовизуального стимула (р<0,001).
На основе экспериментальных данных изучения речевого ритма при разных видах речевой патологии обнаружены следующие общие для них характеристики: задержка созревания ритмической организации речи и дизритмия процессов восприятия и воспроизведения речи на разных иерархических уровнях (слоговом, словесном, синтагменном), в том числе и на ритмо-интонационном.
Экспериментально выявлены статистически достоверные качественные отличия нарушения ритмической организации речи при разных видах речевых расстройств в соответствии с разными клиническими проявлениями.
При невротической форме заикания нарушения речевых ритмических процессов проявлялись, главным образом, в «экстренной дизритмии», связанной с эмоциональным напряжением при поиске адекватного слова, и некоторой задержке созревания речевого ритма. При неврозоподобной форме наряду с «экстренной дизритмией» обнаруживалась незрелость речевых ритмических процессов разного уровня (слогового, словесного, синтагменного), а также суженный частотный диапазон и диапазон динамических модуляций голоса [Филатова 2010: 83]. Группа с неврозоподобной формой заикания являлась полиморфной и включала лиц с клаттерингом, ритмоинтонационная сторона речи которых была нарушена более грубо.
При дизартрии выявлено расстройство ритмической организации речи на всех иерархических уровнях: от воспроизвод-
ства ритма на уровне слога, слова, синтагмы до ритмоинтонационной стороны речи, что тесно связано со структурой неврологического дефекта. При моторной алалии обнаружена несформированность слогового, словесного и синтагменного ритмов и трудности произвольного управления ритмоин-тонационной стороной речи, что связано со спецификой языкового расстройства, природа которого до настоящего времени остается неясной.
Результаты экспериментального исследования и его теоретический анализ подтвердили значимость неречевых и речевых ритмических процессов в ходе развития речи. Характеристика общих и специфических особенностей неречевых и речевых ритмических процессов у детей с отклоняющимся речевым развитием свидетельствовала о необходимости и возможности использования ритмических стимуляций для развития ритма движений и речи у детей с речевой патологией.
На основе теоретического анализа и экспериментальных данных была научно обоснована психолого-педагогическая модель развития ритма движений и речи в их взаимосвязи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевой патологией в процессе логопедической работы по коррекции речи.
В основу теоретического обоснования модели легли следующие сформулированные нами базовые представления:
- психолого-педагогическая модель развития ритма движений и речи может быть рассмотрена как функциональная система нового речевого стереотипа;
- в качестве результата действия функциональной системы может рассматриваться психосенсомоторный речевой стереотип, состоящий из ряда подсистем (речевое дыхание, голос, артикуляция), в норме устойчиво координированных между собой ритмически;
- моторная природа неречевого и речевого ритмов;
- развитие неречевого ритма в онтогенезе происходит от формирования временных характеристик движений к пространственным;
- развитие речевого ритма в онтогенезе идет в последовательности: слоговой ритм - словесный ритм - синтагменный ритм;
- тесная связь формирования речевого ритма и развития ритма речевого дыхания как одной из подсистем психосенсомотор-ного речевого стереотипа;
- усвоение синтагменных ритмов в онтогенезе происходит в последовательности: хорей - ямб - дактиль;
- у детей с разными формами речевого дизонтогенеза (заикание, дизартрия, моторная алалия) имеются как общие, так и специфические характеристики речевых и неречевых ритмических процессов;
- развитие ритма движений и речи способствует формированию нового психосен-сомоторного речевого стереотипа у детей с речевой патологией.
Эти теоретические представления легли в основу создания педагогической программы по развитию ритма движений и речи у детей. Особое значение в этой программе придавалось определенной нелинейной последовательности в смене этапов формирования неречевого и речевого (слогового, словесного, синтагменного) ритмов в системе развития ритмических процессов у детей с нарушениями речи.
Апробация разработанной психолого-педагогической программы по развитию ритма движений и речи у детей с речевыми расстройствами осуществлялась в дошкольном и школьном образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи. Результаты экспериментальных исследований, а также наблюдений педагогов, логопедов и музыкальных работников показали ее положительное влияние на процесс усвоения коррекционных программ по развитию речи. Дифференцированные данные получены у детей с невротической
и неврозоподобной формами заикания. При невротической форме заикания дети достаточно быстро усваивали темп и ритм, успешно координировали речевое дыхание с речью, последовательно овладевая слоговым, словесным и синтагменным ритмами. При неврозоподобной форме заикания требовалось значительно больше времени (до 2-3 лет коррекционной работы) для усвоения программы, в особенности, большие затруднения состояли в координации речевого дыхания и речи.
При дизартрии наблюдались разные результаты в зависимости от клинической симптоматики. Так, при наличии подкорковых явлений усвоение неречевого и речевого ритмов было существенно затруднено и реализовывалось значительно труднее, чем при доминировании спастического феномена. При моторной алалии усваивались наиболее простые неречевые и речевые ритмы, отмечались трудности запоминания и неточность их воспроизведения, а развитие речевых ритмов требовало длительной тренировки.
Наши исследования показали, что развитие ритма движений и речи у детей с речевой патологией по специальной методике создавало благоприятный фон для успешной логопедической работы. Включение психолого-педагогической модели развития речевого и неречевого ритмов у детей с нарушениями речи в качестве «обходного пути» (по Л. С. Выготскому 1960: 201) развития речи в программу коррекционного обучения стимулировало речевое развитие и ускоряло процесс коррекции.
Исследование выявило, что для формирования нового психосенсомоторно-го речевого стереотипа у детей с речевой патологией требуется учет иерархии соподчиненных неречевых и речевых ритмических процессов с тем, чтобы потенциальные возможности детей с нарушениями речи были использованы в онтогенезе в полной мере.
Литература
Антипова А.М. Беседы о ритме (беседа первая) // Иностранные языки в школе, 1985. - №5.- С. 18-23.
Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф. и др. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. - М., 1997.
Башкиров А.А., Ветчинкина, К.Т. Физиологическая терминология / Под ред. А.В. Коробкова. - М., 1976. - С. 177.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Эволюционный аспект исследования регулятор-ных механизмов речевой функции // Дефектология, 2010. - № 5. - С. 21-30.
Большая Советская Энциклопедия. - М., 1975. - Т.22. - С. 133-134.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 201.
Далькроз Е.Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. Шесть лекций // Издание журнала «Театр и Искусство». - СПб., 1914. - 158 с.
Иваницкий А.Физиологические основы сознания // Наука в России, 2007. - № 3.
- С. 25-30.
КольцоваМ.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Медицина, 1973. - 144 с.
Ливанов М.Н. Избранные труды. - М.: Наука, 1989. - 201 с.
Ляско Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать-ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал, 2005. - Т.26. - №3. - С. 81-93.
Маковецкий Е.А. Социальная аналитика ритма: Жиль Делёз, или О спасении. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. - 176 с.
Медникова Л.С. Развитие пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Дис. ... д-ра психол. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2004. - 444 с.
Потапов В.В. Речевой ритм в диахронии и синхронии. - М.: МГЛУ, 1996. - 180 с.
Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974. - С. 85-103.
Тарасова К.В. Генезис некоторых компонентов структуры чувства ритма // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М., 1971. - № 2(4). - С. 40-43.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. - С. 210236.
Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики.
- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 524 с.
Филатова Ю.О. Роль средств визуализации речи на базе информационных технологий в изучении просодической стороны речи детей и подростков с заиканием // Дефектология, 2010. - № 6. - С. 77-84.
Филатова Ю.О. Особенности неречевого ритма у детей в норме и при заикании // Дефектология, 2012. - №1. - С. 32-40.
Филатова Ю.О. Онтогенез и дизонтогенез ритмической организации речи // Дефектология, 2012. - №3. - С. 28-32.
Филатова Ю.О., Кострик Т.И. Количественная и качественная оценка показателей неплавности речи у дошкольников с заиканием // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. - М.: «Прометей» МПГУ, 2005. - С. 134-139.
Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность ребенка. -М.: Педагогика, 1991. - 231 с.
Shumura Y.Y. Sound spectrographs studies on the reaction between mothers and pleasure vocalization in early infancy // Acta Paediatr. Jpn, 1992. - Vol. 34. - P. 259-266.
Torii T. Walking, breathing and speech // A guide-book for the Third World Congress of phoneticians. - Tokio, 1976.