ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
С.Р. Асланова, Н.Ю. Шарипова
100
Аннотация. В данной статье коллектив авторов предлагает к рассмотрению вопросы дифференциальной диагностики структурных нарушений у детей. Представлен анализ теоретических сведений, касающихся вопроса теории слога и сло-госложения, онтогенетических показателей становления слоговых и ритмических составляющих слов у детей. Авторами проведено собственное исследование искажений слогового и ритмического состава слова у дошкольников с заиканием, определены дифференциально-диагностические показатели.
Ключевые слова: структурная организация речевого потока, фонетическое слово, речевой ритм,, нарушения слоговой структуры слова.
Summary. The article deals with the problems of differential diagnosis of structural disorders in children. It also analyzes theoretical knowledge about the theory of the syllabe and syllable composition, developmental indicators becoming syllabic words and rhythmic components in children. The authors conducted their own study of distortion of syllabic rhythm of speech in preschool children with speech impediments are defined differential and diagnostic indicators.
Keywords: the structural organization of the speech flow, phonetic word, speech rhythm, disorders of syllabic structure of the word.
Исследования особенностей структурной организации речевого высказывания детьми представлены в клинических, лингвистических и педагогических работах научного и научно-практического направлений. В отечественной логопедии рассмотрение структурных нарушений речи представлены исследованиями искажений слоговой структуры слова, возможностей структурно-семантического анализа предложений и текста [1; 2].
Частотность проявлений указанных трудностей в структуре разных
речевых дефектов, выраженность и стойкость выявляемых искажений актуализирует проблему дифференциальной диагностики нарушений реализации ритмической и слоговой составляющих слов у дошкольников.
Современные исследования в области лингвистики свидетельствуют о том, что первая ступень, на которой реализуется слог, относится к уровню «фонетического слова». С понятием «фонетическое слово» соотносят понятие «ритмическая структура», которая состоит из одного или нескольких
слогов, объединенных одним главноу-дарным слогом. Заданный главноудар-ный слог группирует вокруг себя слабоударные (безударные) слоги. Рассматривая феномены «ритмическая структура» и «фонетическое слово», следует отметить, что их концептуальные характеристики могут выступать как синонимичные, однако эта синонимичность зависит от структурно-грамматических либо ритмических особенностей конкретного языка [3].
Для русского языка характерным является действие звуковых закономерностей в пределах самого слова (о некоторых можно сказать, в пределах фонетического, то есть самостоятельного слова с примыкающими к нему безударными словами или частицами). По мнению известного исследователя А. А. Потебни, распределение слогов в словах русского языка определяется по специфической формуле - 12311. Расшифровка формулы следующая - перед ударным, самым сильным слогом (3) находится первый предударный, менее сильный (2), при этом все остальные слоги (1) имеют еще более слабую ударную позицию. Данная формула распределения ударных и неударных элементов слова в русском языке отнесена к закрытым слогам. Все открытые слоги, за исключением главноударного, по мнению автора, равны по силе предударному. Рассматриваемая формула распределения силы и длительности слогов, предложенная А.А. Потебней, применима как к изолированному слову, так и к взаимодействию слогов и их элементов в потоке речи [4].
Рассматривая в качестве сравнения другие языки, можно отметить следующее. Например, в немецком структурирование ударных и слабоударных эле-
ментов слова осуществляется в соответствии с его морфологическим строением. Характерно, что помимо главного ударного элемента слово может иметь и второстепенные акценты. Для каждой морфологической модели свойственно собственное ритмическое строение. Для французского языка характерным является объединение единым ударением группы слогов, которые могут превышать по своей длительности некоторые слова. Ударение в подобных ритмических группах всегда падает на последний слог последнего слова данной группы. В английском языке существуют собственные условия употребления термина «фонетическое слово». В данном случае под «фонетическим словом» понимают множество единиц, образующих последовательности качественно самостоятельных, но объединенных друг с другом звуков. Указанные объединения могут образовывать слог или несколько слогов, находясь при этом в строго определенных акустико-рит-мических отношениях [4].
Согласно экспериментально-фонетическим исследованиям ритмических структур, в потоке речи происходит перераспределение последовательностей звуков, которое влечет за собой возникновение побочных слогов. Данные образования являются элементами, базой для построения фонетических слов (и / или ритмических структур). Именно фонетическое слово выступает проводником для слога к единицам более высокого уровня [4; 5].
Слог, как опорная единица сегментации звучащего потока, в современной лингвистике условно разделяется на фонетический и фонологический типы. В понятии фонологического
101
102
слога заложен подход к определению границы слога в качестве единства, в котором находится подчиняющаяся определенным правилам каждого языка фонемная комбинация. Именно фонологические критерии используют при определении, разграничении и описании слога.
Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением, назван термином «фонетическое слово» [6, с. 80]. Возможность правильной реализации структуры слов родного языка подразумевает безошибочное проговаривание количества, последовательности звуков и слогов в слове, а также его ритмической модели. Ряд исследователей указывает на то, что безошибочная реализация ритмической составляющей слова является базовым умением для освоения его слоговых и звуковых компонентов и для овладения ритмическими особенностями родного языка в целом. Известно, что на ранних этапах онтогенеза наблюдается уподобление звуков и слогов наряду с сохранностью соотношений ударных и безакцентных элементов [7].
Исследования в области нейрофизиологии свидетельствуют о том, что в основе ритмической организации человеческой речи лежит естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и, в частности, человеческое дыхание. Ритмичность дыхательного процесса определяет ритмичность человеческой речи. Естественная необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса - паузы, которые расчленяют речь на единицы, речевые
такты. Таким образом, ритм речи представляет собой результат закономерного повторения однородных элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз), характер которых определяется составом данного языка. Единицей речевого ритма признают слово или группу слов, отграниченные от последующих при помощи интервала, например паузы, и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных и разнородных словесно-звуковых элементов. Речевой ритм по своей сущности является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс характерных признаков (наличие паузирований, расстановки и соотношения ударных и безударных частей, расположение окончаний и др.).
Многочисленные исследования в различных областях научного знания (философии, психологии, нейрофизиологии, логопедии и др.) свидетельствуют о том, что функционирование речевого ритма базируется на развитии неречевых ритмических процессов.
Так, философские концепции организации пространственно-временного континуума любой материи рассматривают ритм как способ ее организации, как универсальную космическую категорию [8]. Психо- и нейрофизиологи говорят о том, что нормальное функционирование всей психики человека в значительной степени детерминировано равномерной пульсацией, накапливающейся во времени и пространстве из разрозненных сегментов речи. Любые психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают наличие высокой степени ритмичности. Известные исследования Н.А. Бернштейна о физиологии движений показывают, что суть двига-
тельного навыка есть координация, именно она является центральным звеном движения, обеспечивая ему точность, плавность, соразмерность [9]. Функционирование координационных структур поддерживается темпом и ритмом движения. Нейропси-хологические исследования серийных движений, артикуляторных в том числе, свидетельствуют о том, что для двигательной реализации вербального стимула необходима темпоральная и ритмическая составляющие, без которых невозможно существование действия [10].
Овладение ребенком структурными особенностями родного языка сте-пируется от первых младенческих криков и синтагматической организации первых вокализаций ребенка (до 5 мес.) к лепетным цепям, состоящим из различных звукокомплексов (к 6-7 мес.), и появлению первых слоговых квантов, приближенных к последовательности СГ (к 9 мес.) [7]. С появлением первых лепетных псевдослов ребенок переходит на уровень коммуникативно-познавательной активности, начинается период формирования словесной речи, когда слово предстает как носитель «определенной акцентно-силлабический модели» [11, с. 84].
Исследования онтогенеза детской речи свидетельствуют о том, что усвоение ритмических особенностей русского языка развивается в определенной последовательности: от двусложных слов с ударением на первом слоге к воспроизведению ямбических псе-водослов восходящей звучности и трехсложных структур с ударением на втором слоге [7].
Особенности ритмики русской речи и ее структурно-слоговой организации признаются отечественными
лингвистами наиболее сложными для усвоения по сравнению с другими языками мира. Известен факт преобладания хореической ритмики в речевом обращении взрослых к ребенку: большинство русских уменьшительных имен имеет размер хорея (Сашенька, Машенька, Катенька и т.д.), русские колыбельные, детские плясовые, первые стихи и считалочки построены на модели хорея, отражая тем самым ритмическую наклонность маленького ребенка. Постепенно «хореический» этап структурирования невербальных и вербальных последовательностей сменяется этапом усвоения разнообразных ритмических моделей. Способность строить собственное высказывание по национальным канонам благозвучия, наличие чувствительности к эвфоническим законам родной речи заложены в психике ребенка изначально: в ряде исследований есть указания на то, что внутриутробное развитие является этапом первичного освоения ритмоинтонацион-ной специфики родной речи. Данные способности проявляются в раннем возрасте и являются базовым фактором для дальнейшего овладения ритмическим строем устного высказывания. Многообразие акцентных моделей русского языка оказывает значительное влияние не только на процесс их реализации, но и на возможности их опознания в речевом потоке. Многочисленными исследованиями установлено, что наиболее значимой информацией при идентификации фонетических слов в любом речевом потоке является практическое знание о типах частотных ритмических структур, характерных для данного языка. Согласно исследованиям Л.В. Златоустовой (1970), для русского языка характерными являются двусложные структуры хореического
103
104
типа и трехсложные с ударением на втором слоге [5].
В условиях дизонтогенетического развития устной речи дети проявляют определенную специфику в овладении всеми ее компонентами. Ритмическая и слоговая организация также не являются исключением. Рассмотрим особенности и дифференциальные показатели состояния слоговой и ритмической организации слов дошкольниками с алалией, минимальными проявлениями дизартрии и заиканием.
Данные, касающиеся состояния слоговой структуры слова у детей с алалией, представлены в ряде ранних работ по соответствующей проблематике. В современных отечественных исследованиях в области логопедии раскрываются типологические особенности слогового и ритмического структурирования, характерные для дошкольников с различными формами речевой патологии.
Сокращения звуков и слогов признают наиболее характерными для детей с ала-лией. Как правило, сокращаются согласные, находящиеся в стечениях. Следует отметить, что количество слогов не влияет на появление данного типа искажений, то есть искажаться могут и односложные слова ([гом] - гном, [бат] -бант), и двусложные (Цака] - лавка, [гомы] - гномы), и многосложные ([ка-феты] - конфеты, [идюка] - индюшка и др.). Наиболее типичными являются элизии в трехсложных словах и словах усложненного слогового состава ([ка-бок] - колобок, [гуситя] - гусеница и др.). Наличие сокращений слогов в двусложных словах является проявлением выраженного речевого недоразвития и рассматривается в качестве значимого дифференциального показателя при алалии (общем недоразвитии речи).
Добавления гласного звука между стечениями согласных (гном - ганом, медведь - мидиветь) встречается в тех случаях, когда ребенок производит попытки упрощения серии артикуляций для того, чтобы сохранить оба согласных звука, тогда добавочный гласный облегчает реализацию моторной программы и обеспечивает «плавность» перехода с одного согласного на другой.
Звуковые и слоговые метатезы также входят в список частотных искажений слов у дошкольников с алалией ([мивдеть] - медведь, [тякся] - чашка, [кама]они] - макароны).
Персевераторнъе повторения слогов, как ударных, так и не имеющих акцента ([осиси] - осы, [бабанан] - банан), дробление слова на части ([ми..в.. деть] - медведь), скандирование ([а-ма-]от] - самолет) являются менее распространенными видами трудностей, но стойкими с точки зрения динамики их преодоления. Характерным и устойчивым затруднением является также изменение места ударения в слове ([г]иби] -грибы, [голява] - голова).
Следует отметить, что для дошкольников с алалией типичным является комбинаторный характер искажений структуры одного слова, случаи изменения контура слова до неузнаваемости, невозможность правильного воспроизведения слова даже при его сопряженном проговаривании, а также распад структуры слова при многократном отраженном воспроизведении (изолированно или в составе словосочетания).
Приведенные примеры искажений слов показывают, что при сокращении согласных звуков в их стечениях и метатезах слогов отсутствуют нарушения в ритмике слова, в то время как сокра-
щения слогов, добавления гласных звуков между согласными, персеверации, скандирование, дробление слогов и ненормативное паузирование значительно изменяют ритмическую конструкцию искаженного слова.
В работах Г.В. Бабиной, Н.Ю. Ша-риповой представлен анализ результатов речевой продукции детей с минимальными проявлениями дизартрии, который показал, что значительное количество ошибок проговаривания слова детьми рассматриваемой категории касается его ритмической организации. Выявлен ряд специфических искажений [2].
Сокращения в стечениях согласных звуков имеет свои особенности (в сравнении с детьми с алалией). Для детей с минимальными проявлениями дизартрии характерной является тенденция к сохранению одного из имеющихся стечений согласных звуков в словах многосложной структуры ([сьпути-ки] - спутники). Искажения слогового состава слов с одним стечением встречаются в отдельных случаях и проявляются, в основном, в добавлении гласных между согласными ([букава] - буква, [маганит] - магнит).
Уподобления гласных звуков, чаще антиципирующего характера ([пама-мытька] - пирамидка) также признаны частотными и характерными нарушениями для дошкольников данной категории. Кроме того, встречаются и уподобления согласных звуков: а) антиципирующие (регрессивные) ([пазязе-зик] - паровозик, [дадуга] - радуга); б) прогрессивные ([зезения] - зеленая, [сясяет] - самолет).
Увеличение количества слогов за счет подстановки гласного между согласными в стечениях, сокращения количества согласных в их стечениях,
преимущественное искажение структуры многосложных слов со стечениями согласных звуков и сохранность структуры слов более простого слогового состава являются характерными проявлениями в структуре речевого дефекта у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии.
Специфические особенности оформления речевого высказывания в ритмическом и слоговом отношении имеют дети с заиканием.
В трудах исследователей представлены данные, характеризующие специфические проявления в структуризации и сегментации речевого потока детьми с заиканием.
Так, в исследованиях Ю.А. Кузьмина такие факты, как количество и длительность пауз, частотность повторов (слоговых и звуковых), добавлений лишних звуков в структуру слова, выступают показателями степени тяжести заикания [12].
В работах С.Р. Аслановой (2007) представлены данные, где такие проявления, как повторы (звуков, частей слова, целого слова), восклицания, паузы, дыхательные итерации и пересмотры, выступают значимыми показателями при анализе неплавности спонтанной речи детей трех-четырех лет [13].
В работах Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой [14] говорится о том, что на появление запинок в речи детей значительным образом влияет ритмическая структура слова. В большинстве случаев запинки возникают на предударных и ударных слогах, а также на первом слоге слова или фразы. При прогова-ривании заударных слогов запинки возникают реже. Авторы также отмечают, что степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непо-
105
106
стоянна и зависит от целого ряда условий. К наиболее значимым относят эмоциональное состояние заикающегося в определенный момент времени и эмоциональную значимость ситуации. Кроме того, исследователи выделяют лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок. К ним относят, например, фонетические характеристики звуков. Глухие и звонкие смычные согласные, ("п, т, к"), сочетания этих звуков с другими согласными ("тр", "ст", "кр") относят к тем, которые чаще других сопровождаются судорогами. Таким образом, степень затруднений связывается с наличием труднопроизносимых звуков в словах, составляющих целое высказывание.
Ориентируясь на отдельные языковые единицы, авторы отмечают, что запинки в наибольшей степени вероятны в словах, которые менее характерны для индивидуального словаря говорящего (малочастотные), а также в словах или словосочетаниях, которые несут основную информационную нагрузку во фразе и тем самым отражают информационную значимость сообщения.
Наше исследование было нацелено на выявление особенностей слоговой и ритмической организации речевого континуума (на примере слов различной слоговой структуры) дошкольниками пятого года жизни с заиканием.
Детям предлагались для самостоятельного, отраженного и (при необходимости) сопряженного проговарива-ния слова различной слоговой структуры. В экспериментальном исследовании использованы практические материалы, представленные в работе ГВ. Бабиной, Н.Ю. Шариповой [2].
Для дошкольников рассматриваемой категории характерными являются рассмотренные ниже особенности слогового и ритмического оформления слов.
Наиболее частотными оказались повторы слогов. Следует отметить, что повторы чаще проявляются в словах трехсложной (многосложной) структуры. Примерами подобного вида искажений могут служить следующие варианты проговаривания: [па-па-па-куба^ - попугай; [сяпади-ди-ди] - сапоги; [виласипи-пет] - велосипед. Типичным является быстрый темп про-говаривания, иногда затрудняющий определение количества повторяющихся слогов. Наличие стечений согласных звуков усугубляет ситуацию и приводит к комбинированию (в рамках одного слова) застреваний на начальном звуке стечения и повторов ударных и / или заударных слогов: [с..с...скака.,.ка)ка] - скакалка; [с...с... с...тга..ититиль] - строитель.
Своеобразие структурной организации вербальных единиц иллюстрируют следующие варианты прогова-ривания: [самаммма.ва] - самаммма-вай] - самовар; [малаттта.ток - ма-латттаток] - молоток; [памиддди..дои - памидддидои] - помидоры. Наряду с вынужденным повтором слога и паузой в середине слова отмечается наличие темпоральных контрастов в реализации одного слова: замедление в начальной части слова с пролонгацией согласного - [самаммма...] - и ускорение в последней части [элемент ва]], далее повторное, ускоренное, более слитное проговаривание всего слова [самамммава]]; пролонгация согласного звука сохраняется.
Частотными являются удвоения ( редупликации) значимых частей слова,
сочетающиеся с вынужденным паузи-рованием на границе предударного и ударного слогов: [кат...кат...каток] -каток; [твит...твит... твиты] - цветы.
Значимыми представляются многочисленные факты специфического ритмического оформления структур типа СГССГ (слов с ударением на первом слоге и стечением согласных звуков в середине). Традиционные запинки и застревания на согласном звуке в начале слова сочетаются с запинками на первом звуке стечения согласных в середине слова. Попытки справиться с паузированием, возникающим в середине слова, приводят к своеобразному скандированию ([с...с...сум...к...ка] -сумка, [к...к...кеп...к...ка] - кепка).
Добавления гласных звуков в стечения согласных также составляют значительный процент от общего числа выявленных трудностей слогового и ритмического оформления слов детьми рассматриваемой категории. Вероятно, таким способом ребенок пытается справиться с возникающей запинкой или избежать ее. Добавления гласных встречаются и в начале ([с.. сату)] - стул), и в середине ( [тыкк.. кава] - тыква), и в конце слова ([тига-)ит] - тигр). Последний пример показывает, что попытки правильного оформления труднодоступной структуры нередко приводят к дополнительным искажениям, например, добавлению лишнего слога.
Анализ реализации ритмических и звуко-слоговых компонентов слова детьми с заиканием выявляет еще один вид специфических ошибок. Наличие вынужденного (неверного) слогораздела характеризует многие искаженные слова: ([сам.мммалет] - самолет, [паммм....мммидои] - памидо-ры, [скавввв.каваода] - сковорода,
[с...с...с...ка...ка..)ка] - скакалка, [с. с...с...т..т...гаит...ти..тиль] - строитель). Вынужденные паузы часто возникают не только на границе слогов, но и внутри слога, что ведет к выраженным изменениям сегментации фонетического слова. Перекомпоновка звуко-комплексов соседних слогов, дробление слога, изменение границ между слогами отражает своеобразие нарушений слоговой структуры слова у детей с заиканием.
Следует отметить, что соотношение выявленных трудностей у детей неодинаково. У одних - преобладают многочисленные повторения слогов и редупликации, у других - добавления гласных в стечения согласных звуков сочетаются с неверным паузиро-ванием, ненормативным слогоразделом и скандированием.
Анализ данных литературы, результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения:
• дошкольники с заиканием имеют собственные (особые) искажения ритмического и слогового состава слов;
• для детей данной категории такие виды нарушений как перестановки (метатезы) звуков и слогов, слоговые замещения, сокращения звуков и слогов не являются характерными (ср. с дошкольниками с алалией);
• при обилии и выраженности искажений структуры слова у дошкольников с заиканием не выявлено явных фактов ассимиляции, как прогрессивного, так и регрессивного характера;
• для дошкольников с заиканием свойственны следующие типичные нарушения слоговой и ритмической организации слов: а) многочисленные повторы слогов (разных по выделен-
107
108
ности, в разных позициях); б) редупликация значимых частей слов; в) неупорядоченная сегментация фонетических слов, выражающаяся в дроблении слога на звуки, неверном слогоразделе, наличии пауз внутри слова; г) деформация соотношения по длительности между ударным слогом и безударными (на фоне удлиненного прозношения отдельных звуков в безударных слогах нивелируется выделен-ность ударного слога).
Как показывает анализ, нарушения слоговой структуры слова у заикающихся дошкольников всегда (или по преимуществу) сопряжены с выраженной нестабильностью ритмического структурирования вербальных единиц родного языка. Искажение ритмического контура слов приводит к отступлению от универсальных ритмических тенденций, характерных для русского языка (изометрия, изохронность между ударными интервалами). Трудности реализации субстанциональных и функциональных составляющих речевого ритма (на уровне фонетического слова) оказывают отрицательное влияние на овладение заикающимися детьми специфическим языковым кодом данного языкового ареала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабина Г.В. Трансформационная переработка текстового материала школьниками с нарушениями речи // Специальное образование. - Екатеринбург, 2011. - № 3 (23).
2. БабинаГ.В., ШариповаН.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онто- и дизонтогенез: Монография. - Таганрог: Сфинкс, 2010. - 105 с.
3. Потапова Р.К., Потапов В.В. Речевая коммуникация: от звука к высказыванию. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 464 с.
4. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. - М., 1958. - Т. 1-2.
5. Златоустова Л.В. О ритмических структурах в поэтических и прозаических текстах // Звуковой строй языка / Отв. ред. Р.И. Аванесов. - М., 1979. - 198 с.
6. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Ле-кант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку (2-ое издание, исправленное и дополненное) / Под ред. П. А. Леканта. - М.: Высшая школа, 1995.
- 380 с.
7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М., 1987. - 165 с.
8. Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. - 1985. - № 1. -С. 71-81.
9. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. - М.: Наука, 1990. - 495 с.
10. Курганский А.В., Ахутина Т.В. Трудности обучения и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Вестник МГУ. -Сер. 14. - 1996. - С. 58-65.
11. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1965. - 245 с.
12. Кузьмин Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений // Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями: Сб. научн. трудов. - М., 1989.
- С. 5-24.
13. Асланова С.Р. Проблемы неплавности речи у детей дошкольного возраста: Монография / Под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. Л.И. Беляковой - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2007. - 92 с.
14. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». - М.: В. Секачев, 1998. -304 с. ■